Анатолия харлампиева. Харлампиев Анатолий Аркадьевич (основатель Самбо)

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937 )
- родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Родился в конце декабря 1892 года (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.

Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень - седан (первый дан) - и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества "Спорт" Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как "ценная" и "очень ценная". Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как "сменовеховские", и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция "вольной борьбы дзюдо", председателем которой стал Ощепков.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Спиридонов Виктор Афанасьевич
(основатель Самбо)

До революции Спиридонов был кадровым офицером. Но не полковником, и не гвардии. Служить начал рядовым, уйдя в армию с семнадцати лет — вольноопределяющимся, в современной терминологии — добровольцем. Получил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище. Юнкера еще осваивали тактику и фортификацию, кололи штыком чучело, а над Желтым морем у Чемульпо уже прогремели орудия «Варяга». В 1905 году в новеньких офицерских погонах Спиридонов отправляется туда, где разгорались сражения печально знаменитой русско-японской войны, в Маньчжурию.

На долю свежеиспеченного офицера выпал совсем недолгий период фронтовой жизни, но, должно быть, у подпоручика была настоящая солдатская хватка: домой он возвратился с крестом Анны и Станислава. Виктор Афанасьевич был знаком с вариантом джиу-джитсу, который оказался занесенным в Европу уже после русско-японской войны, в период мирового триумфа этой системы самозащиты. Время всеобщего увлечения джиу-джитсу отнюдь не прошло для Спиридонова даром. Был он человеком ловким и сильным, большим специалистом в военно-прикладной гимнастике, знал французскую борьбу, английский бокс и без особого труда основательно изучил японские приемы, хотя, вероятнее всего, пользовался при этом всего лишь описаниями в различных руководствах, изданных в России и за рубежом. Несмотря на фронтовые заслуги, успехи Спиридонова по службе, как и у любого армейского пехотного офицера, были невелики: истекшие десять лет приносят ему повышение всего лишь на один чин.

С первых же дней мировой войны он снова на передовой. Вторая война для командира пехотной роты поручика Спиридонова закончилась в тот самый день, когда в бою под посадом Лашевым над его головой разорвалась австрийская шрапнель. Тяжело контуженный и раненый, он год провалялся в госпиталях, а потом был «уволен от службы с произовдством в следующий чин и награждением мундиром и пенсией». Пенсия, впрочем, была мизерной. И не в те ли голодные годы пришлось раненому офицеру научиться тачать дамские ботинки? Вообще у него была уверенная хватка хорошего русского мастерового: при случае мог починить водопроводный кран, брался и за другие слесарные работы.

Революцию Спиридонов встретил в Москве. Время было нелегким для бывших офицеров: в них видели потенциальных врагов, подозревали в измене. Отставному штабс-капитану пришлось почувствовать это на себе... В девятнадцатом году он работает в Главном броневом управлении Красной Армии. А вскоре, оправившись от последствий контузии, становится преподавателем Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта. Среди многих дисциплин, изучавшихся курсантами, была также «защита и нападение без оружия». Должность главного руководителя по этому предмету занимал Виктор Афанасьевич.

В те далекие годы спорт, и главное, его преподавание стояли на очень низком уровне, особенно в России, где физическая культура еще не успела получить достаточного развития. Но если почти в любом из культивировавшихся тогда у нас видов спорта уже существовал пусть небольшой, но тем не менее какой-то опыт, то в самозащите не было даже этого. Более того: алчная и невежественная орава самозванных знатоков джиу-джитсу коммерческого толка успела настолько скомпрометировать эту систему, что многие из спортивных специалистов уже просто не принимали ее всерьез. Многие, но только не Спиридонов. Бросавшиеся в глаза недостатки японской самозащиты не могли помешать ему видеть ее несомненные достоинства, понимать ее «рациональное зерно». И его не испугали ни сложность, ни объем работы, которую предстояло выполнить. А начинать пришлось не то чтобы с нулевой отметки, а, если хотите, даже с отрицательной. Он вторгался в область, где все было неясно, а зачастую и намеренно запутано. Никакой методики преподавания не было и в помине. Да и какая там методика, когда единственное, с чем начинал Спиридонов — это пара десятков приемов, из которых далеко не все были достаточно надежны. Все, абсолютно все нужно было находить и решать самостоятельно: какие именно приемы он отберет и покажет курсантам, как объяснит, в какой последовательности построит обучение. Главный руководитель придирчиво отбирал только самые надежные и простые приемы, на которые можно было бы положиться в любой переделке. Этому правилу он будет неизменно следовать и в дальнейшем, в течение всех двадцати лет своей деятельности. И неудивительно, что просматривая современные руководства самообороны непременно встречаешь большее из того, на чем когда-то остановился Спиридонов. Работа, конечно, велась, что называется, на ощупь, почти вслепую. Далеко не все выходило гладко. Немало было ошибок, заблуждений. Да и могло ли их не быть при таких сложных условиях?

Главное, что с самого начала Спиридонову удается встать на тот путь, по которому пойдет развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: создание новой, «синтетической» системы, составленной из лучших приемов уже существующих систем. И тогда, всего лишь по истечении второго года работы, у Виктора Афанасьевича уже были основания говорить о преподаваемых им приемах, как о «проверенных на опыте, в жизни, обучавшимися ранее лицами». А впоследствии он вспоминал: «Впадая в начале своей работы в ошибку при определении ценности тех или иных приемов в смысле применения их к жизни, мне, тем не менее, в 1921 году, благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы. В то же время детальное изучение всех приемов, имевших применение в нашей действительности, указало новый и, как мне кажется, правильный путь.» В 1922 году перед работниками службы правопорядка была поставлена задача — постоянно совершенствовать свое стрелковое искусство и физическую подготовку. Ведь эти качества не только входили в число слагаемых, обеспечивающих успех проводимых операций, но даже гарантировали в определенной мере жизнь чекиста в опасных ситуациях. (Если, конечно, вообще могли существовать какие-то гарантии при такой изнурительной и нечеловечески напряженной службе!)

Созданное вскоре спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах спортсменов-чекистов, пограничников и милиционеров, приняло на себя солидную работу по выполнению поставленных задач. Естественно, что этому обществу, кроме всего прочего, предстояло возглавить работу в области такой специфической спортивно-прикладной дисциплины, как самозащита без оружия. И действительно, динамовская секция защиты и нападения вскоре стала общесоюзным центром по разработке техники, тактики, методики преподавания и пропаганде самозащиты. А начать всю эту деятельность и направлять ее в дальнейшем довелось, конечно же, Спиридонову. Он был в числе самых первых спортивных специалистов, пришедших на работу в новорожденное общество. И наверное, это было наиболее закономерно. В 1923 году Виктор Афанасьевич являлся наиболее знающим, если вообще не единственным специалистом в своей области. Входил он к тому времени и в спортивный актив столицы.

Все это, несомненно, предопределило его приход в «Динамо», но думается все же, что главная причина была иной. Как и прежде, на передний край Спиридонова вела сама логика его характера. Не даром же рассказывают, что этот бывший фронтовой офицер по собственной инициативе не раз участвовал в операциях по ликвидации воровских притонов вместе со своими учениками из угрозыска. Это был какой-то, может быть немного старомодный, но, поистине, рыцарь без страха и упрека... Спиридонов получил теперь огромную всесоюзную аудиторию, очень внимательную и очень нуждавшуюся в его суровой науке. И Виктор Афанасьевич не обманул ее ожидания. Несмотря на неизмеримо возросший объем работы, он трудился со свойственной ему энергией и, как всегда, с полной самоотдачей. Обучает боевым приемам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск. Вручает им то самое «невидимое оружие», которое так было необходимо в их опасном труде. И не одному здоровенному бандиту случалось изумляться тому, что скрутил его невысокий, на вид слабосильный чекист. Деятельность его в «Динамо» не только предъявляла новые возросшие требования, она давала еще широчайший простор Спиридонову для осуществления всех, даже самых смелых его планов. Решить задачу преподавания самозащиты во всесоюзном масштабе можно было только вырастив сотни хорошо подготовленных инструкторов. И вот Спиридонов работает еще и над проблемой подготовки инструкторских кадров.

Уже через несколько лет рядом с ним встала целая шеренга лучших его учеников, способных воспитывать не только рядовых самбистов, но и умелых преподавателей. Особенно выделялись двое из них: Д. А. Давыдов и М. И. Соломатин, которых Виктор Афанасьевич с благодарностью и уважением называл своими «постоянными помощниками в трудном и новом деле создания стройной системы самозащиты». Одна за другой выходят в свет три книги Спиридонова — об основных принципах его системы. Секции самозащиты (как их тогда называли — группы самосовершенствования) начинают функционировать не только в московской, но и во многих динамовских организациях: в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, на Украине, в Сибири и Закавказье. Неугомонный патриот своего дела, Виктор Афанасьевич объездил всю страну, пропагандируя приемы самозащиты. Всегда очень охотно выступал в чекистских и милицейских клубах, в учреждениях и воинских частях. Превосходный рассказчик, он умел быть интересным для любой аудитории. А. А. Харлампиев, пришедший в «Динамо» после Спиридонова, вспоминает: «Пропагандист был очень хороший. Куда бы мне не приходилось выезжать, я везде встречал огонек интереса к самбо, зажженный в свое время Спиридоновым». Виктор Афанасьевич ставил перед собой только практические цели: формирование системы самозащиты. Случилось однако так, что именно эта система стала самым первым этапом создания в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение болевых приемов. Того вида, который мы сегодня называем борьбой самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты», — такого было мнение Виктора Афанасьевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках (а чаще — просто в гимнастерках и носках) и проводили учебные схватки. Ненароком появившийся вид спорта оказался очень интересным и увлекательным. Постепенно стали организовываться соревнования и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись на семь «весовых групп», а проведение болевых приемов допускалось не только как теперь, при борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Все это, конечно, делало схватки сравнительно опасными и определяло высокие требования к хладнокровию, самообладанию спортсменов. «Состязающимся категорически воспрещается горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не происходила», — предписывали правила и грозили нарушителям немедленной дисквалификацией. Стоит заметить, что это с наивной прямолинейностью сформулированное предостережение «горячащимся» вошло впоследствии и в самые первые общесоюзные правила борьбы самбо. В феврале 1929 года впервые был проведен чемпионат московского «Динамо» по новому виду борьбы. В афишах, правда, для пущей общедоступности указывалось: «по джиу-джитсу». Из-за ограниченного числа участников первенство разыгрывалось только в четырех весовых категориях. И хотя считалось, что состязания эти закрытого типа, в течении всех трех дней пока проходили упорные схватки на ковре, спортзал Высшей пограничной школы и старый динамовский зал на Цветном бульваре были переполненными. Мастера самозащиты никак не могли пожаловаться на недостаток внимания со стороны болельщиков.

Интересно, что еще за полгода до этого первенства ученики Спиридонова, к тому времени уже неплохие борцы, успели получить боевое крещение в первой и единственной в истории советского спорта международной встрече по джиу-джитсу. В погожие осенние дни 1928 года вся Москва жила спортивной спартакиадой. На оживленных многолюдных улицах яркими пятнами горели красочные национальные костюмы посланцев всех республик. То и дело слышалась иностранная речь: для участия в Спартакиаде в красную столицу прибыли рабочие-спортсмены многих стран. В состав немецкой делегации вошли несколько специалистов по джиу-джитсу. Немцы выступали в московских парках с показательными схватками, демонстрируя молниеносные броски и неотразимые захваты. Японская система была тогда в новинку даже для задававших тон в спорте европейских стран. И конечно же, германских спортсменов очень удивило, что в далекой и все еще переживавшей трудности Москве оказались свои собственные мастера самозащиты. Да и не только оказались, но даже осмелились бросить им вызов. Однако самый большой сюрприз ожидал гостей впереди. Хотя они с чисто немецкой аккуратностью точно следовали всем предписаниям японских профессоров, московские парни сумели все-таки победить их в этой знаменательной товарищеской встрече. Спиридонов тщательно согласовал с немцами условия встречи.

Единственный оставшийся в живых участник этого исторического матча — почетный динамовец В. С. Харитонов — вспоминал, с каким волнением готовились они к состязанию. Борьба велась до первого удачного приема. Партнеры подбирались примерно равного веса. Состязались всего три пары — от легкого к более тяжелым весам. Первым из динамовцев вышел на ковер низкорослый энергичный Пронин и, несмотря на понятное волнение, сумел провести победный болевой прием. Вторым вступил в состязание Харитонов, чью внешне неторопливую манеру ведения борьбы товарищи в шутку называли «меланхолией». Этот «меланхоличный стиль» определил выигрыш его обладателя и победу всей советской команды. Все, что теперь могли сделать гости — это уйти от поражения «всухую», и они реализовали эту возможность: третий член динамовской команды — Василенко — ушел с ковра побежденным. Тот стиль борьбы, с которым столкнулись в Москве германские спортсмены, хотя далеко еще не стал борьбой самбо, какой мы видим ее сегодня, но уже не был и японским джиу-джитсу в точном смысле этого слова. Восемь лет упорного труда Спиридонова не пропали даром. Этот человек не мог оставаться ортодоксальным копиистом. Хорошо зная все достоинства джиу-джитсу, Спиридонов тем не менее никогда не был бездумным адептом этой знаменитой системы. Его мнение категорично и недвусмысленно: «Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе».

И Спиридонов смело вводит в практику лучшие приемы из вольной и классической борьбы, в том числе и опасные — запрещенные, берет на вооружение удары из английского и французского бокса, кропотливо отыскивает самобытные приемы, рожденные боевой и бытовой практикой. Отлично понимая, что любой прием «работает» только при необходимой быстроте исполнения, начинает (едва ли не впервые в практике вообще отечественной борьбы) хронометрировать время, затрачиваемое на их проведение. При всем этом он создает не некую абстрактную систему, не самозащиту «вообще», а четко ориентированную именно на наши условия.

По этой причине, в частности, оказались в основном безжалостно выброшенными излюбленные у японцев нажатия на «чувствительные точки». Значительно отличающийся от японского тип нашей одежды сводил на нет всю эффективность таких приемов. И вот в результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты, у которой общего с джиу-джитсу оставалось только название. От него, естественно, тоже пришлось в конце концов отказаться. Свою систему Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто «самозащиту». Впоследствие, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал системой «Сам». Но, вероятно, это название было не самым удачным. В среде спиридоновских учеников рождаются новые его варианты: «самоз», и, наконец, пришедшая на смену всем остальным звонкая аббревиатура «самбо» — «самозащита без оружия».Но хотя предыстория самбо начинается именно со Спиридонова, сам он едва ли когда-нибудь задумывался об этом. Делом своей жизни он считал созданную им систему самозащиты без оружия «Сам». Для ветерана-динамовца эта система была как бы его личным вкладом в дело борьбы с преступностью. Один из учеников Спиридонова рассказывал, что Виктор Афанасьевич умер прямо на самбистском ковре, когда в наиболее тяжелые военные годы обучал приемам наших диверсантов перед заброской их в немецкий тыл. Рассказчик называл город, где это якобы произошло. И хотя было все не так, хотя в действительности Спиридонов умер дома от неизлечимой болезни, но разве рождение такой вот легенды не показывало, что старый самбист, вопреки самой смерти, остался в строю, как солдат, навечно занесенный в списки своей роты.

Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.

Род Харлампиевых

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как "сияющий свет". Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом.

Георгий Яковлевич – выдающийся гимнаст и кулачный боец – десятилетиями собирал, анализировал, систематизировал, классифицировал информацию о различных приемах ведения боя, видах борьбы и самозащиты.
Есть сведения о фантастически невероятной силе Харлампиева-старшего: говорят, он мог пальцами разорвать трехкопеечную монету! Также семейное предание Харлампиевых гласит, что однажды молодой Георгий Яковлевич голыми руками, в одиночку остановил тройку несущихся коней, предотвратив тем самым неминуемую катастрофу. Спасенная женщина, не устояв перед сокрушительной силы обаянием красавца-силача Харлампиева, стала его женой.

В книге Эдуарда Хруцкого "Этот неистовый русский", рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия. Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Отец Анатолия Харлампиева также отличился на боксерском поприще. Окончив с отличием Академию художеств, Аркадий Григорьевич отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Через какое-то время лишился средств к существованию и, чтобы не бросать учебу, вышел на профессиональный боксерский ринг под псевдонимом Шарль Лампье. (благо, наследственная сила передалась и ему), где стал абсолютным чемпионом Франции и Европы. Вернувшись через какое-то время в Россию, Аркадий Георгиевич Харлампиев основал российскую, а затем и советскую школу бокса.
Развивая бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его "благородным искусством самозащиты".

Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий "отец самбо" выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом. Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока (КУТВ) преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который "подкинул" ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и "загорелся".

КУТВ собрал под своими сводами революционеров-дальневосточников. Были среди них и выходцы из Монголии, Китая и других стран, владеющие национальными боевыми искусствами, в которых преподаватель физкультуры Харламов регулярно практиковался, не выходя из спортивного зала учебного заведения. «Попадались» среди обучающихся и татары, с которыми Анатолий совершенствовался в национальной татарской поясной борьбе. Также он в совершенстве владел приемами французской борьбы, английского и французского бокса, отлично бегал, фехтовал, был высококлассным акробатом и альпинистом. Был лично знаком с такими выдающимися борцами как Буль, Спуль, Поддубный и другими. Традиционными для Харлампиева стали выезды в республики Средней Азии и Кавказа, где он изучал национальные виды единоборств.

Он не просто изучал методы борьбы, но и боролся сам – порой помногу часов подряд. Весил боец 72 кг, но, будучи великолепным мастером, часто побеждал соперников в 2 раза тяжелее себя! Мотивы этих восточных путешествий Анатолия Аркадьевича Харлампиева навеяли создание в 1983 году художественного фильма – боевика с Андреем Ростоцким в главной роли. Главный герой ленты – Андрей Хромов (прототип Анатолия Харлампиева), одержим идеей создания самообороны без оружия… Попадая во множество трудных ситуаций, мастер выходит из них с честью.

Учителя

До сих пор, когда Харлампиева называют "отцом самбо", в интернете разгораются жаркие споры по поводу его "отцовства". Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим "локомотивом" развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу "Кудокан", обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.

Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и "борцовки", изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее "дедом". Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы.

Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы. Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм "Непобедимый", в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

Открытая система

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем. В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нравиться Анатолию Харлампиеву, но этот "исход" показал, насколько самбо универсальная система. Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.
Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера.
Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней.
Скончался "отец самбо" в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Могила А.Харлампиева на Новодевичьем кладбище.

Самбо

Боевое самбо. История Анатолия Харлампиева создателя самбо

Анатолий Аркадьевич Харлампиев родился 29 октября 1906 года в Смоленске. Дед его Георгий Яковлевич Харлампиев был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом. Всю жизнь он собирал, изучал и классифицировал приемы боя, борьбы и самозащиты.

Будучи чудовищно силен, он пальцами порвал тогдашние три копейки. В то время больше никто не мог этого сделать. Вряд ли кто-то сможет и сейчас.

Однажды его будущая жена ехала на тройке. Лошади понесли. Катастрофа казалась неминуемой. По счастью, по той же улице гулял Георгий Яковлевич. Он ухитрился остановить тройку. Так они познакомились.

Существует рассказ о том, как трое братьев Харлампиевых вызвали на кулачный бой весь Смоленск. На лед Днепра против них вышло больше ста человек. Братья врезались в толпу как раскаленный нож в масло. Первые противники с вывихнутыми челюстями упали на лед. Вскоре в толпе началась паника, и оставшиеся на ногах обратились в бегство.

Его сын - отец Анатолия - Аркадий Георгиевич Харлампиев был также в высшей степени незаурядной личностью. Отличник Академии Художеств, он был послан на обучение в Париж за счет государства. В какой-то момент, оставшись без средств, дабы продолжить учебу, Аркадий Георгиевич начал выступать на профессиональном Европейском ринге, да так успешно, что вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы в абсолютной категории.

Именно он, вернувшись в Россию, стал отцом Российской, а затем и советской школы бокса. Имеется книга об Аркадии Георгиевиче (Хруцкий "Этот неистовый русский").

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали и дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка.

В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и в высшей степени разносторонним спортсменом. Тогда, в 1922 году, известный военный деятель Николай Ильич Подвойский благословил Анатолия Аркадьевича на разработку универсальной борьбы…

В то время он работал в КУТВе (Красный Университет Трудящихся Востока) и ОСМКС (Общество Строителей Международного Красного Стадиона) преподавателем физической культуры; подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе, из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича была масса возможностей с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Еще до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом; лично знал таких выдающихся борцов, как Поддубный, Буль, Спуль и т.д. Был альпинистом высокого класса.

В течение ряда лет всю осень, зиму и весну Анатолий Аркадьевич копил деньги, чтобы летом выезжать в среднеазиатские и кавказские республики, где еще сохранились национальные виды борьбы. Он изучил их все, систематизируя приемы и методы тренировки. Для этого приходилось бороться на состязаниях самому, иной раз по много часов подряд с все новыми противниками. Никаких весовых категорий не существовало, и юный атлет, весящий семьдесят два килограмма, побеждал стопятидесятикилограмовых бойцов. По мотивам его путешествий в начале восьмидесятых был снят фильм "Непобедимый".

Уже будучи выдающимся мастером, Анатолий Аркадьевич изучал классическое Дзюдо под руководством друга Аркадия Георгиевича Василия Сергеевича Ощепкова, который долго жил в Японии и окончил Кодокан.

В 1938 году борьба Самбо обрела официальный статус, и Анатолий Аркадьевич возглавил Федерацию.

Триумфальное шествие нового, универсального вида борьбы было заторможено Великой Отечественной Войной. В первые же дни ее Анатолий Аркадьевич ушел добровольцем на фронт. Воевал с честью, отмечен многими наградами.

Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, после ее капитуляции он учился борьбе уже у самих японцев, в обозе которых было десять татами для Дзюдо. Победил всех, в том числе и чемпиона Японии в тяжелом весе…

2.

После войны этот замечательный человек продолжил свою работу по распространению и развитию Самбо. Его авторитет был непререкаем. Даже когда в результате закулисных интриг другие люди пришли к власти в федерации, Анатолий Аркадьевич оставался общепризнанным лидером этой борьбы.

Еще в пятидесятых японцы honoris causa присвоили ему восьмой дан по Дзюдо. Тогда для не японца это почиталось невозможным. В нашей же стране он был Заслуженным Мастером Спорта и Заслуженным Тренером СССР.

Всемирно известный Мастер жил в двадцатиметровой комнате в коммунальной квартире с женой, сыном и женой сына. Там же стоял концертный рояль (супруга Мастера Надежда Самойлова и сын Саша были музыкантами). Только за семь лет до его смерти стараниями любящих их людей Харлампиев с женой получили отдельную однокомнатную квартиру. Потом целый год выбивали для них телефон…

Кому стало интересно можете скачать фильм посвященный 70 - летию создания самбо.

В фильме представлены уникальные советские черно-белые хроники о людях и событиях связанных с возникновением и развитием самбо. Упоминается о национальных единоборствах братских республик СССР, приемы из которых были включены в самбо. Показаны хроники тувинской национальной борьбы "Хапсагай", грузинской национальной борьбы "Чидаба", молдавской национальной борьбы "Трынтэ", узбекской национальной борьбы "Кураш", дагестанской национальной борьбы.

Кроме того представлены хроники азербайджанской национальной борьбы "Гюлеш", татарской национальной борьбы "Кореш", башкирской национальной борьбы на поясах "Куряш", армянской национальной борьбы "Кох". Все эти виды борьбы объединило в себе самбо, взяв из них самое лучшее и эффективное. В фильме также рассказывается о повальном увлечении самбо на Кубе и в других странах мира, а также о российских спортсменах. Фильм рекомендуется к просмотру всем.

, - ), исследователь национальных видов борьбы народов , основоположник борьбы .

Дед, Георгий Яковлевич Харлампиев, был выдающимся гимнастом и кулачным бойцом. Всю жизнь собирал, изучал и классифицировал приёмы боя, борьбы и самозащиты. Будучи чудовищно силён, он пальцами порвал тогдашние три копейки, чего в то время (а возможно - и сейчас) больше никто не мог сделать. Существует легенда, что его будущая жена однажды ехала на тройке и лошади понесли. Катастрофа казалась неминуемой. По счастью, по той же улице гулял Георгий Яковлевич, который смог остановить тройку. Так они познакомились.

Отец, Аркадий Георгиевич Харлампиев, был также в высшей степени незаурядной личностью. Отличник Академии Художеств, он был послан на обучение в Париж за счет государства. В какой-то момент, оставшись без средств, дабы продолжить учебу, Аркадий Георгиевич начал выступать на профессиональном Европейском ринге, и вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы в абсолютной категории. Именно он, вернувшись в Россию, стал отцом Российской, а затем и советской школы бокса.

В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали и дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка.

В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и в высшей степени разносторонним спортсменом. Тогда, в году, известный военный деятель Николай Ильич Подвойский благословил Анатолия Аркадьевича на разработку универсальной борьбы…

В то время он работал в КУТВе (Красный Университет Трудящихся Востока) и ОСМКС (Общество Строителей Международного Красного Стадиона) преподавателем физической культуры; подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе, из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича была масса возможностей с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Еще до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом; лично знал таких выдающихся борцов, как Поддубный, Буль, Спуль и т. д. Был альпинистом высокого класса.

В течение ряда лет всю осень, зиму и весну Анатолий Аркадьевич копил деньги, чтобы летом выезжать в среднеазиатские и кавказские республики, где ещё сохранились национальные виды борьбы. Он изучил их все, систематизируя приемы и методы тренировки. Для этого приходилось бороться на состязаниях самому, иной раз по много часов подряд с все новыми противниками. Никаких весовых категорий не существовало, и юный атлет, весящий семьдесят два килограмма, побеждал стопятидесятикилограмовых бойцов. По мотивам его путешествий в начале восьмидесятых был снят фильм «Непобедимый».

Уже будучи выдающимся мастером, Анатолий Аркадьевич изучал классическое Дзюдо под руководством друга Аркадия Георгиевича, Василия Сергеевича Ощепкова, который долго жил в Японии и окончил Кодокан.

В борьба Самбо обрела официальный статус, и Анатолий Аркадьевич возглавил Федерацию Самбо.

Развитие нового, универсального вида борьбы было заторможено Великой Отечественной Войной. В первые же дни ее Анатолий Аркадьевич ушел добровольцем на фронт. Воевал с честью, и был отмечен многими наградами.

Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, после её капитуляции он вдоволь наборолся с японцами - в своем обозе они имели десять татами для Дзюдо. Победил всех, в том числе и чемпиона Японии в тяжелом весе…

После войны продолжил свою работу по распространению и развитию Самбо. Даже когда ему пришлось оставить пост главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области.

Еще в 1950-х японцы honoris causa присвоили ему восьмой дан по Дзюдо. Тогда для не японца это почиталось невозможным. В СССР он был Заслуженным Мастером Спорта и Заслуженным Тренером СССР.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО .

Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.

Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова , которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.

Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.

Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Ученики называли мастера — «Непобедимый », глубоко уважали и любили своего учителя.

Помимо занятий боевыми искусствами Харлампиев занимался фехтованием и альпинизмом, что позволяло ему до преклонных лет поддерживать прекрасную физическую форму.

Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.

Итогом многолетних исследований и регулярной и интенсивной практики стало создание боевой системы САМБО которое включало в себя два раздела: спортивный раздел , который был основой стиля и боевой , включающий в себя дополнительные приемы, предназначенные для сотрудников силовых структур.

Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год , когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».

После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.

Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства .

Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.

Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

Позднее японцы присвоили мастеру самый почётный «подарок» – 8 дан по Дзюдо , который обычно не давали не гражданам Японии.

После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию САМБО.

Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО , в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева , а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.

Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО - это философия жизни , позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.

Философия САМБО – это философия победы .

Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.

Книги Харлампиева А.А:

  1. «Борьба самбо» (изд. 1956 г.)
  2. «Тактика борьбы самбо» (изд. 1958 г.)
  3. «Самозащита без оружия (Самбо)» — учебное пособие для работников милиции.


  • Разделы сайта