Упражнения йоги среднего уровня сложности

Вполне логично затронуть и уддияну — очень важную и полезную практику. Уддияна бандха или брюшной замок — это «символ восходящего полета «; практика несложная, но ее пользу нельзя переоценить. Как вам, например, такое: регулярное выполнения этой бандхи способно замедлить процессы старения в теле, а также наполнить его энергией!

Сила уддияны в ее мощном энергетическом воздействии, важной составляющей которого является сублимация сексуальной энергии, ее перенаправление в высшие центры, что, в целом, способствует омоложению организма, повышению его жизнестойкости.

Техника выполнения

Есть две базовых техники: сидя и стоя — рассмотрим обе.

1. В положении сидя. Примите любую медитативную позу (но колени должны быть на полу). Ладони положите на колени, глаза закрыть, расслабиться. Это исходное положение.

Теперь закройте глаза и глубоко вдохните. На задержке дыхания выполните , после чего втяните (даже, скорее, подтяните) мышцы живота движением внутрь и вверх. Это конечная форма, удерживать которую нужно столько, насколько вы можете задержать дыхание.

Выход из бандхи: медленно расслабьте мышцы живота, прервите джаландхару и поднимите голову, выдохните. После того, как нормальное дыхание восстановится, повторите уддияна бандху.

Основные моменты практики

  • Выполняйте не более 10 повторов уддияны за одно занятие. Поначалу, лучше вообще ограничиться двумя-тремя повторами.
  • Естественно, практиковать ТОЛЬКО на пустой желудок (или через 3 часа после еды).
  • Внимание на манипура-чакре, что расположена на уровне солнечного сплетения.
  • В русле практики йоги уддияна-бандху лучше выполнять перед медитацией, но после поз йоги и пранаям (это, если вы практикуете ее отдельно, не как встроенную технику). Она отлично сочетается с мудрами и дыхательными упражнениями йоги.
  • Помните, что по окончанию практики начинать дышать нужно после того, как прервете джаландхара-бандху.

Кому не стоит делать?

Воздерживаться от выполнения этой бандхи нужно тем, у кого имеются нарушения в работе сердца, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.

2. Уддияна бандха в положении стоя. Встаньте прямо и расставьте ноги примерно на 30 см. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей; взгляд направлен вперед. Это исходное положение.

Глубоко вдохните, и с шумным выдохом (через рот, со звуком «ха-а-а») наклонитесь еще больше вперед, чтобы на выдохе полностью опустошить легкие. Теперь поднимитесь (но не резко!), задержав дыхание на выдохе; руки все также упираются в бедра. При подъеме с пустыми легкими ваш живот будет естественно втягиваться; если это не особо ощутимо, вы можете помочь ему, приложив некоторые усилия. Однако, не перенапрягайтесь! Это мощная практика, и осваивать ее нужно осторожно. Я, как-то, пренебрежительно относился к ней, и из-за ее сильного воздействия у меня начала болеть печень, т.к. я прилагал чрезмерные усилия для втягивания живота почти с самого начала (видимо, при интенсивном выполнении бандхи происходило сжатие печени, и из нее стали активно выходить токсины, а любое резкое очищение часто болезненно). Если все делать постепенно, то вы сможете избежать возможных негативных последствий.

При втягивании живота смотрите вниз. При выходе, медленно прервите уддияну, затем джаландхару, начните вдыхать (но не резко), и медленно выпрямитесь, после чего полностью расслабьтесь. Остальные детали и ограничения такие же, как и в сидячем варианте.

Уддияна бандха стоя считается более легким вариантом, поэтому обычно рекомендуется начинающим. Правда, она также полезна и могущественна, как и сидячая форма. В идеале, конечно, и ту, и другую форму лучше практиковать под должным руководством на случай, если у вас что-то не будет получаться или будут иметь место неожиданные эффекты практики (хотя, при правильном выполнении, она безопасна).

Согласно Хатха-йога Прадипике (3-54,3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59), уддияна считается лучшей из бандх, и дарует освобождение тому, кто регулярно ее практикует. Человек может избавиться от множества болезней (особенно, связанных с брюшной полостью), и даже омолодить свой организм.

Польза уддияна бандхи

Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, т.к. обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и название «символ восходящего полета».

При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости — это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет, и проч.).

Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.

Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.

Есть схожая с уддияной практика в йоги — агнисара-крийя , которая часто является подготовкой к выполнению первой.


Рубрика: / / ~

Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой. Это лев, который побеждает слона, смерть

«Хатха-йога Прадипика». Шлока 57

В тягивание живота внутрь и поднятие пупка называется Уддияна бандха, или «брюшной замок», является одной из базовых техник хатха-йоги. С санскрита «уддияна» переводится как ‘лететь’ или ‘подниматься вверх’. «Бандха» - ‘замок’. По сути, бандхи представляют собой сокращения определённых групп мышц, для изменения направления движения энергии в теле и перенаправления этого потока в соответствующие энергетические каналы. В результате выполнения таких «замков», достигаются различные физические и энергетические эффекты.

Уддияна бандха - второй «замок», используемый в практике асан и пранаям для управления потоком энергии (праны) в теле. Каждая из бандх влияет на энергию в определённых частях тела. Первый «замок» - мула бандха (корневой замок), а третий - джаландхара бандха (горловой замок). Когда выполняются все три бандхи вместе, - это называется маха бандха, что значит «великий замок».

Также уддияна бандха и её вариации необходимы при выполнении некоторых очистительных практик, йогических крий. Для наули-крии, первой выполняется уддияна бандха, а затем прямые мышцы живота попеременно сжимаются, производя поперечное движение - «волну». Уддияна бандха и сокращение мышц прямой кишки создают абдоминальный вакуум, необходимый для басти-крии и ваджроли-мудры, в которой вода вытягивается соответственно в нижнюю кишку или мочевой пузырь.

Бандхи оказывают значительное воздействие на организм на физическом, энергетическом, ментальном и психическом уровнях, поэтому важно осваивать эти техники постепенно, внимательно и осторожно, так, чтобы не навредить себе.

Уддияна бандха: техника выполнения и противопоказания

Техника выполнения уддияна бандхи заключается во втягивании внутрь и подтягивании живота и желудка.

Прежде чем приступать к освоению практики уддияна бандхи, ознакомьтесь с противопоказаниями:

  • Обострения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита, колита и других заболеваний ЖКТ;
  • Период менструаций у женщин;
  • Беременность;
  • Высокое кровяное давление.

Следует внимательно подходить к освоению при любых формах патологии лёгких, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме; при грыжах в брюшной полости.

Уддияна бандха выполняется исключительно на пустой желудок, также рекомендуется опорожнить кишечник.


Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих

  • Примите положение «Поза рыбака», стопы расположены на ширине плеч, ноги присогнуты в коленях, корпус немного наклонён вперёд, ладони упираются в бёдра чуть выше колен, большими пальцами внутрь, остальными - наружу;
  • Сохраняйте прямое положение спины;
  • Сделайте глубокий вдох через нос и быстрый энергичный полный выдох, также через нос. Когда лёгкие и кишечник пусты, диафрагма естественным образом поднимается вверх в грудную полость;
  • Полностью выдохнув, выполните джаландхара бандху («горловой замок») путём опускания подбородка к груди и подъёма плеч;
  • Сохраняя задержку дыхания на выдохе, втяните живот и желудок внутрь по направлению к позвоночнику и немного вверх, удерживайте это положение несколько секунд;
  • Сделайте лёгкий «довыдох», расслабьте живот и желудок, отпустите «горловой замок», подняв голову, и выпрямитесь;
  • Медленно, осознанно вдохните через нос;
  • Перед началом следующего цикла подышите спокойно минуту или две.

Физический эффект уддияна бандхи

Во время выполнения «брюшного замка» происходит глубокий мягкий массаж мышц сердца, лёгких, органов пищеварительной системы и надпочечников. При подтягивании живота вверх на выдохе, создаётся отрицательное давление в грудной клетке, возникает эффект «вакуума», в результате чего венозная кровь оттягивается в область сердца. Пониженное давление в капиллярах и венах брюшных органов, способствует большему кровотоку через эти органы, а также более эффективному обмену жидкостями с их тканями. Стимулирует перистальтику кишечника и поджелудочную железу, помогает облегчить запоры. Усиливает иммунную систему, укрепляет брюшные мышцы и диафрагму, улучшает пищеварение. Очищает желудочно-кишечный тракт от токсинов.

Уддияна бандха тонизирует симпатическую нервную систему, делает её работу более эффективной. Успокаивает ум, снижает раздражительность и гнев, развеивает депрессивное настроение.

Энергетический эффект

Активирует Манипура-чакру и солнечное сплетение. Нисходящую энергию апана-вайю перенаправляет вверх, объединяет её с прана-вайю и самана-вайю в пупочном центре. При объединении апаны и праны происходит взрывообразное выделение потенциальной силы, которая устремляется вверх по центральному энергетическому каналу сушумна-нади.

Существует прямая связь между уддияна бандхой, Манипура-чакрой и солнечным сплетением. Солнечное сплетение представляет собой сложную сеть нервов, расположенную в брюшной полости. Чакра, которая влияет на солнечное сплетение, - Манипура. При выполнении уддияна бандхи, положительные эффекты происходят за счёт активации Манипура-чакры, которая отвечает за высокий уровень энергии, пищеварение, ясное сознание, интеллект человека, его умственное развитие и логику.

Психический эффект

Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

Терапевтический эффект

Устраняет и предотвращает появление грыж. Устраняет смещение внутренних органов. Лечит заболевания внутренних органов и желудка.


Возможные трудности при выполнении техники уддияна бандхи

Не получается сильно втянуть живот. Бывает так, что начинающим практикам не удаётся, как следует втянуть живот, что может привести к разочарованиям и нарушению правильной техники, в попытках втянуть живот как можно глубже. Не нужно торопиться, чтобы получить быстрый результат. Организм попросту не готов к такой новой и непривычной технике, ему необходимо время на адаптацию. Важно продолжать практиковать уддияна бандху регулярно, даже если она первое время не получается. Регулярность и терпение - залог успеха.

Также одной из причин, почему не получается выполнять эту полезную практику, может быть сильно загрязнённый кишечник. В таком случае рекомендуется провести очистительные действия - . В данном случае особенно эффективна будет . Увеличение в рационе количества овощей и фруктов, переход на здоровое, сбалансированное вегетарианское питание и умеренное потребление пищи - очень эффективно помогут в процессе очищения организма от шлаков и токсинов.

Ещё одна причина неудовлетворительного результата - попытка выполнить упражнение, используя мышцы пресса. При таком подходе живот визуально втягивается далеко, но по факту это не уддияна бандха. Правильная техника выполнения уддияна бандхи основана на движении диафрагмы, а не мышц пресса. Такое состояние достигается при полном расслаблении мышц и втягиванием живота, в результате поднимается диафрагма.

Разные подходы в практике уддияна бандхи

Уддияна используется в вамана-дхаути-крийе, наули-крийе, агнисара-крийе, продвинутых мудрах, пранаямах, медитации, а также в позах йоги, особенно в наклонах вперёд. Разрушает блоки в Манипура-чакре и соединяет Свадхистана-чакру с Анахата-чакрой.

В йоге Айенгара бандха выполняется отдельно от асан, обычно в конце сессии асан. Аштанга-йога предлагает другой подход. В Аштанге, мула бандха и уддияна бандха выполняются во всех асанах. Это один из принципов Аштанги. Однако в источниках Аштанги уддияна бандха описывается несколько по-другому. Это более тонизирующее движение, которое подтягивает живот к позвоночнику, но не вверх, к грудной клетке. Такое положение позволяет нормально дышать, когда бандха активирована.

В других школах йоги бандхи больше соответствуют методу Аштанги, особенно в стилях Виньяса-флоу, которые эволюционировали из Аштанга-йоги. Иногда уддияна бандха преподаётся, как пранаяма, такой подход в большей степени соответствует подходу Айенгара.

Однако довольно часто в классах йоги рекомендуется держать живот в тонусе и втягивать его по направлению к позвоночнику, во многих положениях стоя и сидя. Выполнение уддияна бандхи создаёт свободное пространство в области живота, что помогает совершать более глубокие наклоны. Такой подход можно считать более традиционной практикой бандхи.

Единственная практика в хатха-йоге, которая растягивает дыхательную диафрагму, расположенную между грудью и животом, и которая прикрепляется к основанию грудной клетки и поясничного отдела позвоночника. Полный глубокий выдох поднимает купол диафрагмы к максимально возможному положению, которое может быть достигнуто мышцами живота. Выполнение уддияна бандхи в это время вытягивает купол диафрагмы в ещё более высокое положение, тем самым растягивая мышечные волокна и соединительную ткань. Регулярная практика уддияна бандхи позволяет совершать полные выдохи и дышать более комфортно и эффективно.

Уддияна — не только не сложная, но еще и одна из самых полезных для здоровья продвинутых практик Хатха-йоги (наряду с Випарита-карани мудрой и более сложной, чем они обе, Маха-бандхой). Уддияна оздоравливает всю систему пищеварения, активизирует солнечное сплетение, гармонизирует выработку адреналина организмом — и за счет этого дает бодрость — а также активизирует высшие чакры, и даже при прочих благоприятных условиях «вгоняет» или «втягивает» прану в Сушумну, что обеспечивает мощный подъем энергии. При этом, рекомендуемые обычно 3 подхода Уддияны, конечно, не займут много времени и сил. Почему же мы до сих пор не делаем ее каждый день? Попробуем «реабилитировать» эту технику, разобрав ее некоторые нюансы.

Освоение и выполнение Уддияны можно условно поделить на два типа или варианта: «подготовительный», и «основной» — или, если угодно, «простой» и «продвинутый». Обычно те, кто никогда не делал Уддияну раньше, находят удобным и доступным именно «подготовительный» вариант. Он получается буквально с первого раза почти у всех, чего совсем нельзя сказать о полной «версии». Даже если вы умеете делать Уддияну, ознакомьтесь с подготовительным вариантом — пригодится, чтобы научить, скажем, ребенка, или показать любопытную и полезную для здоровья практику друзьям.

Практика Уддияны всегда должна делаться на пустой желудок (то есть, вы ничего твердого не ели за 3 часа или больше до занятия) и, в идеале, кишечника (то есть, вы незадолго до практики сходили в туалет). Таким образом, разумно делать Уддияну только утром, после гигиенических процедур. Эту немного конфузную тему не стоило бы и затрагивать, если бы невыполнение этого важного правила не портило опыт Уддияны многим людям (в том числе и мне в начале освоения Хатхи). Делать такие техники, как Уддияна, Агнисара, Маха-бандха не на пустой желудок — верный и короткий путь к несварению желудка.

Подготовительный (простой) вариант:

  1. Встать прямо на коврик, на полусогнутых ногах (ступни примерно на 50 см друг от друга).
  2. Сделать глубокий неспешный вдох, затем с мощным выдохом наклонить корпус вперед. С этим выдохом надо опустошить легкие насколько возможно без дискомфорта — и задержать дыхание. С выдохом не нужно округлять спину, спина прямая.
  3. В основной части упражнения корпус (позвоночник) под углом, иногда почти горизонтален, а колени полусогнуты.
  4. При этом ладони надо положить на колени или нижние части бедер (не важно, смотрят пальцы вниз или вверх — делаем как удобнее), а локти лучше выпрямить — таким образом, часть веса корпуса на руках.
  5. Голова наклонена вперед, но не до конца, так что подбородок не упирается в грудину (не делаем полную Джаландхара-бандху).
  6. При закрытом горле делаем «ложный вдох», т.е. расширяем грудную клетку, как будто глубоко вдыханием — при этом воздух не втягиваем — и выпрямляем колени. Такое комплексное движение автоматически втягивает диафрагму вверх (живот при этом уходит внутрь), что нам и требуется. Держим такое положение несколько секунд (пока нет дискомфорта), по возможности избегая напряжения лица, шеи, и остальных мышц (это важно! не делайте «страшное лицо»!).
  7. Расслабляем живот, снимая Уддияна-бандху. Расслабляем грудные мышцы, руки, плечи.
  8. Поднимаем голову и корпус в исходное положение (стоя прямо).
  9. Затем делаем легкий подвдох (чтобы «разблокировать» легкие), и — наконец-то! — контролируемо вдыхаем через нос.
  10. Остаемся в исходном положении, пока дыхание выравнивается (для начинающих обычно около минуты или чуть больше).

Основной (продвинутый) вариант:

  1. Садимся на коврик в удобную медитативную позу — Падмасану («Позу лотоса») или Сиддхасану («Совершенную позу»). Спина должна быть прямая, колени на полу.
  2. Ладони кладем на колени, держимся за них. Или кладем руки на нижние части бедер.
  3. Затем делаем глубокий вдох через нос...
  4. ... и переходим на постепенный выдох.
  5. В конце выдоха делаем задержку.
  6. Наклоняемся вперед, нагружая руки, которыми мы упираемся в колени, весом корпуса. Плечи можно поднять «к ушам». Локти должны быть прямые. Если это делается верно, вы почувствуете, что позвоночник получает дополнительное вытяжение (у некоторых в этот момент может «хрустнуть» в спине, пугаться этого не надо). Закрываем Джаландхара-бандху, прижав подбородок к груди; при этом шея вытянута, макушка стремится по дуге вверх, жилы сзади на шее натянулись — включилась верхняя энергетическая помпа). Напрягаем брюшные мышцы, втягивая переднюю стенку живота внутрь (назад) и вверх. Спина не округляется, она чуть вытянута.
  7. Удерживаем задержку дыхания и брюшной замок (втягивание) сколько возможно без чрезмерного усилия.
  8. Потом снимаем брюшной замок, сгибаем локти и опускаем (расслабляем) плечи.
  9. Поднимаем голову.
  10. Медленно вдыхаем.
  11. Позволяем дыханию выровняться...
  12. Затем делаем столько подходов, сколько нужно или комфортно, обычно до 3-10*.

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ:

  1. *Есть мнение, что Уддияну нельзя делать больше 3 раз в сутки. На мой взгляд, речь в этом правиле идет об очень продвинутых йогах, которые при усиленной практике Уддияны — а с каждым подходом медитативный эффект имеет тенденцию усиливаться, в этой и сходных практиках — «вываливаются в астрал» (теряют сознание). В подавляющем большинстве случаев случаев с нами, «простыми смертными», такого, конечно, не происходит. Если же вдруг вы попали в число «счастливчиков», и испытываете необычные, очень яркие, ощущения во время практики Уддияны или «улетаете» — то стоит посоветоваться с опытным инструктором, как вам скорректировать технику (или свое отношение к ней), чтобы не было дискомфорта. Такие эффекты возможны и на других практиках, даже не имеющих отношение к задержке дыхания (например, на Випассане и др.).
  2. С другой стороны, при Уддияне также всегда происходит выделение адреналина, повышается бодрость, алертность — и иногда появляется агрессия. Поэтому если вы чувствуете необъяснимое раздражение, вспоминаете обиды и т.п. во время или после практики Уддияны — возможно, стоит ограничиться тремя «классическими» подходами. Но игнорировать свою эмоциональную «правду», ситуацию, не стоит. Не прекращайте практику! Просто наблюдайте свои ощущения и продолжайте «очищение»; довольно скоро накопленные эмоциональные «токсины» из вас выйдут. Ускорить процесс можно, уделяя больше времени не тренировкам (при избытке адреналина это обычно желательно), а РАССЛАБЛЕНИЮ, в том числе в Йога-нидре, ежедневно.

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ:

Как держать задержку на выдохе долго?

Воздух должен быть выдохнут чуть-чуть не до конца, иначе будет спазматический, судорожный вдох — реакция организма на тревожную ситуацию. В следующий раз попробуйте выдохнуть не на «все 100», а, скажем, на 85%.

Сколько подходов делать начинающим? К чему стремиться?

Начать с 3 подходов, и стремиться к 10ти в комфорте. Головокружение или подобные эффекты — явный признак, что вы «переработали» — вернитесь к схеме «3 подхода с короткими передышками, и отдых не менее 1 минуты».

На что обратить внимание при выполнении?

  1. На дыхание. Вы должны четко знать, когда вдыхать, когда выдыхать, никакой путаницы здесь не должно быть. Уверенность придет с некоторым опытом. Вначале просто наработайте практику, последовательность, до автоматизма. \
  2. Затем, если это уже есть — можно наблюдать Манипура-чакру, ощущения в этой области, на фоне втягивания живота, это интересно. При этом может появляться (или может показаться, что появляется — ментально) необычный жар, исходящий из живота, и это нормально. Специально фантазировать на эту тему не надо.
  3. Если предыдущие методы отработаны, наблюдайте то, что наблюдают йоги — свой ум. Это лучшая рекомендация для любой техники, если вы готовы ей следовать.

Куда «поставить» Уддияну в графике занятия?

После асан и пранаям (кроме успокаивающих-медитативных), перед медитативными техниками. Также, есть мнение, что Уддияну хорошо делать сразу после перевернутых поз (скажем, Випарита-карани), и если вам очень сложно освоить эту технику — попробуйте так сделать, но с точки зрения простоения ежедневной целостной практики этот нюанс мало чем полезен.

Противопоказания:

Язва желудка или кишечника — или любые другие серьезные проблемы с пищеварительной системой; повышенное давление; болезни сердца или глаз (глаукома и др.); беременность. Эта техника обычно не делается во время месячных. Не желательно выполнение больше 10 раз.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Мула бандха: техника выполнения

Мула бандха - важнейший мышечный «замок», сопровождающий выполнение многих йогических поз. Правильное освоение мула бандхи и регулярная практика дарует человеку совершенное здоровье и помогает развить немыслимую жизненную силу.

Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т. д.

Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.

Описание мула бандхи

Мула бандха - это упражнение, похожее на естественное сокращение мышц при прекращении дефекации. Только при выполнении мула бандхи нужно продолжить движение, как бы втягивая середину ануса вверх и ощущать это движение по позвоночнику. В другом варианте нужно распространить напряжение вперед через промежность до гениталий.

Техника выполнения мула бандхи

Основной вариант. Сядьте с прямой спиной в любой удобной для вас позе. Руки положите на бедра. Почувствуйте ягодицами и анусом сиденье стула или пол. Вдохните на половину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сожмите анус с максимально возможным усилием. Втягивайте мышцы ануса от периферии круга в центр и вверх. Удерживайте напряжение на задержанном дыхании сколько сможете. Затем расслабьте мышцы таза, сделайте небольшой и короткий вдох и мягко выдохните. Возможно и другое продолжение после того, как вы вдохнули и сжали мышцы ануса. Женщины могут распространить усилие вперед от ануса до Виджайны, а мужчины до мошонки. Есть специальные женские и мужские модификации упражнения.

Первый женский вариант

На вдохе сильно сожмите анус, как при прекращении дефекации, и затем направьте не столько мышцами, а сколько усилием воли или визуализацией энергию вверх. Удерживайте сокращение до тех пор, пока не появится дрожь и мурашки не побегут по спине. При этом нужно представить, как от этого движения энергия Муладхары быстро поднимается вверх по позвоночнику. Вы можете почувствовать ее у основания черепа или корнем языка. Может быть, вы почувствуете, что слюны во рту стало больше, и она стала сладковатая на вкус. Это тоже является признаком продвижения сексуальной энергии вверх по позвоночнику. На выдохе расслабьте все мышцы, вовлеченные в процесс. Повторите 5—7 раз. Приятное тепло может появиться в области таза и поясницы.

Второй женский вариант

Упражнение выполняется стоя, стопы ног на ширине плеч. В начале практики можно положить ладони на ягодицы. Без движения ног, на вдохе крепко сожмите ягодицы, сожмите анус и подтяните его вверх. Нижняя часть туловища тоже может быть напряжена. Верхняя должна быть свободна. Сожмите мышцы Виджайны и почувствуйте, как клитор выдвигается вперед. Осознайте и почувствуйте мышцы, окружающие клитор. Сокращайте и расслабляйте их в течение одной минуты. Расслабьтесь и посмотрите, что происходит в вашей Виджайне. Выполняйте это упражнение несколько раз в день. Это упражнение настолько мощное, что иногда вызывает пробуждение Кундалини. Были случаи выхода в измененное состояние сознания после практики этого упражнения на семинарах.

Важность мула-бандхи

Мулабандха вызывает спонтанную сонастройку физического, ментального и психического тел человека.

· Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области, нормализации работы внутренних органов. Это способствует излечению заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств.

· Мула-бандха оказывает влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Это расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств — стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги. В наше время умении избавиться от постоянного стресса - дорогого стоит.

· Как «умственный релаксант», мула-бандха оказалась полезной при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний.

· Экспериментальных данных о благотворном влиянии этого упражнения на больных психозами, мало. Но, учитывая воздействие мула-бандхи на головной мозг, а также факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно считать, что мула-бандха способна гармонизировать состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.

«Бхастрика» в переводе с санскрита означает «кузнечный мех».

Работа легких при этом виде дыхания сравнивается с работой кузнечного меха.

В бхастрике в фазе вдоха используется , выдох усиливается за счет работы брюшных мышц, как в дыхании .

Скорость дыхания постепенно увеличивается, но не превышает 60 вдохов - выдохов в минуту, при дальнейшем увеличении скорости теряется глубина вдоха и выдоха, что уменьшает положительный эффект от практики.

Глубокое дыхание с форсированным выдохом чередуется с задержкой дыхания на вдохе, с наполненными легкими. Продолжительность задержки индивидуальная, главное, чтобы она не была дискомфортной.

Положительный эффект бхастрики сравним с эффектом от капалабхати: от мечается повышенное насыщение крови кислородом и снижение содержания углекислого газа в крови (его уровень стабилизируется во время выполнения кумбхаки с наполненными легкими).

Бхастрика относится к интенсивным практикам и требует осторожного подхода в период своего освоения.

При неполном выдохе, резком, непривычном увеличении скорости дыхания в ущерб правильности исполнения можно получить достаточно серьезные осложнения, например нарушение ритма сердца во время практики по типу экстрасистолии или мерцательной аритмии.

Регулярные упражнения с неверным выдохом (остаточный объем в легких, создание излишнего давления в них во время вдоха и выдоха) могут привести к серьезным осложнениям со стороны легких, вплоть до развития эмфизематозных явлений.

Бхастрика видео

Посмотирите видео «Пранаяма Бхастрика — Техники Гималайской Сиддха-Йоги.»

Как и другими методиками пранаямы, бхастрикой желательно заниматься под руководством опытного инструктора.

Бандхи

В переводе с санскрита слово «бандха» обозначает «соединение вместе», «сковывание», «зажим».

Фактически она представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез и органов кровообращения.

Бандхи, как правило, направлены на контроль над отверстиями тела. Иногда они определяются как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем.

Бандхи способствуют правильному распределению праны в организме и помогают управлять ею.

Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно:

  • уддияна бандха
  • мула-бандха.

Джаландхара-бандха

Практика джаландхара-бандхи

Эта техника имеет большое значение в практике пранаямы, почти все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в ее сопровождении.

Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Правильность выполнения этой бандхи легко почувствовать при проведении сарвангасаны (поза всех частей тела, стойка на плечах, поза березки), когда подбородок упирается в яремную впадину.

Для обучения технике джаландхара-бандхи используется, как обычно, устойчивая сидячая поза. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сводятся вместе и слегка подаются внутрь тела. Подбородок устанавливается в яремную впадину и наклоняется вперед.

В удержании бандхи участвуют грудино-ключично-сосцевидная мышца, лестничные мышцы, челюстноподъязычная мышца, подкожные мышцы шеи и внутренние мышцы гортани.

За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечаются снижение артериального давления, уменьшение сердцебиения.

Мышцы шеи при выполнении джаландхара-бандхи остаются сжатыми, при этом невозможно сделать вдох либо выдох. Если нужно удерживать джаландхара — бандху во время дыхания, рекомендуется слегка уменьшить напряжение мышц шеи и расслабить голосовую щель, чтобы дать возможность для прохождения воздуха. В этом положении дыхание сопровождается характерным для удджайи звуком .

Джаландхара-бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных (щитовидной и паращитовидных) желез, расположенных в области шеи.

Выполнение джаландхара-бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, воздействуя при этом на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры.

Оно также замыкает нади, проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии иды течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы.

Эта бандха описана в «Хатха-йога Прадипике» как препятствующая старению и смерти.

Уддияна-бандха


Практика уддияна-бандхи

Данная техника - техника брюшного замка - выполняется только на пустой желудок, с задержкой дыхания после выдоха.

Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем».

Техника выполнения заключается в следующем: после полного выдоха необходимо поднять диафрагму, которая увлекает вверх органы брюшной полости. Это движение в основном происходит за счет диафрагмы, участие принимают также внешние межреберные мышцы; работа мышц брюшного пресса в этой технике минимальна, в основном задействованы прямые мышцы живота, внутренние и наружные косые мышцы, напряжение которых незначительно (существует вариант выполнения уддияна- бандхи с полностью расслабленным брюшным прессом, только за счет работы диафрагмы).

Выполнять эту бандху следует в устойчивой сидячей позе, лучше в падмасане или сукхасане, колени по возможности развернуты к полу.

Тело расслаблено, корпус слегка наклонен вперед.

После полного выдоха диафрагма поднимется вверх, при этом движении органы брюшной полости также поднимаются вверх и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, как бы «проваливается» внутрь.

Сильно напряженный брюшной пресс противодействует созданию отрицательного давления для полноценного подъема диафрагмы, соответственно, препятствует выполнению уддияна-бандхи.

Брюшной замок удерживается до тех пор, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается и производится вдох. Восстанавливается нормальное дыхание, после чего можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

Противопоказания к данной бандхе:

  • наличие болезней сердца,
  • недостаточности кровообращения,
  • заболеваний ЖКТ (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки),
  • колиты,
  • беременность,
  • менструация.

К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы и почек).

Благодаря улучшению работы надпочечников, стимулируются симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующих органов брюшной полости, восстанавливается равновесие вегетативной нервной системы.

За счет увеличенной амплитуды движения диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

Уддияна бандха видео

Вариант уддияна-бандхи - агнисара- дхаути

Слово «дхаути» означает «процесс очистки», «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность»; в целом «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение».

Практика агнисара-дхаути - это многократное повторение уддияна-бандхи: во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, втягивая живот, и вновь возвращается на место.

Мышцы брюшного пресса во время всего упражнения сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой производится столько же, сколько удается сохранять задержку дыхания на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя их, улучшая кровоток к ним и нормализуя их функции. Ускоряются также процессы пищеварения, и нормализуется обмен веществ.

Считается, что уддияна-бандха и ее вариант агнисара-дхаути - идеальные средства для коррекции «болезней цивилизации», связанных с сидячим образом жизни.

Йога — на 99% практика и на 1% — знание.

Мула-бандха

Прежде чем рассмотреть эту технику-технику корневого замка, - необходимо ознакомиться со строением тазовой диафрагмы.

Строение тазовой диафрагмы

Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза (мочевого пузыря, уретры, матки и прямой кишки), участвуют в формировании внутрибрюшного давления.

Дно полости таза закрыто диафрагмой таза, которая в передних отделах соединена с мочеполовой диафрагмой.

Мочеполовая диафрагма - продолжение эндотазовой фасции; занимает переднюю часть промежности и отграничена лобковыми и седалищными костями.

Через мочеполовую диафрагму у мужчин проходит мочеиспускательный канал, у женщин - мочеиспускательный канал и влагалище.

Мышцы мочеполовой диафрагмы расположены в два слоя.

К поверхностным относятся поверхностная поперечная мышца промежности, седалищно-пещеристая и луковично-губчатая, к глубоким - глубокая поперечная мышца промежности и сфинктер мочеиспускательного канала.

Диафрагма таза отграничена копчиком и седалищными буграми, через нее проходит конечный отдел прямой кишки. Поверхностный слой мышц представлен наружным сфинктером прямой кишки, глубокий слой состоит из мышцы, поднимающей задний проход, и парной копчиковой.

Мышцы тазового дна укрепляют мула-бандха и ашвини-мудра - упражнение, которое служит подготовительной стадией для выполнения мула-бандхи.

Ашвини-мудра (поза кобылы) состоит в сознательном сокращении мышц тазового дна, сопровождающемся сжатием и подтягиванием ануса; регулярная практика ашвини-мудры учит контролировать мышцы этой области. В выполнении ашвини-мудры и мула-бандхи участвуют мышцы, поднимающие анус, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки, а также сфинктер мочевого пузыря и мочеполовую диафрагму.

Обучаться данной практике проще, используя положение лежа на полу, с прижатой поясницей и согнутыми коленями. Это позволит легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение легче начинать осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя его. Освоив ашвини-мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя их на выдохе. Ежедневная практика ашвини-мудры предотвращает опущение органов малого таза и особенно полезна после родов; эта техника также идеальна для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини-мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса и обезболивают роды. Рекомендуемые позы для выполнения ашвини-мудры: паванамуктасана (поза освобождения ветра), сарвангасана (поза всех частей тела). Выполнять практику всегда нужно с контролем дыхания. Во время мула-бандхи сокращение анального сфинктера более продолжи-тельное. Кроме мышц, сокращающих анальный сфинктер, следует обращать внимание:

На сокращение мышц, поднимающих анус

Сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини-мудре;

Сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

Сохранение задержки дыхания с полными легкими.

В дальнейшем нужно научиться удерживать мула-бандху в течение нескольких минут на вдохе и выдохе. Эффективность этой методики зависит от способности сокращать одновременно наружный и внутренний сфинктеры (при определенной практике можно уловить работу внутреннего сфинктера, который расположен на 2-3 см выше наружного анального).

Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха-трайи (три бандхи, тройной замок), объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха-трайи - на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения: сначала осуществляется концентрация на выполнении мула-бандхи, затем уддияна-бандхи и в последнюю очередь проводится джаландхара-бандха. Удержание бандха-трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: сначала джаландхара-бандха, затем уддияна- и в последнюю очередь мула-бандха.



  • Разделы сайта