А что, есть хорошие условия? Как к этому относится семья

. Доктор философских наук (1990), профессор (1992). Заведующий (1971-1972), затем преподаватель кафедры философии и социальных наук . Участник Второй мировой войны , сын полка ; участник битвы за Москву . Почётный гражданин города Обнинска . По мировоззрению был атеистом , отличался резко выраженным атеистическим настроем - главным образом, в отношении ислама .

Биография

Сбежав на фронт начавшейся на территории СССР Второй мировой войны , сын полка Юрий Петраш стал участником битвы за Москву и оказался в окружении под Ржевом , где был разведчиком. За разведдеятельность был награждён медалью «За отвагу» . В 1942-1943 годах на Южном фронте служил санитаром фронтового госпиталя и получил в Донбассе контузию. После этого был отправлен на работу в колхоз Казахстана и продолжил учёбу .

После окончания философского факультета Алма-Атинского университета был распределён по комсомольской путёвке в в Киргизии , где в 1961-1971 годах заведовал кафедрой философии .

Критика

Кандидат философских наук, доктор исторических наук, религиовед и культуролог В. Л. Огудин отмечал:
Темы пережитков домусульманских культов в Киргизии касался Ю. Г. Петраш (1963). В своей статье, посвящённой этой теме, он сообщил о почитаемой пещере Сары-колот и священных кустах, и тополе мазара Мойыл, и водопаде Обишир-Ата , находящихся в разных местах Ферганской долины. Впоследствии Ю. Г. Петраш стал одним из самых бескомпромиссных борцов с культом святых. Например, в своей книжечке, вышедшей в 1988 году, явно выполняя заказ местных партийных органов, которым святая гора Тахти-Сулейман явно мешала строить светлое будущее, он выдавал цитаты, так и просящиеся на лозунги: «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению, наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой мусульманский долг заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой „святыне“, чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством - этим глубоко вредным пережитком прошлого. Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей - сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу»

Кандидат исторических наук, доцент и заведующий кафедрой археологии и этнографии Ошского государственного университета К. Ж. Малтаев отмечал, что «в изучении культово-религиозной горы Сулайман-Тоо особняком стоит и книга Ю. Г. Петраша „Гора легенда (Ф., 1991)“ », которая «написана с точки зрения воинствующего атеизма и исторического материализма ». Также он указывает на то, что «некоторые важные и правильные выводы не имеют фактического и источниковедческого обоснования ».

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Кавказа A. О. Булатов отмечал:

В советское время культ горы Тахти-Сулейман постоянно подвергался самой беспощадной критике. Если о ней и упоминали в газета, так только в уничижительном смысле. Особенно бескомпромиссным борцом с культом святых стал Ю. Г. Петраш. Его книжечка вышедшая в 1988 году (автор выполнял заказ местных партийных органов, которым святая гора явно мешала строить «светлое будущее»), пестрит цитатами так и просящимися на лозунги и транспаранты : «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой „мусульманский долг“» заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой «святыне», чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством - этим глубоко вредным пережитком прошлого… Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей - сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу

Награды и звания

Библиография

Библиография

Диссертации

  • Причины существования и пути преодоления пережитков ислама: (По материалам юга Киргиз. ССР) / автореферат дис. ... канд. философских наук. - М .: , 1962. - 21 с.
  • Петраш Ю. Г. Социально-мировоззренческая сущность идеи святости, культа святых в исламе и его проявления в современных условиях (регион Средней Азии) / автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.06. - Киев, 1990. - 33 с.

Книги

  • Петраш Ю. Г. „Святые“ места обмана. - Фрунзе: Киргизгосиздат , 1961. - 98 с.
  • Петраш Ю. Г. Ложные „святые“ местности Южной Киргизии. - Ош, 1961. - 79 с. (на узбекском языке)
  • Мулюков М. В. , Петраш Ю. Г. Актуальные задачи пропаганды научного атеизма среди мусульман: (Обзорная рецензия на лекции и брошюры по исламу) / Канд. ист. наук М. В. Мулюков, Ю. Г. Петраш. - М .: Знание , 1962. - 32 с. - (В помощь лектору/ Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. Науч.-метод. совет по пропаганде науч. атеизма).
  • Петраш Ю. Г. 3аколдованный обман. - Ташкент: Узбекистан, 1965. - 106 с. (на узбекском языке)
  • Петраш Ю. Г. «Священный» обман. - Ташкент: Узбекистан, 1965. - 95 с.
  • Петраш Ю. Г. За атеистическое воспитание молодёжи. - Фрунзе, 1966.
  • Петраш Ю. Г. Тень средневековья. - Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 150 с.
  • Петраш Ю. Г. Несвященная «святость»: [Ислам в УзССР]. - Ташкент: Узбекистан, 1988. - 68 с. - ISBN 5-640-00041-4 .
  • Гора-легенда: Религиозные мифы о Сулайман-горе / Пер. с кирг. Ю. Петраша. - Фрунзе: Кыргызстан, 1991. - 41 с. - ISBN 5-655-00221-3 .
  • Петраш Ю. Г. Философия мусульманского Востока, IX-XII вв.: Учебное пособие по курсу философии / , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1992. - 53 с.
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: Учебное пособие по курсу «История и теория религии» / , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1995. - 74 с.
  • Петраш Ю. Г. Перлы немеркнущих мыслей: (Научно-философская культура мусульман Востока): Учебное пособие по курсу «Философия» / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ; , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1998. - 50 с.
  • Петраш Ю. Г. Ред. В. А. Коваленко ; Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД , 2000. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Общество. Человек. Религия: Учебное пособие. - Обнинск: ИАТЭ , 2000. - 84 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Происхождение, вероучение, современность / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - 2-е изд.. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2002. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Происхождение, вероучение, современность / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - 3-е изд.. - Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД , 2004. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Философско-культурологический взгляд. - М .: Республика , 2005. - 348 с. - 1500 экз. - ISBN 5-250-01901-3 .
  • Петраш Ю. Г. Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2005. - 282 с.
  • Петраш Ю. Г. Что такое философия. Эволюция философских воззрений: Курс лекций для вузов / Российская академия естественных наук . - 2-е изд.. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 292 с.
  • Петраш Ю. Г. Бытие, наука и философия. Основы научно-философских проблем. Систематический курс «Философии науки»: Лекции. Ч. 2 / Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 263 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам в вопросах и ответах: вчера, сегодня, завтра. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 431 с. - ISBN 5-91070-004-9 .
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: происхождения, вероучение, современность. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 384 с.
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: происхождения, вероучение, современность. - 2-е изд., доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2007. - 388 с. - ISBN 5-99011-571-7 .
  • Петраш Ю. Г. Бытие и философия: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2007. - 488 с.
  • Петраш Ю. Г. Катехизис научного атеизма. Верующим и неверующим: Научное издание / Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 176 с.
  • Петраш Ю. Г. Религия. Свободомыслие. Атеизм. - Обнинск, 2008. - 375 с. - ISBN 5-9901157-3-3 .
  • Петраш Ю. Г. Верующим и неверующим / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 176 с. - (Катехизис научного атеизма). - ISBN 978-5-9901157-4-3 .
  • Петраш Ю. Г. Религия. Свободомыслие. Атеизм / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 375 с. - ISBN 978-5-9901157-3-6 .
  • Петраш Ю. Г. Что такое философия? Эволюция философских воззрений: Курс лекций / Российская академия естественных наук . - 3-е изд., испр. и доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 291 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам в Киргизии: Распространение. Эволюция. Современность / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 296 с. - ISBN 978-5-99011-576-7 .
  • Петраш Ю. Г. Религия, свободомыслие, атеизм в Калужском крае: социально-философские аспекты / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 367 с. - ISBN 978-5-904240-06-6 .
  • Петраш Ю. Г. Философия и бытие: Часть 1: Эволюция философских воззрений. Часть 2: Основы научно-философских проблем: курс лекций / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2010. - 495 с. - ISBN 978-5-99011-577-4 .
  • Петраш Ю. Г. Право и духовенство в исламе: науковедческие аспекты: монография / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2010. - 191 с. - ISBN 978-5-990-11-57-7-4 .
  • Петраш Ю. Г. Познание ислама: проблемы научно-философской методологии / Ю. Г. Петраш; Современная гуманитарная акад.. - М .: Изд-во Современного гуманитарного ун-та , 2011. - 297 с. - ISBN 978-5-8323-0785-5 .

Статьи

  • Петраш Ю. Г. Научная критика ислама // Вопросы философии . - 1963. - № 3 .
  • Петраш Ю. Г. Материалы о пережитках доисламских культов на юге Киргизии // Философские проблемы атеизма. - М .: Издательство АН СССР , 1963. - С. 260-261 .
  • Петраш Ю. Г. К вопросу о проникновении ислама в Киргизию и его классово-эксплуататорской сущности // Учёные записки Ошского педагогического института. Гуманитарные науки. - 1963.
  • Петраш Ю. Г. Конец священного мазара // Наука и религия . - 1965. - № 9 . - С. 41-43 .
  • Петраш Ю. Г. О характере пережитков мусульманского культа святых // Учёные записки исторического факультета Киргизского государственного университета. - 1966. - Вып. 9 .
  • Петраш Ю. Г., Хамитова Р. М. К характеристике процесса модернизации современного ислама в СССР // Вопросы научного атеизма . - 1966. - Т. 23 , вып. 2 . - С. 322-334 .
  • Петраш Ю. Г. Суфизм. Чему он учит? // Наука и религия . - 1969. - № 2 . - С. 52-57 .
  • Петраш Ю. Г. О связи морально-правовых норм шариата с теологией // Труды Ошского педагогического института. Общественные науки. - 1969. - С. 52-57 .
  • Петраш Ю. Г. Атеистическое воспитание студентов // Советская педагогика . - 1986. - № 6 . - С. 79-84 .

Интервью

  • Фокин Пётр. // События . - 12 ноября 2012 года.

Открытые письма

  • Петраш Ю. Г., Коваленко В. А. , Сигутин А. В., Эпатова Н. М., Емышева Л. К., Виноградова О. П., Лизунов И. К., Кулебякин И. В. , Кулебякина Е. Н., Прозоров В. Б., Шелешков А. В. и др. // Русская линия . - 26 августа 2006 года.
  • Петраш Юрий, Иванеев Сергей. // Civitas.ru. - 28 июня 2011 года.

Публичные выступления

  • Вера и безверие на войне: ,
  • (видео)

Напишите отзыв о статье "Петраш, Юрий Григорьевич"

Примечания

  1. На одну из тайн ислама пролит свет нашим земляком - доцентом филиала МИФИ в г. Обнинске Ю. Г. Петрашом в его книге «Тень Средневековья» (изд. «Казахстан», Алма-Ата, 1981). В Обнинске Юрия Григорьевича знают как активного пропагандиста научного атеизма. Он долгие годы работал в Средней Азии и написал несколько работ по исламоведению. - // Обнинская газета «Вперёд», 1982
  2. «Широко пропагандируемое современными мусульманскими богословами утверждение о совпадении ислама с нравственным прогрессом человечества было подвергнуто критике в выступлениях Ю. Г. Петраша (Ош) и Б. Х. Цавкилова (Нальчик). Они также показали насколько беспочвенны утверждения, будто современный социальный и научно-технический прогресс ведёт к падению нравов» - Наука и религия . 1969. С. 435
  3. «Под влиянием общественности и возмущения самих верующих по поводу жульнических махинаций служителей Аллаха на так называемых „святых“ местах, сказал он, высшее мусульманское духовенство было вынуждено было издать фетвы (толкование). В них почитание „святых“ объявляется отступничеством от ислама, идолопоклонством. Однако, подчеркнул Ю. Г. Петраш, такое толкование этого вопроса есть фальсификация истории ислама и его догм. Как и всякая религия, ислам не может быть связанным с чудесами, „авторами“ которых являются Аллах и его сонм святых.» - / Akademii nauk Ėstonskoĭ SSR. Eesti NSV ministrite Nőukogo riiklik kirjastuskomitee kirjastus «Periodika», 1961. С. 87
  4. Савин В. Н. , Авдеев А. А. Администрация города Обнинска
  5. .
  6. , с. 6.
  7. , с. 74.
  8. . Администрация города Обнинска . Проверено 31 мая 2015.

Литература

  • Булатов A. О. Трон Соломона. История формирования культа // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе: Сборник / Сост. С. Н. Абашин , В. О. Бобровников . - М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2003. - С. 69-103. - 336 с. - 1000 экз. - ISBN 5-02-018320-2 .
  • Иванеев С. В. // Пропаганда. - 06.05.2013.
  • Малтаев К. Ж. Сулайман-Тоо - древнейший поднебесный храм в Центральной Азии. - Ош: ОшГУ , 2000. - 152 с.
  • Огудин В. Л. Природные места поклонения в религиозных представлениях современного населения Ферганы / Дис. ... д-ра ист. наук: 24.00.01. - М .: ИЭА РАН , 2003. - 391 с.

Ссылки

  • . Атеистический сайт. Проверено 31 мая 2015.
  • . Союз русского народа . Проверено 31 мая 2015.
  • Савин В. Н. , Авдеев А. А. . Администрация города Обнинска (5 июня 2013). Проверено 31 мая 2015.

Отрывок, характеризующий Петраш, Юрий Григорьевич

– Хорошо! – сказал Багратион.
В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу, и так как было слишком далеко до левого фланга, чтобы успеть самому приехать во время, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу, тому самому, который представлял полк Кутузову в Браунау, чтобы он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и баталион, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию.

Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят».
Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность.
Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
Велено было остановиться и снять ранцы.
Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
«С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]
Уже близко становились французы; уже князь Андрей, шедший рядом с Багратионом, ясно различал перевязи, красные эполеты, даже лица французов. (Он ясно видел одного старого французского офицера, который вывернутыми ногами в штиблетах с трудом шел в гору.) Князь Багратион не давал нового приказания и всё так же молча шел перед рядами. Вдруг между французами треснул один выстрел, другой, третий… и по всем расстроившимся неприятельским рядам разнесся дым и затрещала пальба. Несколько человек наших упало, в том числе и круглолицый офицер, шедший так весело и старательно. Но в то же мгновение как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!»
«Ура а а а!» протяжным криком разнеслось по нашей линии и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами.

Атака 6 го егерского обеспечила отступление правого фланга. В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать. Отступление центра через овраг совершалось поспешно и шумно; однако войска, отступая, не путались командами. Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен. Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать.
Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.
Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания.
Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в котором служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей в коннице, собиранием дров – в пехоте.
– Есть он, однако, старше моего в чином, – говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, – то оставляяй его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление!
Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.
– Опять таки, полковник, – говорил генерал, – не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, – повторил он, – занять позицию и приготовиться к атаке.
– А вас прошу не мешивайтся не свое дело, – отвечал, горячась, полковник. – Коли бы вы был кавалерист…
– Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…
– Очень известно, ваше превосходительство, – вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно багровым. – Не угодно ли пожаловать в цепи, и вы будете посмотрейть, что этот позиция никуда негодный. Я не хочу истребить своя полка для ваше удовольствие.
– Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.
Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто всё их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего, и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.
Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они черту, волновал их.
Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.
«Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров.
– С Богом, г"ебята, – прозвучал голос Денисова, – г"ысыо, маг"ш!
В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся.
Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении.
– Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик.
Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
«Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
– Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.
Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.
– Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!

  • Рыбалка с Юрием Петрашем Сайт (Украина) http://fanatik.com.ua/ Сайт (Россия) http://www.fanatik.club/ √ Наш канал - https://www.youtube.com/channel/UC***3uRpKF...
    https://www.youtube.com/channel/UC83uRpKFKbRx3CmJeb-LK7w
  • Съедобный силикон Фанатик Юрия Петраша. Ловля Судака на Съедобные Приманки. Мастер-Класс "О рыбалке всерьёз" видео 242.Обзор №4. Трудовая рыбалка.Щука Окунь и Судак. Выпуск №12. Силиконовые Приманки И НОВЫЕ Крючки От ТМ Фанатик! Съедобная резина для мирной и хищной рыбы Fanatik Dagger. Обзор №3. Джиговая ловля окуня "накоротке". Видео 2***2HD.
    http://portall.zp.ua/?c=video&q=приманки Юрия Петраша
  • Канал: Рыбалка с... Крючки Fanatik для ловли на съедобную ре... Описание: В этом видео известный рыболов-спортсмен Юрий Петраш демонстрирует крючки для ловли хищной рыбы... Добавлено 3 мес. назад. Канал: Рыбалка с... Ловля пассивного Окуня жарким летом. Вып...
    http://www.fassen.net/user/UC83uRpKFKbRx3CmJeb-LK7w
  • Опись: Известный рыболов-спортсмен Юрий Петраш рассказывает о тактике ловли на микроджиг ранней весной.... Добавлено 2 мес. назад. Канал: Рыбалка с... Крючки Fanatik для ловли на съедобную ре... Описание: В этом видео известный рыболов-спортсмен Юрий Петраш демонстрирует крючки для ловли хищной рыбы... Добавлено 3 мес. назад. Канал: Рыбалка с... Ловля пассивного Окуня жарким летом.
    http://www.fassen.net/show/Рыбалка с Юрием
  • Первая часть передачи про рыбалку от рыболова-спортсмена Юрия Петраша, мастера спорта Украины и капитана команды «Аква-Шторм». В этом видео представлена новинка 2015 года от компании «Аква-Шторм» - катер Fish. Юрий Петраш знаком многим своим умением просто и интересно рассказать о рыбалке.Ловля крупного Окуня с Евой. Выпуск №5 - Продолжительность: 20:3*** Рыбалка с Юрием Петрашем 24 ***14 просмотров.
    https://www.youtube.com/watch?v=ZY-1RD3t8Tg
  • Эпизод с одной из весенних рыбалок со спиннингом на окуня. Ловил на речке Псел микроджигом. Тестировал съедобную резину Fanatik (приманки Юрия Петраша).Ловля на микроджиг. Приманки для микроджига. - Duration: 12:31. Кристина Постер 1,746 views.
    https://www.youtube.com/watch?v=drPfrfEvn3A
  • Сегодня на ловле на окуня с нами известный рыболов-спортсмен Юрий Петраш, почитатель спиннинговой рыбалки.секреты рыбалки ловля окуня 2 щербаковы _ perch fishing secrets - Продолжительность: 1:04:17 Секреты Рыбалки Somede***11 74 761 просмотр.
    https://www.youtube.com/watch?v=BLQZBRMubfg
  • Юрий Петраш знаком многим своим умением просто и интересно рассказать о рыбалке. Узнайте больше о рыбной ловле от опытного рыбака!Спортивная ловля окуня. Программа 201. Ловля щуки на поппер - уловистая приманка. Окунь. №3*** "О Рыбалке Всерьез"(слова эксперта -рус.яз). Поиск и Ловля Летнего Хищника. "О рыбалке всерьёз" мастер-класс видео 262.
    http://www.nofollow.ru/video.php?c=l_rjGZVtEr8
  • Юрий Петраш знаком многим своим умением просто и интересно рассказать о рыбалке. Узнайте больше о рыбной ловле от опытного рыбака! Ознакомиться с катером Fish можно на сайте компании «Аква-Шторм»: novinki/fish-detail. -- English version: The first part of the video about fishing from sportsman-fisherman, master of sport and captain of Aqua-Storm team Yuriy Petrash.Она быстро усвоила основные тонкости ловли и результатом этого стали полевки крупных окуней.
    http://dayz3.ru/watch/l_rjGZVtEr8/rybalka-s-yuriem-petrashem-chast2.html
  • Рыбалка с Юрием Петрашем. 2 части. Известный украинский рыболов-спортсмен Юрий Петраш хорошо знаком не только своими профессиональными навыками, но и умением интересно рассказать о рыбалке. Сегодня мастер спорта и капитан команды «Аква-Шторм» оправляется порыбачить на реку Южный Буг.Ловля крупных окуней ранней осенью.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Житель Днепропетровска Юрий Петраш это хорошо знает. «Вытаскивание рыбки из пруда» - занятие очень трудоемкое, но участвует в нем, в большей степени не мускульная сила, а ум, способность к анализу. Не случайно рыбалку сравнивают с шахматной партией. Да-да, не улыбайтесь, тут нет никакого преувеличения. Ведь речь идет не о любительском сидении с удочкой на бережку, а профессиональном ужении. И Юрий Петраш - один из лучших в этом деле. Федерация по рыболовному спорту Украины признала нашего земляка лучшим спортсменом-рыболовом страны по итогам прошлого года. Корреспондент «Зори» встретилась с Юрием Петрашем и попыталась с его помощью вникнуть в тонкости рыболовного спорта.

Юрий, если вы признаны лучшим спортсменом-рыболовом, значит ли это, что вы поймали самую весомую рыбу из всех, вытащенных из украинских водоемов? Скажем, сомика весом в три пуда?

Вовсе нет. Федерация по рыболовному спорту Украины признала меня лучшим спортсменом исключительно по результатам выступлений в соревнованиях. Я участвовал в трех чемпионатах страны - по мормышке, ловле на спиннинг с берега и ловле на спиннинг с лодки, и в трех кубках Украины по этим же дисциплинам. В итоге завоевал пять медалей. Мои трофеи обратили на себя внимание Федерации, которая и присудила мне первенство, а Днепропетровскую Федерацию, которую возглавляет Игорь Агеенко, признала лучшей. Что касается рекордных рыб, то мне с ними не везет. Я много ловлю на соревнованиях, но мне на удочку еще не попадалась рыба, которая могла бы заявить: иду на рекорд! Я несколько раз вытаскивал сома весом 30 килограммов, моя самая большая щука весила 7 кг 600 г, самый значительный судак - 3 кг 500 г. Но это были не рекордные трофеи.

- Это вас печалит?

Если бы я жаждал сенсационных трофеев, был охочим до баек, возможно, и испытывал бы некоторую досаду по этому поводу. Но в спорте главное - не поймать самую большую рыбу, а обловить соперника. И еще - по возможности не погубить выловленную рыбу. Вопрос максимально корректного отношения к трофеям является одним из главных на соревнованиях и национального, и мирового уровня. К сожалению, в Украине он решен разве что в ловле с берега, когда судьи сразу же могут измерить и взвесить трофей - и вернуть его в водоем.

О том, насколько серьезно относятся в рыболовном спорте к вопросу сохранения рыбы, говорит тот факт, что на некоторых чемпионатах мира по ловле с лодки рядом с экипажем находится судья, который после фиксации параметров рыбы тут же отпускает ее в родные пенаты. К сожалению, Украина, тоже принимающая у себя чемпионаты мира, пока не может позволить себе посадить в каждую лодку по судье.

Вообще же с каждым годом все явственнее ощущается позиция организаторов соревнований в отношении обитателей речных и озерных глубин, волею людей становящихся трофеями. Мне довелось участвовать в ловле семги на Кольском полуострове. Принцип поймал - отпусти соблюдается там неукоснительно. Потому и ловля ведется безбородными, не травмирующими рыбу, крючками.

А вот ловля на мормышку - то есть зимняя, подледная - не предполагает соблюдения этого принципа. Слышала о том, что обитатели минского зоопарка очень обрадовались, когда узнали о том, что чемпионат мира по ловле на мормышку будет проходить рядом с ними.

И их радость не была напрасной. Весь улов, пойманный спортсменами - а это был один из самых «клевых» чемпионатов мира, на которых мне доводилось бывать, - действительно пошел на угощение обитателям минского зоопарка. К сожалению, сохранить рыбу, пойманную на мормышку, априори невозможно: она быстро погибает на льду.
Некоторое время назад организаторы зимних первенств пытались пристроить трофеи так, чтобы, как говорится, не было мучительно стыдно за погубленную напрасно рыбу. Например, передавать улов детским домам. Однако столкнулись с такой массой проблем, необходимостью добывания такого огромного количества документов, что оставили эту затею и решили баловать рыбкой не детей, а зверей.

Вы участвовали в чемпионате мира в Белоруссии не в качестве спортсмена. Расскажите о своей миссии, пожалуйста.

Я был приглашен главным тренером нашей сборной на недавний чемпионат мира в Белоруссию, чтобы помочь команде выработать тактику «ведения боя». Для того чтобы она оказалась верной, привела к успеху, необходимо было составить подробную карту водоема, готовящегося стать территорией рыболовных баталий. Мы пробурили порядка тысячи лунок, чтобы иметь представление о перепадах глубин, на которых и сосредоточивается главная рыба. В результате наши спортсмены сразу же разбурились там, где была рыба, и начали «поднимать ее на гора» с первой же лунки. И завоевали золото.

- У вас есть еще и золото с чемпионата мира.

Да, но и то золото я завоевал не в качестве спортсмена, а координатора Дмитрия Корзенкова, ныне моего хорошего друга, учителя. Я познакомился с Дмитрием на своем первом чемпионате мира - по ловле на спиннинг с лодки, который проходил в Латвии. Я тогда только делал свои первые шаги в рыболовном спорте, и так случилось, что оказался в одном экипаже с самым титулованным спортсменом Украины. Мы проиграли первое место по весу, однако знакомство с Дмитрием Корзенковым дало мне мощный профессиональный рост.

Вскоре Дмитрий пригласил меня быть его координатором на чемпионате мира по ловле на мормышку, который проходил в Украине, под Харьковом. И если в первом туре Дмитрий выступил очень удачно, то в начале второго явно проигрывал соперникам. Мне удалось посадить его на рыбу, и Дмитрий выиграл золотую медаль. Вообще же этот чемпионат вспоминается очень тепло и, думается, не только мной. Спортсмены, съехавшиеся на Печенежское водохранилище из многих стран мира - а в чемпионатах мира по ловле на мормышку ныне участвуют даже представители Монголии, - искренне благодарили организаторов за хорошие условия соревнований.

- А что, есть хорошие условия?

Это когда и хозяева, и гости имеют равные шансы на победу, когда рыба в водоеме распределена равномерно и побеждает тот, кто наловил ее больше всех, а не тот, кто что-то поймал. Вспоминаю свое первое участие в областных соревнованиях в 2008 году. Тогда наша Федерация только-только организовалась и пригласила людей, друживших с удочкой, померяться силами. Соревнования проходили на Комсомольском острове. Мы ловили в протоке с берега на спиннинг. Минут через 15 я вытащил огромного сома. Мой приятель, рассказавший мне о соревнованиях и пригласивший поучаствовать в них, поймал бычка. Больше никто ничего не поймал. Сом же, выуженный из Днепра в центре города, был воспринят мной как знамение, как знак свыше.

После этого соревнования посыпались на меня как из рога изобилия. Так, я три раза попадал в сборную на чемпионаты мира по ловле с лодки. Увы, наше участие и в Италии, и в Ирландии оказалось не очень успешным. Если в мормышке украинские спортсмены одни из лучших в мире, то в ловле с берега и с лодки нам еще учиться и учиться. Например, у англичан.

- Вы выступаете только в трех дисциплинах и предпочитаете ловить хищную рыбу. Карасики вас не интересуют?

Да, я не участвую в ловле на поплавок, на английскую донку и так далее. Мне интересны мои дисциплины. Почему? На мой взгляд, поймать рыбу на червяка проще, чем на кусочек пластмассы. Что бы такое предложить бродившему где-то рядом сому, щуке, судаку, окуню и так далее, чтобы они восприняли приманку в качестве противника и атаковали, или в качестве еды - и проглотили? Какие-то приманки рыба берет охотно, какие-то - вообще игнорирует. Это зависит и от времени года, и от водоема, и, возможно, от настроения рыбы. И моя задача - понять, что по вкусу на данный момент моей рыбе и поймать ее на крючок. Это очень интересно и увлекательно.

- А когда вы подружились с удочкой?

В детстве, когда ездил на лето в гости к бабушке в Соленое. Дядя вооружал меня удочкой и водил на ставок. Может быть, именно тот восторг, который пробуждала у меня всякая разная выуженная из ставка пузатая мелочь, и определил мой дальнейший путь. Хотелось, возможно, и безотчетно, испытывать эти яркие ощущения еще и еще.
Правда, в 90-е годы был перерыв, когда я, как и многие мои соотечественники, вел борьбу за существование. А когда она окончилась в мою пользу, вновь взялся за спиннинг. Погрузив резиновую лодку в багажник автомобиля, объезжал водоемы в радиусе ста километров и более. Вскоре понял, что любительский лов меня не совсем устраивает. А тут и областная Федерация по рыболовному спорту создалась и начала организовывать соревнования.

- Какие ближайшие планы в этом году?

Как всегда, чемпионаты и кубки страны. Надеюсь, что ситуация в стране не повлияет на их судьбу. Чемпионат мира будет проходить во Франции, на каком водоеме, пока не знаю. Полагаю, что не на Сене.

- Сколько времени вы проводите вне дома?

Думаю, половину жизни.

- Как к этому относится семья?

Соглашается с моим образом жизни, но без большого энтузиазма.

- Значит, не сидите с сыном с удочкой на берегу?

У меня дочь. А вот по поводу сына надо подумать…

Ю́рий Григо́рьевич Петра́ш
Дата рождения 7 ноября (1930-11-07 )
Место рождения станица Самсоновка , Казакская АССР , СССР
Дата смерти 1 мая (2013-05-01 ) (82 года)
Место смерти Обнинск , Калужская область , Российская Федерация
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера исламоведение
Место работы
Альма-матер Алма-Атинский университет
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель Л. И. Климович
Известные ученики С. В. Иванеев
Награды и премии
Почётный гражданин города Обнинска

Биография

Юрий Петраш родился в станице Самсоновка Казакской АССР . По отцовской линии - донской казак (дед - участник Первой мировой войны Калина Антонович Петраш), по материнской - семиреченский казак . Оба деда-казака Юрия Петраша были репрессированы .

Сбежав на фронт начавшейся на территории СССР Второй мировой войны , сын полка Юрий Петраш стал участником битвы за Москву и оказался в окружении под Ржевом , где был разведчиком. За разведдеятельность был награждён медалью «За отвагу» . В 1942-1943 годах на Южном фронте служил санитаром фронтового госпиталя и получил на Донбассе контузию. После этого был отправлен на работу в колхоз Казахстана и продолжил учёбу .

Критика

Кандидат философских наук, доктор исторических наук, религиовед и культуролог В. Л. Огудин отмечал:

Темы пережитков домусульманских культов в Киргизии касался Ю. Г. Петраш (1963). В своей статье, посвящённой этой теме, он сообщил о почитаемой пещере Сары-колот и священных кустах, и тополе мазара Мойыл, и водопаде Обишир-Ата, находящихся в разных местах Ферганской долины. Впоследствии Ю. Г. Петраш стал одним из самых бескомпромиссных борцов с культом святых. Например, в своей книжечке, вышедшей в 1988 году, явно выполняя заказ местных партийных органов, которым святая гора Тахти-Сулейман явно мешала строить светлое будущее, он выдавал цитаты, так и просящиеся на лозунги: «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению, наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой мусульманский долг заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой „святыне“, чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством - этим глубоко вредным пережитком прошлого. Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей - сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу».

Кандидат исторических наук, доцент и заведующий кафедрой археологии и этнографии Ошского государственного университета К. Ж. Малтаев отмечал, что «в изучении культово-религиозной горы Сулайман-Тоо особняком стоит и книга Ю. Г. Петраша „Гора легенда (Ф., 1991)“», которая «написана с точки зрения воинствующего атеизма и исторического материализма ». Также он указывает на то, что «некоторые важные и правильные выводы не имеют фактического и источниковедческого обоснования».

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Кавказа A. О. Булатов отмечал:

В советское время культ горы Тахти-Сулейман постоянно подвергался самой беспощадной критике. Если о ней и упоминали в газета, так только в уничижительном смысле. Особенно бескомпромиссным борцом с культом святых стал Ю. Г. Петраш. Его книжечка вышедшая в 1988 году (автор выполнял заказ местных партийных органов, которым святая гора явно мешала строить «светлое будущее»), пестрит цитатами так и просящимися на лозунги и транспаранты : «Много у ошан бывает гостей из Узбекистана. К сожалению наслушавшись всякого рода легенд, многие почитают за свой „мусульманский долг“» заодно поклониться Сулейман-горе. Так что пусть узнают научную правду об этой «святыне», чтобы их пребывание гостями в Оше не оборачивалось паломничеством - этим глубоко вредным пережитком прошлого… Ошибочные представления сошедших в могилу поколений не должны тяготеть над умами и чувствами советских людей - сознательных и активных участников преобразований на пути к коммунистическому обществу.

Доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой теории и практики социальной работы Чеченского государственного университета действительный член Академии наук Чеченской Республики , главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН В. Х. Акаев и старший преподаватель кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова А. Б. Дохаева отождествили оценки Корана Петрашем с теми, что были сделаны нидерландским политиком Гертом Вильдерсом , отмечая что «Ю. Г. Петраш источник терроризма находит в Коране » и что в своей книге «Ислам: происхождение, вероучение, современность» пишет, что «очевидно - и это невозможно отрицать - терроризм сросся и исламистской религиозной мотивацией» .

Также они обращают внимание на то, что «описывая деяния бандитов, констатирует, что „эти нелюди защищали принципы джихада в соответствии с предписаниями Корана“» и он приводит в качестве доказательства «из 9 суры неполное содержание 5 аята: „Избивайте многобожников <равно прочих немусульман>, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!“» . Акаев и Дохаев в связи с этим указывают, что у данного коранического стиха есть начало «А когда кончатся месяцы запретные…» , и концовка: «Если они <многобожники> обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий милосердный!» , которые Петраш опустил.

Они высказывают мнение, что отождествление «многобожников » и «прочих немусульман» сделанное Петрашем «является намеренным искажением содержания положения Корана». Далее они отмечают, что автор не принял во внимание предшествующий 4 аят Ат-Тавбы, где «от мусульман требуется соблюдение договора с многобожниками», а также замечают. что этой же суре в 6 аяте сказано следующее: «А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышал слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это - потому, что они - люди, которые не знают» . По мнению Акаева и Дохаевой, Петрашу "игнорирование этих положений было нужно, чтобы заявить: «Вот и захватывают, осаждают, избивают. И не требуется большой мудрости, чтобы в соответствии с жестокой правдивой прямо и честно сказать миру: до тех пор, пока Коран будет признаваться „истинным словом Аллаха“, его аяты, содержащие мораль средневековых мусульманских феодалов, будут вдохновлять „на подвиги“ воинствующих экстремистов»" . В связи с этим они высказывают мнение, что «ни один здравомыслящий человек не может согласиться с такой оценкой Корана», а «заявление Ю. Г. Петраша, не разобравшегося в основах ислама, означает оскорбление религиозных мусульман, проявление осознанной ненависти к исламу». .

Награды и звания

Библиография

Диссертации

  • Причины существования и пути преодоления пережитков ислама: (По материалам юга Киргиз. ССР) / автореферат дис. ... канд. философских наук. - М. : , 1962. - 21 с.
  • Петраш Ю. Г. Социально-мировоззренческая сущность идеи святости, культа святых в исламе и его проявления в современных условиях (регион Средней Азии) / автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.06. - Киев, 1990. - 33 с.
  • Петраш Ю. Г. „Святые“ места обмана. - Фрунзе: Киргизгосиздат, 1961. - 98 с.
  • Петраш Ю. Г. Ложные „святые“ местности Южной Киргизии. - Ош, 1961. - 79 с. (на узбекском языке)
  • Мулюков М. В., Петраш Ю. Г. Актуальные задачи пропаганды научного атеизма среди мусульман: (Обзорная рецензия на лекции и брошюры по исламу) / Канд. ист. наук М. В. Мулюков, Ю. Г. Петраш. - М. : Знание , 1962. - 32 с. - (В помощь лектору/ Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. Науч.-метод. совет по пропаганде науч. атеизма).
  • Петраш Ю. Г. 3аколдованный обман. - Ташкент: Узбекистан, 1965. - 106 с. (на узбекском языке)
  • Петраш Ю. Г. «Священный» обман. - Ташкент: Узбекистан, 1965. - 95 с.
  • Петраш Ю. Г. За атеистическое воспитание молодёжи. - Фрунзе, 1966.
  • Петраш Ю. Г. Тень средневековья. - Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 150 с.
  • Петраш Ю. Г. Несвященная «святость»: [Ислам в УзССР]. - Ташкент: Узбекистан, 1988. - 68 с. - ISBN 5-640-00041-4 .
  • Гора-легенда: Религиозные мифы о Сулайман-горе / Пер. с кирг. Ю. Петраша. - Фрунзе: Кыргызстан, 1991. - 41 с. - ISBN 5-655-00221-3 .
  • Петраш Ю. Г. Философия мусульманского Востока, IX-XII вв.: Учебное пособие по курсу философии / , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1992. - 53 с.
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: Учебное пособие по курсу «История и теория религии» / , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1995. - 74 с.
  • Петраш Ю. Г. Перлы немеркнущих мыслей: (Научно-философская культура мусульман Востока): Учебное пособие по курсу «Философия» / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ; , Физико-энергетический факультет. - Обнинск: ИАТЭ , 1998. - 50 с.
  • Петраш Ю. Г. Ред. В. А. Коваленко ; Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД , 2000. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Общество. Человек. Религия: Учебное пособие. - Обнинск: ИАТЭ , 2000. - 84 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Происхождение, вероучение, современность / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - 2-е изд.. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2002. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Происхождение, вероучение, современность / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации . - 3-е изд.. - Обнинск: ВНИИГМИ-МЦД , 2004. - 340 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам. Философско-культурологический взгляд. - М. : Республика , 2005. - 348 с. - 1500 экз. - ISBN 5-250-01901-3 .
  • Петраш Ю. Г. Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2005. - 282 с.
  • Петраш Ю. Г. Что такое философия. Эволюция философских воззрений: Курс лекций для вузов / Российская академия естественных наук . - 2-е изд.. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 292 с.
  • Петраш Ю. Г. Бытие, наука и философия. Основы научно-философских проблем. Систематический курс «Философии науки»: Лекции. Ч. 2 / Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 263 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам в вопросах и ответах: вчера, сегодня, завтра. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 431 с. - ISBN 5-91070-004-9 .
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: происхождения, вероучение, современность. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2006. - 384 с.
  • Петраш Ю. Г. Мировые религии: происхождения, вероучение, современность. - 2-е изд., доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2007. - 388 с. - ISBN 5-99011-571-7 .
  • Петраш Ю. Г. Бытие и философия: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2007. - 488 с.
  • Петраш Ю. Г. Катехизис научного атеизма. Верующим и неверующим: Научное издание / Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 176 с.
  • Петраш Ю. Г. Религия. Свободомыслие. Атеизм. - Обнинск, 2008. - 375 с. - ISBN 5-9901157-3-3 .
  • Петраш Ю. Г. Верующим и неверующим / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 176 с. - (Катехизис научного атеизма). - ISBN 978-5-9901157-4-3 .
  • Петраш Ю. Г. Религия. Свободомыслие. Атеизм / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2008. - 375 с. - ISBN 978-5-9901157-3-6 .
  • Петраш Ю. Г. Что такое философия? Эволюция философских воззрений: Курс лекций / Российская академия естественных наук . - 3-е изд., испр. и доп. - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 291 с.
  • Петраш Ю. Г. Ислам в Киргизии: Распространение. Эволюция. Современность / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 296 с. - ISBN 978-5-99011-576-7 .
  • Петраш Ю. Г. Религия, свободомыслие, атеизм в Калужском крае: социально-философские аспекты / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2009. - 367 с. - ISBN 978-5-904240-06-6 .
  • Петраш Ю. Г. Философия и бытие: Часть 1: Эволюция философских воззрений. Часть 2: Основы научно-философских проблем: курс лекций / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2010. - 495 с. - ISBN 978-5-99011-577-4 .
  • Петраш Ю. Г. Право и духовенство в исламе: науковедческие аспекты: монография / Ю. Г. Петраш; Российская академия естественных наук . - Обнинск: Фабрика офсетной печати, 2010. - 191 с. - ISBN 978-5-990-11-57-7-4 .
  • Петраш Ю. Г. Познание ислама: проблемы научно-философской методологии / Ю. Г. Петраш; Современная гуманитарная акад.. - М. :


  • Разделы сайта