Упражнения йоги для детей. Игровые асаны для детей. Как проходят занятия для детей

Занятия йогой в детском возрасте дает базовый фундамент для дальнейшей уверенной, спокойной жизни. Благодаря ей появляется внутренняя сила, приходит осознание – я являюсь частью окружающего мира, воспитывается уважение к окружающим, к своему «я».

В возрасте 3-6 лет у детей начинается осознание и понимание себя, налаживается гармония с внешним миром. Йога поможет ребенку развить следующие духовные способности:

  • правильно выражать свою любовь к миру;
  • осознавать свои чувства;
  • доверять своим инстинктам;
  • познакомится с работой своего тела;
  • ценить свои умения;
  • развивать свои таланты и способности.

Проводя уроки, опытный преподаватель йоги маленькими детскими порциями вливает умиротворение в малышей. Они же в свою очередь впитывают все новое как губки. Занятия можно проводить с использованием видео материалов. Благодаря такому возвышенному духовному фундаменту, заложенному ребенку возрастом 3-6 лет, вырастают настоящие личности.

Как проходят занятия для детей

Йога для детей 3 — 6 лет проводится по методике, которая изучает основные асаны и технику правильного дыхания, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.

Программы занятий специально разрабатываются для детей от 3 лет, отталкиваясь от их анатомо-физиологических, а также психологических особенностей. Уроки построены так, что бы малыши могли снять мышечное напряжение, расширить возможности дыхательной системы, повысит иммунитет. Знакомство с йогой происходит в веселой, игровой форме. Ребенка учат, как можно перенаправить свою не использованную энергию на укрепление здоровья. С помощью асан развивается гибкость, правильная осанка, координация движений и способность к концентрации.

Очень популярным на сегодняшний день является YogaKids. В интернете можно найти видео уроки по YogaKids.

Йога для детей от 3 до 6 лет

Первые уроки йоги – это забавная игра. Ниже представлено 10 игровых элементов для самых маленьких.

  1. Медвежонок просыпается — садимся по-турецки, потягиваемся в стороны, можно зевать для правдоподобности.
  2. Медвежонок очень голодный – представляем: голова это яблоко, а плечи – это тарелка. Яблоко катается по краю тарелки (круговые движения головой по сторонам).
  3. Медвежонок разминает свои лапки – вытянуть руки вперед, сжимать-разжимать пальчики, вращать кулачками, ножки вытягивать и трясти ими.
  4. Медвежонок идет в лес — ходим «по-медвежьи» на внешней потом внутренней стороне стопы.
  5. Медвежонок спрятался за дерево – поднять одну ногу, упрется стопой в другую ногу, соединить ладошки и поднять руки вверх.
  6. Медвежонок делает зарядку — ножки ставят шире, вытягивает ручки в стороны и опускаем ручку к противоположной ножке, другую ручку тянем вверх.
  7. Мишка утомился – садимся, соединяем стоп. Берем их руками и начинаем поднимать, опускать, раскинув колени по сторонам.
  8. Мишка хочет встать — берем руками за пяточки на ногах, раскидываем ноги в стороны и вверх.
  9. Мишка в корзинке – лежа на животе, следует захватить себя руками за лодыжки и поднимать корпус вверх.
  10. Мишка наелся – лежа на спине, обхватить руками коленки, прижать их к себе, перекатываться вперед и назад.

Закончить комплекс следует позой Шавасана – полного расслабления. Все позы можно увидеть на видео.

Учитывая специфику йоги, обучение детей позам йоги и дыхательным упражнениям имеет свои особенности.

Материалы по теме:

Чем полезна йога ребенку?

Полезность йоги для ребенка очевидна — опорно-двигательный аппарат малыша, мышцы, в т.ч. сердечная, и связки, укрепляются; улучшается нервная система. Ребенок постоянно находится в тонусе, что снимает проблемы со сном и поднимает настроение. Йога даст ребенку не только гармоничное физическое развитие, но научит ребенка сосредотачиваться и положительно повлияет на его дисциплину .

За счет того, что йога развивает мышцы, укрепляет связки и суставы, положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, занятия этой гимнастикой могут быть хорошим дополнением к основному спорту, которым занимается — или готовится заниматься — ребенок.

При работе с детьми старшего дошкольно и младшего школьного возраста (5-8 лет) закономерности обучения асанам* системы Хатха-йога не имеют принципиальных отличий от общепринятых в области моторного обучения. Процесс обучения в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности и др. Однако учитывая специфику йоги, ее принадлежность к ментальному виду двигательной активности обучения асанам (позам йоги) и дыхательным упражнениям имеют свою специфику.

Асана положение тела в простанстве, поза йоги. Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки. В названии большинства поз, а названия эти преимущественно индийские, присутствует слово «асана». Разновидностей асан довольно много. В статье мы расскажем о таких позах, как поза черепахи (курмасана), позы лягушки (бхекасана), поза верблюда (уштрасана).

Также на картинках дадим примеры скручиваний (это не специфический термин йоги), — поворотов тела влево и вправо, — полезных для здоровья.

Показ и объяснение асан (поз йоги) детям

Из числа приведенных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. В йоге применяется показ самим преподавателем, учителем (гуру). Можно привлекать и занимающихся, способных отлично выполнить изучаемое движение, положение, что повышает их самостоятельность, ответственность, инициативность.

К показу предъявляются следующие требования:

  • точность при выполнении асаны;
  • правильное вхождение позу и выход из нее;
  • направленность на решение вполне определенных педагогических задач, в соответствие данному этапу освоения движения;
  • правильный ракурс, в котором показывается движение;
  • соблюдения правильного ритма движения и дыхания;
  • если это необходимо — четкий музыкальный «расклад» движения на музыку (в йога-спорте, в показательных номерах).

Давая образное объяснение, тренер добивается нужной точности и выразительности каждого движения, но вместе с тем уточняет и необходимые элементы техники. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Характерным для йоги является то, что освоение многих движений затрудняется, если первичном их разучивании применяется чисто рациональный подход, в особенности в работе с детьми. Целостное и по преимуществу образное описание этого движения дает хорошие результаты. В процессе дальнейшего совершенствования асан, когда положение в целом освоено, эффективны пояснения, основанные на чисто рациональном техническом подходе к описанию отдельных деталей, мышц, участвующих в работе.

Для того, чтобы занятия были эффективными и интересными, чтобы избежать скуки, нужно отойти от механического, бездумного выполнения движений, подключив самосознание. Для решения этой задачи на помощь приходит широкое использование визуальных образов и объяснение в стихотворной форме, написанной автором статьи. Применяя визуальные образы, стихи можно на подсознательном уровне использовать необходимые для движения или удержания той или позы мышцы, не разбираясь в их строении и функциях. Ниже приводятся фрагменты разработанного нами урока.

Игровые асаны для детей

Как показал педагогический эксперимент, использование игрового метода (визуализацию и стихи) в системе хатха-йога помогает открыть способности сознания и тела, добиться интереса к занятиям и быстрого освоения техники правильного исполнения.

Черепаха (курмасана)

А большая черепаха

В панцирь спряталась от страха.

Благодаря давлению рук на стопы формируется правильный подъем и излечивается плоскостопие. Поза укрепляет лодыжки и помогает при растяжении связок в этой области.

Детская йога полезна для растущего организма. К тому же несложные занятия можно превратить в веселую игру.

Йога – это не курс обычных физических упражнений, как можно подумать сразу. Это древнее учение, которое создавалось с целью оздоровления тела и очищения духа.

Практикующие йогу люди отличаются бодростью, энергичностью, целеустремленностью, обладают прекрасным здоровьем и ясным умом.

Позволяет ребенку расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Занятия с детьми больше напоминают увлекательную игру, в которой сложные названия поз «взрослой» йоги заменены упрощенными названиями.

Детская йога – польза для здоровья и развития детей

– уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию и укреплять органы. Кроме того у детей, практикующих йогу, улучшается общее состояние здоровья, выносливость и гибкость. Также развиваются память, воображение и наблюдательность.

Неуравновешенным подросткам занятия йогой помогают обрести спокойствие, достичь эмоционального равновесия, быстро побеждать стрессы, научиться концентрировать внимание и, в то же время, поддерживать свое тело в хорошей форме.



ВАЖНО: Оптимальным для начала обучения йоге считается возраст 7-8 лет при условии, что занятия будут проходить под руководством опытного учителя. В 4 – 6 лет проводят такие же занятия, но не требуют от детей точного повторения асан. С малышами проводят игровые занятия, упражнения которых похожи на позы йоги.

Видео: Детская йога: здоровье и гармония с малых лет

Детская йога для начинающих: позы в картинках, фото

Занятия йогой с детьми младшего возраста лишь отдаленно напоминают настоящие «взрослые» упражнения. Все действия максимально облегчены, от ребенка не требуют точного повторения сложных для него элементов.

В первую очередь занятия йогой должны приносить малышу удовольствие.
Когда малыш немного привыкнет к нагрузкам, можно постепенно усложнять программу. Однако любые изменения должны проходить под руководством опытного инструктора, в противном случае существует вероятность навредить хрупкому детскому организму.



Заниматься йогой с ребенком можно самостоятельно в домашних условиях. Но стандартные «взрослые» занятия йогой будут неинтересны малышу, поэтому лучше всего строить их в игровой форме.

Предложите ребенку представить, что он – малыш-пандочка, а его мама – большая панда. Показывайте ребенку следующие упражнения, проделывая их с ним вместе.

Упражнение №1. Пандочки малыш и мама проснулись. Они сели (в упрощенную позу лотоса) и потянулись.

Упражнение №2. Малыш-панда собрался прогуляться. Но для этого ему придется размять лапки. Ребенок вытягивает вперед руки и ноги (передние и задние лапки), шевелит пальчиками.

Упражнение №3 . Пандочки гуляют по лесу. Сначала предложите малышу походить на внешней стороне стопы, затем на внутренней.

Упражнение №4. Панда нашла яблочко и играет с ним. Пусть ребенок представит, что его голова – это яблоко. Пусть покрутит ею из стороны в сторону, повращает.

Упражнение №5. Панда хочет превратиться в дерево. Ребенок становится на одну ногу, при этом вторая нога упирается ступней в колено о первую. Руки подняты вверх «свечкой». Скорее всего, дерево будет сильно качаться от ветра, так как детям сложно удержать равновесие в этой позе.



Упражнение «Дерево»

Упражнение №6. Малыш-панда заметил, как растет травка – она тянется кверху, к солнышку. Маленький панда показывает маме, как это происходит: сидя на корточках, постепенно поднимается, вытягивает ручки вверх.

Упражнение №7 . Панда вместе со своей мамой становятся в позу «треугольник»: расставляют ноги, правую руку ставят к правой ступне, левую – поднимают как можно выше. Это они построили забор на лесной поляне. То же упражнение повторяют и в другую сторону.

Упражнение №8 . Панда увидел, как с цветка на цветок порхает красивая бабочка. Вместе с мамой он повторяет ее действия: садятся на пол, соединенные вместе стопы слегка согнутых ног захватывают руками и начинают разводить и соединять колени. Затем пальцами рук нужно ухватиться за большие пальцы ног и резко развести их в стороны – так раскрылся цветочек, приглашая бабочку.

Упражнение №9. Малышу-панде понадобится корзинка, чтобы собрать фрукты. Ребенок ложится на животик, руками захватывая ступни. Мама помогает ему сделать такую корзинку.



Упражнение «Корзинка»

Упражнение №10. Маленький панда решил покачаться по земле. Он ложится на спину, обхватывая руками колени. В такой позе он раскачивается взад и вперед.

После того, как все упражнения будут выполнены, предложите малышу просто полежать «на травке» и отдохнуть.

Для занятий можно придумывать разные забавные истории с участием зверушек и сказочных персонажей.



Детская Хатха-йога: упражнения

Суть Хатха-йоги , как детской, так и взрослой, заключается в том, чтобы научиться владеть и управлять своим телом в совершенстве. Эта практика может совмещать в себе упражнения нескольких направлений, методов какой-то конкретной школы не придерживаются.



ВАЖНО: Главное условие хатха-йоги – во время выполнения любого упражнения нужно направлять телу энергию.

Детская йога способствует развитию координации, гибкости, укреплению внутренних органов, улучшению общего состояния ребёнка в любом возрасте. Занимающийся йогой ребёнок более спокоен, быстрее и на более продолжительное время концентрируется на выполнении заданий, эмоционально уравновешен. Мы заметили, что использование поз животных и интересных историй помогает детям дольше сохранять концентрацию. Практика динамических поз и энергетических комплексов способствуют поддержанию формы, контролю эмоциональности и повышению самооценки в подростковом возрасте. Знакомство с йогой в весёлой и игровой форме помогает детям в возрасте от 6 лет и старше направлять свой энергетический потенциал на укрепление здоровья.

Йога для детей это:

  • Раскрытие возможностей тела
  • Воспитание осознанного отношения к здоровью
  • Поддержание и восстановление правильной осанки
  • Поддержание гибкости и пластики тела
  • Развитие координации и увеличение мышечной силы и выносливости
  • Дыхательные комплексы и упражнения для самомассажа, расслабления
  • Групповые игры-тренинги, улучшающие коммуникативные навыки, наблюдательность, активность, самостоятельность.

В студии «Йога Класс» группы для занятий формируются с учётом возрастных особенностей детей. Продолжительность, используемые методики и материалы занятий определяется физической готовностью: 4-7лет - 60 минут, 8-11 лет - 75 минут, 12-15 лет - до 90 минут.

Специальная форма для занятий не требуется. Достаточно спортивных штанов, футболки, носков. Основное требование - удобство для занимающегося и желательно - натуральные ткани. Избыточно утеплять ребёнка не следует даже в прохладное время года. Несмотря на плавность и не высокий темп упражнений, ребёнок всё равно может вспотеть.

Обычно тренировка начинается с разминки. Затем тренер или опытные ученики показывают асаны, которые дети повторяют. При этом инструктор объясняет последовательность движений и правильность выполнения каждой асаны, рассказывает о влиянии на организм. Заканчивается тренировка комплексом упражнений направленных на расслабление.

Подготовка к тренировке: за 1-2 часа до занятия желательно не принимать пищу.

Основной упор мы делаем на асаны и дыхательные упражнения. Занятия детской йогой не включают религиозную направленность, поэтому родители любых вероисповеданий могут приобщить своих детей к этому древнейшему и эффективному искусству поддержания здоровья тела.

О йоге для младенцев мы подробно рассказывали в соответствующем разделе: .

Детская оздоровительная йога: упражнения

Стандартные упражнения для занятий с детьми не подойдут. Лучший вариант - это организовать всё в игровой форме. Этот комплекс можно использовать и для занятий детской йогой дома самостоятельно.

Предложите малышу представить себя детёнышем какого-нибудь животного, например, панды, а маму - в роли большой панды.

Показывайте ему упражнения и предложите повторять вместе.

Упражнение №1. Когда пандочка с мамой просыпаются, они содятся в упрощённую позу лотоса и потягиваются.

Упражнение №2. Перед прогулкой пандочка разминает лапки - вытянуть перед собой ноги и руки и пошевелить пальчиками.

Упражнение №3. Пандочка медведь и гуляя по лесу он ходит то на внешней, то на внутренней стороне ступней.

Упражнение №4. Пондочка нашёл яблоко и играет с ним - пусть малыш покрутит головой вправо-влево, повращает ею.

Упражнение №5. Пандочка притворяется деревом - встать на одну ногу, вторая упирается стопой в колено первой. Руки подняты вверх «свечкой». Дерево сильно раскачивает ветер - детям сложно держать равновесие в этой позе.

Упражнение №6. Пандочка показывает маме, как растёт трава. Присев на корточки, он постепенно выпрямляется и вытягивает руки вверх.

Упражнение №7. Пандочка с мамой строят забор. Поза «треугольник» - ноги расставлены, одну руку ставят к одноимённой ноге, а вторую руку поднимают как можно выше. Затем упражнение делают в другую сторону.

Упражнение №8. Пандочку заинтересовала бабочка. Он садится на пол и соединяет стопы, захватив колени, начинает их разводить. Потом ухватившись за большие пальцы ног, разводит их в сторны.

Упражнение №9. Затем, чтобы собрать ягоды, пандочке понадобилась корзина - малыш ложится на живот и захватывает ступни руками. Мама может помочь сделать такую корзину.

Упражнение №10. Пандочка катается по земле - лечь на спину и, обхватив колени руками, покачаться взад и вперёд.

По окончании всех упражнений комплекса, можно предложить ребёнку просто отдохнуть и полежать «на травке». Для занятий подойдут любые интересные истории со сказочными персонажами и животными.

Занятия детской йогой по возрастам

Йога от года до трех лет

К этому возрасту ребёнок достаточно окреп, научился уверенно ходить и готов к открытию новых перспектив в окружающем мире. Йога ему в этом может активно способствовать. Она отлично справится с физиологическим развитием: укрепит мышечный корсет, гармонизирует развитие внутренних органов, сформирует правильную осанку, выработает красивую и лёгкую походку, повысит физическую силу и выносливость, улучшит координацию, мелкую и крупную моторику.

Малыш уже окреп, научился ходить и для него открывается новый мир с новыми перспективами. И в этом возрасте йога является прекрасным помощником! Она решает практически все вопросы физиологического развития: укрепляет мышечный корсет, способствует гармоничному развитию внутренних органов, формирует правильную осанку, учит красивой и легкой ходьбе, вырабатывает физическую силу и выносливость, развивает координацию движений, крупную и мелкую моторику. Занятия йогой позволят выработать правильное глубокое и ровное дыхание. Полноценное насыщение клеток организма кислородом позволяет эффективнее контролировать эмоции, легче переносить стрессовые состояния. Даже непродолжительная практика йогических дыхательных техник значительно увеличивает полезный объём лёгких и делает их функционирование более эффективным. Это улучшает спортивные результаты и улучшает состояние больных различными хроническими заболеваниями дыхательной системы. Занятия йогой укрепляют эмоциональные связи матери и ребёнка, улучшают межличностные связи ребёнка. Дети, занимающиеся йогой лучше контролируют себя, отличаются от сверстников открытостью, дружелюбием, любознательностью.

Структура занятий

Поводятся занятия при активном участии мамы. Каждое занятие включает детский массаж, дыхательный комплекс, упражнения, выполняемые совместно мамой и малышом, упражнения. Позволяющие маме расслабиться, проработать своё тело. Далее идёт комплекс подвижных и познавательных игр. Завершается занятие совместной релаксацией.

Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Для увеличения эффективности целесообразно самостоятельно дома заниматься ещё 3-4 раза в неделю.

По возможности дети делятся на группы 3-4,5 года, 5-7 лет и более старшие 8-12 лет. Оптимальный возраст для вырабатывания у ребёнка привычки к регулярным физическим занятиям. Эту полезную привычку он пронесёт через всю жизнь. Нормой для него должны стать: глубокое равномерное дыхание, достаточное питьё, правильное и полноценное питание, достаточный по продолжительности и глубине сон, что является обязательными факторами для качественного роста и быстрого восстановления сил.

В психо-эмоциональном плане это способствует формированию навыков общения, адекватной самооценки, творческих способностей и широкого кругозора.

Структура занятий

Практику уже можно проводить отдельно от родителей, но при взаимном желании можно организовывать группы мать и дитя. Занятия комплектуются индивидуальными и парными асанами, дыхательными упражнениями, динамичными и групповыми играми, развивающими занятиями и релаксационными упражнениями.

Йога в возрасте от 12ти до 16 лет

В этой возрастной группе практика максимально приближена к взрослой, учитывая особенности физиологии юношей и девушек. В этом возрасте йога помогает адаптировать организм к происходящим возрастным гормональным перестройкам, укрепить иммунитет, нормализовать работу ЖКТ, исправить осанку. Работа с наиболее часто зажатыми в этом возрасте группами мышц, способствует повышению гибкости, движения делает более плавными, походка лёгкой.

Регулярная практика привносит психологический комфорт, позволяет занимающемуся йогой ребёнку лучше слышать и понимать своё тело, осознавать свои эмоции, в то время, как большинство детей направлены во вне, на мнение сверстников. Ментальность йоги учит строить отношения с окружающими, принимать и уважать их со всеми особенностями. Улучшение сосредоточенности и концентрации внимания важно в период подростковой и юношеской рассеянности.

Структура занятий

В комплекс упражнений включают индивидуальные и парные асаны, упражнения улучшающие гибкость, выносливость, упражнения концентрации, расслабления, дыхательные комплексы. Оптимальная частота - 2-3 раза в неделю.

Для занимающихся любой возрастной категории йога станет отличным средством борьбы со стрессом. Если срочно нужно победить навалившуюся грусть, голову переполняют эмоции, волнения или переживания, просто найдите подходящее место и несколько раз выполните асану, дыхательное упражнение. Самым эффективным средством будет пранаяма - дыхательные упражнения. Просто подышите насколько возможно медленно и глубоко.

Так же быстро справиться со стрессом помогут асаны: Льв, Гора, Орнл, Дерево. Нормализации чувств способствуют асаны Черепахи, Семечко.

Современный детский распорядок отличается выраженной напряженностью и стрессовостью. Дети отличаются от взрослых повышенной психической пластичностью и лучшей восприимчивостью новой информации. Для адаптации детям нужны регулярная смена вида нагрузки и умеренные спортивные занятия.

Йога позволяет сбалансировать жизнь ребёнка, сбалансировать напряжение учёбы и компьютерных игр, переключением на отдых и умеренные физические нагрузки. Для полноценного и безопасного занятия йогой ребёнку требуется консультация инструктора, особенно это актуально при наличии каких-либо заболеваний.

Ограничения занятий йогой в детском возрасте

  • Отсутствие острой фазы имеющихся заболеваний
  • Начинать в любом случае следует с более простых асан, с постепенным их усложнением
  • Выраженные и тяжёлые психические заболевания
  • Тяжёлые травмы в острой стадии

В наше время практика йоги становится все популярнее. И это неудивительно. Ведь йога является уникальной древней системой по сохранению здоровья тела и сознания. Все мы хотим быть здоровыми, и тем более хотим, чтобы здоровыми были наши дети. Каждая сознательная мама по мере сил и возможностей стремится сохранять здоровье своего ребенка. И йога способна ей в этом помочь.

Зачем?

Практика йоги для детей, конечно, отличается от взрослой, но она не менее полезна. Йога не только помогает укрепить кости, суставы и мышцы ребенка, дыхательную и сердечнососудистую систему, а также благотворно влияет на нервную систему, развивает усидчивость, учит расслабляться . Благодаря занятиям йогой дети осознают свое тело и дух, учатся взаимодействовать с окружающим миром посредством интуиции.

Занятия по детской йоге выглядят как игра, как путешествие, поэтому они так интересны ребятам. Сейчас все больше детских групп открывается в йога-центрах, но ведь можно попробовать и дома знакомиться с азами, выбирая несложные йогические позы (асаны).

Начиная заниматься йогой с ребенком, не устанавливайте жестких рамок – пусть малыш чувствует себя достаточно свободно, раскованно. Весь процесс должен проходит легко и непринужденно как для малыша, так и для мамы.

Хочу предложить вам простой и доступный комплекс, с которого можно начать заниматься.

Давайте поЙОжимся!

1. Выберите удобное время. Это может быть несколько минут утром, перед завтраком, или вечером, перед ужином. Заниматься лучше босиком, но можно и в носочках.

2. Расстелите коврик, включите спокойную музыку, если хочется.

3. Предложите малышу поиграть.

4. Выполняйте все асаны вместе с ребенком, получайте удовольствие от движения и расслабления вместе с ним.

Садимся на коврик по-турецки или на корточки. Мы – маленькие медвежата, которые просыпаются от зимней спячки : потягиваемся в разные стороны , зеваем для правдоподобности.

Медвежата очень голодные и мечтают о большом сладком яблоке!

Представим, что наша голова это большое яблоко, а наши плечи – это края большой тарелки. Покатаем яблоко по тарелке. Это круговые движения головой в одну и в другую сторону , закрываем глаза – изображаем, как медвежата мечтают о яблоке. Можно предложить ребенку самому придумать, какой круглый фрукт он катает по своей тарелке, может, это будет персик или апельсин.

Нужно пойти поискать себе еду. Медвежата разминают все свои лапки : вытягиваем вперед ручки, сжимаем-разжимаем пальчики, вращаем кулачками, вытягиваем ножки, трясем ими, вращаем стопами.

Медвежата вылезают из своей берлоги и выходят в сонный весенний лес : поднимаемся и ходим «по-медвежьи» (сначала на внешней стороне стопы, потом – на внутренней). Со всех сторон их окружают большие молчаливые деревья: поднимаем одну ногу и упираемся ее стопой в другую, опорную, ногу, соединяем ладошки и поднимаем руки вверх (Поза Дерева).

Пусть ребенок назовет, какое дерево он изображает, мама тоже называет свое дерево. Поначалу дерево будет качаться, подбодрите ребенка, если он расстроится по этому поводу, скажите, что дует сильный ветер, но дерево должно набраться сил и постараться выстоять.

Поза Дерева развивает выносливость, координацию, концентрацию.

Среди деревьев медвежата находят просторную поляну, на которой зеленеют росточки : присаживаемся на корточки и начинаем медленно выпрямляться вверх –из маленького зернышка вырастает стебелек. Да это же веточки малины! А медведи, как известно, большие любители малинки.

Медвежата решили построить заборчик вокруг найденной полянки : расставим ножки пошире, вытянем ручки в стороны и опустим правую ручку к правой ножке, а левую ручку вытянем высоко к небу (Поза Треугольника).

Поза Треугольника укрепляет спину и боковые мышцы.

Медвежатам захотелось, чтобы забор был не только крепким, но и красивым : теперь опускаем к правой ноге левую ручку, а правую ручку вытягиваем вверх (Поза Скрученного Треугольника).

Эта асана помогает лучше работать внутренним органам, а также массирует позвоночник.

Пригревает солнышко, наша малинка выросла, зацвела, к ней слетелись разноцветные бабочки : садимся на коврик, соединяем стопы перед собой и берем их в руки, поднимаем и опускаем раскрытые в стороны колени (Поза Бабочки).

Предлагаем ребенку назвать свою бабочку, помогаем ему в этом, выдумываем несуществующие названия (например, карамельница, арбузница – по названию любимого фрукта) или спрашиваем, какого цвета его бабочка.

Эта поза раскрывает тазобедренные суставы.

Бабочка усаживается на цветок : качаемся вправо-влево .

И цветок раскрывается : беремся руками за пяточки или за большие пальцы ног и раскрываем ноги в стороны и вверх .

Наши бабочки улетают, а на малинке наконец-то появляются ягодки. Медвежата берут большие корзины и идут собирать малину : ложимся на живот, захватываем себя руками за лодыжки и поднимаем их вверх (Поза Корзинки).

Эта асана укрепляет позвоночник, развивает гибкость.

Медвежата набрали малинки, наелись и, довольные, повалились на полянку : переворачиваемся на спину, обхватываем руками колени, прижимаем к себе и начинаем перекатывается на спине вперед и назад (компенсация предыдущего упражнения).

После такого славного обеда можно и отдохнуть. Медвежата улеглись на полянке и расслабились . Прикрыли глазки, слушая, как дует ветер (можно помахать на ребенка одеялом, изображая ветер), как летают птицы, как течет ручеек вдалеке, как шелестят листвой деревья. Поза Расслабления – Шавасана.

Приятной вам практики!



  • Разделы сайта