Анатолий зенченко основатель традиции ишвара йоги. Анатолий Зенченко: «Чтобы развиваться, нужно выйти за рамки привычного

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

Поделился с TopYogis размышлениями об Ишвара йоге, стойках на голове, критериям прогресса в йоге и тем, для чего же мы ложим ногу за голову.

TopYogis: Анатолий, скажите, что для вас есть целью в йоге?

Анатолий Зенченко: Сложно сказать. Наверное, это помогает мне становиться целостнее и счастливее. Так что я жуткий эгоист, и занимаясь йогой, я иду к счастью.

TopYogis: И вы помогаете на занятиях своим ученикам тоже этого достичь?

Анатолий Зенченко: Да, я хочу, чтобы у них всё было, и им за это ничего не было. Чтобы у них всё получалось, при этом ничего нигде не болело.

TopYogis: Вы разработали свою систему, Ишвара йога. Какая у неё особенность, чем она отличается от обычной банальной хатха йоги?

Анатолий Зенченко: Давайте зайдём издалека. Сейчас принято называть хатха йогой те направления современной йоги, во главу угла которых положена работа с телом. А дальше, всё, что мы видим, это авторские методики - йога Айенгара, Аштанга виньяса йога, Бикрам йога - всё, что угодно. Всё это авторские методики. И вот Ишвара йога - это тоже авторская методика. То есть это одно из направлений хатха йоги.

Отличительных особенностей две. Первая - это внутренние принципы работы с телом . Они универсальны, их всего десять. Они дают ответ на вопрос “почему у вас не получается любая асана”, то есть где ошибка и как её исправить. Эти принципы дают понимание того, как правильно делается любая асана. Но! Смотрите, в современном мире йоге есть направления, которые уделяют внимание отстройке в асанах. Там подход какой? Если мы хотим отстроить Уттхита Триконасану, у нас 387 поправочек. Но если это Париврита Триконасана - то будет 485 поправочек, и совершенно других. А здесь - это десять принципов внутренней работы с телом, и они одинаково успешно применяются к любой асане. Я делаю наклон, и реализую эти 10 принципов. Я делаю прогиб - те же 10 принципов. Фактически это звучит парадоксально, но чтобы сделать наклон и сделать прогиб, я должен делать одно и то же самое. Объясню вкратце. Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.

TopYogis: Рука, нога..

Анатолий Зенченко: Да. И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Потому что все считают, что самое крутое - это победить себя, а я говорю что это идиотизм: воевать с собой это плохо. Ибо победив себя, кто же останется победителем?

Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу. А очень часто мы сами себе создаём какие-то проблемы и сложности, поскольку мы не можем создать то, что я называю согласованную работу двигательной мускулатуры. И вот первые пять внутренних принципов объясняют, как убрать дискретность, как приобрести целостность, а вторые пять - как создать согласованную работу мышц.

Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу.

Это первая отличительная особенность Ишвара йоги. Их две. Вторая - это методология . Это как построить процесс обучения от простого к сложному, так, чтобы мы развивались гармонично, так, чтобы мы постепенно шли от простых элементов к сложным, так, чтобы мы учитывали особенности тех или иных людей, их травмы, их состояние позвоночника и всего остального. Основой методологии являются принципы построения тренировочных программ, принципы построения занятий. Эти принципы базируются на подробной классификации асан. То есть, я понимаю, как асаны взаимосочетаются, взаимодополняются, упрощаются, усложняются, с чем они работают, какая асана нужна здесь и какая асана нужна там. Как построить для конкретного человека копмлекс, чтобы он был целостным, гармонично воздействовал на опорно-двигательный аппарат, и в это же самое время решал его проблемы, а также соответствовал ему по уровню сложности. Вот, собственно говоря, две такие вещи.

TopYogis: Получается, что вы учите инструкторов не конкретным последовательностям, а принципам, которые они понимают, и основываются на них для разработки занятий?

Анатолий Зенченко: Да, они программисты, и понимая язык программирования, они делают то, что нужно делать в соотвествии с группой, поставленной задачей, особенностями, и всем остальным. То есть, я делаю из преподавателей программистов.

TopYogis: Мне понравилось в вашем расписании наличие чёткой структуры: нулевой уровень, первый, второй, третий. Мне кажется, что это очень логично и правильно с точки зрения травмобезопасности и работы с телом.

Анатолий Зенченко: Да. Мне очень больших трудов стоило это отстроить.

TopYogis: И вы работаете с каждым инструктором? То есть, здесь каждый инструктор преподает Ишвара йогу?

Анатолий Зенченко: Да, здесь каждый инструктор практически преподаёт Ишвару. Я хочу, чтобы люди, приходя и в понедельник, и в пятницу, и утром и вечером, получали целостный продукт, и чтобы не было так, что на одном занятии ему говорят одно, а на другом - другое. Поэтому, всё в одной струе, но если вы походите к разным преподавателям, вы будете удивлены, насколько каждый из них может остаться самобытным, уникальным, самостоятельным, и насколько они все разные. При этом, они все преподают Ишвара йогу. Поскольку здесь нет чётких каких-то последовательностей, здесь есть внутренние принципы работы с телом и понимание, как строится процесс обучения.

TopYogis: Очень интересно.
Скажите, если у человека есть 15 минут каждый день что-то практиковать, что самое важное вы бы посоветовали?

Анатолий Зенченко: Мы говорим о йоге?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Для каждого своё что-то. Мы не можем всех уровнять. Но, наверное, если прям 15 минут - работа животом. Это вакуумное втягивание, агни-сара дхаути, это наули. Если у человека всё так печально, что у него, бедняжки, есть только 15 минут, то наверное ему не надо даже делать работу животом, а надо понять, а какой фигнёй он занимается оставшиеся 23 часа 45 минут? И перестать ей заниматься.

TopYogis: Ну например, он может ходить к вам в понедельник и четверг, а в остальные дни хочет тоже сам практиковать.

Анатолий Зенченко: Да, но тогда давайте каждый день минимум час. Не пятнадцать минут, а минимум час. И вот тогда, помимо работы животом, он успеет сделать ещё что-нибудь. Конечно, я знаю, что самая популярная книга по йоге, бестселлер, называется, “5 минут йоги не вставая с постели”. И вот вы меня тоже туда тащите, да? Не хочу, так не бывает.

TopYogis: А что вы думаете о стойке на голове?

Анатолий Зенченко: Конкретизируйте вопрос. Я не думаю о ней, я её делаю.

TopYogis: Считаете ли вы, что некоторым людям её нежелательно делать, или нужна специальная подготовка, или оценка? Может, у кого какие-то травмы, слабость мускулатуры…

Анатолий Зенченко: Послушайте. Во-первых, то, как я стою на голове и как стоят мои ученики, отличается об общепринятого способа действия. То есть все стоят на лбу и прогибаются в пояснице, и делают то, что я называю “бананасана”, а я стою вот здесь (указывает на макушку), и у меня вертикальная линия, и почти нет веса на голове, весь вес вот тут (на предплечьях). То есть я стою по-другому.

TopYogis: То есть надо развивать руки.

Анатолий Зенченко: Это не то чтобы развивать руки. Надо уметь отстраивать прямую линию позвоночника - раз, и надо “пристегнуть”, соединить руку с грудной клеткой. В общем, я считаю, что стойка на голове - это очень хорошая асана, замечательная асана, просто в ней нужно стоять правильно. А чтобы в ней правильно стоять, нужно правильно готовиться. Вот сегодня на занятии вы к ней пытались готовиться. Возможно, как-то так не совсем удачно получалось, но вы пытались. Вот если бы поделать это регулярно, вы станете на голову правильно, у вас почти не будет веса в голове, и вы будете стоять замечательно. А в подтверждении того, что стойка на голове - замечательная асана, и если вы стоите правильно, то там всё хорошо… Вы были в Индии?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Вы видели, как женщины, хрупкие индийские женщины на голове носят тяжести вероятно превышающие массу их тела? Я видел, как хрупкая индийская женщина несла на голове - холодильник. С очень прямой спиной.

TopYogis: Но они это с детства делают. У них мускулатура шеи уже развита.

Анатолий Зенченко: Правильно. А вот эта мускулатура - это мускулатура вдоль позвоночника. И мы её тренируем знаете где? В низких и высоких упорах. Там же тоже прямая линия позвоночника. И на голове мы не стоим. Давайте научимся там правильно всё делать. И потом будем стоять на голове. То есть, если ко мне пришёл очень слабый, больной человек, я не буду загонять его в стойку на голове. Даже вы доблестно отжимались. Чтобы потом стоять на голове.

TopYogis: Нам понравилось, что вы не заставляли нас делать то, что нам не хотелось. Не все так делают.

Анатолий Зенченко: Все разные.

TopYogis: Скажите, а вы можете по внешнему виду своих студентов сказать, како
й у них прогресс в йоге?

Анатолий Зенченко: По внешнему виду? По цвету рубашки, или как?

TopYogis: Ну например по тому, как они выполняют асаны.

Анатолий Зенченко: Ну конечно, я вижу. У нас два критерия правильности: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо. А по человеку видно, ему хорошо или плохо. Это видно: либо вам хорошо, либо вам плохо. И второй критерий - внешний. Либо вы делаете асану, либо не делаете. То есть, нога за голову либо закладывается, либо не закладывается. Но если она заложилась, вам там должно быть хорошо. И надо не вид делать, а чтобы было в самом деле хо-ро-шо. Вот два простых критерия.

У нас два критерия правильности выполнения асаны: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо.

TopYogis: Да, имеет смысл. А что вы говорите студенту, который хочет очень быстро сделать сложную асану? Ему не хорошо, но он хочет, потому что все в группе красиво делают, а он нет?

Анатолий Зенченко: Я объясняю, что будет с его поясницей, и что будет с другими частями тела, если он будет сейчас делать то, к чему он не готов. А дальше я ему говорю: “Родной, смотри, ты сейчас делаешь - делаешь, тебе больно? - больно. Зачем? Давай лучше вот сделаем правильно, и тебе будет хорошо”. Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете. И цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. Научиться, не знаю, любить себя там, где вы себя не любите. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете.

TopYogis: Мы заметили, что вы даёте вариации людям, если видно, что они не могут что-то сделать. Это свидетельствует о том, что нога за головой - это внешний фактор, и пока человек не готов, не следует туда бежать.

Анатолий Зенченко: Да, но походите на второй уровень сложности, и вы увидите, что Ишвара йога не сводится к таким простым вещам, какие мы делали здесь. Там люди закладывают ноги за голову. Улыбаясь при этом.

Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

TopYogis: Спасибо большое.

Еcли вы инструктор йоги, вы можете бесплатно . Вот .

Анатолий Зенченко

Профессиональный преподаватель Хатха Йоги, официальный представитель International Yoga Federation “World Union of Yoga” в Украине.

Он с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой.

Дальнейшая, самостоятельная практика вылилась в преподавание Йоги и выступления со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Уровень владения асаной, демонстрируемый Анатолием, был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ вряд ли могли составить ему конкуренцию.

Параллельно А. Зенченко работал над книгой, в соавторстве с С. Сидорцовым и М. Ясочкой, которая была опубликована издательством «Ника центр» в 1998 г. под названием «Йога восьми кругов (сетовый тренинг)».

Постепенно преподавание Йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Сибири, Москве, Питере и других городах Украины и России и Зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА .

Награды:

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло - вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно - приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году - это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку - мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги - в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Анатолий Зенченко — один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики Ишвара-йога , официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине.

Анатолий с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой. Мощным толчком к развитию был семинар А. Сидерского.

Вскоре после этого Анатолий начал вести занятия йоги. Параллельно он выступал со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Его уровень владения телом был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ не могли составить ему конкуренцию.

В период с 2001 по 2004 годы Анатолий участвовал в мировых чемпионатах по артистик- и олимпик-йоге. Пять раз он входил в тройку лучших и дважы становился победителем соревнований.

Постепенно преподавание йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподаёт в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Питере и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло — вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешёл на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге ещё в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно — приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году — это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла ещё в том, что они имели больше информации, они чётко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку — мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провёл цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги — в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлён тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил своё путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имён людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога — это моё любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды

  • 4 место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001 г.);
  • 2 место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001 г.);
  • 3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2002 г.);
  • Бронзовый призёр кубка мира в олимпик-йоге (2002 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2003 г.).

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Расскажите о себе: кто такой Анатолий Зенченко?

Анатолий Зенченко – абсолютно обычный человек, которому еще с детства было очень страшно прожить жизнь какого-то обычного человека: инженера, учителя, бухгалтера. Этого человека всегда привлекало все интересное, необычное, неизвестное. Еще со школы ему была очень интересна йога. Начал свое знакомство с йогой благодаря «дурной» компании — компания была, конечно же, очень хорошая. Еще со школы я практиковал йогу для себя, мне было это очень интересно.

Разве не запрещена была тогда йога?

Когда я практиковал, она уже была не запрещена, поскольку Союз развалился, после развала Союза все эти глупые законы не действовали. Но те, кто меня учил, они помнили еще времена запрета и говорили «Никому не рассказывай, что мы тебя учим, если кому-то расскажешь, нас посадят».

А откуда они брали свои знания?

Для меня это тоже было загадкой. Это было маленькое комьюнити, куда каждый по крупице приносил какие-то знания. Кто-то куда-то ушел, и там научился, кто-то где-то какие-то книжки находил. И вот первая книга по йоге, которую я даже не прочитал, а прослушал, была записанная на аудио кассету «Автобиография йога». Все остальное было потом. Все что можно было найти в начале 90-х, это книга Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» на каких-то самиздатовских перепечатках. И на начало 90-х в Чернигове уже была очень интересная тусовка, и именно благодаря этой тусовке люди делились крупицами своих знаний, и в общем информации было довольно много, в сравнении со всем остальным Советским Союзом. Мы были одними из первых, кто пригласил А. Сидерского к нам на семинар, это было в 1993 году. Он приехал, несколько дней что-то проводил, мне понравилось. А дальше я фактически варился в собственном соку. И где-то к концу 90-х я уже понимал, что очень много знаю и умею. Общаясь с людьми слева, справа, даже с тем же А. Сидерским, я уже мог рассказать много того, чего он не знал, на что Сидерский отвечал: «Я с этим не работаю», «Я не знаю этих вещей», «А вот это для меня интересно и новость».

На физическом плане?

На физическом и не только.

Как родилась Ишвара йога?

Как сложилось так, что я создал методику? У меня не было такой пафосной идеи – взять и создать методику. Вообще не было. Когда я начал ездить на различные конференции по йоге заграницу, меня спрашивали: «А в каком стиле Вы преподаете и практикуете?». На что я отвечал: «Я просто практикую и преподаю Хатха-йогу», поскольку я сам понимал, что то, что я делаю – это не йога Айенгара, это не Аштанга-виньяса, и не какие-то еще направления. И когда я говорил «Я преподаю хатха-йогу», а люди отвечали «А, понятно, Хатха-йога», тогда я понимал что им ничего не понятно.

Я вот до сих пор не понимаю, что такое Хатха-йога.

Нет, не в этом дело. Это общая фраза, после которой люди понимают, что человек работает как-то с телом, но без какой-то конкретной методики. А методика у меня уже была, и началось все с очень простой идеи: Ишвара-йога – йога для умных и ленивых. Я очень ленивый и мне хотелось перестать напрягаться, делая асаны. Асаны мне нравились, а напрягаться не нравилось. И все вокруг делали это с маской муки на лице, все воевали с собой, пыжились, тужились, кряхтели, пыхтели, потели и напрягались. А мне это не нравилось. Я искал способ сделать движение без напряжения. Чтобы я мог сделать что-то, и при этом не напрягаясь. И в конце 90-х, когда начал проводить семинары, преподавать, основной идеей было: «Ребята, а давайте перестанем в йоге пыхтеть, кряхтеть и напрягаться. Это не силовая нагрузка, это не силовой вид активности». Все говорили: «Да, но это же не возможно». Я говорю: «Возможно, я показывал». Они говорят: «Хорошо, это возможно у тебя, а научи нас». И вот в это время, пытаясь научить других, также расслабленно и без напряжения делать асаны, я начал формулировать внутренние принципы работы с телом – некие правила, по которым делаются асаны.

Это интуитивно было? Вы интуитивно нашли их внутри?

Это было интуитивно. Я шел от простого. Я делал ту асану, которую я делаю расслабленно, и пытался почувствовать, как я это делаю, ведь я не могу человеку просто сказать «Расслабься и все получится». Я пытался понять, что же в принципе я делаю. Я же прикладываю усилия? А какие? Есть например йога Айенгара, где каждая асана рассматривается как отдельная вселенная. Есть принципы для треугольника, для широкого шага, асан много, принципов триллионы и в них очень легко запутаться или что-то забыть. А я пришел к пониманию того, что — наклоны, это наклоны, и не важно, какой именно наклон, принципы везде должны быть общие. Основная идея, что рычаг позвоночника с рычагом ног взаимодействуют определенным образом. Прогибы – это прогибы, это положение позвоночника с ногами, значит принципы должны быть одни и те же. Я пытался понять принципы прогибов. Тоже самое со скручиванием. Я пошел таким методом, и когда я понял, что для того, что бы правильно наклониться и правильно прогнуться, я делаю одно и то же, я вошел в ступор.

Сколько прошло лет практики, вот такой вдумчивой, что бы это понять?

Наверное, начиная с формирования методики, с конца 90-х, до примерно 2005 года. До этого я тоже практиковал с начала 90-х, но именно формулировкой, выстраиванием, я начал заниматься именно тогда, когда начал активно преподавать. Что бы объяснять это людям, мне нужно было формулировать, вытаскивая это из себя. Меня часто спрашивают: «А кто Вас этому научил? А где Вы это увидели? А где Вы это прочитали?». Никто, к сожалению, меня этому не научил, нигде это не увидел и нигде не прочитал. Если бы это было так, я бы не потратил столько времени на изобретение «велосипеда». Хотя это пока не воспринимается всеми как «велосипед», но пройдет время, и все поймут, что это «велосипед».

Наступил момент, когда я понял — что бы сделать наклон и прогиб, я делаю одно и то же с мышцами вдоль позвоночника. Я сам долго не мог в это поверить. Пробовал, перепробовал, и понял, что да, так оно и есть. Изначально данная методика состояла из одной части – внутренние принципы работы с телом. Они постепенно дотачивались, дополнялись, систематизировались. Но наступил момент, где то с начала 00-х, когда я очень много преподавал индивидуально. Каждому человеку надо было построить свой индивидуальный комплекс и вести обучение по индивидуальной программе. Я не мог взять одну последовательность и всем ее дать, т.к. я понимал, что всем она не подходит. Каждому человеку надо что-то свое, в рамках общей йоги. Всем нужны треугольники, но кому-то раньше, кому-то позже, а кому-то почти и не нужно. У всех все по-разному. Я даже сам не понимал, что подсознательно пришел к очень важной части методики – «Классификация асан или принципы построения последовательности». И окончательно я это сформулировал, записал на бумаге, когда я делал первый курс для преподавателей, это был 2007 год. Когда я привозил эти классификации, организатор курса спрашивал: «Что это? Зачем это надо? Какая разница, какие положения ног бывают? Это же не важно». Я отвечал: «Я тебе не могу объяснить, но это очень важно». В процессе проведения курса для преподавателей, за первый год и сформировалась классификация асан, где используя эту классификацию, я мог объяснить универсальные принципы построения тренировок. Принципы, которые позволяют построить длинную тренировочную программу на 1 занятие, на 10 занятий, на месяц, на год, как угодно. Это позволяет понимать каркас занятий и импровизировать в определённых рамках. И Ишвара йога это всего две вещи: внутренние принципы работы с телом – правила правильной работы с опорно-двигательным аппаратом, не зависимо от того, на ногах стоим или на руках, не зависимо от того, наклоняемся ли мы, скручиваемся или прогибаемся. Используя эти правила, Вы получаете одну главную вещь – Вы сохраняете внутренние связи, внутреннюю целостность и гармоничное взаимодействие всех частей тела друг с другом в любом положении тела в пространстве – в любой асане. И понимая эти внутренние связи, Вы можете распределить усилия по всей длине от кончиков ушей до кончика хвоста. Это было первое — внутренние принципы работы с телом. Второе – это классификация асан, они очень подробны, и эта классификация асан позволяет понимать смысл функций и качество любой асаны, понимать, зачем мы ее используем, чему мы хотим научиться, что мы здесь осваиваем, что является упрощением, что является усложнением, что является компенсацией и т.д. и т.п. Это ключ, к пониманию того, какие кубики лего бывают и какие фигуры мы из них можем построить: пожарную машину или гоночный автомобиль. Или этих фигур бесчисленное количество, если мы понимаем принципы использования кубиков лего. А для этого нам надо классифицировать, какие они есть и как с ними поступать. И еще раз хочу вернуться к тому, что не было у меня идеи создавать методику. В начале у меня была идея просто решить сначала свои проблемы. И когда ко мне приходят люди заниматься йогой, я их спрашиваю: «Зачем Вы пришли?», они обычно отвечают, что у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят эти проблемы решить. Я считаю, что это замечательная мотивация, что это правильные люди, и они пришли в правильное место. Я решал, и продолжаю решать свои проблемы при помощи своей методики. Пока что, я нахожу ответы на все вопросы, которые у меня возникают, в рамках этой методики. И решая свои проблемы, я пришел к неким пониманиям, и когда меня попросили этому обучать, мне мое внутреннее, интуитивное понимание нужно было систематизировать внутри и вербализировать, переложить на слова и доносить четко. Внутренние принципы работы с телом в Ишвара йоге уникальны тем, что не имеют исключений и работают во всех случаях на 100% эффективно без исключений. Их всего 10. Применяя на практике, в любой асане, только 10 внутренних принципов, Вы 100% получаете гарантированный результат. Что имеется ввиду? Во-первых, Вы не перенапрягаетесь, во-вторых, Вам не нужно растягивать мышцы, т.к. в Ишвара йоге вообще нет такой идеи. Вы не получаете травм, это три, и Вы очень быстро получаете результат, прогрессируя в йоге. И конечно же это не отменяет приложенных Вами усилий, но эти усилия в большей степени ментальные, нежели физические, ибо любая асана – это естественное положение тела с точки зрения физиологии. А то, что естественно, должно быть без усилий, без перенапряжения или перерастяжения.

Естественно для нервной системы, для мозга, поэтому и телу удобно?

Согласен, это естественно для тела, поэтому мозг может найти способ, алгоритм, прийти в это положение без усилий и без травм. Это естественно для тела и соответственно мозг может найти правильный способ действий.

Правда, что Вы умеете делать асаны, которые в мире могут сделать не так много людей?

Правда, но меня это уже давно не волнует. С тех пор, как я стал двукратным чемпионом мира по йоге, меня подобные вещи очень мало волнуют. Но что меня по-прежнему волнует, это что бы я все еще получал так же много удовольствия от практики, как это возможно. Чтобы я не напрягался, и что бы решал все свои проблемы с телом, которые возникают, по ходу эксплуатации тела по жизни.

Почему назвали методику Ишвара йогой, а не собственным именем?

Первый пилотный проект был под названием «Зен-йога» от первых трех букв фамилии. Я отказался от этого названия, потому что есть какие-то вещи, которые я знаю о себе наперед. Я знаю, что в какой-то момент времени, когда система будет полностью сформирована, полностью описана, и добавить уже будет нечего, я потеряю к этому интерес. Я продолжу этим пользоваться, но я уже окончательно завершу создание того, что не требует доработок, мне захочется отойти в сторону. А если бы это носило мою фамилию, меня постоянно пытались бы найти и притащить к преподаванию Ишвара йоги. А я к этому времени подготовлю достаточное количество хороших преподавателей, которые будут дальше преподавать эту методику, и мне хотелось бы тихонечко сбежать, что бы методика осталась не привязанной лично ко мне. Чтобы это была живущая своей жизнью методика. То, что она пришла в эту жизнь через меня, не так уж и важно, т.к. я понимаю, что просто пришло время для нового понимания работы с телом. Пришло время, гораздо лучше и тоньше понять, как работать с телом и пересмотреть существующие сейчас к этому подходы. Сейчас очень примитивный подход, который заключается в пассивном движении. Что такое пассивное движение? Это когда я складываюсь в наклон не с помощью приведением в тонус мышц, а просто нависая, длинным тяжелым рычагом корпуса над ногами, это пассивное движение. И второй принцип – это растяжение, когда тело пытается Вас спасти, от того, что бы Вы не ударились головой об пол, оно напрягает какое-то мышцы, Вы считаете что они Вас ограничивают, они Вам мешают, и начинаете их растягивать. Это очень глупый и очень травмоопасный способ взаимодействия с телом. Есть гораздо более умные способы, это когда мы ничего не растягиваем, просто приводим в тонус те мышцы, которые отвечают за данное движение, при этом они сокращаются. Идея в том, что бы перестать напрягать то, что у нас и так напряжено, и приводить в тонус то, что мы не умеем приводить в тонус. Но не просто напрячь, нет, просто научиться пользоваться этими мышцами, ибо любая мышца, перенапрягаясь, теряет свой функционал, обездвиживает нас. Любая напряженная мышца не позволяет нам двигаться.

Подведя итог: какую цель достигнет тот, кто придет на занятия?

Я думаю, что у людей может быть много целей. Некоторые задумываются о теле тогда, когда с ним уже случились какие-то проблемы. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — подходящая пословица. Начиная заниматься Ишвар -йогой, Вы просто балансируете работу всех внутренних органов, систем организма, работу мышц и приводите себя в максимально оптимальное состояние для жизни. Или, начиная заниматься Ишвара йогой, Вы научитесь получать удовольствие от взаимодействия со своим телом, перестанете испытывать боль и получать травмы не только в йоге, но и в жизни.

Чего не стоит ожидать от занятий Ишвара йогой?

От занятий не стоит ожидать очищения кармы, раскрытия чакр, «поднятия» Кундалини и чего-то подобного. Не потому, что это невозможно, а потому, что для этого нужны другие техники, более сложные, а Ишвара – это методика, описывающая работу с телом и чуть-чуть работу с дыханием, не претендуя на что-то сакральное.

Вы сказали, что у Вас уже несколько выпусков преподавателей Ишвара йоге, что о них скажете? Кто они?

Мне бы не хотелось перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, но это люди, которые знают ответы на интересующие Вас вопросы. Люди, способные выдать не только перечень нужных упражнений, но подробно объяснить, что и зачем делается, не уходя от ответа, не выдавая туманных речей. Если они что-то предлагают, то точно знают что, зачем и как это работает. И очень важно, что йога, как вид активности, очень травмоопасная, к сожалению. Я горд и доволен, что в Ишвара йоге травматизм и опасность сводится к нулю. Некоторые люди приходили в Ишвара йогу, чтобы восстановиться от полученных травм в других направлениях йоги.

Преподаватели из других направлений приходили, чтобы проконсультироваться на счет их пробелов?

Да. Направление Ишвара йоги более популярно у опытных практиков, т.к. они уже попробовали разные направления и могут из разных направлений делать верный выбор.

У Вас есть слоган, что методика для умных, а не для сильных. Расскажете почему?

Когда сильный человек пытается сделать асану, наклониться, пытается прикладывать усилия, но у него не получается, то он дальше продолжает прикладываться силу, получая таки травму. А когда умный человек пытается приложить усилия и видит, что усилия не приводят к результату, то начинает задумываться на счет верного направления усилий, пытается найти решение, а если не получается, то спрашивает у преподавателей, получает ответ, применяет новые знания и получает желаемый результат. Поэтому Ишвара-йога – направление для умных, т.к. мы нацелены на то, чтобы дружить со своим телом, а не воевать с ним. Если тело куда-то «не пускает», то оно пытается нас от чего-то спасти. Мы пытаемся понять, от чего тело защищалось, что было не правильно, исправляем ошибку и идем дальше без напряжений, растяжений и травм.

Влияет ли такой подход к работе с собственным телом и мозгом на жизнь практикующих?

Я считаю, что все взаимосвязано и считаю, что практика йоги, даже в разделе асан, включает и развивает работу нервной системы. Не только центральную, но и периферическую, т.к. сложное движение или сложное положение требует сложной координации групп мышц, а это невозможно без включения центральной и периферической нервной системы. Если это делаем регулярно, пытаемся осваивать новые движения и новые положения, то мозги развиваются. Это не означает, что в жизни Вы начнете избегать ошибок. Это означает, что с большей вероятностью Вы сможете разглядеть и решить сделанную ошибку, понять причину ее возникновения.

Каким Вы видите будущее методики?

Я думаю, что без прикладывания усилий она будет популярнее и популярнее. Люди пробуют, сравнивают и выбирают. Им важно попробовать и не без ошибок сделать верный выбор. Но самое интересное, что пройдет лет 10 и разные люди, под разными названиями, разными именами, разными видами, но придут именно к принципам Ишвара йоги. Пройдет лет 10, этот подход будет самым популярным и ключевым. Я сейчас говорю об этом и замечаю, что мне совсем не жалко, т.к. я решил при помощи методики свои проблемы, помог решить большому количеству людей их проблемы и мне даже приятно будет, если я застану то время, когда принципы Ишвара йоги станут общепринятыми принципами в любых направлениях и любых подходах к работе с телом в любых сферах жизни.

Так что же такое Ишвара-йога в двух словах?

Это уникальная, инновационная и революционная, на данный момент, методика работы с телом. Уникальная методика, которая глубже всех понимает физиологию и биомеханику, подходит к практике с научной точки зрения. Хоть я и понимаю, что подобные фразы сейчас модные и их использует большое количество людей, но, когда мы попытаемся разобраться в содержании, мы поймем, что сказать – это одно, а сделать – это совершенно другое.

Какие пожелания всем, прочитавшим это интервью?

Я хочу, чтобы, так или иначе, через методику Ишвара йоги, через что-нибудь другое, Вы пришли к удовольствию от общения со своим телом. Желаю, чтобы Вы поняли, что асану, даже самую сложную, можно сделать не напрягаясь, не растягивая мышцы, не напрягая суставы. Чтобы Вам было хорошо и просто не только в йоге, но и в жизни.



  • Разделы сайта