Коростиченко Е.И. Ритуал чод: история, структура, коммуникативное значение. Нешёлковый путь

Что-то много агрессии в мой адрес и все из-за какой-то маленькой статьи про Бон, в ней я только попробовал объяснить людям, что Бон (также Бён-по или Бон-по ), — проще говоря жестокой пародией на (танец маленьких свиней) буддийские традиции и учения и не более того. Какой тут сразу поднялся вой, мол, да вы не правы, как так и тп. Что еще раз подверждает фейковость и обман со стороны Бон-по наших дорогих буддистов.

Буддист не может быть последователем бона, а боновец не может быть буддистом — это аксиома. Нравственные ценности другие и традиция другая. Сколько раз говорить?

Что касается Чода он буддийский или нет?

Ну вот дело дошло и до Чеда или Чод-па, который тоже не является буддийской практикой. Речь идет в данном случае о практике, а не о традиции, чтобы вы не путали с шаманизмом типа Бон-по.

Меня часто спрашивают относительно Бон-по и Чод-па, я говорю в этих случаях как и культ Шугдена или Ямантаки — все подобные культы не являются буддийскими. Но об этом все попозже, как и о культе Далай-лам.

Что касается Чед-па откуда ноги растут?

Чед или Чод или Чод-па (Чёд-па) не-буддийская практика, возникшая в среде маргиналов в древней индии шиваитов и аскетов (агхора ), практикующих экстремальные практики (педофилию, зоофилию, некрофилию, гомосексуализм, употребление тяжелых и легких наркотиков — марихуаны, опия, гашиша, также оживление мертвых и жертвоприношения людей и животных духам мертвых).

Эта благоприятная почва сформировала нынешний Чед или Чед-па.

Мачиг Лабдрон

Мачиг Лабдрон — это собирательный образ, который вмещает в себя личности от 4 человек (возможно и более), которые в собирательном образе легенды шиваистского толка проецируются и показываются как долан (в отличие от ролана), который воскресает из мертвых ради спасения и помощи всем живым существам (буддийская трактовка легенды).

Мачиг Лабдрон была шиваиткой

Какой-то конкретной Мачиг Лабдон (или Мачик Лабдрон) не существовало, в жизнеописании видно, что подобная женщина под буддийскими легендами стала реальным буддийским персонажем, героем и спасителем, но на самом деле она обучалась у шиваитского мастера и не в Тибете, а на территории Гималаев.

Учитель Падампа Сангей был шиваитом и представителем экстремального шиваизма наподобие Агхоры, которые не знают берегов и используют все возможные экстремальные практики (в психическом, психологическом и сексуальном плане — см. выше). Эти практики ломают привычные стереотипы человека, но в тоже время уничтожают Я или личность. Происходит некая подмена Я на мы или вы .

Разрушение личности в данном экстремальном шиваизме приводит к различным психическим расстройствам личности — вызывая психические заболевания, а под воздействием употребления наркотиков и извращенных сексуальных практик разрушается физический мозг и нарушается личностные ориентиры, происходит подмена ценностей и понятий.

Что такое Чод в разрезе шиваизма

Как мы уже упомянули выше, Чод — это шиваитская практика , но она также четко связана не только с шиваизмом экстремального толка, но и с древними верованиями тибетцев — шаманизм ом Бон-по . Также можно увидеть шактизм в роли того, что активную роль играет обнаженная Мачиг как воплощение Ваджрайогини .

Предложение себя духам — это в прошлом часть жертвоприношения, когда убивали человека или животное, в чоде — мягком варианте убийство заменено на подношение себя целиком и полностью всем живым существам. Происходит подмена понятий на более сакральном уровне. Однако суть остается та же — шаманизм, анимизм и шиваизм в смешанном виде.

В последние годы в Росси все чаще звучит слово "Чод", выпускается какая-то литература, пишутся статьи, передаются истории. Но, к сожалению, очень мало тех, кто имеет четкое представление об этом. Так, кто-то считает, будто учение Чод, предназначено для ритуалов экзорцизма - изгнания демонов. Кто-то считает, что оно крайняя форма вырождения Буддизма. Кто-то воспринимает его способом приятного времяпровождения, экзотической игрой, а кто-то образом попрошайничества. Практически каждое мнение имеет свое обоснование, пусть не достоверное.

Итак, первое мнение, оно довольно сильно укрепилось в сознании большинства кто "наслышан" об учении Чод. И ведь действительно зачастую, человеку, обуянному демонами, не помогает ни что кроме проведения ритуалов Чод, да и когда духи слишком докучают, нередко рекомендуют позвать практика Чод, что бы он провел ритуал. Да это так, но практика Чод не предназначена для изгнания демонов. Тогда каким же образом она помогает? Матушка Лабдон - считающаяся основательницей Чод, говорила: ":Лучше накормить одного благочестивого мирянина, чем сто простых людей, лучше накормить одного послушника, чем сто благочестивых мирян, лучше накормить одного монаха, чем сто послушников, лучше накормить одного бестелесного духа, чем сто монахов, потому что каждое следующее из этих деяний приносит больше добродетели, нежели предыдущее:". Таким образом, йогин Чода, во время практики, сначала совершает материальное даяние, насыщая в процессе трех пиров божеств и демонов своим телом, после этого он дает им следующий дар - дар Дхармы, он учит их быть добрыми и помогать, а не вредить другим существам. Три пира это: белый пир - когда собственное тело подносится в виде нектара, красный пир - когда собственное тело подносится в виде гор мяса и морей крови и пестрый пир или пир многообразия - это когда собственное тело подносится в виде желанных для гостей вещей. Насытившись и получив урок Дхармы, пусть не с первого раза, демоны успокаиваются и если практик соответствующего уровня, подносят ему клятву служить на благо существ. Этимология одного из способов написания тибетского слова "Чод" gCod означает "отсечение" или "рассечение". И единственный демон которого дoлжно "рассечь" Чодом, это демон концепции "я".

Втрое мнение чаще бытует у некоторых последователей Тхеравады и востоковедов. Что ж, какие-то отдельные случаи сложно оспорить. Но это проблема не Учения в целом, а индивидуальная проблема частных личностей. Которые, следуя корыстным мотивам, выдают себя за практикующих Чод и совершают действия не соответствующие кодексам дисциплины. Этимология второго способа написания слова "Чод" sPyod означает "поведение" или "образ жизни", то есть поведение или образ жизни Сынов Будд - Бодхисаттв. Следовательно, практикующие Чод должны следовать этим правилам. Некоторые учителя считают, что время практиковать Чод наступает лишь тогда, когда человек идя по ступеням Ламрима, "созреет" до практики замены себя на других. С другой стороны вся практика Чод буквально пронизана пониманием пустоты. Ведь каждый раз, когда произносишь слог "ПХАТ", а в Чоде это бывает довольно часто, каждый раз, когда дуешь в ганлин, в конце концов, когда бьешь в дамару, следует памятовать о пустоте. ПХАТ в данном контексте означает "рассеки", но что "рассеки"? Естественно демона, то есть демона дуальности, демона цепляния за "я" и т.д. "ПХА" - это сокращение от "Парамита" - Праджняпармита - ее мудрость - мудрость срединного воззрения мадхьмаки. "Т" - это Тантра во всей полноте ее методов. "ПХАТ" - это единство Парамиаяны и Тантраяны, это единство метода и мудрости. Ганлин - напоминание о непостоянстве. Звук ганлина ¬- вибрация пустоты. Две ударные стороны и середина дамару это великое сострадание и срединное воззрение, объединенные правильной практикой. Громыхание дамару это рокот пустоты. Весь этот символизм указывает на то, что практика Чод далеко не форма вырождения буддизма. А скорее один из высших уровней буддийской практики.

Третьи , о ком было упомянуто в первом абзаце, они часто встречаются среди западных учеников. Что ж: их лучшая песня еще не спета, посмотрим, к чему они придут в процессе своего поиска.

Четвертые - это жулики из Тибета. Зазубрив пару строк и прихватив инструменты погромче, они стоят под окнами домов и своим шумом вынуждают людей поскорее подать им, а получив свое, устремляются к следующему окну, редко утруждаясь тем, что бы дочитать до конца какой-то текст. Так же мнение что Чод это образ попрошайничества придерживаются и некоторые "недопросвещенные" ламы, чье изучение Чода сводится к знакомству с парой попрошаек.

Записал Тенгон

Представляем вашему вниманию интервью с ламой Лувсан-Зундуй, священнослужителем Центра монгольского буддизма монастыря Гандан-Тэгчилин, астрологом и практиком традиции Чод.

— Уважаемый Лувсан-Зундуй лама, прежде всего, позвольте поприветствовать Вас от имени наших читателей, и расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Спасибо, мне тоже очень приятно приветствовать Вас и читателей информационного портала АРД. Мое мирское имя Хурэлбаатар, родился и вырос я в Булганском аймаке Монголии. После окончания средней школы переехал в Улан-Батор, поступил в Институт восточной философии, который окончил в 2001 году по специальности религиовед. В 2002-2003 гг. путешествовал по Индии и Тибету для изучения практических аспектов Учения Будды и, вообще, чтобы повидать мир. В 2004-2008 гг. учился в факультете медицины и астрологии Буддийского университета Монголии, который окончил с золотой медалью. С того периода поныне являюсь священнослужителем монастыря Гандан-Тэгчилин, составляю по просьбам верующих астрологические прогнозы, провожу ритуалы и обряды жизненного цикла.

Почему Вы решили стать священнослужителем? Как Вы пришли к религии?

— Когда я учился в средней школе, исчезли жесткие идеологические оковы, державшие под негласным запретом все, что было связано с религией. Это позволило мне, не оставляя учебу, изучить под руководством духовного наставника нашей семьи молитвы, тибетскую грамматику и основные знания по буддизму. Поэтому при взрослении и выборе жизненного пути у меня в этом направлении была определенная подготовка. Но основное влияние на меня, наверное, оказал пример дедушки, который до 30-ых годов служил в хошунном монастыре умзад-ламой (церемониймейстером), был знатоком восточной медицины и астрологии, практиком традиции Чод и просто уважаемым среди земляков человеком.

— Вы, как и Ваш дедушка, являетесь практиком Чод. Расскажите, пожалуйста, о данной традиции. Насколько большое распространение она получила в Монголии?

— Чод в переводе с тибетского означает «отсечение», эта традиция является учением высшей тантры. Отсечение эго и всего, что с ним связано (например, разного рода привязанностей и кармических отпечатков) осуществляется через Мудрость, постигающую Пустоту всех явлений, посредством проведения мистического обряда «Луйжин». Мне рассказывали, что в конце 90-ых в России перевели историю просветления основательницы традиции Чод, дакини Мачиг Лавдон, которую кратко озаглавили «Отсекая надежду и страх». На мой взгляд, это очень удачное название, которая отражает саму суть учения Чод - культивирование мудрости и подлинного бесстрашия, свободного от крайностей, выражаемых в надежде обрести и страхе потерять.

Что касается Чод в Монголии, в нашей стране наиболее широко распространены традиции Махасидхи Тендон Гьялпо, Жагар ламы, Ноён хутухты. В последнее время благодаря Богдо-гэгэну IX и его ученикам получила распространение традиция Чод Чже Цонкхапы. Существуют и другие линии преемственности, но все, в конечном счете, восходят в дакини Мачиг Лавдон и Будде Ваджрадхаре. Я сам отношусь к практикам линии преемственности Жагар ламы.

Линия Жагар ламы входит в т.н. традицию красношапочников?

— Преимущественно, да. Хотя среди последователей желтошапочной традиции школы Гэлуг есть немало наших духовных братьев. Сам родоначальник линии Жагар Молом лама был уроженцем центральной Халхи, где традиции школы Гэлуг были незыблемы, поэтому явно выраженного противоречия, думаю, изначально не было.

Жагар лама был по национальности монгол? Какова история его линии преемственности?

— Да, учитель Жагар Молом родился более 200 лет назад в Дайчин Бэйсийн хушуне Халхи, ныне это Дэрэн сомон Среднегобийского аймака Монголии. Первую половину жизни он прожил как обыкновенный мирянин, но благодаря встрече с дакини стал монахом-странником, который в духовных поисках прошел Тибет, Индию, дошел до Ваджрасаны и Уддьяны, где получал посвящения в драгоценные учения тантры, в том числе Чод. Отсюда его почетное прозвище - Жагар, то есть индиец. В обратном пути через Китай совершил предварительную практику «гьярца» на горе Утайшан, имел видение чистых стран даков и дакинь, от которых получил духовное имя Джняна Пранидхана (Иш-Молом).

У Жагар ламы был ученик Даржаажамц, который впоследствии стал главным держателем линий преемственности Жагар и Тендон. Традицию Чод Махасидхи Тендон Гьялпо Даржаажамц получил у знаменитого тибетского подвижника Джамьянг Кхьенце Вангпо. Даржаажамц основал молебные дома традиции Чод в Богдын Хурээ, ныне это Улан-Батор. У него было пять близких учеников, которые являются учителями линии преемственности почти всех практиков Чод Центральной Монголии.

Кстати, один из учеников Даржаажамц ламы староста Бавуудорж получил классическое буддийское образование в дацане Гунгаачойлин и сыграл большую роль в популяризации Чод в философской среде Богдын Хурээ. В последние годы данная традиция возрождается. Стала регулярно проводиться церемония Чод Молом в дацане Гунгаачойлин, на которую собирается множество практиков Чод, в том числе из Бурятии.

Вы упомянули обряд «Луйжин». В чем его суть и для чего проводится?

— Луйжин в переводе с тибетского означает «подношение тела». Для отсечения эго практик Чод подносит в жертву невидимым существам тонкого мира наиболее драгоценное, что у него есть - свое тело, предварительно преобразовав его на соответствующем уровне в благую субстанцию через Мудрость, постигающей Пустоту. Тем самым очищается наше сознание, умиротворяются существа, ставшие сопутствующим условием нашей отрицательной кармы и причинявшие зло из-за своего непросветленного сознания.

Поэтому обряд «Луйжин» проводится для всех случаев жизни, когда необходимо укрепить положительную карму и избавиться от темной энергии - будь то обусловленных зловредными действиями существ тонкого мира и духов сил природы, проклятиями и черной магией, частыми смертями в одной семье и т.д. Можно также проводить для покойника, чтобы его мятущаяся душа обрела хорошее перерождение. В конце концов, обряд помогает отсечь черную полосу неудач и открыть двери обретения духовных и материальных благ.

Но, несмотря на кажущуюся простоту, практикам Чод необходима хорошая подготовка, чтобы во время проведения обряда «Луйжин» не поддаться страху и не отвлечься на различные иллюзионные видения, обусловленные игрой нашего эго. В противном случае есть опасность соприкоснуться с темными силами непосредственно или того хуже, попасть под их влияние. В любом случае физическое и ментальное здоровье неподготовленного практика подвергается большому риску, поэтому в Чод самое серьезное значение придается церемонии посвящения и предварительной практике «гьярца», когда адепт 108 дней путешествует в одиночестве, проводя обряд «Луйжин» во все более необычных местах.

У Вас были необычные видения во время поведения обряда «Луйжин»?

— Да, надо сказать, такое бывает нередко. Например, при чтении над усопшим часто приходится видеть его душу как живого человека. В местности с большой концентрацией темной энергии чувствуется пронизывающий холод, после проведения обряда очень сильно устаю. Вообще, невидимый мир так же реален, как видимый, хотя и тот и другой существуют как иллюзия, мираж, будучи пустыми от самосущего.

Как часто Вы приезжаете в Улан-Удэ, проводите ли здесь обряд «Луйжин»?

— В первый раз я приехал в Улан-Удэ в 2003 году с чисто ознакомительными целями. А с 2010 года приезжаю уже целенаправленно, именно для того, чтобы проводить обряд «Луйжин». Дело в том, что мой друг, монгольский лама Эрдэни, давно живущий в Улан-Удэ, построили в с. Поселье буддийский храм, который в честь ближайшего ученика Будды получил название «Ананда». Там согласно пожеланиям лам и прихожан одноименной общины периодически читаю «Луйжин» для устранения препятствий и приумножения добродетели. Иногда провожу обряд для определенного человека, семьи коллектива, если есть необходимость решить сложную жизненную ситуацию. Помимо обрядов, практикую астрологию, стараюсь помочь людям советом, оказать им духовную поддержку.

Значит, можно обратиться к Вам по поводу проведения обряда «Луйжин»?

— Безусловно. Информацию о том, когда будет проводиться обряд всегда можно получить в Буддийской общине «Ананда» с. Поселье.

Какой совет Вы хотели бы дать нашим читателям?

— Действительно хороший совет. В заключение сорадуюсь Вашим трудам на благо верующих и благодарю за интересную беседу.

— Спасибо, желаю Вам и всем читателям портала неизменных успехов, крепкого здоровья и исполнения сокровенных желаний и счастливых предначертаний.

P.S. Обряд «Луйжин» будет проводиться Лувсан-Зундуй ламой в Буддийском храме «Ананда» с. Поселье 25 и 26 июня в 19.00.

3. Открытие практики чод

Многие учителя используют сновидения как один из важных путей к знанию, позволяющий обнаруживать учения, устанавливать связь с учителями, с которыми их разделяет пространство и время, и развивать способность помогать другим. Все это нашло отражение в истории о Тонгчжунг Тучене, великом учителе Бон, который жил, предположительно, в восьмом веке. В череде сновидений ему открылась бонская практика чод*, в которой визуализация используется для развития щедрости и отсечения привязанности.

К шести годам Тонгчжунг Тучен уже знал про эти учения. В двенадцать он делал длительные ритриты и имел во сне замечательные переживания, в которых обнаруживал учения, встречал учителей и получал от них передачи. Однажды, когда он пребывал в ритрите, выполняя интенсивную практику Вэлсэ, одного из важнейших тантрийских божеств традиции Бон, его призвал к себе учитель. Тонгчжунг Тучен оставил место своего уединения и добрался до дома, где жил один из покровителей его учителя. Там он лег спать и увидел поразительный сон.

В этом сне прекрасная женщина вела его по незнакомой местности и наконец они пришли на большое кладбище. Земля была усеяна трупами, а посередине стоял большой белый шатер, покрытый изысканными украшениями и окруженный красивыми цветами. Посреди шатра сидела на троне коричневая женщина. На ней было белое одеяние, в волосах - украшения из бирюзы и золота. Вокруг собралось множество прекрасных дакини, которые разговаривали на многих языках разных стран, и Тонгчжунг Тучен понял, что они прибыли из дальних краев.

Коричневая дакини сошла с трона, поднесла Тонгчжунг Тучену наполненный кровью и мясом череп и стала угощать. При этом она велела ему принять ее дар как чистое подношение и сказала, что вместе с другими дакини собирается дать ему важное посвящение.

Потом она сказала:

Да обретешь ты просветление в пространстве Великой Матери. Я Сипэ Гьялмо, хранительница учения Бон, Коричневая Царица Бытия. Это посвящение и учение - коренная сущность «Материнской тантры». Даю тебе это посвящение, чтобы ты мог посвящать и учить других.

Тонгчжунг Тучена возвели на высокий трон. Сипэ Гьялмо вручила ему церемониальный головной убор, одеяние для посвящения и ритуальные принадлежности. Затем она попросила его дать посвящение собравшимся дакини, чем немало его удивила.

Тонгчжунг Тучен стал отказываться:

Нет, я не умею давать посвящения, не знаю, как это делают. Мне очень неловко.

Не тревожься, - успокоила его Сипэ Гьялмо. - Ты великий учитель. У тебя есть все посвящения тридцати учителей Тибета и Шанг-Шунга. Ты можешь дать нам посвящение.

Но я не умею петь молитвы во время посвящения, - возразил Тонгчжунг Тучен. Сидпэй Гьялмо сказала:

Я помогу тебе, а защитники придадут силу. Тебе нечего бояться. Пожалуйста, проведи посвящение.

В этот миг все мясо и вся кровь, которые были в шатре, превратились в масло, сахар и другую пищу, в целебные снадобья и цветы. Дакини осыпали его цветами, и вдруг он понял, что действительно умеет давать посвящение в «Материнскую тантру», и дал его.

После посвящения все дакини стали его благодарить, а Сипэ Гьялмо сказала:

Через пять лет соберутся дакини восьми главных кладбищ и многие учителя. Если ты придешь, мы дадим тебе другие учения «Материнской тантры».

Потом все дакини попрощались с ним, а он - с ними, и Сипэ Гьялмо сказала, что ему пора идти. Красная дакини написала на шарфе красный слог ЯМ, символ элемента ветер, взмахнула им в воздухе, а потом велела Тонгчжунг Тучену коснуться шарфа правой ногой. В тот же миг он вернулся в свое тело и понял, что это был сон.

Он спал столько времени, что люди подумали, будто он умер. Когда он, наконец, проснулся, учитель спросил его, почему он так долго спал. Тонгчжунг Тучен рассказал свой сон учителю, и тот сказал, что это замечательно, но предупредил, что этот сон следует держать в тайне, иначе он может стать препятствием. Учитель сказал Тонгчжунг Тучену, что однажды он тоже станет учителем, и дал ему благословение, чтобы придать силу его будущим учениям.

На следующий год Тонгчжунг Тучен находился в ритрите, и вот однажды вечером его посетили три дакини. У них были зеленые шарфы, которыми они коснулись его ног. Он тотчас потерял сознание и вскоре очнулся во сне.

Он увидел три пещеры, обращенные на восток, и вошел в среднюю пещеру. Внутри она была изумительно убрана цветами. Юноша встретил трех учителей, каждый из которых был облачен в отличное от других одеяние для тайного посвящения. Учителей окружали прелестные дакини, которые играли на музыкальных инструментах, танцевали, делали подношения, молились и выполняли другие благочестивые действия.

Трое учителей дали ему посвящения, дабы пробудить его изначальное состояние, заставить вспомнить свои прошлые жизни и дать возможность успешно передавать практику чод. Учитель, который сидел посередине, встал и сказал: «У тебя есть все священные учения. Ты получил посвящения, и мы благословили тебя, чтобы пробудить в тебе способность учить».

Потом встал учитель, который сидел справа, и сказал: «Мы посвящаем тебя во все общие учения, в логику. Которую используют, чтобы отсечь эго, в методы использования мышления для высвобождения заблуждений, а также в практику чод. Мы благословляем тебя, дабы ты мог передавать эти практики и обеспечить их непрерывность».

Учитель, который сидел слева, встав, сказал: «Хочу дать тебе священное тантрийское учение, которое хранят в своих сердцах все учителя Тибета и Шанг-Шунга. Этими учениями мы посвящаем и благословляем тебя, чтобы ты мог помогать другим».

Эти трое были выдающимися учителями традиции Бон. Они жили в конце седьмого века, лет за пятьсот до того, как родился Тонгчжунг Тучен.

Через некоторое время, когда учитель Тонгчжунг Тучена скончался, Тонгчжунг Тучен поселился в деревушке своего учителя и стал делать для тамошних жителей практики и ритуалы. Во время кратких медитаций и длительных ритритов его часто посещали в видениях разные учителя. Он мог заглядывать внутрь собственного тела, где каналы и энергии походили на прозрачный хрусталь. Часто бывало, что при ходьбе его ноги не касались земли. К тому же, используя силу праны, он мог передвигаться чрезвычайно быстро.

Прошло еще четыре года. Коричневая дакини, которую он встретил во сне, проявление Сипэ Гьялмо, сказала ему, что через пять лет они увидятся снова, и вот этот срок настал. Однажды он задремал в пещере и во время сна молился всем учителям. Проснувшись, он стал смотреть в невероятно чистое небо. Поднялся легкий ветерок, на нем с неба спустились две дакини и велели Тонгчжунг Тучену следовать за собой. Вместе с ними он прибыл на собрание дакини - тех же самых дакини из разных краев, с которыми он уже встречался во сне пять лет назад. Он получил передачи и объяснения практики чод и «Материнской тантры». Дакини предсказали, что настанет время, когда появятся бодхисаттвы и двенадцать благословенных учителей, и именно тогда Тонгчжунг Тучен будет давать учения. Все дакини обещали помогать ему в этом. Одна сказала, что будет действовать как охранительница, другая - что благословит учения, третья - что станет оберегать учения от неверных слов и толкований, и т. д. Сипэ Гьялмо тоже дала обет защищать учения, а все собравшиеся дакини по очереди сказали Тонгчжунг Тучену, какую ответственность возьмет на себя каждая, чтобы содействовать распространению учений. Они поведали ему, что учения как солнечные лучи распространятся в десяти направлениях и достигнут всех уголков мира. Это важное предсказание и поныне вдохновляет тех, кто изучает эти практики, ибо мы знаем, что им предстоит распространиться по всей земле.

Сновидения Тонгчжунг Тучена - хорошие примеры снов ясности. В одном из них он получил точные сведения о важном сне, который ему предстояло увидеть в будущем. Он получал учения и посвящения, ему помогали дакини и другие учителя. На заре своей жизни он, хоть и обрел реализацию, не осознавал своих полных возможностей как учителя, пока они не открылись ему во сне. Сила полученных во сне благословений пробудила его к восприятию разных измерений сознания, и он воссоединился с той частью своего существа, которая училась и развивалась в предыдущие жизни. Благодаря снам он всю жизнь продолжал духовно расти, получать учения и встречаться с учителями и дакини.

Такое может случиться с каждым из нас. Практикуя, мы обнаружим, что в той части жизни, которую мы проводим во сне, развивается некая непрерывность. Это ценное подспорье на нашем духовном пути, поскольку сновидение становится частью особого процесса, который соединяет нас с глубинным «я» и ведет наше духовное развитие к зрелости.

Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Открытие дверей Как бы то ни было, хотя Природа и предпринимает меры предосторожности для защиты центров силы, это отнюдь не предполагает, что двери эти всегда будут крепко заперты. Существует надлежащий способ их раскрытия. Хотя более правильно сказать, что замысел не в

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Телемитские тексты (Liber XXVIII-CCVII) автора Кроули Алистер

ОТКРЫТИЕ (Участники собрались, они одеты должным образом, заняли свои места на возвышении)Входит ИерофантВсе встают и приветствуют его. Следует "Церемония Опознавания". Но все, или один должны будут показать при входе в Храм Знак Зверя, чтобы Страж Храма не проявил

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Открытие манданов В конце августа 1795 года Эванс отбыл из Сент-Луиса вместе с флотом Маккая, направлявшимся вверх по реке в страну индейцев. К началу зимы продвижение экспедиции сильно замедлилось из-за торговли и переговоров с племенами, живущими вдоль берегов реки.

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Открытие пирамиды Согласно общепринятому мнению, Великая пирамида оставалась практически нетронутой вплоть до 830 года, когда туда вошел халиф аль-Мамун. Этой историей мы обязаны арабским источникам, на достоверность которых, впрочем, нельзя полагаться в полной

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

ОТКРЫТИЕ МЕГАЛИТИЧЕСКОГО ЯРДА Когда покойный профессор Александр Том обследовал свыше тысячи мегалитических сооружений от Северной Шотландии, по всей Англии, Уэльсу до Западной Франции, он с изумлением обнаружил, что все они построены с использованием одной и той же

Из книги 4 шага к богатству, или Храните деньги в мягких тапочках автора Коровина Елена Анатольевна

Открытие императрицы Юная ученица Театральной школы Лизонька стояла после концерта в Эрмитажном театре пред светлыми очами самой Екатерины Великой.– Учителя тебя хвалят, милая! – с улыбкой проговорила императрица. – Только вот почему на афише твое имя без фамилии

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Открытие Тайна такого размаха, естественно, заслуживает, по меньшей мере, интересного начала. А началось все в 1966 году, когда в руки доктора Хавьера Кабреры - жителя перуанской деревни Ика - попал камень овальной формы грязновато-черного цвета с округлыми краями. На

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Открытие новых возможностей Время не стоит на месте. Проводятся новые исследования, раскрываются новые факты. Перед вами – свежие результаты изучения свойств Эрцгаммы и ее влияния на тело и психику

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Потрясающее открытие Поскольку мы - вершина эволюции, существа несравненно более развитые, то эта особенность проявляется среди нас в еще большей степени.Окружение лепит каждого из нас по своему образу и подобию, хотим мы того или нет. Вес, душевное состояние,

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Открытие Ока красоты Время: по десять-пятнадцать минут в течение нескольких дней.Вам потребуются: дневник и ручка, массажное масло, танцевальная музыка, фотоаппарат или принадлежности для рисования, принадлежности для шитья или изготовления украшений.Выберите только

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Открытие сестер Фокс На протяжении многих десятилетий, а то и столетий медиумические практики оставались уделом избранных или посвященных. Как уже говорилось, широко известным спиритизм (спиритуализм) стал лишь в XIX веке. Честь разработки достаточно простой и доступной

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Из книги Иша Упанишада автора Ауробиндо Шри

I. Открытие Абсолюта-Брахмана Идея трансцендентного Единства, Тождества и Постоянства, скрытых за всем многообразием и непрерывным изменением мира явлений, представляется основополагающей в Упанишадах: это центральный пункт всей индийской метафизики, вершина и цель

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011»

Коростиченко Е.И.
Ритуал чод: история, структура, коммуникативное значение

В этой работе будут рассмотрены версии происхождения тибетского ритуала чод , история его распространения в Тибете, а также сущность и психологические аспекты практики чод как примера мистической коммуникации адепта со сверхъестественными силами. Обычно в тибетском буддизме формально выделяют четыре школы: ньингма , кагью , сакья и гелуг , однако помимо них в Тибете существует и другие традиции, которые, с точки зрения тибетцев, не противоречат учению Будды. Не противоречит ему, как считается, и традиция чод .

Исследователи чод на сегодняшний день пока что не достигли согласия по вопросу происхождения этой традиции. Большинство исследователей полагают, что чод восходит к буддийским источникам: «К примеру, в “Большой поэме” Брахмана Арьядевы есть указания на то, что к X веку чод уже существовал в виде целостной системы, сочетающей философию Праджняпарамиты с особыми методами медитации и практическими наставлениями по их применению в повседневной жизни» . Гой Лоцава, автор «Синей летописи» — важного источника по истории тибетского буддизма, — пишет: «Это учение получило такое название, поскольку приверженцы системы чод следовали философскому учению Праджняпарамиты» , данному самим Буддой и переданной индийцу Дампе Сангье, который принес его на территорию Тибета в XI веке, где и появились впоследствии две линии преемственности: мужской и женский чод .

Также Гой Лоцава в этой работе говорит об этимологии слова «чод»: «тибетское слово SPyod (с санскрита гочара) означает «практика». Существуют и другое объяснение этого слова, отражающее сущность этого ритуала. Большинство исследователей считают, что слово «чод» (gcod) означает «отсечение», а точнее - отсечение личных привязанностей, которые приводят к омрачению сознания: «пустотным воззрением отсекается корень сансары» . Это определение часто приводится тибетскими комментаторами, так как оно объемлет сущность понимания «чод», основанного на Праджняпарамите: «Итак, отсечение корня самого ума, отсечение пяти омрачающих ядов, отсечение крайностей и измышлений в медитации, отсечение тревоги, надежд и страхов в действиях, а также отсечение гордыни составляют истинный смысл практики чод, поскольку все это есть отсечение («чод па»)» .

Однако существует и другая позиция в трактовке происхождения чод, сводящая эту практику к автохтонному тибетскому шаманизму. Наиболее известными приверженцами этой версии были феноменолог религии Мирча Элиаде, переводчик «Тибетской книги мертвых» Эванс-Венц, знаменитая путешественница по Тибету Александра Дэвид-Неел.

Среди различных традиций чод , возникших в Индии и Тибете, таких как ньингмапинская традиция чод, основанная на текстах терма Падмасамбхавы из цикла «Отсечение иллюзий», «Единый вкус» Наропы, традиция чод женской линии передачи Мачиг Лабдрон (1055-1153) занимает особое положение, как в философском отношении, так и с точки зрения практических методов. «Именно Мачиг Лабгьи Донма оформила чод как превосходнейшие наставления для накопления заслуг через подношение своего тела в жертву» – имеется в виду, в жертву демонам.

Система Мачиг объединяет в себе философию Праджняпарамиты, тантрические наставления, исходящие от Арья Тары с медитативным опытом самой основательницы традиции. Таким образом, «искусно соединив три учения, а именно линию Сутры, Тантры, союза Сутры и Тантры, Мачиг Лабдрон основала единый метод, назвав его “чод Махамудры”, или “Отсечение демонических объектов”» .

Последователи системы чод принимают теорию Пустотности (суть Праджняпарамиты), которая означает: «во-первых, отказ от концепции реальности дхарм, которые составляют индивидуальный поток сознания личности (сантана ), и, во-вторых, неприятие представления о реальности и материальности других живых существ» . Помимо учения о пустоте, адепты должны следовать следующим духовным предписаниям: воспитывать в себе сострадание ко всем живым существам (бодхичитту ), соблюдать обеты бодхисаттвы, действовать в соответствии с данным словом, т.е., избегать необдуманных действий и не допускать нарушения обетов, которые были приняты.

Известный итальянский тибетолог Джузеппе Туччи в своем фундаментальном труде «Религии Тибета», уделяя особое внимание традиции чод , отмечает, что «это учение признается и другими школами, отличающимися от чод и в теории, и в практике» . Школа кагью , по-видимому, сыграла главенствующую роль в сохранении этой религиозной традиции. В Тибете лишь три монастыря полностью посвящены практике чод : Кьябче Гомпа, Гьюне Гомпа и Чагчод, и все они относятся к школе кагью .

В школе гелуг традиция чод развивалась на основании соединения двух линий передачи: «краткая линия» исходила от основателя школы гелуг Цонкапы, а «длинная линия» от Мачиг Лабдрон. Чод существовал в школе гелуг в качестве маргинального явления, и его чаще всего практиковали вне монастырских стен. В 30-е годы XX века эта практика была официально запрещена на территории монастырей, принадлежащих школе гелуг , в силу опасений, что психологические аспекты этого ритуала могут отрицательно сказаться на обучении монахов. Несмотря на запрет, многие монахи продолжают выполнять эту практику.

В школе ньингма чод Мачиг Лабдрон не занимает центрального места, но сама Мачиг считается воплощением супруги основателя ньингмапинского чод Падмасамбхавы. Единственной тибетской школой, в которой никогда не передавалась традиция Мачиг Лабдрон, является школа сакья . Наконец, в традиции автохтонной религии Тибета бон сохранились собственные ритуалы чод : одни из них происходят из устной линии передачи, другие из традиции терма , но ни в одной из этих традиций нет упоминания о Мачиг. В старом бон различают три вида практики чод : мирная, обширная и могущественная. Новый бон дополняет к ним четвертый вид – «гневную» практику. Видимо, «глубокое исследование бонских линий передачи чод может пролить свет на эту традицию в целом» .

Рассмотрев теоретические предпосылки формирования традиции чод , мы перейдем к практической стороне ритуала, которая интересна, прежде всего, своими психологическими аспектами. Медитация в традиции чод принимает форму жертвоприношения тела адепта и его личности, т.е., разрушения пяти скандх (пяти составляющих человеческой личности). Ритуал предполагает переживание сильного эмоционального состояния, когда необходимо освободить эмоции, чтобы впоследствии отсечь их, как только они возникают в уме. Для этой цели учение чод рекомендует адептам практиковать в местах с устрашающим ландшафтом: на кладбищах, в пустыне, высоко в горах. Йогин должен встретиться со всеми своими негативными эмоциями, вызывающими ужас или привязанность, для того чтобы получить переживание пустотной природы этих омрачений ума.

В терминологии чод омрачения ума (санскр. клеши ) символически отождествляются с демоническими силами, которые необходимо победить и уничтожить. «Самый могущественный из этих демонов, которого непременно нужно отсечь, - представление о реальном, неизменном «я», которое является источником всех внутренних и внешних демонов» , именно этот корень неведения и двойственности отсекается в результате практики. Главная часть ритуала состоит в пиршестве, символическом пожирании йогина демоническими силами.

При совершении ритуала «красного пиршества» адепт трубит в канглинг (ритуальная труба, сделанная из человеческой бедренной кости), созывая на пир всевозможных демонов. Полностью сконцентрировавшись, он воображает божество женского пола (дакини ), олицетворяющую его собственную волю. Этот образ воли устремляется из его головы, через макушку с саблей в руке, после этого дакини отрубает ему голову и другие части тела, вспарывает живот и снимает кожу. На добычу слетаются многочисленные демоны и вампиры и пожирают жертву. Одновременно с этим йогин произносит следующие ритуальные заклинания: «На протяжении беспредельного ряда веков, в процессе повторяющихся существований, я заимствовал у бесчисленных существ за счет их благоденствия и их жизней мою пищу, мою одежду и всевозможные блага, чтобы содержать свое тело, которое я так любил, холил и лелеял. Я отдаю свою плоть алчущим, кровь – жаждущим, свою кожу – тем, кто наг, кости свои – на костер для тех, кто страдал от холода. Бесчестье да падет на мою голову, если я устрашусь принести эту жертву. Позор всем, кто не осмелится принять ее» .

Следующий этап ритуала чод называется «черное пиршество», мистическое значение которого открывается немногим посвященным. Видения демонического шабаша рассеиваются и сменяются глубоким молчанием и абсолютным одиночеством. Теперь йогин «должен представить себе, что от него осталась лишь маленькая кучка обуглившихся останков, плавающих на поверхности озера грязи – грязи от нечистых помыслов и дурных дел, запятнавших его духовную сущность на протяжении неисчислимого ряда существований» . Цель «черного пиршества» и ритуала чод в целом заключается в полном осознании того, что даже сама идея самопожертвования, охватившая йогина, есть только иллюзия, рожденная гордыней: в действительности человек ничего не может «дать», так как он сам ничто, бессодержательная форма.

Ритуал чод , таким образом, предстает как сложный процесс коммуникации практикующего адепта с демоническими силами, который имеет три основных этапа. На первом уровне практики чод допускается реальное существование богов и демонов, на втором – приходит уверенность в том, что эти демонические силы являются лишь иллюзорной игрой нашего ума, на третьем – сам медитирующий сравнивается в статусе с объектом его медитации. Весь процесс медитации и основывается на действии этих трех установок сознания вплоть до его завершения. Процесс коммуникации в чод иллюзорен, так как нет разницы между внешним и внутренним содержанием «я», между субъективным умом и воспринимаемыми им объектами, между йогином и демоническими силами, между субъектом и объектом коммуникации, ибо они представляют собой единое целое. Учитывая это, правильнее говорить не «я» коммуницирую, а совершается процесс коммуникации, который не нуждается во взаимодействии участников этого процесса. Фактически, человека, проходящего этапы практики чод, можно символически представить в образе своего рода «луковицы»: с каждым этапом слой за слоем «снимается», и в итоге не остается ничего, что отсылает нас к буддийской концепции пустотности.

Чод как процесс мистической коммуникации можно схематически изобразить таким образом: на первом этапе практики йогин вступает в реальный процесс коммуникации с актором, которого считает реальным. В этом случае мы имеем субъект-объектную дихотомию, причем один и тот же актор может на этом этапе играть роль, как объекта, так и субъекта. Йогин как инициатор собственного жертвоприношения (S), и йогин как жертва (О). Демонические силы, пожирающие «добычу» (S), демонические силы как предмет визуализации йогина (O).

На втором этапе практики йогин признает иллюзорный характер второго актора. Поскольку к нему приходит окончательная уверенность, что переживаемое есть данность его ума: дихотомия внутреннего и внешнего мира становится иллюзорной. Таким образом, после отказа от второго актора (O) остается только первый актор (S). Субъект-объектная схема действительности оказывается порождением омраченного неведением «я» первого актора.

На третьем и последнем этапе практики йогин отказывается от признания собственного «я» истинным актором коммуникации и ищет методы постижения природы ума (с целью освободиться от его двойственности): «здесь высший метод [постижения природы ума] – объединение пространства и осознания. Так, слив воедино пространство и осознание, спонтанно очистишь устоявшиеся понятия, такие как «реальность» и «признаки», отрицание и утверждение, и останешься в истине таковости, дхармате, свободной от двойственного восприятия субъекта и объекта» .

Подобное слияние сознания с пустым пространством становится возможным благодаря одному из медитативных приемов, предложенных Мачиг Лабдрон. Этот метод, известный как «перенос сознания» с целью постижения природы ума, имеет множество способов осуществления. Наиболее распространенный вариант состоит в слиянии сознания с пустым пространством и погружении в состояние отсутствия мыслей. Коммуникация деперсонализируется, превращаясь из следствия субъект-объектных отношений в чистый процесс, – в том числе и потому, что призванный ее поддерживать ментальный процесс останавливается.

Литература :

  1. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись / Пер. с тибетского Ю.Н. Рериха, перевод с английского О.В. Альбедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001.
  2. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета / Пер. с французского. Предисловие Т. Лещенко-Сухомлиной. М.: Дягилевъ Центр, ЦДЛ, 1991.
  3. Тенчой. Рассказы о практике Чод. М.: «Глобус», 2004.
  4. Туччи Д. Религии Тибета / Пер.с итальянского Альбедиль О.В. СПб.: Евразия, 2005.
  5. Эду Ж. Мачиг Лабдрон и основы практики чод / Пер. с англ. М. Малыгиной. М.: Открытый Мир, 2008.