Помочь подростку стать уверенным в себе. Сценарий родительского собрания "Как помочь подростку приобрести уверенность в себе". важных мыслей из книги

Эти механизмы психологической защиты в различной мере развиваются у человека в зависимости от методов воспитания. Чем меньше учитывается право ребенка на ошибку, тем в большей мере приходится ему выстраивать систему защиты от нее, поскольку жить и не ошибаться невозможно. Можно лишь научиться не замечать своих ошибок

Таким образом, на вопрос «Кто виноват?» можно ответить: «Любой, кроме меня» или «Я». Мы видим, что ни тот, ни другой ответы не являются конструктивными. Они не направлены на решение проблемы. Они связаны с ее завуалированным снятием и маскировкой эмоциональным переживанием. Этот вопрос эксплуатирует потребность ощущать себя правым и желание снять груз негативных эмоций за счет находящихся рядом у одного участника событий и привычку ощущать себя «плохим» у другого. Привычка быть «плохим» имеет в своей основе удивительный неосознаваемый механизм, позволяющий переворачивать понятие «плохой» в «хороший» («раз я повинился…») Осознанно человек признает свою вину, но неосознанное чувство значимости растет, и он все более и более ощущает себя достойным и положительным.

Потребность задавать вопрос «Кто виноват?» не является русским изобретением. Однако многовековые условия жизни в России способствовали закреплению положения, когда преимущество получали люди, которые в экстремальных ситуациях не исправляли ошибки и не пытались понять причины явления, а искали тех, на кого можно излить свои эмоции за несостоявшееся счастье. Любая смена власти, любой бунт или революция начинаются с наказания тех, кто ранее был у власти. Решать проблемы, нерешенные предшественником, крайне сложно, а иногда невозможно. Но дать народу поглумиться над предшественником ничего не стоит. Именно поэтому в демократической Германии с такой легкостью увольняли профессоров, которых только подозревали в сотрудничестве со Штази (Министерством государственной безопасности Германской Демократической Республики), не вдаваясь в подробности, насколько компетентным был тот или иной человек и что конкретно он сделал в прошлом. Это не было направлено на улучшение научной деятельности тех или иных структур, но удовлетворяло эмоции, накопившиеся у людей за годы беспредельной власти этой организации. Точно так же после провала нашей олимпийской сборной в Ванкувере первым действием стало не развитие детского спорта и не строительство спортивных сооружений, необходимых для тренировок спортсменов, а увольнение чиновников.

Многие проблемы в стране решаются, если становятся открытыми и прозрачными действия всех ветвей власти. Достаточно выяснить причины и сделать соответствующие изменения. Но если власть не стремится к сотрудничеству с обществом, коррупция на всех уровнях тормозит любые реформы, а выполнение бюджета закрыто от постороннего глаза, то регулярно необходимы поиски виновных, снимающие напряжение у людей, но не меняющие ничего. Причины закрепления такого поведения мы и рассмотрим в дальнейшем.

Общество виноватых граждан

Меня удивляет, как это люди из самых добрых советов и рекомендаций, призванных приблизить их счастье и радость жизни, исхитряются сплести себе новую плетку для самобичевания.

М. Вислоцкая. «Искусство любви»

Итак, мы выявили, что в обществе регулярно снимается напряжение за счет «жертвоприношения». Это ситуация, когда вместо решения конкретной проблемы на растерзание толпы, уставшей от безысходности, отдается некто, названный виновным. Однако встает вопрос, почему много-много людей удовлетворяются только видом крови, не требуя решения реально существующих в стране проблем? Более того, почему тем, кто стоит во главе государства, выгоднее устраивать аутодафе, а не решать проблемы страны и проживающих в ней людей?

Особенностью виноватого человека, вне зависимости от того, реальна его вина или нет, является то, что он легко управляем. Если это член семьи, то им легко манипулировать. Виноватый муж готов заглаживать свою вину, выполняя работу по дому, занимаясь хозяйством и детьми. Более того, некоторое время он не будет претендовать на положительную оценку своего труда.

Виноватая жена, в свою очередь, будет терпеть оскорбления мужа, который снимает через скандалы собственное напряжение, возникающее из-за неудач на работе. Она не будет предъявлять претензий, стараясь всеми известными способами загладить существующую или вымышленную вину.

Легко манипулируют виноватыми родителями дети. Будучи невероятно адаптивными (недаром человечество так широко расселилось по земле), многие дети быстро обучаются находить слабые места своих воспитателей. Они интуитивно отыскивают ту невидимую для глаз «кнопку», которая включает чувство вины у родителей, и регулярно давят на нее, получая существенные выгоды. Такой кнопкой может быть страх родителей, что они неверно воспитывают детей, что кому-то могут не понравиться их дети, желание разведенных родителей привлечь детей на свою сторону и т. д. Отпрыски интуитивно используют эти ситуации, поскольку виноватые родители делают им больше подарков, предлагают разнообразные возможности и менее требовательны, чем те, у которых чувство вины вызывается не так легко.

Следует подчеркнуть, что раз вина не родственна ответственности, то «хорошее» (с точки зрения окружающих) поведение обязательно заканчивается срывом, когда человек совершает множество ошибок, которые в дальнейшем вынужден искупать. В нем всегда будет действовать этот механизм, заставляющий его ошибаться. Если он не задумается над причинами регулярных неудач, то эта последовательность из адекватного и ошибочного поведения будет постоянно воспроизводиться, вызывая к жизни и столь же постоянное переживание чувства вины.

Чувство вины – это комплекс индивидуальных ощущений собственной «плохости». Оно сродни стыду. Различие между ними менее значимо по сравнению с тем, что их объединяет. Вина – это самооценка несостоятельности. Стыд – это опасение обнаружить свои недостатки перед другими, страх оценки со стороны. Стыд и вина порождаются боязнью одиночества, потребностью быть принятым в сообществе себе подобных. Они воспитываются в ребенке с детства. Они сопровождаются жалостью к себе, неуверенностью. Эти чувства столь болезненны, что их нельзя испытывать долго.

Жизнь – это стремление представить себя в мире, занять место под солнцем и оставить потомство. В своих более примитивных формах она не испытывает сомнений и оставляет лишь самых сильных особей, не спрашивая, что они совершили для выживания. Человек отличается от прочего живого тем, что он ставит вопрос о том, что скрыто за поступками. Общество выделило круг мыслей и соответствующих им действий, которые предосудительны, и требует избегать их. Каждый человек в какой-то момент вынужден решить для себя, будет ли он переступать черту, за которой следует осуждение поведения, или нет, а если нет, то почему. И это «почему» в зависимости от типа воспитания порождает либо стыд, либо вину, либо ответственность. Усиление страха перед внешним осуждением порождает стыд, усиление страха перед собой – вину, требование думать о последствиях своих поступков – ответственность. Чаще всего эти три качества встречаются в разных соотношениях практически в любом человеке. Однако преобладание вины или стыда над ответственностью ведет к особому поведению в обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Бывает же, что вроде бы и знаком с человеком, но дальше приветствия и пары слов о погоде у вас не заходило.

Каким он тогда казался замечательным, умным и интеллигентным! До тех пор, пока вы с ним не стали контактировать регулярно и плотно. Очень скоро вы узнаете множество фактов о нем и особенностей его характера, о которых даже и не подозревали. Может оказаться, что этому удивительному человеку ни разу в голову не пришло за собой кружку помыть или он спорит обо всем по поводу и без повода. Да и мало ли чего еще в нем найдется малоприглядного? Вы, как особа тактичная, его огрехи на вид ставить, естественно, не будете. Однако замечать не перестанете. Нереализованное раздражение имеет свойство накапливаться, и каждый последующий случай будет вызывать все большее внутреннее недовольство. Если все оставить, как есть, то рано или поздно клапан сорвет и произойдет конфликт. Причем часто все случается асимметрично: человек вроде бы ничего такого не сказал, а для кого-то это была последняя капля. В итоге перед нами двое смертельно обиженных, но одинаково уверенных в собственной правоте людей: на одного вызверились на ровном месте, а второго уже все достало, у него нет никаких сил терпеть.

Этому вопросу немало уделено внимания в практической психологии. И не удивительно: мы живем в социуме и львиная доля наших проблем касается как раз взаимоотношений с другими его представителями. Попробуем и мы рассмотреть эту классическую ситуацию с разных сторон.

Допустим, меня незаслуженно обидели. Сразу вспоминаем об утверждении, что в любом конфликте виноваты обе стороны. Кто-то больше, кто-то меньше, но всегда обе. Даже если в этом конкретном случае мой поступок, вызвавший столь неадекватную реакцию, выглядит достаточно невинным, то вероятно, что причина не столько в нем, сколько в совокупности всех моих предыдущих слов и действий. Иначе говоря, в моем поведении в целом. Эта весьма неприятная мысль, как правило, отвергается нами практически на уровне подсознания. Это все равно, что признать себя неидеальным. Нет, я, конечно, считаю себя великим грешником, но именно считаю, а не ощущаю. Теоретически, в общем-то, считаю. Часто именование себя грешным воспринимается больше как часть церковного этикета: все грешные – и я грешный. Когда же доходит до дела и нужно признать свою неправоту в конфликте, то я сразу же становлюсь безвинно пострадавшим, т. е. абсолютно безгрешным человеком.

Может статься, что я все-таки признаю часть своей вины в этой ситуации, но… И тут только успевай записывать. Пусть я не прав (конечно же, совсем чуть-чуть), но мог бы и смолчать или войти в положение. У меня есть масса оправданий для себя и ни одного для других. Получается, что мне можно, а им нельзя. Как говорит моя тетка: «Що за люди? В морду плюнеш, драться кидаються…» Когда я создаю своими поступками дискофморт для окружающих, то это просто неудобно получилось, а когда они мне – уже жутко несправедливо и как вообще с виду нормальные люди могут так поступать?!

Перенесемся на другую сторону конфликта. Есть человек, который нас методично и систематически доводит до белого каления. Предположить, что он это делает намеренно, мы, конечно, можем, но таких случаев все-таки в природе крайне мало. Как правило, это скорее нетерпение слабостей друг друга. Опять же форма наших текущих отношений – результат нашей совместной, так сказать, работы. Кроме того, человек чувствует, когда к нему испытывают неприязнь, и может даже на инстинктивном уровне начать отвечать нам тем же.

Еще мы почему-то часто думаем, что человек должен сам догадаться, что он что-то неправильно делает. Из-за этого на ровном месте можно нагромоздить большую проблему. Поэтому очень важно все-таки о своих недовольствах говорить. Делать это, конечно, лучше без претензий, а в идеале вообще попросить. Просьба всегда конструктивнее, чем требование. Во времена студенчества мы делили квартиру с одногруппницей. У нее была манера ставить чашку с заваркой в мойку. Не знаю почему, но меня это жутко выводило из себя. Я всячески намекала, демонстративно выставляла ее обратно, показательно вытрушивала заварку и т. д. и т. п. Но чашка все равно неизменно оказывалась в мойке. Было такое ощущение, что она делает мне назло. Однажды я сказала: «Не спрашивай почему, просто никогда так больше не делай. Бесит – сил нет». Она ответила: «Хорошо». И больше эпизод с чашкой не повторился ни разу! Оказалось, что моих «очевидных» намеков она не замечала. Для нее это было нормально, и все мои ворчания и косые взгляды она относила ко всему что угодно, только не к этой злополучной чашке.

В любой конфликтной или только накипающей ситуации мы привыкли подробно и тщательно разбирать особенности характера и детали поступков нашего обидчика. Мы совещаемся и планируем, что ему нужно изменить в себе, в своем отношении к жизни и как можем ему в этом помочь. Но мы практически никогда не думаем, что бы могли изменить в себе. Например, как можно по-другому вести себя в подобных ситуациях, чтобы ему со мной было легче общаться? Пусть с его стороны так делать было нехорошо, но, что я могу сделать, чтобы это не повторилось? Эти мысли даже не приходят в голову, потому что глубоко внутри мы уверены, что все делаем правильно. Что бы мы там ни говорили и ни признавали. К тому же других менять легко, а себя – тяжело и жалко.

Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:21, 22). Даже в приведенной цитате из Евангелия так и хочется зацепиться за слово «напрасно»: мол, я же не просто так, а по делу! Но толкователи нас огорчают: все, что касается тебя лично, – напрасный гнев. Например, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя… Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским». А блж. Иероним Стридонский замечает, что во многих кодексах слово «напрасно» отсутствует, поэтому в толковании этого места оно особой смысловой нагрузки не несет.

Так почему же все-таки гнев приравнивается к убийству? К примеру, есть тот, кто не дает нам жизни, жутко раздражает и выводит из себя. Мириться мы с ним не хотим, потому что считаем его, как мы уже выяснили, односторонне виноватым. Он тоже вряд ли пойдет на контакт или по той же причине, или не замечая того, что у нас от него нервный тик. Где-то в глубине души мы в этот момент хотим, чтобы он перестал так говорить, перестал так делать, вообще перестал с нами пересекаться. Глаза бы мои его не видели. Таким образом, получается, что я хочу, чтобы в моей жизни этого человека не было. Вот если бы он был другим или изменился, чтобы мне с ним было хорошо – можно еще подумать. А таким, какой он есть сейчас, я его не хочу, он мне не нужен. Если бы не эта повторяющаяся ситуация, если бы не этот человек, то насколько легче мне было бы жить. Если бы его не было… Получается, что фактическое убийство – это лишь доведение до логического конца этого желания.

Весь Новый Завет пронизан любовью, всепрощением и смирением. Значит, когда мы сердимся на своего ближнего, то в корне расходимся с учением Христа. «Ты, Господи, конечно, сотворил и сказал много прекрасного, но отойди, пожалуйста, мне с моим ущемленным эго не до Тебя сейчас». Звучит, естественно, дико, но ведь по сути так и выходит.

Кто-то из оптинских старцев писал, что есть мнение, согласно которому Господь в Гефсиманском саду так сильно скорбел еще и потому, что знал, как много людей не захочет воспользоваться Его крестной жертвой. Уж не мы ли это, когда не можем переступить через свою гордость и сделать первый шаг к примирению? Еще и сами Его каждый день молим простить нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Если мы просим у Него такого же отношения к себе, какое у нас ко всем, от кого мы претерпели хоть какую-то неприятность, то, боюсь, дорогие братья и сестры, что у большинства из нас крупные неприятности.

Екатерина Выхованец

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Самооценка - мнение о собственной личности, оценка её значения, отрицательных и положительных качеств характера и совершённых поступков. От неё зависит уверенность в себе. Самооценка подростка отличается неустойчивостью и подвержена воздействию внешних факторов. Важно, чтобы в такой момент родители помогли ему приобрести уверенность в собственных силах.

Виды самооценки человека

Чтобы понять, как помочь подростку обрести уверенность в себе, сначала необходимо разобраться, на каком уровне находится его мнение о своей личности. Выделяют 3 вида самооценки: заниженную, завышенную и нормальную (адекватную).

Подросток с заниженной самооценкой постоянно видит в своих действиях, мыслях, качествах характера и других характеристиках личности что-то плохое. Он постоянно сравнивает себя с идеальными образами, а все окружающие люди кажутся ему лучше. Из-за этого он может чувствовать себя жертвой, он не способен принимать комплименты и похвалу и предпочитает проводить время в одиночестве.

У подростков с пониженной самооценкой зачастую нет друзей, отсутствует желание заводить новые знакомства из-за боязни быть осмеянным. Ребёнок может впадать в паническое или тревожное настроение, ему не хочется обучаться новым навыкам из-за страха неудачи. У него также может появиться объект для подражания. Причинами заниженного самомнения могут быть:

Завышенное самомнение в подростковом возрасте встречается значительно реже, нежели заниженное. Оно характеризуется переоценкой собственных возможностей и значимости своей личности. Причинами могут быть сильная внутренняя уязвимость, особенности воспитания или внешняя привлекательность.

Хотя некоторым родителям может казаться, что чем выше мнение о себе, тем лучше, неадекватно завышенная самооценка таит в себе опасность. Такому подростку сложно заводить друзей, поскольку люди рядом с ним чувствуют некомфортно, а в дальнейшем подобное нарушение может привести к депрессии. Признаки завышенного самомнения:

  • уверенность в собственной правоте;
  • неспособность принимать чье-либо мнение, кроме собственного:
  • высокомерие;
  • боязнь совершать ошибки;
  • неумение просить прощения или прощать;
  • восприятие чужих побед как личную обиду.

Единственным видом самомнения, не требующим коррекции, является нормальная самооценка. Родителям ребёнка с адекватным самомнением не нужно думать, как помочь подростку повысить самооценку, поскольку он понимает и спокойно воспринимает собственные достоинства и недостатки.

Нормальная уверенность в себе формируется у ребёнка, воспитанного в семье, где царит уважительное отношение к мнению других, практикуется конструктивная критика и признаётся ценность человека вне зависимости от его наград или достижений. Такие дети хорошо ладят со сверстниками, проявляют уважение к другим людям и добиваются поставленных целей.

Действия родителей подростка

Если у вашего ребёнка заниженное самомнение, необходимо задуматься, как увеличить его самооценку. Чтобы помочь ему приобрести уверенность в себе, необходимо следовать некоторым советам:

Не меньшее значение для повышения самооценки имеет борьба со страхами, которые в большом количестве появляются у подростков. Часто они боятся быть смешными или нелепыми в глазах других.

Родителям следует объяснить, что все люди попадают в странные ситуации, выглядя при этом забавно, но ничего страшного в этом нет. С таким страхом можно бороться и с помощью игровой модели - к примеру, предложить ребёнку поучаствовать в юмористическом спектакле, облачившись в смешной наряд.

Как поднять самооценку девушке

Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность .

Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль. При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями - важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль.

Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной. Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение.

Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.

Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес - лучше отвечайте на них благодарностью.

Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.

Как парню стать увереннее

Чтобы парню-подростку приобрести уверенность в себе, необходимо понять, что не нужно стремиться к идеальности. Идеал является условным понятием, которого достичь невозможно. Это не значит, что не нужно стремиться быть лучше, но страдать от собственной неидеальности также не стоит. Поднять самооценку помогут и другие рекомендации:

Поиск хороших друзей является не менее важным и эффективным способом, как поднять самооценку парню. Противостоять трудностям значительно легче, когда у вас есть верные товарищи, особенно если вас соединяют общие интересы.

Коррекция завышенной самооценки

Опасность переоценки собственных возможностей для подростка заключается в завышенных ожиданиях от окружающих людей, что может привести к неспособности удовлетворения собственных амбиций. Это может спровоцировать депрессию. Чтобы сделать самомнение ребёнка нормальным, необходимо выполнить с ним ряд упражнений:

Помните, что и заниженная, и завышенная самооценка у подростка не является нормой, и её не нужно поощрять . В дальнейшем проблемы с уверенностью в себе могут привести к неудачам в жизни и нежеланию общаться с людьми из-за различных страхов.

Не секрет, что люди с адекватной самооценкой более успешны в жизни. Именно в честной оценке себя, не слишком заниженной и не завышенной, и кроется очарование сильных личностей.

Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.

1. Будьте взрослыми

Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.

2. Поработайте с комплексами

Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.


3 . Создайте ребенку возможность для роста

Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.

4. Подыщите ему клуб по интересам

Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется - может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.


5. Расскажите ему, что критика – это зона роста

У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.


6. Не перехвалите

Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни - делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.

7. Поощряйте старания

У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей - поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.


8. Не сравнивайте с другим детьми

Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка - это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера - пусть ваш ребенок будет сам себе примером.


9. Создавайте ребенку достойных героев

В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" - например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.


10. Дарите безусловную любовь

Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова - просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.



  • Разделы сайта