Почему тренер хоккеистов старается выбрать. Что должен знать защитник и нападающий! Современные тренеры или как воспитать игрока в российском хоккейном стиле

1. а) Существует два способа колки дров. Способ 1: по по¬лену быстро ударяют топором (см. рисунок). Способ 2: слабым ударом топор загоняют в полено и обухом бьют о колоду. Объясните наблюдаемые при этом механические явления.

б) Покоящееся тело массой 400 г под действием силы 8 Н приобрело скорость 36 км/ч. Найдите путь, который прошло при этом тело.
в) Почему у винтовки делают массивный приклад? Поче¬му при выстреле приклад плотно прижимают к плечу?
45
2. а) Выходя из воды, собака отряхивается. Какой физичес¬кий закон при этом выполняется?
б) Какую скорость приобрело покоящееся тело массой 500 г, если под действием силы 5 П оно прошло путь в 80 см?
в) Может ли мяч изменить направление полета на проти-воположное, не сталкиваясь с препятствием? Объясните свой ответ.
3. а) Почему тренер хоккеистов старается выбрать защитников «помассивнее», а нападающих - «полегче», половчее?
б) Найдите начальную скорость тела массой 600 г, если под действием силы 8 Н на расстоянии 120 см оно до¬стигло скорости 6 м/с, двигаясь прямолинейно.
в) Лошадь тянет груженую телегу. По третьему закону Ньютона сила, с которой лошадь тянет телегу, равна силе, с которой телега тянет лошадь. Почему же все-таки телега движется за лошадью?
4. а) На полу вагона лежит мяч. Поезд трогается, мяч при этом катится по полу вагона. Укажите тело отсчета, от¬носительно которого верен закон инерции, и тело отсчета, относительно которого этот закон не выполняется.
б) Самолет массой 30 т касается посадочной полосы при скорости 144 км/ч. Какова сила сопротивления движению, если самолет до остановки пробегает по полосе 800 м?
в) Лебедь, Рак и Щука в басне Крылова тянут воз с одина-ковыми по модулю силами. Результат известен. Под ка¬кими углами друг к другу были направлены эти силы?
5. а) Спортсмены используют финты в футболе, хоккее, бас-кетболе, не думая о законах движения. Объясните, как спортсменам удается увернуться от преследователей.
б) Поезд начал тормозить при скорости 54 км/ч, не доез¬жая 200 м до переезда. Масса поезда 2000 т, при тормо¬жении действует сила трения 2 МН. На каком расстоя¬нии от переезда находился поезд через 10 с после начала торможения?
в) Трактор тянет сеялку. По третьему закону Ньютона сила, с которой трактор действует на сеялку равна силе,

с которой сеялка действует на трактор. Почему же сеял¬ка движется за трактором, а не наоборот?

6. а) Автомобиль равномерно движется по кольцевой трассе. Является ли связанная с ним система отсчета инерциаль- ной?
б) Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 м/с. Найдите начальную скорость тела.
в) В каком случае натяжение каната будет больше: 1) два человека тянут канат за концы с силами F, равными по модулю, но противоположными по направлению; 2) один конец каната прикреплен к стене, а за другой конец че¬ловек тянет с силой 2F?
7. а) При каком движении самолета связанную с ним систему отсчета можно считать инерциальной (хотя бы прибли¬женно)?
б) Шарик массой 500 г скатывался с наклонной плоскости длиной 4 м, имея начальную скорость 2 м/с. Определите, какую скорость имел шарик в конце наклонной плоскос¬ти, если равнодействующая всех сил, действующих на шарик, равна 2 Н.
в) Две группы спортсменов соревнуются в перетягивании каната. Одна группа побеждает. Как в этом соревновании вообще может быть победитель, если согласно третьему закону Ньютона обе группы тянут канат с одинаковыми по модулю силами? Массой каната можно пренебречь.

8. а) Тело движется прямолинейно равномерно относительно некоторой инерциальной системы отсчета. Как движется это тело относительно другой инерциальной системы от¬счета?
б) Поезд массой 900 т, имея скорость 108 км/ч, остано¬вился под действием силы 135 кН. Сколько времени дли¬лось торможение?
в) Через неподвижный блок перекинута веревка. На од¬ном конце веревки, держась руками, висит человек, а на другом - груз. Вес груза равен весу человека. Что произойдет, если человек будет на руках подтягиваться вверх по веревке?

Вот и встретились на своем жизненном пути три главных героя действа под названием "Детский хоккей": ребенок, который в самых общих чертах представляет, что такое этот хоккей; родитель будущего спортсмена, с той или иной степенью ясности осознающий ближние и дальние перспективы своего сына или дочери (от формирования "спортивного характера" до "олимпийского золота"); и тренер, которому вручается этот самый главный подарок - растущая личность, своеобразная, неповторимая, переживающая определенный этап индивидуального становления.

На детские соревнования как на войну.

Как выстроить работоспособное партнерство представителей группы и достичь цели, не каждому своей цели, кардинально расходящейся с представлениями других, как в басне о лебеде, раке и щуке, а общей цели, связанной со спортивным совершенствованием личности ребенка и спортивного коллектива ? Конечно же, только сотрудничая. Сотрудничество предполагает совместный труд в далеко не легких видах организуемой тренером и поддерживаемой родителями деятельности ребенка на пути к осознанию ее смыслов: игровой, коммуникативной (общаясь и взаимодействуя), учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, восстановительной, рефлексивной (даже трудно представить, сколько ситуаций и событий анализирует юный спортсмен, переживая все перипетии спорта), организационной и соревновательной. При этом организационная деятельность во многом сложнее соревновательной. Поскольку только через организацию труда и приложение усилий в работе над собой, юный спортсмен способен развить соревновательно значимые качества.

Что случилось с сегодняшним детским хоккеем? Почему многие родители идут на детские соревнования как на войну? Одна из причин заключается в том, что российское образование в целом, в том числе и дополнительное спортивное, стало рассматриваться с позиции предоставления услуг. Образование - не как созидание, обучение, формирование, воспитание личности юного хоккеиста, а как формальная социальная услуга, которую можно купить. Начиная с раннего детства, идет давление результатом на команду со стороны руководства спортивных школ, автоматически, тренер и родители оказывают давление на ребенка.

Две - три команды одного года рождения.

Один из основных принципов организации детского спорта на мировом уровне - это предоставление равных возможностей для физического, психологического, социального развития личности в условиях спортивной деятельности. А если эти равные возможности выделены, то и школы должны иметь не одну, а две-три команды одного года рождения, например СДЮШОР "Динамо" выставляет два состава самых юных хоккеистов, тем самым добивается сохранения количества занимающихся. К сожалению, система российского детско-юношеского спорта, пройдя, в том числе, и этап коммерциализации , переживает свое дальнейшее развитие. Только недавно создана Молодежная хоккейная лига. В организационно-правовых документах отсутствует понятие "школьный спорт", соответственно, тормозится создание системы лиг школьного/детско-юношеского спорта, позволяющих детям тренироваться с учетом индивидуальных темпов развития. И этот факт усиливает конкуренцию на уровне детских команд. Конечно, есть масса исследований, позволяющих с определенной степенью точности выявить спортивную одаренность (по пальцевой дерматоглифике - отпечаткам пальцев, по психофизиологическим параметрам), но из всех этих тестов выпадает сама личность со своим трудолюбием и стремлением достичь заявленной цели.

Важно отметить, что возможность развития личности ребенка в условиях спортивной деятельности все же существует. Вопрос в другом: насколько успешен юный спортсмен в этой деятельности и насколько спортивная деятельность позитивно отражается на развитии ребенка ? Так, юный спортсмен 10-11 лет должен переживать победное чувство в трех ситуациях из пяти (например, в: освоении техники, выполнении нормативов, состязании - в соревновательно значимых видах деятельности). Только поэтому тренер так пристально наблюдает за индивидуальными спортивными успехами каждого ребенка и ориентирован: вовремя подсказать, в какой вид спорта перейти, чем заниматься дополнительно, на чем сконцентрировать свои усилия.

Нужен результат сегодня.

Многие родители после трех-четырех лет занятий в СДЮШОР, пережив отчисление своего ребенка, не стремятся переводить своего сына в ДЮСШ по месту жительства, хотя ребенок вполне успешно мог бы реализоваться в данной команде. Отчисление вызвано многими причинами, в том числе "нужен результат сегодня, а темпы биологического созревания позволят раскрыться данному спортсмену в 14-16 лет". Примеров в различных видах спорта масса. В футболе чемпионаты проводятся по возрастам, и зачет спортивной школы не учитывается, тем более, что он смещает реальную картину при определении уровня спортивного совершенствования конкретной команды. В хоккее - зачет по школе. Сильные хотят играть с сильными, а менее подготовленные играют в другой группе. Конкуренция и желание подняться в группу сильных всегда будет присутствовать, это спорт.

Итак, хоккей с шайбой - командный вид спорта. И психология команды предполагает связанность общими профессиональными целями и ценностями. В процессе становления спортивной команды становятся значимыми действия тренера и родителей, направленные на командообразование и коллективообразование. Детский тренер в процессе решения основных профессиональных задач, связанных с развитием юных спортсменов, отслеживает групповую динамику потребностей, ценностей, целей, мотивов, убеждений ближайшего окружения ребенка, соотнося индивидуалистические и командообразующие проявления. Цели тренера: найти юному спортсмену место в команде; воспитать юного спортсмена, который приносит пользу команде; развить индивидуальные сильные стороны юного хоккеиста. Цели родителя: рост спортивного мастерства ребенка (часто исключается ценностное отношение к росту хоккейной команды). Умение жертвовать своим "Я" во все времена демонстрировали лучшие хоккеисты, так, Яромир Ягр, играя на чемпионате мира за сборную Чехии в 2010 году, работал в командных интересах и Чешская команда стала чемпионом. "Надо будет - вытащит команду за шиворот в одиночку. Не надо - гармонично вольется в самый звездный коллектив, оставаясь при этом авторитетным и непререкаемым лидером" ("Спорт-экспресс - 2010").

Не стоит отвергать общепринятой тенденции развития ребенка "индивидуум - личность - индивидуальность". Надеемся, что каждый юный хоккеист обретает личностно значимые качества, статус индивидуальности в спорте и профессиональной жизни через содействие с членами команды. У ведущих спортивных психологов и представлена психологическая классификация видов спорта с позиции оценки характера противоборства противников и взаимосодействия партнеров. Обратите внимание, партнеры, если они называются партнерами - содействуют друг другу.

Тренер строит команду вместе с родителями.

Детский тренер совместно с родителями строит команду - психологическую общность, которая характеризуется критериями:

Единства мотивов, целей, ценностных ориентаций, социальных установок в команде;

Осознания принадлежности к данной команде; присоединения к команде, презентации позиции "мы";

Осознания членами команды имеющегося сходства, общности входящих в нее родителей, уважительного отношения к родителям, обладающим профессиональными знаниями спортивной деятельности, являющихся духовно-нравственными лидерами команды и отличий своей команды от других;

Проявления совместимости, сработанности, сплоченности, развивающего социально-психологического климата, присущих не отдельным родителям, а команде в целом.

Коллектив, к которому стремится каждый детский тренер, способный к объединению в созидательной деятельности, отличается внутренней сплоченностью, единством, организованностью, подготовленностью, психологической коммуникативностью, идейной направленностью, способностью объединяться с другими командами. А в чем проявляется психологическая коммуникативность? Во всем: находя спарринг-партнера, благодарить детей и их родителей за предоставленную возможность развивать свои качества в противоборстве, не обсуждать действия юных хоккеистов-партнеров по команде, не критиковать чужого ребенка (это право дано тренеру: обращать внимание на недостатки деятельности, а не личности), быть более сдержанным в эмоциях. Каждый родитель видит по-своему сочетание всех звеньев: пятерок, пар защитников, нападающих, и в 90% случаев родительские позиции расходятся. Терпимость к детям команды и корректное отношение к своему ребенку, не впадая в крайности: от "слепой материнской любви" до сильного подавления своего ребенка за каждую ошибку. Дайте ребенку право на ошибку, и он смелее начнет исправлять свои погрешности.

Некоторые родители становятся личными тренерами своих детей, не учитывая, что все-таки тренер занимается подготовкой команды и задает параметры наиболее целесообразной нагрузки. Не пренебрегайте советами тренера, который стремится к достижению долгосрочных стабильных результатов.

Родителю важно осознавать, что существуют уровни реагирования на ту или иную ситуацию, которые отражают степень взросления личности: эмоциональный, рациональный, структурно-функциональный. И каждый тренер ждет, что родители его команды будут реагировать все более адекватно и рационально, с позиции: "Как выйти из данной ситуации? Что преобразовать? Какой созидающий вклад внести?".

Природа не терпит пустоты

В спортивном коллективе большинство конфликтов, ставящих под угрозу психологическую общность, возникает из-за недостатка информации. Например, ребенок не понимает, почему тренер ставит его в "слабую" пятерку. Конечно, очень важно, чтобы развивалась рефлексивная культура юного спортсмена: "догадайся сам" и, анализируя ситуацию, спортсмен мог самостоятельно дойти в своем понимании до осмысления логичности намерений и действий тренера. Тренеру (как ему на первый взгляд кажется) чрезвычайно затруднительно объяснять все свои действия, но во многих случаях это делать необходимо. Природа не терпит пустоты, поэтому, если сам педагог не работает с ситуацией, предвосхищая ее деструктивное развитие, информация исходит от менее компетентного представителя спортивного коллектива.

Работая над совершенствованием команды, созиданием спортивного коллектива, детские тренеры переживают состояние психоэмоционального (профессионального) выгорания, особенно подвержены этим проявлениям тренеры-лидеры чемпионата (в 30% случаев). Чем выше мотивация достижения у руководителей ДЮСШ и СДЮШОР, тем выше напряжение и в меньшей мере проявляется способность адекватно контролировать переживание стрессовых ситуаций, отражающихся на поведении.

Соотнося ценности спортивного коллектива с личными, родитель юного спортсмена призван этически соответствовать ситуации и владеть необходимой информацией о том, что на данном этапе развития способен осуществить его ребенок. Что же должен знать родитель, чтобы помогать, или попросту, не мешать? Все: что волевая регуляция деятельности частично актуализируется только к 10 годам, что функциональные системы, обеспечивающие максимальную реализацию выносливости - завершают свое развитие только к 15-16 годам, что … (и массу всего остального). При этом информационная поддержка со стороны детского тренера работает на коллектив родителей и детей только тогда, когда высказываются аргументированные профессиональные позиции. Фактически, современный родитель должен в полном объеме знать теорию и методику спорта, педагогику и психологию спорта, физиологию спортивной деятельности и массу других дисциплин. Он становится перед выбором: сопровождать свое чадо на этапах спортивного совершенствования, предоставляя информацию, не расходящуюся с позицией тренера (при этом сам тренер должен быть компетентным), или отпустить его в свободное плавание, доверяя учителю. Чемпион мира по велоспорту Бауэр Алексей отметил: "Ни одному родителю, чей ребенок занимается велоспортом, греблей, спортивным ориентированием , не пришло в голову контролировать и комментировать действия тренера. Там идет работа на доверии". В хоккее же часто встречается вмешательство родителей в учебно-тренировочный процесс со стороны пап, мам, дедушек и бабушек. И разумно решение руководства многих спортивных школ (спортивная и художественная гимнастика , спортивная стрельба, хоккей и многие другие) о присутствии родителей только на открытых тренировках, соревнованиях и играх. Тяжела она "шапка Мономаха", поскольку хоккей с шайбой - престижный, транслируемый, в том числе и хорошо оплачиваемый на этапе профессиональной реализации вид спорта.

Терпимость к чужому мнению.

С чем же сталкивается родитель при сохранении этого хрупкого образования "спортивный коллектив"? Самое важное и необходимое качество - это толерантность, терпимость к чужому мнению. Мы не можем по мановению волшебной палочки поменять культурный уровень развития и чрезмерную эмоциональность тех или иных родителей. При этом надо понимать, что каждому присущ определенный тип темперамента, который контролируется или выходит из-под контроля. Сложно нивелировать конфликт с родителями, обладающими сильными типами темперамента: холерическим и флегматическим. Социальные требования выступают в качестве тормоза негативных темпераментальных и характерологических проявлений, но важно понимать и принимать, что самообладание не в полной мере развито у всех родителей. Ведь не только ребенок растет и развивается, родитель также совершенствует свое поведение, переживая и проживая конфликтные ситуации. И тренер снова становится перед выбором - тратить время на налаживание профессиональных отношений с родителем или идти с командой дальше?

Еще один важный момент: полярные точки зрения на спортивный результат. Многие тренеры признают: "У победы всегда много отцов, а поражение - сирота". И крайний в этой ситуации - тренер. Поражения полезны, нет ни одной великой команды, которая бы не проигрывала. Рудольф Загайнов посвятил эти строки спортсменам-олимпийцам:

"Нет поражений, есть ступени духа, по коим ты, карабкаясь, идешь,

А может и удачей обернется все то, что неудачей назовешь…"

Игру нельзя рассматривать как последнее сражение в войне, надо стремиться вырабатывать отношение как в профессиональных командах НХЛ: сыграл - проанализировал - готовься к следующей игре. Стремиться, чтобы боль прошлых поражений не разрушала настоящее и будущее юного спортсмена. Полезно вспомнить высказывание Бориса Пастернака: "… и пораженье от победы ты сам не должен отличать". Важно профессионально подходить к оценке ситуации и вырабатывать способность забывать отрицательный результат.

Миграция юных хоккеистов.

К негативным тенденциям проявления эгоцентричной направленности личности можно отнести преждевременную миграцию юных хоккеистов в более сильные команды. В ДЮСШ нет жесткой конкуренции, психологический климат в команде между родителями и детьми доброжелательнее. В СДЮШОР юный спортсмен в более раннем возрасте переживает давление конкурентной борьбы, и приход каждого нового игрока рассматривается как покушение на относительную стабильность. Только с 14 лет, когда более или менее определяется состав команды, родители обретают самодостаточность, некое спокойствие и вместе с тем адекватную готовность к изменениям.

При переходе юного хоккеиста по какой-либо причине из одной команды в другую родители должны поддерживать ребенка, так быстрее происходит адаптация в новом коллективе. Переход из ДЮСШ в СДЮШОР имеет смысл при условии, что юный спортсмен будет нарабатывать игровую практику (не ниже третьей пятерки). Редчайшим примером достижения высоких спортивных результатов на базе ДЮСШ является выпуск команды ДЮСШ "Белые медведи" 1992г. р., тренер, под руководством которого юные спортсмены стали неоднократными чемпионами Открытого чемпионата Москвы среди клубных команд, серебряными и бронзовыми призерами первенства России. Выпускники из этой команды ДЮСШ, а ныне СДЮШОР, играют на ведущих позициях в командах МХЛ, и несколько человек входит в состав команд клубов КХЛ. Это доказывает, что и в ДЮСШ можно сформировать победный спортивный коллектив!

Профессиональные контуры.

В детском спорте все более яркое обозначение приобретают профессиональные контуры. Профессионализм во всем! При этом тренер должен быть профессионалом, родитель - дополнять профессиональное сопровождение!

Юные спортсмены априори воспринимают мнение родителя до нескольких конфликтных ситуаций в системе "родитель - тренер", далее складывается свое мнение, собственная личностная позиция. И студенты физкультурного вуза, мастера спорта и мастера спорта международного класса, сегодня вспоминают: "На все родительские "рекомендации" и выкрики с трибуны, не признающие, что мы уже "переросли" в знаниях и способностях, с двенадцати лет реагировали, просто улыбаясь, прощая любимым и заинтересованным людям их непрофессионализм".

Тренеру приходится работать в ситуации большого объема помех. Но не бывает худа без добра: если родители мешают, то, приспосабливаясь к ситуациям, формируется помехоустойчивость, но при этом задействуется больший психологический ресурс, который мог бы быть направлен на спортивное совершенствование детей-спортсменов, а не на "оборону" от своих же единомышленников. Психологическая позиция "бей своих, чтоб чужие боялись" работает на разрушение, в конечном итоге страдает и недополучает внимания и педагогической поддержки сам ребенок. Так, в установке на игру тренер дает одно задание: "прежде всего, играть на команду и в интересах команды", а некоторые эгоцентричные родители корректируют установку: "Никому пас не давай! Сам забивай!". Ребенок не может определиться в стратегиях и начинает плохо играть, не понимая, что от него требуют.

Из тысячи юных хоккеистов единицы выходят на уровень КХЛ и НХЛ, не все будут профессионально заниматься хоккеем, но, самое главное, юные спортсмены и уважаемые родители, цените то, что дают занятия этим замечательным видом спорта. Воспитывается сильный волевой характер, развиваются личностные качества, чрезвычайно важные в современном мире, формируется конкурентоспособная личность, не испытывающая боязни перед соревнованием, укрепляется здоровье, развиваются функциональные и двигательные способности, совершенствуется скоростное мышление, юный спортсмен учится самостоятельно принимать решения, а самое главное - ребенок находится в коллективе, группе единомышленников. Друзья, которые обретаются в детском хоккее, остаются на всю жизнь, и при этом совершенно не важно, кто попал в профессиональный спорт, а кто нашел себя в другой сфере деятельности.

Работать на созидание.

Мамы и папы юных хоккеистов, учитывайте, что команда создается годами, а разрушается за неделю, стремитесь работать на созидание, объединяя усилия и достигая единых целей в сотрудничестве неразрывной триады "тренер - юный хоккеист - родители". Уважаемые родители, цените не только результат, но и сам процесс каждодневной спортивной деятельности вашего ребенка. От всей души желаем Вам Абсолютной Веры в Своего Ребенка и Уважения Других Детей, психологической поддержки в развитии значимых спортивных и личностных способностей. Известный педагог Симон Соловейчик сказал: "Родитель может прибавить свою волю к воле ребенка, а может и отнять". Дай вам сил плюсовать свои воли к воле ребенка.

Юному хоккеисту хочется пожелать задавать себе философский вопрос: не "почему мне это дано" (быть отвергнутым, не войти в рейтинг, не попасть в состав) - как исключение себя из системы причин, а "для чего мне это дано" - как взгляд на себя со стороны, прежде всего, для осознания сегодняшнего функционального, психоэмоционального состояния, уровня физической, технико-тактической готовности, отношения к партнерам, качества деятельности. Опирайся на сильные качества своих родителей, не реагируй на их слабости! Можно быть чемпионом на тренировках и при этом бояться соревнований. Очень многое решает психологическая готовность к соревнованию, и каждый юный спортсмен входит в соревновательную деятельность по-своему. Найди свои сильные стороны, "тренируй сильное, исправляй слабое" (А. Тарасов).

Юный хоккеист! Только ты определяешь свой жизненный путь, достигаешь поставленных целей, ежедневно борешься со своей ленью, неорганизованностью. И самым трудным соперником для тебя являешься ты сам. Только ты в конечном итоге определяешь, кто прав, кто виноват: тренер, твои родители, или ты сам, и кому следует меняться. Только ты строишь планы и воплощаешь их в реальном и обозримом будущем и прилагаешь усилия к их достижению. Все споры идут вокруг тебя и только о тебе. Только твое место под солнцем часто становится причиной баталий значимых для тебя людей. Твои конфликты ценностей помогают или мешают тренироваться с полной отдачей, концентрировать внимание на качестве спортивной деятельности и восстановлении. Самое сложное - это организовать свою жизнь: тренировку, полноценный отдых, учебу. Так завоюй свое место в команде собственным трудом и любовью к спортивной игре "хоккей с шайбой"! Успехов тебе!

кандидат педагогических наук., тренер команды "Северная звезда" - 2003

кандидат педагогических наук., доцент, декан факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета.

Сайт RussianHockeyStyle.Ru начинает новую рубрику – «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

ЗАЩИТНИК

КЛАСС ЗАЩИТНИКА НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ ИГРАТЬ БКЗ ШАЙБЫ И ТОЛЬКО ПОТОМ С ШАЙБОЙ.
Без шайбы – правильный выбор позиции по отношению к атакующему игроку: необходимо занять сторону защиты, то есть атакующий игрок должен пройти ЧЕРЕЗ защищающегося к его воротам, а не соревноваться с ним кто быстрее доедет до ворот.
Перед воротами необходимо смотреть на атакующего игрока и не подпускать его к вратарю на расстояние клюшки. Стараться контролировать свои коньки так, чтобы под ними нельзя было сделать передачу, и одновременно шайба не могла отскочить в твои ворота.
Шайба между защитником и вратарем принадлежит вратарю. Именно вратарь распоряжается шайбой и принимает решение, что сделать: прижать, выбить или оставить шайбу в игре.
Когда вратарь останавливает проброшенную шайбу в своей зоне – защитник должен ехать в угол площадки, а не ехать к вратарю подбирать ее. Введите в замешательство накатывающегося соперника тем, что вратарь может сделать передачу в угол ближнему защитнику, либо сразу вперед в среднюю зону начиная атаку.
ЗАЩИТНИК ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ ТРИ УСКОРЕНИЯ НА ЛЬДУ: К НЕЙТРАЛЬНОЙ ШАЙБЕ; К СИНЕЙ ЛИНИИ ЗОНЫ АТАКИ; НА СМЕНУ.
Начало атаки должно быть быстрым – без крайней надобности не вкатываться в зону защиты, контролируя шайбу.
Передача вдоль борта должна быть отходящей от борта, а не приходящей.
ЕСЛИ ЗАЩИТНИК ВЛАДЕЕТ ШАЙБОЙ В СВОЕЙ ЗОНЕ И НА НЕГО НАКАТЫВАЕТСЯ АТАКУЮЩИЙ СОПЕРНИК, ТО ЗАЩИТНИК НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПОДПУСКАТЬ ЕГО К СЕБЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ НА РАССТОЯНИЕ ДВУХ КЛЮЖЕК.
В случае невозможности передачи шайбы на крюк партнера – просто вынести шайбу безадресно через борт в среднюю зону, а лучше всего в зону досягаемости (борьбы за шайбу) своего крайнего нападающего.
Не перехватывать шайбу, летящую через «пятак».
Исключить рискованные передачи поперек, особенно перед своими воротами
ВКАТЫВАТЬСЯ В ЗОНУ АТАКИ НА СИНИЮ ЛИНИЮ ЗАНИМАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОЗИЦИЮ: ЕСЛИ ЩАЙБА НАХОДИТСЯ В БЛИЖНЕМ УГЛУ, ТО ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ РАССТОЯНИЕ КЛЮШКИ ДО БОРТА И СИНИЙ ЛИНИИ; ЕСЛИ ШАЙБА НАХОДИТСЯ В ДАЛЬНЕМ УГЛУ, ТО ПО ДАЛЬНЕЙ ШТАНГЕ ВОРОТ НА РАССТОЯНИИ КЛЮШКИ ДО СИНЕЙ ЛИНИИ.
В СИЛОВУЮ ОБЯЗАННО ИГРАЕТСЯ В ТРЕХ СЛУЧАЯХ: В МОМЕНТ ПРИЕМА СОПЕРНИКОМ ШАЙБЫ, НА ПОЛ БОРТА В ЗОНЕ АТАКИ ИЛИ НА ОТКРЫТОМ ЛЬДУ, БУДУЧИ УВЕРЕННЫМ В ТОМ, ЧТО УДАР ПРИДЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ШАГ СОПЕРНИКА В МОМЕНТ ПРИЕМА ШАЙБЫ; ПЕРЕД ПОДБОРОМ НЕЙТРАЛЬНОЙ ШАЙБЫ; В МОМЕНТ ОБВОДКИ. Удар производится снизу вверх и насквозь с занятием ногами места соперника. Как один из элементов, указывающий на высокий класс игрока – это способность играть в силовой контакт контролирую шайбу, отбивая накатывающегося соперника. Правильная зона силового удара – это область между руками спереди, если их максимально отвести на уровне груди за спину.
Умея бить нужно уметь принимать и держать удар, уметь защитить внутренние органы, сохранить себя для следующей смены и игры.
При встрече в средней зоне один в один, например, играя слева встречать соперника так, чтобы левое плечо смотрело в левое плечо, а расстояние до атакующего игрока было равно не более двум клюшкам. Точно также играется справой стороны. Исключить обыгрыш в центр!
При встрече в средней зоне два в два – играть каждый с каждым и разрушить атаку соперников до синей линии зоны защиты.
При встрече соперников один в два наверняка исключить из игры дальнего от шайбы игрока и по возможности создать помеху игроку с шайбой. Тоже самое в случае провала партнера в углу зоны защиты.
При вбросе шайбы за спину в зону защиты – ускорение спиной вперед и лишь потом, набрав скорость разворот для подбора шайбы. Старайся чувствовать по траектории вброса где окажется шайба.
Сделать все возможное, чтобы атакующий игрок с шайбой, не въехал в зону поражения ворот для броска (зона поражения ворот – от штанги до точки вбрасывания, полукруг до второй точки и потом ко второй штанге). Выдавливать соперника на периметр.
При игре в численном меньшинстве, наверняка контролировать одного соперника и «видеть» второго, коньки повернуты как помеха передачи под тобой, а клюшка должна находиться на линии передачи шайбы от игрока владеющего ей – его партнеру.
Не крутиться вокруг своей оси, а стараться, как можно чаще, находиться лицом к воротам соперника и спиной к своим. (Катание по траектории овала)
Отбор шайбы у соперника, СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ ШАЙБЫ СОПЕРНИКОМ отделить его от шайбы, встав между его телом и шайбой.
В случае отсутствия времени и «открытого партнера» необходимо делать «средний выброс» шайбы в борт и вверх в область синей линии зоны атаки.
Общайтесь со своими партнерами!!! Подсказывайте им как сыграть и где находится соперник.
УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ!!! (а не говорить что «я думал, что мой партнер сыграет так-то и так-то)
ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВОВРЕМЯ!!!
Состояние постоянной готовности к игровому моменту (На старт – внимание – МАРШ!)
Желательная длина клюшки по брови на коньках

НАПАДАЮЩИЙ

КАЖДЫЙ БРОСОК – В СТВОР ВОРОТ!
Игра нападающего в атаке, и в обороне, делится на две больших составляющих: игра с ходу и позиционная игра. Игроки умеющие играть в атаке сходу и позиционно являются наиболее выдающимися игроками (Овечкин, Ковальчук, Хитли, Лекавалье). Есть игроки, которые в силу своих средних дистанционных скоростных качеств, но прекрасной технике рук и катанию в ограниченном пространстве, продуктивны в позиционной игре (Фролов, Ванек, Антоненко). Есть игроки, которые скоростные, но имеют среднюю технику работы рук, и могут быть продуктивны при атаке сходу (Афиногенов).
Игра нападающих в обороне соответствует основным принципам игры защитника, а частное задание определяется тренером (секционная, тактическая или персональная позиционная оборона).
Каждый бросок в створ ворот!
Прием шайбы в зоне защиты может быть глубокий (от лицевого борта и из-за ворот), средний (от усов), высокий (в районе синей линии). Высокий прием шайбы ЛИЦОМ к отдающему, средний в пол-оборота и глубокий – как удобно. При любом приеме главная задача ПРИ ЛЮБОМ СТЕЧЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСВ ВЫВЕСТИ ШАЙБУ ИЗ ЗОНЫ ЗАЩИТЫ!!!
Исключить потери шайбы в любой части поля, особенно на синих линиях любой из зон. В зоне атаки при отсутствии видимого продолжения атаки посредством передачи – бросок, наброс в створ ворот или даже в площадь ворот. Шайба может влететь от кого угодно и как угодно, но ее нужно еще нужно «доставить» в правильное место.
В ситуации атаки без численного перевеса, когда защищающейся игрок позволил нападающему с шайбой пересечь синюю линию зону атаки, то в большинстве случаев рекомендуется наносить кистевой бросок из-под защитника во избежании потери шайбы при обводке и других маневрах.
В случае плотной встречи защитниками в средней зоне до синей линии, рекомендуется вброс шайбы за спину защитникам в область «усов».
Первый к обороне нападающий ОБЯЗАН быть третьим в защите.
В зоне атаки, когда борьба идет в дальнем углу, то крайний нападающий ни в коем случае не имеет права стоять глубоко на борту за линией ворот, как минимум он должен стоять за воротами от шайбы одной ногой на лицевой линии и расстоянии клюшки до штанги.
ИЗЛИШНЕЕ СБЛИЖЕНИЕ С ВРАТАРЕМ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЕГО ОБВОДКУ, А НЕ БРОСОК, ТАК КАК ВЫ САМИ СОКРАЩАЕТЕ УГОЛ ОБСТРЕЛА.
Зона поражения ворот определяется прямой от штанги до точки круга вбрасывания, полукруг к другой точке и прямая ко второй штанге ворот. Приблизительно два метра до зоны поражения – это зона подготовки к броску. Находясь в динамике или статике без шайбы нужно своевременно въезжать в зону поражения для переправления шайбы или броска в одно касание.
Нападающий должен уметь бороться за правильную позицию перед воротами соперника. Нападающий должен получить позицию равную одной клюшки до вратаря. Если защитник встает между игроком и вратарем, то можно сделать две вещи, или выталкивать защитника на вратаря, чтобы тот создавал ему помеху, либо вставать параллельно защитнику. Главное – создание помехи вратарю или быть первым на подбор шайбы отбитой вратарем. Перед воротами добивание шайбы производится «на себя и верхом», либо в крайнем случае, за недостатком времени, проталкивание под щитками.
Вбрасывания важнейший технико-тактический прием – может быть чистый выигрыш или тактический проигрыш. Выигрыш вбрасывания экономит силы крайним нападающим по отбору шайбы у соперников. Тактический проигрыш вбрасывания возможен на синей линии зоны атаки (например, вы знаете, что ваш оппонент выиграет вбрасывание в центр, тогда вы можете предупредить об этом своего крайнего нападающего, который будет первым на подбор этой шайбы по ходу атаки вашей команды).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРАЙНИХ НАПАДАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОМ БРОСКОВ В СТВОР ВОРОТ И ОТБОРОВ ШАЙБЫ У СОПЕРНИКА. В ОТБОРЕ ШАЙБЫ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ДО МИНИМУМА СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ВЛАДЕНИЯ ШАЙБОЙ СОПЕРНИКА.
Класс игрока определяется его способностью всегда ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНО при любых партнерах и любом раскладе в счете. Исключить «язык тела», показывающий ваше расстройство от плохо сыгранного момента вами или вашими партнерами.
Нападающий обязан делать четыре ускорения на льду: к нейтральной шайбе; для поддержания атаки; в оборону; на смену.
ПОСТОЯННАЯ МОТОРИКА НОГ В АТАКЕ, ПРИНИМАЯ ШАЙБУ НЕ КАТИТЬСЯ НА ДВУХ НОГАХ, КИСТЕВОЙ БРОСОК С РАБОТАЮЩИХ НОГ.
Объем выполненной работы – это количество шагов, сделанных на льду.

Здорово, что в последнее время в хоккейные секции нашей страны приходит всё больше детей. Однако мне совершенно не нравится, что родители начинают гнаться за результатом, из-за чего детский спорт теряет смысл. Он становится жестким и бессердечным, а главное, такой подход - прямой путь к поражению. Чтобы ваш ребёнок не потерял к 14 годам здоровье или не начал испытывать отвращение к спорту через несколько лет после начала занятий, следуйте девяти основным советам.

ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ РЕБЁНКА
Самое простое - дать ребёнку в руки айпэд или включить телевизор и пойти заниматься своими делами. Но если хотите, чтобы ваше дитя добилось успеха в спорте, сократите количество просмотров мультфильмов и удалите половину игр с гаджетов. Лучше дайте ему в руки мяч и выйдите с ним во двор. Ведь у вас наверняка найдётся полчаса в день, чтобы составить ему компанию. Он должен бегать, прыгать, лазить, а не сидеть весь день на диване. Самое важное - всё должно идти через игру. Желание у ребёнка обязательно будет, главное, чтобы оно было у вас. В ином случае высока вероятность, что, когда вы отведёте его в секцию, он станет чемпионом по болтовне или лежании на боку.

ОЦЕНИТЕ СПОСОБНОСТИ
Это важно, чтобы понять, в какой момент ваш ребёнок готов сделать первые шажочки в большом спорте. Он должен уметь не только попадать с первого раза по мячу и стоять на одной ноге, но и быть готовым к занятиям с психологической точки зрения.

Ведь мама останется в раздевалке, а ему предстоит остаться в компании тренера и других детей. Он должен быть готов к этому, а ещё уметь слушать и знать элементарные команды: вперёд, назад, вправо, влево. Не думайте, что чем раньше вы отдадите ребёнка в секцию, тем быстрее он станет чемпионом. Если он не готов к занятиям, не успеете оглянуться, как дети, пришедшие на год позже, догонят и перегонят вашего ребёнка.

НЕ ОТДАВАЙТЕ ЕГО СРАЗУ В ХОККЕЙ
Сейчас многие хоккейные школы и тренеры настолько зациклены на результате, что уделяют слишком много времени специализированной подготовке, хотя в первый год обучения хоккеист должен меньше времени заниматься с шайбой и больше работать в зале. Но многие тренеры вовсе не уделяют внимание общей физической подготовке, почему-то считая, что ОФП - это исключительно занятия со штангой и работа на выносливость, а ловкость и гибкость развиваются у ребёнка сами собой. В итоге в 12 лет дети не умеют даже кувыркаться, зато начинают работать с весами. Нет, если хотите, чтобы ваш ребёнок стал тафгаем - пожалуйста, а если для вас образец успешного хоккеиста Павел Дацюк, делайте растяжки, гнитесь, плавайте и уделяйте больше внимание упражнениям на координацию. Их можно делать дома, а если лень читать специальную литературу, сейчас на каждом углу есть частные школы, где вашего ребёнка обучат элементарным, но от этого не менее важным упражнениям.

КАТАТЬСЯ УЧИТЕСЬ У ФИГУРИСТОВ
Самый идеальный вариант - отдать ребёнка на некоторое время в фигурное катание. Это не только один из самых сложных координационных видов спорта, но и младший брат хоккея. Преимущество фигурного катания в том, что здесь в первые годы обучения делают упор именно на катание, а как раз это и нужно будущему хоккеисту. Упражнения на катание - ахиллесова пята большинства хоккейных тренеров. Либо они не знают, как поставить катание, либо просто не уделяют этому достаточного внимания, предпочитая как можно быстрее переходить к работе с клюшкой и шайбой. А в фигурном катании вашего ребёнка не только научат кататься, но и сделают гибким и ловким. К тому же фигуристом можно стать и в три года, и в четыре, в то время как набор в хоккейную группу чаще всего начинается с пяти лет. То есть вы ничего не теряете. Да, возможно, вы разобьёте сердце тренеру по фигурному катанию, который искренне надеялся сделать из вашего чада второго Плющенко, зато прийдя в хоккейную секцию, он уже будет уверенно стоять на коньках. Отнять этого там уже никто не сможет, а вот научить - большой вопрос.

НАЙДИТЕ ХОРОШУЮ ШКОЛУ...
Сложная задача, учитывая, что во многих городах всего одна-две хоккейные школы. Но если есть выбор, используйте его. Близость катка от общеобразовательной школы - один из самых важных моментов в этом вопросе. Ведь, отдавая ребёнка в спорт, нельзя забывать об учёбе. Не каждый будет играть в КХЛ, поэтому нужно стараться успевать везде, а это проще сделать, когда каток и школа недалеко друг от друга. И не забывайте: когда ребёнок повзрослеет, он вряд ли захочет, чтобы вы сопровождали его по дороге на занятия. Но каким бы самостоятельным он ни был, каждодневные путешествия из одного конца города в другой - не самый лучший вариант.

… И ХОРОШЕГО ТРЕНЕРА
Но самое главное в хоккейных школах - не местоположение и даже не наличие современного зала для игр или бассейна. Главное - найти своего тренера. Он будет не только учить ребёнка играть в хоккей, но и в какой-то степени делать из него человека.

Тренер должен знать предмет и быть отличным психологом. Сразу бегите от тех, кто без конца повышает голос. Либо через некоторое время он отобьёт у детей желание заниматься, либо, самое плохое, разовьёт в них комплексы. Остерегайтесь тренеров, которые любят собирать деньги на непонятные нужды или устраивать дополнительные подкатки. Их интересует не ваш ребёнок, а ваш кошелёк. Такие «специалисты» будут формировать состав далеко не по спортивному принципу. Тренер должен быть сосредоточен на тренировочном процессе, а не на ремонте раздевалки. И помните: успешная карьера игрока - не гарантия того, что он будет классным тренером. Теория и практика - совершенно разные вещи. Особенно на начальном этапе подготовки.

КУПИТЕ ХОРОШИЕ КОНЬКИ
Комплект детской хоккейной формы - достаточно дорогое удовольствие. Если есть проблемы с финансами, лучше обеспокоиться этим заранее. Не бойтесь промахнуться с размерами и сделать небольшую поправку на вырост. Шлем, щитки, налокотники, нагрудник и шорты обычно служат не один год, и даже самые простые защитят ребёнка от серьёзных повреждений. Совсем без защиты кататься, конечно, не нужно, но и гнаться за последними новинками в таком возрасте не стоит. Это касается даже клюшек. А вот к выбору коньков нужно подойти серьёзно. Стоячий хоккеист никому не нужен, а чтобы ваше чадо быстро бегало, коньки не должны напоминать две большие гири. Лёгкие и хорошо защищённые коньки стоят дороже, зато избавят ребёнка от каких-либо неудобств.

НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТОМ
И вот мы вернулись к началу нашего разговора. Не нужно сверхурочно заставлять детей тренироваться. Придёт время - они сами поймут, когда нужно заниматься до седьмого пота, и здесь работа на фоне усталости будет давать плоды. В раннем же возрасте она только портит технику. В детстве надо получать удовольствие. Если ребёнок встаёт на тренировки лучше, чем в школу, если он просится на занятия с температурой 38,0, значит вы всё сделали правильно. Большим хоккеистом станет не тот, кто будет быстрее всех кататься в детской команде или забивать по три гола за игру, а кто каждый день будет получать удовольствие от занятий и знать, к чему он стремится. Вам, родители, нужно только создать правильные условия для роста ребёнка, развивать в нём любовь к игре, трудолюбие и поддерживать на протяжении всего пути.



  • Разделы сайта