Бхакти-йога. Йога духовной Любви и преданности. Бхакти йога — практика служения и преданности Богу

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.

Мир вокруг нас – разнообразен, люди, окружающие нас – разные, каждый из нас двигается по своему индивидуальному жизненному пути, даже те из нас, кто уже осознанно направляет свои усилия для достижения конечной цели йоги - просветления (видения природы вещей) и последующего слияния с Абсолютом. Фундаментом и началом пути служит в большинстве случаев – хатха-йога.

Несмотря на условный регламент и перечень существующих техник и практик, а также общность конечной цели, для каждого практика – набор наиболее подходящих и действенных инструментов будет свой, а значит и сам путь, и тот тип йоги, с помощью которого он сможет его преодолеть. На данном этапе важно понимать, что выбор типа йоги будет зависеть от конкретной ступени эволюции человека, его психо-физиологических характеристик, уровня развития здесь и сейчас. Способности и предрасположенности к определенным практикам – индивидуальны и обусловлены, в первую очередь, кармически. Именно поэтому так важно определить и использовать тип йоги, соответствующий текущему уровню развития. Безусловно, это можно и нужно делать личным опытным путем, используя набор инструментов (техник и практик каждого отдельного типа йоги), наиболее эффективный именно для Вас сейчас. Более того, нужно учитывать тот факт, что один тип йоги является продолжением другого, они дополняют друг друга и ни в коем случае не противоречат. В современном мире существует множество типов йоги, но наиболее древними (о чем свидетельствуют Мудрецы) являются:

Раджа-йога;

Бхакти – йога;

Джняна – йога;

Карма – йога.

Раджа-йога (королевская йога)


Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума.

Вивекананда Свами «Афоризмы Патанджали из классической `Йога-сутры`»


Цель данного типа йоги – обуздать свой ум, то есть сосредоточить свое сознание, затем выделить отдельные факты в сознании, обобщить и проанализировать их, придя к собственным осознанным выводам – заключениям.

Раджа-йога - вершина Аштанга-йоги (после Самадхи), все основные принципы которой изложены в труде «Йога Сутры Патанджали».

Раджа-йога состоит из следующих ступеней:

Яма/нияма (определенные принципы нравственной дисциплины, чистоты внутренней и внешней, общие, как правило, для представителей практически всех религиозных конфессий);

Асаны (физические упражнения для тела, его подчинение посредством аскез и накопление тапаса);

Пранаямы (дыхательные упражнения, направленные на работу уже не только с физическим, но и энергетическим телами человека; управление жизненной силой).

Данные техники являются подготовительными для более глубоких:

Пратьяхара (буквально «собирание в себе», то есть подчинение органов чувств);

Дхарана (концентрация ума, его сосредоточение на одном центре в течении 12 секунд);

Дхьяна (медитация или созерцание продолжительностью 12 Дхаран);

Самадха (слияние с Абсолютом, полное сосредоточение, сверхсознание или 12 Дхьян).

Основными средствами освоения раджа-йоги являются:

Медитация, являющаяся инструментом, который позволяет достичь контроля ума;

Мантры, необходимые для того, чтобы пробудить в уме человека его глубинное состояние;

Замещение информации, которое может достигаться как многократным чтением священных текстов, так и энергетическим самолечением в виде циклических практик или аскез в хатха-йоге.

Раджа-йога позволяет на личном пути убедиться в том, что наше сознание имеет точно такое же влияние на наше тело, что и тело на сознание, то есть весь внешний мир и то, что нас окружает является оборотной стороной или грубой формой нашего же тонкого, или внутреннего мира. Это есть высшая из всех Йог.

В великом индийском эпосе «Махабхарата» есть часть под названием «Бхагавад-гита», в которой Кришна дает наставления Арджуне и указывает на следующие 3 типа йоги: (бхакти, джняна и карма йоги).

Бхакти-йога

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов.",

Шветашватара Упанишада


Бхакти-йога представляет собой служение Богу и обществу в зависимости от своего предназначения в стремлении соединиться с Абсолютом. Ее отличительной особенностью является настолько сильная, чистая и искренняя преданность Обществу, Государству, Человеку, Гуру или Божеству, Богу, что объект и служение этому объекту для практика стоят всегда на первом месте, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

В современном мире бхакти-йога свойственна, в основном, людям восточным и чужда западному обществу. Данная практика предполагает полный отказ от своего эго, плодов своей деятельности, привязанности, проявлениям таких негативных качеств как гнев, зависть, жадность, ревность и взращиванию истинной добродетели и милосердия.

Существует 9 форм бхакти (преданности Всевышнему):

Шравана – это слушание Божественных Лил, историй о Боге и связанных с его различными формами, описаний его добродетелей и т.д. посредством чего происходит растворение сознания в информации и слияние с Абсолютом;

Киртан – это воспевание Божественной славы посредством музыки и танцев. Этот метод подходит абсолютно для всех людей, даже семейных, потому что нисколько не противоречит, а даже основывается на сути человеческой природы;

Смарана – постоянное воспоминание о Боге. Несмотря на кажущуюся легкость данного метода, ум значительно усложняет его выполнение и требует предварительной подготовки. Большую помощь в освоении его может оказать Джаппа (повторение имени Бога);

Падасевана – это непосредственно служение Господу посредством поклонения в храмах, образам, а также всем нуждающимся и всему Миру, который пронизан и состоит из Бога по сути;

Арчана – это поклонение и преподнесение подношений Богу, которые могут осуществляться как в специальных местах (храмах и других религиозных заведениях), так и дома; как физически, так и мысленно;

Вандана – это молитва, простирания. Практикуя на регулярной основе, данный метод позволяет избавиться от Эго для перехода на следующий этап;

Дасья – это служение Богу (выполнение работ и служение в храмах, ашрамах, Мудрецам и т.д.), помощь нуждающимся, соблюдение предписаний священных писаний;

Сакхья – служение Богу как другу, желание и его реализация быть постоянно полезным Богу, обществу, нуждающимся;

Атма Ниведана – самоотречение, то есть абсолютная любовь к Богу, при которой в человеке не остается ничего, кроме его Божественного начала.

В повседневной современной жизни к основным практикам бхакти-йоги относят:

Пение и слушание мантр, прославлений Бога;

Использование ритуалов и обрядов;

Чтение и изучение жизнеописаний Мудрецов, святых и т.д.

Данный тип йоги наиболее предпочтителен для эмоциональных, чувственных людей с открытым свободным умом, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

Бхакти- йога – это путь от простого к сложному, от грубого к тонкому, вершиной которого является Пара Бхакти или Абсолютная преданность. Несмотря на часто возникающие разногласия, по сути Пара Бхакти и есть Джняна.

Джняна-йога


Джняна-йога – это полное соединение себя с Абсолютом, достижение которого возможно только при условии наличия соответствующего опыта, наработок и квалификации.

Данный тип йоги наиболее близок современному западному обществу, которое привыкло воспринимать мир преимущественно посредством различных исследований и получения интеллектуальных знаний. Соответственно подходит для людей сомневающихся и недоверчивых, упрямых и морально сильных.

Техники и навыки джняна-йоги:

Различение иллюзорных и реальных явлений;

Использование техник самоанализа, движения внутрь себя. Современной альтернативой таких практик вполне может служить ведение личного дневника с последовательным описанием мыслей практика для контроля как ума, так и поведения;

Медитации;

Поиск ответов в ведических писаниях, философских трактатах и других авторитетных источниках;

Получение и накопление личного опыта.

Залог успеха джняна-йоги – это наличие у практика большого желания освобождения и одновременно саморазвития. Джняна –йога – это йога мудрости, которая помогает найти ответы на такие глубоко философские вопросы, как «Что есть Реальность? Материя? Сила? Энергия? Формы жизни?» И последовательно приводит практика к самостоятельному заключению о том, что Реальность, как и Основа – Едины. Абсолютный Дух и есть вездесущее Бытие, чьей внешней природой является Жизнь, вечная и бесконечная во всем многообразии ее форм и видов, а внутренней - Любовь. И доказывает утверждение о том, что время (как и реальность) существуют только в нашем уме. Джняна-йога раскрывает такие фундаментальные понятия, как Абсолют, Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Тот, кто знает и понимает устройство и законы Бытия, приближает понимание и сознание Единой Жизни и Силы, а также Творческой Воли, увеличивает собственные силы, сливаясь в конечном итоге с Источником Всякой Силы. Джняна –йога говорит словами из загадки Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Карма-йога


«Трудись беспрестанно, но не позволяй труду поработить себя»

Карма-йога. Свами Вивекананда.


Карма-йога – это йога служения, помогающая взрастить терпение.

Данный вид йоги подходит для большинства современных людей, ведущих социальный образ жизни, так как она предлагает такие методики, которые позволяют сохранить свою деятельность, но придать ей осознанность и избавиться от привязанности к ее результатам (плодам). Карма-йога учит нас работать и трудиться исключительно ради самого процесса, дает возможности взрастить в себе самоконтроль, а через него и сильную волю и сильный характер. Это служит мощной защитой от любых негативных последствий, так как каждое наше слово, мысль и действие приводят к положительным или отрицательным последствиям. Но любовь, правдивость и бескорыстие испокон веков являются наивысшими общественными идеалами, через которые возможно достичь получение огромной энергии. Преуспеть в выработке характера помогает совершение добрых дел, размышления о добром, желание освободиться от привязанностей нашего материального мира.

Для достижения успеха в карма-йоге необходимо любить и верить в себя. Важно как соблюдать данный принцип, так и не путать его проявление с гордыней. Для этого нам важно четко понимать, что Человек является лишь маленькой каплей, частицей в огромном мире Абсолюта. И его истинная сила проявляется лишь в единении с этим Абсолютом. Эту силу нужно раскрыть, заработать, выработать в себе и посредством деятельности прийти к уравновешенности, добродетели, гармонии с собой, Миром, Абсолютом.

Что же мы имеем в виду под словом «деятельность»? Наивысшей деятельностью является оказание духовной поддержки, несение знаний. Следующей по значимости идет деятельность интеллектуальная, а материальная может принести нуждающимся лишь временную поддержку.

Выполнять любую работу нужно с позиции хозяина, которому нравится сам процесс, независимость своего существования, позиция раба же неизменно порождает зависть. Также необходимо быть благодарным всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути и дает возможность проявить милосердие и другие высшие душевные порывы, а также выполнять свой Долг. Долг… Мало кто имеет четкое представление, что же является по сути его долгом. Понятие это весьма субъективно и для его определения мы должны исходить, в первую очередь, из происхождения человека, затем по мере его взросления – положением в жизни и обществе. У каждого из нас разные возможности, но каждый из нас может совершать разные добрые дела, моральные поступки и воздерживаться от совершения зла, аморальных поступков. Для укрепления понимания морали, добра и зла, также мощную помощь оказывает изучение символики и выполнение ритуалов. Это важная часть карма-йоги, которая помогает установить крепкие взаимосвязи между мыслью, словом и действием. Добро рождается внутри нас, внешне же оно проявляется в наших добрых поступках. Самопожертвование – основа любой морали.

В заключении, мне хотелось бы отметить, что указанные 4 пути или вида йоги перетекают одна в другую, на разных жизненных этапах взаимодополняют или заменяют друг друга, но ведут к единой цели – достижению самоконтроля, развитию, избавлению от своего Эго, «Я» и конечному освобождению. Этому разными способами учат и раджа-, и карма-, и бхакти-, и джняна – йога. Вне зависимости от выбранного начального направления для достижения положительных результатов в любой йоге нужно следовать общим правилам:

1.Слушать;

2.Думать;

3.Практиковать.

Помните о том, что все 4 пути (знания, психологии, любви, труда) обязательно приведут Вас к конечной цели при наличии у Вас настоящего желания, чистого и бескорыстного: получать и отдавать добро, быть благодарным за все уроки нашей жизни, взрастить в себе все то лучшее, что даровано нам Абсолютом, что отличает Человека от животного, воздерживаться от проявления зла и негатива. Здравомыслия, терпения и упорства в благих начинаниях! Ом!

Бхакти йога это учение, которое естественным образом ведет искателя к Богу путем любви и преданности. Лишь мгновение тотальной самоотдачи дарует вечную свободу. По словам Нарады, Бхакти это напряженная любовь к Богу, когда преданный пропитывается ею, он больше не испытывает ненависти и любит все.

Но эта любовь возможна тогда, когда утратился интерес к земным выгодам, если человек захватывается объектами чувств, такой любви он не ощутит. Нарада говорит, что бхакти выше кармы и , потому что первые это только средство, а бхакти включает в себя как средство, так и цель.

Великое преимущество бхакти йоги в том, что этот метод самый легкий на пути освобождения, но есть и недостаток, который заключается в том, то бхакти в низших своих формах перерастает в откровенный фанатизм. Большинство фанатиков различных религий и верований зачастую практикуют низшую из форм бхакти.

В каждой религии есть последователи, которые через свою тупость и ограниченность так восхищаются одним проявлением Творца, одной из его форм, что другим объявляют войну. Их слепая привязанность (ништха) зажигает в сердцах последователей нечто похожее на любовь, но в целом это похоже на то состояние, когда эго присваивает себе очередной объект.

По этому люди, которые сильно привязаны к одной из форм , которые создали в своем уме какую либо концепцию поклонения, которые всем сердцем любят Господа, становятся сами не свои когда слышат представления других людей о Боге, религии, поклонении и прочем. Такая любовь похожа на поведение собаки при людях, вот только пес может различить хозяина, когда он облачился в новые одеяния, а ум фанатика, увы, нет. Такие люди очень эмоциональные натуры, в большинстве случаев в разговоре они обращают внимание на личность собеседника, а не на ту информацию, которая излагается.


Но такая опасность присутствует только на низших формах бхакти, а именно в подготовительной ее части, большинство людей ее легко проходят без ощутимых трудностей. Когда бхакти созревает и перерастает в более высшую свою форму, то можно не бояться проявлений фанатизма, так как душа сблизилась с Богом и в сердце преданного нет места ненависти.

Как птице необходимы два крыла чтобы летать и хвост чтобы управлять полетом, так и человеку, стремящемуся к Богу необходимы Любовь (Бхакти) и Знание (Джняна) и Йога, как инструмент поддерживания равновесия. Человек, в котором эти два элемента слиты, представляет собой весьма гармоничную личность, идеальное сочетание знания и любви считается большой редкостью.

Редко кому счастливится обладать двумя крыльями сразу, многим приходится ограничиваться только бхакти. говорил, что различные формы и обряды поклонения конечно же необходимы душе для совершенствования, но они нужны лишь для того, чтобы вызвать определенное состояние в поклоняющихся, а именно более сильную любовь к Богу.

Учителя джняны и бхакти по разному смотрят на бхакти йогу, но одинаково соглашаются с ее силой. Джняни видит в бхакти только лишь орудие для достижения освобождения, в то время как бхакта видит в ней как орудие, так и цель. По сути большой разницы нет. Если бхакти использовать как орудие, то она будет низшей формой поклонения и, соответственно, переходом к более высшим ее проявлениям, а они по сути не могут отделяться друг от друга, низшая и высшая формы бхакти есть одно.

Многие люди обращают внимание на форму, а не суть, большинство привязано к своей определенной форме поклонения Господу, и многие забывают, что настоящее знание всегда связано с совершенной любовью, они всегда вместе, даже кода о любви не говорится.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?

Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика

Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака ).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.

Как мы уже писали в первой статье этого раздела (Истинный смысл йоги), слово «бхакти» можно перевести как «любовь и преданность», «йога» - «единение с Богом». Таким образом, бхакти-йога - это единение с Богом в любви и преданности. Бхакти-йога - это высшая система йоги, все другие системы предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Знание, достигаемое в гьяна-йоге , управление жизненным воздухом и медитация в системе аштанга-йоги являются лишь предварительными условиями для развития взаимоотношений любви с Верховной Душой.

Первая стадия духовного осознания - «я духовная душа, а не временное материальное тело ». Если вы понимаете это, вам нет смысла направлять свою любовь вовне, во временное, ограниченное материальное измерение. Что же вам делать с вашим естественным стремлением к деятельности и любви? Вам нужно перенаправить его на Верховный Дух, у которого есть духовная форма и который является личностью - но не материальной личностью. Этот внутренний обмен любовью между душой и Верховной Душой, атмой и Параматмой, называется бхакти, и в этом истинный смысл религии и йоги.

Осознавшая себя душа не против того, чтобы продолжать быть в материальном теле, в этом мире. Она просто хочет использовать своё тело в служении Тому, с кем у неё есть внутренние вечные любовные отношения. Счастье, которое она испытывает, имея такие отношения любви, намного превосходит то счастье, которое можно испытать в этом мире, будь то счастье чувственного удовольствия или так называемых любовных отношений.

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в предисловии к своей книге «Нектар преданности»:

Служение и любовь - непременные и естественные качества живого существа. Когда ваша любовь направлена на определённого человека или людей, ваше служение будет связано с теми, кого вы любите. Возьмём, к примеру, мать: её дети растут и в возрасте примерно двадцати лет покидают гнездо, и ей больше некому служить. Она привыкла ходить на рынок, чтобы купить им еду, привыкла заботиться, чтобы у них было то и это. Поскольку ей больше некому предложить своё служение, она может завести птичку или собаку и направить свою любовь на нового любимца, служа ему. Но извращённый характер такого служения очевиден, потому что она держит эту птичку или собаку в большей или меньшей степени для того, чтобы наслаждаться служением ей. Если вы хотите любить птичку, первое, что вам нужно сделать, это запереть её в клетку. Тогда вы сможете пролить на неё своею «любовь» и заботу, покупая ей птичий корм. Вы начинаете думать: «Какие зёрнышки ты любишь?» Вы покупаете зеркальце для птичьей клетки, и т.д.

Душа не только духовна по своей сущности; неотъемлемой частью души является её свойство совершать поступки и потребность любить. Когда активная, любящая душа оставляет тело, оно перестаёт быть активным, и любовь через него больше не проявляется. Свойство любить уходит вместе с душой; оно неотделимо от неё. От души невозможно отделить это стремление любить, а также потребность служить тому, кого она любит, так же как невозможно отнять влажность у воды или жар у огня. Бхакти означает, что стремление любить и служить направлено не на кого-нибудь или что-нибудь в материальном мире, а на Верховную Личность.

Любовное служение, связанное с этим временным миром, не может принести настоящего счастья или безопасности, потому что душа вечна; если мы отдаём всю свою любовь кому-то в этом мире, это входит в противоречие с нашим естественным положением. По своей природе мы нуждаемся в том, чтобы любить кого-то и служить кому-то вечно. Каждый раз, когда мы влюбляемся в кого-то в этом мире и начинаем служить ему, он или уходит от нас вместе со своим телом, или уходит, оставляя своё тело нам. Это причиняет нам боль.

В кинофильмах прославляют поиски вечных любовных отношений: Сьюзи влюбляется в Джимми, но на их пути встаёт много препятствий; затем они все их преодолевают и оба понимают: «Да, это именно то; я, наконец, нашёл совершенную личность». Зрители говорят: «Ах!» У всех бешено колотится сердце, солнце садится, и фильм заканчивается тем, что влюблённые стали жить-поживать и жили долго и счастливо. Такова наша мечта. Мы ищем совершенную личность, с которой могли бы жить вечно, любить её и быть счастливыми, служа ей.

Вкус, который человек чувствует, служа объекту своей любви, называется раса. В качестве примера можно привести отца семейства, работающего день и ночь из любви к своей жене и детям. Или борца за независимость своей страны, воюющего с превосходящими силами врага из любви к родине. Любовь - к своей семье, стране, народу или чему-то другому - даёт им силы продолжать служение.

В материальном мире раса всегда эгоистична и временна, или преходяща; в ней никогда нет настоящего счастья. Бизнесмен, например, в выходные должен отдохнуть, забыв обо всех делах. Он усердно трудится ради того или тех, кого любит, но поскольку работа не удовлетворяет его полностью, ему нужен отпуск. Для того, кто занимается бхакти-йогой, не существует такого понятия, как отпуск. Такого человека нисколько не обременяет его служение. Он на самом деле наслаждается вкусом служения Верховной Личности.

Бхакти, или преданное служение, означает нечто большее, чем просто поклонение Богу или почитание Бога; оно означает любовное служение. Служение предполагает некоторую деятельность, а любовь - существование двоих, одна личность служит другой. Поэтому, когда мы говорим о бхакти, мы тем самым говорим о личностях, о любовном служении, о деятельности и об обмене чувствами между двумя существами. Это значит, что видение или понимание личностной черты Бога служит основой бхакти. Обычно люди не могут понять бхакти, потому что они знают только безличный аспект Бога. Такие люди должны понять, что Бог, на самом деле, личность. Вы не становитесь Богом, как утверждают йоги- имперсоналисты; Бог всегда Бог, а вы всегда вы . Йога не означает потерю индивидуальности, она означает связь с Верховным Живым Существом с помощью любви. Например, Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга. Это бхакти в настроении отца и сына или друзей. Каждый остаётся индивидуальной личностью. Иисус говорит: «Я и Отец - одно» (От Иоанна, 10.30). Их двое, но они - одно. Именно это единство движет Иисусом в его служении и позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений. Такие внутренние отношения любви с Верховной Личностью, бхакти, и есть настоящая духовная жизнь.

Духовный мир не бездеятелен и не лишён любви; он полон разнообразных вкусов духовной любви. Представление имперсоналистов о том, что разнообразие, любовь и деятельность принадлежат материальному миру и что быть «духовным» значит стать подобным камню, т.е., бездействующим, лишённым разнообразия или чувств, ведёт к материализму, потому что, в конце концов, людям нужна любовь и деятельность. Если человек считает, что жить духовной жизнью значит быть бездеятельным и лишённым любви, он, конечно же, подумает: «Я к этому ещё не готов». И никто из нас не готов к этому; всем нужно кого-то любить. Если духовная жизнь означает стать ничем, то люди лучше будут любить и действовать в этом мире, и при этом чувствовать боль, чем освободятся от боли. Такие люди приходят к выводу, что лучше жить и переживать некоторые разочарования в своих любовных отношениях, чем быть пустотой. Они считают, что им нужно выбрать одно из двух. Но на самом деле они могут одновременно избавиться от отрицательного - разочарований и грязи материальной жизни - и ощутить настоящий вкус духовной любви.

Даже те, кто верит в Бога, не знают Верховную Личность так хорошо, чтобы действительно отдать Ему свою любовь. Вместо этого они обычно отдают её тому, кого могут воспринять своими грубыми материальными чувствами, а Бога по большей части считают безличной силой. Если у них есть хоть какие-то отношения с Богом как с личностью, то цель их - просить, чтобы Он помог им сохранить те любовные отношения, которые у них есть: «Не дай моему мужу умереть», «Не дай моей жене умереть», «Дай мне красивого ребёнка, чтобы я могла его любить». Хотя они и молятся Богу и почитают Его, они не в состоянии на самом деле направить свою любовь на Него. Они по-прежнему ищут в этом мире совершенную личность, которую могли бы любить, и их любовное служение связано с личностями в этом мире.

Бхакти основана не только на понимании того, что Бог - личность, но также на знании о Нём, чтобы вы могли на самом деле направить свою любовь на Него. Вы не можете полюбить кого-то, если не знаете его. Например, Майк не может влюбиться в Сьюзи, пока не узнает о её существовании: «Где ты была всю мою жизнь? Я даже не знал о твоём существовании!»

Поэтому сначала вы должны узнать, что личность существует, а затем, чтобы влюбиться в неё, вы должны осознать качества этой личности.

Люди ищут совершенную личность, которую они могли бы любить. Они думают: «Вот она! Кажется, я действительно нашёл ту, которую можно любить!» Они женятся - и начинают видеть недостатки. Возможно, их совершенная личность храпит. В материальном мире ваша любовь к другому человеку может расти лишь до определённого предела, а затем, чем больше вы узнаёте его, тем меньше становится ваша любовь, потому что вы понимаете, что объект вашей любви вовсе не совершенен. Направлять своё желание любить совершенную личность на кого-то другого - несправедливо, потому что эта личность не является Верховной Личностью. Никто из нас, на самом деле, не является совершенной личностью, или Богом. Если вы попытаетесь найти совершенную личность, ваш опыт будет горьким. Вы ищете того, кто всегда будет рядом, кто никогда не станет старым и безобразным. Затем вы начинаете понимать, что человек, которого вы считали совершенным, вовсе не таков, и впадаете в депрессию. Вы разводитесь и ищете совершенную личность в ком-то другом. Но такие ожидания слишком велики. Никто не совершенен, кроме Верховной Личности, и вам нужно направить свою любовь на Него. Бхакти-йога означает, что вы сознательно занимаетесь любовным служением Верховной Личности, направляете свою потребность любить и быть привязанным к кому-то на Него. Нужно любить Бога так, как слуга любит своего господина, друг любит друга, мать любит своего ребёнка, жена любит мужа или двое влюблённых любят друг друга. Бог - самый лучший отец, друг и ребёнок. Вы можете любить Бога как своего мужа. Бог всегда рядом, готовый принять самую горячую любовь. Но сначала вы должны понять, что Верховная Личность действительно существует, а затем слушать о Нём от тех, кто знает Его. Когда вы слушаете того, кто знает и любит Его, ваша любовь к Верховной Личности развивается естественным образом.

Что касается этого мира, то ваша любовь к Верховной Личности сама собой распространится на всех живых существ, и вы будете действовать им во благо. Это доставляет удовольствие Верховной Личности, с которым у вас есть вечные любовные отношения.

Таким образом, бхакти означает иметь внутренние вечные любовные отношения с Верховной Личностью и, пока у вас есть материальное тело, использовать его в служении Ему - делать то, что доставляет Ему удовольствие и не делать того, что Ему не нравится. Вы служите Богу не ради какого-то результата или награды, например, рая или освобождения, вы получаете удовлетворение от любовного служения Тому, кого любите. В этом суть бхакти, и таково естественное вечное положение живого существа.

В заключение кратко сформулируем основные идеи, касающиеся бхакти-йоги.

    Вы - духовная душа, а не материальное тело, вы вечны. Вашим неотъемлемым вечным свойством является желание действовать и любить (см. «Кто вы? Открывая ваше истинное „ я“ », «Вы - духовная душа, искра Бога», «Реинкарнация »).

    Любовь неотделима от деятельного служения объекту вашей любви.

    Как духовные существа, мы нуждаемся в безграничном вечном счастье, которое можно найти только в любовных отношениях с совершенной личностью - Богом.

    До тех пор, пока у нас нет любовных отношений с Богом, мы не удовлетворены. Мы ищем совершенную личность среди живых существ в этом мире, и в результате требуем от них слишком многого и ведём себя как эгоисты.

    Если у нас есть любовные отношения с Верховным Господом, мы воспринимаем все живые существа как детей Бога. Мы по-настоящему любим свою жену, мужа, родителей, детей и всех остальных живых существ. Мы знаем, в чём они нуждаются, и действуем им во благо. Если у нас нет любовных отношений с Богом, мы не можем по-настоящему любить других, мы пытаемся в той или иной степени использовать их для собственного удовлетворения.

    Бог - личность. Чтобы полюбить Его, нужно узнать Его как личность - узнать о Его качествах, деятельности, о том, что Ему нравится и что не нравится. Чтобы установить с Ним отношения любви, необходимо стараться делать то, что Ему нравится и воздерживаться от действий, которые Он не одобряет. В этом заключается служение Богу.

    Чтобы узнать Бога, необходимо найти того, кто Его уже знает и любит, слушать его и следовать его наставлениям. Такая личность называется «настоящий духовный учитель». Под его руководством необходимо выполнять практику садхана-бхакти .

Бхакти-йога - суть учения Иисуса Христа и всех авторитетных духовных учителей - вайшнавов.

Различные системы йоги предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Бхакти-йога - высшая система йоги, заключение Вед, подлинная медитация.

Приглашаем почитать вводную статью по данной теме: Истинный смысл йоги , а также другие статьи раздела.

___________________________

По этой причине учение Свами Вивекананды нельзя считать авторитетным. Его книга, озаглавленная «Бхакти-йога», не имеет никакого отношения к настоящей бхакти-йоге.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски.



  • Разделы сайта