Анализ о чем плачут лошади краткое содержание. Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» (Школьные сочинения). III. Обсуждение прочитанного

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Фёдор Александрович Абрамов () родился с селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы. Абрамов так и не оставил произведений ни о фронте, ни о «Смерше», хотя и намеревался писать об этих знаменательных событиях своей биографии. Всё своё творчество он посвятил родной деревне. Абрамов не скрывал публицистической природы своего творчества («По натуре своей я художник – дидактик»). При этом он же, несомненно, является большим художником слова, чьи книги останутся своего рода заповедником неискажённой северной русской речи.



Пояснение слов Ф.А.Абрамова «Меня били! Крепко били…» В –е годы русскую деревню, в которой существовал колхозно- совхозный строй, принято было изображать как край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Многие писатели создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Такие произведения признавались официальной критикой образцовыми. Фёдор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал «лакировку» действительности. Он писал правду о русской деревне. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк Абрамова «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Множество препятствий чинилось Абрамову: запрещались публикации его произведений, ограничивалась свобода научной работы и т.д.



План рассказа 1. Дружба с лошадьми. 2. Чувство непонятной вины. 3. Любимица героя – Рыжуха. 4. Что случилось с Рыжухой? 5. Рассказ старой кобылы. 6.«Были такие времена, когда…лошадям жилось хорошо?» 7. Роль лошади в прежние времена – «главная опора и надежда всей крестьянской жизни». 8. Судьба Карька: «лошади тоже победу ковали…» 9. Немой вопрос лошадей. 10.«Я совершил что-то непоправимое, страшное…»



Словарная работа Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений, верхний слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати (стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры. Угар – (диалектное) – пригорок. «Чёртом выгибались» – молодцевато выглядели. Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекут блины и устраивают увеселения. Суженая – в народной поэзии невеста.


…« На этот раз я не шёл – бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда ещё не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звёзд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи – обычные лошади с обычными лошадиными именами»… Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться. В период коллективизации клички животным давались идеологизированные. Таким образом старались запечатлеть образ новой жизни. В первые годы после революции нередко и детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция; Сталина – в честь Сталина; Тракторина – в честь появления трактора в колхозе; Гертруда – героиня труда.






«Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознаёт трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.




Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искажённые, просторечные слова и выражения: «покель», « в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчёркивает противоречие, контраст между естественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».


В этом фрагменте часто встречаются эпитеты, подчёркивающие суетливость героя, должность его поведения, его растерянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил…кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой, развязной походкой». Средства речевой выразительности Эпитет Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки. Например: Серебряные коньки, шелковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: "бродяга-ветер", прилагательное – например: "деревянные часы", наречие или деепричастие: "ты жадно глядишь" или "самолеты несутся, сверкая". В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например: красна девица,сине море, зелена трава. Эпитет является простейшей формой тропа.



Использованная литература 1.Н.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Издание 3-е, переработанное. К учебным комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс. Москва «ВАКО» стр В.Я.Коровина Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8 издание, доработанное Москва «Просвещение» 2001 стр Иллюстрации из Интернета

Рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» во многом автобиографичен. Автор размышляет о своем крестьянском детстве, вспоминая мир лошадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.

В образе главного персонажа писатель описал свою любимицу – лошадь Рыжуху, которая «выгодно выделялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости».

Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобылы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Именно поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуальность, превратившись в орудие для достижения собственнических целей человека. Но однажды герой увидел слезы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете».

Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормилицей в семье, поэтому ее берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокровищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, поэтому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.

В образе Рыжухи писателем дана непохожая на остальных, особая лошадь, которая стремится выжить, несмотря на нечеловеческие условия существования. Но люди глухи, поэтому вопрос Рыжухи о лучших для лошадей временах так и остался без ответа.

(5 votes, average: 5.00 out of 5)

Слайд 1 Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Цели урока:

    систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;

    в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;

    развивать речь и образное мышление учащихся.

Эпиграф к уроку: Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо.

М. М. Пришвин

    Организационный момент.

    Слово учителя (тема урока).

В последнее время слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня ужасаемся фактам уничтожения природы. За последние 4 столетия исчезло 60 видов птиц, 40 видов млекопитающих. А сколько исчезло насекомых!

Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы о правде и лжи, любви и ненависти, стяжательстве и бескорыстии, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». О животных написано много.

Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных?

Это не случайно. Ведь отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности.

Слайд №2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Чтение эпиграфа с доски)

В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других.

Слайд № 3 И как хорошо, если поможет тебе в этом добрый и мудрый наставник, такой как Ф. А. Абрамов.

II. Беседа о биографии писателя.

Слайд №4. В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы 94года .

Слайд №5. Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.

Слайд №6. Он любил животных, особенно лошадей.

    Сообщение темы и целей урока.

Слайд № 7-8

Сегодня на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», которыйбыл написан в 1973 году.

(Запись темы урока в тетрадьФ.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)

Послушаем историю приручения лошади человеком. Сообщение Федорова А.

Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

Слайд №9 2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

План

2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.

3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.

4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.

5. Дружба человека и лошади дала трещину.

3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.

Слайд №10. - Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)

- Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

- Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?

(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» - резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.

На доске разместить блок-схему:

На что обращает наше внимание эта сноска?

- Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?

(Все лошади пасутся вместе, на них - один пастух, который к ним редко приходит и по домамне разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные.В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)

Слайд №11. - Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?

Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным.Образы доходяг и кляч).
- Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? (…нелегко жилось беднягам)

VI. “Человек и лошадь в настоящем”.

Работа с классом

Работа у доски с кластером

    Как относится к лошадям конюх Миколка?Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу?Чтение отрывка с.161 «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»

    Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.165 «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».

    Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега».

- Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?

(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам)

На доске вывешивается матрица «Беднягам жилось нелегко», где после знака равенства стоят 4 пустые клетки (Дается укрупненная дидактическая единица в форме высказывания, ребята должны выделить из целого элементы и их взаимоотношения. Таким образом выстраивается стройная логическая цепочка - доказательство того, что беднягам жилось нелегко)

Слайд №12. - Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке). Слайд №13. - Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Художественный пересказ. С. 163 от слов «Я в жизни ничего подобного не слыхала … в ихнем роду»

Слайд №14-15 V. “Лошадиная жизнь в прошлом”. (Продолжение беседы).

Работа с классом

Работа у доски с кластером

1) Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадь была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать)

Ученику дается матрица, где в первом квадрате написано: «Лошадей называли кормилицами», на втором - «Вскармливали самый лакомый кусок», на третьем – «Вся семья выбегала встречать», на четвертом – «Выхаживали, скребли, чистили», на пятом – «Лошадью «дышали и жили » после этих квадратов ставится знак равенства и в 2–х пустых квадратах ставятся вопросительные знаки. Учащиеся должны сами подобрать ответы на них из учебника.

Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?

    отношение к ним;

    ненужность.

О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин.Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).

Словарь: Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово ? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

VII. Анализ эпизода

    Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).

    Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?

Анализ эпизода.

" А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

Слайд 16

- В чём рассказчик обманул Рыжуху?

(не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).

- оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризует его речь?

( Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошади, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей ).

Слайд 17

Слайд №18 . - Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?

(герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель).

Слайд №19 . - Какова идея рассказа? (Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда перестают чувствовать боль преданного им живого существа.Каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира )

    как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий .

Слайд №20. - В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)

Вспомните стихотворение В.Маяковского«Хорошее отношение к лошадям»

Чтение отрывка:

Подошел

И вижу

Глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

Течет по-своему…

Подошел и вижу-

За каплищейкаплища

По морде катится,

Прячется в шерсти…

И какая-то общая

Звериная тоска

Плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

    Почему плачет лошадь в стихотворении Маяковского?

    Как успокаивает ее герой? Как вы понимаете его слова: «…все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?

    К чему призывает поэт своим стихотворением?

    Что общего в стихотворении В.Маяковского и рассказе Ф.Абрамова? А в чем различие?

Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена.

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).

Нужны ли сейчас лошади (не пашем, не ездим, играем на компьютерах) ? Какую пользу они приносят человеку?

VIII. Творческие работы учащихся: Презентации «Конный спорт», «Лошади и инвалиды»

Вывод: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.

Рефлексия.

Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

Что вы чувствовали во время урока?

Что вам понравилось?

Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?

Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.

А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.

Подвожу общий итог, отмечаю яркие высказывания, индивидуальные успехи каждого.

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.

    Придумать проект памятника, устно описать его, подобрать надпись к памятнику

    Синквейн «Лошадь»

Абрамов ф. б. - О чем плачут лошади(3)

Тема живой природы нашла свое многогранное отражение во многих произведениях известного советского писателя Абрамова. Например, в рассказе «О чем плачут лошади» автор делится воспоминаниями о жизни в деревне, мире пахучих трав и добрых, умных животных - лошадей. Автор очень любил лошадей, всегда подходил к ним, ласково разговаривал, гладил их крутые бока. Была у него и любимица. Звали ее Рыжуха. Этой маленькой неказистой лошадке довелось много и тяжело работать. Именно поэтому уже в пять лет у нее была сбита спина и вспухли вены. Но Рыжуха сохранила свой веселый нрав, автора она встречала с радостью.
Однажды она при приближении человека отвернулась. На удивленный вопрос, что же с нею, она заплакала и рассказала такую историю. На летнем сенокосе от старой кобылы Рыжуха услышала песню о том, что раньше люди заботились о лошадях, любили и щадили их, считая своими кормильцами. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади закричали: «Вранье это все, брехня! Замолчи! Не растравляй нам душу. И так тошно».
И вот Рыжуха обратилась к своему другу с вопросом, были ли такие времена, когда лошадям жилось хорошо. Рассказчик не знает, что ответить. Ведь и правда, лошадь всегда была в крестьянских семьях главной надеждой и опорой. И в праздник, и на работе без лошади не обойтись. И на фронте лошади воевали, многие погибли. Автор, чувствуя вину людей перед лошадьми, пытается отговориться: «Ну, хватит киснуть! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется». Но лошади почувствовали неискренность его слов. Теперь уже не будет между Рыжухой и рассказчиком прежней дружбы я доверия.
Рассказ вызывает чувство острой жалости к лошадям. Эти животные испокон веков тяжко трудятся, значительно облегчая жизнь человеку. А что же люди? Пьяный конюх зачастую забывает о пасущихся лошадях, оставляя их на уже изглоданной дочерна земле. Почти все лошади сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Когда лошади были сильны и здоровы, то люди ценили их как рабочую силу. А ослабевшие, старые животные не приносят никакой пользы, значит, не стоит и заботиться о них. Вот и плачут лошади от обиды. Автор осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям - лошадям.



  • Разделы сайта