Безопасность катания на горных лыжах. Мифы и правда о горнолыжном спорте. Горнолыжная страховка: зачем нужна и сколько стоит


Белый кодекс SSF

10 правил FIS

1. Уважай других!

Лыжник/Бордер не должен своим поведением на склоне ущемлять права других катающихся, или подвергать их опасности.

Комментарий FIS: Л/Б несет ответственность не только за свое поведение, но и за использование неисправного снаряжения, включая новые экспериментальные модели оного.

2. Контролируй скорость!

Л/Б должен контролировать свое движение по трассе. Необходимо выбирать скорость и стиль катания соответственно своим способностям, особенностям рельефа, погодным условиям и плотности траффика на горе.

Комментарий FIS: Столкновения происходят в основном потому что: Б/Л ехал слишком быстро, потерял контроль или не увидел объект столкновения => Б/Л должен быть в состоянии избежать столкновения с любым объектом, находящимся в его поле зрения, путем остановки, поворота, дематериализации или телепортации.

В местах скопления катающихся, а также на участках трасс с пониженной видимостью Б/Л должен двигаться с пониженной скоростью, особенно на краях крутых склонов, в конце трассы (зоне торможения) и рядом с подъемниками.

3. Выбирай маршрут!

Б/Л, едущий сверху, должен выбирать траекторию своего движения таким образом, чтобы не создавать опасности Б/Л, находящимся впереди.

Комментарий FIS: Горные Лыжи и Сноубординг являются Free Activity Sports, где каждый может двигаться куда и как хочет, с условием соблюдения данных Правил. Б/Л, едущий впереди, имеет приоритет. Б/Л, движущийся сзади (выше по склону) в том же направлении (не обязательно! Карвинг!!!) должен держать дистанцию, достаточную для выполнения впереди едущим Б/Л любых маневров (в т.ч. падения!!!)

4. Обгон.

Б/Л может совершать обгон другого Б/Л с любой стороны, с условием, что он оставляет обгоняемому достаточно пространства для совершения последним любых произвольных или непроизвольных маневров.

Комментарий FIS: Б/Л, совершающий обгон, несет полную ответственность за то, что в процессе обгона не создаст проблем обгоняемому. При этом ответственность распространяется на весь маневр, вплоть до его завершения. Это правило распространяется в т.ч. на обгон неподвижно стоящего (сидящего) Б/Л.

5. Выезд на трассу, начало движения и движение вверх по склону.

Б/Л, выезжающий на трассу или намеревающийся начать движение после остановки или подъема, обязан посмотреть вверх и вниз по склону и убедиться, что не станет препятствием другим катающимся.

Комментарий FIS: Опыт показывает, что SUBJ(5) часто становятся причинами происшествий. Совершенно необходимо, чтобы Б/Л в подобной ситуации не подвергал опасности себя и окружающих. После того, как Б/Л начал движение - даже с небольшой скоростью - он пользуется преимуществом Правила 3 по отношению к едущим сзади с большей скоростью Б/Л. Карвинговые лыжи и сноуборды позволяют Б/Л двигаться в повороте вверх по склону, против траффика. Следовательно, карвер должен быть особо внимательным при совершении подобных маневров.

6. Остановка на трассе.

За исключением крайней необходимости, Б/Л должен избегать остановок на узких или плохо просматриваемых участках трассы. После падения в таком месте Б/Л должен покинуть его (вместе с дровами) как можно быстрее.

Есть такая поговорка: знал бы, где упаду — подстелил бы солому. Но почему-то далеко не все туристы готовы позаботиться о себе и «подстелить солому», отправляясь на горнолыжные склоны.

Да, горнолыжный отдых — экстремальный отдых. От падений на склоне не застрахованы ни начинающие, ни опытные спортсмены (и между нами, девочками, последние подвержены риску даже больше).

В разгар горнолыжного сезона тема страховок от несчастных случаев, связанных с занятием этим видом спорта, становится особенно актуальной. У моего друга жена работает в нашей местной краснополянской больнице, и о том, сколько людей обращается туда за помощью, получив травмы и ушибы, я знаю не по наслышке. И если начистоту, то в случае травмы либо вы потратите много денег, либо ваша страховая компания, если вы «подстелили солому».

Сегодня я продолжаю тему безопасности в горах и хочу рассказать вам о том, какие преимущества даёт вам приобретение горнолыжной страховки.

В России существует множество компаний, которые оформляют подобные страховки. Прочитав эту статью, вы узнаете об основных моментах такого страхования и в каких случаях стоит им воспользоваться.

Горнолыжная страховка: зачем нужна и сколько стоит

Вот скажите мне, пожалуйста, те из вас, кто имеет автомобиль и ездит на нём хотя бы уже лет 10-15: не проще ли стало разруливать вопросы при ДТП после того, как ввели обязательные полиса ОСАГО? Я лично считаю, что эта мера весьма правильная.

И глядя, как некоторые «спортивные» товарищи несутся с горы, сшибая всё и вся на своём пути, у меня возникает желание сделать приобретение горнолыжной страховки обязательным условием для прохода на склоны. Потому что средняя скорость хорошо катающегося горнолыжника примерно равна скорости автомобиля, едущего в городском потоке. А вот подушек безопасности на наших горнолыжных костюмах пока не делают…

Будучи турагентом, мне приходилось неоднократно убеждать людей не экономить на страховании расходов, связанных с путешествиями.

Для каких случаев применима страховка от невыезда , я рассказывала в этой статье:

А сейчас поговорим о том, кому нужна горнолыжная страховка.

Медицинский полис или страховка?

Обязательная медицинская страховка (ОМС) есть у всех нас, граждан РФ. Это обычный медицинский полис, его оформляют разные страховые компании, и без него ни в одной поликлинике вас просто не примут. К счастью, у нас в стране до сих пор существует бесплатная медицина (другой вопрос, конечно, это качество этой медицины…) Но в целом, по полису ОМС вам обеспечено пребывание в больнице, первичный снимок рентген, а также при необходимости — операция.

Например, у меня был недавно неприятный случай на горе: на занятии один из учеников въехал в меня, вышиб лыжу из-под моей ноги так хитро, что лыжа не отстегнулась, а вот моё колено пришло в неестественное положение. Далее — болевой шок, потеря сознания… Очнулась надо мной лица спасателей курорта и на ноге…нет, не гипс…шина. Отвезли меня на скорой в больницу Красной Поляны, там сделали рентген. Слава богу, всё обошлось. Но первым делом меня в приёмном покое попросили данные паспорта и полиса.

Их у меня с собой не было. Но фото паспорта было у меня в телефоне, по паспортным данным они вычислили и мой номер полиса ОМС.

Так что полиса ОМС для катания на краснополянских курортах вам будет вполне достаточно — какие-то минимальные затраты он покроет (правда, чтоб тот же МТР сделать, проверить связки — надо будет уже платить денежку из своего кармана). Но в целом, без помощи из местной больнички вас не выставят)


Другое дело, если вы отправляетесь на фрирайд или в ски-тур . На этот случай, а также при катании на любом заграничном горнолыжном курорте вам обязательно нужно оформить горнолыжную страховку .

Всё дело в том, что нигде, кроме нашей страны, никто вас бесплатно лечить не будет. И уж тем более, спасательный вертолёт не летает к пострадавшим в лавине туристам за «спасибо».

Если вы едете кататься за границу, то убедитесь, что в составе вашего тура есть пункт «оформление горнолыжной медицинской страховки». Она отличается от той, которая входит в состав пляжных туров примерно так же, как сам экстремальный отдых отличается от пляжного.

Давайте разберёмся, в чём именно заключаются эти отличия.

Страхование для горнолыжников


Итак, обычно горнолыжная страховка, входящая в состав горнолыжного тура, включает в себя следующие пункты:

  • Вызов врача
  • Покрытие затрат на лекарственные препараты и медицинское оборудование
  • Пребывание и лечении в больнице.
  • Стоматология (экстренная стоматологическая помощь при остром воспалении и травме).
  • Медицинская транспортировка (возмещение затрат на перевозку пострадавшего).
  • Репатриация тела (доставка тела на родину).

А также в подавляющем большинстве туда включены:

  • Расходы на экстренную связь (возмещение расходов на связь с родственниками или страховой компанией, при наступлении страхового случая).
  • Эвакуация детей (подразумевает под собой возвращение на родину несовершеннолетних детей, в случае если они остались без присмотра взрослых).
  • Досрочное возвращение застрахованного из поездки в чрезвычайной ситуации.
  • Визит третьего лица (билеты в обе стороны на одного из близких родственников для обеспечения ухода, если пребывание в больнице будет длиться более 10 дней, оплата жилья для приехавшего родственника).
  • Юридическая помощь (первичная юридическая помощь в стране пребывания).
  • Помощь при утрате/хищении документов (административная помощь и расходы, связанные с оформлением дубликатов документов).

Одно только перечисление этих пунктов показывает, как много сложностей и расходов будет у тех туристов, которые не позаботятся о такой страховке для себя.

Кроме того, на склоне не редки случаи столкновений с другими катающимися. В таком горнолыжном ДТП вы можете легко отделаться сами, но причинить вред здоровью другого человека, с кем у вас произошло столкновение. Также могут пострадать его вещи и экипировка.

Чтобы не пришлось платить за причинённый ущерб из своего кармана, стоит добавить в полис страхование гражданской ответственности . Тогда страховая компания возьмёт на себя и расходы на оказание помощи человеку, пострадавшему по вашей вине при столкновении.

Дополнительные риски

Фрирайд


Некоторым туристам для счастья нужны не хорошо подготовленные склоны, а нетронутая снежная целина. Для таких любителей фрирайда будет полезно ознакомиться с моей предыдущей статьей:

При этом не редки случаи, когда в планы фрирайдеров вмешиваются природные катаклизмы: лыжники сталкиваются с сильным бураном или пургой и теряют ориентацию. Или же происходит сход лавины.

При таких обстоятельствах, очень часто на поиски привлекаются не только земные службы спасения, но и воздушные (самолеты и вертолеты). И если, будет доказано, что в данном происшествии виноваты сами туристы (например, туристы райдеры отправились по собственному не согласованному маршруту и заблудились или поехали и попали в лавину, несмотря на предупреждение лавинных служб), то затраты на данный вид поисковых работ перекладываются на самих «героев». Так, вызов спасательного вертолёта обходится в десятки тысяч долларов.

В общем, всем любителям кататься вне специальных трасс нужно иметь в виду, что поисково-спасательные операции обычно не входят в стандартную горнолыжную страховку и им при покупке полиса нужно выбирать программу, включающую данную услугу.

Утеря/задержка багажа

Все поклонники горных лыж и сноуборда прекрасно знают, насколько дорогостоящее у них спортивное оборудование. При перелетах, особенно с использованием стыковочных рейсов, риск повреждения/утраты оборудования весьма велик. Поэтому многие страховые компании предлагают обезопасить себя и от таких проблем, предлагая включить в полис пункт о страховке багажа. Данный пунктик компенсирует вам ту сумму покрытия, которую вы сами укажете/выберите из предложенных.

Какую страховую компанию выбрать

На самом деле, у большинства крупных страховых компаний есть в «линейке» такой вид услуги, как горнолыжная страховка.

В зависимости от того, какие опции из вышеперечисленных включены в данный полис, его стоимость будет разной.

Очень удобно сравнивать стоимость полисов на сайте https://www.sravni.ru/vzr/

Там предусмотрены всевозможные варианты горнолыжной страховки. Выбираете интересующие вас опции, и вам сразу выдаётся таблица с названиями страховых компаний, количеством опций, страховой суммой и ценой полиса . Обычно его стоимость колеблется от 2000 до 3000 рублей.

У большинства страховщиков можно оформить страховку он-лайн.

Так что, как видите, «подстилание соломки» не займёт у вас много денег или времени.

Как это работает

Если с вами на склоне произошёл тот самый страховой случай, то действуйте в соответствии со всеми требованиями страховой компании. Они чётко будут прописаны в вашем полисе. Как правило, их последовательность примерно одинакова:

  • срочно обратитесь за медицинской помощью;
  • оповестите страховую компанию в установленный срок о возникновении страхового случая;
  • соберите пакет документов, фиксирующих факт несчастного случая, и отправьте в страховую компанию с целью возмещения расходов на лечение и др.

Только имейте ввиду, что никакая страховка не действует, если во время страхового случая пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения. Так что отложите возлияния по поводу удачного отдыха на горнолыжном курорте до вечера.

В целом, надеюсь, мне удалось донести до вас мысль, что правильно оформленная горнолыжная страховка станет залогом вашей безопасности в любой точке мира. Не экономьте на своём здоровье, ребят! Вы у себя одни. Здоровье не купишь, но можно купить страховой полис;-)

По всем другим вопросам горнолыжного отдыха вы найдете ответы в статье:

Короче, берегите себя и до встречи на блоге!

Горные лыжи - это спорт, характеризующийся множеством специфических видов и техники катания .

Скоростной спуск. Его по праву считают главным, самым зрелищным состязанием горнолыжников. На отдельных участках дистанции скорость спуска превосходит 130 км/ч, а полеты на лыжах превышают порой 40-50 м.

Трассы скоростного спуска проходят по естественному рельефу, включая широкие открытые склоны зоны альпийских лугов, довольно крутые спады-стены, виражи, коридоры в лесных массивах. Трассы проходят по гребням, буграм, лощинам и ямам.

Главными ориентирами на трассе являются направляющие ворота из красных прямоугольных флагов (на соревнованиях женщин они чередуются с синими).

Слалом. В соревнованиях по слалому (слалом -- норвежское слово, означает след на снегу) участники преодолевают трассу с частыми последовательными поворотами, определяемыми расстановкой на склоне фигур и отдельных ворот. Состязания проводят по двум попыткам. Результаты прохождения двух разных трасс складывают. Соревнования по слалому проводят на жестком леденистом снегу для создания одинаковых условий для всех участников.

На трассе устанавливают горизонтальные, вертикальные и косые ворота.

Слалом-гигант. В начале 50-х годов был узаконен еще один вид состязаний горнолыжников: слалом-гигант.

Трассы прокладывают по склонам волнистого рельефа, разной крутизны, вписывая их в естественный горный рельеф. Количество ворот на маршруте обычно составляет 15 процентов перепада высот трассы. Ширина ворот от 4 до 8 м. Ставят ворота, как и в скоростном спуске, из четырех шестов, на каждой паре которых подвязывают флаги, красные и синие поочередно. На закрытых воротах их полотнища наполовину скручивают.

Супергигант. Его дистанция представляет собой нечто среднее между дистанциями слалома-гиганта и скоростного спуска. Длина трасс супергиганта достигает 2 км и больше. Виражи на трассе более широкие, скорость спуска выше, чем в слаломе-гиганте, и достигает 70-80 км/ч.

Соревнования на скорость. Этот вид соревнований горнолыжников не так популярен, как состязания по скоростному спуску, слалому и слалому-гиганту. Участники развивают на лыжах скорость свыше 200 км/ч.

Соревнования по спуску на скорость проводят на тщательно подготовленной трассе.

Фристайл. Исполнение на снежных склонах изящных, почти балетных па, сложных вращений - пируэтов, прыжков и сальто сейчас (за рубежом они объединены под образным названием «фристайл» - вольный стиль) популярны во всех странах, где катаются на лыжах.

Первые соревнования по специальным прыжкам и фигурному катанию на лыжах были проведены в США в 1971 году.

Проводятся соревнования по трем видам фристайла: фигурному катанию (балету на лыжах), спускам по буграм (могул) и прыжкам (воздушной акробатике). Фигурное катание организуется на некрутых склонах с музыкальным сопровождением по выбору участников. Спортсмены выполняют развороты, пируэты в скольжении, различные акробатические трюки без отрыва лыж от снега либо в прыжках с опорой на палки. Все приемы имеют свои коэффициенты сложности.

В спуске по буграм участники соревнование преодолевают сильно изрытую (бугристую) трассу на очень крутом склоне. Задача лыжника состоит в том, чтобы продемонстрировать быстроту, легкость и техничность исполнения поворотов на сложном бугристом рельефе.

Прыжки на лыжах выполняют со специально оборудованных трамплинов. Спортсмен, разогнавшись, выезжает на стол трамплина, отталкивается на его краю и делает в полете перевороты (сальто), сложные и эффектные комбинации в воздухе, добиваясь большой высоты, амплитуды полета, техничности и красоты исполнения.

Таким образом, все видовое разнообразие горных лыж, техники катания можно разделить на отдельные группы: скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супер-гигант, скоростной спуск, фристайл, могул, прыжки

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию целой индустрии зимнего спорта, занимающей в некоторых странах ведущее место в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы; систему маятниковых, канатно-кресельных, буксировочных дорог-подъёмников; трассы спусков разной протяжённости и сложности; учебные склоны; службу трасс и контрольно-спасательную службу; магазины; пункты проката спортинвентаря; горнолыжные школы.

Пропускная способность станций канатных дорог в несколько раз должна превосходить число находящихся горнолыжников, чтобы не было очередей. Например, когда, в нашей стране ошибки в определении мест и порядка строительства горнолыжных центров привели к тому, что любителям горнолыжных лыж приходится стоять в очередях 1-2 часа .

Известно, что горнолыжный отдых зависит от природных условий. Поэтому при планировании современных горных курортов учитывают несколько факторов :

  • 1. Наличие снега в течение 4-5 месяцев в году плотного снежного покрова.
  • 2. Высоту местности.
  • 3. Особенности рельефа.
  • 4. Погодные условия горнолыжного сезона.
  • 5. Отсутствие лавинной и селевой опасности.
  • 6. Разнообразие и уникальность ландшафтов.

Горы не терпят вольностей, поэтому нужно хорошо помнить первую заповедь лыжника - выбирать трассы по силам. Для обозначения сложности трасс существует цветовая маркировка. На большинстве горнолыжных курортов мира есть как минимум две системы классификации. На курортах Франции или Андорры выделяются четыре типа: легкие трассы (обозначаются на карте зеленым цветом), средние (синим), сложные (красным) и особо сложные (черным). На курортах гиганта горнолыжной туриндустрии - Австрии, в Германии и ряде других стран действует трехступенчатая классификация: синие, красные и черные. Что касается России и ее горнолыжных центров, то на сегодняшний день у нас просто не существует точно маркированных трасс. На местности это шесты с номером, установленные с регулярными интервалами по всей протяженности трассы по левому и правому краю, и та же трасса с номером на схеме. Причисление той или иной трассы в разряд синей или черной на российских курортах в данном случае чисто условно.

Согласно французскому стандарту NF S 52-100 (раздел 3.1), "Горнолыжная Трасса - это маршрут на снегу, упорядоченный, подчиняющийся определенным правилам, имеющий установленные границы, размеченный, контролируемый и защищенный от опасностей анормального или чрезмерного характера, при необходимости обустроенный и подготовленный, предназначенный для занятий горными лыжами и другими разрешенными видами скольжения".

Можно сказать, что хорошо оснеженная и прекрасно подготовленная горнолыжная трасса является материальным воплощением ожиданий туристов-лыжников от посещения горнолыжных комплексов.

В действительности нельзя говорить об уклоне трассы, не говоря о ее ширине и об уходе за ней: до определенной степени сложности, где уклон становится действительно пугающим, лыжник рассматривает все в комплексе: уклон/ширина/состояние поверхности. По данным французских исследователей распределение лыжников в зависимости от среднего уклона трассы можно свести к следующим показателям:

  • - 24% лыжников катаются на трассах со средним уклоном 15%;
  • - 64% лыжников - на трассах со средним уклоном от 15 до 30%;
  • - 9% лыжников - на трассах со средним уклоном от 30 до 35%;
  • - 3% лыжников - на трассах со средним уклоном >35%.

Вместо того чтобы предаваться блаженному отдыху на морских курортах и веселиться на пляжных вечеринках, горнолыжник едет в горы покорять новые вершины. Целый день он преодолевает склоны, ежеминутно рискуя получить травму (как считают непосвящённые), и наслаждается скоростью, снегом и высотой. В глазах обычного смертного горнолыжник выглядит фанатиком, который целый год копит деньги на , чтобы хотя бы на недельку съездить за тридевять земель в поисках горнолыжного счастья. Тот, кто никогда не испытывал радость от скольжения на лыжах, найдёт ещё массу причин, почему не стоит осваивать горнолыжный спорт. Давайте рассмотрим самые популярные стереотипы, связанные с горными лыжами.

Стереотип №1. Горные лыжи — это смертельно опасный вид спорта

Дух захватывает, когда по телевизору смотришь соревнования виртуозов лыжного спорта, выполняющих сложные трюки. Непосвящённые убеждены, что горнолыжный спорт сопряжен с падениями, сотрясениями мозга, ушибами, растяжениями, разрывами связок, переломами и пр. Однако горные лыжи не так опасны, как кажется на первый взгляд. Данным видом спорта занимаются миллионы людей, падают тысячи, а серьёзные увечья получают сотни. Большинство несчастных случаев в лыжном спорте является следствием слишком высокой скорости и нарушения правил поведения на склоне.

Спортсмен, катающийся на лыжах, подвержен меньшей опасности, чем водитель за рулём автомобиля. Не владея техникой вождения, человек не сядет за руль, а запишется на курсы. Так и с горными лыжами: инструктор поможет новичку выбрать горнолыжное оборудование и отработать стойку на лыжах. Сначала начинающий научится уверенно спускаться с простых склонов, потом будет оттачивать технику катания, и, приобретя опыт, сможет покорить более сложные трассы. Даже если новичок отправляется в горнолыжный тур с другом-горнолыжником, всё равно лучше доверить обучение профессиональному инструктору. Другу быстро надоест копошиться в «горнолыжном лягушатнике» среди начинающих, и он будет торопиться выйти на крутые, сложные спуски, не учитывая то, что обучаемый ещё не готов к ним.

Стереотип № 2. Горные лыжи — удел олигархов и аристократов

Для среднестатистического туриста горнолыжные курорты кажутся привилегией элиты, чем-то вроде гольфа или гонок на спортивных яхтах по Средиземному морю. Горнолыжный спорт — не самое дешевое хобби, помимо стоимости путёвки, приходится оплачивать абонемент на подъёмники, экипировку, прокат лыж, сноуборда и прочие расходы. Но стереотип запредельной дороговизны развеян в пух и прах теми горнолыжниками, кто умеет бюджетно отдыхать, экономя на всём:

  • впервые встать на лыжи можно без чрезмерных трат на недорогих курортах Норвегии, Финляндии или Турции;
  • необязательно сразу покупать комплект горнолыжника или сноубордиста — его можно взять напрокат. В марте на продаваемое снаряжение действуют скидки до 50%, вот тогда и стоит задуматься о покупке;
  • экономичнее купить ски-пасс на неделю, чем оплачивать каждый день катания;
  • проживание в пансионе или апартаментах обойдётся дешевле, чем в гостиницах. Самый доступный вариант — поселиться в хостеле (бюджетном общежитии), расположенном вблизи от горнолыжного курорта;
  • необязательно планировать свой первый горнолыжный отпуск на пик сезона. В начале декабря и в апреле наблюдается снижение цен на туры;
  • можно сэкономить на авиабилетах, бронируя их заранее и покупая со скидками.

Стереотип № 3. Горные лыжи — это удел чемпионов и спортсменов-«профи»

Глядя на лыжника, летящего по снежным склонам на сумасшедшей скорости, новичок думает, что этот вид спорта доступен только мужественным и избранным. Чтобы заниматься горными лыжами, вероятно, нужно обязательно быть атлетом, изнурять себя тренировками, делать зарядку по утрам, питаться исключительно здоровой пищей и забыть о развлечениях, банкетах, курении и горячительных напитках.

На самом деле, горнолыжникам не чужды шумные вечеринки в компании близких по духу людей и распитие глинтвейна в перерывах между катанием. И любой человек, даже не имея спортивного прошлого, может стать частью этого общества. Как ни странно, но новичку легче научиться горнолыжным азам, чем «профи», пришедшему в горные лыжи из других видов спорта. Навыки, отработанные профессионалом до машинального исполнения, могут стать некоторым препятствием в обучении горнолыжной методике. А новичку «с нуля» легче осваивать правильную технику. Однако перед тем как отправиться в горнолыжный тур, неплохо бы недельку походить в тренажёрный зал, уделив внимание всем группам мышц, в особенности мышцам ног и спины. Освоить горные лыжи — это тоже самое, что научиться водить машину: поначалу сложно, а потом все «летают», словно с рождения были за рулём.

Стереотип № 4. Возраст — помеха для занятий горнолыжным спортом

В обществе горнолыжников бытует такая шутка: «вставай на горные лыжи в том возрасте, когда начал ходить, а заканчивай, когда ходить уже не можешь». Взрослый ответственный человек быстрее научится кататься, чем ребёнок-непоседа. Конечно, нужно придерживаться правил безопасности. Например, людям, страдающим гипертонической болезнью или сердечно-сосудистыми заболеваниями, рекомендуют кататься на трассах, проложенных на высоте не более 2000 метров над уровнем моря.

Горы являются местом повышенной опасности для жизни и здоровья людей. В горах смена погоды происходит очень часто. Здесь бывают грозы, снегопады, сильные ветра, метель, низкие и высокие температуры. На человека влияет перепад высот, температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. На маршрутах возможны проявления признаков «горной болезни», которая проявляется при подъеме в высокогорные районы с разреженным воздухом.

В целях обеспечения безопасности туристов и оказания, в случае необходимости, своевременной квалифицированной помощи Главное управление МЧС России по Чеченской Республике рекомендует туристическим группам и отдельным туристам информировать поисково-спасательные службы МЧС России о своих маршрутах. Необходимо предоставлять спасателям номера телефонов и адреса членов туристических групп. Уточнить порядок выхода на связь со спасателями во время нахождения на маршруте.

Получить информацию о природных опасностях на маршруте, ближайших точках возможной экстренной связи, а также гидрологические, метеорологические прогнозы в районе предполагаемого маршрута.

Туристы должны при себе иметь групповое и личное снаряжение, обеспечивающее безопасное прохождение маршрута, средства связи и сигнализации, маршрутные и страховые документы, продукты питания и медикаменты.

После возвращения, необходимо сообщить в дежурную службу поисково-спасательного отряда о завершении восхождения.

Правила поведения в горах для туристов и альпинистов:

  1. Выбирать для передвижения наиболее безопасный маршрут.
  2. Тщательно оценить возможные опасности, учитывая погодные условия, вероятность препятствий.
  3. Быть готовым к неожиданностям и уметь распознавать приближающуюся опасность (ухудшение погоды, лавину, камнепад), и принять меры предосторожности.
  4. Передвигаться только группой, строго соблюдая дисциплину, не допуская ее разделения.
  5. Определять темп движения по слабейшему в группе.
  6. Соблюдать режим нагрузок и отдыха.
  7. Не сокращать путь за счет безопасности.
  8. Покидая место привала, не забывать предметы снаряжения, экипировки.
  9. Не совершать переходов при плохой видимости (метель, туман) или в темное время суток.
  10. Преодолевать опасные участки, реки с быстрым течением, трещины и т.д., только обеспечив надежную страховку.
  11. Лавиноопасные участки преодолевать лишь в случае крайней необходимости, поодиночке, с выставлением наблюдателей, строго соблюдая правила безопасности и страховки.
  12. С появлением явных признаков усталости, особенно при падении температуры воздуха, сильном ветре, снегопаде, прекратить движение, подыскать укрытие и организовать бивуак.
  13. Обязательно пользоваться очками-светофильтрами при сплошном снежном покрове, как в солнечную погоду, так и при облачном небе.
  14. Избегать переходов по склонам и желобам со свободно лежащими камнями.

Правила безопасного поведения в горах для горнолыжников:

1. Необходимо выполнять указания спасателей и сотрудников противолавинных служб, в связи с лавинной опасностью, об опасных местах нахождения на склонах или горнолыжных трассах.

2. Запрещается находиться на склонах и трассах, закрытых ограждениями и запрещающими знаками.

3. Запрещается выход на необорудованные горнолыжные трассы и склоны, в условиях плохой видимости, при сильном ветре, во время большого снегопада.

4. В случае, если вы заблудились или оказались на незнакомой трассе, а также в условиях резкого изменения погоды, необходимо ориентироваться на следующие признаки повышенной лавинной опасности:

Ливневый снегопад при сильном ветре;



  • Разделы сайта