Зачем пилоты формулы 1 забирают руль. Управление болидом: все под руками. Thrustmaster T300RS: настоящий руль от Ferrari у вас дома

Известная американская актриса. Ее фамилия слишком знаменита – в свое время отец и брат Шэннон также блистали в кино.


Шэннон Ли (полное имя Шэннон Эмери Ли) родилась 19-го апреля 1969-го года в Лос-Анджелесе, в Калифорнии и была вторым ребенком в семье популярного актера Брюса Ли и его супруги Линды. Первым в семье родился Брендон Ли, ставший впоследствии потрясающим актером. К сожалению, жизнь талантливого брата Шеннон оказалось недолгой - в 1993-ем году он погиб на съемках фильма «Ворон», так и не успев ощутить в полноте своей счастье творческой и семейной жизни.

С 1971-го по 1973-ий семья Шеннон проживала в Гонконге, а после смерти главы семейства – отправилась в Соединенные Штаты Америки. Они жили в Сиэттле, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

В 1987-ом году Шэннон Ли (Shannon Lee) окончила школу The Chadwick School и тогда же поступила в Университет Tulane University в Новом Орлеане (учебу в котором завершила в 1991-ом году).

В 1993-ем году (в год смерти ее обожаемого брата) Ли отправилась в Лос-Анджелес и через год вышла замуж за Яна Кеслера. Впоследствии – в 2003-ем году - у супругов родилась дочь Рена.

Актерскую карьеру Шэннон начала в 1993-го года – тогда она снялась в фильме «Dragon: The Bruce Lee Story». После –

актриса появилась в таких картинах, как «High Voltage» (1997), «Enter the Eagles» (1998), и «Lessons for an Assassin» (2001). Кстати, в 1998-ом году актриса появилась и в «Sammo Hung», а в 2001-ом году - снялась в научно-фантастическом фильме «Epoch».

В настоящее время Шэннон Ли (Shannon Lee) продолжает творческую деятельность. Одновременно актриса занимается активной общественной работой, например, выполняет обязанности президента фонда The Bruce Lee Foundation. Она же является исполнительным продюсером будущего телевизионного сериала «The Legend of Bruce Lee», созданного по мотивам биографии легендарного Брюса Ли – отца Шэннон.

Также актриса совершенствует и свои вокальные навыки и умения. В 2003-ем году Шэннон приняла участие в записи альбома «The Mechanical Forces of Love» группы «Medicine». Актриса превосходно исполнила и песню «I"m in the Mood for Love» для фильма «China Strike Force» (2000).

Многие пророчили Шэннон трагическую актерскую карьеру - помня об актерских судьбах брата и отца. Однако актриса не верит предрассудкам – ее пятый фильм вышел в свет 2001-ом году. Сегодня у нее все отлично

Легендарный мастер каратэ и актер Брюс Ли оставил после трагической смерти не только память о своей личности. Еще долгое время его жена Линда давала интервью о личной жизни звезды Китая, что и стало в последствие темой ее книги о муже. Эстафету славы в семье Ли позже приняла дочь знаменитого актера. На сегодняшний день, личность Шеннон Ли не менее знаменита, чем когда-то был ее отец.

Дочь Брюса Ли Шеннон родилась в 1969 году. Вместе с семьей она часто переезжала из Гонконга в Лос-Анджелес и обратно. Постоянная смена жительства была связана непосредственно с карьерой Брюса Ли, которая, надо отметить, сложилась не сразу удачно. Шеннон была в семье младшим ребенком. Со своим старшим братом Брэндоном она очень дружила. Поэтому его трагическая смерть в 1993 году стала тяжелой потерей для девушки.

В детстве и юности Шеннон долго не могла найти свое призвание в жизни. Поначалу девушка решила попробовать себя в вокальном мастерстве. Она даже окончила школу вокала в Новом Орлеане. Однако спустя два года, Шеннон поняла, что пение – совсем не ее формат. Тогда девушка решила пойти по стопам отца и начала сниматься в кино. Актерская карьера дочери Брюса Ли была недолгой и ненасыщенной. Все больше Шеннон думала о том, чтобы увековечить память об отце. Это и подтолкнуло ее на продюсерскую деятельность. Единственным фильмом Шеннон Ли стала картина «Легенда Брюса Ли».

Чем занимается дочь Брюса Ли сейчас?

На сегодняшний день актерская карьера Шеннон Ли насчитывает девять фильмов с ее участием. Однако дальше по этой стезе она не пошла. После съемок фильма об ее отце, девушка решила отдаться семье. К тому моменту она уже была замужем за адвокатом Яном Кислером.

Читайте также
  • 25 самых влиятельных людей в истории по версии проекта Pantheon

С тех пор и по сегодняшнее время Шеннон Рэн и параллельно возглавляет Фонд Брюса Ли.


Брюс ли за свою жизнь снялся в 36 фильмах, и почти столько же после его смерти сняли документальных и художественных фильмов о самом актере. Брюс был тем человеком, который совершенно по-новому представил мир боевых искусств в кинематографе. На сцене он был бесстрашным героем, который преодолевал любые трудности на пути к справедливости, суровым и безжалостным бойцом. В обычной жизни Брюс Ли был улыбчивым и обаятельным человеком, всей душой любящим свою семью. В нашем обзоре сегодня - несколько цветных фотографий, представляющих великого бойца как любящего семьянина.










В 14 лет Брюс был совершенно не похож на себя-взрослого - щуплый, хилый, вертлявый, и совершенно не умевший сосредоточиться на чем-то одном (а потому и в школе не блиставший особыми успехами). Вместо учебы Брюс решил брать уроки танцев - всего 4 года тренировок и он внезапно выигрывает чемпионат по танцу ча-ча-ча в Гонконге. Вряд ли кто-то ожидал от него таких успехов, но у парня были свои планы. Добившись успеха на этом поприще, он решил, что пора брать новые вершины. Брюс пришел к учителю кунг-фу и сказал: «Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу - а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча ».










Буквально через год Брюс поехал в Америку, чтобы подтвердить свое гражданство (он родился на территории США, пока его родители были там на гастролях). И остался там. Знакомая отца устроила его официантом, Юрюс поступил в Вашингтонский университет на философский факультет. Во время учебы он познакомился со своей будущей женой Линдой. Позже она родила ему двоих детей: сына Брендона и дочь Шеннон.










Примерно в то же время Брюс начал сниматься в телесериалах, давать частные уроки боевых искусств. Однако добиться серьезных успехов не получалось, и это его сильно огорчало. Вплоть до того, что для того, чтобы получить главную роль в фильме, Брюс перевез всю семью обратно в Гонконг, где уговорил директора студии дать ему возможность сыграть в фильме и срежиссировать все боевые сцены. Видимо, Брюс был весьма убедителен: фильм "Большой босс" имел невероятный успех. Последовавшие за этим фильмы имели больший бюджет и еще больший успех.










Сын Брюса Ли Брэндон также, как и отец, занимался боевыми искусствами и пробовал себя в актерском мастерстве. К сожалению, он трагически погиб во время съемок своего пятого фильма "Ворон" (1993), в котором повествуется о своеобразном возвращении главного героя после смерти в этот мир, чтобы отомстить за смерть своей девушки. На тот момент Брэндону было всего 28 лет. Шэннон Ли, младшая дочка Брюса, также занимается боевыми искусствами. Сейчас она возглавляет Фонд Брюса Ли.


Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. Давайте разберемся, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля - так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS (регулируемое заднее антикрыло) и KERS (система рекуперации кинетической энергии, которая запасает энергию во время торможения и использует ее для дополнительного разгона) . Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс - KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 - цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения - Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху - обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода - они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги - на руле загораются желтые сигналы, красные - в случае остановки гонки, голубые - если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии - это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней - требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.


Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями - так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 - многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль - его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge - в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept - «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади

С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый - передача вверх, левый - передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего - «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing


Руль RB8 - особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико - «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, - отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге - либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

McLaren


Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) - за работу педали газа, F (5) - за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) - в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) - радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу - нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) - означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу - переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY - для сликов в сухую погоду, INT - для промежуточных шин, WET - для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади - он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D - в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL - «Red Light» (красный фонарь).

Ferrari


На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) - за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала - колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона - «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) - для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) - режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) - если трасса мокрая.

Mercedes AMG


На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS - для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) - на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» - речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ - для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) - мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG - единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) - используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Lotus


Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) - баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа - настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе - на переключателе EXIT (11) на центральной панели - он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

Force India


У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS - фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) - нейтраль, P (3) - ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) - подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) - радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) - вход в поворот, средняя часть (7) - слева посередине, выход (8) - справа вверху. Еще одно колесико справа - ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) - крутящий момент, белый (12) - выбор типа резины, желтый (13) - мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Sauber


Руль Sauber - единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей - такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) - ограничитель оборотов и N (4) - нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS - «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре - многофункциональный переключатель (12), справа внизу - выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

Williams


На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху - за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые - за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа - красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые - сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

Toro Rosso


В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху - радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре - многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

Caterham


На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) - нейтраль, PIT (11) - ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

HRT


Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе - при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом - кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны - ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Marussia


Как и HRT, Marussia в сезоне 2012 года не использует KERS. На руле российской команды стандартный набор функций. Единственное серьезное отличие - сразу четыре переключателя для дифференциала. Помимо стандартных ENTRY (1), MID (2) и EXIT (3), есть дополнительный, для высокоскоростных поворотов DIFF HS (4). Помимо этого на центральной панели расположены переключатели CLU (5) - для сцепления, REVS (6) - для оборотов мотора, MIX (7) - для топливной смеси и многофункциональный переключатель MULTI (8). Колесико TRQ (9) - крутящий момент.

Кнопки «+1» (10) и «+10» (11) расположены у Marussia в верхних углах - у остальных команд они пристроены в более труднодоступных местах. Клавиша активации DRS обозначена буквой «O» (12).

Руль Айртона Сенны


Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продава лся на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Рули болидов Формулы-1 уже давно перестали быть просто устройствами для поворота передних колес и превратились в сложнейшие приборные щитки. Максимальной полифункциональности экс-«баранки» добились инженеры Ferrari.
В нынешнем сезоне на F1-2000 установлен тот же руль, что был опробован год назад во время Гран При Монте-Карло.


На нем сгруппированы: >1) два рычажка КПП. При помощи правого пилот переключает передачи вверх, левым - вниз; 2) кнопка включения ограничителя скорости на пит-лейн; 3) регулятор тормозного усилия на задней оси; 4) два дисплея, на которых отображается текущее время и время прохождения круга; 5) индикаторы, указывающие оптимальный момент смены передачи; 6) регулятор тормозного усилия на передней оси; 7) кнопка включения нейтральной передачи; 8) основной дисплей, на который выводится выбранная пилотом информация, в частности: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла; 9) тумблер электросистемы и выключения двигателя; 10) кнопка подачи питья для пилота; 11) переключатель, позволяющий выбирать различные программы распределения тормозного усилия между осями; 12) кнопка ручного управления защитной крышкой горловины бензобака, которая обычно поднимается автоматически при включении ограничителя скорости на пит-лейн, 13) регулятор состава бензино-воздушной смеси; 14) переключатель, позволяющий установить базовые регулировки различных систем автомобиля; 15) регулятор гидроусилителя руля с электронным управлением; 16) рычажок программирования режимов работы двигателя (в рамках, установленных правилами); 17) тумблер смены режима подачи информации на основном дисплее; 18) рычажок выбора различных программ функционирования электронного акселератора; 19) два рычажка для управления электронным сцеплением; 20) переключатель выбора меню на основном дисплее: 21) тумблер включения радиосвязи с боксами.


Рули McLaren МР4/15 попроще (на них отсутствуют дисплеи) и к тому же различаются между собой. Хаккинен по-прежнему пользуется Х-образным штурвалом (на рисунке), напоминающим тот, что устанавливался во время Второй мировой войны на знаменитом американском тяжелом истребителе Lockheed Р-38 Lightning. Култхард отдает предпочтение более традиционной «баранке» с позволяющей точнее контролировать траекторию движения машины на прямых верхней горизонтальной перемычкой и округлым ободом в нижней части. Кроме того, Хаккинен даже после прошлогоднего конфуза в Монце, когда он по неосторожности заглушил двигатель, не отказался от использования укороченных рычажков включения сцепления. Как бы то ни было, и маклареновские штурвалы бесконечно далеки от первозданной «чистоты» рулей гоночных машин 60-х, 70-х годов. На них нашлось место для: 1) кнопки подачи питья для пилота: 2) кнопки включения нейтральной передачи; 3) индикатора, извещающего пилота о переходе на «нейтраль»; 4) кнопки включения радио и соответствующего индикатора (6); 5) тумблера включения ограничителя скорости при выезде на пит-лейн и еще четырех переключателей: 7), 8), 10) отвечают за выбор различных программ функционирования электронного акселератора и сцепления, а 9) - за регулировку состава бензино-воздушной смеси.

Но всех перещеголяла команда Minardi. На руле болидов Жене и Маццакане имеются индикаторы, извещающие пилотов о том, какими флагами размахивают комиссары гонки. Аналогичные системы установлены и на машинах других команд, но в Minardi нашли место для дополнительных индикаторов прямо на руле.



  • Разделы сайта