Балетные термины на французском языке с переводом. Словарь хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

Эта презентация создавалась с целью ведения учащимися словаря хореграфических теминов, которые чаще всего встречаются им на уроках хореографии. Чтобы материал был более наглядным, каждый термин снабжен фотографиями. Плюс к этомй при записи в тетрадь словарь очередного термина, я использую видео, показывающее как правильно исполнять движение, описание которого на данный момент изучается.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОВАРЬ хореографических терминов, чаще всего используемых на уроках хореографии в детских школах искусств

Plie (плие) - от франц. «сгибать» . Приседание на двух или одной ноге. Существует два вида плие: ● demi plie - полуприседание не отрывая пяток от пола, ● grand plie - полное сгибание коленей до тех пор, пока бёдра не будут параллельны полу, grand plie всегда проходит через demi plie .

Battement (батман) – от франц. «биения» . Группа движений работающей ноги от простейших (tendu) до сложных, многосоставных. Каждое танцевальное pas непременно содержит элемент battements . Поэтому в exersise им придается большое значение. ♦ battement tendu (батман тандю) – от франц. tendu - « тянуть, вытягивать». Движение работающей ноги, при котором она скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону;

♦ battement tendu jete (батман тандю жете) – от франц. jete - « бросок ». Отличается от battement tendu активным выбрасыванием работающей ноги в воздух на 25°. Или просто: маленькие броски.

Rond de jambe (ронд де жамб) – от франц. « круг ногой» . Круговое движение работающей ноги: ♦ rond de jambe par terre (ронд де жамб пар терр) . Par terre (пар терр) – от франц. « на земле ». Круг носком работающей ноги по полу; ♦ rond de jambe en l’air (ронд де жамб анлер) . En l’airm (ан лер) – от франц. « по воздуху ». Круг работающей ногой в воздухе на высоте 45 ° или 90°.

Battement fondu (батман фондю) – от франц. « тающий ». Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога приходит в положение sur le- cou -de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или назад на высоту до 90°.

Battement frappe (батман фраппе) – от франц. frapper « ударять». Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания работающей ноги. Стопа работающей ноги с ударом приводится к опорной ноге в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

Developpe (девлёпе) – от франц. развитой, развёрнутый. Одна из разновидности battement . Темп – медленный. Один из видов adagio . Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге (passé), поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты (90° и выше), опускается в V позицию.

Relevé (релеве) – от франц. « поднимать ». 1) подъём на полупальцы или пальцы; 2) поднимание вытянутой ноги (relevé lent) на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.

Grand battement jeté (гранд батман жете) . Grand – от франц. « большой ». Означает максимальную амплитуду движения. Здесь бросок «работающей ноги» на возможно большую высоту. Или « большие броски ». В начале и в конце движения «работающая нога» обязательно проходит через battement tendu .

Port de bras (пор де бра) – от франц. porter – « носить» и bras – « рука ». Правильное движение рук в основных позициях (закруглённых – arrondi (арронди) или удлинённых – allongé (алланже)) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

Temps levé (тан леве) – от франц. lever « поднимать». Вертикальный прыжок на одной или двух ногах (в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе). Обычно temps leve повторяется несколько раз.

Echappé (эшапе) – от франц. échapper « ускользать, вырываться ». Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке - petit Е (пти Э.) . и grand Е. , а также с заноской - Е. battu (Э. батю) .

Changement de pied (шанжман де пье) – от франц. сhangement « перемена » p ied « нога, стопа ». Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch . de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).

Chainé (шен é) – от франц. глагола chainer « измерять мерной цепью, лентой » и франц. существительного chaine « цепь ». Во время исполнения « chainé » происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

Assemble (ассамбле) – от франц. « собирать ». Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в вперёд, в сторону и назад под углом в 45° (petit A .) и в 90° (grand A .) , и собиранием ног во время прыжка вместе. Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.

Arabesque (арабеск) – от итал. « арабский ». Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60°, 90° и выше до 180°. Положение торса, рук и головы зависит от формы arabesque . В русской школе классического танца приняты 4 вида arabesque. I и II arabesque – ноги в положении effase . В I А. – рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз.

II А. – вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда видна из-за спины. Голова повёрнута к зрителям.

III и IV A . – ноги в положении croise . В III А. – соответствующая поднятой ноге рука устремлена вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону.

В IV A . – впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в plie , на полупальцах, на пальцах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Поза бесконечно варьируется. Этим и оправдано название. Большой вариативностью.

Epaulement (эпольман) – от франц. epaulé « плечо ». Положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. E. croisé (э. круазе) – от франц. « скрещённый ». Одно из основных положений классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног. Положение croisé достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans .

E. Effasé (э. эфасе) – от франц. effacer « сглаживать ». Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Положение effac é достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors .

Ecartee (экарте) – от франц. « раздвигать ». Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a’la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).

Список использованной литературы и интернет ресурсов: Ваганова А.Я. «Основы классического танца», издательствл «Лань», 2000 г. Энциклопедия «БАЛЕТ». Гл. редактор Ю.Н.Григорович, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981 г. «Мри звуков» http://ru.any-notes.com/information/videos/arabesques/ « Diaghilev art center » http://art-diaghilev.com/slovar-baletnyh-terminov/


Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета.
Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения.
Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АДАЖИО. Танец двух или нескольких героев балета, в котором они раскрывают свое внутреннее состояние.

АССАМБЛЕ. Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог.


ГЛИССАД. Скользящее боковое движение. Обычно оно связывает одно движение с другим, служит подготовкой, разбегом для прыжка.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

РОНД ДЕ ЖАМБ. По-французски значит – круг ногой. На самом деле – половину круга описывает нога на полу и в воздухе, во время прыжка и приседания.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

ФУЭТЕ. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».

Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.

Что такое батман?

Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.

Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Battement Tendu ("батман тандю")

Названия элемента - «напряженный, натянутый».

Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.

На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).

Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

Grand Battement Jeté ("гран батман")

Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.

Battement relevé lent ("батман релеве лян")

Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».

Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.

Battement frappé ("батман фрапэ")

Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».

Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.

Battement Fondu ("батман фондю")

Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».

Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.

Battement soutenu ("батман сотеню")

Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».

Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.

В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.

Grand [гранд] — с франц. большой. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Petit [пти] — с франц. малый. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Pas [Па] — движение или комбинация из движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Par terre [партер] — c франц. на полу. Термин, который применяется к движениям для обозначения положения рабочей ноги.

Preparation [препросьён] с франц. подготовка. Исполняется на вступление или конец музыкальной фразы для подготовки к основному упражнению или движению.

Aplomb [Апломб] дословный перевод с франц. отвесный. Характеризует устойчивость исполнителя.

Adagio [Адажио] с итал. медленно, тихо. Плавные, спокойные движения под медленный музыкальный темп.

À la seconde [А ля згонд] с франц. ко второй. Положение рабочей ноги в сторону на 90° или выше.

Allegro [Аллегро] с итал. весело. В хореографии словом Allegro [Аллегро] принято называть прыжковую часть урока.

Elevation [Элевация] с франц. подъем, возвышение. Способность танцовщика выполнять высокие прыжки с фиксацией позы.

Ballon [баллон] с франц. мяч, воздушный шар. Этим термином в хореографии называют умение «зависать» в воздухе, сохраняя позу. Этот навык бывает приобретенный и врожденный. Развивается баллон специальными упражнениями, заимствованными из акробатики.

En facé [ан фас] с франц. перед лицом, спереди, в лицо. Положение лицом к смотрящему, при котором «лицевая» часть головы, корпуса, ног обращена прямо к зрителю(первая точка). Во время работы с хореографическим станком, положение анфас может меняться: 1) бедра, плечи и лицо развернуты к станку, обе руки на палке; 2) боком к станку, положение анфас параллельно палке; 3) спиной к станку.

Épaulement [Эпальман] с франц. плечо. Разворот корпуса в диагональ (2 или 8 точку в пространстве).

Разделены на восемь частей (Рис. 1). Первая точка определяется исполнителем, лицом к зрителю (En facé [ан фас]). Вторая точка – разворот корпуса в диагональ (Épaulement [Эпальман]), вправо. Третья точка – разворот корпуса вправо, левым боком к зрителю. В каждую следующую точку корпус аналогично разворачивается вправо.

Double [Дубль] с франц. двойник, двойной. Удвоенное исполнение элемента в движении.

En dehors [Андеор] с франц. снаружи. Направление движения или поворота от себя или наружу.

En dedans [Андедан] с франц. внутрь. Направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация — соответствие и согласование всего тела.

Полупальцы –положение стоп(ы), когда вес тела остается на «подушечках» пальцев ног(и), а пятка максимально отрывается от пола. Еще говорят встать «на носочки».

Затакт – в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. В хореографии затакт – сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «И».

МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

Словарь французских терминов

классического танца

Подготовила: Глухова С.Ю.,

педагог высшей квалификационной

г. Орск, 2013

В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb - (апломб) устойчивость.

Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain - (шен) цепочка.

Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru - (па курю) пробежка.

Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie - (деми плие) полуприседание.

Developpee - (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice - (экзерсис) упражнение.

Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer - (фермэ) закрывать.

Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand - (гранд) большой.

Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever - (левэ) поднимать.

Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit - (пти) маленький.

Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie - (плие) приседание.

Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute - (сотэ) прыжок на месте.

Simple - (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

Краткий словарь основных понятий хореографии

Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

Список литературы

1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.



  • Разделы сайта