Бхакти йога: преданность, любовь и служение

Каждая культура имеет свой ответ на вопрос, кто такой Бог. В любой стране есть свои религиозные устои и традиции, в зависимости от ее истории и вероисповедания. В последнее время культура Индии набирает популярность, хотя ее обычаи и традиции непонятны человеку, выросшему среди европейского населения. Поговорим, что такое бхакти-йога для начинающих, и какие принципы вмещает в себя данная религиозная философия.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает - «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу - гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме - Моисей, в мусульманстве - Мохаммед.

Бхакти - йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре - это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Разновидности Бхакти как философского учения

Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога -творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.

Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:

  1. Приверженцы первой из них почитают единого Бога - абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
  2. Вторая группа - гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога -Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.

Движение бхакти

Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:

  • Кришна;
  • Вишна;
  • Шива;
  • Шакти.

Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.

В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада - мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары - двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар - самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары - поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара - в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва - индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева - древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка - теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья - именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна - был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда - его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.

Бхакти и кришнаизм

Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:

  1. Шравану - чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
  2. Киртану - славление деяний Бога и его имен.
  3. Смарану - постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
  4. Пада- севану - глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
  5. Арчану - поклонение статуе или изображению Бога.
  6. Вандану - молитву.
  7. Дасью - вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
  8. Сакхью - проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
  9. Атма-неведану - полное предание себя духовному Богу.

Бхакти и ортодоксальные индусы

Известно, что в Индии принято многобожие. Бхакти признает одного Бога - творца, единого со всем живым миром, выступая одновременно против принятого в этой стране кастового разделения, встречая сопротивление и непонимание со стороны тех, для кого приемлемо привычное классовое неравенство.

Те, кто принадлежит к самым низшим из каст, напротив, полностью принимают учение, открыто и восторженно воспринимая ее. Такой же путь прошло и христианство, когда встречало нетерпимость сторонников иудейской веры. Учение оказало огромное влияние на развитие культуры в стране, оно воспевается в религиозных и литературных произведениях.

Высшая цель учения

Вера, религия, церковь, религиозная секта всегда преследует какую-то высшую из целей человеческой жизни, проповедуя ее в кругу единомышленников. Высшей целью бхакти является установление связи человеческой души с духовным существом, и обмен энергией любви в рамках нематериального уровня. Тело подчиняется душевным требованиям и потребностям. Бхакти дает последователям более глубокие ощущения и чувства, чем те, что приняты в условиях современного общества.

Основные принципы

Подвижники бхакти, как и другие религиозные люди, обязаны соблюдать ряд ограничений, хотя здесь нет таких жестких правил, как в других религиях. Основные из них:

  1. Разрешено питаться только овощами и фруктами. Мясо, рыба, яйца - запрещены.
  2. Нельзя принимать наркотические, алкогольные вещества. Чай и кофе, также под запретом, наряду с табаком.
  3. Последователям запрещено иметь дело с азартными играми и картами.
  4. Нельзя вступать в сексуальные отношения до заключения брака.

Связь Бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов Рупи Госвами разделил любовь на пять основных форм, и назвал их «бхавой». Бхакти включает в себя такие формы любви:

  • Шанту - нейтральную;
  • Дасью - полное подчинение;
  • Сакхью - дружескую любовь;
  • Ватсалью - родительскую любовь;
  • Мадхурью - состояние влюбленности

Йог выбирает одну из пяти форм любви, признавая абсолютную возвышенность Творца и его величие.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам - центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога - путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило - точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.

У человека есть тело, есть ум и есть сердце (душа). Именно для сердечных и эмоционально чувствительных людей была создана мудрецами система Бхакти-йоги. Эмоциональную захваченность миром, доминирование чувств над умом, приводящее ко множеству проблем, учение Бхакти преображает в духовную пробуждённость, высшие духовные озарения, божественный экстаз в слиянии с Реальностью.

Тем самым то, что делало человека нестабильным - делает его духовным. Бхакти-йога использует душевные качества человека как помощников и направляет силы чувств на освобождение закрепощённости обусловленного ума. Силы человеческой души выражаются в совершенном состоянии Любви, которое наполняет ум светом и мудростью, а сердце радостью, состраданием, добротой.

Чтобы открыть в себе высшую Любовь, для большинства людей, нужно приложить огромные усилия, хотя Любовь живет в сердце человека изначально, как внутреннее сияние души. Чтобы жить в этом мире в состоянии Любви нужны особые качества, которые развиваются через практику Бхакти-йоги, йоги Любви и преданности Высшему. В системе Аштанга-йоги методы и элементы Бхакти входят в пятый принцип второй ступени (Ниямы) - Ишвара пранидхана (преданность Высшему Началу).

Бхакти-йога или Йога Любви

Это путь самоотдачи через трансцендентную Любовь, которая помогает человеку освободиться от давления собственного эго и следовать высшему "Я". Слияние с персональным проявлением Абсолюта находит своё развитие в учении Бхакти, это путь через раскрытие духовных качеств сердца. Состояние любви является особым качеством души человека, способным открыть в адепте истинную природу разума, так как растворяет личностные омрачённые качества эго в безграничном Океане чистого Сознания Вселенной.

Любовь и Мудрость

Любовь и Мудрость неразрывно связаны и не существуют одно без другого, так как оба этих аспекта являются сокровищем сердца. Поэтому, даже ментальные методы йоги, например джнана-йога, дхьяна-йога и подобные, хотя и используют как главный инструмент ум - тем не менее, должны приводить к раскрытию сердца, развитию качеств души. Настоящий мистик любит вселенную, жизнь и живых существ, если этого нет, то все идеи просветления будут лишь холодными ментальными концепциями.

Направления Бхакти-йоги

Существует множество направлений и течений Бхакти-йоги, в основном это определяется Формой персонификации высшего Нач или Абсолюта в каком-то конкретном образе. Например, восточные персонификации: Шива, Шакти, Дурга, Кали, Вишну, Кришна, Ганеша, Сурия, западные персонификации в христианстве: Иисус Христос, Дева Мария, различные христианские святые и т.п. Поскольку у людей существует образное объективное видение мира, то приблизиться и постичь абстрактный Абсолют для обычного ума необычайно сложно. Если выразить Высшее Начало через понятные человеку духовные символы, то направлять на них и удерживать внимание будет значительно легче. На этом и основаны системы слияния сознания через интеграцию и состояние Любви.


Ложные представления о Бхакти-йоге

Ложные представления о Бхакти-йоге бытуют повсеместно во всех культурах. Религии поклонения и любви используют сложные ритуалы, таинства, мистические обряды, истинное значение которых остаётся для непосвящённых скрытым. Со стороны для неверующего всё выглядит как странное действие, духовный спектакль, представление для оглупления и подчинения невежественных масс, но на самом деле в невежестве находится сам наблюдатель, так как для него остаётся совершенно непонятным действительный смысл происходящего.

Обычно люди с сильным менталитетом, современные атеистически настроенные личности не способны проникнуть в тайну трансцендентного образа и действия, потому что это находится за порогом понимания обычного интеллекта, а попытаться исследовать непонятное, у интеллектуалов, как оказывается не хватает ни терпения ни способностей. В результате в их умах и душах рождается лишь скептицизм и откровенная ирония.

Вера в Учение

Огромное значение в Бхакти-йоге имеет вера , но это должна быть не слепая вера фанатика, а совершенно осознанная вера разумного человека, основанная на понимании скрытого значения символизма и священных ритуалов. За истинной верой стоит Знание, как проявление врождённой мудрости человеческой души. Вера позволяет последователю стать цельной личностью и обрести огромную концентрацию духа, стать однонаправленным, отбросить сомнения и отсечь отвлечения. Это даёт возможность накопить колоссальную энергию и тогда проявятся особые силы - духовные совершенства, сверхспособности (сиддхи).

Эмоциональные переживания
В Бхакти-йоге, по сравнению с другими видами йоги (например: медитативными практиками покоя), адепт проходит через многочисленные духовные эмоциональные переживания. Это могут быть как обычные сентиментальные эмоции и чувства, так и совершенно особые трансцендентальные эмоциональные состояния, сопряжённые порой с духовной экзальтацией и экстазом.

Стадии слияния с Богом
В этом учении йогин развивает разные уровни проявления любви, от самых простых до наиболее возвышенных, можно сказать, что возникают особые духовные взаимоотношения человека и божества (высшего Разума) - отцовские, дружеские, отношения влюблённых, отношения супругов. Человек выступает в этой системе как душа, которая движется в своей духовной эволюции к Высшему "Я" в форме Бога. Если Бог персонифицирован как мужской аспект, то адепт становится женским, если Бог проявлен как высшее женское начало (например: дева Мария, Шакти, Дэви, Радха и т.п.), то адепт занимает позицию мужского принципа. Этот психо-эмоциональный механизм духовного сближения со своей истинной природой отражает и обычные человеческие взаимоотношения, которые трансформируются от поверхностных отдалённых, до глубоких и наиболее близких, вплоть до самого полного растворения человеческого "я" с божественным.

Теория и практика йоги
Семинары Школы - новые и планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
Семинары Лесной Школы Йоги - программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
Методики для начинающих - практические материалы базового уровня
Система занятий в Школе Йоги - особенности преподавания и обучения йоге

Мир вокруг нас – разнообразен, люди, окружающие нас – разные, каждый из нас двигается по своему индивидуальному жизненному пути, даже те из нас, кто уже осознанно направляет свои усилия для достижения конечной цели йоги - просветления (видения природы вещей) и последующего слияния с Абсолютом. Фундаментом и началом пути служит в большинстве случаев – хатха-йога.

Несмотря на условный регламент и перечень существующих техник и практик, а также общность конечной цели, для каждого практика – набор наиболее подходящих и действенных инструментов будет свой, а значит и сам путь, и тот тип йоги, с помощью которого он сможет его преодолеть. На данном этапе важно понимать, что выбор типа йоги будет зависеть от конкретной ступени эволюции человека, его психо-физиологических характеристик, уровня развития здесь и сейчас. Способности и предрасположенности к определенным практикам – индивидуальны и обусловлены, в первую очередь, кармически. Именно поэтому так важно определить и использовать тип йоги, соответствующий текущему уровню развития. Безусловно, это можно и нужно делать личным опытным путем, используя набор инструментов (техник и практик каждого отдельного типа йоги), наиболее эффективный именно для Вас сейчас. Более того, нужно учитывать тот факт, что один тип йоги является продолжением другого, они дополняют друг друга и ни в коем случае не противоречат. В современном мире существует множество типов йоги, но наиболее древними (о чем свидетельствуют Мудрецы) являются:

Раджа-йога;

Бхакти – йога;

Джняна – йога;

Карма – йога.

Раджа-йога (королевская йога)


Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума.

Вивекананда Свами «Афоризмы Патанджали из классической `Йога-сутры`»


Цель данного типа йоги – обуздать свой ум, то есть сосредоточить свое сознание, затем выделить отдельные факты в сознании, обобщить и проанализировать их, придя к собственным осознанным выводам – заключениям.

Раджа-йога - вершина Аштанга-йоги (после Самадхи), все основные принципы которой изложены в труде «Йога Сутры Патанджали».

Раджа-йога состоит из следующих ступеней:

Яма/нияма (определенные принципы нравственной дисциплины, чистоты внутренней и внешней, общие, как правило, для представителей практически всех религиозных конфессий);

Асаны (физические упражнения для тела, его подчинение посредством аскез и накопление тапаса);

Пранаямы (дыхательные упражнения, направленные на работу уже не только с физическим, но и энергетическим телами человека; управление жизненной силой).

Данные техники являются подготовительными для более глубоких:

Пратьяхара (буквально «собирание в себе», то есть подчинение органов чувств);

Дхарана (концентрация ума, его сосредоточение на одном центре в течении 12 секунд);

Дхьяна (медитация или созерцание продолжительностью 12 Дхаран);

Самадха (слияние с Абсолютом, полное сосредоточение, сверхсознание или 12 Дхьян).

Основными средствами освоения раджа-йоги являются:

Медитация, являющаяся инструментом, который позволяет достичь контроля ума;

Мантры, необходимые для того, чтобы пробудить в уме человека его глубинное состояние;

Замещение информации, которое может достигаться как многократным чтением священных текстов, так и энергетическим самолечением в виде циклических практик или аскез в хатха-йоге.

Раджа-йога позволяет на личном пути убедиться в том, что наше сознание имеет точно такое же влияние на наше тело, что и тело на сознание, то есть весь внешний мир и то, что нас окружает является оборотной стороной или грубой формой нашего же тонкого, или внутреннего мира. Это есть высшая из всех Йог.

В великом индийском эпосе «Махабхарата» есть часть под названием «Бхагавад-гита», в которой Кришна дает наставления Арджуне и указывает на следующие 3 типа йоги: (бхакти, джняна и карма йоги).

Бхакти-йога

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов.",

Шветашватара Упанишада


Бхакти-йога представляет собой служение Богу и обществу в зависимости от своего предназначения в стремлении соединиться с Абсолютом. Ее отличительной особенностью является настолько сильная, чистая и искренняя преданность Обществу, Государству, Человеку, Гуру или Божеству, Богу, что объект и служение этому объекту для практика стоят всегда на первом месте, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

В современном мире бхакти-йога свойственна, в основном, людям восточным и чужда западному обществу. Данная практика предполагает полный отказ от своего эго, плодов своей деятельности, привязанности, проявлениям таких негативных качеств как гнев, зависть, жадность, ревность и взращиванию истинной добродетели и милосердия.

Существует 9 форм бхакти (преданности Всевышнему):

Шравана – это слушание Божественных Лил, историй о Боге и связанных с его различными формами, описаний его добродетелей и т.д. посредством чего происходит растворение сознания в информации и слияние с Абсолютом;

Киртан – это воспевание Божественной славы посредством музыки и танцев. Этот метод подходит абсолютно для всех людей, даже семейных, потому что нисколько не противоречит, а даже основывается на сути человеческой природы;

Смарана – постоянное воспоминание о Боге. Несмотря на кажущуюся легкость данного метода, ум значительно усложняет его выполнение и требует предварительной подготовки. Большую помощь в освоении его может оказать Джаппа (повторение имени Бога);

Падасевана – это непосредственно служение Господу посредством поклонения в храмах, образам, а также всем нуждающимся и всему Миру, который пронизан и состоит из Бога по сути;

Арчана – это поклонение и преподнесение подношений Богу, которые могут осуществляться как в специальных местах (храмах и других религиозных заведениях), так и дома; как физически, так и мысленно;

Вандана – это молитва, простирания. Практикуя на регулярной основе, данный метод позволяет избавиться от Эго для перехода на следующий этап;

Дасья – это служение Богу (выполнение работ и служение в храмах, ашрамах, Мудрецам и т.д.), помощь нуждающимся, соблюдение предписаний священных писаний;

Сакхья – служение Богу как другу, желание и его реализация быть постоянно полезным Богу, обществу, нуждающимся;

Атма Ниведана – самоотречение, то есть абсолютная любовь к Богу, при которой в человеке не остается ничего, кроме его Божественного начала.

В повседневной современной жизни к основным практикам бхакти-йоги относят:

Пение и слушание мантр, прославлений Бога;

Использование ритуалов и обрядов;

Чтение и изучение жизнеописаний Мудрецов, святых и т.д.

Данный тип йоги наиболее предпочтителен для эмоциональных, чувственных людей с открытым свободным умом, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

Бхакти- йога – это путь от простого к сложному, от грубого к тонкому, вершиной которого является Пара Бхакти или Абсолютная преданность. Несмотря на часто возникающие разногласия, по сути Пара Бхакти и есть Джняна.

Джняна-йога


Джняна-йога – это полное соединение себя с Абсолютом, достижение которого возможно только при условии наличия соответствующего опыта, наработок и квалификации.

Данный тип йоги наиболее близок современному западному обществу, которое привыкло воспринимать мир преимущественно посредством различных исследований и получения интеллектуальных знаний. Соответственно подходит для людей сомневающихся и недоверчивых, упрямых и морально сильных.

Техники и навыки джняна-йоги:

Различение иллюзорных и реальных явлений;

Использование техник самоанализа, движения внутрь себя. Современной альтернативой таких практик вполне может служить ведение личного дневника с последовательным описанием мыслей практика для контроля как ума, так и поведения;

Медитации;

Поиск ответов в ведических писаниях, философских трактатах и других авторитетных источниках;

Получение и накопление личного опыта.

Залог успеха джняна-йоги – это наличие у практика большого желания освобождения и одновременно саморазвития. Джняна –йога – это йога мудрости, которая помогает найти ответы на такие глубоко философские вопросы, как «Что есть Реальность? Материя? Сила? Энергия? Формы жизни?» И последовательно приводит практика к самостоятельному заключению о том, что Реальность, как и Основа – Едины. Абсолютный Дух и есть вездесущее Бытие, чьей внешней природой является Жизнь, вечная и бесконечная во всем многообразии ее форм и видов, а внутренней - Любовь. И доказывает утверждение о том, что время (как и реальность) существуют только в нашем уме. Джняна-йога раскрывает такие фундаментальные понятия, как Абсолют, Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Тот, кто знает и понимает устройство и законы Бытия, приближает понимание и сознание Единой Жизни и Силы, а также Творческой Воли, увеличивает собственные силы, сливаясь в конечном итоге с Источником Всякой Силы. Джняна –йога говорит словами из загадки Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Карма-йога


«Трудись беспрестанно, но не позволяй труду поработить себя»

Карма-йога. Свами Вивекананда.


Карма-йога – это йога служения, помогающая взрастить терпение.

Данный вид йоги подходит для большинства современных людей, ведущих социальный образ жизни, так как она предлагает такие методики, которые позволяют сохранить свою деятельность, но придать ей осознанность и избавиться от привязанности к ее результатам (плодам). Карма-йога учит нас работать и трудиться исключительно ради самого процесса, дает возможности взрастить в себе самоконтроль, а через него и сильную волю и сильный характер. Это служит мощной защитой от любых негативных последствий, так как каждое наше слово, мысль и действие приводят к положительным или отрицательным последствиям. Но любовь, правдивость и бескорыстие испокон веков являются наивысшими общественными идеалами, через которые возможно достичь получение огромной энергии. Преуспеть в выработке характера помогает совершение добрых дел, размышления о добром, желание освободиться от привязанностей нашего материального мира.

Для достижения успеха в карма-йоге необходимо любить и верить в себя. Важно как соблюдать данный принцип, так и не путать его проявление с гордыней. Для этого нам важно четко понимать, что Человек является лишь маленькой каплей, частицей в огромном мире Абсолюта. И его истинная сила проявляется лишь в единении с этим Абсолютом. Эту силу нужно раскрыть, заработать, выработать в себе и посредством деятельности прийти к уравновешенности, добродетели, гармонии с собой, Миром, Абсолютом.

Что же мы имеем в виду под словом «деятельность»? Наивысшей деятельностью является оказание духовной поддержки, несение знаний. Следующей по значимости идет деятельность интеллектуальная, а материальная может принести нуждающимся лишь временную поддержку.

Выполнять любую работу нужно с позиции хозяина, которому нравится сам процесс, независимость своего существования, позиция раба же неизменно порождает зависть. Также необходимо быть благодарным всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути и дает возможность проявить милосердие и другие высшие душевные порывы, а также выполнять свой Долг. Долг… Мало кто имеет четкое представление, что же является по сути его долгом. Понятие это весьма субъективно и для его определения мы должны исходить, в первую очередь, из происхождения человека, затем по мере его взросления – положением в жизни и обществе. У каждого из нас разные возможности, но каждый из нас может совершать разные добрые дела, моральные поступки и воздерживаться от совершения зла, аморальных поступков. Для укрепления понимания морали, добра и зла, также мощную помощь оказывает изучение символики и выполнение ритуалов. Это важная часть карма-йоги, которая помогает установить крепкие взаимосвязи между мыслью, словом и действием. Добро рождается внутри нас, внешне же оно проявляется в наших добрых поступках. Самопожертвование – основа любой морали.

В заключении, мне хотелось бы отметить, что указанные 4 пути или вида йоги перетекают одна в другую, на разных жизненных этапах взаимодополняют или заменяют друг друга, но ведут к единой цели – достижению самоконтроля, развитию, избавлению от своего Эго, «Я» и конечному освобождению. Этому разными способами учат и раджа-, и карма-, и бхакти-, и джняна – йога. Вне зависимости от выбранного начального направления для достижения положительных результатов в любой йоге нужно следовать общим правилам:

1.Слушать;

2.Думать;

3.Практиковать.

Помните о том, что все 4 пути (знания, психологии, любви, труда) обязательно приведут Вас к конечной цели при наличии у Вас настоящего желания, чистого и бескорыстного: получать и отдавать добро, быть благодарным за все уроки нашей жизни, взрастить в себе все то лучшее, что даровано нам Абсолютом, что отличает Человека от животного, воздерживаться от проявления зла и негатива. Здравомыслия, терпения и упорства в благих начинаниях! Ом!

Бхакти йога на санскрите означает связь с Богом и ничего общего с современной гимнастикой не имеет.

Бхакти - переводится с санскрита как любовь и преданность. Таким образом Бхакти-йога это связь с богом посредством любви и преданности.
В отличии от всех разновидностей йоги, бхакти-йога не требует наличие каких-либо условий, будь-то возраст, пол, наличие здоровья, духовная подготовка и т.д. Для практики достаточно обдуманного желания.

Все наши эмоции, чувста все это связано с разновидностями различныъ энергий. Гнев это один вид энергии, состродание это другой вид энергии и т.д. И все эти энергии имеют одно основу - это энергия бхакти - шакти. Все живие существа по своей конституциональной природе являются носителями бхакти-шакти. И только тогда, когда мы начинаем приследовать материальные эгоистичные желания энергия бхакти оскверняется, и постепенно наша связь с Богом утрачивается.

Бхакти - йога это высшая деятельность.

Веды выделяют три вида деятельности живого существа. Карма, гьяна и йога. В соответствии с кармой живое существо нарабатывает себе благочестивые последствия для наслаждений. Гьяна это когда живое существа знает, что наслаждение это иллюзия и стремятся высвободиться из материальной вселенной. Йоги направлена на достижение мистических совершенств, для более тонкого наслаждения в материальной вселенной. Эти три вида деятельности изначально были единым целым. Разделение возникло в результате деградации сознания живого существа. Но даже при деградации эти деятельности несут в себе определенный смысл. Если человек вовлечен такой деятельностью как карма, он несомненно рано или поздно возвысится до деятельности гьяны, после чего перейдет на уровень йоги. И уже с уровня йоги живое существо перекидывает мост до уровня бхакти - йоги.

В нашу эпоху необязательно заниматься этими тремя видами деятельности, что бы осознать все великолепие, глубину и значимость Бхакти-йоги.

Бхакти - йога высший аспект абсолютной истины.

Ведическая литература раскрывает три аспект Бога. Низший аспект – Брахма джьёти, это божественное духовное сияние. Второй аспект – локализованная параматма или сверх душа, которая находится в сердце рядом с душой каждого живого существа. И третий, высший аспект абсолютной истины это Верховная личность Бога, причина всех причин, Кришна. Очень часто людей слово Кришна беспокоит. И если обратиться к ведическим писаниям, то в них говориться, что в современную эпоху будет множество религиозных систем не полных по своему содержанию. И в каждой системе тот или иной миссия будет являться носителем определенных качеств Кришны. Любая такая система имеет свой определенный уровень. Слово Кришна с санскрита переводится как источник вечного наслаждения. Таким образом как было сказано выше Бхакти - йога это практика направленная на любовное преданное служения высшему аспекту - верховной личности Бога.

Важным моментом практики Бхакти - йоги является непрерывное ежедневное повторение Махамантры Харе-Кришна или еще она называется Джапа-медитация. Для этого необходми приобрести либо сделать самому чекти, состоящие из 109 бусин, где 109 бусина будет являться отпровной.

На начальных этапах данной практики достаточно повторять мантру один круг, который равен 108 разам. Лучшее время для проведения джапа-медитации являются утренние часы, поскольку утреннее время относится к гуне благости. На чнтках необходимо перемещаться по часовой стрелки, указательным и средним пальцем. На 109 бусине мантра не читается.

При чтении мантры необходимо максимально сосредоточиться на произносимых слова, и очень внимательно слушать свое произношение. Нужно постораться на время повторения не поддаваться на уловки ума и не отвлекаться на посторонние процессы.

Маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

О могуществе данной мантры описано в данной статье. Величие и значение маха-мантры Харе Кришна

Посредсовом данной практики человек постепенно восстанавливает когда-то утраченую связь с Богом. Эта практика считается Юга-Дхармой, т.е. самой авторитетной практикой в наступившую эпоху Кали-Юги. Приимущества Бхакти - йоги состоят в том что, при практике не нужно отрекаться от работы, покидать семью, не нужно находиться в специализированных местах. Нужно только одно это осознанное любовное преданное служение Богу.

Прием пищи в Бхакти.

Если человек стал практиковать Бхакти-йогу, то так же рекомендуется йога приема пищи. Другими словами если перед тем, как употреблять пищу необходимо над ней три раза прочитать Маха-мантру, но при условии, что эта пища вегетарианская. Таким образом пища предлагается первоначально Богу как знак преданного любовного служения.

Существуют различные ступени реализации данной практики, от начальной стадии - Каништха, и до последней чистой беспримесной - Према-бхакти. Према - бхакти означает что живое существо находится в таких взаимоотношениях с Богом, при которых это живое существо ничего не требует от Бога, полностью освободившись от материальных желаний, и приисполнен только одним желанием это желание с чистой преданностью любовно служить верховной личности Бога. Но в сказано, что любой кто встал на путь преданного служения дорог Кришне. Таким образом все бхакти, не зависимо от уровня развития сознания на всех стадиях получают взаимную любовь Бога.



  • Разделы сайта