Ален Прост о сражении с Сенной, уходе из Ferrari и многом другом

1985

Случайный выбор

1955

1977 1979

1979 1980

Трудности с "желтым чайником"

Франция подарила миру первый в истории Гран-при, который прошел в самом начале прошлого века. Она подарила миру праздник, но отдача долго не приходила. Чемпионские звания долгие годы блуждали по всему Земному шару и лишь в 1985 году корона прибыла в Париж. Добыл ее просто блестящий гонщик - Ален Прост. Первая победа была одержана для того, чтобы одержать еще три - результат, который били только два пилота. О многом говорит и его прозвище - "Профессор". Этому способствовало его "научное", худощавое сложение тела и интеллектуальное отношение к своему делу. Он считал каждое очко и предпочитал не идти на различные авантюры, стремясь получить журавля в небе.

Случайный выбор

Ален Мари Паскаль Прост родился 24 февраля 1955 года в Сен-Шамоне - центральная часть Франции. У был невысоким, но это не помешало ему заниматься борьбой, роликовыми коньками и футболом. Отдавался он спорту полностью и с тех времен у него остались признаки перелома носа. Свое будущее он также связывал со спортом и размышлял над тем, чтобы стать футболистом или тренером гимнастики. Но в возрасте 14 лет на семейном празднике француз впервые для себя открыл картинг. Это была любовь с первого взгляда, которая оказалась взаимной. Уже через несколько лет он он бросил школу, чтобы серьезно заниматься гонками.

В 20 лет Ален делает первый шаг к звездам. Он выиграл соревнования гоночной школы Winfield, а призом для него стало место в машине Формула-Рено на следующий год. Результат не заставил себя ждать - 12 побед в 13 гонках и Ален в 1977 году выходит на европейский уровень. Он снова сходу берет титул и делает следующий шаг - на очереди Формула-3. Первый сезон в этой серии был ознаменован борьбой с шасси Мартини, а не соперниками на трассе. Но нерезультативный год перерос в французский и европейский титул в 1979 году. Это была предпоследняя ступенька до Формулы-1. Между ним и королевским класом теперь лежала только стопка рассматриваемых контрактов.

Среди них было предложение и от Макларен. В конце 1979 года он провел тесты, а через несколько дней подписал контракт. 13 января 1980 года Ален провел свой первый Гран-при в Аргентине. По устоявшейся традиции этап стал гонкой на выживание - был разгар знойного лета. Но француз спокойно повел гонку, не давая волю эмоциям, и финишировал. С 12-го стартового места он "пробился" на шестое только за счет сходов своих соперников. Но на данном этапе это был не минус, а плюс. Даже сейчас такие дебюты нередки, но это не означает, что каждый дебютант добивается такого успеха. Тем более в Аргентине, где гонщики после гонки выходят в полуживом состоянии.

По итогам сезона Ален Прост набрал всего пять очков, чередуя финиши с вылетами. Именно аварии стали главной причиной того, что француз в конце сезона разорвал долгосрочный контракт и перешел в Рено. По словам Проста его не покидало ощущение того, что команда ему не может простить ошибки. Конфликты с командами будут преследовать его всю гоночную карьеру.

Трудности с "желтым чайником"

Но пока на очереди стоял 1981 год. Он перешел в полностью пропитанную Францией команду Рено - шасси, мотор, пара пилотов и даже масло Elf. Но и тут возникло напряжение, которое со временем переросло в видимую материю. Партнером его стал Рене Арну - опытный французский пилот, за плечами которого уже было несколько побед и именно с ним были связаны все надежды команды. Но не тут-то было. Ален разбивает Рене и набирает по итогам сезона втрое больше очков.

Но это лишь командное соперничество. Куда важнее его борьба в чемпионате. Успех француза неописуем - 3 победы (такое же количество только у чемпиона ), 2 вторых места и одно третье при шести финишах вообще! Вот тут действительно есть за что обижаться на команду, ведь до чемпионства ему не хватило всего 7 очков. Все сложилось так, что Алену не хватило одного или двух финишей. Но следующий сезон стал еще более интересным.

Первый этап в 1982 , который прошел в ЮАР, принес Алену одну из лучших его побед. Он стартовал с неплохой пятой позиции, но на первых кругах гонки положение усугубилось. Из-за проколотого колеса Прост вынужден ехать на пит-стоп и скатиться на последнее место. Если кто-то вычеркнул его из претендентов на победу, то он ошибся. Француз методично начал проходить своих соперников и успокоился лишь тогда, когда оказался на первом месте. В число обиженных вошел и Рене Арну, который стартовал с поула - на той же технике он добился более скромного результата. Итоги следующего Гран-при Бразилии стали еще более убедительными - хет-трик!

18 набранных очков за две гонки были идеальным стартом, но надежность техники Проста все еще оставляла желать лучшего. В следующих восьми гонках Ален набрал одно очко и по всем законам жанра давно должен был выбыть из борьбы за титул, но это был сезон-1982 со всеми его причудами. Даже в такой ситуации за шесть этапов у француза оставались шансы на итоговую победу, лишь бы техника не подводила. Во Франции она не подвела, но Алена ожидал другой неприятный сюрприз - напарник Арну. Два Рено шли в голове пелотона во главе с Рене, но команда отдала ему приказ пропустить Алена. Приказ выполнен не был - наш герой потерял три очка. Обстановочка в команде накалилась и в конце сезона Арну покинул команду. А к Просту вернулись технические проблемы и не смог воспользоваться ситуацией, которая сложилась в сезоне - трагедии в Феррари и нестабильность остальных конкурентов.

Стало очевидным, что когда машина Рено доезжает до финиша, то они легко могут рассчитывать на замечательный результат. Необходимо было дальше работать над техникой. Ключевым в сезоне стало появление на втором этапе нового шасси RE40. Именно оно и несло Алена к победе большую часть сезона и за четыре гонки до конца он имел преимущество 14 очков над ближайшим конкурентом . Но тут начались малообъяснимые метаморфозы. На Гран-при Голландии Нельсон стартовал первым, а Ален только четвертым. Но такое положение француза было временным явлением и он быстро пробрался на второе место и начал погоню за .

На 41 круге француз вплотную подобрался к сопернику и пошел на атаку в первом повороте - Ален ныряет во внутренний радиус. Прост перетормаживает, но все равно рядом слева - и тут наш герой делает движение в сторону бразильца. Выпад получился блестящий и Нельсон закончил гонку в гравийной ловушке. Ален практически стал чемпионом, но на том же круге он останавливается - по всей вероятности проблем ему прибавило то самое столкновение.

Так отрыв остался прежним, но теперь оставалось только три гонки и Нельсону требовалось еще большее чудо. Команда Рено в полном составе его предоставило. В Монце у Проста сгорел мотор, на Гран-при Европы в Брэндс-Хетче Ален приходит на финиш вслед за и теперь отрыв всего два очка. Казалось, что не все так плохо для Проста, но масла в огонь подлила команда. От француза прямо потребовали титул, но а тот в свою очередь сказал, что он давно был бы рад, но техника не та... От командных разборок не выиграл никто. Кроме . Ален занял в квалификации пятое место, в то время как бразилец был третьим - уже это не предвещало ничего хорошего.

Но и эта проблема была не последней - на 35 круге у Проста сгорел двигатель. Многие подозревали Алена в умышленности поломки двигателя - для такого мастера специально сжечь турбомотор было пустяковым делом. Это может и не так, но стоит понимать, что на тот момент шансы на титул были теоретическими и, возможно, всю вину легче было свалить на плечи техников. Так или иначе, но чемпионат был проигран. Проигран так, что повторное подписание контракта с Рено было просто невозможным. При этом риска остаться без работы не было совершенно.

Если бы да кабы

В 1984 году Прост начал долгое сотрудничество с Маклареном и Рон Деннисом - началась золотая эра британской команды. Первым шагом к успеху стал новый двигатель. Поставщиком стала компания TAG, которая принадлежала богатому аравийцу. Она сделала заказ Порше на разработку мотора, который первый раз принял участие в конце 1983 года. сразу не удалось улучшить результаты - подводила надежность, но с приходом нового сезона проблемы исчезли. Дует -Прост в 1984 году повел отчаянную борьбу за титул в итоге которой стал самый маленький перевес чемпиона над соперником - полбалла. Проигравшим оказался француз. Но проиграл он при жестоких обстоятельствах. У Проста был перевес по количеству выигранных гонок, было меньше сходов, но...

Во многом исход чемпионата решила гонка в Монако. Этап прошел при сильном дожде и Жакки Икс взмахнул клетчатым флагом после 31 круга. На тот момент Ален лидировал в гонке, но его вот-вот должен был догнать дерзкий новичок . Из-за того что не было пройдено три четверти дистанции пилотам, финишировавшим в очковой зоне, насчитали только половину очков. Тогда особого повода для печали у Проста не было. Он увеличил отрыв от до 10,5 очков - совсем не плохой результат после всего шести Гран-при. Но в итоге этого оказалось недостаточно. Можно предполагать, что если бы не остановка гонки, то Ален набирал бы минимум шесть очков. Только нельзя забывать, что такое Монако в дождь - от девяти до нуля очков всего десять сантиметров.

Первый успех

Вновь "Профессор" оказался вплотную к титулу, но опять чего-то не хватило. А в 1985 году наступила компенсация. Странно, но теперь двери к чемпионству для француза были открыты настежь - соперники словно куда-то пропали. исчерпал свои силы и положил в копилку только одну победу, и только готовились к великим подвигам, буксовал в Брэбхеме. Но это были проблемы не француза. Нужно еще уметь словить нужный момент. Вот если соперники спят, то что - сделать жест доброй воли и сбавить обороты ради сохранения интриги? Если и были такие мысли у Алена, то он их не реализовал - 5 побед, 6 подиумов и 20 очков преимущества над Мишелем Альборето из Феррари, который в сложившейся обстановке добился лучшего результата в своей карьере.

В 1986 по всем раскладам должен был победить кто-то из пилотов Уильямс. Но Ален Прост провел такой сезон, что он вполне заслуживал премию Нобеля. Француз боролся за каждое очко, аккуратно ложил их в копилку и оказался в выиграше. Одним из показательных этапов случился в Бельгии. Тогда Прост на первом же круге столкнулся с Бергером и поехал долгий путь за новым передним антикрылом. Вернулся он в гонку, конечно же, последним и начал продвигаться вверх.

Итак в сезоне 1986 года оставался всего один этап. Прошел он в Австралии, которая в то время принимала решающие бои в чемпионате. Но в том сезоне было что-то больше, чем бой.

Аделаида-86

В квалификации все прошло по плану. Уильямс Мэнселла опередил Макларен на 1,5 секунды и в Великобритании начали гладить флаги, чтобы выйти на празднования максимально подготовленными. В то время, когда поклонники британца остужали Эль, в паддоке трека в Аделаиде строились планы на гонку. Как оказалось, главное происходило на собрании команды Макларен. Поутру один из механиков, в соответствии с планом, случайно "проболтался" о том, что шинники из Гудиер привезли в Австралию покрышки, которые могут выдержать целую гонку. Эта дезинформация была подкреплена тем, что поставщики резины просто не хотели распространять эту новость всем командам.

Во всем мире слухи пролетают со скоростью звука - не стал исключением и тот день. В команде Уильямс получили эту информацию также, но преимущество Найджела было таковым, что ее практически проигнорировали. По правде говоря, команде действительно не было о чем беспокоиться - и на первом ряду, а Прост всего четвертый. В это время - напарник Проста,- который объявил о завершении карьеры, должен был стартовать вообще с седьмого места. Но план Денниса и команды сработал на все сто процентов.

После старта в лидеры вышел , но удержать свою позицию не давал его Лотус и вскоре лидирующую группу составили пара Уильямсов и Макларенов. А лучшим из них стал , который обошел в прямой борьбе всех (разве такое возможно в наше время?) и начал создавать отрыв. Конечно, себя винить никто не хотел и финну предрекли ранний пит-стоп. Но он на замену резины не шел и тут уже поставал вопрос: может слух оказался правдой? К середине дистанции в голове пелотона шел тот же состав. Этому не помешало даже то, что Прост поехал на замену лопнувшей покрышки, а разок развернуло, из-за чего он потерял несколько позиций. Тем не менее фавориты быстро отыгрались, а даже сподобился на обгон . Это обстоятельство не беспокоило Найджела - третьего места ему хватало с головой.

И тут грянул гром - даже целых два! На 62 круге У разрывает покрышку и он останавливается у обочины. вышел в лидеры, был за ним, но главное то, что звоночек Макларен не услышал. Найджел пролетает мимо пит-лейн и начинает следующий круг, на котором он сходит. У британца на прямой лопает покрышка и он с трудом сумел удержать машину, чтобы не врезаться в стену. Теперь Нельсон был претендентом на титул, но он шел все еще без пит-стопа. Терять бразильцу было нечего - если бы он не пошел на пит и сбавил темп, то его бы наверняка достал и обогнал Прост. А так, свернув в боксы, он мог надеяться на то, что догонит Алена. Этого не случилось.

Прост выиграл гонку с преимуществом в четыре секунды и одержал победу в чемпионате - вот такая была Формула-1 в 1986 году. Это была красивейшая борьба в чемпионате с соответствующей развязкой. Также можете припомнить борьбу и на Гран-при Венгрии - кажется, что такое сейчас невозможно. Но и на этом вся красота этого года у нас остается не раскрытой - будет рассказ о еще одном Гран-при, но уже в другом месте и главным героем будет еще один чемпион.

Прощай, Макларен!

1987 год прошел не так успешно для Алена. Пилоты Уильямс продолжили борьбу за титул, но их машины стали более стабильны - французу не по силам было к ним подобраться. И тем не менее в такой ситуации Прост добыл три победы. Первая из них случилась в Бразилии, где действующий чемпион продемонстрировал свою смекалку. Квалификация прошла для него не очень успешно - пятое место с 2-секундным отставанием от . Выходом из непростой ситуации стала отменная тактика. Ален выбрал малую прижимную силу, что придавало скорости на прямых участках, а в поворотах уменьшало износ резины.

В 1988 году у команды Макрарен совершенно не было конкурентов. Британская команда выиграла 15 из 16 гонок и определение чемпиона сводилось к командной борьбе. Ален проиграл борьбу благодаря тому, что в зачет бралось только 11 гонок. У Проста в эти лучшие гонки вошли 7 побед и 4 вторых места, а у его соперника было 8 побед и 3 вторых места. Именно эти результаты и стали определяющими. А более стабильные результата француза в остальных гонках могли мало кого утешить. В 1989 году состав команды сохранился и мир увидел следующую серию драмы.

На этот раз сила Макларена не была такой подавляющей, но вновь первые два места достались членам ее команды. Вот только победителем вышел Прост. На этот раз его стабильность ему помогла. Ввиду того, что победы стали не так часты, то в определении лучших 11-ти финишей на первый план вышли непобедные показатели. В то время, когда француз приезжал на подиумы, Айртон набирал в статистику количество сходов. Прост обеспечил себе чемпионство уже в Японии - тогда обое пилотов не набрали ни одного очка, что было на руку французу.

Герой и антигерой Маранелло

Другим итогом 1989 года для Алена стал разрыв отношений с Маклареном. Француз жаловался, что ему уделяют меньше внимания, чем , да и с самим напарником были плохие отношения. В итоге в 1990 году он сидел уже за рулем Феррари. На тот момент конюшня из Маранелло не становилась чемпионом уже десять лет и появление француза команды существенно подняло настроение болельщиков. Прост в свою очередь упорно работал на тестах и пытался приблизиться к уровню команды Макларен. Работа, проведенная в зимний период, дала о себе знать.

Первую часть сезона Прост выиграл - в восьми гонках он одержал четыре победы. Одна из этих побед была добыта в Мексике и стала одной из лучших в карьере Проста. Пилот на алой машине стартовал 13, но многое было решено уже на утренней практике в день гонки. Ален выиграл ее, показав, как умеет настраивать болид. Боевой настрой сохранился и на протяжении гонки француз обогнал всех кроме , который страдал от проблемы с покрышками и сошел. Во второй части чемпионата он начал отставать от в чемпионате, но в Японии еще сохранял шансы на чемпионство. На этот раз досрочное чемпионство добыл , который вытолкнул с трассы Проста уже на первом круге.

Следующий год стал для Алена самым тяжелым в Формуле-1. И здесь был больше психологический момент. Запаса сил в Феррари надолго не хватило и скоро стало ясно, что титул в очередной раз уплывет к конкурентам. В такой ситуации в команде возникли разногласия. Команда обвиняла Проста в провале сезона, а Ален давал все время понять, что техника желает оставлять лучшего. стало заявление боссов Феррари, где они назвали пилотом всех времен и народов... . А завершилось все перед последним Гран-при в сезоне. Команды прилетели из Японии в Австралию и у всех было время для нескольких дней отдыхов. В этот период Алену позвонил его менеджер и сообщил, что команда с ним немедленно разрывает контракт - на старт последнего этапа Прост не вышел. Еще худшим было то, что все места на следующий сезон были заняты. Последним шансом взять старт в сезоне могла быть команда Лижье, но все ограничилось февральскими тестами. Прост ушел на перерыв.

Уход на пике славы

В 1992 году блистала команда Уильямс и стал чемпионом. Соответственно, место на следующий сезон в чемпионской команде было желанным для многих. Победителем же оказался Прост, который после своего возвращения получил сразу шанс на четвертый титул. Творение Фрэнка Уильямса было безупречным. Многие даже обвинили в том, что к титулу его привезла машина, а вскоре такой же участи удостоился и Прост. Борьбу ему мог навязать только , который по-прежнему выступал за Макларен. Но прочности команде Рона Денниса хватило только на первые шесть Гран-при, а дальше они начали сдавать. Во время отсутствия конкуренции Ален выиграл подряд четыре этапа и сделал неплохой вклад в копилку.

Последняя победа из этой серии стала для француза 51-й в карьере - прежний рекорд был перебит практически вдвое. В то же время выигрыш гонки в Германии стал последним в чемпионате - за шесть оставшихся этапов побеждали конкуренты. На 14-м этапе в Португалии Прост должен был оформить очередное чемпионство. Но Гран-при начинается с того, что в пятницу "Профессор" объявил о завершении карьеры по окончанию сезона. А уже в воскресенье он легко стал четырехкратным чемпионом мира.

В середине декабря 1993 года в Париже состоялась картинговая гонка Гран-при Берси. Ален выиграл воскресную гонку и на победный тонах попрощался с любимой публикой. Но сердца болельщиков вновь заколотились, когда Прост сел за руль Макларена на тестовой сессии в Эшториле. Рон Деннис был не против посотрудничать с Аленом снова, но чуда не произошло. Решение Проста, которое он принял несколько месяцев назад, оказалось окончательным. Но француз просто покинул болид - жизнь в Формуле-1 продолжалась. Изначально он довольствовался ролью комментатора, а затем серьезно начал подумывать о создании своей команды.

Прост Гран-при

Прост поработал консультантом нескольких команд, а в 1995 году был принят на работу в спортивный отдел Рено. Ален набрался еще большего опыта и в начале 1997 года купил у команду Лижье. Пилотами команды стали японец Накано и француз Пани. Последний из них начал творить сенсации. На первом Гран-при Австралии Оливье Пани приехал пятым, а в Бразилии был уже на подиуме. Третий этап в Аргентине должен был стать пиком. Оливье стартовал третьим (впереди были лишь всемогущие Уильямсы Вильнева и Френцена), но он оказывается лучшим на трассе. После старта он потерял несколько позиций из-за контакта с (Михаель его вытолкнул на линию выезда из пит-лейн), но быстро начал подниматься наверх. На 18 круге он был уже вторым и стремительно начал приближаться к , устанавливая рекорды круга.

К несчастью, Оливье и команду подвел мотор Мюрген-Хонда. На седьмом этапе в Канаде Пани попал в аварию и сломал обе ноги - гром среди ясного неба. Он надолго выбыл из гонок и на его место пригласили Ярно Трулли, который выступал за Минарди. С его помощью болид Прост ГП таки побывал в лидерах - на Гран-при Австрии Ярно занимал первую позицию 37 кругов, но вновь подвел двигатель. По итогам сезона команда набрала 21 очко и заняла шестое место в Кубке Конструкторов. В 1998 году был подписан контракт с патриотичными двигателями Пежо и это стало началом долгого конца.

В новом сезоне место Накано занял Трулли, но моторы Пежо не давали достичь прежних результатов. За два года команда лишь изредка попадала в очковые финиши, а пиком стал Гран-при Европы 1999 года. Тогда в Нюргбургринге был удивительный подиум. Первое и третье место пилоты команды , а между ними был Ярно Трулли - подиум команд Великих чемпионов, равных которому нет. В 2000 году состав полностью изменился. Первое место занял Жан Алези, который был коллегой Проста в 1991 году, а вторым стал новичок Ник Хайфельд. Сезон омрачился огромным количеством сходом и наконец Ален Прост решился поменять двигатель. Двигатели Феррари позволили Алези три раза приехать в очковом финише, но на энтузиазме уже невозможно было держаться. В конце 2001 года команда Прост ГП прекратила свое существование.

Ален Мари Паскаль Прост (фр. Alain Marie Pascal Prost ; род. 24 февраля 1955, Сен-Шамон) - знаменитый французский автогонщик. Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира (1985, 1986, 1989, 1993). Четыре раза занимал второе место в чемпионате. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix», которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. За свой аккуратный стиль пилотажа и расчётливую гоночную стратегию получил прозвище «Профессор». В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов. В 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером, таким образом, Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей.

Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде «McLaren» Айртоном Сенной. Несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных этим соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения.

В настоящее время довольно успешно участвует в гонках Andros Trophy, и с 2014 года руководит командой Формулы-E – e.dams.

Прост родился в 24 февраля 1955 во французском городе Сен-Шамон в семье француза Андре Проста и Марии-Розы Каратчян, армянки по происхождению. Его младший брат Даниэль умер от рака в сентябре 1986 года. Несмотря на свой невысокий рост, Ален Прост был активным и атлетичным ребёнком, который с большим энтузиазмом занимался разными видами спорта, включая рестлинг, роликовые коньки и футбол. Играя в футбол, он даже несколько раз ломал себе нос. В будущем Ален думал стать инструктором гимнастики или профессиональным футболистом, но в 14 лет на семейном празднике он впервые открыл для себя картинговые гонки. И, «заболев» ими, Ален Прост прошёл весь путь от картинга до чемпионства в Формуле-1.

Ален Прост женат, у него двое сыновей и дочь. Старший сын Проста Николя также стал автогонщиком - в 2007-м году он выступал в испанском чемпионате Формулы-3 и занял по итогам сезона третью позицию.

Прост жил в своём фамильном доме в Сан-Шамоне до 1983 года. В апреле 1983-го из-за постоянных нападок в прессе и враждебного к нему отношения со стороны французских болельщиков «Формулы-1» Ален Прост с семьей переехал в Швейцарию, где и проживает до сих пор.

Карьера до Формулы-1

Спортивную карьеру начал в 1973 году с картинга. В 1975 году окончил гоночную школу Winfield, выиграл гонку выпускников, был признан «Пилотом Elf» и в качестве приза получил автомобиль для участия во французской Ф-Renault . В 1976 году выиграл чемпионат Франции в Ф-Renault (12 побед в 13 гонках). Чемпион Франции в Ф-Super Renault 1977 года (8 побед). В 1978-1979 годах выступал в Формуле-3. Чемпион Франции 1979 года, Чемпион Европы 1979 года (7 побед).

Карьера в Формуле-1

1980: McLaren-Ford

Прост дебютировал в Формуле-1 за команду «Макларен», и уже в первой своей гонке на Гран-при Аргентины заработал первое карьерное очко, финишировав шестым. «Макларен» в ту пору не был быстрой машиной, и по ходу сезона Просту удалось набрать всего 5 очков. Лучшим его результатом стало пятое место в Бразилии. По окончании дебютного сезона Прост, несмотря на имевшийся у него контракт на ещё два года с «Маклареном», заключил соглашение с заводской командой «Рено». Сам Прост по этому поводу сказал, что уходит из-за большого числа поломок машины и потому что чувствует, что в некоторых из этих поломок команда обвиняет его.

1981-1983: Renault F1

«Рено» в те годы позиционировала себя как национальная французская команда. Французские мотор, шасси, шины (Michelin), масло (Elf) и, конечно же, пилоты. Молодой и перспективный французский гонщик, коим являлся Прост, был для «Рено» как нельзя кстати. Его партнером стал Рене Арну, проводивший в Формуле-1 свой третий сезон.

Кроме того, «Рено» первой из всех «конюшен» Формулы-1 стала использовать турбомоторы, чьё преимущество в мощности было весьма значительным. Однако слабой стороной «Рено» в те годы всегда оставалась надёжность, и многочисленные сходы пилотов этой команды из-за проблем с техникой стали притчей во языцех для всего формульного паддока. В 1981-м Прост сумел финишировать лишь шесть раз, но при этом каждый раз на подиуме. Одно третье место, два вторых и три победы, в том числе дебютная на домашнем Гран-при Франции в Дижоне. По итогам сезона Прост занял в чемпионате 5-е место, лишь семь очков уступив чемпиону Нельсону Пике.

Сезон 1982 года начался для Алена Проста победой на Гран-При Южной Африки. Затем он финишировал третьим в Бразилии, но после дисквалификации Пике и Росберга Прост поднялся на высшую ступень пьедестала. Однако развить свой успех Просту не удалось - за весь оставшийся сезон француз лишь дважды сумел вновь оказаться на подиуме. Оба раза это происходило на его домашних трассах - на Гран-при Швейцарии, проходившем в Дижоне, Прост уступил Росбергу, а на Гран-при Франции в Ле-Кастелле - своему партнеру Рене Арну.

Это был первый дубль команды Рено, но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось - два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнер сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришёл вторым.

На Гран-при Германии во время последней тренировочной сессии под дождём произошло столкновение между Простом и лидером чемпионата Дидье Пирони на Феррари. В результате аварии соотечественник Проста получил тяжелейшие травмы и вынужден был закончить карьеру гонщика. Говорят, именно этот эпизод сильно повлиял на Алена, после чего француз стал больше задумываться о безопасности езды и о расчётливости, что в конце концов и сформировало академичный стиль вождения Профессора Проста.

Сезон 1982 года Ален Прост завершил 4-м, вновь не так далеко от чемпиона. Кеке Росбергу француз проиграл всего 10 очков. Но уже в 1983-м Прост имел все шансы выиграть чемпионат. Напряжённая тестовая работа, проделанная Простом для «Рено» в межсезонье, дала свои плоды - надёжность машины стала значительно выше. А взятый вторым пилотом американец Эдди Чивер (это был первый в «Рено» гонщик не француз) нисколько не посягал на статус Алена Проста как первого пилота. В 1983-м «Рено» с Аленом Простом впервые всерьёз боролось за личный и командный зачёт, рассматриваясь при этом как главный фаворит сезона. Но и тут их ждало разочарование. Хотя после Гран-при Австрии одержавший 4 победы в сезоне Прост за 4 этапа до конца чемпионата имел весьма солидный задел от перешедшего в «Феррари» Арну, другого пилота «Феррари» Патрика Тамбэ и Нельсона Пике за рулём «Брэбема», но два схода Проста в Нидерландах и Италии позволили его соперникам максимально приблизиться к нему. Перед Гран-при Южной Африки, последней гонкой сезона, Прост все ещё возглавлял общий зачёт, опережая Пике и Арну на 2 и 8 очков соответственно. Но в Кьялами француза подвел турбопривод, и осторожному Пике хватило финиша на третьей позиции, чтоб выиграть вторую чемпионскую корону. Прост отстал в чемпионате на 2 очка и занял второе место. Кубок конструкторов ушёл в «Феррари». Ален Прост был выставлен своей командой в роли козла отпущения. В «Рено» разом забыли весь тот огромный вклад, который внёс Прост в развитие команды, и уже через два дня после гонки расторгли с ним контракт. По другой версии, машина финишировавшего третьим Пике имела очевидные нарушения технического регламента. Команде Рено необходимо было подать протест по этому поводу в FIA. Но французская команда не хотела, чтобы чемпионский титул достался ей таким способом и протест подавать не стала. Это так же стало причиной разногласий Проста с руководством команды. Из-за начавшейся травли Прост вместе с семьёй даже переехал из Франции в Швейцарию. А на сезон 1984 года он подписал контракт с «Маклареном».

1984-1987: McLaren-TAG

Сезон 1984 года Прост начал с победы на Гран-при Бразилии. Та победа многое изменила для него - она остановила нападки на гонщика в прессе, но самое главное: французская публика изменила отношение к Просту после той гонки. В «МакЛарене» Прост нашёл, наконец, дружественную, но предельно профессиональную обстановку, которой ему так не хватало в «Рено». Партнером Проста стал Ники Лауда, двукратный чемпион мира. При том, что Ален Прост вчистую обыгрывал своего партнёра в квалификации, в чемпионате Ники набрал большее количество очков за счёт стабильности. Прост выиграл семь Гран-при, Лауда - пять. Тем не менее в общем зачёте Лауда опередил Проста. Чтоб стать чемпионом, Алену не хватило всего пол-очка. Этот разрыв между первым и вторым местом в чемпионате до сей поры остается рекордно минимальным. Всё опять решалось в последней гонке сезона - на Гран-при Португалии в Эшториле. Второе место Лауды в итоговом протоколе гарантировало ему титул. Тем не менее, после квалификации шансы Проста выглядели предпочтительнее. Он делил первый ряд стартового поля с Нельсоном Пике, тогда как Лауда квалифицировался лишь одиннадцатым. В гонке Прост довольно скоро вышел в лидеры, но Лауда был всё ещё далек от заветного второго места. Австриец сумел прорваться на третью позицию, показав по ходу гонки лучший круг, однако расстояние до идущего вторым Мэнселла на «Лотусе» оставалось слишком большим. Всё шло к тому, что Ален Прост выиграет свой первый чемпионат, но за 18 кругов до финиша Мэнселл ошибся и вылетел с трассы. Чемпионом стал Ники Лауда.

В 1985-м году Прост становится чемпионом мира. На этот раз он разгромил своего партнёра Лауду, весь сезон испытывавшего проблемы с техникой. Главным соперником француза в тот год стал Микеле Альборето на Феррари. Одно время итальянский пилот даже лидировал в общем зачёте, но пять подряд сходов в пяти последних гонках сезона не оставили ему шансов. На Гран-при Сан-Марино Прост был дисквалифицирован и лишён победы из-за того, что его болид, доехавший гонку на последних каплях горючего, оказался чуть легче, чем это положено по регламенту.

За спортивные достижения Алену Просту в 1985-м году был вручён Орден Почётного легиона.

В 1986-м году Ален Прост стал первым гонщиком со времён Джека Брэбема, кому удалось отстоять свой титул. Сделать это было совсем непросто - фаворитами сезона считались Мэнселл и Пике на «Уильямсах» с лучшим формульным мотором «Хонда». Ещё одним соперником Проста в 1986-м стал Айртон Сенна на «Лотусе». Но несмотря на отчаянную борьбу молодого бразильца, выжимавшего из своей машины всё возможное, на последнем в сезоне Гран-при Австралии он мог претендовать лишь на второе место в общем зачёте. А за чемпионской короной гнались Мэнселл, Пике и Прост.

Мэнселл, опережавший Проста на 6 очков, а Пике на 7, имел все шансы для того, чтоб завоевать титул. Ему достаточно было финишировать третьим. А учитывая, что уже на первых тренировках в Аделаиде он на своём «Уильямсе» показал лучшее время, опередив всех, кроме Пике и Айртона Сенны, более чем на полторы секунды, становилось понятно, что ничего кроме схода с дистанции не помешает ему завоевать чемпионское звание. Но «Уильямс» в том сезоне демонстрировал потрясающую надёжность - Мэнселл всего дважды сходил из-за проблем с техникой, и надежда на то, что эти проблемы снова возникнут была призрачной.

На Гран-при Австралии 1986 года, «Макларен» распустил слух о новых сверхпрочных покрышках «Goodyear», якобы выдерживающих всю гонку без замены. Партнёр Проста Кеке Росберг тем временем заявил, что решил не помогать французу бороться за титул, а достойно провести свою последнюю гонку и отметить её победой. На самом же деле никаких новых шин не существовало и в помине. А Росберг, которого выпустили на полупустых баках, должен был помочь Просту загнать пилотов «Уильямс»

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все ещё лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост ещё приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» - и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы. Пит-стоп Пике длился 8,38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двукратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

В 1987-м году, одержав 28-ю в карьере победу, Прост побил рекорд Джеки Стюарта и на долгие годы стал рекордсменом по числу побед на Гран-при. Особенной стала его победа на Гран-при Бразилии, где из-за нестандартных настроек болида он сумел уменьшить износ шин и сделал на одну остановку в боксах меньше, чем его соперники Пике и Сенна. Это и позволило ему склонить чашу весов в свою пользу и одержать победу. Тем не менее, в 1987-м Просту лишь на отдельных Гран-при удалось навязывать борьбу «Уильямсам». По итогам сезона Прост стал лишь четвёртым, уступив к тому же и Айртону Сенне, на чьём «Лотусе» теперь тоже стоял двигатель «Хонда». А чемпиону Нельсону Пике Прост уступил 30 очков.

1988-1989: McLaren-Honda

В 1988-м году для «Макларена» началась новая эпоха. Команда обзавелась лучшим мотором Формулы-1 - «Хондой». Вместе с «Хондой» в команде появляется один из протеже японцев - Айртон Сенна, которого сам Ален Прост называл «совершенным гонщиком», «лучшим даже, чем Лауда». «Макларен-Хонда» выиграл четыре чемпионата из пяти, в которых принимал участие и первенствовал на 44-х Гран-при. Самым успешным из этих сезонов стал 1988-й год, когда «Макларен» одержал пятнадцать побед и лишь в Монце не сумел победить из-за двойного схода своих пилотов. Этот рекорд удалось превзойти лишь 26 лет спустя - в сезоне-2014 гонщики Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг смогли выиграть 16 гонок из 19. Прост выиграл семь Гран-при, ещё семь раз становился вторым и по итогам сезона набрал на 11 очков больше Сенны. Но зачтённых ему по действовавшему тогда лимиту одиннадцати лучших результатов семи побед и четырёх вторых мест против восьми побед и трёх вторых мест бразильца оказалось недостаточно для завоевания титула. Чемпионом стал Сенна.

Прост взял реванш на следующий год. В плане чистой скорости он уступал Сенне, но за счёт более стабильных выступлений именно Прост возглавил чемпионат. На этот раз «Макларен» уже не так сильно превосходил конкурентов, и стабильность, сыгравшая против Алена в 1988-м, в сезоне 1989 года оказалась как нельзя кстати.

По ходу этого сезона, точнее после Имолы 1989 года, у Проста испортились отношения с Сенной. К тому же, бразильцу явно симпатизировали мотористы «Хонды» и глава команды Рон Деннис.

Одержав свою последнюю победу за «Макларен» на Гран-при Италии, Прост демонстративно выбросил победный кубок в толпу тиффози. Отношения с командой, где он проводил уже седьмой свой сезон, были окончательно испорчены. Показательный пример - после Гран-при Японии, где Сенну за постороннюю помощь исключили из итогового протокола гонки, в результате чего Прост стал трёхкратным чемпионом мира, шеф «Макларена» Рон Деннис подал протест в FIA, оспаривая дисквалификацию бразильца.

1990-1991: Ferrari

Сезон 1990 года Прост начинал с «Феррари». Последний раз самая знаменитая команда Формулы-1 сражалась за титул в 1985-м, когда Микеле Альборето проиграл Просту. С той поры дела у итальянской «конюшни» шли не слишком хорошо, и ничего кроме побед в отдельных Гран-при «красным жеребцам» из Маранелло добиться не удавалось.

В 1990-м всё изменилось. И в этом была большая заслуга Алена Проста, проделавшего для «Феррари» огромную тестовую работу. «Макларен» по-прежнему оставался фаворитом, его двигатель «Хонда» по-прежнему был самым мощным в чемпионате, но и на этот раз главным соперником Сенны в чемпионате остался Прост. Со старта лидерство в чемпионате захватил Сенна. Но Прост не сидел сложа руки и, одержав три подряд победы, опередил Сенну в личном зачёте. Особенно красивой стала победа Проста в Мексике. В квалификации француз показал всего лишь тринадцатое время, на warm-up он снова был тринадцатым. Но в гонке он одного за одним опередил Наннини, Де Чезариса, Мартини, Уорика, Донелли, Алези, Бергера, Патрезе, Бутсена, Пике, Мэнселла и, наконец, за девять кругов до финиша обогнал лидировавшего Сенну. Справедливости ради стоит отметить, что Сенна испытывал проблемы со своими покрышками и через три круга вообще сошёл с дистанции. Однако это нисколько не умаляет заслуг Проста, одержавшего великолепную победу.

«Медвежью услугу» оказал Просту его партнёр Мэнселл на Гран-при Португалии. Квалификацию пилоты «Феррари» откатали просто блестяще, и впервые в сезоне заняли первый стартовый ряд. Но на старте Мэнселл допустил ошибку, сместившись в сторону Проста и чуть не впечатав того в отбойник. Заминкой «Феррари» не преминули воспользоваться Сенна и Бергер, которые тут же вышли на первое и второе место. И если Мэнселл потом все-таки сумел опередить «Макларены» и выиграть гонку, то Прост финишировал лишь третьим, уступив Сенне. Именно те несколько очков, отвоёванные Сенной у Проста в Португалии, и позволили бразильцу на следующем Гран-при с лёгким сердцем совершить «таран века» в первом повороте на Судзуке и стать двукратным чемпионом мира.

Сезон 1991 года стал для Проста сплошным разочарованием. Команда не сумела подготовить к сезону 1991 года новую машину, пришлось начать сезон на старой модели. Среди руководства «Феррари» отсутствовало согласие, что вызывало справедливую критику в его адрес со стороны Проста. В результате в середине сезона все пошло кувырком. Машина не ехала, начальство ругалось (в результате нашли «виноватого» - был уволен спортивный директор Чезаре Фьорио), из-за новых разборок с Сенной Прост заработал условную дисквалификацию на одну гонку. Впервые со времени своего дебюта в 1980-м француз не выиграл ни одного Гран-при в сезоне. Лучшим его результатами стали три вторых места, в том числе - на домашней трассе Маньи-кур. Чемпионат он завершил на пятом месте. А «Феррари», не ограничиваясь одним «виноватым», перед последней гонкой сезона разорвала контракт с французом, придравшись к тому, что Прост в сердцах публично обозвал свой гоночный болид «грузовиком». Причём, сделано это было уже тогда, когда все ведущие команды заключили контракты с пилотами на следующий год. Вот как откомментировали произошедшее в Вири-Шатийон:

1993: Williams-Renault

Перед сезоном 1992-го года Прост принял участие в тестах команды «Лижье», что породило множество слухов о том, что в наступающем сезоне он выступит за рулём их болида Ligier JS 37 . Но дальше тестов дело не пошло, и в 1992-м году Прост отдыхал от гонок, работая телекомментатором французского канала TF1. По ходу этого сезона он вёл переговоры с «Уильямсом» о контракте на будущий год. Устной договорённости с Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом Прост достиг уже летом, а в сентябре был заключён официальный контракт. Тогдашний первый пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл узнав, что его ожидает партнёрство с Простом, поспешил объявить об окончании формульной карьеры и перешёл в американскую серию CART. На освободившееся место сразу стал претендовать Айртон Сенна. Но в контракте Проста имелся пункт, который выторговал для себя француз - Сенны вместе с ним быть не должно. В итоге партнёром Проста по команде стал Деймон Хилл. А Сенна остался в «Макларене» и, несмотря на преимущество команды «Уильямс», умудрился на старте сезона опередить Проста в общем зачёте.

Начало чемпионата у Проста не задалось. После победы в Кьялами Ален ошибся и сошёл в Бразилии, а на Гран-при Европы был только лишь третьим, целый круг проиграв одержавшему свою самую блистательную победу Сенне. Ещё одно разочарование ожидало его в Монако, когда судьи засчитали французу фальстарт: вместо первого его ожидало лишь четвёртое место и вновь круг отставания от Сенны. И хотя Прост, нисколько не опустив рук, уже к лету методично ликвидировал отрыв, созданный Сенной, коллекционируя победы одну за одной, злопыхатели продолжали говорить, что серия француза из четырёх первых мест - это заслуга блистательного Williams FW15 , в то время как ответственность за неудачи лежит прежде всего на пилоте. Но Ален давно привык не обращать внимания на подобные голоса. Свою последнюю, 51-ю , победу Прост одержал на Гран-при Германии. Этот рекорд продержался 8 лет, пока в 2001-м Проста не превзошёл Михаэль Шумахер. Создав значительный задел от своих соперников, Прост мог позволить себе немного расслабиться. В Португалии он спокойно финишировал вторым следом за Шумахером, а в Японии и Австралии не слишком-то атаковал лидировавшего Сенну. И всё равно с семью победами на Гран-при, тринадцатью поулами и шестью быстрыми кругами Прост досрочно выиграл чемпионат, на 26 очков опередив Сенну и на 30 Хилла. Став четырёхкратным чемпионом мира, Ален Прост объявил о том, что в предстоящем 1994-м году он не станет защищать свой титул и по окончании текущего сезона завершит гоночную карьеру.

Ален Прост - фото

"Для того, чтобы выигрывать, мой мотор не нужен. Нужен Прост. И тогда побеждать будет даже "Минарди". Б.Дюдо - создатель мотора "Рено"


Родившийся в Сен-Шамоне недалеко от французского Лиона 24 февраля 1955 года, Алан Прост в школьные годы был подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза можно было почти круглосуточно застать на картодроме. В 1973 году он поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звезда, выиграв наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз "Volant Elf".

1975 год.

В сезоне 76-го года Прост начинает выступать в "Formula Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял сезон. Прост проехал 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и выиграл 12 этапов. С такими результатами Прост вышел в чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.

В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки "Формулы-3" в Монако, открывавшей уик-энд "Формулы-1", а потом и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным стратегом - в отличие от большинства своих французских коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но нестабильных и ненадежных. Пирони тоже был быстр, но непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен турбонаддувом. Лаффит - еще один победитель "Гран-при Монако" "Формулы-3" - провел слишком много времени в расслабляющей безнадежности "Лижье".

В возрасте двадцати четырех лет Прост подписал контракт с командой "Макларен", которой руководил Тед Майер и дальше все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия настоящих успехов, но она позволила ему избавиться от клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике FW07. Это был экстраординарный результат для гонщика, раньше не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он видел впервые в жизни.

1980 год.

До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном Гордоном Колпаком МЗО. Прост был шестым в Зандвурте, потом потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил свой первый сезон в "Формуле-1", набрав 5 очков, на пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с Фиттипальди, но впереди Шектера и Андретти. "Макларен" был готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял решение перейти в "Рено". Эта команда в то время была обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее поставленной цели", - говорил Прост, -я оставил "Макларен", потому что они не ставили перед собой задачу выиграть чемпионат. Какой смысл работать в команде как сумасшедшему, чтобы только держать машину в равновесии и приезжать на финиш четырнадцатым?"

"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР третьим. Прост добился победы в Рио, но затем пошла полоса неприятностей. В Лонг-Бич, где машина шла, догруженная водным балластом (поскольку в команде думали, что она легче допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако снова оставила его без очков, н лишь в Брэндс-Хэтче ему досталось случайное шестое место.

На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на "Феррари" финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну спровоцировал национальный скандал, выиграв у Проста. Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту, дабы поддержать шансы последнего на чемпионский титул. В паддоке после гонки возле моторхоумов "Рено" можно было наблюдать совершенно детские сцены, которые, возможно, и спровоцировали уход Арну в "Феррари" в конце сезона.

Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон Пике (Brabham).

Взять хороший старт с турбо-мотором было очень трудно. Часто машина вдруг застывала на месте, что и случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли Уотсон, Прост и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и Прост выводит красно-белый McLaren на второе место. Пике все же не сдавался, пока не выбыл из гонок, чему причиной стал начавшийся дождь, а Проста впереди ждали венок и шампанское. Четвертое место в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое же место в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено>" снова, как и года назад, стал третьим.

Уже тогда Прост был женат и жил с женой Анне-Мари в Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из Швейцарии они переехали только когда Прост достиг вершины своей карьеры.

Тем временем руководство команды теряло терпение в ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать настойчивое давление. Оба были в свое время неплохими гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и знали, что от них требуется. Однако они не могли заставить автомобиль функционировать одинаково здорово на скоростных трассах - где он мог показывать выдающиеся результаты, и на медленных - типа Монако и Детройта. Даже Прост начал проявлять недовольство. К этому времени время "Рено" начал снабжать своими могучими моторами сначала "Лотус", а потом и "Лижье".

1982 год. Рио.

Прост принял на себя основную нагрузку испытателя, когда "Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с требованиями последнего технического регламента, утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем". Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из карболовых композитов Прост выиграл гонку на "Пол Ришаре", где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за Тамбэ, потом третьим в Монако. Здесь "Рено" имели полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие влияние нового технического регламента, и хотя другие команды довольно быстро опротестовали новинку, она была признана допустимой.

Пара финишировала на первом и третьем местах на вновь перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран

При Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом мира. Несмотря за обидное поражение, Прост, в интервью сказал: "Я не хочу делать из этого драму. Первенство важно, но оно не повлияет на мою жизнь. Пройдет месяц или два и все забудется".

Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную машину и шансы на следующий сезон он бросил команду "Renault-Elf" и перешел в "Макларен".

В "Макларен" ему удалось занять место Уотсона, неудачно попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем "ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный сезон - в хорошем темпе выигрышей добивались то Прост, то его товарище по команде. Все казалось хорошо еще в середине сезона, но в общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей всего в пол-очка.

Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две важные для поклонников Проста вещи: он хотел стать чемпионом и "Макларен" все еще в отличной форме. Альборетто потерял лидерство после старта, уступив место агрессивному финскому гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл из гонок, а через некоторое время из красного "Феррари" Альборетто стали вырываться языки пламени. Прост сделал свой ход, как всегда, тщательно обдумав. На 18-м круге он уже был впереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии под проливным дождем машина Проста вылетела с трассы. В Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того, как в моторе кончился бензин. Этот этап все же выиграл Элио де Анжелис, так как результат Проста аннулировали из-за недостаточного веса машины.

Монако. 1985 год.

В Монако Прост и Альборетто опять вели машины бок о бок. Альборетто показал, чего можно добиться на хорошей машине даже на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари" врежется в ограждение, но опытный гонщик умело выводил ее из сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере драгоценного времени, и Прост снова был на финише первым. Альборетто все же удалось взять свое в Канаде и Детройте.

Во Франции выиграл Пике. Прост выиграл в Англии, и снова его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Прост лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл Альборетто, а в Австрии снова Прост. По количеству очков Алан был все-таки впереди Альборетто, и когда в Италии он пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в чемпионате снова вернулось к Просту.

Очередной этап сезона 85-го - Гран При Европы проводился в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как "Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества по сравнению с другими командами, как раньше. На этот раз за победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей - Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста тоже была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто настолько увеличился, что можно было больше не сомневаться в абсолютной победе в этом сезоне. Прост стал чемпионом мира.

В следующем, 1986 году, 26 октября сразу трое - Мэнселл, Пике и Прост, прибыли на последнюю гонку имея шанс выиграть чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было просто приехать шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану Просту нужна была победа. Накануне был пущен слух, что фирма "Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла резину, не требующую замены даже в Австралийскую жару. Рон Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг рванулся вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Прост ушел со старта в конце первой десятки. Правда, потом он вышел на четвертое место, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и кинулся за Росбергом. И тут Прост сменил резину. Механики возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что судьба гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать. Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене резины, но получил приказ продолжать гонку. И тут с трассы вылетел Росберг. Мэнселл - лидер. Но, в зеркале заднего вида он видит... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и вцепился в хвост Мэнселлу. Короткая борьба и Прост - лидер. Через несколько минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и лишь чудо помогло избежать серьезной аварии. Пике, окончательно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но было уже поздно. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер в двухстах метрах после финиша с пустым баком. Красивая победа в красивой гонке.

1986 год.

Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" совершенно изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но Сенна оказался очень серьезным противником и угрозой Просту в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось - в 88-м году чемпионом стал Сенна. За этот сезон Прост набрал 105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет чемпионата вошли 90. Такова была система подсчета очков.

Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1" статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и Прост вместе выступали за "Макларен" и вдвоем одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14 дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Прост вновь принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в "Феррари". Двум медведям стало тесно в одной берлоге.

McLaren-Honda MP4/4, 1988.

В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку. Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед стартом, к жур

алистам, снова повторил: "Я выиграю". И сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен, Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и "Феррари" Проста. Алан остался вторым.

Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.

Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину, освободившуюся после ухода Мэнселла. Дуэль двух великих пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой линии стартового поля и 39 раз поднимались вместе на подиум. И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.

"Вильямс" 1993 год.

Тот сезон оказался последним для француза в статусе действующего пилота, но карьера Проста не могла так закончится.

7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было мало радости. Прост уходил из "Формулы-1", казалось - навсегда. Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.

Он всегда был любимчиком во Франции. И уж кому создавать национальную команду, как не ему. А идея эта витала в воздухе очень давно. Французский мотор, французское шасси. Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда "Лижье".

Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он участвовал в гонках "Формулы-1", а потом стал конструктором спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на Ligier JS7, впоследствии ставший пресс - секретарем команды. Всего за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при, побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз устанавливали лучшее время на круге. Самое большое достижение - 2 место в Кубке Конструкторов 1980 года.

В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено" довольно успешно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том Уокиншоу правил бал, а двигатель сменили на "Мюген Хонду". Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996 года Уокиншоу ушел из команды.

На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся команде важную и единственную в сезоне победу. Но это событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе продать "Лижье", и в 1997 году у команды появился новый хозяин.

Об переходе команды под руководство Алана Проста было заявлено 14 февраля 1997 года. Почти сразу случилась путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке значилось старое название команды: "Equipe Ligier Gauloises Blondes". А Прост настаивал на названии "Prost Grand Prix". В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997" значилось "Prost Gauloises Blondes".

Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты молодой команды знаменитого Проста показали, что с ними стоит считаться. А второй этап принес команде первый подиум. И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге "Гран-при Канады", в результате которой основной пилот команды надолго выбыл из соревнований, итоговое место команды в чемпионате наверняка было бы гораздо выше. Да и надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла желать лучшего - 7 гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а команда заняла итоговое 6 место в кубке конструкторов, набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста сменила мотор "Mugen-Honda" на более надежный и мощный французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.

Ярно Трулли и Алан Прост. 1998 год.

К сожалению успехи быстро закончились. Как это обычно бывает, после очередных нововведений ФИА, ситуация в чемпионате резко изменилась. Команда попала в глубокий кризис. При разработке машины были допущены серьезные ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы очень тяжело. Результат оказался неутешительным - команда набрала лишь одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры, вложившие много денег в национальную французскую команду хотели видеть ее в числе победителей, но увы.

50-й чемпионат мира должен был дать ответ на серьезный вопрос - быть или не быть команде. Спонсоры вовсе не собирались вкладывать свои деньги без реальной отдачи, и если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться большей части бюджета.

Но чуда не произошло. В середине сезона стали поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно разорвать контракт с командой. Заявил о своем желании покинуть команду Оливье Панис, а контракт Трулли был составлен таким образом, что итальянец мог разорвать его досрочно, в случае если команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99 команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными очками.

Жан Алези в первый раз за рулем болида "Прост". Херес. Декабрь 1999.

Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости и опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были причины. Мотор "Пежо" команда получила очень поздно и пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой скорости говорить не приходилось - машина в первой половине чемпионата могла проехать в гонке лишь несколько кругов - сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего прочего мотор получился еще и откровенно слабым, по ходу сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата, а к концу года стало ясно, что команда лишилась почти всего, что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises" и "Peugeot", а под конец сезона появилась информация о том, что Алан Прост собирается продать свою команду. В последний момент все вроде бы наладилось, но окончательно все расставит на свои места снова будущий сезон... Уже который год мы с надеждой смотрим на эту команду, веры в чудо почти не осталось.

Имя Алена Проста известно во всем мире, как одного из самых первоклассных автогонщиков. Он тринадцать раз принимал участие в чемпионатах Формулы-1, четыре раза становился чемпионом мира, столько же раз занимал второе место.

За свой аккуратный стиль пилотажа и расчётливую гоночную стратегию Прост получил прозвище «Профессор» . В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов.

Ален Прост родился в 24 февраля 1955 в французском городе Сен-Шамон в семье француза Андре Проста и армянки Марии-Розы Каратчян.

С самого детства Ален был активным ребенком, любил кататься на коньках и роликах, играл в футбол и увлекался мотоциклами.

Первый раз Ален сел за руль автомобиля в 14 лет, когда с родителями поехал на каникулы в город Сент-Этьен, этот момент сильно повилял на мальчика, он безумно влюбился в машины и скорость.

Спортивная карьера Проста началась в 1973 году, когда он поступил в гоночную школу Winfield , которую блестяще окончил в 1975 году, выиграв гонку выпускников. В 1976 году Ален подписал первый контракт с командой Renault и уже в первом сезоне стал чемпионом Франции, получив в качестве приза автомобиль F - Renault .

Четыре года спустя, в 1977 году Ален Прост впервые принял участие в гонках Формулы-1 в составе команды «Макларен» . Но вскоре Прост принимает решение перейти в команду «Рено» , по причине того, что в «Макларене» ему не удавалось проявить себя полностью. Сам Прост по этому поводу сказал, что уходит из-за большого числа поломок машины и потому что чувствует, что в некоторых из этих поломок команда обвиняет его.

В 1981 Прост сумел финишировать лишь шесть раз, но при этом каждый раз на подиуме. Одно третье место, два вторых и три победы, в том числе дебютная, на домашнем Гран-при Франции в Дижоне. По итогам сезона Прост занял пятое место в чемпионате, лишь на семь очков уступив чемпиону Нельсону Пике.
Сезон 1982 года начался для Алена Проста победой на Гран При Южной Африки. Затем он финишировал третьим в Бразилии, но после дисквалификации Пике и Росберга. Прост поднялся на высшую ступень пьедестала. Однако развить свой успех Просту не удалось - за весь оставшийся сезон француз лишь дважды сумел вновь оказаться на подиуме. Оба раза это происходило на его домашних трассах - на Гран-при Швейцарии. Прост уступил Росбергу, а на Гран-при Франции в Ле-Кастелле - своему партнеру Рене Арну.

После ряда блестящих выступлений и побед, в 1958 году «Профессор» Прост впервые становится чемпионом мира. В 1986 году Ален Прост стал первым гонщиком со времен Джека Брэбэма, кому удалось отстоять свой титул и Прост повторно стал чемпионом мира. За свою карьеру Просту удалось стать чемпионом еще два раза - в 1989 и 1993.

7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников радости было мало. Прост уходил из Формулы-1 .

По окончании карьеры автогонщика, он создал собственную команду «Prost Grand Prix» , которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

«Через три месяца после того, как я возглавил команду, мы показывали хорошие результаты, едва не выиграли гонку, но членам семьи и друзьям я говорил, что проект не выживет. Я слишком хорошо знал Формулу -1 и свою страну. Если когда-то я и ошибался, то именно тогда. Мне не стоило этого делать» , - говорил Прост.

О своем армянском происхождении Прост заявлял неоднократно. В 2007 году известному автогонщику была вручена награда «Армянский Сезар» , которая считается высшей наградой представителям армянской общины Франции.

«Моя мама армянка, практически все детство мы провели у дедушки, который рассказывал нам разные истории об Армении. Когда тебе всего 10 лет - это всего лишь истории. Ты начинаешь осознавать их смысл позже. Сегодня эти истории являются неотъемлемой часть моей жизни. Я не разговариваю по -армянски, но я армянин и это главное ».

Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в , , , годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix », которая просуществовала с по год, так и не добившись существенных результатов.

Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. За свой аккуратный стиль пилотажа получил прозвище «Профессор». В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов. В 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером , таким образом, Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей .

Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде «McLaren » Айртоном Сенной . Несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных этим соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения.

В настоящее время довольно успешно участвует в гонках Andros Trophy.

Биографические данные

Это был первый дубль команды Рено , но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось - два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнер сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришел вторым.

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все ещё лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост ещё приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» - и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. И всё понявший Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы.

Так гласит легенда. А дальше остаётся статистика. Пит-стоп Пике длился 8.38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двукратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

Одним из самых серьёзных соперников для Проста стал его партнёр по «Рено» Рене Арну . Хотя в 1981-м Прост опередил его по набранным очкам в четыре раза, но постоянные сходы болидов «Рено» из-за технических поломок едва ли отражают реальное состояние дел. В квалификациях чаще первенствовал Арну - в 1981-м он имел 4 поула при 2-х у Проста, но так и не смог выиграть ни одного Гран-при из-за сходов. В следующем сезоне они с Простом имели по 5 поулов и 2 победы. Арну отстал от Проста всего на 6 очков при том, что по ходу сезона проигрывал почти 30.

Карьеры их после этого сложились по-разному. Арну выиграл ещё четыре гонки, а Прост - четыре чемпионата. Но при этом борьба между ними на трассе всегда была корректной - даже в 1983-м, когда Арну выступал за Феррари и сражался с Простом за титул. Впоследствии, Арну отзывался о Просте, как о фантастическом гонщике , хотя и предпочитал в своих интервью не затрагивать тему их отношений .

Но самым серьёзным соперником Алена Проста был Айртон Сенна .

Год Напарник Очки Проста Очки напарника
Джон Уотсон 5 6
Рене Арну 43 11
Рене Арну 34 28
Эдди Чивер 57 22
Ники Лауда 71.5 72
Ники Лауда 73 (76) 14
Кеке Росберг 72 (74) 22
Стефан Йоханссон 46 30
Айртон Сенна 87 (105) 90 (94)
Айртон Сенна 76 (81) 60
Найджел Мэнселл 71 (73) 37
Жан Алези 34 21
Деймон Хилл 99 69

Соперничество с Айртоном Сенной

Первым эпизодом в их взаимной борьбе стал Гран-при Монако 1984 года . Выступавший на «Макларене» Прост боролся с Лаудой за чемпионский титул. Айртон Сенна проводил лишь дебютный сезон на слабом «Тоулмэн-Харт» и ни на что толком не претендовал. В квалификации Прост показал первое время, тогда как Сенна был лишь тринадцатым. Гонка началась под сильным проливным дождём, и Прост вёл свой «Макларен» очень осторожно, стараясь не рисковать. Гнать изо всех сил под дождём в Монако всегда было чревато вылетами и авариями - в тот день это хорошо ощутил на себе Мэнселл, который обогнал Проста на 9 м круге и впервые в карьере возглавил гонку. Но уже на 15-м круге будущий «британский лев» расколотил свой «Лотус» в повороте «Казино», и Прост снова возглавил заезд. Вылетел и разбил свой «Макларен» главный соперник Проста - Ники Лауда. Неожиданно для всех главными соперниками Проста в гонке стали пилоты команд-аутсайдеров Айртон Сенна и Штефан Беллоф . Блестяще пилотируя под дождём свои болиды, они с каждым кругом приближались к осторожному Просту. Наконец на 32-м круге главный судья гонки бельгиец Жаки Икс распорядился вывесить красные флаги. Гонка была остановлена, и её победителем по результату 31-го круга признан Прост. Сенне не хватило 4-5 кругов, чтоб догнать француза.

Впоследствии Прост так отзывался об этой ситуации:

Да, Айртон обиделся на меня тогда. Хотя я тоже предпочел бы, чтобы гонка продлилась ещё три круга: при таком раскладе мы бы проехали 75% дистанции. И пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году (на финише сезона Лауду и Проста разделили 0,5 очка )... Однако, думаю: если бы ту гонку выиграл любой другой гонщик, Айртона устроило бы второе место, и без того являвшееся лучшим его результатом на тот момент. Но так как речь шла обо мне, для него всё было по-другому, Я был тогда на вершине Формулы-1, а он всегда стремился быть выше, чем сама вершина .

Следующие три сезона Сенна провёл в «Лотусе».

После окончания карьеры

«Прост Гран При» 1997-2002

Достижения в F-1

Результаты гонок

Year Team 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Команда Место Очки
МакЛарен АРГ
6
БРА
5
ЮЖН
DNS
СОЕ
DNP
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
6
ГЕР
11
АВТ
7
НИД
6
ИТА
7
КАН
Сход
СОЕ
DNS
МакЛарен 16 5
Рено СОЕ
Сход
БРА
Сход
АРГ
3
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ИСП
Сход
ФРА
1
ВЕЛ
Сход
ГЕР
2
АВТ
Сход
НИД
1
ИТА
1
КАН
Сход
ЛВГ
2
Рено 5 43
Рено ЮЖН
1
БРА
1
СОЕ
Сход
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
7
СОЕ
NC
КАН
Сход
НИД
Сход
ВЕЛ
6
ФРА
2
ГЕР
Сход
АВТ
8
ШВА
2
ИТА
Сход
ЛВГ
4
Рено 4 34
Рено БРА
7
СОЕ
11
ФРА
1
САН
2
МОН
3
БЕЛ
1
СОЕ
8
КАН
5
ВЕЛ
1
ГЕР
4
АВТ
1
НИД
Сход
ИТА
Сход
ЕВР
2
ЮЖН
Сход
Рено 2 57


  • Разделы сайта