Биография Л. Пачоли. Лука Пачоли, "Трактат о счетах и записях". Лука Пачоли: биография

, Тоскана , Флорентийская республика

Фра Лука Бартоломео де Пачоли (устаревшее написание: Пачиоли или Пачиоло , итал. Fra Luca Bartolomeo de Pacioli ), (Борго Сан Сеполькро , - Борго Сан Сеполькро, 19 июня ) - итальянский математик , один из основоположников современных принципов бухгалтерии . Крупнейший европейский алгебраист XV в.

Биография

С 14 октября 1477 года по 11 декабря 1480 года - профессор в Перуджинском университете , где читает лекции по алгебре, геометрии. Развёрнутые конспекты двух курсов: «Алгебра» и «Пять правил Платона» были оформлены им в виде отдельной книги, которую автор посвятил «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Затем в течение восьми лет он живёт в Заре (ныне - Задар в Хорватии), где занимается теологией и математикой, иногда совершая по делам ордена поездки по другим городам Италии.

Из задач, привлёкших внимание математиков последующих поколений, следует отметить задачу о разделе ставки при незавершённой игре, которую сам Лука, по более позднему общему мнению, решил неправильно, предложив делить ставку пропорционально уже набранным очкам. Впрочем, эта задача в «Сумме» ещё не предполагала вероятностной интерпретации, поскольку формулировалась так:

(1) Компания играет в мяч до 60 очков и делает ставку 22 дуката. В связи с возникшими обстоятельствами игра прекращена до её окончания, причём одна сторона имеет 50, а другая 30 очков. Спрашивается, какую часть общей ставки должна получить каждая сторона? (2) Трое соревнуются в стрельбе из арбалета. Кто первым достигнет 6 попаданий, тот и выигрывает. Когда первый попал в цель 4 раза, второй 3 раза, третий 2 раза, они не хотят продолжать и решают разделить приз справедливо. Спрашивается, какой должна быть доля каждого?

Пожалуй, самое существенное нововведение Пачоли состоит в систематическом использовании синкопированной алгебраической записи - своеобразной предшественницы последующего символического исчисления. Книга содержит таблицу монет, весов и мер, принятых в разных частях Италии, а также руководство по венецианской двойной бухгалтерии. Что касается геометрической части Суммы, она следует за «Практической геометрией» Леонардо Пизанского.

В 1508 году в Венеции Пачоли издаёт латинский перевод «Начал» Евклида , принадлежащий Джованни Кампано . Этот перевод, сделанный ещё в 1259 году с арабского языка, уже издавался в 1482 году и затем несколько раз переиздавался, но издание изобиловало опечатками и ошибками. Пачоли отредактировал перевод и по этой редакции, снабжённой многочисленными комментариями, читал свои университетские лекции.

В 1509 году в Венеции была издана ещё одна книга Пачоли: «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки» .

В 1508 году , благодаря своему давнему знакомству с папой Юлием II , получает должность местоблюстителя монастыря в родном городе Сан-Сеполькро. Однако в декабре 1509 г. два монаха его монастыря передали генералу ордена письмо, в котором указывали на то, что «маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими», и просили освободить его от административных обязанностей. Но поддержки у начальства они не нашли, и в феврале 1510 года Лука Пачоли становится полноправным приором родного монастыря. Впрочем, распри внутри монастыря продолжались и далее.

В 1514 году на некоторое время уезжает в Рим по вызову только вступившего на папский престол Льва X и вновь возвращается в Сан-Сеполькро, где и умирает в 1517 году.

Неотъемлемым элементом современной экономической системы выступает бухгалтерский учет. Как показывает историческая практика, представления о деньгах и их обороте имеют неразрывную связь с существующим хозяйственным укладом. С развитием государственности появилась необходимость систематизации и упорядочения финансовых операций. Огромный вклад в решение этой задачи внес Лука Пачоли - "отец" бухгалтерского учета. Далее узнаем, в чем заслуга этого математика.

Лука Пачоли: биография

Родился он в 1445 году в Апеннинах, в небольшом городе Борго-Сансеполькро. Еще мальчиком его отдали в местный монастырь на учебу к художнику. В 1464 году Лука Пачоли переехал в Венецию. Там он занимался воспитанием купеческих сыновей. Именно в тот момент произошло первое его знакомство с финансовой деятельностью. В 1470-м Лука Пачоли (фото математика представлено в статье) переехал в Рим. Там он заканчивает составление своего учебника по коммерческой арифметике. После Рима математик отправляется на три года в Неаполь. Там он занимался торговлей, но, судя по всему, безуспешно. В 1475-76 годах он постригся в монахи и присоединился к С 1477-го Лука Пачоли преподавал 10 лет в университете Перуджи. За время его деятельности его способности к преподаванию неоднократно отмечались повышениями зарплаты. Работая в университете, он создал основной труд, одна из глав которого была "Трактатом о записях и счетах".

В 1488-м математик оставил кафедру и уехал в Рим. В течение последующих пяти лет он состоял в штате Пьетро Валлетари (епископа). В 1493-м Пачоли переехал в Венецию. Здесь он готовил свою книгу к печати. Отдохнув год, Пачоли принял кафедру миланского университета, где стал преподавать математику. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи и становится его другом. В 1499-м они переезжают во Флоренцию. Там Пачоли преподавал два года математику. После этого он отправляется в Болонью. В этом городе почти половина направлялась на содержание университета. Принятие математика на такую выгодную и престижную должность говорит о его признании.

Спустя несколько лет в Венеции выходит часть книги, которую написал Лука Пачоли, "Трактат о счетах и записях". Дата издания этой работы - 1504 год. К 1505-му математик практически отошел от преподавания и переехал во Флоренцию. Но в 1508-м он снова отправился в Венецию. Там он читал публичные лекции. Однако основным его занятием была в то время подготовка к изданию своего перевода Евклида. В 1509 году вышла еще одна книга, которую написал Лука Пачоли, - "О божественной пропорции". В 1510-м математик возвращается в родной город и становится приором в местном монастыре. Однако его жизнь была отягощена многочисленными интригами завистников. Это послужило причиной того, что спустя четыре года он снова уехал в Рим. Там он преподавал в математической академии. В родной город Лука Пачоли вернулся уже незадолго до смерти - в 1517 году.

Вклад математика в развитие методологии

Чтобы в полной мере понять значение, которое имеет книга, которую написал Лука Пачоли ("Трактат о счетах и записях"), необходимо оценить принципы, заложенные им в систему. Почти все эксперты говорят о том, что предложенные математиком критерии, существовали и до него. Например, нельзя считать, что Лука Пачоли - автор двойной записи. Она существовала и до него. В этом случае возникает вопрос о том, каков вклад математика в таком случае? В отличие от современников, Пачоли считал, что все самое важное уже было изобретено ранее. Основной же задачей ученых он видел в наиболее эффективном построении учебного курса. Пачоли не представлял себе научное творчество за рамками педагогического процесса. Поэтому преподавательская деятельность стала неотъемлемым элементом его жизни.

Представления, которые имел Лука Пачоли, полностью определяли его научный подход как к решению математических задач, так и смежных дисциплин. Эта позиция достаточно точно впоследствии была определена Галилеем. Познание Лукой Пачоли математики было тесно связано с изучением гармонии мира. При этом правильность геометрических фигур, как и сходимость баланса, стали для него проявлениями этой гармонии. Ученый не просто фиксировал те практики, которые существовали ранее, а давал им научное описание. В этом основное значение деятельности, которую осуществлял Лука Пачоли. "Трактат о счетах и записях", таким образом, стал фундаментом для совершенствования системы составления баланса.

Суть научного подхода

Отражение фактов на момент их существования является наиболее точным. Но вместе с этим такой прием не способствует дальнейшему развитию практик, поскольку метод познания ориентирован на прошлое, точное воспроизведение уже совершившегося и имеющего место. Подход, который применялся Лукой Пачоли, давал возможность провести оценку ситуации не только на отрезке ее развития, но и в перспективе, а также со стороны системности и целостности. В своей работе математик многого не учел, допустил ряд ошибок, описал более устаревшую венецианскую систему, а не прогрессивную флорентийскую. Тем не менее, "Трактат" Луки Пачоли показал, что и при составлении финансовой отчетности можно применить научный подход. Он смог превратить формирование баланса в одну из направлений Это, в свою очередь, послужило тому, что многие люди (Лейбниц, Кардано и другие) стали интересоваться теорией бухучета.

Внедрение математической системы

В своем "Трактате" Пачоли дополнил существовавшие методы представлениями о комбинаторике. В составлении баланса в то время применялись дроби из-за одновременного использования нескольких валют. Но при проведении операций их просто округляли. Однако основным вкладом математика в методологию считают внедрение им представления о целостности системы бухучета и о том, что сходимость баланса выступает как признак ее гармонии. Последнее определение рассматривалось в то время не только в качестве эстетической, но и инженерной категории. Оценка торгового баланса с этой позиции позволяла представить предприятие в виде целостной системы. Метод, который совершенствовал Лука Пачоли, - двойная запись - по его мнению, должен был применяться не только для определенного торгового предприятия, но для любой организации и для всей экономики в целом. Это позволяет сделать вывод, что подход, который внедрял математик, предопределил не только развитие финансовой отчетности, он стал фундаментом для формирования и последующего воплощения экономической мысли.

Лука Пачоли: "Трактат о счетах и записях" (краткое содержание)

В первую очередь следует сказать, что финансовый баланс у математика представлен в виде строго упорядоченной последовательности операций. Наиболее полное отражение "процедурности" просматривается в принципе ведения трех книг учета. Первая - "Мемориал" - отражает хронологическую последовательность всех дел. В шестой главе "Трактата" описан порядок ее ведения. С течением времени Мемориал был заменен первичными документами. Вследствие этого возникла несогласованность между датами выписки, совершения операции и регистрации факта.

Следующая книга - "Журнал". Он предназначался исключительно для внутреннего пользования. В нем фиксировались все операции, которые были описаны в "Мемориале", но при этом учитывался их экономический смысл (убыток, прибыль и так далее). Он был предназначен для проводок и также составлялся в хронологическом порядке. Третьей книгой стала "Главная". О ней рассказано в 14 главе "Трактата". В ней операции фиксировались в систематическом, а не хронологическом порядке.

Ясность

Это следующий принцип, который был описан Пачоли. Ясность означала предоставление пользователям понятных и полных сведений о хозяйственной активности предприятия. Все записи в книгах, в соответствии с этим принципом, должны составляться так, чтобы в них была предусмотрена концептуальная реконструкция. Другими словами, операции должны фиксироваться так, чтобы впоследствии можно было восстановить участников акта, объекты, время и место совершения факта. Для достижения наибольшей ясности необходимо владение языком бухучета. Математик применял при написании книги венецианский диалект, повсеместно употреблял математические понятия. Именно Пачоли сформировал предпосылки для создания языка бухучета, являвшегося наиболее понятным для большинства итальянских финансистов.

Нераздельность имущества собственника и предприятия

Данный принцип был для того времени вполне естественным. Дело в том, что многие купцы тогда выступали как единственные собственники предприятия, руководители и получатели убытков и прибылей от торговой деятельности. В соответствии с этим, ведение бухучета осуществляется в интересах владельца фирмы. Однако в 1840 году Ипполитом Ванье был сформулирован и другой подход. В соответствии с ним, бухучет ведется не в интересах собственника, а фирмы. Данный подход отражал распространение в широких массах акционерного капитала.

Кредит и дебет

Одним из важнейших принципов у Пачоли выступала двойственная запись. Математик придерживался позиции, что каждая должна быть отражена как в дебете, так и в кредите. Такой подход преследует следующие цели:


В своей работе Пачоли уделил много внимания первой задаче. При этом вторая и третья остались неразвитыми. Это приводит к формированию метода, который искажает правильность оборота. Дело в том, что Пачоли был в первую очередь ученым, а потом - финансистом, поэтому рассматривал систему двойной записи в пределах причинно-следственной связи. В дебете, предположительно, математик видел причину, а в кредите - следствие. Такой способ рассмотрения финансовой системы в первую очередь нашел применение в экономике. Наиболее емкую формулировку этого принципа дал Езерский: без расхода не может быть дохода. В качестве основных аспектов двойственной записи Пачоли принимал следующее:

  1. Сумма дебетового оборота будет всегда тождественна сумме кредитового.
  2. Величина дебетовых сальдо будет всегда тождественна величине кредитовых.

Эти принципы впоследствии получили широкое распространение в системах бухучета.

Предмет отчетности

В качестве него у Пачоли выступало исполнение договора о купле-продаже. Сведение всех соглашений к документу такого вида было вполне характерно для того времени. Несомненно, сегодняшнее многообразие форм хозяйственной жизни не может уместиться в рамки понятия купля-продажа (например, взаимозачет, бартер, и так далее). Однако во времена Пачоли такое представление было весьма прогрессивным. Кроме этого, такой подход позволил сформировать адекватное для того периода определение стоимости как не только справедливой цены, но и следствия себестоимости и ситуации на рынке.

Принцип адекватности

Его суть состоит в том, что все расходы, которые несет предприятие, соотносятся с течением времени с полученными им доходами. Принцип адекватности Пачоли скорее предусматривает, чем вводит прямо и явно. В качестве доходов рассматриваются только полученные деньги. В то время понятия о рентабельности и амортизации только начали свое формирование. В комплексе все это способствовало созданию представлений как о денежной, так и других формах прибыли. В соответствии с новым пониманием о доходе, можно сказать, что он образуется не только вследствие осуществления хозяйственных операций, но и в результате применения бухгалтерской методологии.

Ведение баланса

Пачоли считал бухгалтерский учет чем-то самоценным, в связи с этим ценность результатов отчетности выступала как понятие относительное. Итоги, зафиксированные в той или другой книге, зависят во многом от метода ведения отчетности. Данное положение согласуется с идеей о наиболее точном фиксировании хозяйственных операций в балансе, поскольку все способы предполагают достаточно точное отражение фактов при том, что выводы могут быть зачастую прямо противоположными. Пачоли это все прекрасно понимал. В этой связи в качестве главного результата финансовой отчетности он видел его воздействие на принятие решений в сфере хозяйственного управления.

Честность

Это последний принцип, который провозглашал Пачоли в своем "Трактате". Человек, который занимается сведением баланса, должен быть абсолютно честным. Это должно проявляться не только в отношении непосредственно самого нанимателя. Бухгалтер должен быть главным образом честен перед Богом. В связи с этим упование на него почти в каждой главе для математика не является ни данью традиции, ни исполнением монашеского долга, а главным Сознательное искажение бухгалтерских сведений Пачоли считал не только финансовым нарушением. Для математика это в первую очередь было расстройством божественной гармонии, постичь которую он стремился посредством вычислений.

Недостатки работы

Следует сказать, что труд Пачоли выступал в первую очередь в качестве теоретической книги. В этой связи в нем не отражены многие элементы финансовой отчетности, существовавшие в то время. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Ведение дополнительных и параллельных книг.
  2. Учет промышленных затрат.
  3. Ведение баланса с аналитической целью. В то время формирование отчетности уже осуществлялось не только для выверки сведений и закрытия книг, но и выступало в качестве инструмента управления и контроля.
  4. Ведение счетов ностро и лоро.
  5. Основы ревизии и порядок проверки баланса.
  6. Методики расчетов, касающиеся распределения прибыли.
  7. Порядок резервирования средств и распределения итогов по смежным периодам.
  8. Подтверждение отчетной информации методами инвентаризации.

Отсутствие этих компонентов указывает в первую очередь на недостаточный коммерческий опыт Пачоли. Вероятно, что он не включил приведенные детали вследствие того, что они просто не вписывались в целостную систему, созданную им.

В заключение

Труд Пачоли стал одним из первых, в котором используется итальянский язык как средство выражения научной идеи. Принципы и категории, сформированные математиком, находят применение и в настоящее время. Основной заслугой Пачоли является не то, что он зафиксировал их, - ведь это было бы и так сделано. Его вклад состоит в том, что именно благодаря его книге бухгалтерский учет был возведен в статус науки.

Лука Пачоли жил в один из самых ярких периодов в истории человечества _ в эпоху Ренессанса. Эпоха Возрождения - это эпоха интеллектуального и художественного расцвета, центром которого была Италия. Это период потрясающих научных открытий, новых образов в живописи, активного развития социальных наук и Великих географических открытий. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце ее творения. Эпоха возрождения породила таких гениев как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Николай Коперник, Колумб - в эту плеяду входит и Лука Пачоли.

Человек неотделим от времени, в котором он живет. Эпоха независимо накладывает след на само существование человека: будь он художником, поэтом или ученым. Лука пачоли (Приложение А) родился в 1445 году в городке Борго Сан-Сеполькро, который принадлежал « Афинам Возрождения» - Флоренции. Флоренция в те времена была республикой и с XIV века являлась центром просвещения, где творили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Петрарка и многие другие. Известно, что отца будущего математика звали Бартоломео Пачоли и что семейство Пачоли было весьма уважаемым в городе. Немаловажным фактом биографии Луки Пачоли является сведения о том, что в детстве мальчик помогал местному торговцу. Немного позднее Лука становится учеником известного художника Пьеро дела Франческа; обучение в мастерской великого живописца оказало огромное влияние на Пачоли. Дело в том, что мастерская была своеобразным центром культуры - ее « университетом». « В созданном Пьеро дела Франческа мире царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила - человеческий разум, вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность».

Во время совместного путешествия Пачоли и Франчески через аппенины художник предоставил возможность своему ученику посещать обширную библиотеку герцога Федерико да Монтефельтро в городе Урбино. Коллекция из 4 тысяч книг позволила Пачоли расширить свои знания в области математики. До 1464 года Л. Пачоли работает в мастерской учителя, после чего переезжает в Венецию.

Там Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца. Обучая их тому, что знает Лука часто учится вместе с воспитанниками: они посещают публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, о чем Пачоли позже вспоминал: « Благодаря родительскому и братскому покровительству этих лиц (Ромпиази.- Е.М.), живя в их доме, я имел возможность усовершенствоваться в науках под руководством сира Доменико Баргадино». Следует обратить внимание, что кроме обучения математике Пачоли в это время постигает и азы купеческого дела, помогая главе семейства Ромпиази вести конторские книги. Но в 1470 году в связи со смертью матери Антонио де Рампиази Пачоли прерывает занятия с его сыновьями и отправляется в Рим.

Этот период биографии Пачоли не очень интересен с точки зрения исследования его вклада в бухгалтерский учет, поэтому мы лишь заметим, что в Риме Лука Пачоли жил в доме Леона Баттиста Альберти - архитектора, ученого, писателя и музыканта. Знакомство с выдающимся зодчим эпохи Возрожднеия оказало значительное влияние на духовный мир Луки, укрепило его уверенность в могуществе мира чисел и всеобщее влияние математики на мир. Альберти также познакомил Пачоли с кардиналом францисканского ордена Франческа деле Ровере, который впоследствии станет папой римским Сикстом IV. Возможно, именно после этой встречи Пачоли решил покинуть мирскую жизнь, окунувшись в мир религиозный. Известно, что Пачоли провел в Риме не более двух лет.

В какой из городов Италии он отправился, доподлинно неизвестно. В 1472 году Луке было 27 лет. Видимых научных успехов он еще не достиг, и весьма обоснованным кажется его решение пострижения в монахи. С этого года Лука становится служителем францисканского ордена. В те времена монашество было прекрасным способом продолжения самообразования и развития научной деятельности: во-первых, это была особая культурная среда, в которой можно было заниматься научной работой, во-вторых, орден снабжал монахов достаточными материальными средствами, и наконец, нахождение в ордене обеспечивало Луке необходимые связи для преподавательской деятельности, а также получения профессуры. На этом этапе возникает логичный вопрос: был ли Лука Пачоли религиозным человеком? С одной стороны, в его трактате « О счетах и записях» мы находим неоднократное упоминание имени Господа, например, так начинается глава 3: « Во имя господа 1493 года 8 ноября, в Венеции…». С другой стороны, многие деятели эпохи Возрождения следовали методу, описанному Ф. Гвиначчардини: « Думай как хочешь, но поступай так, как тебе выгодно». Во многих работах того времени встречались ссылки на Библию или другие религиозные атрибуты, поэтому можно полагать, что использование их Пачоли - всего лишь дань традиции. Как бы то ни было, Лука Пачоли хотел посвятить себя науке и делал для этого все возможное.

После пострижения Лука Пачоли живет у себя на родине - в местечке Сан-Сеполькро. Вскоре он получает профессуру в университете Перуджи, где начинает читать лекции по геометрии и алгебре. В своих лекциях Пачоли подчеркивает важность перенесения теоретических знаний в русло практики. Именно эта особенность сделала Луку уникальным преподавателем своего времени: профессору Пачоли постоянно повышали оклад - с 30 начальных гульденов до 60 в 1478 году. Во время преподавания в университете Пачоли написал развернутый конспект курса, который оформил в виде отдельной книги и посвятил ее « своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Основы этой книги войдут в состав монументального математического труда Пачоли « Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и отношений». Рукопись хранится в Ватиканской библиотеке (№3129). В Перуджи Лука Пачоли преподавал до 1480 года, после чего уехал в Зару. Там он ив течении восьми лет занимался различными науками: философией, теологией, математикой. Эти годы научной работы не прошли бесследно: с 1486 года Лука Пачоли - магистр священной теологии. Через год его по рекомендации кардинала ордена приглашают назад, а Перуджу, где профессор Пачоли снова начинает читать лекции. Параллельно преподавательской деятельности Пачоли пишет энциклопедический труд по математике.

В Перуджи Пачоли пробыл недолго: в 1488 году он получает должность в штате местного епископа и переезжает в Рим. Здесь Лука продолжает работать над математическим трудом и выступает с публичными лекциями.

Через два года он возвращается в Сан-Сеполькро и завершает свой монументальный труд. 13 лет потребовалось Пачоли, чтобы собрать и классифицировать все накопленные им математические знания.

Эта работа, вне всякого сомнения принесла славу ее автору. Когда в 1496 году в крупнейшем миланском университете открыли кафедру математики, одним из первых профессоров ее был фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро.

В это время в Милане жил и работал великий творец эпохи Просвещения Леонардо да Винчи. Ученые не могли не познакомиться. Сначала их связывали только деловые отношения - в записных книжках да Винчи сохранились записи про « маэстро Луку», «брата из Борго» и их совместные расчеты для конного памятника Сфорца. Вскоре Пачоли и да Винчи становятся хорошими друзьями. Под влиянием Леонардо Лука заинтересовался разработкой теории перспективы, геометрии и архитектуры. Ученые совместно работали над созданием нового труда Пачоли (« О божественной пропорции»): Леонардо да Винчи иллюстрировал теоретические разработки Пачоли. Также у них есть еще один совместный труд: работа, посвященная шахматам. Манускрипт считался утерянным, но в 2006 году был обнаружен в одной из библиотек городка Гориция. Пачоли объяснял Леонардо теорию о пропорциях и отношениях. Эти знания пригодились гению эпохи Возрождения при создании фрески на северной стене церкви в доминиканском монастыре Санта- Мария- деле- Грацие в Милане. Эта фреска сейчас - самое известное произведение XV века, известное под названием «Тайная вечерня». Пропорциональность в работах да Винчи, которой научил его Пачоли, будет прослеживаться во многих творениях мастера. В 1499 году они вместе уезжают во Флоренцию, где их пути расходятся.

Через два года Пачоли переезжает из Флоренции в Болонью, где в старейшем европейском университете занимает кафедру математики. В 1505 году Л. Пачоли снова оказывается во Флоренции, в братии монастыря св. Креста. Он застает триумф Микеланджело, молодой Рафаэль учится здесь живописи. Все время, свободное от орденских обязанностей, Пачоли посвящает своему второму монументальному труду «Божественной пропорции». Издавать написанную книгу, как и в первый раз, Пачоли едет в Венецию. Издатель Паганино ди Паганини принимает у Пачоли две рукописи: одну, уже известную « Божественную пропорцию» м вторую - перевод Евклида, авторский конспект лекции Пачоли, включающий в себя первоисточники комментарии важных мест в труде древнегреческого философа.

Однако не только успехи сопутствовали Пачоли. Еще в 1491 году два монаха родного для Пачоли монастыря в Сан-Сеполькро обратились к кардиналу ордена с просьбой лишить его привилегий и отстранить от всех административных обязанностей. В итоге Пачоли запретили преподавать в родном городе. Тем не менее козни недоброжелателей не помешали Пачоли проводить проповеди во время поста в 1493 году. Вполне вероятно, что известность Пачоли и его привилегии в ордене породили завистников и недоброжелателей. И хотя очередная петиция, направленная против Л. Пачоли, была отправлена кардиналу в 1509 году, фра Лука ди Сан-Сеполькро избирается главным служителем монастыря Сан-Сельпокро. В 1510 году Л. Пачоли исполнилось 65 лет. Еще в 1498 году в Милане он писал герцогу Людовику Моро: « И хотя от рождения я природою одарен почти так же, как и всякий другой, я тем не менее, уже изнемогаю от тяжкого дневного и ночного телесного и душевного напряжения». Лука Пачоли прощается, и в этот раз уже навсегда, с Венецией - и возвращается в монастырь в Сан- Сеполькро в должности приора. Дело по поводу письма двух монахов длилось долго, Пачоли писал объяснения и излагал свое мнение в письмах кардиналу. Но в те далекие времена монастырские тяжбы затягивались. По известным данным, перепетии жизни средневекового монастыря так и не были разрешены вплоть до самой смерти Пачоли.

Известно, что в 1511 году Лука Пачоли составил завещание. Вероятно, он полагал, что на этом мирские и религиозные власти оставят его в покое, но он ошибался. В 1514 году на папский престол восходит Лев X. Новый папа созывает в Рим первых людей эпохи, среди них оказался и Лука Пачоли. В Римской Академии он снова читает лекции. Но в конце 1514 года его уже нет в списке лекторов университета. Долгие годы точная дата смерти великого ученого оставалась неизвестной. Но в статье приводит ее М. Кутер, ссылаясь на исследования японских ученых: 19 июня 1517 года.

Студента 3 курса: Жильцова А.Ю.

Научный руководитель: Решетов К.Ю.

В 1494 году в Венеции францисканский монах Лука Пачоли (1445-1517) опубликовал свой монументальный труд «Трактат о счетах и записях». Не оцененная по достоинству при жизни автора, эта книга дала миру бизнеса язык, которым он пользуется до сих пор. В своей книге Лука описывает порядок ведения бухгалтерских книг и счетов венецианскими купцами, способ учета в книгах наличного имущества и совершаемых торговых операций. Предложенный Пачоли способ учета торговых операций на бухгалтерских счетах получил название способа двойной записи и до сих пор широко используется в учете. Всего в трактате Луки Пачоли содержится 36 глав, и в каждой главе даются практические советы как вести торговлю и учет, способы составления различных деловых бумаг, применительно к любому делу, связанному с учетом материальных ценностей и денежных средств и т.п. Значение трактата для развития бухгалтерского учета очень велико. Пачоли как бухгалтер первым в мире дал теоретическое истолкование двойной записи и попытался объяснить такие понятия как «дебит» и "кредит", хотя об этом он прямо и не говорит. Так же Пачоли создал персональную модель учета, которой пользовались Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах. В XV веке во всех более или менее крупных предприятиях (торговых и банковских) Западной Европы велось по определенной системе счетоводство, в частности широко использовались наставления и положения «Трактата» Пачоли.

Глава 1. Биография Луки Пачоли

Он родился в 1445 году в Борго Сан-Сеполькро. Весьма уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них звали Лука. Большое влияние на воспитание и образование Луки оказал его дядя по матери - Бенедетто, капитан армии Альфонса V. Учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала скорее своеобразный «университет культуры», чем школу живописи в узком и сугубо специальном смысле этого слова. До девятнадцати лет Пачоли работает и учится в мастерской. Рутинные занятия сопровождаются церковными праздниками и поездками в другие города, куда по той или иной причине мэтр берет юного Луку с собой. Альберти рекомендует Пачоли венецианскому купцу Антонио де Ромпиази. Очевидно понимая, что художником ему не быть, Пачоли едет в Венецию. Это был 1464 год. Он поселился на острове Гвидека - одном из 70 островов, на которых расположилась сильнейшая морская и колониальная держава тогдашней Европы. В новом городе у нового хозяина он становится воспитателем трех сыновей богатого купца. Воспитывая детей, он учит их тому, что знает и понимает сам; часто он учится вместе со своими учениками, посещая публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино в школе Риальто. На лекциях Брагадино Пачоли знакомится с будущим видным математиком -- Антонио Корнаро, дружба с которым продлится многие годы, помогает отцу учеников в ведении конторских книг, приобретая первые навыки в деле, в историю которого ему суждено будет вписать несколько замечательных страниц. У Ромпиази Пачоли не только воспитывал детей, но, как он потом скажет, «путешествовал на кораблях, перевозящих товары». В 1470 году он закончил свою первую книгу - учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. В том же году Л. Пачоли прервал карьеру воспитателя, решив покинуть город; он уехал в Рим. Лука Пачоли добивался максимально возможного: он хотел посвятить себя науке и ради этого в 1472 году стал монахом- францисканцем. 14 октября 1477 года он получил профессуру в университете Перуджи, а в ноябре прочитал свои первые лекции. 11 декабря 1480 года Пачоли получил последний раз профессорское жалованье в Перудже и уехал в Зару. В его педагогической карьере наступил перерыв. Педагогическую деятельность Пачоли сочетает с научной работой: он продолжает писать энциклопедический труд по математике - «Summa». В апреле 1488 года он получает должность в штате епископа Пьетро Валлетари. Назначение требовало переезда в Рим. Здесь Пачоли продолжал писать начатый в Перудже труд, изготовлял модели геометрических тел, выступал с публичными лекциями, ездил по городам, был в Неаполе, в Риме познакомился с герцогом Гвидобальдо Урбино и возобновил давнее знакомство с кардиналом Джулиано Делла Ровере (1441-1513), будущим папой Юлием II - самым воинственным из всех наследников апостола Петра. С 1490 по 1493 год Пачоли живет и работает в Неаполе. В 1493 году он ненадолго появляется в Падуе. Монументальная печатная работа Пачоли, несомненно, способствовала его славе. В Милане Л. Пачоли начал писать «Божественную пропорцию», свою вторую великую книгу. Под влиянием бесед с Леонардо да Винчи и воспоминаний об уроках Пьеро делла Франческа Пачоли занялся разработкой теории перспективы, геометрии и архитектуры. 22 февраля 1510 года Лука Пачоли, становится уже не местоблюстителем, а полноправным приором родного монастыря.

Лука Пачоли (годы жизни 1445г. – 19 июня 1517г.) – математик из Италии, имя которого стало известно с момента обнаружения профессором математики Лючини в 1869 году в Миланском университете на забытых полках библиотеки известного на сегодняшний день каждому бухгалтеру Трактата о счетах и записях .

Фра Лука Бартоломео де Пачоли был рожден в 1445 году в Апеннинах, в небольшом городе Борго – Сан – Сеполькро на пересечении Умбрии и Тосканы. Этот небольшой городок упирался в правый берег Тибра, воды которого вели к Риму, а с другой стороны была гора Монте Казале. Город славился ремесленниками, а на горе был монастырь, построенный еще в тринадцатом век францисканцами, или как они именовали себя миноритами. Его отец Бартоломео Пачоли был из весьма уважаемой семьи. Лука был одним из трех сыновей. На воспитание мальчика большое влияние оказал его дядя по материнской линии, капитан армии Альфонса V – Бенедетто.

Точно не известно сколько лет было будущему математику, когда он начал учится и работать у известного на всю Италию художника и ученого Пьеро делла Франческа (1416 – 1492) в мастерской. Характерно для эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа был не только художником, его мастерская больше напоминала своеобразный «уголок культуры», чем привычную для нас школу живописи. Лука Пачоли по многим источникам был любимчиком. Чувство прекрасного было присуще ему, однако он не стал человеком искусства, а отзвук в его сердце нашла вторая ипостась учителя. Еще в юном возрасте Лука Пачоли был прирожденным математиком, его любовь к числам позволяла видеть в них ключ к красоте и истине.

Помимо учебы Лука Пачоли посещал вместе с учителем различные празднества и поездки в другие города, она были частыми гостями в доме герцога Федерико де Монтефельтро в Урбино. Федерико де Монтефельтро был человеком, преданным искусству и науке, у него был роскошный дом, где он любил собирать архитекторов, поэтов, ученых, художников. Одним из многоуважаемых гостей в этом доме был писатель, музыкант, ученый, но в первую очередь известный зодчий — Леон Баттиста Альберти (1404-1472).

Леон Баттиста Альберти был «новым итальянцем» того времени, он относился к тем людям, для которых ценны были не герои, а желающие развиваться люди, кто умеет делать деньги и добывать сокровища. Главным лозунгом того времени являлось стремление людей не быть бедными. Один из величайших людей той эпохи Леонардо да Винчи говорил откровенно:

«Служу тому, кто больше платит» … «мне почти все равно, чем заниматься и за что получать деньги».

В девятнадцатилетнем возрасте Лука Пачоли по рекомендации Альберти становится воспитателем для сыновей купца Антонио де Ромпизани в Венеции, на этом его путь в мастерской Пьеро делла Франческа заканчивается.

Переезд в Венецию пришелся на 1464 год, новый дом и место работы Луки Пачоли находилось на острове Гвидека. Этот остров был одним из 70 островов, которые представляли в совокупности Европу того времени.

Воспитывая в доме Ромпизани трех его сыновей, Лука усердно учится сам. Вместе с учениками он ходит на публичные лекции известного математика Доменико Брагадино в школу Риальто. Именно на данных лекциях он знакомится с будущим видным математиком и своим другом – Антонио Корнаро. Кроме обучения сыновей Ромпизани, Пачоли занимается ведением конторских книг, а также как он сам позднее скажет «путешествует на торговых кораблях». В 1470 году он заканчивает работу над своей первой книгой «Учебник коммерческой арифметики» (достоверных данных о том была ли она напечатана нет) и уезжает из Венеции в Рим.

Карта Италии того времени выглядела как мозаика небольших государств, ведущих вражду друг с другом. Рим представлял центр католического мира и был столицей Папской области. Перед Пачоли предстала древняя императорская столица, средневековые здания сочетались с новыми постройками. Он остановился у своего друга Альберти. Их общение и занятия наукой оказали влияние на уже повзрослевшего математика и бухгалтера.

Пачоли как и Пифагор придерживался мнения, что число лежит в основе мироздания. Обретя в это время много новых друзей, Пачоли осознает, что успех зависит от друзей, которых мы выбираем или нас выбирают. Одним из таких знакомств стала встреча с уважаемым семейством делла Ровере. Главой данного семейства был генерал ордена францисканцев Франческа делла Ровере, ставший в 1471 году папой под именем Сикста IV. Лука хорошо общался с двумя его племянниками, в будущем большое значение в его жизни сыграет общение с одним из них — Джулиано делла Ровере (1441 – 1513), который также станет позже папой под именем Юлий II. В Риме Пачоли проживет около двух лет и постарается покинуть «самый неопрятный город тогдашней Европы». Как говорилось в текстах историка и философа А. Ф. Лосева:

«В эпоху Ренессанса гадали на трупах, заклинали публичных женщин, составляли любовные напитки, вызывали демонов, совершали магические операции при закладке зданий, занимались физиогномикой и хиромантией, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами и зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи. В массовом порядке верили в привидения, в дурной глаз и вообще во всякого рода порчу, верили в черных всадников, якобы намеревавшихся уничтожить Флоренцию за ее грехи, но отстраненных заклинаниями праведника; околдовывали детей, животных и полевые плоды. Верили, что женщины совокуплялись с бесами и были колдуньями, хотя иной раз и добрыми. Публичные женщины для привлечения мужчин пользовались разными снадобьями, в состав которых входили волосы, черепа, ребра, зубы и глаза мертвых, человеческая кожа, детский пупок, подошвы башмаков и куски одежды, добытые из могил, и даже трупное мясо с кладбища, которое они незаметно давали съесть своим любовникам. Протыкали фигурки из воска и золы с известными припевами для воздействия на тех, кого изображали эти фигурки, мстили пророкам за их предсказания».

В эпоху Ренессанса католическая церковь признает существование ведьм. Инквизиция развивается быстрыми темпами, за период с 1450 по 1598гг. в Италии, Испании, Германии было сожжено около 30 000 ведьм.

Лука Пачоли в эти неспокойные времена был далек от демонологии, одной из самых прогрессивных наук того времени, он полностью посвятил себя математике. Стремясь к знаниям, он уехал из Рима.

Доподлинно не известно куда именно переехал Лука Пачоли, однако существует предположение что он переехал в Неаполь заниматься торговлей. В возрасте 27 лет, поняв, что успехов в торговле ему не достичь, он надел на свои ноги сандали, ряса стала его повседневной одеждой и после принятия трех обетов: целомудрия, бедности и послушания он ушел из мирской жизни. Приняв постриг, он поселился на своей родине в Сан-Сеполькро.

Л. Пачоли нашел в монашестве все что ему было нужно: хорошая библиотеку, удобное место и общение с коллегами, а также свободное время. В ордене францисканцев состояло большое количество замечательных людей, ученых, музыкантов. Братья Луки Пачоли также были францисканцами.

Ученый Соколов Я. В. Говоря о выборе «отцом бухгалтерии» религиозного ордена францисканцев отмечает:

«Официально орден францисканцев был нищенствующим, и Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности. И в самом деле знаменательно: на заре нового времени для бухгалтеров уже прокламируется бедность как принцип, а на закате будет отмечено, что обещание сбылось».

Отличительной особенностью ордена являлось то, что францисканцы хотели внести в мир жизнь, нести людям слова Господа, так как иные монахи стремились в монастырь, чтобы уйти из жизни. Такого мнения придерживался и Пачоли, он хотел стать профессором в университете, нести людям знания.

Начало профессорско-преподавательской работы Л. Пачоли

Его мечта сбывается 14 октября 1477 года, Пачоли становится профессором в университете Перуджи, а в ноябре этого года он уже читает свои первые лекции по алгебре и геометрии. До сих пор его рукописи с лекциями хранятся в библиотеке Ватикана, под названием «Пять правил Платона» и «Алгебра». В этих книгах были отмечены такие темы как обзор денежных единиц- монет, правила определения процентов, вексельное право и др.

Изначальный оклад, который ему предложили составлял 30 гульденов, однако уже 11 января 1478 года он получил прибавку за его превосходные познания и его оклад составил 50 гульденов. Время не заставило себя долго ждать, и корпорация профессоров уже летом 1478 года предложила Пачоли остаться на занимаемой кафедре еще на два года с окладом 60 гульденов.

Достаточная плата это или нет, сложно оценить. Профессоры того времени вели кочевую жизнь, как комедианты. Они переходили из одного университета в другой, с некоторыми заключали контракт на месяц, с другими на год, а с кем-то и пожизненно.

Получив в Перудже в последний раз профессорское жалование Л. Пачоли уезжает в Зару. В профессорско-преподавательской карьере наступает перерыв. Лука полностью посвящает себя науке, начинает заниматься теологией, философией, улучшением знаний в математике. Именно в этом городе Пачоли начнет свою работу «Summa». Кроме занятия наукой он выполнял орденские обязанности, совершая поездки в различные города Италии.

В 1486 году Л. Пачоли получает звание магистра теологии. 14 декабря 1487 года он по приглашению, благодаря генерала Франческа делла Ровере приезжает в Перджу. Тут он возвращается к преподавательской деятельности. Позднее, глядя на портрет того времени, Альбер Дюпон опишет Луку Пачоли:

«Красивый, энергичный молодой мужчина; поднятые и довольно широкие плечи обличают врожденную физическую силу, мощная шея и развитая челюсть, экспрессивное лицо и глаза, излучающие благородство и интеллект, подчеркивают силу характера. Такой профессор мог заставить слушать себя и уважать свой предмет».

Пачоли подходил к обучению с особыми чувствами, он считал, что обучить чему-то намного сложнее, чем учится самому. В практике он придерживался «дедуктивного» метода обучения, объясняя сначала сложные моменты, потом переходя к более легки, если это требовалось. Он говорил:

«Не заслужил сладкого тот, кто не отведал раньше горького».

Работая преподавателем, он не оставляет и научную деятельность, продолжая работать над энциклопедическим трудом «Summa». В этот раз в Перудже ему пришлось пробыть длительное время. В 1487 году, в возрасте 42 лет он выступил перед своими студентами с просьбой быть к нему снисходительными, так как он утомился от ежедневных занятий. И уже в апреле 1488 года он, получив должность в штате епископа Пьетро Валлетари переезжает в Рим.

Переехав в Рим Пачоли продолжает писать труд, начатый в Перудже, работать над моделями геометрических тел, выступать с лекциями.

В период с 1490 по 1493гг. Лука живет и работает в Неаполе и Падуе. В это время Европу потрясли два события: одно из них было радостным – Христофор Колумб нашел «путь в Индию»; а второе было печальным – умирает Пьеро делла Франческа. Последние годы жизни он был лишен зрения, человека, который раньше мог изобразить солнечный свет так как никто другой, водили по улице за руку. На одной из его картин «Мадонна со святыми», которая была написана в 1475 году (к этому времени Пачоли уже принял постриг), как утверждается был изображен лука Пачоли в образе монаха Петра Мученика.

«Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»

В 1493 году Пачоли закончил работу над книгой, которую писал в течении тридцати лет. Покинув монастырь с рукописями своих книг, он уезжает в Венецию. 10 ноября 1494 года выходит его многолетний труд «Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». При подготовке рукописи в типографии возникли проблемы, т.к. там еще не научились набирать геометрические фигуры. До сих пор бытуют различные мнения на счет того, кто придумал изображать рисунки на полях страниц сам Пачоли или Паганини-издатель книги. Эта выдающаяся инкунабула до наших дней сохранилась только в семи экземплярах. Так один из экземпляров хранился в духовном училище в Киеве до начала 20-х гг. ХХ века, в дальнейшем он был передан в библиотеку в Академию наук в СССР в Ленинград.

Данная книга в первую очередь была для математиков, напечатана она была на 300 листах в две колонки и первоначально включала в себя 5 частей:

Позднее Лука Пачоли пересмотрел данное деление, и книга делилась уже разбивалась на две части: алгебра и геометрия. Каждая из данных частей включала в себя отделы, отделы в свою очередь делились на трактаты, а те на главы. Так одним из трактатов данной книги являлся «Трактат о счетах и записях» .

Подобно другим ученым того времени Пачоли наивно полагал, что все возможные знания уже получены и в своей работе он хотел всего лишь объединить все что было накоплено человечеством до пятнадцатого века.

Данная работа способствовала славе Луки Пачоли и в 1496 году его приглашают преподавать на кафедру математики в университет в Милан. Именно в Милане он начинает работать над другой своей книгой «Божественная пропорция», иллюстрации для которой делал Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также занимался наукой и хотел выпустить учебник элементарной геометрии, но в период написания он увидел работу «Summa» Пачоли и понял, что его книга является бесполезной. Леонардо и Лука были друзьями, однако в 1499 году их пути разошлись, когда они переехали во Флоренцию.

Наука и религия в жизни Л. Пачоли

Переехав в 1501 году в Болонью Пачоли начинает работать на кафедре математики в старейшем университете Европы до 1505 года. В библиотеке этого университета и сейчас хранится работа Пачоли «О силах и количестве», которая так и не была издана. Работа Пачоли, посвященная графу и графине Мантуанским «Трактат о шахматной игре» и вовсе была утеряна.

В 1505 году Лука переезжает во Флоренцию в братию монастыря Святого Креста. Там ему покровительствует его давний друг Юлий II и Лука просит его освободить от некоторых обетов, которые он давал, принимая монашество, 28 апреля 1508 года ему дают разрешения и в свет выходит соответствующая булла.

В 1508 году Лука Пачоли получает место настоятеля в Сан-Сеполькро, однако умиротворения ему это не принесло. Монахи были недовольны тем, что настоятель большую часть своего времени посвящал науке, а не религии и они обратились с челобитной к генералу ордена францисканцев Ринальдо Грациани, попросив лишить Луку привилегий, которые он получил от папы Юлия II.

Поскольку наш монастырь освящен именем славного и св. Франциска и поскольку наши люди привязаны к нашему ордену сверх обычной меры, мы не можем без горя слышать и видеть вещи, которые являются позором для нашего ордена. Поэтому мы просим святейшего отца обратить внимание на честь вашего и нашего ордена св. Франциска и особенно проследить, чтобы фра Лука Пачоли был лишен привилегий, вытекающих из папской буллы, и всех административных обязанностей, во всяком случае тех, которые получил от папы, либо через ваше посредничество, либо кого-то еще, поскольку мы считаем, что таковые обязанности не приносят пользу монастырю, а скорее, напротив, ведут к несчастью и вреду, особенно если принять во внимание тот факт, что этот маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими, и у него нет таких навыков, чтобы он подвергал наказанию или исправлял других, так как сам он, соответственно тому, что мы видим ежедневно, является человеком, которого надо исправлять, и по этой причине вышеупомянутый монастырь терпит ущерб при собирании подаяний и других вещей, которые перечислять было бы слишком долго… Таким образом, мы просим Ваше святейшество позаботиться о нуждах монастыря, о коих Вас более полно проинформирует податель этого письма, который придет к Вам не только по общему согласию братьев, но, как и понукаемый всеми нами, которые несут особую ответственность за Ваш Орден.

Мы уверены, что Вы, со свойственной Вам деликатностью, примете участие в этом деле и все выйдет как должно. Это все. Из Бурго, декабрь 12, 1509 года.

Генерал не стал принимать никаких мер и 22 февраля 1510 года Лука Пачоли получает повышение, становится приором монастыря в Сан-Сеполькро. Однако дело Пачоли закрыто не было и в октябре 1512 состоялось новое слушание. Доподлинно не известно, чем оно закончилось, но пост приора Пачоли в 1514 году не занимал.

Помимо работы настоятелем Лука Пачоли не переставал читать лекции, а также не забывал о работе над двумя рукописями. В 1508 году вышел в свет перевод Евклида.

Данная работа была не очень успешной, в ней было много ошибок и темных мест. Вторая рукопись оказалась более удачной.

Книга «Божественная пропорция» была менее популярной чем «Summa», она подводила итого бесед Пачоли с Л. Б. Альберти, П. делла Франческа, Леонардо да Винчи.

С вхождением на папский престол Льва Х, Луку Пачоли отзывают в Рим то ли для работы, то ли для вразумления. Любимчиком он стать скорее всего так и не смог, так как в 1514 году его имя в списке лекторов уже отсутствует. Скорее всего почти 70-летний старик получил приглашение в Рим, просто из-за желания помочь ему и изменить те унизительные условия, в которых он находился последнее время.

Последние годы жизни великого математика и бухгалтера

Спустя некоторое время он вернулся в Сан-Сеполькро. Точных данных о том, как умер Лука Пачоли нет, однако есть относительно недавние сведения, полученные японскими исследователями, о том, что умер он 19 июня 1517 года. Данные записи были сделаны в церковных книгах монастыря Святого Креста во Флоренции. Похоронили его в Сан-Сеполькро в возрасте 72 лет в церкви. Как церковь данное место не сохранилось, но здание осталось, на его месте сделали склад. До этого считалось, что Л. Пачоли умер в 1508 году в Сан-Сеполькро.

Пачоли запомнят, как бухгалтера, нежели математика, однако это произойдет не сразу. Известный всем на сегодняшний день в бухгалтерских кругах «Трактат о счетах и записях» затеряется в истории и будет обнаружен только в 1869 году профессором математики Лючини. Это станет невероятным событием и в 1878 году в Сан-Сеполькро будет установлена мемориальная доска на стене муниципалитета с надписью:

«Луке Пачоли, который был другом и советником Леонардо да Винчи и Леона Баттиста Альберти, который первым дал алгебре язык и структуру науки, который применил свое великое открытие к геометрии, изобрел двойную бухгалтерию и дал в математических трудах основы и неизменные нормы для последующих исследований. Население Сан-Сеполькро по почину исполнительного комитета общины, в исправление 370-летнего забвения, водрузило своему великому согражданину, 1878».

Что же великого сделал Лука Пачоли?

С точки зрения развития практического учета его книга была устаревшей и элементарной. В ней не было ценных практических достижений. Написана она была на итальянском и латинском языках, что делало ее сложной для восприятия. Кроме того, она содержала много противоречий, так к примеру, в третьей главе при описании системы заполнения данных об инвентаре автор игнорирует ценовой момент, однако при описании порядка открытия счетов в главной книге в двенадцатой главе он говорит о необходимости указания цен. Были и другие не схождения, однако вклад Пачоли в развитие бухгалтерского учета невозможно переоценить.

Что же выдающегося сделал известный на весь мир бухгалтер Лука Пачоли? Наиболее значимыми моментами являются:

  1. Он впервые изложил в теории принцип двойной записи и попытался раскрыть сущность таких понятий как дебет и кредит, хотя сами термины он не употреблял. Он персонифицировал учет и создал базу для его юридического обоснования.
  2. Персонификация позволила создать условия для дальнейшего выделения бухгалтерского учета в самостоятельную науку.
  3. В работе Пачоли учет рассматривался как метод, позволяющий отражать хозяйственные процессы как на отдельном предприятии, так и за его пределами.
  4. Появление двойной записи определило систему учета, которая формируется преследуемыми целями.
  5. Представление учета в виде общей системы. Моделирование, основанное на комбинаторике, позволило рассматривать каждую отдельную задачу как частный случай общей системы.

Эти и другие правила, изложенные в книге, получили название — «правила Пачоли».



  • Разделы сайта