Адаптивная физическая культура. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе (ДЦП)

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, саморазвитие.

Задачи. Обучить детей, общим развивающим упражнениям; гибкости, силы, координации

Воспитание интереса к физическим упражнениям

Дата проведения: 19.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№3

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2..И.п. сидя на полу, наклоны головы

На раз - наклон вправо

На два и.п.

На три то же влево

На четыре и.п.

вернуться в и.п.

4-6 раз

3.И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.

4-6 раз

2.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить.То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

3.И.п. на четвереньках. « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Сдедить за точностью выполнения упражннеия

4.И.п. сидя на полу, упор руки сзади. Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками, вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

5.И.п. сед, мяч зажат между стопами. Поднимание и опускание мяча.

Повторить 4-6раз

7.И.п. лежа на спине. мяч вверху. Перекаты на левой бок-на живот-на правый бок-на спину

5 раз

8.И.п. сидя на пятках, мяч внизу. 1-2 наклоняясь, отодвинуть мяч далеко вперед,3-4-перекатить его в и.п.

4-6 раз

Темп медленный

Основная часть занятия

1.И.п. Лежа на животе «лодочка»

4 раза

2.И.п. Руки вдоль туловища ладонями вниз

4- раза

Темп медленный.

3.И.п. Руки за голову, локти в стороны, лопатки соединены Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 10 с

4 раза

Темп медленный.

4.И.п. Лежа на животе

3 раза по 8 сек

5.И.п. Лежа на животе Имитация движения рук при плаваний брассом.

2 раза по 10 сек

Дыхание ровное, темп медленный

6.И.п. Стоя на четвереньках Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 5 с вернуться в и.п.

По 5 раз

Дыхание произвольное

7.Ходьба на степпере.

5 минут

Вышагивать до конца

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Подвижная игра « Прокати мяч через ворота»

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения
1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

4.И.п. сидя на полу, левая рука на животе, правая на груди. Вдох-живот вперед,выдох-втянуть живот.

5 Построение

4-раза

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к физическим упражнениям

Задачи. Развивать выразительность движений, физические качества, координацию движений.

Место проведение: физкультурный зал
Необходимый инвентарь: маты, скамейки, волейбольные мячи, кольцеброс

Дата проведения: 14.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№ 1

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

2.Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

3.Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

4.И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево-вправо. Вернуться в и.п.

5.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить. То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в и.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

6.И.п. на четвереньках. « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Сдедить за точностью выполнения упражнения

7.И.п. Лежа на животе «лодочка»

1-2. Руки в замок - поднять туловища вверх –опустить в и.п.

4 раза

Темп медленный. Руки прямые, голову вниз не опускать

Основная часть занятия (20минут)

Ходьба:

1)на носках

2) на пятках

3)спиной

4)подскоки

5)шаг польки

Комплекс ОРУ.

1.На каждый шаг движения руками: вперед, вверх, в сторону. Вниз

2. 4 шага вперед-присесть-встать

3 4 шага на носках, руки вверх, 4 обычных шага.

4 раза

Следить за осанкой, постановкой стоп и положением рук

Комплекс ОРУ с волейбольным мячом

1. И.п. -стойка, мяч перед грудью. 1-подбросить мяч вверх.2-поймать

2. И.п. –стойка, мяч перед грудью 1-наклон туловища вперед, мячом коснуться пола.2-вернуться в и.п.

3. Перекатывания мяча друг другу в положении сидя

6раз

6раз

3.И.п.-стойка ноги врозь над скамейкой 1-руки в стороны-2-руки за голову 3-наклон вправо4-выпрямиться 5-наклон влево6-выпрямиться 7-руки в стороны 8-руки вниз 9-вернуться в и.п.

4раза

Выполнять точно упраженния

И.п. о.с. лицом к скамейке-1-2 шаг левой на скамейку(встать)3-4 вернуться в и.п.,5-8-то же с правой

4 раза

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Подвижная игра «Кольцеброс», « Мы веселые ребята»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. 3.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

4.И.п. сидя на полу, левая рука на животе, правая на груди. Вдох-живот вперед,выдох-втянуть живот. При выдохе произносить звук Ш-Ш-Ш.

5.Построение

4-раза

Следим за осанкой, темп медленный

Методист__________________ Оценка

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: маты, гимнастические палки, степпер, маленькие мячи
Дата проведения: 18.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№2

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

2мин

Дыхательные упражнения

«Трубач».И.п.-сидя. кисти рук сжаты в трубочку возле рта. Медленный выдох с громким произношением П-Ф-Ф-Ф

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

4 раза

Дыхание глубокое, спокойное

2.. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением М-М-М

4 раза

Дыхание ровное.

Основная часть занятия (20 минут)

И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки, палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

Повторить 5-6раз

Обратить внимание на осанку. Точность движения

И.п то же. Приседания, палка вперед

И.п. –стойка. Палка перед грудью. 1-наклон, коснуться стоп,2-3-выпрямиться прогнуться, палка вверх,4-и.п.

Повторить 5-6раз

И.п. –стойка, палка внизу. Поочередное перешагивания через палку вперед и назад.

Повторить 5-6раз

Темп медленный

По 4 раза каждой ногой.

Ходьба с предметом на голове (массой 200г), руки в сторону, руки на голове.

2мин

Следить за осанкой, положением рук

Упражнение в метании малого мяча в цель правой и левой рукой с расстояния 5м

Ходьба на степпере.

5 минут

Вышагивать до конца

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

1.Дыхательные упражнения с произношением на выдохе ух и бух

8 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.Упражнение на осанку « Кто достанет мяч с пола»

3.Построение

1мин


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по ЛФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, интереса к занятия физическим упражнениями

Задачи. Обучить детей, общим развивающим упражнениям.

Обучение ведения и остановки мяча в футболе, развитие скоростно-силовых качеств, координации движений

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: гимнастические маты, набивные мячи,

Дата проведения: .25.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№4

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

Упражнение 2. «Ушки».

1.И.п., встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть покачать головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывать широко рот).

4-6 раз

Дыхание спокойное

Упражнение «Насос».

2. И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделать легкий наклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон и короткий, шумный вдох. Взять в руки свернутую газету или палочку и представить, что вы накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко, слишком низко не наклоняться

4-6 раз

Обратить внимание на осанку, следить за дыханием

1)Ходьба выпадами;

2) Ходьба спиной вперед

3) Бег на носках

1раз

Спина прямая, руки согнуты в локтях при беге на носках

Основная часть занятия (20 минут)

Комплекс ОРУ

1.И.п. основная стойка. 1 – поднять плечи вверх, 2 – вернуться в и.п.

2.И.п. основная стойка. 1 – повернуть голову вправо, 2 – прямо, 3 – влево, 4 – прямо

3.И.п. основная стойка ноги врозь, руки вверху. 1 – наклон вперед, вниз, коснуться руками пяток с внутренней стороны, 2 – вернуться в и.п

4.И.п. основная стойка руки на поясе. 1 – поднять прямую ногу вперед, 2 – махом отвести назад, 3 – снова вперед, 4 – вернуться в и.п. То же другой ногой

5.И.п. основная стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – наклон вправо, одновременно руки поднять вверх, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 то же в другую сторону

6. И.п. основная стойка. 1 – присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову, 2 – вернуться в и.п.

7.И.п. основная стойка.

1 – правая рука вперед, 2 – левая рука вперед, 3 – правая рука вверх, 4 – левая вверх. Обратное движение в том же порядке.

Повторить 6раз

Повторить 8раз

Повторить 4раз

Повторить 4раз

Повторить 6раз

Обратить внимание на осанку

Обратить внимание на положение осанки, рук

Обратить внимание на точность выполнения движений

Перемещения

1) приставными шагами левым, правым боком

2) прыжки с ноги на ногу

3) бег семенящий

4) ходьба медленная, с восстановлением дыхания

2мин

Учебная игра в футбол по упрощенным правилам

Заключительная часть занятия (5 минуты)

1.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
2.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

3.Беседа с детьми « Закаливание организма»

4.Построение

Показ плакатов о приемах закаливания


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Задачи. Обучить детей общим развивающим упражнениям, ориентировки в пространстве, координации движений

Развитие быстроты, ловкости,

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: гимнастические маты, резиновые мячи,

Дата проведения: 28.04.16

Время проведения: 10.0

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№ 5

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения
1.И.п. сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
2. И.п.: встать прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) . Подряд делать 4 резких ритмичных вдоха носом (т.е. «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отдохнуть 3–4 сек. – пауза. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова пауза.

6 раз

8раз

Дыхание глубокое, спокойное

Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения).

3..И.п. сидя на полу, наклоны головы
На раз - наклон вправо

На два и.п.

На три то же влево

На четыре и.п.

Сидя на полу повороты головы впаво-влево

вернуться в и.п.

4-6 раз

Спина прямая, наклоны и повороты головы выполняем плавно, дыхание ровное.

4.Упражнение « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Следить за точностью выполнения упражнения

Основная часть занятия (20 минут)

Упражнения, лежа на спине

1.И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево-вправо. Венуться в и.п.

2.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить. То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в и.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

3.И.п. сидя на полу, упор руки сзади. Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками, вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

4.И.п. сед, мяч зажат между стопами. Поднимание и опускание мяча.

Повторить 4-6раз

Ноги прямые,не сгибая в коленях.

И.п. лежа на спине. мяч вверху. Перекаты на левой бок-на живот-на правый бок-на спину

5 раз

Перекат нужно начинать от бедер

5.И.п. сидя на пятках, мяч внизу. 1-2 наклоняясь, отодвинуть мяч далеко вперед,3-4-перекатить его в и.п.

4-6 раз

Темп медленный

Упражнения лежа на животе

Основная часть занятия

6.И.п. Лежа на животе «лодочка»

1-2. Руки в замок - поднять туловища вверх –опустить в и.п.

4 раза

Темп медленный. Руки прямые голову вниз не опускать

7.И.п. Руки вдоль туловища ладонями вниз

Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, на 3-5 с

4- раза

Темп медленный.

8. И.п. Руки за голову, локти в стороны, лопатки соединены Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 10 с

4 раза

Темп медленный.

8. И.п. Лежа на животе

Имитация движений ног, как при плавании кролем

3 раза по 8 сек

Дыхание ровное, темп медленный

9.И.п. Лежа на животе Имитация движения рук при плаваний брассом.

2 раза по 10 сек

Дыхание ровное, темп медленный

10.И.п. Стоя на четвереньках Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 5 с вернуться в и.п.

По 5 раз

Дыхание произвольное

Но не задерживать ритм дыхания

Подвижная игра «Ловля парами»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
3.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

2. Построение

2мин

Лежа на полу, «звездой», представили, что лежим на зеленой лужайке, солнышко греет, пти-

чки поют, дует легкий ветерок


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

Зачетный план-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к занятия физическим упражнениями

Задачи. Обучить детей общим развивающим упражнениям.

Развивать физические качества: силы, выносливости, координации движений

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: маты, гимнастические палки, кегли, маленькие мячи, скакалки

Дата проведения:05.05.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

Повторить перестроение из колонны по одному в колонну по два и обратно.

2мин

1. И.п. лежа на спине - на вдох

развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

Дыхательные упражнения

«Трубач»

И.п.-сидя. кисти рук сжаты в трубочку возле рта. Медленный выдох с громким произношением П-Ф-Ф-Ф

4 раза

Дыхание глубокое, спокойное

2. упражнение «Лыжник».

И.п. стоя. имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением М-М-М

4 раза

Дыхание ровное

Основная часть занятия (20 минут)

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой

1.И.п. палка внизу

1)палка вперед

2)палка вверх

3)И.п.

И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки.палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

2. И.п. палка на лопатках

1) правую ногу на носок

2-3) Пружинящие наклоны вправо

4) И.п

То же влево.

3. И.п. Стоя на коленях, палка за головой

1-2) Наклоны назад, палку вверх

3-4) И.п.

4разаа

Обратить внимание на осанку, положение рук, ног

4.И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки.палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

5.И.п то же. Приседания, палка вперед

6.И.п. –стойка. Палка перед грудью. 1-наклон, коснуться стоп,2-3-выпрямиться прогнуться, палка вверх,4-и.п.

Повторить 5-6раз

Темп медленный

По 4 раза каждой ногой.

Прыжки со скакалкой:

1)прыжки на двух ногах

2)бег, вращая скакалку вперед

2мин

Следить за осанкой

Подвижная игра « Сбей кегли, стоящие на разном расстоянии»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

1..Ходьба с предметом на голове (массой 200г), руки в сторону, руки на голове.

2.Дыхательные упражнения с произношением на выдохе ух и бух

8 раз

Дыхание глубокое, спокойное

1. Упражнения на расслабление

2. Построение

Лежа на полу, «звездой», представили, что лежим на зеленой лужайке, солнышко греет, птички поют, дует легкий ветерок


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

Сценарий массового физкультурно-спортивного мероприятия

В старшей группе

Цель: формирование у детей патриотических чувств и сознания, сплочение коллектива, умения владеть собой.

Задачи:

1. Пробудить интерес к историческим событиям и личностям героев России;

2. Способствовать проявлению инициативы и творческого мышления, расширению кругозора;

3. Развивать физические качества, умение сообща решать коллективные задачи.

Место проведения: физкультурный зал

10ч.00мин.

Инвентарь:

  • карточки со словами к конкурсу «Шифровка»;
  • 2 листа формата А4 и маркеры для конкурса «Самый смелый поступок»;
  • 2 скакалки, 2 мяча, две указки (или линейки), 2 головных убора из газеты и 10 надувных шаров для проведения эстафеты.

Основное содержание мероприятия:

  1. Выступление ведущего. Деление присутствующих детей на 2 команды. Выбор капитана.
  2. Разминка, состоящая из конкурсов «Всезнайка», «Шифровка» и «Самый смелый поступок».
  3. Проведение эстафеты.
  4. Подведение итогов, награждение команд, поздравление мальчиков с наступающим праздником.

Ход мероприятия .

Условные части

Основное содержание

примечание

Вводная часть

Приветствие участников. Педагог: Здравствуйте ребята. Чтобы громче пелись песни, чтобы жизнь было интересней. Нужно быть сильным и здоровым. Эти истины не новы!

Ведущие делят мальчиков и девочек на 2 команды, представляют состав жюри. Командам дается задание определиться с названием и выбрать капитана.

Дети входят в спортивный зал, проходят по массажной дорожке. Строятся вдоль зала.

Основная часть

  1. Конкурс «Всезнайка». Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если команда отвечает не правильно или не знает ответа, на этот же вопрос может ответить другая команда. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
  • Что общего между деревьями и винтовкой? (ствол)
  • Почему копье и щит - неразлучные друзья и враги? (они всегда вместе, но щит - защищает, а копье - поражает)
  • Как называются наплечные знаки в русской армии и во флоте? (погоны, эполеты)
  • Самый знаменитый русский автомат. (Калашникова)
  • Куда забирают мальчиков достигших призывного возраста? (в армию)
  • Продолжите знаменитую фразу российского полководца А.В. Суворова «Тяжело в учении,… (легко в бою)
  • Как называется торжественный смотр войск с боевой техникой? (парад)
  • Высшее воинское звание в Российской армии. (Маршал)
  1. Конкурс «Шифровка». Командам выдаются карточки с рисунками, на военную тематику и предлагается за 5 мин составить картину и назвать ее. Затем команды по очереди озвучивают их. Побеждает команда, которая составит наиболее интересную картину и название.
  1. Конкурс «Самый смелый поступок». Каждой команде выдается бумага и маркеры, на которой участники должны изобразить самый смелый поступок. На задание выделяется 7 мин. Жюри оценивает качество рисунка и комментарии к нему и определяет победителя.

Эстафета «Герой России». По сигналу ведущего каждый член команды поочередно должен пройти последовательно этапы конкурса:

  • Прыжки 10 раз через скакалку.
  • Бежать с зажатыми между колен мячом без помощи рук до стула (на расстоянии 3-4м) сделать 2 круга вокруг него. Оставить мяч возле стула.
  • Надеть головной убор из газеты, взять линейку, встать на стул, поднять линейку вверх и громко крикнуть: «Тяжело в ученье, легко в бою!»
  • Добежать до стола, надуть шар. Завязать на узел помогают девочки.
  • Передать эстафету следующему.

За неправильное выполнение заданий на этапах даются штрафные очки. Побеждает команда быстрее преодолевшая эстафету с наименьшим количеством штрафных очков

Заключительный этап

Определение победителя по итогам всех конкурсов. Награждение команд. Слова поздравления с наступающим праздником по случаю Дня защитника Отечества.


Методист__________________ Оценка________________


МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Кафедра физической культуры

Конспект занятий по адаптивной физической

культуре для младших школьников

Преподаватель физической культуры: Юркова Лиля Наильевна

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: гимнастические палки (9 штук); гимнастические коврики (9 шт.); мелкие предметы (пробки, шарики); ведерки (8 шт.); теннисные мячи (9 шт.); Фитбольные мячи (9 шт.); мяч (мягкий); магнитофон + диск с релаксацией.

Тема: Цель: Развивающие упражнения в системе занятий адаптивной физической культуры, как условие мотивации младших школьников.

Задачи урока:

1.Образовательная - закрепить выполнение физических упражнений с гимнастическими палками и фитболами, способствовать формированию правильной осанки

2.Оздоровительная – повышать функциональные возможности организма.

3.Воспитательная – воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и привить навыки к самостоятельным занятиям ФК.

ВПЧ:

Построение. Ребята, у нас закончилась первая четверть, мы уже немного устали. Поэтому сегодня мы узнаем о том, как можно помочь своему организму восстановиться. Выполним несколько упражнений, которые вы сможете делать сами, когда почувствуете, что вашему телу нужна помощь.

Игра «Знакомство» Построение в круг, учитель в середине - кидает мяч каждому называя свое имя, ребенок возвращает мяч называя свое.

1.Построение в шеренгу у стены.

2.Проверка осанки, начиная последовательно корригируем стопы, положение таза, плечевой пояс и положение головы. Затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и.п. (повторить 3 раза)

Ребята, сейчас вся наша страна готовиться к зимним олимпийским играм в Сочи. По всей нашей огромной стране проносят олимпийский огонь. Выдающиеся спортсмены,политические деятели передают факел из рук в руки. Сейчас мы представим, что у нас в руках олимпийский факел.

Ходьба с гимнастическими палками (палочка вверх - на носочках; палочка –вперед на пяточках; палочка за плечи – перекатом с пяточки на носочек; то же – в полуприсед; то же на гусиный шаг)

Речитатив: «Руки ставим все в разлет, получился самолет, мах крылом туда - сюда, делай раз и делай два».

Разминка на месте с гимнастической палкой.

1.И.п. – ноги врозь - потянутся вперед, палка на уровне глаз;

2. И.п. – о.с. – самомассаж кистей рук

Массаж ног (ходьба по палочке, покатать стопами).

ОЧ:

Комплекс упражнений с фитболами:

    И.п. - сидя на мяче выполнить круговые движения тазом влево, вправо (5 раз).

    И.п. – лежа животом на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа спиной на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа животом на мяче выполнить перекат по мячу вперед до стоп, подтянуть мяч к животу (согнув ноги в коленях) и обратно.

    И.п. – лежа на спине ноги на мяче, выполняем ударные движения ногами.

    И.п. – сед, обхватить ногами мяч и обнять руками либо побить.

ЗЧ:

Звуковая гимнастика: буквы (Л, О, Р, С и букву своего имени);

ДУ: с теннисным мячом (определить отрезок);

Собирать пальцами ног фишки (пробки) и рисование ногами (фломастер между пальцами);

Релаксация с музыкой (лежа на спине, закрыть глаза, расслабление);

Подведение итогов:

Построение.

«Ребята, помните, вначале я вам говорила, что если ваш организм устал, то мы можем разными упражнениями помочь ему расслабиться?»;

«А вы сами сможете их показать мамам и папам?»;

«Молодцы!»

«А теперь давайте вспомним, какие вы будите делать упражнения, если заболят ноги/глазки/спина/или просто отдохнуть?»

«Мне очень понравилось, как вы выполняете упражнения, с вами было очень приятно работать. Занимайтесь и любите физкультуру!»

Лозунги: «Спорт - это здоровье» или «Движение - это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека - наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура - это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт - это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт - для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный - с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна - с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура - неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе - важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

Программа по адаптивной физической культуре расчитана на детей младшей и средней школы. Так как ов всем мире не приянто употреблять словосочетание Лечебная физкультура, чтобы не ущемлять права детей, наша программа называется Адаптивной, адаптация под здоровый образ жизни. В программе используются упражнения на укрепление здоровья и профилактику отклонений в развитии мышечного тонус у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Адаптивная физическая культура

Возраст детей - 7-11лет

Срок реализации - 4года

Некоркина Р.М.

Педагог, Мастер спорта СССР

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 1-4 год обучения 7

Методическое обеспечение 15

Список используемой литературы 17

Приложение 19

Пояснительная записка

Название программы – « Адаптивная физическая культура »

Направленность образовательной программы - физкультурно-спортивная Уровень освоения – общеразвивающая

Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» включает в себя общеукрепляющие упражнения для формирования не только правильной осанки, но и в целом здорового образа жизни. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствования.

Программа позволяет добиться системности в работе, привлечение к дополнительным занятиям, формирование положительного интереса к физической культуре. В современном обществе проблема сохранения, изучения и пропаганды здорового образа жизни приобретает особую актуальность. Большая ответственность в этом деле ложится на учреждения, осуществляющие процесс образования и воспитания детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек.

Адаптивная физическая культура. Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей..

Актуальность

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. (М. Д. Рипа, 1988)

Новизна

Новизну программы определяет подготовка к здоровому образу жизни учащегося, на основе здоровье – сберегающих технологий, которая становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и адаптирована к условиям обеспечивающих школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и укрепить здоровье. Внеурочная работа (внеклассная,) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровню двигательной активности детей в течении учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников..

Цель:

Укрепление психического и физического здоровья, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия общеукрепляющих упражнений с другими методами физического воспитания.

Задачи :

Образовательные

Формирование основ знаний личной гигиены, о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма.

Овладеть выполнение упражнений с соблюдение правил техники безопасности.

Развивающие

Повысить уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей;

Развитие координационных и кондиционных способностей;

Развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитательные

Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки, соблюдения личной гигиены;

Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Воспитание культуры общения детей в коллективе (команде);

Профилактика вредных привычек;

Воспитание волевых и нравственных качеств;

Воспитание чувства патриотизма и ответственности при выступлении на соревнованиях.

Условия реализации программы

Программа предназначена для детей от 7 до 11 лет.

Срок реализации

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения.

Условия формирования групп

В группу принимаются все желающие, имеющие противопоказаний по медицинским показателям для занятий спортом.

Режим занятий:

Занятия в секции проводятся для мальчиков и девочек. Группы могут формироваться разновозрастные».

1 год обучения – 72 часа в год, в режиме работы 1 раза в неделю по 1 часу.

2 год обучения – 72 часа в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

3 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа

4 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

Формы организации деятельности воспитанников

Основной формой организации обучения является учебное занятие.

На занятиях используются

Организации детей :

Групповая,

Индивидуальная,

По звеньям,

Формы проведения

Беседа,

Рассказ,

Игра,

Методы

Словесный (рассказ, беседа, устное изложение)

Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, участие в соревнованиях в качестве зрителей )

Практический (упражнения)

Объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итогов реализации программы.

Система дополнительного образования не имеет оценок, но контроль за усвоением материала воспитанниками, проводится при помощи ежегодного трехразового контрольного среза знаний, умений, навыков (входной, рубежный, итоговый).

Для проверки полученных умений и навыков проводятся учебные занятия в группе.

Ожидаемый результат освоения образовательной программы

По окончании обучения в группе по адаптивной физической культуре ребята физически окрепли, освоили основу техники общих физических упражнений.

Учебно-тематический план 1 год обучения

Разделы подготовки

1 год обучения

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Итоговое занятие

Общее количество часов

1 год обучения.

Основной принцип первого года обучения – универсальность подготовки.

Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости, обучение основам техники гребли академической и гребли на байдарках и каноэ.

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях в зале, при выполнении беговых, прыжковых упражнений, при игре. Требования к спортивной форме. Личная гигиена. Режим занятий.

Теоретическая подготовка.

Краткие исторические сведения о возникновении адаптивной физической культуры, сведения о строении и функциях организма человека, гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль.

Общая физическая подготовка.

Теоретические занятия: значение общей физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости). Составление комплексов упражнений для разминки (подготовительной части занятия). Корректировка техники выполнения упражнений.

Практические занятия:

1. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

2.Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1- 2 кг).

3.Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке.

После окончания занятий 1 года обучения:

  • Знают и имеют представление:
  • о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы, правилах личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания, основах закаливания;
  • о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
  • самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • соблюдать правила личной гигиены;

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий (спортивный зал)

2. Гимнастические скамейки – 4шт.

3. Гимнастическая стенка- 8шт.

4. Гимнастические маты – 15шт.

5. Скакалки гимнастические -15 шт.

Число повторений

Методические указания

Подготовительная часть - 15 мин. Построение. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. Ходьба с плавными движениями рук (волна), ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе руки на коленях. Бег на носках 35 сек., ходьба 25 сек., дыхательные упражнения. Построение для упражнений с гимнастическими палками.

1. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка горизонтально. Поднять палку горизонтально на грудь, затем вверх прогнуть одновременно спину, опустить, палку в исходное положение.

8 раз

Вдох Выдох

2. Упражнение. Основная стойка, палка на груди. Поднять палку горизонтально над головой, поворот туловища влево. Возвратиться в исходное положение. Тоже вправо.

по 5 раз

Дыхание свободное

3. Упражнение. Ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоны туловища вниз прогнувшись. Выпрямиться.

6-8 раз

Вдох

4. Упражнение. Основная стойка. Палка горизонтально вперед. Поднять левую ногу, согнутую в колене, касаясь палки коленом, вернуться в исходное положение, то же правой ногой.

5-8 раз

Темп средний. Дыхание свободное

5. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка за туловищем на уровне ягодиц горизонтально вниз. Подняться на носки, палку отвести назад, прогнуться, затем наклонить туловище вперед, прогнувшись выпрямиться.

6 раз

Выдох Вдох

6. Упражнение. Основная стойка - палка на лопатках. Руки вверх и одновременно левую ногу вперед на носок, пружинистый наклон влево, вернуться в исходное положение.

6-8 раз

Выдох Вдох

7. Упражнение. Стойка ноги врозь. Дыхательные упражнения. Поднять палку на груди, затем вверх - вдох, опустить - выдох. Ходьба змейкой, переменным шагом в обход для упражнений на гимнастической стенке. (Перед занятиями на гимнастической стенке детей рекомендуется посадить на скамейки).

Основная часть - 22 мин.

1. Упражнение. Сидя на полу упор руками сзади на полу. Поднять прямые ноги вверх, опустить в исходное положение.

6-8 раз

Выдох Вдох

2. Упражнение. Сидя на полу, упор руками сзади. Подражание езде на велосипеде. Делать быстрые движения ногами.

8-10 раз

Дыхание свободное

3. Упражнение. Сидя на полу, руки на поясе. Наклон туловища вперед, руки вперед до касания пальцев ног, возврат в исходное положение.

8- 10 раз

Темп средний. Выдох. Вдох

4. Упражнение. Сидя на полу, руки вверх, ноги под первой рейкой гимнастической стенки или держать друг друга за ноги. Наклон туловища назад, возврат в исходное положение.

8 раз

Вдох. Выдох

5. Упражнение. Сидя на полу, руки на затылке, повороты туловища влево и вправо.

Дыхание свободное

6. Упражнение. Стоя на четвереньках «движение кошки". Выгибание и прогибание медленно, стараясь вовлечь в движение весь позвоночник.

8 - 10 раз

Дыхание свободное Темп средний

7. Упражнение. Исходное положение то же. Сесть на пятки, далее проделать движение, как бы проползти вперед между руками. Продвигаясь вперед, не переставляйте руки.

8 раз

Дыхание свободное

8. Упражнение. Встать правым боком к гимнастической стенке, взяться правой рукой за рейку на уровне плеча, левую руку поднять верх, проделать энергичные движения левой ногой, сгибая ее в коленном суставе вперед и разгибая назад прямую. То же проделать стоя к стенке левым боком. Ходьба мягким шагом (мягкий перекате носка на пятку и затем встать на всю ступню).

по 6 раз

Дыхание свободное

Построение к упражнениям в равновесии.

1. Упражнение. Пройти по широкой площади скамейки, руки за головой на затылке до середины -присесть. Выпрямиться и пройти до конца скамейки.

8 раз

2. Упражнение. Ходьба на носках, руки в сторону.

25 сек.

3. Упражнение. Ходьба с подниманием прямой ноги перед собой, руки на поясе.

20 сек.

4. Упражнение. Ходьба с полуприседанием, руки на колени.

20 сек.

Заключительная часть

7 мин.

Игра. Перетягивание каната. Ходьба шагами вальса. Ходьба обыкновенная. Проверка пульса. Опрос о самочувствии.

2 мин.

Методическая литература для детей и родителей:

  1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, - М.:Просвещение, 1991,- 64 с.
  2. Готовец П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой, -М,: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Демьянов И.Я Все о гребле. СПб Лимбус Пресс 2000г.
  4. Олимпийская летопись Петербурга. НПК»Вести» СПб 2002г.

Методическая литература для преподавателя:

  1. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников,
  2. Лебедева Н.Т. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков / Теория и практика физической культуры. 1986, - № 7.
  3. Практические занятия по врачебному контролю / под ред. А.Г. Дембо.-
  4. Русак Н.И., Иванов О.В. Вместе ищем путь в лидеры. Москва 2012г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 1Абралов Р.А., Павлова О.Н. и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов // физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, -1999, - № 3-4. С. 24.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании, - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 152 с.
  3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, - 1996, - № 1.- С. 23-25.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого, М.: Физкультура и спорт, 1988, - 208с.
  5. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Спортивно - оздоровительная программа //Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 6. - с. 8-12.
  6. Волков Л.В.Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителя.-
  7. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды в развитии двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе:- 1975, -№ 1. С. 7-9.
  8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2000, - 192 с.
  9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Террия и практика физической культуры. 1990. -№9.-С.10-14. М.: Просвещение, 1992, - 80 с.
  10. Мак Роберт С. Думай! М.: ООО «Сила и красота», 2002, - 317 с.
  11. Н.Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. -М: Физкультура и спорт, 1987, -80 с.
  12. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. -1996, - № 1. - С. 53-58.
  13. Петров В.К. Ваш помощник тренер, - М.: Советский спорт. 1991, 0 45 с.
  14. Петров В.К. Сила нужна всем, - М.: Физкультура и спорт. 1984, - 160 с.
  15. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым // Физическая культура в школе. - 1984, - № 3. - С. 9-12.

16. Русак Н.И. Вместе ищем путь в лидеры. Информационно-методическое пособие-М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»2012.

17. Смолевский В.М., Ившев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики.-

18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт. 1980,- 223 с.

19. Юровский С.Ю. Атлетизм – дома (занятия с гантелями), -М.: Советский спорт, 1989, -48с.


Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

Совершенствование ритма движений осуществляется длагодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26



  • Разделы сайта