Бхакти йога — практика служения и преданности Богу. Что такое Бхакти, любовное служение Богу

В каждом человеке заложена потребность любить. Это один из главных жизненных законов. Жизнь без любви невозможна по своему определению. Единственное чего не хватает человечеству – так это правильных знаний о том, как направить свои чувства для обретения счастья. Потребность любить, похожа на постоянно расширяющиеся световые или звуковые волны, но людям недостает понимания и знаний для точного вычисления адресата. Благодаря простейшему методу – бхакти йоге – можно научиться совершенствовать свою любовь ко всему живому и получить ответы на главные вопросы:

Бхакти йога – практика построения правильных отношений, преданности и любви к Богу . Каждое из направлений йоги нацелено на то, чтобы человек смог выбрать близкую себе по духу практику и с её помощью стремиться к высшему благу. Бхакти йога являет собой не материальную связь посредством любви и преданности. Цель одна – наладить внутреннюю гармонию и прийти к высшему состоянию.

Очень часто люди применяют слово «йога» только по отношению к физическим системам, хотя любая связь во всевозможных ее проявлениях может быть названа йогой. Так или иначе, все виды практик и поклонений, которые практикуются в материальном мире, являются йогой в разных ее проявлениях.

Начните с того, что оцените свой внутренний мир . Люди склонны воспринимать окружающий их мир либо с интеллектуальной точки зрения (через какие-либо логические вещи), либо ориентируясь на сердечный центр (через любовь к ближним). Кому-то же проще находится здесь, и сейчас, пребывать в этом самом моменте и начинать действовать.

Бхакти йога: используя интенсивность эмоций

Бхакти йога – учение, согласно которой человеческое сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию . То есть, через Анахатум (сердечный центр) человек отождествляется, в общем-то, со всем окружающим миром и здесь существует такой момент, когда приходит понимание того, что он и окружающие – это одно и то же.

Бхакти йога несет в себе посыл любви ко всему при целостном и едином восприятии мира.

Когда переживается состояние единения (единства), тогда не возникают вопросы по поводу свой или чужой, люблю или не люблю. Человеческие эмоции могут принимать различные формы. Существуют как правильные и красивые формы, так и чудовищно неприятные. Вопрос в том, чтобы обучиться управлять своими эмоциями. Преданность — способ преобразования негативной эмоции в положительную. Влюбленные люди не заботятся о том, что происходит в мире. Им комфортно в своей счастливой жизни с позитивным мышлением. Это и считается преданным состоянием. Преданность является размноженной и расширенной версией любви . Выбирая преданность к Богу, Вы получаете замечательную жизнь и уравновешенные эмоции.

Преданность — другое измерение интеллекта

Интеллект хочет завоевать истину, тогда как преданность просто охватывает ее. Преданность не может расшифровать, но способна испытать. Интеллект же расшифровывает, но никогда не испытывает. Этот выбор Вам и приходится делать.

Бахти йога – трансцендентное преданное служение, которое позволяет построить непосредственные отношения с духовной сущностью, верховным Господом, который пребывает далеко за пределами этого материального мира.

В материальном мире процесс поддержания и становления отношений очень прост и естественен. Сначала Вы слышите что-либо о людях, затем происходят встречи и завязываются разговоры. Впоследствии люди запоминаются, Вы начинаете чаще думать и говорить о них, а также оказываетесь вовлеченными в деятельность по удовлетворению и наслаждению. Бхакти йога точно таким же простым и естественным образом помогает построить непосредственные личные отношения с верховным Господом.

Сначала на слуху его имена, игры, качества и спутники. Нужно хвалить и прославлять его, потому что он больше всех заслуживает хвалы и славы. Главным образом воспеваются его святые имена, поются и рассказываются его знаменитые трансцендентные игры. Существуют разные способы предложения ему различных предметов, таких как благовония, лампадки, масла, вкусная пища, приготовленная с любовью и прекрасные веера из перьев павлинов . Бхакти йога является не ритуалом, а мощной духовной практикой и процессом, который устанавливает непосредственную связь с Богом. И когда Вы практикуете, то действительно можете почувствовать эту связь. Преданные ощущают прилив счастья внутри себя, что позволяет увеличиваться привязанности и любви к Господу все сильнее и сильнее.

Когда практикуется бхакти йога, любовная привязанность к Всевышнему постепенно возрастает. На зрелой стадии бхакти достигается совершенное состояние сознательной сущности. Душа раскрывается и тогда преданный человек целиком и полностью влюбляется в Бога. Тоже происходит и с Господом. В такой момент преданный не может жить без постоянного служения, служения всем телом, умом, сердцем и душой. Об этом подробно могут рассказать духовные учителя, у которых состояние чистой, духовной любви можно увидеть очень часто..

Бхакти йога это учение, которое естественным образом ведет искателя к Богу путем любви и преданности. Лишь мгновение тотальной самоотдачи дарует вечную свободу. По словам Нарады, Бхакти это напряженная любовь к Богу, когда преданный пропитывается ею, он больше не испытывает ненависти и любит все.

Но эта любовь возможна тогда, когда утратился интерес к земным выгодам, если человек захватывается объектами чувств, такой любви он не ощутит. Нарада говорит, что бхакти выше кармы и , потому что первые это только средство, а бхакти включает в себя как средство, так и цель.

Великое преимущество бхакти йоги в том, что этот метод самый легкий на пути освобождения, но есть и недостаток, который заключается в том, то бхакти в низших своих формах перерастает в откровенный фанатизм. Большинство фанатиков различных религий и верований зачастую практикуют низшую из форм бхакти.

В каждой религии есть последователи, которые через свою тупость и ограниченность так восхищаются одним проявлением Творца, одной из его форм, что другим объявляют войну. Их слепая привязанность (ништха) зажигает в сердцах последователей нечто похожее на любовь, но в целом это похоже на то состояние, когда эго присваивает себе очередной объект.

По этому люди, которые сильно привязаны к одной из форм , которые создали в своем уме какую либо концепцию поклонения, которые всем сердцем любят Господа, становятся сами не свои когда слышат представления других людей о Боге, религии, поклонении и прочем. Такая любовь похожа на поведение собаки при людях, вот только пес может различить хозяина, когда он облачился в новые одеяния, а ум фанатика, увы, нет. Такие люди очень эмоциональные натуры, в большинстве случаев в разговоре они обращают внимание на личность собеседника, а не на ту информацию, которая излагается.


Но такая опасность присутствует только на низших формах бхакти, а именно в подготовительной ее части, большинство людей ее легко проходят без ощутимых трудностей. Когда бхакти созревает и перерастает в более высшую свою форму, то можно не бояться проявлений фанатизма, так как душа сблизилась с Богом и в сердце преданного нет места ненависти.

Как птице необходимы два крыла чтобы летать и хвост чтобы управлять полетом, так и человеку, стремящемуся к Богу необходимы Любовь (Бхакти) и Знание (Джняна) и Йога, как инструмент поддерживания равновесия. Человек, в котором эти два элемента слиты, представляет собой весьма гармоничную личность, идеальное сочетание знания и любви считается большой редкостью.

Редко кому счастливится обладать двумя крыльями сразу, многим приходится ограничиваться только бхакти. говорил, что различные формы и обряды поклонения конечно же необходимы душе для совершенствования, но они нужны лишь для того, чтобы вызвать определенное состояние в поклоняющихся, а именно более сильную любовь к Богу.

Учителя джняны и бхакти по разному смотрят на бхакти йогу, но одинаково соглашаются с ее силой. Джняни видит в бхакти только лишь орудие для достижения освобождения, в то время как бхакта видит в ней как орудие, так и цель. По сути большой разницы нет. Если бхакти использовать как орудие, то она будет низшей формой поклонения и, соответственно, переходом к более высшим ее проявлениям, а они по сути не могут отделяться друг от друга, низшая и высшая формы бхакти есть одно.

Многие люди обращают внимание на форму, а не суть, большинство привязано к своей определенной форме поклонения Господу, и многие забывают, что настоящее знание всегда связано с совершенной любовью, они всегда вместе, даже кода о любви не говорится.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?

Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика

Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака ).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.

У человека есть тело, есть ум и есть сердце (душа). Именно для сердечных и эмоционально чувствительных людей была создана мудрецами система Бхакти-йоги. Эмоциональную захваченность миром, доминирование чувств над умом, приводящее ко множеству проблем, учение Бхакти преображает в духовную пробуждённость, высшие духовные озарения, божественный экстаз в слиянии с Реальностью.

Тем самым то, что делало человека нестабильным - делает его духовным. Бхакти-йога использует душевные качества человека как помощников и направляет силы чувств на освобождение закрепощённости обусловленного ума. Силы человеческой души выражаются в совершенном состоянии Любви, которое наполняет ум светом и мудростью, а сердце радостью, состраданием, добротой.

Чтобы открыть в себе высшую Любовь, для большинства людей, нужно приложить огромные усилия, хотя Любовь живет в сердце человека изначально, как внутреннее сияние души. Чтобы жить в этом мире в состоянии Любви нужны особые качества, которые развиваются через практику Бхакти-йоги, йоги Любви и преданности Высшему. В системе Аштанга-йоги методы и элементы Бхакти входят в пятый принцип второй ступени (Ниямы) - Ишвара пранидхана (преданность Высшему Началу).

Бхакти-йога или Йога Любви

Это путь самоотдачи через трансцендентную Любовь, которая помогает человеку освободиться от давления собственного эго и следовать высшему "Я". Слияние с персональным проявлением Абсолюта находит своё развитие в учении Бхакти, это путь через раскрытие духовных качеств сердца. Состояние любви является особым качеством души человека, способным открыть в адепте истинную природу разума, так как растворяет личностные омрачённые качества эго в безграничном Океане чистого Сознания Вселенной.

Любовь и Мудрость

Любовь и Мудрость неразрывно связаны и не существуют одно без другого, так как оба этих аспекта являются сокровищем сердца. Поэтому, даже ментальные методы йоги, например джнана-йога, дхьяна-йога и подобные, хотя и используют как главный инструмент ум - тем не менее, должны приводить к раскрытию сердца, развитию качеств души. Настоящий мистик любит вселенную, жизнь и живых существ, если этого нет, то все идеи просветления будут лишь холодными ментальными концепциями.

Направления Бхакти-йоги

Существует множество направлений и течений Бхакти-йоги, в основном это определяется Формой персонификации высшего Нач или Абсолюта в каком-то конкретном образе. Например, восточные персонификации: Шива, Шакти, Дурга, Кали, Вишну, Кришна, Ганеша, Сурия, западные персонификации в христианстве: Иисус Христос, Дева Мария, различные христианские святые и т.п. Поскольку у людей существует образное объективное видение мира, то приблизиться и постичь абстрактный Абсолют для обычного ума необычайно сложно. Если выразить Высшее Начало через понятные человеку духовные символы, то направлять на них и удерживать внимание будет значительно легче. На этом и основаны системы слияния сознания через интеграцию и состояние Любви.


Ложные представления о Бхакти-йоге

Ложные представления о Бхакти-йоге бытуют повсеместно во всех культурах. Религии поклонения и любви используют сложные ритуалы, таинства, мистические обряды, истинное значение которых остаётся для непосвящённых скрытым. Со стороны для неверующего всё выглядит как странное действие, духовный спектакль, представление для оглупления и подчинения невежественных масс, но на самом деле в невежестве находится сам наблюдатель, так как для него остаётся совершенно непонятным действительный смысл происходящего.

Обычно люди с сильным менталитетом, современные атеистически настроенные личности не способны проникнуть в тайну трансцендентного образа и действия, потому что это находится за порогом понимания обычного интеллекта, а попытаться исследовать непонятное, у интеллектуалов, как оказывается не хватает ни терпения ни способностей. В результате в их умах и душах рождается лишь скептицизм и откровенная ирония.

Вера в Учение

Огромное значение в Бхакти-йоге имеет вера , но это должна быть не слепая вера фанатика, а совершенно осознанная вера разумного человека, основанная на понимании скрытого значения символизма и священных ритуалов. За истинной верой стоит Знание, как проявление врождённой мудрости человеческой души. Вера позволяет последователю стать цельной личностью и обрести огромную концентрацию духа, стать однонаправленным, отбросить сомнения и отсечь отвлечения. Это даёт возможность накопить колоссальную энергию и тогда проявятся особые силы - духовные совершенства, сверхспособности (сиддхи).

Эмоциональные переживания
В Бхакти-йоге, по сравнению с другими видами йоги (например: медитативными практиками покоя), адепт проходит через многочисленные духовные эмоциональные переживания. Это могут быть как обычные сентиментальные эмоции и чувства, так и совершенно особые трансцендентальные эмоциональные состояния, сопряжённые порой с духовной экзальтацией и экстазом.

Стадии слияния с Богом
В этом учении йогин развивает разные уровни проявления любви, от самых простых до наиболее возвышенных, можно сказать, что возникают особые духовные взаимоотношения человека и божества (высшего Разума) - отцовские, дружеские, отношения влюблённых, отношения супругов. Человек выступает в этой системе как душа, которая движется в своей духовной эволюции к Высшему "Я" в форме Бога. Если Бог персонифицирован как мужской аспект, то адепт становится женским, если Бог проявлен как высшее женское начало (например: дева Мария, Шакти, Дэви, Радха и т.п.), то адепт занимает позицию мужского принципа. Этот психо-эмоциональный механизм духовного сближения со своей истинной природой отражает и обычные человеческие взаимоотношения, которые трансформируются от поверхностных отдалённых, до глубоких и наиболее близких, вплоть до самого полного растворения человеческого "я" с божественным.

Теория и практика йоги
Семинары Школы - новые и планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
Семинары Лесной Школы Йоги - программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
Методики для начинающих - практические материалы базового уровня
Система занятий в Школе Йоги - особенности преподавания и обучения йоге


  • Разделы сайта