Ахиллесова пята краткое содержание. Что такое ахиллесова пята

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это не­победимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы наверное часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята . Так причем же его пята, если он был непобедимым и отважным?!

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сы­на неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищен­ной.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой .

Фразеологизм “Яблоко раздора” значение

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко , на котором было написано «прекраснейшей », и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначинающий причину ссоры, вражды.

Фразеологизм Авгиевы конюшни значение

Авгиевы конюшни – в Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло­шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска­зать о крайней запущенности, загрязненности.

Вариант2: 1. Очень загрязненное место, запущенное помещение. В образной речи: что-либо заваленное бумагами, книгами, лишними вещами, не нужными для работы. «Случилась же сия оказия (не ответил на письмо) потому, что письменный стол наш представляет авгиевы конюшни и только теперь я мог обрести клочок бумаги». Мусоргский. Письмо В. В. Стасову, 31 марта 1872.
2. Крайний беспорядок в делах. «Каковы были главнейшие проявления, пережитки, остатки крепостничества в России к 1917 году? Монархия, сословность, землевладение и землепользование, положение женщины, религия, угнетение национальностей. Возьмите любую из этих «авгиевых конюшен» … вы увидите, что мы их вычистили начисто». В. И. Ленин.
3. Чистить (очистить) авгиевы конюшни . «Потом Киров потрепал Илюшина по плечу. – А ты собери бойцов. Приеду на полчаса и поговорю (о чистке полка и мобилизации коммунистов в охрану). Ну, будь здоров! Давай-ка вместе очистим твои авгиевы конюшни». Г. Холопов. Огни в бухте.
Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, т.е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

Фразеологизм “Между сциллой и харибдой” значение

По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда , поглощавшие мореплавателей.
Выражение между Сциллой и Харибдой употребляется в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны.
Подумайте, нет ли в нашей речи похожих фразеологизмов (меж двух огней, например).

Фразеологизм “Глас вопиющего в пустыне” значение

Согласно древнему библейскому сказанию, один весьма почетный и уважаемый пророк к тому, чтобы люди построили на месте пустыни так называемый путь к богу. В этом случае пришлось бы в глухой степи положить хорошие дороги, сделать горы меньше, а также выровнять то, что выступает не так, как это нужно. Все эти прошения люди пропускали мимо ушей, ведь никто и не собирался браться за такую работу. Именно поэтому, данный фразеологизм и имеет такое название – глас вопиющего в пустыне .
С давних пор этим выражением обозначали безразличные призывы и уговоры сделать определенные действия, которые никто не слушает, и которые заранее обречены на провал. На данные момент фразеологизм дошел до нас без каких-либо изменений.

Значение АХИЛЛЕСОВА ПЯТА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

только ед. , устойчивое сочетание, книжн.

Слабое, наиболее уязвимое место кого-л. или чего-л.

Что за человек этот Невельский? - Это ахиллесова пята Завойки (Задорнов) .

Этимология:

От имени собственного Ахилл, Ахиллес (греч. Achilleus) и слова общеславянского происхождения пята (др.-рус. пята, ст.-слав. п?та о.-слав. * peta).

Энциклопедический комментарий:

В "Илиаде" Гомера Ахилл - один из храбрейших греческих героев, предводителей древних греков при осаде Трои. Мать Ахилла богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АХИЛЛЕСОВА ПЯТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
  • АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
    ахиллесова пята, ахиллесовой …
  • АХИЛЛЕСОВА ПЯТА в Орфографическом словаре:
    ахилл`есова пят`а, ахилл`есовой …
  • ПЯТА
    пяты, мн. пяты, пят, пятам, ж. 1. То же, что пятка, а также вообще - нога (книжн. ритор. устар.). под …
  • ПЯТА
    — конец древка у древкового холодного оружия, к которому крепится …
  • ПЯТА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — 1. Выемка на конце древка стрелы для удобства установки стрелы на тетиву. 2. Конец древка у древкового метательного оружия. …
  • ПЯТА
    в технике - цапфа вала, воспринимающая осевую …
  • ПЯТА
    то же, что цапфа …
  • ПЯТА
    или пятка — задний угол ступни, заключающий в себе пяточную кость (calcaneum). У человека это самая крупная из костей стопы, …
  • ПЯТА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы,мн. пяты, пят, пятам, ж. 1. Пятка, а также ступня (вне устойчивых сочетаний с предлогами - устар.). До пят …
  • ПЯТА
    (арки, свода), верхний камень (или ряд камней) опоры, на к-ром покоится арка или …
  • ПЯТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (техн.), цапфа вала, воспринимающая осевую …
  • ПЯТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или пятка? задний угол ступни, заключающий в себе пяточную кость (calcaneum). У человека это самая крупная из костей стопы, …
  • ПЯТА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    пята", пяты", пяты", пя"т, пяте", пята"м, пяту", пяты", пято"й, пято"ю, пята"ми, пяте", …
  • ПЯТА
    || ахиллесова пята, ходить по …
  • ПЯТА в словаре Синонимов русского языка:
    камень, пятка, ступня, …
  • ПЯТА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) устар. То же, что: пятка (1). б) Нога. 2) перен. Опорная часть …
  • ПЯТА в Словаре русского языка Лопатина:
    пят`а, -`ы, мн. п`яты, пят, …
  • ПЯТА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пята, -ы, мн. пяты, пят, …
  • ПЯТА в Орфографическом словаре:
    пят`а, -`ы, мн. п`яты, пят, …
  • ПЯТА в Словаре русского языка Ожегова:
    конец чего-нибудь, являющийся опорой Spec П. свода. пята Obs. вне устойчивых сочетаний с предлогами пятка, а также ступня пята (в …
  • ПЯТА в Словаре Даля:
    пятка жен. округлая, запестовая, задняя часть ножной ступни человека и животных плюснаков (не цыпочников); пятка образуется самой крупной из семи …
  • АХИЛЛЕСОВА в Словаре Даля:
    ахиллова жила анат. сухожилье или тяж, связующий пятовую кость с икровыми мышцами. Ахиллесова пята, чья-либо слабая струна, сторона, слабость; живое, …
  • ПЯТА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (арки, свода), верхний камень (или ряд камней) опоры, на котором покоится арка или свод. - в технике - цапфа …
  • АХИЛЛЕСОВА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пята. См. …
  • ПЯТА в Толковом словаре Ефремовой:
    пята ж. 1) а) устар. То же, что: пятка (1). б) Нога. 2) перен. Опорная часть …
  • ПЯТА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЯТА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. устар. то же, что пятка 1. отт. Нога. 2. перен. Опорная часть …
  • АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, АХИЛЛЕСОВА ПЯТКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество …
  • АХИЛЛЕСОВА ЗАДАЧА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называется знаменитое доказательство Зенона, философа Элеатской школы, который с помощью его выводил, что понятие движения, равно как изменчивости и …
  • АХИЛЛЕСОВА ЖИЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так наз. толстое, крепкое сухожилье, которое идет к задней части голени от икры до пятки. К верхнему концу его прикреплены …
  • АХИЛЛЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или Ахилл (греч.) в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно …
  • МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-21 Time: 15:58:43 * Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг …
  • ВАЛЕНТИН ДОМИЛЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-20 Time: 12:59:27 * Половая слабость - ахиллесова пята сильного пола. * Мартышкин труд, - сказала обезьяна, став человеком. …
  • ВООРУЖЕНИЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (1Цар 17:54). К числу военного, а частию и охотничьего оружия у Евреев вообще принадлежали следующие: Щит (3Цар 10:17, Иез 26:8) …
  • АХИЛЛ
    В греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелен и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего …
  • АХИЛЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Ахиллес (????????), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь …
  • АХИЛЛ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    (Ахиллес) Греческий герой, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. В "Илиаде", будучи вождем мирмидонян, Ахилл приводит пятьдесят кораблей к …
  • ХРАПОВИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
    Храповицкий (Александр Васильевич, 1749 - 1801) - сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II , автор записок. По окончании курса в кадетском …
  • ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и педагогов настоящего столетия и по сие время самый …
  • ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим …
  • АХИЛЛ в Литературной энциклопедии.
  • ЛОНДОН в Литературной энциклопедии.
  • АХИЛЛ в Литературной энциклопедии:
    (АХИЛЛЕС) в «Илиаде» — величайший герой ахеян; сюжет о «гневе А.» и его победе над лучшим троянским бойцом …
  • АХИЛЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ахиллес) в "Илиаде" один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила …
  • НИШНИАНИДЗЕ ШОТА ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Мамагейшвили) Шота Григорьевич (р. 18.3.1929, Тбилиси), грузинский советский поэт. Окончил филологический факультет Тбилисского университета (1953). Печатается с 1946. Автор сборников …
  • ИДИОМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. idiоma - особенность, своеобразие), сочетание языковых единиц, значение которого не совпадает со значением составляющих его элементов. Это несоответствие …
  • АХИЛЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ахиллес, в древнегреческой мифологии храбрейший из греческих героев, осаждавших Трою в период Троянской войны. Согласно одному из мифов об …

Крылатые выражения «Ахиллесова пята» и «троянский конь» ведут свое начало от древнегреческих мифов и легенд, а также фрагментов истории Древней Греции.

«Ахиллесова пята» обозначает в русском языке уязвимое место, то, что способно подвести, то, что способно все испортить. Это слабое, незащищенное место – у человека, в некоем деле, некотором устройстве или процессе, которое не дает достичь успеха, которое приводит к провалу. Это устойчивое образное выражение.

Оно ведет начало от древнегреческого мифа об Ахиллесе. Этот герой и воин, по легенде, сын богини Фетиды, был неуязвим для стрел и копий противника, потому что мать еще младенцем искупала его в священных водах реки Стикса. Волшебство не распространялось лишь на одну его пятку, за которую мать держала сына, окуная его в Стикс. Во время легендарной Троянской войны царевич Парис убил Ахиллеса, своего противника, прицелившись и попав ему в пятку отравленной стрелой.

Выражение «Троянский конь» тоже относится к древнегреческим легендам о Троянской войне. Оно обозначает неискренний дар, подарок, несущий вред тому, кому подарен. Это дар «с подвохом», который лучше не принимать во имя собственной безопасности. Также выражение «троянский конь» обозначает решительный хитроумный план, не лишенный подлости, направленный против противника, применяемый с тыла и так далее.

По легенде, греческие воины очень долго осаждали город Трою (это реально существовавший город, раскопанный археологом Генрихом Шлиманом), но взять его не могли. Тогда они пустились на хитрость, спрятавшись внутри огромного деревянного коня. Коня «подарили» троянцам в знак «примирения» и окончания войны. Ночью, после того как троянцы весело отпраздновали окончание осады, греки вышли из коня и перебили спящих после пиршества троянских воинов. Таким образом, Троя была захвачена и сожжена.

Морская богиня Фетида стремилась сделать своего сына Ахилла неуязвимым и по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амврозией. По другой версии, она купала его в водах подземной реки Стикс, протекавшей в царстве мрачного Аида. И только пятка, за которую она его держала, осталась незащищенной. Ахилла воспитал мудрый кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей. Он же обучил его пению и игре на кифаре.

Ахилл вырос могучим, крепким юношей, он никого не боялся. В шесть лет убивал свирепых львов, кабанов, без собак догонял оленей и валил их на землю. Богиня Фетида, которая жила в океане, не забывала о своем сыне, приплывала к нему, давала дельные советы.

В то время герой Менелай стал собирать по всей Греции отважных воинов для похода против Трои. Фетида, зная, что сыну уготован рок участвовать в Троянской войне и погибнуть, всеми силами старалась противостоять ему. Она отправила сына на остров Скирос во дворец царя Ликомеда. Там среди царских дочерей он и скрывался в девичьих одеждах.

Но греческие прорицатели знали, что одним из героев Троянской войны будет юный воин Ахилл, они подсказали вождю Менелаю, что он скрывается на острове Скирос у царя Ликомеда. Тогда вожди Одиссей и Диомед снарядили торговый корабль, переоделись в купцов, набрали разного товара и прибыли на Скирос. Там они узнали, что у царя Ликомеда живут только дочери. А где же Ахилл?

Тогда Одиссей, славившийся хитростью, придумал, как узнать Ахилла. Они пришли во дворец Ликомеда и разложили в зале украшения, ткани, домашнюю утварь, боевые мечи, щиты, кинжалы, луки и стрелы. Девушки с интересом рассматривали товар. Заметив это, Одиссей вышел и попросил своих воинов, стоявших у входа во дворец, издать боевой клич. Воины застучали в щиты, загудели в трубы, закричали призывными голосами. Казалось, началась война. Царевны в страхе разбежались, но одна из них схватила меч и щит и побежала к выходу.

Так Одиссей и Диомед узнали Ахилла и предложили ему участвовать в Троянской войне. Он с радостью согласился. Ему давно хотелось сбросить с себя девичье платье и заняться настоящим делом, достойным мужчины.

Ахилл прославился в первые же дни сражений. Он проявил себя бесстрашным, умелым воином, удача сопутствовала ему всюду. Он совершил много подвигов. Вместе с другими участвовал в разорении окрестностей Трои, покорил население городов Лирнесс и Педас, взял в плен прекрасную Брисеиду. Но вождь Агамемнон отобрал у него девушку, чем вызвал страшную обиду у Ахилла. Он так рассердился на Агамемнона, что отказался воевать против троянцев. И только гибель друга Патрокла вынудила Ахилла снова взяться за оружие и встать в ряды греков.

Погиб Ахилл самым нелепым образом: он ворвался в Трою и направился к царскому дворцу, но не любивший его троянский царевич Парис взял лук и упросил благоволившего ему бога Аполлона направить стрелы в Ахилла. Одна из двух его стрел попала в единственное уязвимое место Ахилла, в пятку. Так скончался один из самых знаменитых героев Троянской войны. Его гибель оплакивало все войско.

Значение фразеологизма «Ахиллесова пята» это слабое, уязвимое место в ком-нибудь или в чем-нибудь. Если это выражение употребляется в отношении человека, то может характеризовать его как моральный, так и физический облик. Причем, как правило, выражение «ахиллесова пята» носит иронично-насмешливый оттенок.

Происхождением же фразеологизма «Ахиллесова пята» мы обязаны мифам Древней Греции, а точнее, мифу о древнегреческом легендарном герое Ахиллe или Ахиллесe. Герои рождались от браков богов со смертными и обладали какими-то сверхъестественными качествами для смертных людей, но не были бессмертными. Выполняя волю богов, они совершали разные подвиги, за что о них люди складывали легенды. Так вышло и с Ахиллесом.

Родителями его были Фетида - морская нимфа и Пелей - сын эгинского царя Эака. По предсказанию их совместный сын проживет долгую жизнь или станет героем и погибнет у стен Трои.

Поэтому Фетида, желая узнать, бессмертен ее ребенок или нет, окунала новорожденного в кипящую воду. Так погибли шесть детей Фетиды. Когда родился седьмой ребенок, Пелей настоял, чтобы Фетида не ставила на нем свои бесчеловечные опыты. Как вы догадались, этим ребенком был Ахиллес. Тем не менее, Фетида, желая сделать своего сына неуязвимым, по одной из версии положила Ахиллеса в божественную печь бога огня и покровителя кузнечного ремесла Гефеста, при этом держа его за пятку. По другой версии, Фетида окунула Ахиллеса в священные воды подземной реки Стикс в царстве мертвых Аида. Таким образом, у Ахиллеса было одно уязвимое место - его пятка. Отсюда и выражение «Ахиллесова пята», обозначающее слабое, незащищенное место.

Когда греки собирались напасть на троянцев, царь Итаки Одиссей и царь Пилоса Нестор пожелали видеть Ахиллеса в рядах своего войска. Получив благословение от отца, Ахиллес присоединился к походу на Трою.

Фетида, помня пророчество и и желая спасти сына, устроила бурю, и корабль Ахиллеса оказался у острова Скирос. Там, у царя Ликомеда, Фетида надеялась скрыть Ахиллеса, чтобы он не смог принять участие в роковой для себя войне. Для этого она переодела сына в женскую одежду и спрятала его среди дочерей царя Ликомеда. Но хитрый и умный Одиссей узнал об этом. Появился он на острове под видом торговца. Выставил на обзор царевнам Одиссей не только платья, украшения, но и оружие. Неожиданно по его приказу поднялся шум и боевой клич и по инерции Ахиллес взялся за оружие. Так разоблаченному «дезертиру» пришлось отправиться в свой последний поход.

Много подвигов совершил Ахиллес на войне, множество врагов одолел он в схватках. Никто не мог справиться с героем. Но предсказание, все же, сбылось. Стрела, пущенная сыном царя Трои Парисом и направленная богом света и покровителем искусств Аполлоном, попала в единственное незащищенное место Ахиллеса - в пятку. Хоть рана была и не значительна, Ахиллес умер.

Так что каждое живое существо, каждый предмет несовершенен. И неважно, скрывает он свои недостатки и изъяны или нет, но они есть. Как утверждают ученые, даже на солнце есть пятна. Так вот этот миф наводит на мысль, что каким бы идеальным и неуязвимым ты не казался, не стоит обольщаться и быть беспечным и самоуверенным, следует остерегаться случайности и быть бдительным. Ведь как гласит шутливый закон Мерфи:

«Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт».

В Греции на острове Корфу во дворце Ахиллеон выставлена статуя Эрнста Густава Хартер «Умирающий Ахиллес», созданная им 1884 году. Она изображает Ахиллеса, пытающегося вынуть стрелу из своей пятки. А выполнена эта статуя по распоряжению императрицы Елизаветы.

И немного анатомии. Прародителем названия «ахиллово сухожилие» является миф об «Ахиллесовой пяте». Кстати, это пяточное сухожилие самое крепкое и мощное в человеческом теле.



  • Разделы сайта