Борьбе и гонках на колесницах. Древние виды спорта. Гонки на колесницах

Происхождение гонок

Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах , но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьей книге «Илиады » и происходят на играх в честь похорон Патрокла . В той гонке участвовали Диомед, Евмел, Антилох, Менелай и Мерион. Гонку в один круг, устроенную вокруг пня от срубленного дерева, выиграл Диомед. В качестве приза он получил рабыню и медный котёл.

Гонки на колесницах также считаются первым олимпийским видом спорта. По одной из легенд, царь Эномай вызывал на гонку всех претендентов на руку его дочери Гипподамии. Один из них, по имени Пелоп, сумел выиграть эту гонку, а затем стал устраивать в честь своей победы спортивные игры, с которых начались Олимпиады .

Олимпийские игры

В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).

Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром , в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.

Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.

Были и другие устройства, называвшиеся «орёл» или «дельфин», их использовали для отсчёта кругов гонки. Вероятно, это были бронзовые фигуры, установленные на столбах у стартовой линии. Перед стартом их поднимали, а затем опускали по одному, показывая гонщикам, сколько осталось кругов.

В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.

Для зрителей самой захватывающей частью гонок было прохождение поворотного столба в конце ипподрома. Разворот был опасным манёвром, иногда смертельно опасным. Если соперники не успевали опрокинуть чужую колесницу до вхождения в поворот, то они могли протаранить или даже переехать её вместе с наездником и лошадьми прямо в момент огибания столба. Преднамеренный таран противника для разрушения или опрокидывания его колесницы формально запрещался правилами гонок, но поделать с этим ничего не могли (ещё в гонке на похоронах Патрокла Антилох выбил Менелая из заезда, разбив его колесницу). Аварии нередко происходили и просто так, без злого умысла соперников.

Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки , которые были вскоре исключены из Олимпийских Игр.

В микенские времена гонщик-возница сам являлся владельцем колесницы, поэтому приз получал непосредственный победитель гонки. Но уже ко времени Всеэллинских игр владельцы колесниц обычно имели рабов-возниц, и приз доставался владельцу. Арсецил, царь Кирены , выиграл гонку колесниц на Пифийских играх в 462 году до н. э., когда его раб-возница единственным доехал до финиша. В 416 году до н. э. афинский военачальник Алкивиад выставил на гонку сразу семь колесниц, одна из которых выиграла; понятно, что он не мог править всеми семью сам. Филипп II , царь Македонии , выиграл олимпийскую колесничную гонку, чтобы доказать, что не является варваром; хотя, если бы он правил колесницей сам, его бы посчитали хуже чем варваром. Победителем гонки вполне могла стать даже женщина, несмотря на то, что женщины не допускались на Игры ни как участницы, ни как зрители. Такое изредка происходило: например, спартанка Циниска, дочь царя Агесилая Второго, дважды выигрывала гонку колесниц.

Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.

Гонки в Древнем Риме

Гонки на колесницах. Древний Рим

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков , которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.

Гонки в Византии

Как и многие характерные черты римской жизни, гонки на колесницах продолжались в Византийской империи , хотя византийцы не вели столь тщательный учёт и статистику гонок, как римляне. Константин предпочитал колесничные гонки гладиаторским боям, которые он считал языческим пережитком. Феодосий Первый , ревностный христианин, прекратил с 394 года проводить Олимпийские игры, ради искоренения язычества и для развития христианства. Гонки, тем не менее, продолжались.

Константинопольский Ипподром (типичный римский «циркус», а не греческий открытый ипподром), был соединён с императорским дворцом и храмом Святой Софии, поэтому зрители могли лицезреть своего императора, как и в Риме.

В столице Византии велась напряжённая борьба партий команд колесниц.

В Римской империи подкуп и другие виды мошенничества на гонках не были распространены, по крайней мере, свидетельств о таких случаях практически нет. В Византийской империи, вероятно, нарушений было больше. Кодекс Юстиниана , например, прямо запрещал наводить порчу на соперников по гонке, но о других способах вредительства или подкупа не сообщается. Возможно, таковых и не было.

Римские гоночные клубы продолжали существовать и в Византии, но сильными командами были только «Синие» и «Зеленые». Один из прославленных колесничих пятого века, Порфирий, в разное время состоял и в «Синих», и в «Зелёных».

Однако, в византийскую эпоху клубы были уже не просто спортивными командами. Они имели влияние в военных, политических и богословских вопросах. Например, «Синие» склонялись к монофизитству , а «Зеленые» сохраняли верность ортодоксальному (православному) направлению. Потом клубы превратились в нечто вроде преступных синдикатов и не брезговали грабежом и убийствами. Они устраивали уличные беспорядки ещё при Нероне, но на протяжении всего пятого и в начале шестого века их бунты продолжались и достигли предела при Юстиниане , в 532 году, когда случился крупнейший мятеж («мятеж Ника »), начавшийся после ареста нескольких членов клубов по обвинению в убийстве.

После подавления мятежа гонки пошли на спад. К тому же, расходы по устроению гонок сделались к этому времени чрезмерно велики и для клубов, и для императора.

Константинопольский Ипподром оставался местом отдыха императоров вплоть до 1204 года, когда он был разграблен при четвёртом Крестовом походе. Крестоносцы сняли бронзовые статуи четырёх коней, которые были частью построенного Константином Великим монумента, изображавшего колесницу «квадригу». Эти бронзовые кони существуют до сих пор и установлены в соборе Св. Марка в Венеции .

Литература

Настоящая статья является переводом аналогичной статьи из англоязычной Википедии. В оригинальной статье указаны следующие источники информации:

  • Boren, Henry C. Roman Society. - Lexington: D.C. Heath and Company, 1992. - ISBN 0-669-17801-2
  • Finley, M. I. The Olympic Games: The First Thousand Years. - New York: Viking press, 1976. - ISBN 0-670-52406-9
  • Harris, H. A. «Sport in Ancient Greece and Rome». Ithaca: Cornell University Press, 1972. ISBN 0-8014-0718-4
  • Homer. «The Iliad» (trans. by E. V. Rieu). London: Penguin Classics, 2003.

Гонки на колесницах February 7th, 2011


Гонки на колесницах были одним из популярнейших видов спорта в Римской империи.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме "Циркус Максимус"
- Большой Цирк
Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в Большом Цирке.



Большой Цирк располагался в небольшой лощине, между Авентинским и Палатинским холмами. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти. Здесь они собирались, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства.


Это было величественным сооружением из камня и мрамора. Деревянным был лишь верхний ярус. Первые три этажа были отведены под торговые лавки.


Высокая огнестойкость здания позволяла устроить торговые ряды по всей длине стадиона. Несмотря на пожароопасность, исходившую от множества галерей и лавок, Большой Цирк простоял 500 лет

Большой Цирк имел в длину 500 м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м.

Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м.

Посреди арены находилась spina — 300-метровая полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков. Spina символизировала сломанный хребет врагов Рима.


Сейчас она находится перед дворцом Латеранском.
Ее центральным элементом был 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего из египетских фараонов. Теперь этот символ царского могущества принадлежал Риму.

Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные — так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.

Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый

Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности…

Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам.

На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины — что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу

До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима — Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.

Самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов является Гай Аппулей Диокл, живший во втором веке нашей эры в Древнем Риме. За свою спортивную карьеру он заработал сумму, равную сегодня 15 миллиардов долларов.Прибыв в Рим из района современной Португалии, Диокл начал свою спортивную карьеру в 18-летнем возрасте и завершил ее в 42 года.

За это время за свои победы он заработал 35863120 сестерциев - эта сумма была отчеканена на найденном во время раскопок памятнике, который был воздвигнут в честь чемпиона древнеримских гонщиков его болельщиками.


Современные гонки колесниц в Берлине.

Большой Цирк представлял собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Плиний писал, что он прекрасен сам по себе, помимо представлений, которые в нем устраивались. К сожалению, до наших дней сохранился лишь расплывчатый контур его основания.

Древние Олимпийские игры были жестокими соревнованиями, в которых атлеты проливали свою кровь и даже отдавали жизни ради славы и первенства, во избежание позора и поражения.

Участники игр соревновались обнаженными. Атлетов идеализировали не в последнюю очередь из-за их физического совершенства. Их превозносили за бесстрашие, выдержку и волю к борьбе, граничащие с самоубийством. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах немногие приходили к финишу.

Появление Олимпийских игр

Не секрет, что для древних олимпийцев главной была воля. В этих соревнованиях не было места вежливости, благородству, упражнениям в любительских видах спорта и современным олимпийским идеалам.

Первые олимпийцы сражались за награду . Официально победитель получал символический венок из оливы, но они возвращались домой героями и получали необычные подарки.

Они отчаянно сражались за что-то, чего не понять современным олимпийцам – за бессмертие .

В религии греков не было загробной жизни. Надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги , увековечивание в скульптуре и песнях. Проигрыш означал полный крах.

В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров , проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт .

От древних Олимпийских игр мало что осталось. Празднеств, потрясавших некогда эти места, уже не вернуть. Эти колонны когда-то поддерживали своды , в честь которого и устраивались игры . Ничем не примечательное сейчас поле было стадионом, на котором проходили соревнования, на нем собирались 45 тысяч греков.

Сохранился туннель, в котором раздавались шаги олимпийцев, выходивших на поле. С вершины трехгранной колонны на все это взирала крылатая , богиня победы, символ и дух Олимпийских игр.

Происхождение можно назвать доисторическим, люди жили здесь в каменных домах около 2800 года до н.э. Около 1000-го до н.э. Олимпия стала храмом , бога грома и молнии.

Как появились игры?

Из религиозных ритуалов. Первым соревнованием стал бег к алтарю Зевса ритуальное приношение энергии богу .

Первые зафиксированные игры состоялись в 776 до н.э. , они проводились каждые 4 года непрерывно в течение 12 веков.

Участвовать могли все граждане . Негреки, которых сами греки называли , не допускались к участию, женщины и рабы также не допускались.

Игры проходили в августе в полнолуние. Атлеты прибывали сюда за 30 дней до открытия, чтобы месяц тренироваться. За ними внимательно следили судьи, называвшиеся .

Тем, кто тщательно готовился к олимпиаде, не ленился и не совершал ничего предосудительного, элланодики говорили смело двигаться вперед . Но если кто-то не тренировался должным образом, ему следовало уйти.

В те времена на олимпиаду съезжался весь Древний мир , 100 тысяч человек разбивали лагеря в полях и оливковых рощах. Они прибывали сюда по суше и по морю: из , Африки, территории современной Франции и южного побережья современной России. Часто сюда приезжали люди из городов-государств, воевавших друг с другом: греки по природе своей были довольно склочными.

Игры имели огромное значение и пользовались уважением, а потому в честь Зевса подписывалось перемирие на священном диске , которое в течение трех месяцев защищало всех прибывших гостей. Возможно, благодаря тому, что оно подкреплялось , наводившими страх на всех, перемирие практически никогда не нарушалось: даже самые заклятые враги могли видеться и соревноваться на олимпиаде в мире.

Но в первый день олимпиада соревнований не было, это был день религиозного очищения и напутствий. Атлетов вели в – святилище и место собраний. Здесь же была статуя Зевса с молнией в руке.

Под суровым взором бога жрец приносил в жертву гениталии быка, после чего атлеты давали соломонову клятву Зевсу: соревноваться честно и соблюдать правила.

Все было серьезно. Наказание за нарушение правил было жестоким . Вдалеке атлеты видели статуи Зевса, называвшиеся заны, воздвигнутые на деньги, полученные в виде штрафов, уплаченных нарушителями правил соревнований.

Победу нужно было заслужить не деньгами, а быстротой ног и силой тела – гласили предписания олимпиады. Но венец победителя давался немалой кровью.

Кулачный бой

Древние греки восхищались красотой и силой спорта, но их влекли и дикость, и насилие: в этом они видели метафору жизни.

По-гречески соревнование звучит как «агон», от него происходит слово агония. Понятие борьбы – одно из центральных в греческой культуре . В контексте атлетики «агон» означал соревнование с болью, страданиями и жестокой конкуренцией.


Без сомнения, ни в одном виде спорта нет такой ожесточенной борьбы, как в боксе, берущем свое начало в

Кулачные бои вошли в программу игр в 688 году до н.э., за ней последовала борьба и еще более жестокий вид спорта – . Все они быстро стали любимыми видами спорта толпы, потому что риск увечий или даже смерти здесь был чрезвычайно высок , а жертвы должны были умилостивить Зевса, потому бои проводились в священной части Олимпии – перед 9-метровым алтарем Зевса, сделанном из пепла жертвенных животных.

Современные боксеры были бы в ужасе от правил соревнования, вернее, от их практического отсутствия: не было ограничений по весу, не было раундов, соперники боролись без перерыва, воды, тренера в углу ринга и перчаток – бойцы были предоставлены сами себе.

Они наматывали ремни из грубой кожи на кулаки и запястья , чтобы увеличить силу удара. Кожа врезалась в плоть врага. Удары часто приходились в голову, все было забрызгано кровью, они боролись без остановки , пока один из противников не падет.

Начиная со 146 года до н.э. хозяевами олимпиады стали римляне . При них соперники стали вставлять трехсантиметровые металлические шипы между ремнями – это скорее напоминало поединок на ножах, чем кулачный бой, некоторые практически сразу выбывали из соревнований, кто-то был очень успешен. Многих новичков эти перчатки из ремней полосовали , вернее, даже разрывали на куски.

Чтобы ужесточить бои, их проводили в августе после полудня под палящим средиземноморским солнцем. Таким образом, соперники боролись друг с другом с ослепляющим светом, обезвоживанием и зноем.


Сколько длились бои? Четыре часа и больше, пока один из атлетов не сдавался, для этого достаточно было поднять палец .

Но поражение было куда более унизительным, чем в наши дни: многие борцы предпочитали умереть, чем проиграть .

Спартанцы, фанатичные солдаты, были приучены никогда не сдаваться, поэтому не участвовали в кулачных боях, так как поражение было смертельным позором .

Борцами восхищались не только за удары, которые они могли нанести противнику, но и за боль, которую могли вынести. Они ценили с физической и с философской точки зрения способность выдерживать боль до такой степени, что вы будете получать удар за ударом под палящим солнцем, зноем, дыша пылью – в этом они видели добродетель .

Если дело шло к ничьей, или в поединке наступала мертвая точка, судьи могли объявиться кульминацию , когда бойцы должны были обмениваться открытыми ударами. Есть известная история о двух бойцах, дошедших до такого момента в матче – Кревг и Дамоксена . Каждый должен был нанести по удару противнику. Первым был Дамоксен, он применил прокалывающий удар каратэ, проткнул плоть соперника и вырвал его кишки. Кревг был посмертно объявлен победителем , потому что судьи заявили, что технически Дамоксен нанес ему не один удар, а пять, потому что он использовал пять пальцев, чтобы проткнуть тело врага в нескольких местах сразу.

У древних бойцов не было снаряжения для тренировок, но они не уступали в физической силе современным коллегам.

Панкратион — бои без правил

Борцовские поединки были практически смертельной битвой, но для дикости – ударов ниже пояса и запрещенных приемов – был свой спорт, панкратион .

Панкратион был весьма брутальным мероприятием, это было самое жестокое из всех древних соревнований . Про него говорят, что это смесь нечистого бокса с нечистой борьбой: разрешалось бить, толкать, душить, ломать кости – все, что угодно, никаких запретов.


Панкратион появился в 648 году до н.э. В нем было только два правила: нельзя кусаться и выкалывать глаза , но и эти запреты не всегда соблюдались. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.

Техника была не важна в этих древних боях без правил, очень скоро они стали самым популярным мероприятием на олимпиаде .

Панкратион был олицетворением насилия в древнем спорте , это было самое захватывающее и популярное зрелище, и это дает нам некоторое представление о духе человечества в те времена.

Борьба — относительно цивилизованный вид боевого спорта

Борьба была единственным боевым спортом, которое можно назвать относительно цивилизованным по сегодняшним меркам , но и здесь правила не отличались строгостью. Проще говоря, в ход шло все: многое из того, что запрещено сегодня – удушающие захваты, переламывание костей, подножки – все считалось нормальной техникой.

Древние бойцы были прекрасно натренированы и обучены множеству приемов: броску через плечо, тискам и различным захватам. Состязания проводились в специальной неглубокой яме .

Было два вида соревнований: лежа на земле и стоя . Борцы сражались или стоя на ногах – в этом случае три любых падения означали поражение, или же соперники дрались в скользкой грязи, где им трудно было держаться на ногах. Поединок продолжался, как и в спортивной борьбе или панкратионе, пока один из участников не сдавался. Бои нередко были сродни пыткам .

В 7 веке до н. э. судьи осознали необходимость ввести запрет на переламывание пальцев , но его часто игнорировали. В 5 веке до н.э. Антикозий с одержал две победы подряд, переломав пальцы своим противникам.

Гонки на колесницах — самый опасный вид спорта

Но не только борцы рисковали своим телом и жизнью на древних Олимпийских играх.


Еще задолго до появления Олимпийских игр греки любили сочетать спорт с иногда даже смертельной опасностью. Прыжки на быке были популярным спортом на в 2000-х годах до н.э. Акробаты буквально брали мчащегося быка за рога, выполняя на его спине.

Самым опасным Олимпийским спортом были гонки на колесницах . Колесницы соревновались на ипподроме, на месте которого сейчас находится оливковая роща: ипподром размыло, когда около 600-го года н.э. река Алтея неожиданно изменила русло.

Гоночная полоса ипподрома была длиной около 135 метров, по ширине на ней умещалось 44 колесницы, каждая из которых была запряжена 4-мя лошадьми.

Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов . 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.

Самым сложным на дистанции был разворот : колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.

Степень опасности гонок доходила до абсурда , в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.

Зевс правил Олимпом, но судьба колесниц скорее зависели от бога лошадей, чья статуя взирала на ипподром. Его звали , он нагонял страх на лошадей, поэтому перед гонкой участники старались задобрить его.

Единственный элемент порядка в этом гоночном хаосе вносили на старте. Греки придумали оригинальный механизм для обеспечения справедливости на поле: бронзовый орел Зевса поднимался над толпой , что означало начало гонки.

Колесницы были небольшого размера и имели по два колеса, сзади они были открыты, так что возничий не был никак защищен .

Была воздвигнута участниками , почти столь же престижных, как и Олимпийские. Греки восхваляли контроль и самообладание среди насилия и хаоса. Статуя воплощает эти идеалы.

Можно ли было женщинам участвовать в соревнованиях ? Не в качестве возничих, но они могли выставлять свои колесницы.

На постаменте, на котором стояла статуя дочери царя , существует надпись: « Спарты цари – мне отцы и браться. Победив колесницы на быстроногих конях, я, Киниска , воздвигла эту статую. С гордостью говорю: единственная из всех женщин я получила этот венок».

Киниска была первой женщиной, победившей на олимпиаде , прислав на игры свою колесницу.

Как и сегодня, в качестве жокеев в лошадиных скачках, последовавших за гонками на колесницах, часто выступали мальчики. Главное здесь было правильное сочетание неудержимости и контроля. Жокеи мчались на неоседланных лошадях, управляя ими лишь коленями и хлыстом .

Лошади были дикими. В 512 году до н.э. кобыла по кличке Ветер сбросила жокея, едва ворвавшись на поле, бежала без наездника и выиграла скачки .

Пятиборье — самое престижное состязание

Олимпийцы тренировались здесь в палестре , упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья .

Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость .


Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке . Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.

Именно пятиборцы служили образцом идеального тела , когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции , победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр .

Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе . Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны.

Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска . Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.

Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.

Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.

Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.

Обнаженная олимпиада

В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды : бег, метание диска, борьба и все остальное.

Но почему участники стали выступать нагими ? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку . Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.


Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе . Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».

Придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.

Гомосексуальность не только не была постыдной в , она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.

Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры , даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью . Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.

Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион , потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.

Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших , чтобы знать, к чему стремиться.

Герейский игры

Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь , жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу.



Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.

В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь .

Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.

Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.

Искусство в Олимпии


Но люди съезжались к Олимпу не только ради игр, они буквально хотели людей посмотреть и себя показать: , – здесь любого из них можно было встретить в толпе. , первый в мире профессиональный историк, заслужил себе славу именно здесь, читая свои труды у храма Зевса .

Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.

Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной , стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости . Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.

Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из . Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.

Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио , в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.



От алтаря Зевса не осталось и следа
. Когда-то он находился между храмами Зевса и , он был главной святыней Олимпии , здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был символом поклонения Зевсу : чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.

Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.

В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем : стадо быков – целую сотню – закалывали и сжигали в честь Зевса . Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.

Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили , а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.

Бег — самый первый вид спорта

Еще большее событие было на следующее утро: соревнование по бегу среди мужчин. Самый первый и некогда единственный вид спорта имел особое значение для греков, называвших каждую олимпиаду в честь победителей кросса или спринта .


Беговые дорожки практически не отличались от современных. На стартовой линии были выемки , в которые бегуны могли упираться пальцами ног. Дистанция была длиной около 180 метров. По легенде мог пробежать именно такое расстояние на одном дыхании. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.

Интересно, что даже под августовским зноем они смотрели игры с непокрытой головой: ношение головных уборов на стадионе запрещалось , потому что они могли загородить кому-нибудь вид.

Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки , как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве . Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам – судьям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе – жрице , богине урожая, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.

На стадионе могли одновременно соревноваться 20 бегунов. Стартовые позиции разыгрывались жеребьевкой, затем созывали их на старт по одному. Фальстарты были строго запрещены : тех, кто срывался с места раньше времени, судьи били розгами .


В 4 веке до н.э. греки изобрели стартовый механизм гисплекс – деревянные стартовые ворота , гарантировавшие честный старт.

В чем было основное отличие древних забегов от современных ? В стартовых позициях. Нам такая расстановка бегунов показалась бы странной, но нужно было понимать, как все было устроено: когда ограждающая доска падала, руки атлетов опускались, тело подавалось вперед, пальцы ног отталкивались от углублений в земле – стартовый рывок получался очень мощным .

Неизвестно, насколько быстро бегали греки, они не стали бы фиксировать время, даже если у них были бы секундомеры. Они никогда не сравнивали соревнования с какими бы то ни было рекордами. Для греков идея и смысл спорта были в поединке между мужчинами , в борьбе и том, что они называли словом «агон».

Однако, легенды о скорости сохранились. Одна из статуй гласит, что Флегий из Спарты не бегал, а летал над стадионом. Его скорость была феноменальной, неподдающейся вычислению.

Помимо бега на короткую дистанцию греки соревновались в беге на двойную дистанцию , т.е. туда и обратно по беговой дорожке, а также в Дарикосе – здесь нужно было бежать 20 раз по круговой дорожке длиной 3800 метров.

По иронии судьбы знаменитые эстафетные гонки с факелами не входили в программу Олимпийских игр, как и , которые греки считали формой общения , будучи феноменальными бегунами на длинные дистанции. Сразу после победы в Дорикосе в 328 году атлет по имени Авгий пробежал с Олимпа и до дома в 97 километров за один день.

Последняя гонка в такой день была самой необычной: изматывающее испытание на скорость и силу, в котором греческие пехотинцы, называвшиеся , бежали два раза туда и обратно по дорожке стадиона в полном обмундировании и снаряжении. Представьте себе, какого бежать с 20 килограммами оружия 400 метров на самой высокой скорости и разворачиваться.

Интересно, что забег гоплитов устраивался в самом конце олимпиады, он означал конец олимпийского перемирия и возвращение к вражде и военным действиям. Это было напоминание о том, что красота игр должна была подойти к концу, на смену ей приходили другие важные события.

Легенды древних Олимпийских игр

Более 12 веков лучшие атлеты Древнего мира съезжались в Олимпию, чтобы состязаться в играх, которые были главным испытанием на силу и ловкость.

Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу , соразмерное современной сотне тысяч долларов.

Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром . Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье .

Сохранился камень, который хранит имена победителей олимпиады. К сожалению, до наших времен не дошли статуи легенд игр, таких как – борец, выигравший 6 олимпиад подряд . Его так боялись, что соперники разом выбывали из игры, раздавленные его славой. Говорили, что он обладал нечеловеческой силой. Древние тексты сообщают, что однажды Милон пронес взрослого быка по стадиону, затем разделал его и съел его за день целиком.

Еще один олимпиец был известным силачем – , чемпион панкратиона в 408 году до н.э. Он был известен и подвигами и за пределами стадиона: говорили, что Полидам сражался со взрослым львом и убил его голыми руками, а также остановил на полном ходу колесницу , схватившись одной рукой за заднюю часть.

Среди бегунов лучшим был Леонид Родосский . Говорили, что он быстр, как бог. Он побеждал в трех гонках в течение 4 олимпиад подряд. На его почитали как бога.

Но главный олимпийский рекорд принадлежит прыгуну Фаилу , участвовавшему в 110-ой олимпиаде. История гласит, что яма для прыжков была длиной 15 метров, это невообразимо для нас, ведь современные спортсмены прыгают чуть дальше 9 метров. Говорили, что Фаил перепрыгнул ту яму и приземлился где-то на 17 метрах с такой силой, что сломал себе обе ноги.

Но прыжок Фаила ничто по сравнению со скачком самой олимпиады во времени. В храме отражена и выдающаяся история. Этот круглый монумент был воздвигнут царем и его сыном в честь победы над греками в 338 году до н.э. Они построили этот мемориал в сердце Олимпии, чтобы показать свою силу и власть.

Также поступили римляне пару веков спустя, установив 21 золотой щит вокруг храма Зевса , когда Греция стала римской провинцией. Таким образом, Олимпия стала воплощением римского величия, и римляне приложили немало усилий к поддержанию святилища в достойном состоянии: они построили акведук, подводивший воду к одному из сооружений, кроме того, римляне соорудили там термы и своеобразный клуб для спортсменов, обнаруженный немецкими археологами лишь в 1995 году.

Членами клуба могли быть лишь победители игр. Здание было выложено мраморной плиткой, ею были покрыты даже стены. В античных источниках есть подтверждения, что подобные клубы существовали . Победивший атлет в Олимпии сразу причислялся к кругу избранных.

Здание было построено императором , считавшим себя богом. В 67 году он принял участие в соревновании колесниц . Управляя повозкой, запряженной 10-ю лошадьми, Нерон не справился с управлением и, разбив колесницу, не закончил гонку. Тем не менее, победителем был объявлен именно он . Год спустя после смерти императора это решение было пересмотрено .

Конец древних Олимпийских игр

Как и когда прервалась традиция игр?

До самого недавнего времени считалось, что последняя олимпиада прошла в 393 году н.э., когда император Феодосий I , бывший глубоко верующим христианином, положил конец всем языческим традициям .

30 лет спустя, в 426 году н.э. его сын довершил начатое, предав огню святилище и Храм Зевса .

Однако ученым удалось обнаружить доказательства того, что традиция игр продолжалась еще почти целый век вплоть до 500-го года н.э. Эти сведения были обнаружены на мраморной табличке , найденной на дне древней уборной. На ней были надписи, оставленные рукой 14 разных атлетов – победителей олимпиад. Последняя надпись относится к самому концу 4 века н.э. Таким образом, следует считать, что история игр должна быть продлена еще на 120 лет.

Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией, разрушенной двумя землетрясениями в начале 5 века. В последствии на руинах возникла небольшая христианская деревушка, жители которой превратили в церковь единственное уцелевшее здание – мастерскую великого скульптора , изваявшего некогда легендарную статую Зевса.

К 6 веку наводнения уничтожили ее вместе со всем , что оставалось от древней Олимпии, на долгие 13 веков скрыв руины под 8-ми метровым слоем грязи и земли.

Первые раскопки были проведены в 1829 году. Немецкие археологи появились здесь в 1875 году и с тех пор работы не прекращались никогда.

Однако, раскопки оказались столь тяжелыми и дорогостоящими , что стадион был освобожден из земляного плена лишь к 1960-м годам. Стоимость работ по раскопке ипподрома, скрытого рощами, столь велика, что он, вероятно, навсегда останется под землей.

Однако, дух этого места возрождается , как возродились в 1896 году в самый разгар раскопок и сами Олимпийские игры. Каждые 4 года на протяжении 12 веков здесь зажигался олимпийский огонь , и эта традиция возобновилась в наше время. Отсюда начинает свой путь в руках бегунов огонь, символизирующий начало игр, игр, которым никогда не удастся достичь размаха и блеска олимпиад прошлого.

Гонки на колесницах пользовались чрезвычайной популярностью и, несмотря на то что были очень опасны, в них не было намеренной жестокости сражений человека с дикими зверями. Они проводились в одном из пяти-шести цирков императорского Рима, самым большим и старым из которых был огромный Большой цирк, длиной 600 ярдов и шириной 200 ярдов, способный вместить, после того как он был расширен во времена империи, четверть миллиона зрителей.
Большинство сидело на деревянных сиденьях, возведенных позади передних рядов, которые были каменными и предназначались для дев-весталок, сенаторов и всадников. Неоднократно восстанавливаемый и перестраивавшийся, украшенный мраморными и позолоченными статуями, он был одной из самых величественных среди многочисленных достопримечательностей Рима.

Четыре команды, которыми владели подрядчики, соревновались за благосклонность толпы - красные, зеленые, белые и синие, названные так по цвету одежд возниц, стоящих на хрупких двухколесных колесницах позади двух или четырех лошадей, обмотав вожжи вокруг тел. Им нужно было суметь быстро освободиться, перерезав вожжи, если колесница опрокидывалась. Страсти разгорались на стороне одного из этих цветов и могли разделять семьи и разрушать дружбу. Мужчины, женщины и дети начали стекаться в цирк еще до рассвета. Припозднившиеся не могли найти свободного места, если только они для этого не наняли какого-нибудь бедняка. Мужчины допускались только в тогах - символе гражданства, поэтому рабам вход был заказан. Звуки приближающегося оркестра возвещали появление правящего консула в колеснице со впечатляющей свитой из ликторов, слуг, легионеров и всадников, за которыми следовали лицедеи и множество колесниц. Певцы и жрецы, за которым следовали курители фимиама, несущие золотые и серебряные кадильницы, во главе с изваяниями богов и богинь, которых несли стоящими на носилках или едущими в колесницах - всех приветствовал гром аплодисментов. Появление императора в его величественной ложе послужило сигналом к новым восторженным крикам.

Когда консул взмахнул белым платком, первые четыре команды выдвинулись вперед, начать первый заезд, или missus. Каждый заезд состоял из семи кругов, колесницы должны были пройти приблизительно шесть миль. Обычно таких заездов было десять или двенадцать в день, но позднее, во времена империи, заездов стало столько, сколько можно было успеть провести от восхода до заката под жарким солнцем Италии.

Возницами обычно были рабы или люди низшего класса; выживали, если повезет, только очень умелые. Надгробный камень одного из наиболее знаменитых, Диокла (Diocles) (приблизительно 150 г. н. э.), повествует о его 3000 победах в гонках на колесницах, запряженных двумя лошадьми, и о 1462 победах на колесницах, в которые было впряжено более двух лошадей. Прежде чем уйти на покой в возрасте 42 лет, он победил ветеранов, некоторые из которых одержали больше побед, чем он. Один такой возница получил 50 кошелей золота за час, а еще один выходец из Северной Африки между 115-м и 129 годами н. э. приобрел более полутора миллионов сестерциев.

Существовали таблицы заездов и таблички, рекламирующие лошадей и их возниц, поскольку обычай делать ставки, часто на большие деньги, был повсеместным. Поэт Марциал негодовал, что, в то время как его имя было никому не известно, кличка лошади-фаворита в упряжке была у всех на устах, а возницы стали любимцами общества.

До постройки первого амфитеатра в правление Августа Большой цирк использовался для смертельных сражений гладиаторов и травли диких зверей, развлечений, с которыми конкурировала, если не затмевала, популярная в народе забава - гонки на колесницах.

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) .

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как "превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы" .

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в "море". Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва "между афинянами и персами".

Откуда же брали "человеческий материал" для гладиаторских боев? Прежде всего - из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он "подарил" провинциям для гладиаторских боев. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать "к мечу" (то есть гладиаторским играм) и "диким зверям". Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих "Анналах"), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.



  • Разделы сайта