Алексей Solo Березин: «У меня всегда была мечта добиться успехов в киберспорте

Заняв второе место на заглянувшем в Киев «мейджоре», Virtus.pro выставила новую планку для команд из СНГ. До этого им еще не удавалось так близко подобраться к победе во втором по значимости турнире по . Такое выступление трудно назвать неудачным, однако капитан «медведей» Алексей Solo Березин придерживается на этот счет другого мнения.

Алексей Березин

«С точки зрения результата, второе место - это неплохо, - пояснил Алексей, которого наш звонок застал в родном Новороссийске. - Но для меня лично второе место - это поражение, провал».

Навигатор игрового мира: Нам показалось, что победа в полуфинале далась Virtus.pro легче, чем вы сами того ожидали. Это не расслабило перед решающей встречей?

Алексей Березин: Полуфинальный матч действительно выдался простым, особенно в сравнении с четвертьфиналом против Team VGj. Мы были хорошо готовы, отработали тактики. Что до финала, то там, наверное, все-таки перенервничали, поэтому так плохо и сыграли.

НИМ: Не так уж и плохо. Борьба была очень упорной...

А.Б.: Для нас это плохо, мы должны были без борьбы разбираться.

НИМ: В свое время ты говорил, что на подготовку к матчу влияет множество факторов, непосредственно с игрой не связанных. Например, выспался ты или нет. Было что-то такое, что помешало в финале?

А.Б.: Мне кажется, нет. Каждый опытный игрок в «Доту» может создавать для себя на турнире оптимальные условия. И наше состояние было плюс/минус оптимальным. К матчу мы подошли в хорошей форме, а вот в самой игре уже возникли определенные проблемы.

НИМ: На турнире Virtus.pro очень хорошо принимали, и это вам определенно помогло. Но если бы «мейджор» проходил не в Киеве, а в каком-нибудь очередном Бостоне - смогли бы дойти до финала?

А.Б.: Очень тяжело прогнозировать результаты. Посмотрите на киевский турнир - многие фавориты споткнулись в первом раунде. Те же «сикреты» (Team Secret - прим. ред.) заняли первое место в группе, но сразу же проиграли бразильцам. Поэтому я не возьмусь сказать, каким был бы результат, если бы мы играли в другом месте. Но это не отменяет того факта, что мы хорошо подготовились и были уверены в своих силах.

НИМ: В Бостоне вы попали на турнир через квалификацию вместе с Ad Finem. Чего тогда не хватило, чтобы, как и грекам, дойти до финала?

А.Б.: Обратная картина - были не очень уверены в себе. Накануне бостонского «мэйджора» мы хорошо сыграли в Лос-Анджелесе, на «саммите», но это очень специфический турнир. Он проходит в частном особняке, все участники спокойно друг с другом общаются, в перерывах между матчами играют в видеоигры - словом, атмосфера там домашняя. Кроме того, на «саммите» мы показали много своих сильных стратегий, чего делать не надо было. Дали возможность соперникам изучить нас, подготовиться. В Киеве мы уже играли по-другому.

НИМ: Твой партнер по команде Lil сказал: «Единственная причина, по которой VP могут не выиграть «мейджор», это потому что им нужно выиграть The International 2017 (главный турнир года по Dota 2 - прим. ред.)»...

А.Б.: Если ты выигрываешь «мейджор», то к тебе определенным образом готовятся, определенное давление создается. Не было еще команды, которая бы выиграла «мейджор» и потом смогла победить на «интернейшенле». Поэтому все шутят, что, если ты выиграл «мейджор», то победы на главном турнире тебе не видать. А если занял второе место, то все возможно.

НИМ: До перехода в Virtus.pro, ты успешно играл за Vega Squadron. Помнишь, какая была твоя реакция, когда позвали в новую команду?

А.Б.: Да, отлично помню. На тот момент мы неудачно отыграли квалификацию на «интернейшенл», и я для себя решил, что если поступит хорошее предложение от сильной команды, тем более с перспективой выбрать состав под себя, то я приму его. Так и получилось. Когда Антон Черепенников (совладелец холдинга ESforce - прим. ред.) предложил мне собрать команду, я над ответом долго не думал.

НИМ: Когда ты собирал состав, тебе сказали, что сиюминутных побед не ждут - главное построить коллектив. Можно считать, что сейчас эта задача решена?

А.Б.: Становление коллектива в «Доте» - это что-то размытое. У всех команд по-разному. Кто-то становится друзьями, кто-то относится к игре исключительно как к работе. Да, стояла задача сделать крепкую команду, которая будет стабильно выступать. Основная мысль, которой я следовал, - не стоит делать замен в начале пути. Если у нас возникают проблемы, нужно решать их своими силами. Мы знали, что это мы на это способны. Но так получилось, что почти сразу начали хорошо играть. Да, был небольшой спад в конце декабря - в начале января, но он теперь позади. Что до задач, которые перед нами стоят сейчас, то это успешное выступление на главных турнирах, на «мейджорах» и «интернейшенале». Ну, и еще на «эпицентре» в июне надо будет очень достойно сыграть.

НИМ: Ты сказал, что в каких-то командах игроки становятся друзьями, в каких-то отношения строго рабочие. Как обстоят дела у Virtus.pro?

А.Б.: Когда мы не участвуем в турнирах и не тренируемся, то общаемся мало. Пока нельзя сказать, что мы друзья, что отмечаем праздники вместе, ездим друг к другу в гости. Но когда собираемся на нашей базе в Краснодаре, то регулярно всей командой выбираемся в кино или в футбол вот играем. И отношения у нас хорошие.

НИМ: В футболе за кого-нибудь болеешь?

А.Б.: Я занимался футболом в юности в течение лет где-то десяти. Может, чуть больше, может, чуть меньше. Но в последние годы матчи почти не смотрю, только если попадаю случайно на трансляции Лиги чемпионов. Не могу сказать, что за кого-то переживаю.

«Буду играть в «Доту» еще максимум пару лет»

НИМ: В Новороссийске тебя часто узнают на улицах?

А.Б.: Бывает такое. Подходят взять автограф, сфотографироваться.

НИМ: Странные просьбы были?

А.Б.: Иногда просят свозить на какой-нибудь на турнир.

НИМ: В Сиэтл на The International?

А.Б.: В Сиэтл самому бы пока добраться. Но надеюсь, что после Киева, если продолжим хорошо играть, нам дадут инвайт и не придется проходить квалификацию.

НИМ: В одном из интервью ты говорил, что главная проблема наших команд - отсутствие дисциплины, игра на инстинктах. Приходилось сталкиваться с этим в Virtus.pro?

А.Б.: Наверное, нет. Если какие-то признаки появляются, то мы пытаемся сразу с подобным бороться. Все должно быть подчинено единой идее. Во время матча все должны слушать одного человека, чтобы было как можно меньше случайных действий. Очень помогло то, что два месяца назад у нас появился тренер - Иван «ArtStyle» Антонов. Это очень важно, когда есть человек, которого все уважают. В ситуации, когда сами игроки по какому-то вопросу договориться не могут, Иван помогает уладить споры. Я не знаю в СНГ других команд, у которых был бы тренер. Это связано, наверное, с тем, что таких специалистов сейчас очень мало - то есть это должен быть игрок с именем, который либо завершил карьеру, либо находится без команды.

Кроме того, в коллективе, помимо тренера, должен быть возрастной, опытный игрок, который бы вел остальных за собой. В нашем случае это я, и для успеха нужно, чтобы ребята были согласны с моим пониманием «Доты». Если я что-то говорю, они это делают.

НИМ: У нас только с тренерами проблема или с хорошими игроками тоже?

А.Б.: Игроков-то как раз много, причем с высоким рейтингом. «Доту» любят.

НИМ: Почему Dota 2 в СНГ популярнее, чем League of Legends?

А.Б.: «Дота» была безумно популярна с самого момента появления, еще с карт для , которые назывались «три коридора». В компьютерных клубах только в нее и рубились. игра более простая, и если твое знакомство с жанром МОBA началось с «Доты», то LoL как-то не зайдет. По крайней мере, я так вижу.

НИМ: В одном из интервью ты говорил, что тебе не нравятся токсичные игроки в пабликах. Как с этой проблемой можно бороться?

А.Б.: Решить ее очень сложно. В случае с высокоуровневыми игроками помочь можно только создание особой лиги с дивизионами. Чтобы люди понимали, что они теряют, проявляя свою токсичность. Например, если даже очень сильный игрок начинает себя таким вот образом вести, то его переводят из первого дивизиона, в котором только 100 человек со всего региона выступают, во второй или даже в третий. Должна быть какая-то мотивация. Пока все сходит с рук, вряд ли кто-то будет меняться. Это только с возрастом проходит.

НИМ: Кстати, о возрасте. Пару лет назад ты говорил, что для киберспортсмена 27 лет - потолок. В этом году тебе исполнится 27. Это и в самом деле потолок?

А.Б.: Вообще-то да. Я планирую поиграть в «Доту» еще максимум пару лет. Есть много примеров, когда уже возрастные игроки завоевывали свои главные титулы в возрасте 27 лет или около того. Тот же Fear. До перехода в Evil Geniuses у него карьера шла не очень. И еще важно, в какой роли ты выступаешь. Если ты возрастной игрок, то можешь быть полезен для команды как капитан, как человек, который разрабатывает стратегии. Я вижу свое место в нашей команде, и думаю, что пару лет еще справлюсь.

НИМ: Раньше ты играл мидера, а потом стал саппортом. Этот переход не связан с возрастом?

А.Б.: Нет. Саппортом я играл еще в «Веге». Мидером у меня тоже неплохо получалось, но это такая позиция, где нужно очень много практики. К тому же мне показалось, что я смогу легче попасть в команду, если сменю роль, потому что хороших саппортов было мало. О решении не жалею, оно оказалось правильным. На саппортах мне играть комфортнее.

НИМ: Раньше твой ник был SoloLineAbuse. Он ведь как раз и появился, потому что ты играл на миде, верно?

А.Б.: Да. У меня неплохо получалось, отсюда и выбор. Слово abuse («злоупотребление» в переводе на русский - прим. ред.) было тогда популярным. Но потом решил ник сократить, сделать более лаконичным. К тому же старый вариант написан с ошибкой, потому что в то время я не понимал разницу между словами line и lane.

НИМ: Dota 2 отнимает много сил. Есть что-то такое, на что ты бы хотел тратить больше времени, если бы оно у тебя было?

А.Б.: Мне кажется, если грамотно наладить распорядок дня, то свободное время появится. Я провожу время с семьей и друзьями, мы куда-то выбираемся, ездим отдыхать. Не могу сказать, что в моей жизни нет ничего кроме «Доты».

Очень часто в киберспорте слышны разговоры о необходимости развития игроками своего медиа образа. Что касается Вас, Алексей Березин - игрок и Алексей Березин в жизни - это два разных человека?

Это два разных человека. Не скажу, чтобы они очень сильно отличались друг от друга, но всё-таки - это разные люди. По поводу медиа: могу сказать, что очень много игроков этим не занимаются, потому что не планируют связывать с этой сферой свою дальнейшую жизнь. Зачастую, хотят просто заработать на призовых, а потом куда-то инвестировать. А есть те, кто просто не любят камеры. Я вот, например, тоже не очень развиваю свою «медийку», не могу сказать, что как-то особо над ней работаю.

Но при этом на любом киберспортивном сайте можно наткнуться на комментарий по типу: «Я Virtus.pro не люблю, но за Solo болею». Как удалось стать любимым игроком всего русскоязычного дота сообщества?

Мне кажется, что на это повлияли мои стримы. Раньше, когда у меня не было удачных результатов на соревновательной сцене, я много времени уделял именно стримам, постоянно общался со зрителями - я думаю, им нравился такой формат.

- «Мы не будем рабами» - прекрасный 2014, помню такое. Есть ностальгия по тем временам?

Да. В то время я действительно получал от этого удовольствие. Потом, когда это уже начало становиться рутиной, мне перестало это нравиться. Потому что, когда ты стримишь много, почти каждый день, как будто это твоя работа, ты уже не можешь всё время выдавать качественный контент, качественные шутки. Но когда-то в будущем я, возможно, вернусь к стримам.

Ну, и нельзя тогда не спросить: самая большая сумма, что прилетала во время трансляций от одного зрителя?

100 тысяч рублей.

Воу, крутые фанаты. А что самое странное делали поклонники?

Ой, да абсолютно разное бывает: странные сообщения, бывает, ждут под домом, иногда в супермаркете за мной ходят. Много всего…

В ТЦ за покупками, значит, идти не вариант?

Нет, ну, иногда удается без происшествий, и даже останусь незамеченным, но в большинстве случаев кто-то обязательно узнает.

Как к такому сейчас относитесь?

Спокойно.

К слову, про спокойствие. Если посмотреть на матчи VP, то в кадре Solo - всегда само спокойствие и хладнокровие. Когда последний раз брала настоящая злость в игре?

Вчера, в матче с FlyToMoon.

А вне игры?

Сегодня. Возможно, со стороны это не очень видно, но я частенько испытываю сильные эмоции…


Были ли моменты в карьере, когда хотелось плюнуть на всё и уйти из киберспорта, например, в бизнес?

Нет. Я никогда о таком не думал. Я всегда любил играть в Доту, мне нравилось играть в команде. У меня всегда была мечта добиться успехов в этой сфере. Даже в самые трудные и тяжелые времена эта мечта меня никогда не покидала, и я всегда за ней следовал.

Как проводите свободное время?

По-разному. Если дома, то с семьей, друзьями, могу с собакой пойти погулять где-нибудь, к родственникам съездить. Если в Москве с командой, то можем вместе сходить на квест, в кино или на картинге покататься, в футбол поиграть.

Кстати, про футбол. Вы же увлекались им в своё время. Сейчас следите за спортом?

Практически нет. На самом деле, как бы это ни звучало, времени не так много, чтобы серьёзно уделять его чему-то ещё.

А если представить абстрактно, что есть шанс обменять карьеру киберспортсмена на карьеру успешного нападающего в условном Спартаке, согласились бы?

Не-не-не.

Ну, если бы можно было сохраниться, чтобы попробовать, получить определённые эмоции, посмотреть изнутри, каково это… Но пока у меня есть определённая цель. Если я её добьюсь, то посмотрим, может быть, я и на что-то другое направлю свои силы.

Цель - победа на The International?

Конечно!

Надеюсь, в этом году?

Ну, хотелось бы чтобы в этом, конечно, но если не получится, то… Нет, всё-таки надеюсь, что этот The International!

Было бы отлично. Чуть более полугода назад Вы уходили в небольшой отпуск. Сколько продержались без Доты?

Мы с женой ездили в Таиланд встречать Новый год, вот там я вообще не играл.

И сколько это по времени?

Где-то пару недель. А потом вернулся - и сразу на буткемп, а там уже снова сел за Доту.

Удаётся ли получать ещё удовольствие от самой игры или она превратилась в рутину?

Нет, рутины нет. Сейчас просто получаешь эмоции от других вещей в игре: от каких-то командных действий, крупных побед, красивых моментов в игре. Когда был моложе и меньше играл в Доту, то получал удовольствие непосредственно от игры - зашёл в игру и уже кайфуешь! А сейчас просто нужна какая-то изюминка, что-то особенное, специальный момент, который принесёт положительные эмоции и радость.

Когда была последняя подобная запомнившееся «изюминка»?

Вчера. Мы выиграли у Mineski, хотя очень тяжелая игры была. И в ней, в конце, нам удалось очень хорошо сыграть. Несмотря на то, что вчера после этого мы проиграли FlyToMoon, я пришёл домой и почитал комментарии к этой игре с Mineski, и зарядился положительными эмоциями - оказывается, я ещё что-то могу (смеётся).

О прогнозах, конечно говорить не будем, но как обстоят дела с ментальной уверенностью в себе у команды перед The International?

Мы сделаем всё что в наших силах, чтобы настроиться на нужный лад, и подойти к The International в оптимальном состоянии души и тела, и с подготовленными стратегиями. Одним словом, сделаем всё что можем.

Позавчера утром стало известно, что команда Quantic не сможет приехать в Киев на LAN-финал очередного сезона SLTV StarSeries , а ее место займет известный российский коллектив Rox.KIS . Особенного удивления у следящих за ходом турнира это не вызвало - лидеры первого этапа часто испытывают проблемы с финансами. Но то, что в составе «роксов» на турнире будет выступать небезызвестный Алексей "Solo" Березин, безусловно, привлекло внимание коммьнити. Организаторы престижного европейского турнира сообщили об этом утром 8 октября, подчеркнув, что с недавнего времени Solo официально разбанен на турнирах, которые проводит StarladderTV и его партнеры. Теперь нам остается лишь вспоминать об этой шумной истории со счастливым концом - в этой статье мы поделимся фактами о скандале и припомним, как развивалась одна из самых удивительных историй на российской сцене.

Алексей Solo Березин

Как многие помнят, все началось 14 июня, в последний день онлайн-части SLTV Starseries Season 6 . В заключительном матче зрителей ждала, прямо скажем, не самая интересная схватка - аутсайдеры турнира zRage должны были попытаться использовать свой последний шанс на продолжение борьбы в высшем дивизионе StarladderTV . Шанс выкарабкаться со дня турнирной таблицы был явно не из лучших - в соперники zRage в заключительный день судьба предоставила ICCup и Rox.KIS . Мотивация соперников, правда, была минимальна - на финал в Киев обе команды в любом случае (или не в любом - об этом ниже) не попадали.

Однако первый же матч дня погрузил российскую команду в уныние - zRage проиграли ICCup со счетом 3-16 менее чем за 20 минут, показав откровенно слабую игру. После матча jotM написал в чат "gg disband)" , что подразумевало предрекаемый многими специалистами развал команды. Это не было шуткой - уже после The International 3 , в новом сезоне популярного европейского кубка, он представлял команду Poseidon . Да и другие яркие игроки, Sharfik и Inkvizitor , не остались без команды, выступив за европейский коллектив AsperA . Но тогда последний матч команда должна была доиграть. Внезапно, игра против RoX.KIS пошла неожиданно легче - Solo и его тиммейты очень много ошибались, позволяя соперникам выходить вперед. У многих создавалось впечатление, что команда боялась выиграть: после надежды на возрождение интриги Rox.KIS отдавали несколько фрагов и спокойно играли дальше. От зоркого глаза опытного комментатора Романа CaspeRRR’а Лепехина это не укрылось - всю игру он и молодой GodHunt, мягко говоря, упрекали Rox.KIS за непозволительно плохую игру. Ее, кстати, в конце концов выиграли zRage , набрали 12 очков и обезопасили себя от вылета, а Solo и компания разместились на седьмой строчке в турнирной таблице.

Финальный скрин игры zRage против RoX.KIS

Сразу после завершения матча, как позже упомянет руководство SLTV , организаторы турнира получили сообщение от букмекерской компании egamingbets . Букмекеры указывали на подозрительно большое число ставок на аутсайдера, а также выловили ту самую ставку Solo в размере $100 . Чуть позже
Виталий "v1lat" Волочай, давая комментарии по поводу скандала, укажет, что таких ставок было несколько, причем данные поступали от различных букмекерских контор. Впрочем, администрация SLTV тогда решила закрыть на это глаза - а за отсутствием фактов закроем их и мы с Вами. А тогда уже через час поклонников российской команды уже ждал пресс-релиз StarladderTV с леденящим душу итогом: дисквалификация команды Rox.KIS со всех турниров SLTV на год, три года «отдыха» для каждого из игроков команды, исключая Solo - он был дисквалифицирован пожизненно без права на обжалование решения. Фанаты команды, естественно, пытались оправдать своего кумира, но большинство из них вскоре поняли - доказательства предоставлены были неопровержимые. Вскоре и сам игрок вину признал - это, по официальной версии, и привело к повторному рассмотрению вердикта.

Как оказалось, обжаловать вердикт менеджмент Rox.KIS все же смог - жесткое решение организаторов турнира, к удивлению фанатов, было заменено минимальным. В итоге Алексей Березин получил бан на год, а команде даже разрешили участвовать в Starseries следующего сезона без снятия очков. Забавный факт: руководство команды аргументировало повторное рассмотрение дела недостаточной доказательной базой, о чем упоминается в обновленной новости на starladder.tv , но при этом замена наказания была аргументирована раскаянием Solo. Отметим, что достаточно трудно определенно заявить о справедливости или несправедливости принятого судейским комитетом решения, равно как и о том, каким способом были добыты смягчающие санкции - слухов и мыслей у простых пользователей на этот счет, как всегда, много. Кроме вышесказанного, правда, команде не разрешили участвовать в стыковых играх за право поехать на LAN-финал турнира. Матчи эти должны были состояться между Rox.KIS, 4FC и ICCup по следующей причине - от поездки в Киев отказались сразу несколько команд, получивших слот, а эти три команды набрали равное количество баллов. Более того, если бы Rox.KIS набрали бы три очка за победу в том самом матче против zRage , на финал в Украину в любом случае отправились бы они. Победителем же в украинско-шведском противостоянии вышли ICCup , которые лишь в последний день смогли догнать в таблице Rox.KIS и 4FC , победив в заключительном матче против... zRage. Болельщики, мы уверены, еще долго будут вспоминать это и гадать, пожалел ли о потерянном слоте Solo и его команда.

Доказательства вывода выигранных средств на верифицированный кошелек Rox.KIS.Solo

Впрочем, основной бедой для Rox.KIS стало вовсе не наказание от SLTV , а проблемы, вызванные внезапной потерей важнейшего игрока. Почти сразу после бана капитана, Rox.KIS покинул
Андрей ‘Dread’ Голубев. Сначала именитый игрок взял месячный отпуск, а после объявил о приостановлении карьеры игрока и сосредоточился на стримах. На очередном SLTV Dread все же появился - правда, в роли комментатора, а не игрока. Чуть позже команду покинул Иван ‘VANSKOR’ Скороход, а перед первым матчем на Starladder стало известно, что команда вновь не укомплектована - пути Rox.KIS и Максима ‘TpoH’ Верникова тоже разошлись. Отвлечемся от темы и рассмотрим назревший вопрос - неужели после отмены дисквалификации Алексей попал в совершенно другую команду? Как ни странно, нет. Nexus и Sedoy за месяц не только успели сыграться с новыми тиммейтами в матчах с командами высшей категории (звучит как упрек ребятам из Virtus.Pro ), но и отработали тактику с Solo в неофициальных играх. Впрочем, официальные игры от паба немного отличаются, а потому в Киеве ребятам будет непросто.

Отмотаем время немного назад - интересно, чтобы было, если бы подобная история произошла с командой посреди игрового сезона? Возможно, Rox.KIS действительно крупно повезло: за то время, пока все были увлечены главным турниром года, времени обдумать ситуацию и продумать дальнейшие действия у менеджеров Rox.KIS было достаточно. Команде в разобранном состоянии не пришлось участвовать в турнирах, а ведь плохие результаты наверняка могли подорвать и без того стремящийся ко дну командный дух. Но дисквалификация Solo прошла почти незаметно: в августе, до и во время The International, Алексей походил на обычного игрока, который вместе с командой пропускает основной старт сезона - стримы, отдых и прочие атрибуты прилагались. Тот спад, которому способствал уход из команды сразу трех игроков из пяти, остался для увлеченного матчами в Сиэттле коммьюнити почти не заметным, а для Rox.KIS - безболезненным в плане официальных матчей и турниров.

Изображение игрока на обложке журнала Forbes - один из сотен возникших в июле мемов

Но вернемся к старту сезона. Две отработанные в профессиональных командах ( Nexus и Sedoy вместе перешли в Rox.KIS из CDCD ) пары сумели составить новый костяк команды, который дополнил новый стендин команды Android . Rox.KIS довольно тяжело начали турнир, проиграв в первой половине сентября три матча из пяти. И если проишрыш в матче сKaipi команде можно простить, то поражения от Next.kz и Fnatic для Rox.KIS как для претендентов на попадание в Киев оказались явно лишними. Еще одно поражение от Power Rangers отрезвило игроков - хороший настрой позволил парням из Rox.KIS выиграть пять матчей подряд, в том числе и против основных соперниковQuantic . Впрочем, даже это не позволило команде подняться на четвертое место, а поражения от трех основных конкурентов, казалось бы, похоронили шансы команд на LAN-финал .

Ближе к завершению первого этапа турнира снова припомнили Solo - припомнили по нескольким причинам. К примеру, запись на стене фан-группы игрока ВКонтакте утверждала, что с 18 сентября Алексей вернется в профессиональную доту. В конце сентября стало ясно, что долгожданный «час икс» все ближе: Березин стал тренироваться со своей командой, а комментатор StarladderTV v1lat опубликовал в своем сообществе опрос по теме снятия дисквалификации. Как и следовало ожидать, значительное количество пользователей проголосовало за разбан Solo после завершения седьмого сезона Starseries . Однако не стоит утверждать, что мнение зрителей коренным образом повлияло на точку зрения руководителей проекта SLTV : наверняка многое было решено до того. После такого информационного «бума» сомневающихся в досрочном снятии бана стало совсем мало. Окончательные сомнения развеяли сами RoX.KIS - вместе с основными игроками команды Алексей Березин выиграл еженедельный любительский турнир от ICCup и продолжил тренировки. Многие также уверены, что
Standin.Sol[A] , выступавший за RoX.KIS на прошлой неделе и Алексей "Solo" Березин - это один и тот же человек, но официального подтверждения от игроков или менеджмента команды, естественно, так и не поступило.

Несколько дней назад StarladderTV официально анонсировали разбан игрока RoX.KIS . Помочь своей команде, как было упомянуто выше, он сможет уже сегодня на LAN-финале престижнейшего турнира СНГ. 11 октября, в первый соревновательный день (в первом матче RoX.KIS будут противостоять чемпионы мира Alliance ), мы увидим, как сказался перерыв на игре капитана команды и как изменится стратегия RoX.KIS в целом. Будем надеяться, мы вновь увидим одну из лучших в Европе команд, а российским болельщикам будет еще за кого поболеть.

Объемное интервью с самым опытным и харизматичным капитаном российской Дота-сцены

Отправить

Групповой этап крупнейшего турнира по Dota 2 The International 2017, или TI7, как его сокращенно называют, стартовал в Сиэтле 2 августа. Постсоветское пространство там главным образом представит команда Virtus.Pro (на Empire надежды мало, а Hellraisers, будем честны, это солянка из европейцев), и букмекеры нескромно ставят наших ребят на вторую строчку, сразу за американскими злыми гениями Evil Geniuses, одной из самых опытных команд. К главному событию года ребята из VP готовились основательно. Мы уже показали вам экскурсию по их буткемпу, а теперь пришло время побеседовать с капитаном команды - Алексеем ‘Solo’ Березиным. Если нет возможности или желания смотреть видео, читайте текстовую версию чуть ниже!


Недавно Virtus.Pro продлила контракт с вашим составом аж до конца 2018 года. Надо полагать, что организация уверена в ваших силах. Расскажи, как из не самых сильных в прошлом дотеров образовался такой сплоченный и, главное, результативный коллектив.

История состава у нас не самая необычная: как всегда в Доте заканчивается сезон и начинается глобальный решафл (процесс перехода игроков - прим. ред) . В 2016 году у меня появилась возможность собрать команду из тех людей, которых я хочу - Антон, директор Virtus.Pro , лично мне это доверил. Я начал смотреть много реплеев, чтобы подобрать сбалансированную команду как по игровым, так и по ментальным качествам, собрал фидбэк о каждом из ребят. С Пашей (9pasha ) и Вовой (No[o]ne ) мы вместе играли в Vega Squadron , поэтому в них я был уверен, а по поводу Ромы (RAMZES666 ) и Ильи (Lil ) я общался с многими людьми, спрашивал, как они себя вели в команде, какие их личные качества, как они себя проявляли, и смотрел много записей их игр. Из всего многообразия игроков, которых я мог позвать в команду, я выбрал именно их, чему очень рад.

«Собрал команду из тех, кого хотел»

Насколько важны личностные качества? Если игрок явно сделает команду сильнее, но при этом немного токсичен, готов ли ты пойти на компромисс?

Дота уже развилась до того состояния, что уровень игры очень высокий, и многие игроки могут стабильно и сильно отыгрывать. Для меня личные качества важны, может, даже в большей степени, потому что мы очень много времени проводим вместе, очень много спорных моментов, которые надо разбирать, очень много вещей нужно спокойно доносить друг до друга, очень много нервных ситуаций. И если человек не очень устойчив и токсичен - он будет плохо влиять на команду, каким бы хорошим игроком он ни был. Всем нам надо стараться совершенствоваться в этом плане.

- Основные решения принимаются демократическим путем или все-таки капитан имеет за собой последнее слово?

Что касается жизни команды, у нас все-таки более демократический способ принятия решений. Но в игре, конечно, нужен человек, который может взять инициативу на себя и принять какое-то решение. В большинстве случаев это я, но также мне помогает Рома, примерно где-то 70 на 30. И когда решение принято, то команда должна выполнять его вместе. После игры можно все обсудить, разобрать, поспорить, но в игре, когда какое-то решения принято, все ему подчиняются.

- Насколько вообще капризны бывают киберспортсмены?

Бывает по-разному. Лично я прошел долгий путь и видел в киберспорте все. Начинал я в команде с зарплатой пять тысяч рублей, и когда мы приезжали на турнир, условия были очень далеки от того, что мы имеем сейчас. И время было другое, и инвестиции в киберспорт были другие, и возможности другие. Приходилось в разных условиях бывать, поэтому я очень рад тому, что имею сейчас.

«Начинал в команде с зарплатой 5 000 рублей»

- А что касается молодых?

Молодые ребята ничего этого не видели и немного воспринимают все как должное. Они тоже, конечно, очень довольны тем, что у нас есть, но они не чувствуют разницы. В целом, все что надо для тренировок и игры у нас есть, и каких-то неприятных моментов уже не бывает, все всегда окей.

Расскажи о работе с АртСтайлом. Как быстро он вернул себе форму после пары лет вне киберпсорта, и что изменилось с его приходом в команду в качестве тренера?

На самом деле он не играл всего где-то полгода или, может быть, год. И все это время он продолжал следить за сценой, играть персонально, тренироваться. В первую очередь мы пригласили Ивана, потому что у него огромный опыт: он выиграл первый International и побывал на большом количестве турниров, всегда считался сильным капитаном, лидером, и те вещи, которые он принес в команду, нам уже очень помогли. В первую очередь это мнение извне. Если мы начинаем разбирать какую-то ситуацию командой, впятером, и появляются разногласия, очень важно, чтобы был человек, мнение которого все уважают и ценят, чтобы он мог сказать: «Парни, давайте делать вот так!», и все говорят «окей». Ваня выступает в роли этого человека, плюс он неплохо помогает в каких-то психологических моментах - много общается с молодыми, можно сказать, как психолог.

«Очень важно, чтобы был человек, мнение которого все уважают и ценят»


На «Саммите» вы знатно всех удивили своими пиками - «Виртус Про Челленджем», как его назвали позже. Это была домашняя заготовка или спонтанное решение всей команды?

Когда мы смотрели реплеи после первых трех карт, заметили, что взяли 15 разных героев. Это произошло случайно, нецеленаправленно. После этого приняли решение, что почему бы не попробовать продолжать не повторять героев.

- А на тренировках когда-то отрабатывали подобное?

На тренировках мы отрабатываем многое, но конкретно это - нет. Это была импровизация, и она у нас получилась, потому что изначально все были за и хотели попробовать. Все-таки уровень важности турнира был не такой, как International: это другой титул, абсолютно другие призовые и можно было себе позволить этот эксперимент.

Кстати, говоря об International. Наверное, каждый дотер мечтает когда-нибудь прийти к тому, что хотя бы попасть на него. Как настрой?

Настрой боевой! Мы приехали на буткемп седьмого числа, здесь мы уже три недели находимся, какое-то время на подготовку у нас будет еще в Сиэтле: групповой этап начинается второго числа, так что у нас будет три дня, чтобы прийти в себя. Ну, и групповой этап это все-таки не плей-офф, еще можно как-то раскачиваться, следить за соперниками, подглядывать какие-то стратегии, готовить что-то новое… В общем, в моральном плане мы готовы на сто процентов, а в плане игры мы еще наверстаем.

- Акклиматизация обычно тяжело проходит или все уже привыкли к такому рабочему темпу?

На самом деле, тут не предугадать - каждый раз по разному. У меня джетлаг был пару раз всего, а в Америке я был уже раз шесть. Вещь очень индивидуальная. К тому же, где-то дней десять у нас режим почти «сиэтловский», живем по сиэтловскому времени - днем спим, ночью тренируемся. Если в самолете удастся по максимуму поспать, то все должно быть отлично.

А что насчет тебя лично? Ведь несмотря на то, что ты один из самых опытных игроков СНГ, на International попал в основную сетку впервые. Есть какой-то мандраж?

Пока нет. Мне кажется, когда приеду туда и когда осознаю, что происходит, особенно перед плей-офф, может появится некоторый мандраж, но я себя давно научил в игре не быть подверженным каким-то нервам. Я даже на никнеймы соперников в принципе не смотрю. Все, что в игре, происходит довольно спокойно, взвешенно, но до игры или даже после могу позволить себе понервничать.

«В игре даже на никнеймы соперников не смотрю»

- Ты уже пару раз обмолвился про плей-офф, я так понимаю сомнений в том, что вы выйдете из группы, у вас нет?

Нет, конечно. (скромно улыбается)

В прошлом ты показывал себя как весьма талантливого мидера, но на поздних этапах карьеры переквалифицировался в саппорта. Почему так вышло?

Да, я очень много сил вложил в тренировки на миде, долгое время это была моя главная роль. Но, к сожалению, с командой ROX.KIS мы потерпели поражение на отборочных четвертого International, совсем чуть-чуть не дотянули, и я решил, что хочу постараться в следующем сезоне попасть в команду выше уровнем. На тот момент в СНГ это были Team Empire и Na’Vi , где были очень сильные и крепкие мидеры, и на их место я бы вряд ли попал даже при хорошей игре. Я принял решение, что надо менять роль на ту, где можно вносить как можно больше импакта с точки зрения опыта, делиться своими мыслями, выстраивать игру. К тому же толковых и сильных саппортов было не так много, поэтому решил переучиться, чтобы были хорошие шансы попасть в сильную команду.

«Решил сменить роль на саппорта, чтобы попасть в команду выше уровнем»

- Сложно переучиваться? Сколько времени это занимает у опытного игрока?

Когда люди играют матчмейкинг, тренируются, бывает удается поиграть на разных ролях. Если чувствуешь себя комфортно, уверенно, то и перейти на эту роль несложно. Есть люди, которые тренируют только свою позицию, у них переход займет гораздо большее время. Я играл много на саппорте, поэтому мне это далось буквально за месяц.

А нет такой практики, что спортсмены специально тренируют разные позиции, чтобы лучше понимать партнеров или уметь ставить себя на место соперника?

Сейчас уже нет - Дота стала максимально профессиональной, каждый в основном отрабатывает именно свою командную роль, и о смене позиций в сильных командах я уже давно ничего не слышал. Каждый должен выполнять свою функцию, и понимание ролей приходит именно на командных тренировках. Ты всегда можешь сесть с тиммейтом, объяснить, почему ты действуешь определенным образом, и как стоит действовать ему, чтобы максимально продуктивно стоять вместе линию, например.

Представим такую картину: посреди ночи тебе звонит IceFrog и говорит, что изменит одну любую вещь в Доте на твой выбор. Что бы это было?

Тут надо подумать. В целом, мне очень нравится то, как Айсфрог сбалансировал Доту, его нововведения. С выходом патча 7.0.0 Дота реально вышла на новый уровень: появились шрайны, таланты. Сейчас очень хорошая эпоха в Доте, мне все нравится.

- То есть чего-то такого, что постоянно сидит и свербит, нет?

Нет, сейчас Дота довольно хорошо сбалансирована.

- А в матчмейкинге ничего бы не хотел изменить?

Это да, у меня очень много идей, как можно было бы улучшить матчмейкинг, но это очень глобальные вещи. Что для про-игрока будет хорошо, для обычного дотера - плохо. В Доте средний MMR - примерно 2500. Если переделывать матчмейкинг, добавить кучу функций, уменьшить разброс по MMR, то это будет полезно тысяче про-дотеров во всем мире, они будут играть, грубо говоря, между собой. Но это пагубно скажется… хотите чтобы я перечислил все функции, которые я бы добавил? (хитро хихикает)

- Нет, настолько подробно не надо, но почему это будет минусом для всех остальных?

Ну, то, что я бы поменял, мне кажется, не очень бы понравилось простым юзерам. Я бы сделал дивизионы, лиги, про-игроки играли бы между собой, и туда, мне кажется, было бы очень сложно попасть. Плюс надо вводить более жесткую систему наказаний, потому что очень большое количество людей в коммьюнити реально токсичные и очень мешают процессу развития, процессу игры. Когда-то у нас были хорошие лиги по Доте, но как правило они живут месяц, а потом теряется интерес: сначала есть пул хороших, сильных, манерных игроков, которые играют между собой, а потом кто-то приводит знакомого, тот еще одного, двоих, троих… и все ломается на этом этапе.

Пару лет назад ты женился. Семейная жизнь не мешает увлечению Дотой? Изменилось ли твое отношение к карьере? Не бывает ли конфликта интересов?

На самом деле нет. На тот момент, когда я попал в свою первую команду, мы жили с моей нынешней женой вместе, кажется, около двух лет, поэтому она всегда была рядом во время моего становления как профессионального игрока. Она понимала, на что идет, что я много времени отдаю Доте, и это была огромная радость для нас, как для семьи, когда это стало стабильной и перспективной работой. В плане того, что подолгу не бываю дома - да, но это издержки нашей деятельности. Мы почти как моряки: месяц-два можем дома не бывать, но что поделать, все уже привыкли.

- Почему «сказочный»?

Потому что это был не турнир, не соревнование, не спорт, а какое-то шоу, причем сделанное очень слабо. Не хочу обидеть организаторов, но было абсолютно невозможно играть. Солнце светило через окна в глаза, какие-то задержки, проблемы с интернетом, плюс отвратительные жилищные условия… Не будем о плохом.

- Можешь отметить самый приятный момент в карьере игрока?

Самый приятный момент, думаю, происходит сейчас. А если говорить о том, когда я почувствовал себя немножко счастливым, это случилось со мной еще в Vega Squadron, потому что я за свой долгий путь наконец нашел близких по духу людей, мы долгое время играли вместе, и команда переживала неплохие времена. Но сейчас, в Virtus.Pro, - настоящий расцвет моей карьеры в Доте.


А как ты вообще относишься к командам, в которых когда-то играл? Продолжаешь за ними следить, общаться или равнодушен к ним?

Честно говоря, довольно сложно поддерживать со всеми связь, потому что все-таки ребята общаются в основном внутри команды. Конечно, мы списываемся иногда, играем вместе в какие-то другие видеоигры, но это очень редко происходит. Близких и теплых взаимоотношений уже нет, люди со временем отдаляются друг от друга, и это нормально, это работа. Мне и самому надо проводить больше времени со своими тиммейтами, своей командой.

- Есть у тебя какой-то любимый мув?

Знаете, уровень игры так быстро растет, что каждый раз, когда я смотрю реплеи прошлых лет, будь это финал прошлогоднего International или какой-то культовый матч вроде пятой карты Na’Vi-Alliance с разменом тронами, понимаю, что игра была очень далека от того, что происходит сейчас, поэтому выделить что-то тяжело. В своей карьере могу вспомнить неплохую игру на The Summit 6 : мы играли против действующих победителей International - команды Wings , и я там на Дизрапторе творил чудеса, но таких игр, когда удается сделать что-то выдающееся, очень мало.

- Наконец, что важнее, удача или скилл?

Конечно, скилл важнее. Удача придет, если будешь работать, трудиться. Но помимо скилла для команды очень важны и личностные качества игрока. Ты не сможешь ее построить с человеком, который отталкивает других людей и плохо влияет на команду. Но удача в Доте тоже важна, это факт. Должно быть где-то 80 процентов скилла на 20 - удачи.

Что ж, пускай на TI7 эти двадцать процентов не покидают команду Virtus.Pro ни на минуту!



  • Разделы сайта