Приемы развития зрительной памяти. — Что такое зрительная память? Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Однажды я видела передачу о людях, которые обладали потрясающей зрительной памятью.

Им было достаточно посмотреть минуту на страницу, чтобы пересказать дословно текст, они безошибочно определяли, что изменилось в облике людей, замечая наиболее мелкие детали, воспроизводили колонку из нескольких десятков цифр.

Я была просто поражена увиденным, но удивилась еще больше после слов эксперта программы, который утверждал, что достичь подобного может любой человек.

Был среди гостей и специалист, который давал практические рекомендации, .

Я тогда записала услышанные советы, а, готовя этот материал, нашла еще одно полезное упражнение, которое поможет вам справиться с визуальной забывчивостью.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память .

«Память - это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Моя подруга и ее зрительная память

С Леной мы дружим давно, поэтому не боимся делиться друг с другом своими болями и радостями.

Еще в школе подруга мне пожаловалась, что очень страдает от того, что плохо запоминает лица, местность и многие другие важные для повседневной жизни детали.

Мы поговорили, я ее утешила, как могла, да и постепенно позабылся этот разговор.

Не так давно оказалось, что Лена всерьез занялась вопросом, как развить зрительную память , даже читала специальную литературу и выполняла какие-то упражнения.

Но больше всего ей помогло в решении проблемы – рисование.

Она по профессии дизайнер-график, поэтому рисовать любит с детства.

И вот она свой талант использовала для улучшения зрительной памяти.

Купила большой блокнот, который всегда носила с собой, и в свободное время упражнялась.

Например:

  1. Посмотрела недолго на ветку, а затем – отвернувшись, постаралась точно воспроизвести ее.
  2. Рассыпала по столу с десяток зубочисток или спичек, глянула на порядок их расположения, накрыла их чем-то непрозрачным и быстренько зарисовала все.
  3. Пришла однокурсница в красивом бисерном украшении с каким-то хитрым плетением. Лена присмотрелась к нему, а затем на паре воспроизвела на бумаге это ожерелье и т.д.

Подруга утверждает, что подобные упражнения очень улучшили ее зрительную память, правда произошло это не так уж и быстро: в течение нескольких лет.

Если вам нужен результат гораздо быстрее, то придется поднапрячься.

Очень эффективно развивают зрительную память:

    В детских журналах очень часто печатают такое задание: две картинки рядом и подпись «Найди 5/10/15 отличий».

    В интернете тоже полным-полно таких картинок.

    Хорошо помогает игра, в которую мы иногда играем с друзьями во время посиделок.

    Ведущий внимательно всматривается в окружающих, а затем выходит из комнаты.

    В это время все остальные меняют что-то в своем облике.

    Ведущий возвращается и называет произошедшие изменения.

    Напрашивайтесь почаще быть ведущим.

    Да, обычное чтение про себя.

    Поглощайте в день не менее 100 страниц и ваша память быстро улучшится.

    Даже если вы работаете в одном здании десяток лет, это вовсе не означает, что вы сможете воспроизвести, например, количество окон на этаже, четкое расположение кабинетов, цвет стен в разных офисах и т.д.

    Возьмите за привычку не просто пробегать взглядом, а замечать.

    Внимательно рассматривайте здания, мимо которых проходите, людей, с которыми ездите в общественном транспорте, одежду коллег, а затем вечером постарайтесь воспроизвести все это в своем воображении максимально точно.

    Выбирайте для похода на работу новые маршруты, путешествуйте (пусть даже это будут соседние населенные пункты), знакомьтесь с новыми людьми и т.д.

    При этом не уходите в себя, не отгораживайтесь, а постарайтесь буквально вбирать глазами все детали.

По мнению психологов наиболее эффективно развить зрительную память помогает такое упражнение.

В течение 1–5 минут концентрируйте внимание на каком-нибудь предмете.

Не позволяйте себе отвлекаться ни на что!

Затем, отвернувшись, постарайтесь мысленно, словесно или графически в точности воспроизвести этот предмет.

Постепенно усложняйте упражнение: выбирайте вещи с большим количеством деталей и сокращайте время на их рассматривание.

Предлагаю пройти элементарный тест на проверку зрительной памяти!

Жми Play и запоминай слова 🙂

Если вы постараетесь, то буквально через несколько месяцев зрительная память улучшится, а если продолжите тренироваться, то через год-два сможете попасть в передачу типа той, которая меня впечатлила и вдохновила на написание этой статьи.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

1 Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

2. Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

3. Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

4. Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

5. Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

6. Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

7. Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

8. Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. Так, на Битрейнике Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры, предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.

Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.

Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.

Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Диагностика зрительной памяти

Для диагностики зрительной памяти у детей в домашних условиях можно использовать, например, методику под названием «Десять картинок». Для этого подготовьте лист с наклеенными на него небольшими картинками, изображающими предметы или животных. Можно вместо картинок использовать рисунки, но они обязательно должны быть узнаваемыми. Дайте ребенку изучить изображения в течение 50 секунд (как вариант, можно использовать отдельные картинки, в этом случае каждую следует рассматривать по 5 секунд).

Затем заберите листок и попросите по памяти назвать все изображения. Порядок не имеет значения. Так проверяется кратковременная зрительная память. Если ребёнок запомнил не менее 8 изображений – это показатель хорошей зрительной памяти. От 4 до 7 изображений – средний, а 3 и менее – низкий. Этот тест можно использовать и для определения объёма зрительной памяти. Как – расскажем чуть ниже.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

— были ли повторы?

— Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?

— Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Нарушение зрительной памяти

Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

Особенности зрительной памяти

Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

Развитие зрительной памяти онлайн

Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

Назови картинку.

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Органы чувств позволяют получать информацию из окружающего мира. Более 80% из нее воспринимается с помощью глаз, но само получение данных не имело бы практически никакого значения, если бы их нельзя было запомнить. Помогает в этом зрительная память, позволяющая сохранить в голове все, что человек смог увидеть. Как и другие составляющие интеллекта, она требует постоянного поддержания. Развитие зрительной памяти – не такая трудная задача. Справиться с ней сможет каждый человек самостоятельно.

Особенности запоминания

Зрение становится первым способом контакта с окружающим миром для маленьких детей. С его помощью они начинают запоминать все, что происходит вокруг, и воспринимать других людей. Уже после этого задействуются иные виды памяти.

Взрослый же человек имеет уже сформированный интеллект и определенные способности. Многие могут сказать, что их зрительная память не так уж и хороша. В таких случаях можно воспользоваться специальными упражнениями и постараться исправить ситуацию.

При желании каждый может протестировать себя. Простое упражнение покажет, насколько развита зрительная память. Учитывая его результаты, можно будет решить, нужно ли вообще тренировать запоминание с помощью глаз. Суть теста в следующем:

  1. Помощник должен подобрать 10 разных изображений. Подойдут любые картинки, между которыми есть серьезные различия (например, разные животные). Желательно их распечатать и порезать на маленькие карточки.
  2. Задача тестируемого в том, чтобы максимально четко рассмотреть все картинки. На это ему дается всего лишь 20 секунд. Когда время выйдет, потребуется назвать все, что было увидено на карточках.

Помощник должен внимательно выслушать тестируемого и сделать выводы о качестве его памяти. Чаще всего такой тест применяется для детей, т.к. для многих взрослых является не таким сложным. Тем не менее выявить плохую память с его помощью точно удастся. Если хочется усложнить задачу, то допускается использование более специфичных карточек или создание дополнительных условностей.

Зрительная память улучшается каждый раз, когда человек ее активно использует. Ее формирование начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому она особенно развита у тех людей, чья профессия часто требует визуально запоминать различные вещи и документы.

Люди, обладающие хорошо развитой зрительной памятью, отличаются повышенной внимательностью и способностью легко концентрироваться.

Хобби и мини-тренировки

Применять для развития зрительной памяти упражнения, требующие наличия большого количества свободного времени, совсем необязательно. Можно обойтись ежедневными короткими тренировками или использовать для этой цели свои привычные хобби.

Такие методы позволят добиться результата с минимальными затратами времени. Однако ждать особенно высокой эффективности от них не стоит. Эти варианты отлично подойдут для тех, кто хочет просто немного улучшить качество зрительной памяти или усилить действие основных упражнений, которые применяются каждый день.

Чтение

Первым способом натренировать зрительную память является чтение. Оно также развивает классический навык запоминать информацию, повышает словарный запас и улучшает интеллектуальные способности. Для людей, считающих такой вид деятельности своим хобби, этот вариант станет настоящим подарком.

Для достижения цели подойдут любые книги. Их следует выбирать, ориентируясь на свои интересы и способности. Если есть желание, можно прочитать серьезную научную работу или учебник по школьному предмету, с которым когда-то были проблемы в прошлом. Именно сложная литература приносит максимальный эффект.

Рисование

Многие дети ежедневно рисуют. В этом увлекательном занятии есть своя польза, которую с помощью определенных условий можно направить в улучшение визуальной памяти. Если ребенок занимается обычным рисованием, то у него развивается фантазия, появляется усидчивость, формируются творческие способности.

Сделать так, чтобы во время занятий у ребенка развивалась память очень просто. Для этого достаточно задать ему правило, что рисовать нужно знакомое для него место или известный предмет. Его целью будет максимально правильное отображение картины с минимальными отклонениями от реальности. Такой метод подойдет для дошкольника или школьника младших классов. При усложнении задачи он может быть применим даже взрослыми.

Новизна

Простейший способ развивать визуальную память. Он заключается в том, чтобы наполнять свою жизнь чем-то непривычным, с чем еще никогда не было зрительного контакта. Это могут быть просто новые места или внезапные знакомства.

Пользоваться такой методикой просто. Нужно лишь ходить на работу или в другие известные места необычными маршрутами, где раньше не приходилось бывать. Также можно просто гулять в незнакомых районах или вообще съездить в другой город. Параллельно с этим нужно заводить новые знакомства.

Воспоминания

Неплохое развитие образной памяти можно получить с помощью простого упражнения. Выполнять его лучше всего каждый день в домашних условиях перед сном. У некоторых людей оно будет вызывать интерес, из-за чего захочется проявлять особое внимание к деталям в течение всего дня.

Задача человека в том, чтобы просто вспомнить весь свой день в хронологическом порядке. Делать это нужно с учетом всех мельчайших деталей, причем следует постараться найти воспоминания даже о тех вещах, на которые не приходилось обращать особого внимания.

Воспользоваться таким способом сможет каждый, кто встретил в течение дня нескольких человек. Нужно будет постараться вспомнить, как именно выглядел любой из них. Если наблюдать за прохожим удалось долго, то нужно вспомнить все его действия.

«Портрет» применять лучше всего сначала на знакомых людях, т.к. попытки вспомнить случайного прохожего из сотен людей, с которыми довелось столкнуться за день, довольно трудно. Когда это станет легко, можно перейти к незнакомцам.

Рассматривание предмета

Самая простая мини-тренировка. Для нее потребуется любой предмет и несколько минут свободного времени. Желательно использовать вещи, контактировать с которыми приходится очень редко.

Нужно просто посмотреть на предмет в течение минуты, а потом закрыть глаза. Задачей будет мысленная визуализация увиденного. Следует постараться вспомнить картинку максимально четко и правильно.

Дополнительно можно применять свои личные мини-тренировки, в которых требуется задействовать зрительную память.

Основные тренировки

Максимального результата удастся достичь с помощью коррекционных тренировок. Выполнять их рекомендуется ежедневно, комбинируя по 2-5 видов упражнений. При этом не стоит перенапрягаться, заставляя себя заниматься излишне долго, т.к. такой подход принесет больше вреда. Во всем есть своя мера.

Представленные упражнения направлены на развитие визуальной памяти у взрослых людей, но могут применяться для школьников старших классов. Во втором случае следует учитывать, что не каждый подросток сможет справиться с некоторыми заданиями. Поэтому их можно незначительно упрощать.

Упражнение 1

Первое упражнение похоже на мини-тренировку с рассматриванием предмета. Его суть примерно та же, но есть ряд условностей, которые значительно усложняют задачу, повышая эффективность занятий.

Как его выполнять:

  1. Рассмотреть любой попавшийся под руку предмет, вдыхая воздух (5 секунд).
  2. Закрыть глаза, вызвать представление этого предмета, задержав дыхание (3 секунды).
  3. Растворить в мыслях образ предмета, медленно выдыхая.

Упражнение нужно многократно повторять, при этом каждые 5 раз меняя ритм всех действий. Выполнять его рекомендуется 2-3 раза в день по 10 минут. Постепенно время нужно увеличивать, пока количество повторений не возрастет до 50.

Упражнение 2

Для выполнения этого упражнения потребуется посторонняя помощь. Желательно, чтобы это был один из близких людей, с кем будет комфортно работать. При желании тренироваться можно в обе стороны, т.е. поочередно, меняясь ролями.

Суть упражнения:

  1. Помощник пишет на листочке разные слова в виде ромба. Верхнее и нижнее слово должны быть самыми короткими, а к середине длина должна возрастать.
  2. Тренирующийся должен посмотреть на этот ромб в течение 10 секунд, а потом воспроизвести увиденные слова на отдельном листочке.
  3. В конце слова нужно сверить и определить, насколько правильно тестируемый смог все зрительно запомнить и написать.

Важно, чтобы заданные слова были похожи и начинались с одинаковой буквы, иначе выучивать их за такой короткий промежуток времени будет очень трудно.

Упражнение 3

Многие взрослые помнят, как в детстве решали разные головоломки, в которых использовались спички. В тренировке по такой методике они тоже понадобятся, но применяться будут для задействования внимания и образной памяти. Для выполнения упражнения понадобится помощь второго человека.

Как тренироваться:

  1. Помощник должен разложить спички таким образом, чтобы составить определенную фигуру. Лучше всего усложнять задачу, местами используя по две-три спички рядом.
  2. Тренирующийся должен взглянуть на эту картину, но взгляд задерживать дольше 3 секунд нельзя. После этого помощнику следует закрыть спички бумагой.
  3. Задачей тренирующегося будет воспроизвести увиденную картину с помощью других спичек, учитывая все ее особенности.

Усложнить задачу можно, включив в картину спички разных цветов. Чем правильнее тренирующийся составит изображение, тем лучше.

Упражнение 4

Тренироваться таким упражнением для развития зрительной памяти можно по пути с работы или во время вечерней прогулки. Никакая помощь в выполнении задач не понадобится, что делает метод более универсальным и легким. Однако во время тренировки потребуется быть особенно внимательными.

Порядок действий:

  1. Внезапно остановиться, на секунду зафиксировав взгляд на любой точке, где находится достаточное количество различных объектов, которые можно запомнить. Закрыть глаза.
  2. Восстановить образно только что увиденную картину, вспомнив максимальное количество мелких деталей. Удерживать ее в голове несколько минут, наполняя по памяти.

Когда попытки вспомнить будут закончены, можно наглядно оценить реальность и сравнить ее с тем, что сформировалось в мыслях.

Упражнение 5

Последнее упражнение позволит также задействовать фантазию и общие интеллектуальные возможности. Его нужно выполнять на улице, т.к. потребуется видеть других людей. Метод подразумевает создание образных историй в своей голове, которые будут основаны на реальных увиденных людях.

Выполнение упражнения:

  1. Выбрать на улице подходящую лавочку, где не слишком шумно.
  2. Обратить внимание на любого прохожего, запомнить его внешний вид.
  3. Закрыть глаза, представить, как он идет дальше и что будет происходить.

Начинать лучше всего с визуализации простой ходьбы, а уже потом придумывать более подробные и необычные ситуации. Слишком стараться и сочинять длинные истории тоже не следует, если целью не является развитие фантазии.

Если выполнять эти упражнения лишь изредка, то достичь желаемого результата не удастся. Только регулярные тренировки принесут пользу.

Тренировки для детей

Ребенок может развиваться не так быстро, как хотелось бы его родителям. Многое зависит от индивидуальных особенностей и генетической предрасположенности. Поэтому некоторые дети обладают довольно слабой зрительной памятью, которую требуется обязательно улучшать. Сделать это проще всего с помощью специальных упражнений, вызывающих у них интерес.

Упражнение 1

Первый тип тренировки очень эффективен для развития зрительной памяти и внимания у маленьких детей, которые еще не пошли в школу.

Суть тренировки в следующем:

  1. Родители выкладывают узор из спичек и пуговиц, показывают его ребенку на 10 секунд.
  2. Ребенок должен создать такое же изображение, не обращаясь к узору родителей.

Если малышу слишком сложно, то задание можно упростить, уменьшив количество элементов. Также вместо спичек и пуговиц можно использовать другие предметы.

Упражнение 2

Тренировка таким методом больше похожа на игру. Перед ее выполнением родители должны подготовить карточки с разными звездами, которые отличаются внутренним узором и размерами.

Упражнение проходит так:

  1. Родители дают ребенку одну звезду на 10 секунд, чтобы он ее рассмотрел, а потом забирают и перемешивают с другими карточками.
  2. Далее они выкладывают все карточки перед ребенком, а его задача будет в том, чтобы найти уже знакомую звезду.

Начинать лучше всего с 6 карточек, но сделать их можно намного больше. Все зависит от возраста и способностей ребенка.

Упражнение 3

Одним из самых любимых упражнений для детей становится именно это. Для его выполнения родители должны найти любую картинку, на которой много разных элементов.

Проводится тренировка следующим образом:

  1. Родители показывают ребенку картинку на 30 секунд.
  2. После этого ее убирают и задают малышу вопросы, касающиеся увиденного.

Вопросы могут быть о количестве тех или иных вещей, их цветах, месторасположении и т.д.

Упражнение 4

Сложность этого упражнения определяется родителями с учетом навыков ребенка. Они должны заранее нарисовать 3 разных дерева, состоящих из геометрических фигур.

Выполнять тренировку нужно так:

  1. Родители показывают малышу картинку с 3 деревьями на полминуты.
  2. Заданием ребенка будет нарисовать то дерево, номер которого назовут взрослые.

Для усложнения задачи можно использовать разные цвета. Но делать это рекомендуется только для школьников.

Упражнение 5

Очень простая тренировка, которая подойдет для дошкольников. Родителям следует заранее собрать небольшие карточки разных цветов. Важно, чтобы цвета были максимально отличными друг от друга.

Как выполнять:

  1. Родители раскладывают карточки в определенном порядке и показывают ребенку.
  2. Спустя 10 секунд карточки закрывают, а малыш должен вспомнить их порядок.

Если ребенок не может справиться с задачей, то допускается уменьшение количества карточек, а также замена цветов на цифры или рисунки.

Можно воспользоваться и более простыми заданиями. Например, дать ребенку две похожие картинки, на которых нужно находить отличия.

Сколько времени потребуется

Если знать, как правильно тренировать зрительную память, и регулярно проводить занятия, то добиться результата сможет каждый. На это может потребоваться от пары недель до нескольких месяцев. Все зависит от целей и личных способностей.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может , без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.