Бандхи – энергетические замки. Теоретические основы практики йоги: мула бандха (корневой замок)

Существует очень древнее знание об энергетических замках. На санскрите они назывются "бандха". Они настолько важны, что без них не будет не только хорошей практики по саморазвитию и т.д., но даже здоровья, настроения и хорошего самочувствия.

Можно сравнить туловище с мешком (например с рисом). Где горло - там мешок какбы завязан. Так вот, в нём есть три отверстия: внизу, посередине и вверху. Представим, что внизу и посередине - это отверстия от того, что мешок прохудился - и рис постоянно высыпается. А в самом верху (где горло) он завящан плохо и рис тоже высыпается. Наша задача - закрыть все эти утечки при помощи зажимов. Просто представьте, что туловище - это мешок с рисом, оно кстати и очень похоже на него.

Я расскажу о замках последовательно. Их можно делать, как по отдельности, так и все вместе. Разумеется, чт овсе вместе лучше. Но сразу это сделать сложно, поэтому осваивать нужно последовательно. И лучше начать с самого главного замка - корневого.

Корневой замок

На санскрите он носит название "мула-бандха". От слова "корень". Это чрезвычайно важный замок. Он важнее всех остальных. Как у любого растения, если обрезать корень - то оно зачахнет. А если корень постоянно подрубливать, или если корень слабый, или не поливать растение - то оно будет болезненным. Точно также всё и у человека. Кстати и очень важная чакра "муладхара" с таким же названием, так же нахоится в этой области - в основании, в корне.

Основная утечка энергии происходит именно здесь. И чтобы этого не допустить - нужно ставить замок. И Вы очень быстро заметите изменения. Это может быть выражено в улучшении самочувствия, в прохождении каких-то заболеваний. Как говорится в таких случаях: подъём сил, настроения, бодрости, словно корень дерева полили и жизнь потекла по всему телу.

Это всё может произойти уже после первой практики. А со временем, с регулярной практикой, всё станет стабилизироваться, и тело станет крепким и невосприимчивым к заболеваниям. Вы обнаружите, что стали чрезвычайно выносливыми. Когда другие будут уставать - Вы будете продолжать двигаться. Причём это касается всего: спорта, какого-то дела, интеллектуального труда, бизнеса и т.д. Вы не будете уставать и сдаваться, когда другие уже выдохлись и готовы сдаться.

Вначале осваивать этот замок нужно учиться после выдоха. Можете выдохнуть прямо сейчас. Но выдохнуть нужно полностью весь воздух и втянуть живот внутрь. Втянули? Теперь напрягите самые нижние участки мышц пресса. На выдохе это сделать очень легок, я бы даже сказал - это происходит само. Следом за этими мышцами (нижним прессом, пахом, т.е. это не нижние кубики пресса, а то, что в самом низу под ними) - напрягите все мышцы промежности. Это: мышцы мочевого канала и мышцы толстой кишки. Сокращение этих мышц в той же последовательности: вначале - самые нижние мышцы пресса, затем мышцы мочевого канала и в конце мышцы толстой кишки. Но можно сокращать всё сразу. Тем не менее, обычно небольшое такое разделение в очерёдности всё же присутствует.

Вам не обязательно сразу сильно напрягать эти мышцы. Если Вы никогда не практиковали этот замок - то это вначале может быть трудным, т.к. мышцы в этой области дряблые (что уже само по-себе указывает на постоянную утечку энергии). Т.е. вначале не обязательно держать замок долго. Вы можете делать это кратковременно. Например выдохнули - сделали замок и держите его какое-то время. Когда замок сжали, то можно вдыхать, продолжая удерживать замок.

Допустим для начала Вы сделаете 5 раз замок, держа его 3-5 секунд. Это уже хорошо для начала. Освойтесь в этом режиме. Делайте каждый день. Можно несколько раз в день. Причём можно делать где угодно. Не обязательно специально садиться и делать. Можно даже идя в магазин - проводить эту практику. Со временем Вы лучше прочувствуете этот замок, придёт опыт его выполнения, всё будет доведено до автоматизма. Мышцы станут послушными, замок будет делаться как часть дыхания, т.е. Вы сами будете уже не участвовать в этом процесс, как и в процессе дыхания - это происходит само, полуавтоматом. Но в самом начале нужно этот замок делать сознательно. Доводите практику замка до 10 раз в день, с удержанием по 2-5 минут в общей сложности (за одно занятие). Делайте замок, когда вспомните про него. Не обязательно удерживать его сильно - можно просто держать тонус в указанной области. Но время от времени делайте и с существенным сжатием мышц.

Ещё коротко весь процесс для полной картины:

Вдыхаете, выдыхаете, живот втягиваете, естественным образом чувствуете напряжение в самом низу пресса (паха), усиливаете это напряжение, и следом сжимаете мышцы мочевого канала и толстой кишки. Сжали и продолжаете держать замок, продолжая дышать. Держите замок столько, сколько не трудно.

Я очень серьёзно говорю Вам, что если выделить в Йоге какие-то 10 главных вещей - то бандхи (замки) - это одна из этих десяти.

Этот замок очень сильно стимулирует интеллектуальные способности. Вы в буквальном смысле стенете умнее. Муладхара - это отражение сахастрара чакры. Они сильно связаны. Энергия жизни пробуждается и идёт вверх, даря много подарков на своём пути. Я не могу даже представить сколько-нибудь серьёзную мистическую практику без этого замка. Вам нужно его обязательно освоить, если Вы хотите серьёзно заниматься Йогой.

Пояснения и ответы на вопросы по мула-бандхе

  1. Первым делом, сколько в идеале держать замок? Предела нет. Есть Йоги, которые вообще этот замок не отпускают никогда. Например из числа тех, кто сидит в долгих медитациях в Гималаях.
  2. Ещё спрашивали, после сжатия замка, можно ли живот из состояния втянутого возвращать в обычное состояние при вдохе. Вы сжали все мышцы в основании туловища на выдохе при втянутом животе. Дальше можете дышать, как обычно. Дыхательные мышцы все свободные. Диафрагма также работает. Но сам низ живота, самый низ всё равно немного втянут и там напряжение. Вдальнейшем, по мере освоения замков - их можно создавать на любой стадии дыхания.
  3. Ещё интересовало: если замки делаются всего несколько раз в день, несколько минут, то имеют ли они вообще эффект, ведь во всё остальное время (когда замки не удерживаются) - энергия всё равно уходит? Нет, это не так. Представьте всё тот же шланг. Садовник включил воду и поливает деревья. И вот он выключает воду в кране, а вода, тем не менее, всё равно некоторое время течёт из крана. И здесь примерно тоже самое. Этими кратковременными упражнениями Вы заставляете энергию идти внутрь тела, Вы словно даёте ей сильное направление, которому она затем следует. Конечно это работает по затухающей. Но, как правило, если делать периодически - то этого хватает, чтобы энергия вовсе перестала попусту истекать из тела. Более того, сами мышцы замков становятся сильными, в хорошем тонусе. Что уже само по-себе делает этот выход энергии затруднительным.
  4. Когда лучше делать, утром вечером, до еды после? Утро всегда - самое лучше время для практики. Можно делать и после еды. Делать можно всегда. Но если Вы только начали делать, то лучше после еды пусть пройдёт хотябы полчаса. И разумеется, если Вы переели, или ели недозволенную пищу (плоть животных), то тут, конечно, делать нельзя после еды. Но в последнее время я не учитываю при размещении практик такие извращения, недостойные человека, т.к. практики я даю всё же для людей.
  5. Начали открываться сверхспособности, начал видеть с закрытыми глазами... Не удивительно, ведь этот замок - это один из важнейших элементов мистической Йоги. Вообще, на самом деле, Йогов часто называют мистиками. Особенно в ведической литературе. Йог-мистик - это обычное встречающееся определение. Любой настоящий Йог обладает мистическими способностями. Они приходят сами.
  6. Существуют также частичные практики, как например ашвини-мудра и йони-мудра. Когда сжимаются только мышцы толстой кишки или только мышцы женских половых органов (женская Тантра). Меня спрашивали не являются ли эти мудры корневым замком. Эти мудры составляют корневой замок, и сами по-себе им не являются в полной мере. Корневой замок - это сжатие всего, что находится в области промежности (все мышцы, которые подчиняются волевому сжатию), а также мышц паха (т.е. самый низ пресса). Если Вы делаете только ашвини-мудру - то это ещё не всё. Хотя это тоже хорошая практика. Более того, если Вы её практиковали - то корневой замок у Вас будет получатьсь очень легко.

Возможные ошибки

  1. В первую очередь некоторые, делая замок, напрягаются всем телом, или какой-то другой частью тела, нежели той, которая нужна для замка. Вы должны быть расслаблены. Не нужно что-то ещё намеренно напрягать, чтобы помогать себе держать замок. Мышцы замка полностью самодостаточны и им помогать не нужно. Это локальный замок и локальное напряжение мышц. Не нужно напрягаться всем телом, не нужно сжимать ягодицы или ноги, или ещё что-то. Вам нужно контролировать этот момент, чтобы это не вошло в привычку. Разумеется, если Вы делаете замок например стоя, или идя по улице - то напрягаются мышцы для положения стоя или ходьбы, но это независящие друг от друга напряжения. Вначале хорошо освойте данный замок дома, сидя и расслабленно. Чтобы эта ошибка не укоренилась. При удержании замка вполне нормальным является повышение тонуса в нервной системе, она словно активизируется. Особенно в позвоночном столбе. Но это не должно переходить в напряжение мышц.
  2. Другая подобная ошибка - при удержании замка - напрягаются мышцы лица. Не нужно их напрягать. Контролируйте, чтобы они были расслаблены.

Это одно значение этого замка. Другое, которое уже говорил - это закрывание утечки энергии через пупок. Это очень существенная утечка. Как правило у всех людей, кто не занимается Йогой (замками) и вообще не знает о чём я сейчас говорю Вам, эта утечка очень сильная и приводит к болезням и преждевременной старости (кая уже говорил в своей практике "Бессмертие" - жизнь до 70 и даже до 100 лет - это очень короткая жизнь, человек может и должен жить 200-500 и даже боьше лет), т.к. энергии постоянно не хватает. Люди пытаются восполнить постоянную утечку энергии более калорийной, обильной пищей и энергетиками - но это только усугубляет проблему. Так как большое потребление пищи - тоже требует много энергии для её переваривания и, что самое главное, - её выведения, что не происходит и приводит лишь к постепенной зашлаковке организма. А энергетики лишь быстро расточают наши жизненные запасы отведённые на всю жизнь. Это как дать человеку 5000 рублей и сказать ему - это тебе на неделю, покупай в меру еду, нужные вещи, чтобы тебе хватило жить благополучно всю неделю. А человек пошёл и за один вечер всё прогулял. Нужно экономить тот ограниченный энергетический запас, данный нам при рождении. Размеется, Йоги могут его восполнять, но обычные люди - нет.

Итак, прошло достаточно времени, с того момента, как Вы узнали про корневой замок. Вы не теряли напрасно время и уже освоили его и получаете пользу. Теперь Вы осваиваете новый замок, пупочный, который явяется логическим продолжением.

В некотором смысле, говоря Вам про корневой замок, я уже сказал и про пупочный замок, когда говорил про то, что осваивать корневой замок нужно на выдохе при втянутом внутрь животе. Так вот, всё, что нужно Вам сделать - это просто создать напряжение в вогнутом внутрь животе в области вокруг пупка. Это по сути дела - нижний и средний пресс. Если при корневом замке Вы напрягаете пах, который втянут внутрь и все мышцы промежности, то при пупочном замке напрягаете нижний и средний пресс, втянутого внутрь живота.

Сильно втягивать живот не нужно. Это естественное втягивание, когда Вы выдыхаете животом. Просто сделайте следующее - вдохните животом, выдохните животом (он уйдёт внутрь), сделайте корневой замок и следом пупочный замок, при этом живот совсем немного ещё уйдёт вглубь. Вот и всё - Вы сделали пупочный замок.

Дальше Вы можете продолжать удерживать оба этих замка и дышать. Сильно дышать не нужно. Вогнутость живота внутрь нужно сохранять также и на вдохе. Также дыхание осуществляется за счёт среднего и верхнего отдела груди. Но дышать глубоко не нужно. Прежде чем делать замки - успокойте дыхание, расслабьтесь. Дыхание станет почти незаметным.

Уддияна-бандха очень сильно продлевает жизнь . Невероятно сильно. Впринциипе можно делать только этот замок, если хотите. Но нет ничего сложного в том, чтобы делать совместно с корневым замком. Это даже происходит автоматически.

В интернете есть много описаний уддияна-бандхи, где Вам говорят выдохнуть полностью, затем расширить нижние рёбра и за счёт этого втянуть живот внутрь и так не дышать и держать замок. Но это не уддияна-бандха - это уже самостоятельное упражнение с использованием уддияна-бандхи. Об упражнениях с использованием этих замков я ещё буду говорить. Собственно поэтому я и создал эту страницу, чтобы записать все замки в чистом виде и затем ссылаться на неё.

Но как Вы уже поняли, все замки самостоятельны. И не нуждаются в дополнительных практиках - т.к. только лишь одно выполнение их самих - это уже огромное благо.

Также эти замки любой человек делает в критических ситуациях, когда например нужно спасться бегством, когда мать защищает своего ребёнка или ему грозит опасность, когда предстоит сделать что-то очень решительное, пойти на смертельный риск и т.д. Команду на выполнение этих замков даёт наше подсознание - наш древний разум. Что говорит о том, что все эти замки мы все знаем, это не есть что-то придуманное. Это есть в нашей древней памяти. И это знание тут же начинается реализовываться, минуя наш сознательный ум, чтобы обеспечить нас мгновенно избытком энергии для самосохранения, или спасения самого главного.

На санскрите этот замок называется "джаландхара". И я не напрасно сравнил его с завязыванием мешка вверху. Потому что "джала" переводится как нечто сплетённое (сеть), а "дхара" - наверх. И буквально это переводится, как плотно зажатая сеть в одном месте.

Шея - это уникальное место. Там все энергетические каналы, которые потом идут по всем телу, сходятся вместе очень близко друг к другу. Поэтому перекрывая их на некоторое время - Вы перекрываете их все.

Есть очень много упоминаний этого замка в различной старинной йогической литературе, писанной великими мудрецами-йогами. Главным образом важность этого замка упоминается всвязи с амритой - эликсиром вечной жизни и молодости. Этот эликсир падает (сочится) сверху из высших миров (иногда говорится - из сахасрара чакры - лотоса на макушке головы). И каждому человеку отпущено строго определённое его количество. И у обычных людей амрита падает вниз в (хару, живот) и сгорает в пищеварительном огне. Т.е. обычные люди теряют этот редкий подарок (дар неба). А Йоги держат горловой замок - таким образом сохраняя целебные и волшебные свойства этого редкого эликсира бессмертия в своём теле.

Этот эликсир дарует очень многое. Не только здоровье или долгую жизнь. Он даёт мудрость, знания, сиддхи (совершенства). Очень многое. Он трансформирует тело и даже позволяет вобоще ничего не есть (из физической пищи). И при этом сохранять красивое тело и силу.

Вообще невозможно тут описать всё, что делает этот замок. Настолько это много. Это и работа с гормонами и с течением энергии и даже воздействием на горловые артерии, которые зажимаются именно таким образом, как это нужно для того, чтобы мозг переходил в нужную фазу функционирования. Т.е. это очень тонкая работа. Всего не объяснить.

Данный замок считается одним из высших замков, т.е. он на много ступеней стоит выше по значимости по сравнению с корневым замком и пупочным. И выполняется восновном Йогами, которые уже значительно продвинулись во владении своим телом и обузданием чувств - это касается более продвинутых техник выполнения этого замка. И они могут быть даже опасны для новичка, т.к. требует идеального выполнения. Но в тоже время они дают невероятные способности - вплоть до мгновенного вхождения в самадхи. Я пока воздержусь от дачи Вам таких техник, и дам начальные, которые тем не менее тоже очень важные.

В первую очередь я хочу повторить то, что уже писал на этой странице - Вы можете найти в книжках по Йоге или на каких-то других сайтах или Вам какой-то инструктор по фитнес-"йоге" показывал и т.д. - некие другие выполнения этого замка. Вчастности - выдохнуть, сильно опустить голову на грудь и не дышать и т.п. варианты. И поэтому я ещё раз говорю - это всё является уже упражнениями с использования замков. Я же на этой странице даю замки в чистом виде. А упражнения с ними буду давать на других страницах, давая ссылку сюда, чтобы не загромождать сами практики. Более того, выполнение замков в чистом виде - это тоже прекраснейшая практика. И я хочу, чтобы Вы уже сейчас освоили эти замки, т.к., когда я буду двать какое-то упражнение и говорить использовать в них замки, то Вы бы уже умели их делать.

Первая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса, стоя или простое сидение на стуле.
    2. Сделайте движение шеей, при котором подбородок двигается немного назад. Для примера: при прямой спине можно двигать голову вперёд назад не наклоняя её (как ходят гуси, утки). Вам нужно сделать небольшое движение назад. Чем-то похоже на солата, вставшего по стойке "смирно". Пдбородок вверх тянуть не нужно. Он просто стремится немного назад. Голова лишь слегка наклонена вниз.
    3. Затем напрягите всё, что может быть напряжено под подбородком на шее. Это не сильное напряжении. Т.е. Вы отвели подбородок назад - появилось напряжение внизу. Немного его усильте, но прикладывать ещё дополнительные усилия к этому напряжению не нужно. Т.е. например можно ещё усилить, но тогда от напряжения начнётся стрястись голова - это значит, что Вы напрягли уже не то, что требуется. Этого делать не нужно. Это спокойное напряжение, котрое Вы легко удерживаете. Я бы даже сказал - это приятное напряжение.
    4. Дышите спокойно и медленно.
    5. Держать начинайте по времени столько, сколько приятно. Допустим начните с одной минуты и лёгкого напряжения.

Делайте, как на картинке внизу.

Допускается слегка больший наклон головы вниз, как на картинке ниже. Но к нему приступайте после освоения первого варианта. Это не наклон головы вниз как таковой, это более глубокое сжатие мышц внизу подбородка.

Вторая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса или простое сидение на стуле.
    2. Плечи должны быть разведены, грудь вперёд, спина прямая, не горбиться.
    3. Расслабьтесь в этом положении и немного поисидите так, успокаивая ум и дыхание.
    4. Далее поднимайте голову и делайте в это время вдох.
    5. Затем также выдыхаете и опускаете на выдохе голову максимально вниз. Подбородок стремится к ярёмной ямочке на шее.
    6. Увеличивайте время пребывания в замке постепенно. Начните например с 30 секунд. Потом можно довести до 5 минут или больше.
    7. Дышите спокойно и медленно.

Делайте, как на картинке внизу.


Третья техника выполнения горлового замка

Здесь я должен сделать предупреждение - что это техника уже является той техникой, которая должна делаться осторожно, потому что она сильно воздействует на сознание, на мозг и обмен веществ.

Не делайте её, пока не прошли первые две техники. И в любом случае начинайте её делать постепенно, например начиная с 5 секунд удержания.

    1. Здесь лучше сидеть либо в позе лотоса, либо с вариантом, когда колени на полу. Можно делать также просто сидя на стуле.
    2. Нужно упереться ладонями в колени. Вы словно какую-то часть веса тела держите на руках (что-то вроде виса на брусьях).
    3. Плечи при этом поднимаются вверх.
    4. Опускайте голову и словно "топите" её в плечах. Плечи слегка надавливают на горло сбоков..htm - И через какое-то время, ориентируясь на свои ощущения и способности, - и число раз выполнения и длительность.

      Вообще третья техника - это классика Йоги. Один из образов, который сложился у западного человека о Йогах - это то, что Йог сидит где-то в уединении и смотрит на свой пупок. Разумеется европейцу сложно понять, что может побудить человека вот так сидеть и смотреть на свой пупок часами. Поэтому по данному поводу было много шуток, анекдотов и карикатур. И этот образ Йогов сильно прижился.

      ©
      Практика дана 11.05.2015г.

      Степени удержания замков

      Существует несколько степеней удержания замков.

      1. Сильное сжатие. Разумеется, оно кратковременное, т.к. держать мышцы долго в сильном напряжении не просто.
      2. Импульсное сильное сжатие. Это вариант, когда Вы сжимаете и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Точно также, как допустим сжимаете кулак и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Этот вариант для корневого замка.
      3. Среднее сжатие замка. Этот вариант на грани приятного. Вы чувствуете напряжение, но не перенапрягаетесь. Т.е. это не утомляет Вас, а даже дарит энергию - как бег трусцой, как игра.
      4. Лёгкий тонус. Т.е. Вы лишь слегка держите напряжение в замках. Этот вариант можно держать часами. Тем он и может представлять ценность.
      5. И самый последний вариант - это без напряжения в областях замков - но только лишь одна концентрация в них. Т.е. Вы просто концентрируетесь на этих областях и всё. Концентрация создаёт что-то вроде повышенного содержания энергии в этой области, тем самым достигается эффект закрытия (бандха).

      Ещё раз повторю, что замки можно делать сами по-себе. Они имеют очень большую силу даже без каких-либо упражнений. Дальше я буду давать уже упражнения, где применяются эти замки. О таких упражнениях Вы, как всегда, можете узнавать из новостей сайта Твоя Йога.

      ©
      11.05.2015г.

      ~ Эту страницу я намеренно создал только для описания техники самих замков, чтобы затем ссылаться на неё, когда я буду давать особые практики, например по дыханию и т.д.

      Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге - энергетические замки . Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

      Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна - энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана - внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана - энергия, выделяемая человеком. Апана - энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой , она активна ночью, в отличии от праны.

      Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх - это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини - энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

      Бандхи - это в какой - то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) - называют именно энергетическими замками.

      Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха - бандхой (великим замком).

      На физическом плане - бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой - задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

      Выполнение замков

      Джаландхара бандха (шейный замок)

      В «Хатха - йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

      «….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

      Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это - ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области - .

      Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин - гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

      Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

      Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

      Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении - . Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

      Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

      Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

      На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

      Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.


      «Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана - вайю движется вверх - это мула бандха…» - «Хатха - Йога Прадипика»

      Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром - муладхарой, и научиться работать с ним очень важно - ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

      В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

      Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок - как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

      Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

      Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

      Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

      Для укрепления организма через правильно выполненные асаны, пранаямы и дыхание, используют бандхи. Такая практика обучения наполняет организм животворящей энергией. Бандха представляет собой группу методов, полученных из хатха-йоги. На энергетическом уровне бандха направляет поток энергии в организме, закрывая одни каналы и открывая другие.

      Бандха часто ассоциируется с активацией глубоких мышц, которые помогают поддерживать положение таза и надлежащее выполнение асан.

      Закрытие регулирует и направляет движение праны (жизненной силы) и апаны (силы выводящей), отвечающей за работу мочевого пузыря, почек, женских половых органов. Выведение газов и потоотделение также входит в ее компетенцию.

      Риши Джаландхара впервые определил то, что банха аккумулирует результаты практики. Ее действие в йоге известны также под названием Риши, Мацйендрасан, Горакшасан и т.д. Практика метода Риши Джаландхара помогает достичь большего контроля над определенными зонами тела, регулирует работу глубоких мышц так, что асаны выполняются без особых усилий.

      Наиболее известны три бандхи:

      1. Джаландхара (горловой замок).
      2. Уддияна (брюшной замок).
      3. Мула (корневой замок).

      Первая практика заключается в наклоне головы вперед и прижатии подбородка к груди между воротниковых костей. Рекомендуется выполнять после выполнения асан и пранаямы и до практики дхьяны (удержание сознания возле изучаемого объекта) или медитации.

      В классических йогических текстах классифицируется в разделе о мудрах или психических жестах. Несмотря на то, что бандха и мудры технически не похожи, они связаны друг с другом, поскольку вызывают определенное направление энергии в теле, способствующее более высоким практикам дхьяны и самадхи (слияние сознания с объектом через познание).

      Джаландхара бандха – один из замков, практикуемых йогами. Описывается в йогических текстах Хатха Йога Прадепика, Геранда Самхита и Шива Самхита, активирует чакру Вишуддхи.

      Как только бандха Джаландхара будет освоена полностью, ее делают вместе с пранаямой и мудрами до практики медитации.

      Горловой замок в практике йоги

      Согласно древним книгам, йоги считают, что в солнечном сплетении, расположенном в центральной части тела, находится пищеварительный огонь (Jatharagni), сжигающий пищу и дающий тепло. Лунное сплетение производит холод и находится в центре мозга. Благодаря блокировке Нади в горловом замке, энергия лунного сплетения стекает вниз и уничтожается горячей энергией солнечного сплетения – человек живет дольше. Такой процесс был назван производством жизненного эликсира.

      Бандха сжимает Ида и Рингале, направляя прану в Сушумна (Нади или центральный канал, единственный сосуд, проходящий по шее). Центральный канал разделен на две части, которые направлены к мозгу (сонные артерии) и расположены по обе стороны шеи.

      Горловой замок помогает:

      • вытянуть грудной отдел позвоночника;
      • стать более уравновешенным и спокойным;
      • растянуть вверх нервные центры и спинной мозг;
      • контролировать процесс дыхания.

      Бандха, божественный нектар (жидкость Амрита), символизирует контроль мышления и речи, направленный в сторону более высокого сознания, не дает негативным мыслям загрязнить и отравить тело. «Джал» означает нектар, «Дхар» - поддерживающий. Бандха Джаландхара - башня, которая поддерживает нектар и должна выполняться на задержке вдоха.

      Нектар, согласно индийской традиции, находится в точке между бровями и отвечает за долголетие. Амрита, вытекая из центра мозга, называемого Бунду Висарга, течет вниз через горло и пищевод, где она сгорает от огня пищеварения (Агни) в чаше Минипурака. Йоги используют Джаландхара бандху, чтобы задержать Амрита и тем самым достигнуть бессмертия.

      Эффект бандхи подобно предохранителю или трансформатору, контролирует поток жизненной энергии (праны) в организме.

      Бандха - это разработанные методы синхронизации дыхания с движением.

      Как выполнить Бандху

      При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.

      Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.

      Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения - шея должна быть расслаблена.

      1. Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
      2. Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
      3. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
      4. Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
      5. Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
      6. Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
      7. Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
      8. Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
      9. Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
      10. Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.

      Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл - это однократное выполнение Джаландхара бандхи.

      Помните, что дыхание удерживается внутри. Не напрягайте и не перегружайте дыхание.

      Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.

      Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:

      • подъязычную кость;
      • первый шейный позвонок (атлас);
      • внешний затылочный бугор.

      После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.

      Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально. Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.

      Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.

      Как выполнять

      Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.

      Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.

      1. Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
      2. Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
      3. Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.

      При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.

      Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.

      Преимущества

      1. Упражнение пробуждает внутренние энергетические центры, особенно чакру Вишуддхи (горловая чакра).
      2. Повышает способность удерживать дыхание в течение длительного периода времени и развивает способность концентрировать внимание.
      3. Эффективно закрывает воздушный проход и блокирует поток воздуха, что используется в практике Кумбхаки или в дыхании йогинов-практиков.
      4. Стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидной желез, помогает в лечении заболеваний горла.
      5. В Геранда Самхита указано, что Джаландхара Бандха дает победу над смертью. Но имеется ввиду не смерть тела, а скорее то, что йог может контролировать физические изменения, которые происходят в организме.
      6. Стабилизирует кровяное давление, приводит в действие высшие функции гипофиза.
      7. Помогает активировать горловую чакру. Когда она активна, йоги верят, что таким образом приобретают бессмертие.
      8. Активация чакры Вишуддхи означает, что запущен процесс против старения.
      9. Джаландхара бандха расслабляет мозг и учит интеллект (манас (ум, разум, душа), буддхи (сознание, душа), Ахамкара (эгоизм)) смирению.

      Внимание

      Антар-кумбхака (задержка дыхания после выдоха) проводится только до тех пор, пока человек чувствует себя комфортно.

      Если существуют проблемы с щитовидной железой, прежде, чем практиковаться, проконсультируйтесь с врачом.

      Противопоказания

      • высокое кровяное давление;
      • шейный спондилоартрит;
      • заболевания сердца.

      Предлагаем вам посмотреть видео, чтобы наглядно представлять, для чего предназначена данная методика.

      Бандхи разработаны, чтобы правильно направить прану (жизненную энергию) в организме. Но энергетическом уровне - это очень тонкая практика большой мощности.

      Мула бандха на физическом уровне описана как работа глубоких мышц, которые облегчают правильное позиционирование таза во время практики и позволяют безопасно практиковать асаны и динамические переходы между ними.

      Бандхи или замки помогают омолодить тело, увеличить жизнеспособность, физическое здоровье и работоспособность организма.

      Так как это связано с практикой йоги, термин бандха происходит из санскрита и означает «связывание», «закалка», «задержание», «запирание», «остановка». В йоге, это особая методика «физических замков», с помощью которых можно в течение короткого времени остановить поток энергии в некоторых местах человеческого тела, используется в значении замок, сжатие, фиксация. Закрытие управляет движением праны и апаны, аккумулируя результаты на практику. Цель состоит в том, чтобы после снятия замка, эти энергии были сильнее и оказывали более важное значение.

      К технике бандх прибегают после того, как освоят основные асаны, мудры, пранаямы.

      В йоге известны три бандхи. Их сочетание приводит к четвертой.

      1. Мула бандха - блокировка органов малого таза.
      2. Уддияна бандха - замок живота.
      3. Джаландхара бандха - замок шеи.
      4. Маха бандха – сочетание всех трех, фиксация энергии тазового дна, живота и шеи.

      Общим элементом всех замков тела является то, что они выполняются с помощью задержки дыхания.

      Это очень тонкая практика не должна вызывать сильного напряжения в теле, чтобы не заблокировать энергию полностью. Тогда бандха перестанет выполнять свою функцию, и будет не способствовать, а становится препятствием практике и потоку энергии.

      С помощью нескольких простых настроек можно научиться интегрировать Мулу бандху, одну из четырех бандх, упомянутых в «Хатха Йоге Прадипике» и «Гренда Самхита», в повседневную йогу.

      Как найти мула бандху, прежде, чем она найдет вас

      Сам термин «мул» означает корень, источник, основание, нижнюю часть тазовой области (анатомическая область промежности); «Бандха» означает замок или привязку. Это метод для удержания и определение пути энергии, связанной с чакрой Муладхара. Расположенная на кончике позвоночника чакра Муладхара представляет собой стадию сознания, в которой основным доминирующим фактором является потребность в выживании. Это механизмы, с помощью которых йоги могут направлять поток праны, оживляющий и объединяющий нас.

      Йога ограничивает наши рефлексы и импульсы, направляя их в упорядоченные каналы этики, индивидуальной ответственности, учит правильным действиям, связывает наше тело и ум.

      В этом упражнении закрывается область промежности, чтобы предотвратить потерю энергии.

      Работа переносится на глубокие мышцы тела, повышается стабильность позвоночника и тазобедренных суставов.

      Учителя часто уклоняются от объяснения Мулы бандхи, потому что им неловко говорить об анатомии тазового дна. Но достоинства и полезные качества при полном понимании мула бандхи, намного превосходят любые смущения. Йога практикуется, чтобы иметь опыт, который превосходит банальный, и бандхи, вместе с асанами, криями (очищающими действиями), лайей (медитативным поглощением), ямами (этическими ограничениями) и дхараной (концентрацией), являются йогическими методами, приводящими к трансцендентности (недоступности опытному познанию).

      Практика корневого замка

      Выполнить Мула бандху помогает знание Ваджроли и Асвини мудры, или знание что такое бандха.

      Ваджроли мудра - это зажимание уретры так, как если бы вы хотели остановить мочу. Асвини мудра - это зажатие анального сфинктера, без зажимания ягодиц.

      1. Сядьте удобно, спина должна быть прямая, взгляд направлен вперед. Закройте глаза и расслабьтесь в течение 2-3 минут и дышите нормально.
      2. Сделайте медленный вдох и сожмите область между анусом и гениталиями.
      3. Напрягите половые органы, анус, мочеполовую систему (это необходимо делать на начальной стадии и Мула бандхи, т.е. практиковать Ваджроли и Асвини мудры).
      4. Визуализируйте, что со средины их «засасывает» вверх. Вначале для понятия разницы между напряжением и расслаблением, повторите действие вместе с выдохом и расслабьтесь на вдохе.
      5. Если вообразить себе «всасывание» не можете, визуализируйте для себя, что вы захватываете это место за середину и поднимаете вверх.
      6. Выдохните и расслабьте живот и все органы.
      7. Вдохните и повторите сжатие.
      8. Выдох и расслабление.

      После того, как выполните 10-30 таких сжатий и расслаблений, отдохните. Дышите спокойно, в нормальном темпе, чтобы избежать головокружения.

      Выполнение корневого замка

      1. Займите удобное положение.
      2. Пятку левой ноги поместите в промежность и надавите не промежность.
      3. На левое бедро положите правую пятку (как в асане сидхасана).
      4. Одновременно с давлением пятки на промежность, максимально сожмите и напрягите мышцы заднего прохода.
      5. Сожмите мышцы живота, упритесь подбородком в грудную впадину (джаландхара бандха) и задержите дыхание.

      В практике Тадасана

      На латыни «таз» означает бассейн. В Тадасане он должен находиться в нейтральном положении и так, если бы бассейн был заполнен драгоценной жидкостью, не выливался бы спереди и сзади. Чтобы обнаружить эту позицию, надо найти нейтральное размещение таза.

      1. Встаньте вертикально, руки опустите вдоль туловища.
      2. На вдохе слегка потяните бедра и ягодицы назад и увеличьте кривизну в поясничном отделе позвоночника (передний наклон).
      3. На выдохе перенесите бедра и ягодицы вперед, сплющив поясничный отдел позвоночника. Таз оттяните назад (задний наклон).
      4. 4. Повторите несколько раз, наблюдая за тем, как таз, находясь в переднем положении, заставляет мышцы нижней части спины вытягиваться, а внутренние паховые сокращаться.
      5. Таз, находясь в заднем наклоне, заставляет ягодицы сжиматься, а паховые мышцы сокращаться.
      6. Встаньте в передний наклон, слегка поднимите сначала лобковую кость, а затем тазовое дно, удлиняя пах, вы выполняете мула бандху.
      7. Слегка вытяните бедра назад, пока не расслабятся ягодицы, а поясничный отдел позвоночника не восстановит свою естественную форму.
      8. Поднимите тазовое дно и удлините талию и пах - бандха с заднего наклона.

      Работа бандхи на разных уровнях

      Технически, сокращение анального сфинктера - это не Мула бандха, а Ашвини. Сжимание анального сфинктера обеспечивает проход к более глубоким слоям бандхи. Мышца соединяется связями с кончиком позвоночника. При сжатии, Муладхара чакра двигается вверх, как в Мула бандхе. Правильно выполненное движение заставляет анус смягчатся и подняться в тело. Происходит бессознательное сжатие остальных мышц тазовой области вместе с анальным сфинктером, но с дальнейшей практикой происходит сортировка сокращений и бессознательные переходят в сознательные.

      Промежуточный физический уровень - это сокращения мышц промежности (между анусом и гениталиями) и промежностного тела (простирающегося внутрь от промежности).

      При выполнении энергетических замков сжимаются отдельные части тела, вместе с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Кроме накапливания энергии:

      • массируются внутренние органы;
      • стимулируется кровообращение;
      • устраняются застойные явления в организме;
      • стимулируется работа эндокринной и нервной системы.

      Постоянная практика бандхи позволит поддерживать организм в работоспособном состоянии, чистые энергетические каналы уберегут от физических болезней, обеспечат отличное здоровье.

      Глубокая работа Мула бандхи

      Утонченность мула-бандхи начинает объединяться не только с телом, но и с умом. Бандха все глубже проникает в вашу психику, пронизывая вашу жизнь. Как и практика асан, она предназначена для очищения Пранамаякоши - одной из тонких пятислойных оболочек энергетического тела. Корневой замок вызывает смешивание энергии праны и апаны в области пупка. Управляет пранической энергией с целью открытия выхода к Сушумне, центральному каналу движения энергии вдоль позвоночника. Начиная процесс трансформации бессознательного в сознательное, что стимулирует необходимый поток спинно-мозговой жидкости. Замок перенаправляет энергию сексуальную на креативность и регенерацию организма. Повышает сексуальную жизнеспособность.

      Как однажды сказал один из практиков: «Ваша практика (и ваша жизнь) всегда должна быть предпринята так, как если бы это была фотосессия … с Богом, как с фотографом».

      На самом глубоком уровне тонкого тела - Ананда (блаженство), применение бандхи означает направление нормально происходящих чувств внутрь. Обычно мы смотрим вне себя ради счастья. Но любое блаженство, которое мы находим извне, является временным, даже если оно может быть очень опьяняющим.

      Неумелое использование может оказать негативное воздействие. Как узнать, работает ли она против, или за вас: «Первое, что вы должны – это доверять вашим внутренним знаниям», - говорит Джоан Харриган, брахмачрини (монах) в Шанкарачарской традиции Авайты Веданты. При должном участии бандхи, должно быть чувство усиленной жизненности и большей осведомленности.

      Бандхи (Энергетические замки)

      « Заприте» жизненную энергию с помощью бандх

      Энергия, или жизненная сила, течет через нас, и позволяет нам жить. Именно поток этой энергии регулирует телесные и умственные функции человека. Если он движется неравномерно, это приводит к всевозможным заболеваниям и психическому напряжению.

      Жизненная сила подобна воде: она должна свободно проходить через наше тело и обеспечивать каждую из клеток определенным количеством энергии. Иногда, из-за нашего образа жизни или мышления, течение этих потоков нарушаются. Некоторые части тела получают слишком много или слишком мало энергии. Энергия может не достигать каких-то участков или где-то застаиваться. Такой дисбаланс приводит к мигреням, болям в спине, запорам, сексуальным расстройствам, заболеваниям желудка и прочим неприятностям.

      Бандхи (энергетические замки), как и пранаяма - это йогическая практика, позволяющая регулировать поток жизненной силы.

      «Бандха» в переводе с санскрита означает «закрыть» или «затянуть». В практике бандх дыхание удерживают в определенной области тела. Тело сжимается, чтобы сохранять энергию в этой части в течение некоторого времени. Такая намеренная блокировка жизненной силы очень полезна.

      Бандхи помогают массировать внутренние органы и устранять застойную кровь. Кроме того, они благотворно влияют на работу нервной системы, замедляют старение, повышают жизнеспособность.

      1. Набхи бандха (Языковый замок). Предотвращает рассеивание энергии в верхней части ЭТ (Энергетического тела).

      Техника выполнения:

      Кончик языка поднять вверх и прижать к верхнему небу.

      Есть три точки. Первая точка ветра - сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка. Тут язык можно держать все время за исключением, разговора, еды и поцелуев:).

      Вторая точка - точка огня. Держать язык по середине верхнего неба. Способствует нагреванию тела.

      Третья точка - на задней части неба, точка воды. Удерживание языка в этой точке способствует охлаждению тела.

      Есть еще одно упражнение, которое можна считать отдельной практикой, но имеет смысл о ней упомянуть - это Кхечари-мудра . Техника выполнения: язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка. В таком случае поступают двумя способами. Первый - путем каждодневных проб растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом растянуть. Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца - по немногу подрезая уздечку каждый день).

      2. Удияна бандха (Брюшной замок). Предотвращает рассеивание энергии в средней части ЭТ, служит для поднятия энергии вверх.

      Техника проста: после выдоха поднимается диафрагма вверх, а брюшную стенку подтягивают к позвоночнику. Это упражнение еще называют "вакумная удияна ". Существует еще "мышечная удияна ": все время держать низ живота в тонусе, не давая ему провиснуть (кстати способствует осознанности). Очень эффективная техника, если сочетать с расправленной грудной клеткой и прямой спиной. Можно оценить по ощущениям в конце дня, если весь день держать замки.

      3. Мула бандха (Корневой замок). Предотвращает утечку энергии в нижней части ЭТ.

      Техника выполнения: сжать мышцы ануса, мочевого сфинктера, и низ живота. Выполняется ритмично, в отличие от предыдущих замков. Йоги утверждают, что при этом поднимается и активизируется сильный энергетический стержневой поток в самом центре ЭТ.

      Сядьте удобно в сиддхасану (если вы мужчина) или сиддха йони асану (если вы женщина). Если поза неудобна, попробуйте ваджрасану или падмасану (скрестив ноги), и пусть колени касаются пола.
      . Положите ладони на колени.
      . Вдохните глубоко, наполняя легкие. Задержите дыхание и сократите мышцы промежности, поднимая их наверх.
      . Внимание! Точка мула-бандхи у мужчин находится в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин - в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула-бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, и во время мула бандхи производите сокращение в этой точке.
      . Удерживайте замок до тех пор, пока вам удобно. Почувствуйте сжатие мышцы.
      . Расслабьтесь и медленно выдохните.
      . Повторите цикл 10 раз. Количество повторов можно увеличить до 30.
      . Направьте внимание на дыхание. В конечном положении нужно сосредоточиться на точке сокращения в промежности.
      . Никогда не выдыхайте и не вдыхайте во время замка. Делайте это только после расслабления замка.

      4. Джаландхара бандха (Шейный замок) - регулирует восходящий энергетический поток.

      Техника проста: вытянуть макушку головы вверх и прижать подбородок к точке, где соединяются ключицы. Большое преимущество этих упражнений - в том, что для их выполнения не требуется отдельного времени, и они могут выполняться параллельно практически с любыми занятиями (за небольшими исключениями). Вполне могут рассматриваться как способ накопления силы.

      Параллели таких замков можно найти во многих других системах, кроме йоги. Например, в даосских, буддийских, толтекских техниках и др. Скорее всего, они являются естественными "замками ", позволяющими управлять внутренними энергетическими потоками. Просто в йоге они лучше всего описаны и приведены в должный порядок.



  • Разделы сайта