Что такое йога. Йога - это что такое с точки зрения здоровья? Занятия йогой, советы для начинающих. Классические тексты йоги

Отрывок из эпизода встреч по дизайну человека:

Джи центр

Это центр идентичности нашей. Там находится ощущение фиксированности.

Открытый джи центр — это отсутствие фиксированной идентичности. Твоя идентичность определяется людьми, у которых этот центр определен. И ты всегда пытаешься зафиксироваться, быть кем-то: то православным, то мусульманином, то одним, то другим.. Это меняется.

Когда ты находишься с человеком, у которого определен этот центр — ты начинаешь непроизвольно его отражать. Идентичность до уровня привычек может быть отпряжена.

«Кто я? Куда мне идти? Где я встречу свою любовь?» — три основных вопроса для людей с открытым джи центром.

С одним человеком ты отличник и пример для подражания, а с другим хулиган и двоечник, и про таких говорят: «Под плохое влияние попал» — и вот оно!

У людей с определенным джи центром свой жизненный путь и свое направление, если же центр открыт — это не фиксировано.

Не нужно себя искать, это бесполезно. Каждая твоя «определенность в жизни» — лишь временное явление. Ты каждый раз оказываешься в новом.

Познать другого человека прекрасно сможет человек с открытым джи. По-моему, проектор с открытым джи центром — «просто писк».

И, например, ваши ворота:

25 — ворота безусловная любовь, любовь к духу;

46 — Любовь к форме, к телу;

15 — Любовь к человечеству;

10 — Ворота любви к себе, к бытию. Это нарциссы;

7 — Лидерские ворота. Это генетическое знание, как направить вперед;

31 — Демократический лидер, признаваемый коллективом;

Центр Я (Джи-центр)

Понятие Self - Я, Сам, Самость имеет большую смысловую нагрузку. Так же как и "Эго", это слово зачастую имеет оценочное значение: божественная искра, лучшее в нас, "истинное" Я и т. д. Система Дизайн Человека говорит, что всё, чем мы являемся и есть наша истинная суть. Тем не менее, понятие Я и его концепция в Дизайне Человека представляет собой нечто особенное. Джи - центр базовой самоидентификации и он имеет дело с любовью и направлением.

Говоря о самоидентификации, мы имеем в виду, конечно, относительно поверхностные отождествления. Это легко проверить: попробуйте вымышленному собеседнику в десяти предложениях объяснить, кто вы есть. Можете даже письменно, если есть время и желание.

И что вы скажете? Ваши имя, возраст, профессию, национальность или происхождение, некоторые пристрастия, основные черты характера, достижения.

Самоидентификация - значительно более основополагающее понятие. Во-первых, это место, в котором вы находитесь. Может, это несколько странно для вас звучит. Но что есть на самом деле собственно личная идентификация, персональное существование?

При буквальном рассмотрении существование означает нахождение в определённом месте в определённое время. Это так же означает, что никто и ничто не может быть в том же самом месте в то же самое время. То есть конкретная траектория во времени и пространстве и есть наше существование, и так как не может быть никого другого, кто существует точно так же, эта геометрия определяет нашу уникальность.

Можно представить себе другую ситуацию: есть человек, абсолютно похожий на вас, ваш идеальный клон. В вас одинаково всё - тело, язык, пристрастия, дарования и т. д. Вы так похожи, что никто не найдёт ни одного различия. Что единственное будет вас отличать?

Ваше точное положение во времени и пространстве. Только по одной этой причине оба этих человека (вы и ваш двойник) являются различными личностями.

Итак, наше местоположение имеет гораздо большее значение, чем мы думаем. Но кто определяет, когда и где мы находимся?

Джи-центр связан с направлением. Здесь нужно различать макро-, и микроскопические измерения. По сути, мы являемся живыми объектами, перемещающимися в пространстве. Это движение многопланово: Земля вращается вокруг Солнца, Солнечная система двигается в галактике, которая в свою очередь движется во Вселенной. То, что мы обычно этого не замечаем и не отслеживаем, не умаляет значения этих передвижений.

На микроскопическом уровне мы ежедневно совершаем движения: ходим за покупками, возвращаемся домой, иногда путешествуем. Центр, контролирующий все эти траектории -

Джи-центр. Можно наглядно представить себе эту новую и необычную концепцию. Вы, наверное, помните ту часть книги, где я объяснял, что происходит при построении Бодиграфа. Базой данных являются два расчёта - планетарные позиции на момент рождения (чёрный цвет) и момент за 88 градусов Солнца до рождения (красный).

Чтобы глубже понять определение Себя в качестве Джи- центра, можно представить, что расчёт бессознательного (красный) описывает наше транспортное средство. В этом же смысле чёрный расчёт - наши осознанные качества - описывает пассажира. Получается, у нас есть пассажир, сидящий в неизвестном для него транспортном средстве, который в лучшем случае осознаёт своё Я. Чего нет, так это водителя. А этот водитель и есть Джи центр.

Джи-центр не обладает ни силой, ни осознанностью, он не оказывает никакого давления, и это означает, что вы - пассажир - не можете взаимодействовать с этим "Собой". Мир полон людей, которые спорят со своим водителем по поводу направления, и это абсолютно напрасно. Водитель точно не может вас слышать. Поэтому главное предложение для вас как для пассажира - расслабьтесь! Откиньтесь назад и наслаждаетесь видом, насколько это возможно - за рулём водитель, а не вы!

Иллюстрацией к этому могло бы быть старое такси из детективных фильмов середины 20 века: между водителем и пассажиром установлена перегородка. В нашем случае эта перегородка должна быть полностью непроницаема - ничто не проходит через неё. И вы как пассажир имеете право делать всё, что угодно - можете смеяться, плакать, кричать, безумствовать, балагурить, отдыхать - вам ни в чем не отказано и ничто не запрещено. Но всё это никак не повлияет на направление - за рулём водитель, а не вы. Расслабившись, ни от чего не отказывайтесь, наслаждение видом входит в стоимость поездки.

Мы увидели, что занятое вами место в пространстве и времени определяет существование. Почему так важно ваше конкретное местоположение? Потому что ни один человек не изолирован, как остров. Вспомните часть изложения об обусловленности: именно то место, где вы находитесь, автоматически определяет, кто вас обуславливает или нет. Обуславливание, которому вы подвергаетесь, неизбежно определяет, кем вы сейчас являетесь в целом. Вы не можете быть никем иным, кроме как Собой плюс определённое обуславливание. И здесь, наконец, замыкается круг в понимании Джи-центра: он определяет, когда и где вы находитесь. Когда и где вы есть означает кто вас обуславливает. И кто вас обуславливает означает кем вы сейчас являетесь. Из всей этой сложности вытекает правило: я есть то, где я есть.

Ещё один очень важный аспект Джи-центра состоит в том, чтобы поддерживать иллюзию нашего раздельного существования. На самом деле человечество - большое неделимое целое. Это мнение бытует и в научных кругах: "Общество можно рассматривать как многоклеточный организм, с индивидуумами в роли клеток. Сеть коммуникативных средств, которая объединяет индивидуумы, выполняет функции нервной системы этого суперорганизма", - считает Франсис Хейлиген, кибернетик Свободного университета Брюсселя.

Биофизик доктор Грегори Сток пошёл ещё дальше: он полагает, что слияние людей в единый новый живой организм уже возможно. "Метачеловеком" называет он такое существо, стоящее на ступень выше человека. "Появление метачеловека возвещает начало новой и фундаментально отличающейся эпохи", - убеждён учёный.

Метачеловек - единый огромный живой организм, охватывающий весь земной шар. Его компоненты - все люди на этой планете, включая все созданные ими структуры".

Также, как и Джи, Горловой центр не вписывается ни в какую схему. Этот центр тоже не имеет собственной энергии, не оказывает давления и не обладает осознанностью. Несмотря на это, он является центральной точкой и по своему расположению в Бодиграфе, и по своей значимости. Многообразие - отличительный признак Горлового центра: с 11-ю воротами он, бесспорно, самый сложный центр.

Его главная функция - метаморфоза. Метаморфоза означает видоизменение. Горловой центр преобразует что-то приходящее из другой части Бодиграфа в нечто ощутимое. Сам по себе Горловой центр не в состоянии что-либо сделать. Решающим будет его соединение с другими центрами.

Внимательно рассматривая ворота Горлового центра, а именно структуру гексаграмм, относящихся к Горловому центру, можно заметить, что все восемь гексаграмм, нижняя триграмма которых полностью восприимчивая (чистый инь), находятся в Горле. Значит, Горло воспринимает что-то и может это что-то преобразовывать.

Рассмотрим сначала соединение Горла с Аджной. Что происходит, когда мысли, концепции, соображения достигают Горла? Они могут быть выражены. Это кажется нам абсолютно естественным, но на самом деле случается удивительная метаморфоза: что-то совсем внутреннее - мысль - трансформируется в Горле во что-то, что другие могут воспринимать и даже понимать - речь. Ясно, что речь не имеет ничего общего с действием. Т. е. соединение Аджны с Горлом само по себе не может ничего манифестировать (в смысле действия): можно вести бесконечные разговоры, но при этом ничего не произойдёт. (Известное выражение - "пора бы перейти от слов к делу").

Посмотрим, какие ещё центры напрямую соединяются с Горлом: очевидно, что это Центр Селезёнки, Джи, Эго, Сакральный и Эмоциональный центры. Корневой и Теменной центры не имеют прямой связи с Горлом. Все соединения имеют различную природу, но у них есть одно общее качество - каждое соединение может быть как-то выражено. При соединении Селезёнки с Горлом говорит вкус или интуиция. Когда Джи соединено с Горлом - говорит Я. Когда Сакральный соединяется с Горлом - говорит Сакральный центр и т. д.

Легко можно заметить, что трое из четырёх моторов напрямую соединяются с Горлом. Эти соединения не только означают, что говорит какой-то определённый центр, они связаны с действием, т. е. через них действительно может быть что-то про- манифестировано. Через канал 21–45 манифестирует Эго, через каналы 22–12 и 36–35 манифестирует Эмоция, через канал 34–20 манифестирует Сакральный центр.

Во всех этих соединениях, особенно в соединениях с моторами, Горловой центр выполняет функцию коробки передач: ворота Горла устанавливают определённые механически возможные формы выражения, которые приводятся в действие (или нет) соответствующими моторами.

Есть ещё целый ряд других соединений с Горлом, которые могут манифестировать, это все непрямые соединения с Горлом.

Если у кого-то Селезёнка (которая не является мотором) соединена с Горлом - это означает, что здесь говорит интуиция. Если в этом случае одновременно и Корень соединяется с Селезёнкой, то этот мотор, фильтруясь Селезёнкой, соединяется с Горлом и, следовательно, манифестирует.

Если Джи соединяется с Горлом, то здесь будет говорить Я. Но т. к. Джи не мотор, то никакого действия в виде манифестации не случится.

Но если в то же время Сакрал будет соединён с Джи, то сакральная сила может быть косвенно проявлена.

Обобщая, можно сказать:

Прямое соединение мотора с Горлом означает, что этот мотор может говорить и действовать.

Непрямое соединение мотора с Горлом означает, что этот мотор может говорить и действовать, фильтруясь или окрашиваясь при этом дополнительной связью с Горлом.

Соединение немоторного центра с Горлом означает, что этот центр может говорить или проявляться, но не действовать. В этой связи очень важно дать определение понятию "действие". "Действовать" в этом случае означает: производить, создавать, манифестировать что-то, а не просто что-то "делать".

Обсуждая Сакральный центр, мы выяснили, что одна из его функций - его двигательная активность. Если эта активность ведёт к тому, что кто-то регулярно занимается спортом, то он несомненно что-то "делает", но при этом ничего не манифестирует.

Вступать в коммуникацию и манифестировать - две специфические человеческие возможности. Человеческая речевая манифестация поистине уникальна, она позволяет нам чувствовать себя людьми. С помощью речи мы можем позволить другим узнать наши внутренние процессы и попытаться сделать понятной нашу собственную природу. Коммуникация, связанная с действием - очень важный фактор: наши удивительные возможности для совместной работы без языковой коммуникации были бы не реализованы. Так что коммуникация - это не побочный аспект Горлового центра, она имеет огромное значение.

Мы здесь ещё и для того, чтобы манифестировать, чтобы что-то производить. Поэтому при тщательном анализе Бодиграфа важно учитывать, как Горло соединяется с моторным центром - напрямую или нет. Но в определённом смысле действие - это тоже коммуникация, даже когда оно не направлено на конкретного человека. Когда кто-то огораживает лужайку, он говорит тем самым: "Эта моя территория, и я не хочу, чтобы кто-то на неё вступал". В манифестировании заложено безусловное удовлетворение: результат моих трудов очевиден, я вижу, что я что-то сотворил.

И в нашем современном мире посредством коммуникации может создаваться нечто: будь то в рамках сотрудничества (разве менеджер по персоналу менее важен, чем бригадир?), в так называемой умственной деятельности (программист - такой же коммуникатор, как и писатель или композитор. Кто будет отрицать, что Джоан Роулинг манифестировала нечто?).

Как видим, очевидная сложность этого центра проявляется во всех его аспектах. Это относится и к биологическим соответствиям. В случае Горлового центра - это щитовидная и паращитовидная железы. Обе являются эндокринными железами и запускают процесс преобразования, что созвучно с нашими представлениями о Горловом центре, как центре метаморфоз. На физическом уровне эта метаморфоза есть метаболизм. Железы регулируют процесс преобразования нашего питания и определяют вместе с тем, быстрый будет человек или медленный (вспомните о повышенной и пониженной функции щитовидной железы), крупный или нет, полный или худой. Тот факт, что Горловой центр связан с щитовидной железой означает также, что любая метаморфоза, любое преобразование затрагивает Горловой центр. Через него происходят изменения, и это приводит к изменениям в нашей жизни.

К ответу на вопрос «Что такое йога», каждый приходит самостоятельно. Для кого-то это загадочное слово, подразумевающее людей в , для кого-то это одно из модных направлений в фитнес-индустрии, а для некоторых она станет источником вдохновения и перемен. Возникнув еще до нашей эры в Индии, йога обретает все большую популярность и востребованность в современном мире. Перекочевав от индусов-отшельников в обустроенные, комфортабельные центры на всех континентах, йога притягивает своими возможностями людей самых разных профессий, возраста, цвета кожи и пола.

С чего же все началось?!
История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры людей в йогических позах. Считается, что йога развилась из аскетических практик ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам (X - VI века до н. э.). Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (VI век до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.)

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе усилился. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в. Дальнейшая популяризация йоги, как единого и всеобъемлющего восточного учения, послужила толчком к образованию различных школ. Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных аспектах одного и того же предмета. Из наиболее распространенных можно выделить: хатха-йога, кундалини, раджа (аштанга), бхакти, карма, нидра, нада, мантра-йога …

В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических способов воздействия на организм (питание, дыхание, асаны, и др.), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан). Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей обрести гармонию тела, ума и эмоций.

Практикующему йогу постепенно открываются восемь последовательных аспектов этого учения:
1. Этические принципы или общие нравственные требования (яма)
2. Принципы поведения и дисциплины (нтяма)
3. Работа с телом (практика ассан)
4. Ритмический контроль дыхания (пранаяма)
5. Освобождение ума от влияния чувств и внешних раздражителей (пратъяхара)
6. Концентрация (дхарана)
7. Медитация (дхъна)
8. Сверхсознание (самадхи)

Путешествие по йоге начинается с универсальных моральных заповедей (яма): ненасилие, правдивость, отсутствие посягательства на чужое, бескорыстность. С помощью этих принципов мы учимся контролировать наши действия во внешнем мире. Далее, наступает время работы над собой: чистота, удовлетворенность, подвижничество, самоисследование, самоотдача. Третья ступень пути в йоге - работа с телом, заключается в выполнении физических упражнений (асан). Практика асан поддерживает силу и здоровье тела, без которых дальнейшее развитие невозможно. Работа над собой в асанах открывает новые способы исследовать свои возможности. Работа с дыханием (пранаяма) - четвертая ступень йоги, которая помогает нам развить энергию в своем теле. Дыхательные упражнения под силу тем, кто уже хорошо освоил асаны, кто достаточно развил физическое тело. По мере освоения навыков пранаямы приходит следующая ступень - отвлечение органов чувств от внешних стимулов (пратъяхара). После этого, можно переходить к концентрации (дхарана). Концентрация способствует сохранить спокойствие ума. На седьмой ступени - медитации (дхъяна) - постигается умение сосредотачиваться на том, чтобы не быть сосредоточенным ни на чем, в полной тишине и отсутствии любых помех. Достигнув такого состояния, возможно приблизится к восьмой ступени, к вершине йоги - просветлению (самадхи), когда все помехи наконец отступают и человек целиком сливается со своей душой. Хотя это состояние запредельно далеко от нашего повседневного образа жизни и достигнуть его нелегко, каждый человек встречался с его проблесками. Это те необъяснимые приливы счастья и спокойная уверенность в завтрашнем дне - все эти чувства с тех вершин, дорогу к котором открывает путь йоги.

Что такое «ЙОГА АЙЕНГАРА»
Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Хатаха-йога начинается с тела и ведет к вершине самосознания. Всемирно известный учитель йоги из Индии -Шри Б.К.С. Айенгар создал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных в мире. Как говорит сам Б.К.С. Айенгар о своем методе: «С точки зрения истории, я не был первооткрывателем, но представил свой уникальный взгляд на вещи, явив миру новаторство в рамках традиции»

Практика йоги по методу Б.К.С. Айенгара отличается точностью, согласованностью движений и безопасностью пребывания в позе. Она развивает гибкость, силу, выносливость и уравновешенность. В преподавании используется дополнительное оборудование - кирпичи, ремни, одеяла, стулья, болстеры, пенки, веревки - таким образом, выполнение поз становится доступным каждому. В начале занятия предлагается выполнить позы стоя, потом скрученные или направленные на раскрытие определенных участков тела (грудна клетка, тазобедренные суставы, пр.), затем перевернутые (вроде стойки на голове, на руках), имеющие сильное воздействие на организм в целом, в конце идут более спокойные асаны, позволяющие плавно подвести человека к окончанию урока, который всегда заканчивается расслабляющей позой полного покоя. В основном позы удерживаются от 30 секунд до минуты, перевернутые могут фиксироваться у продвинутых занимающихся до 3-5 минут.

Особенности йоги по методу Айенгара:
. статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум
. постепенное развитие практики , переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению.
. использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему в независимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, также как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удержать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
В совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование, ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

Йога Айенгара привлекает : здесь есть как общие классы групповых занятий для учеников любого уровня практики, а также специальные классы для женской, детской практики, для беременных, людей пожилого возраста, классы «Здоровая спина» и терапевтические классы для людей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общие или специальные классы. Рекомендуется посещать как занятия в общих группах своего уровня, так и специальные для обогащения своей практики. В любом случае, на каком бы уровне не находилась ваша практика, главное, чтобы она приносила вам удовольствие и по возможности, была регулярной.

Йога, которая связывает индивидуальную душу с Господом, которая приносит живому существу высшее благо и помогает ему отрешиться от всех печалей и радостей материального мира, является высшей системой йоги.

Шримад-Бхагаватам, 3.25.13

Йога – это путь развития личности.

Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.

Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.

Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.

Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение». Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.

В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту:

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…

1Кор. 13:2

По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.

Виды йоги

Йога делится на несколько видов:


Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

Означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».

Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.

Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.


Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги - научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):

Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели

Бхагавад-гита, 13.35



означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности. В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего. В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти):

Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему

Бхагавад-гита, 3.19

Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

Бхагавад-гита, 3.30

Бхакти-йога , означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.


Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре. Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.


Или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.

Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение». Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал. Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.

В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения. Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов. Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом. В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса. Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.

Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие. Сюда же можно отнести и тантру. Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.

За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.

Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека. Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.

Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги:

РЕЗЮМЕ

Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).

Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги - не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги - это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги

Бхагавад-гита 6.47 комментарий



  • Разделы сайта