Что поднимают тяжеловесы название. Виды спорта. Техника выполнения упражнений в тяжелой атлетике

Раздел 5. Психические свойства и состояния.
Темперамент
Задача 1.

По психологическим признакам, приведенным ниже, определите, о каком виде темперамента идет речь в каждом случае:


    1. человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, легче других приспосабливающийся к изменяющимся условиям жизни;

    2. человек медлительный, уравновешенный, с устойчивыми стремлениями и настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний;

    3. человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения;

    4. человек с повышенной эмоциональной чувствительностью, глубоко переживающий даже незначительные события, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Задача 2.

По приведенным ниже признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому виду темперамента соответствует каждый из ?


  1. Сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него.

  2. Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно.

  3. Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит быстро

  4. Возбудительный и тормозной процессы слабые.

Задача 3.

Как известно, нет «плохих» или «хороших» темпераментов. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Однако нередко можно услышать, что именно холерик и меланхолик имеют больше, чем другие темпераменты, отрицательных сторон.

Пользуясь учебником и другой литературой, попытайтесь определить положительные стороны названных типов темперамента. В чем состоит преимущество этих типов темперамента, например, при формировании на их основе тех или иных способов поведения?
Задача 4.

Какие из перечисленных ниже особенностей поведения обусловливаются темпераментом?

1. Ребенок обычно начинает разговор первым, легко знакомится с новыми людьми.

2. Ученик слушает урок внимательно только тогда, когда учитель сообщает что-нибудь интересное.

3. Даже зная урок, школьник постоянно испытывает неуверенность, сомнение.

4. Подросток разражается гневом, как только ему сделают резкое замечание, особенно, если оно задевает самолюбие.

5. Учащийся все свободное время с увлечением занимается конструированием и совершенствованием радиоприемника.


Задача 5.

Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Задача 6.


  1. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

  2. какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани?

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.


Задача 7.

Укажите основные виды темперамента и их отличительные психологические особенности.

Заполните таблицу:

Задача 8.

Определите преимущества и недостатки каждого типа темперамента. Укажите предпочтительный вид деятельности (профессию).

Заполните таблицу:

Задача 9.

Поясните, пользуясь «кругом Айзенка», какие качества присущи каждому из типов темперамента, занимающих один из четырех квадратов :

«КРУГ» АЙЗЕНКА

Нейротизм (эмоциональная нестабильность)

Неустойчивый

Устойчивый

Эмоциональная стабильность

Задача 10.

Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и явлениями природы. С каким явлением природы вы бы сравнили холерика, флегматика, меланхолика, сангвиника? С чем еще их можно сравнить?

Характер
Задача 1.

Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности.

Задача 2.

Ниже приводятся выдержки из характеристик, данных А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» на некоторых воспитанников колонии им. Горького (20, с.32, 94-95). Определите черты характера, о которых говорит автор.

О Таранце: «Ему было шестнадцать лет, он был из старой воровской семьи , был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор и предприимчивый человек, Но он не умел уважать коллективные интересы».

Об Антоне Братченко: «Ему было всего пятнадцать лет, был он хорош собой, кучеряв, голубоглаз, строен. Антон был невероятно общителен и ни одной минуты не мог пробыть в одиночестве… По своему развитию Антон стоял гораздо выше многих колонистов, говорил правильным городским языком, только для фасона вставлял украинизмы. Он старался быть подтянутым в одежде, много читал и любил поговорить о книжке. И все это не мешало ему день и ночь толочься в конюшне, вычищать навоз, вечно запрягать и распрягать, чистить шлею или уздечку, плести кнут, ездить в любую погоду в город или во вторую колонию – и всегда жить в впроголодь, потому что он никогда не поспевал ни на обед, ни на ужин, и если ему забывали поставить его порцию, он даже и не вспоминал о ней».


Задача 3.

У Л. Н. Толстого есть следующее высказывание: «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4–х основ, мотивов деятельности – все различия людей».

О каких важных чертах характера говорит писатель?
Задача 4.


  1. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

в) свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;

д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

е) характер индивидуально своеобразен;

ж) черты характера социально типичны и индивидуально разнообразны;

з) характер – отражение общественных отношений.
Задача 5.


  1. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента.

  2. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если ей в общей работе приходиться подчиняться кому–либо из товарищей , она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной (По П. М. Якобсону , 1966.)

Задача 6.


  1. Определите, проявляется ли в приведенных примерах характер человека.

  2. Дайте обоснование своего ответа.

А. Студента В. Спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. Остановился и обстоятельно ответил на вопрос.

Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец – то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу».

Это я обернул! – поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додону )

В. Ученик V класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Г. Когда в VII классе отменили контрольную работу по математике, Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении 15 – 20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

Д. Коля был близорук, и все предметы близко подносил к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске.

Изобретательность, находчивость в решении вопроса;

Умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

Способность к анализу и синтезу образного материала.
Задача 3.


  1. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей.

  2. По каким признакам способностей это можно определить?

А. особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука – чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий ее одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко , Педагогическая поэма.)

Б. Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, все, связанное с ней в других науках – астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от нее «убежать», поступив на факультет, где не было и намека на математику (По А. В. Ярмоленко. )

Представляем диеты по темпераменту - оказывается, похудеть гораздо легче, когда строишь методику похудения в соответствии с особенностями своего характера.

Темперамент формируется у человека на протяжении всей жизни, однако судить о его типе можно уже в 6-7 лет. С древности принято различать 4 основные типа темперамента: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник

Сангвиник - человек живой, очень подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неприятности, обладает большой импульсивностью, но слабой впечатлительностью.

Итак, если вы принадлежите к типу сангвиник, то вам больше подходят нестрогие диеты, которые предназначены не столько для снижения веса, сколько для поддержания уже имеющихся форм - диеты «здоровое питание». Люди этого типа легко сбрасывают лишние кило и вследствие своей подвижности не нуждаются в суровых физических нагрузках. Вам вполне достаточно не есть после 6, исключить из рациона мучные и кондитерские изделия и устраивать раз в месяц разгрузочный день, соблюдая монодиету: яблочную, кефирную, овощную или творожную (в течение дня есть только 1 из предложенных продуктов и пить чай на травах).

Разгрузочные дни для похудения . Разгрузочный день - прекрасный способ сохранить стройную фигуру и заодно узнать, какой продукт вам подойдет, если потребуется более серьезное похудение. Мы расскажем, как правильно провести разгрузочный день, чтобы был результат.

Монодиеты . Если вам нужно похудеть на несколько килограммов, разгрузочным днем не обойтись, вам нужна монодиета. Представляем вашему вниманию четыре самых популярных монодиеты наступившего года - кефирную, гречневую, рисовую и яблочную, выбирайте что по душе.

Травы для похудения . Чай на травах - отличный способ усилить эффективность любой методики похудения, и пусть эффективность сборов или трав для похудения не такая быстрая, она реально заметна и очень хороша с точки зрения нашего с вами здоровья. Смотрим рецепты.

Флегматик

Флегматик - медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний и впечатлительностью.

Флегматикам довольно сложно придерживать даже самой простой диеты, поэтому, им лучше заменять привычные продукты на более полезные и менее калорийные, но не уступающие по вкусу привычным. Используйте, например, жиросжигающие супы, зеленый чай, хорошим подспорьем для вашего похудения станут ванны, например, содовая. И обязательно откажитесь от фаст-фуда, замените его вкусными салатами.

Супы для похудения совмещают в себе то, что так часто мешает в диете - во-первых, они очень сытные, поэтому они не вызывают у вас чувство голода, во-вторых, вкусные, есть их очень приятно, в-третьих, на них реально худеешь, а разве мы не этого хотим от своей диеты...

Зеленый чай для похудения . Стоит ли говорить, насколько полезен для нашего организма зеленый чай. Наверно, нет. А вот о том, как его правильно заварить, чтобы все целебные свойства зеленого чая достались вам, а не остались в заварке, мы расскажем обстоятельно и подробно.

Содовая ванная для похудения . Если вы не хотите особо напрягаться, но желаете похудеть, есть отличный способ решить проблему - использовать содовую ванну, за время который вы можете потерять целый килограмм веса, и это за 15 минут. Рецепты этого чуда - в нашем материале.

Холерик

Холерик - быстрый, порывистый человек, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Холерикам свойственно «заедать» скуку, личные неудачи и просто плохое настроение. Поэтому таким людям показаны овощная или яично-грейпфруктовая диеты. Следует отказаться не только от любимых булочек и конфет, но и от свиной колбасы, масла (кроме оливкового) и орехов. Также сбросить лишний вес помогут пешие прогулки, лёгкие гимнастические упражнения, например похудение со скакалкой, или бег.

относится к группе белковых диет, а данный базовый принцип похудения используется практически во всех самых популярных методиках. Если вы любите яйца, мы расскажем вам, как с помощью этого продукта поправить состояние своей фигуры и сбросить вес.

Грейпфрутовая диета становится все более популярной - еще бы, ученые открывают в грейпфруте все новые полезные свойства, которые прекрасно справляются в том числе и с такой проблемой, как лишние килограммы. Хотите похудеть на цитрусовых? Выбирайте смело грейпфрут.

Знаете ли вы, что скакалка по расходу энергии на порядо превышает показатели бега и стоит на одном месте с активными фитнес программами и танцами, при этом она более доступна как в плане места использования, так и деньги не надо лишние тратить.

Меланхолик

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Для похудения ему нужен сильный стимул.

Для меланхоликов лучшим вариантом снижения веса будут именно физические нагрузки. Бег для похудения всегда хорош, он поможет не только привести в тонус мышцы ног, но и, как доказано психологами, избавиться от депрессий. Меланхолику лучше всего подойдёт овощная диета. Если вы жить не можете без сладкого, то не отказывайте себе в удовольствии, не стоит «насиловать» свой организм. Помните: количество полученных килокалорий от порции шоколадного мороженного равно количеству потраченных от часа занятий йогой. Кроме того, меланхолику всегда полезно взбодриться, поэтому включите в свои рецепты диет медовый напиток - на стакан воды столовая ложка меда и половина выжатого лимона, а еще лучше - имбирный чай.

Упражнения для похудения . Физические нагрузки являются лучшим способом сжечь лишние калории, а если вес уже превышает норму, но и жировые отложения. Но не все упражнения работают одинаково - смотрите, что нужно использовать для достижения наилучшего результата.

Имбирный чай давно получил славу напитка, который резко усиливает обмен веществ и делает ваше меню интереснее и разнообразнее. При этом он элементарно заваривается и очень легко пьется даже в походных условиях, так что он будет рядом с вами даже в трудную минуту.

Екатерина Красивая специально для

Важное место в изучении личности работников и учете их индивидуальных особенностей занимает характер – система основных, наиболее выраженных качеств человека, которые проявляются в его индивидуальных действиях, поведении и общении с другими людьми.

Характер обусловлен типом высшей нервной деятельности и индивидуальной жизнью человека (условиями его быта, деятельности, воспитанием и обучением). Знать характер человека – значит знать существенные свойства человека, типичные для него, устойчивые и всякий раз с определенной последовательностью проявляющиеся в поступках, отношении к труду, самому себе и другим людям, к общественным и личным ценностям. В психологии выделяют четыре группы черт характера:

1. Отношение человека к коллективу, к другим людям, к обществу. Положительные стороны этой группы: доброта, отзывчивость, требовательность, коллективизм, патриотизм. Отрицательные – равнодушие, беспринципность, грубость, расчет, злорадство, зависть, эгоизм и др.

2. Отношение человека к труду. Положительное отношение проявляется в трудолюбии, настойчивости, инициативности, добросовестности и аккуратности. Отрицательное отношение – это лень, безразличие к работе и уклонение от нее, поверхностность и непосредственность и др.

3. Отношение человека к самому себе выражается в чувстве собственного достоинства, правильном понимании гордости и связанной с ней самокритичности, скрытности или самомнении, заносчивости, обидчивости, застенчивости.

4. Отношение к вещам – аккуратность, небрежность и др. Своеобразным стержнем характера является воля . Ее особенности, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Воля непосредственно связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью и решительностью. Однако перечисленные качества не исчерпывают всего характера – он имеет более широкое содержание.

Все черты характера – это черты личности, но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются обязательно в различных видах деятельности.

Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды: моральные черты характера (чуткость, деликатность, внимательность), волевые черты характера (решительность, настойчивость, твердость), эмоциональные черты характера (вспыльчивость, нежность, страстность).

Остановимся на некоторых положительных свойствах характера. К ним относятся: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Моральная воспитанность проявляется в формах поведения и направленности личности. Например, человек с положительным характером гуманен, тактичен в общении. Он коллективист: уважает коллектив, умеет жить и работать в нем.

Полнота характера свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера – это отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера выражается в устойчивости поведения, соответствующего сложившимся убеждениям человека. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет вести себя в тех или иных условиях жизни.

Сила характера выражается в энергии, с которой человек добивается поставленных целей. Человек сильного характера не пасует перед трудностями и препятствиями.

Уравновешенность характера – это ровное поведение, способность человека в трудных условиях держать себя в руках.

Все положительные качества характера не даны нам от природы, а формируются в жизненных ситуациях под влиянием воспитания и самовоспитания. Самовоспитание предполагает выполнение поставленных перед собой задач, искоренение у себя отрицательных привычек и чувств.

Самовоспитание может быть организовано в соответствии со следующими задачами, решаемыми по этапам.

На первом этапе человек анализирует свой характер и выделяет те черты, которые необходимо исправить, или те, которые надо в себе воспитать.

Второй этап – составление для себя программы самовоспитания. (Например, составляется конкретная программа действий для укрепления воли, выработки сдержанности и т.д.).

Третий этап – овладение самоприказом (т.е. умение заставить себя поступать определенным образом).

Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия людей, существенное место занимает темперамент.

Темперамент – проявление в деятельности человека типа его нервной системы, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность его нервных процессов.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он сделал вывод, что тип темперамента определяется особенностями высшей нервной деятельности человека. Он открыл и описал эти особенности. К ним относятся: а) сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки; б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения: нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует; в) третье свойство нервной системы – подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Исходя из этого в основе каждого типа темперамента лежит то или иное сочетание основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В соответствии с учением И. П. Павлова, различают четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. К ним относятся чувствительность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, тип психической реакции.

Чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, “дошло”.

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: “вспыльчивый”; “заводится с полоборота”, а о других: “Не поймешь, обрадовался или огорчился...”.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией сам человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д.

Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознательно определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Типы психических реакций: пластичность и противоположное качество ригидность . Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Многие психологи предлагают по этим особенностям определить сам темперамент: способность человека активно или пассивно относиться к окружающему миру.

С этой точки зрения холерик – человек активный. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Для него характерно стремление выделиться из окружающих людей. Сангвиник тоже отличается активностью. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист легко вступает в контакты с людьми. В нем всегда теплится надежда на лучшее будущее. Меланхолики и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, при недостаточной воспитанности – вспыльчивый и резкий. Отличие холерика от сангвиника – в отсутствии равновесия нервных процессов. Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивым стремлением и настроением: слабым внешним выражением душевных состояний. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется прилежанием к делу, поэтому он способен работать вполне производительно.

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, “чистые” темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.



  • Разделы сайта