Трагедия пахтакора в 1979 году. «Внутренне до сих пор не могу смириться с потерей. Футбольный клуб “Пахтакор” Ташкент

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб "Пахтакор". 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом "Секретно".

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским "Динамо". Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

Ты чего это?

Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот" взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику - Сумскому - поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого - остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов - пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе - они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что "принято" сказали не с того борта - высоту меняла не "тушка", а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался "чёрный град". Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, - вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

"Это Брежнев всё "купил"

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что "Пахтакор" разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены - высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой - руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой - ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с "Пахтакором" было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне - вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист - Михаил Ан - не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч "Динамо" (Москва) - "Пахтакор" (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды - Анатолий Дворников - праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана "Правда Востока" написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Памятник игрокам футбольной команды "Пахтакор", погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, "Спартака", "Торпедо", "Черноморца"…

Первый матч нового "Пахтакора" состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против "Арарата". Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Владимир Сумской

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Алена Шаповалова

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском.

В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.



Игроки *Пахтакора*

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.



Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в истории СССР

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1973


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров - игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.


Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.


Памятник погибшим футболистам


Памятный камень футбольного клуба *Пахтакор* в Ташкенте

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало - столкновение произошло через полтора часа после этого.


Погибшие игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом...» . Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.


Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).


Могила экипажа самолета Ту-134А

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».


Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов.

«Пахтакор»-1979. 11 Августа 1979 года в небе над Днепродзержинском практически в полном составе разбился флагман узбекского футбола. Лишь по счастливой случайности на борту самолета не оказалось главного тренера команды Олега Базилевича. Спустя 35 лет Олег Петрович вспомнил свой «Пахтакор»-1979.

«Пахтакор» рвется к медалям»

– Это была удивительная команда… фактически «Пахтакор» был сборной Узбекистана, укомплектованный лучшими футболистами республики. В начале года многообещающая дружина почему-то забуксовала, и меня из Москвы (я в центральном совете спортобщества «Динамо» занимался методической работой) командировали в Ташкент, чтобы разобраться в ситуации и исправить положение.Принимать команду посреди сезона, не проведя с ней подготовительного периода, всегда сложно. Но я уже с первых тренировок понял, что мы сможем добиться успеха. Едва опробовав новые тактические варианты, ребята тут же стали применять их на поле. Поверили в себя и в ту работу, что я им предложил. Результат не заставил ждать – в Ростове победили СКА – 3:1, в Баку обыграли «Нефтчи» – 1:0, дома взяли верх над Минским «Динамо» – 2:0. За три дня до трагедии, 8 августа, в Ташкенте обыграли «Зарю» – 3:1.

Команда значительно поправила свое турнирное положение. Еще немного – и мы бы начали дышать в спину лидерам. В газетах начали писать, что «Пахтакор» рвется к медалям. Футбол в нашем исполнении начал напоминать модель игры киевского «Динамо» образца 1975 года, выигравшего кубок обладателей кубков. Уверен, что совсем скоро мы бы смогли вмешаться в спор за главные трофеи советского футбола. Те, кто помнят ту команду, знают, что это не преувеличение.

«Ан не должен был лететь в Минск»

– Уже 35 лет при любом упоминании о «Пахтакоре» у меня с тоской сжимается сердце. С этой болью я живу и буду жить до конца своих дней. Время не стерло боль утраты. Я очень полюбил этих ребят…Владимир Федоров и Михаил Ан имели опыт выступлений за сборную СССР. Федоров был быстрым нападающим, с хорошим дриблингом, отлично владел левой ногой. Ан чаще действовал на позиции «под нападающим», выделялся хорошим видением поля, умением отдать точный пас. Миша не должен был лететь с командой, потому что в матче с «Зарей» получил травму. Но как же без него! Миша – капитан и душа команды, место в самолете нашлось…

Опытный полузащитник Владимир Макаров – настоящий универсал. Действовавший на левом фланге Константин Баканов обладал хорошей дистанционной скоростью и ударом, часто исполнял нацеленные передачи в штрафную. Нападающий Виктор Чуркин – дриблинг, скорость, способность найти острое продолжение атаки. Подавали надежды молодые нападающие Шухрат Ишбутаев и совсем еще юный Сирожиддин Базаров...

Правый защитник Юрий Загуменных эффективно подключался к атакам. Равиль Агишев – центральный защитник, в обязанности которого входила работа «по игроку», то есть персональная опека. В паре с ним чаще всего выходил Алым Аширов – футболист атлетического сложения, который уверенно действовал на подстраховке, хорошо «читал» игру. Универсал Владимир Сабиров здорово боролся за мяч – у него даже прозвище было мощный.

Полузащитник Александр Корченов – работоспособность и скоростно-силовые качества. Защитник Николай Куликов – надежность действий. Надежен был и вратарь Сергей Покатилов. А в лице вдумчивого тренера Идгая Тазетдинова я сразу нашел единомышленника.

Обстановка вокруг команды была теплая и дружеская. Начальник команды Зокир Курбанов гостил у нас в Киеве. Приехал со своим казаном и специями, приготовил настоящий узбекский плов. До сих пор помню, как ловко и заботливо он колдовал над этим замечательным блюдом…

«Разбилась команда. Все погибли»

– На тот злополучный рейс я не сел по чистой случайности. Команда отправилась на игру в Минск. А я, предварительно согласовав этот момент с председателем республиканского комитета по физической культуре и спорту Мирзаолимом Ибрагимовым, на два дня раньше вылетел в Сочи. С тем расчетом, чтобы оказаться в Минске в день игры дубля. Полетел к семье, которая отдыхала в санатории «Узбекистан», – с женой и 14 летним сыном мы не виделись три месяца…

11 августа смотрели финал Кубка СССР «Динамо» Тбилиси – «Динамо» Москва. Телефона в номере не было, в дверь постучала горничная и сказала, что мне срочно нужно спуститься в холл – звонок из Ташкента. Как-то сразу стало не по себе. Такое чувство зарождающейся тревоги…

На проводе был Ибрагимов. Его голос дрожал. Сдерживая рыдания, он еле выговорил слова, которые до сих пор не укладываются в голове: «команда погибла… хорошо, хоть ты с ними не полетел…». Связь прервалась, я помню, что ухватился за стойку администратора, продолжая держать в руке телефонную трубку, до конца не осознавая ужас случившегося.

Было ощущение, что с головы до ног окатили ледяной водой. Как добрался до номера – не помню. Жена и сын потом признавались, что не узнали меня, когда я зашел в комнату. На вопрос, что случилось, я произнес только четыре слова: «разбилась команда. Все погибли». И уже не смог сдержать слез…

«Внутренне до сих пор не могу смириться с потерей»

– Узбекистан накрыло одно большое горе на всех. Люди стояли на всем пути следования траурного кортежа – от аэропорта до боткинского кладбища. И при этом невиданном скоплении людей не было ни давки, ни эксцессов…

Федерация футбола приняла решение вне зависимости от турнирного положения на три сезона освободить «Пахтакор» от угрозы вылета в первую лигу. Команду было решено сохранить. Бросили клич, в Ташкент отовсюду стали приезжать игроки, чтобы в составе нового «Пахтакора» играть в чемпионате. Я отправился в Москву, обошел столичные клубы, беседовал с игроками.

Из «Спартака» к нам перешел Валера Глушаков, с которым мы вместе полетели на первый после авиакатастрофы матч в Ереване. В других командах желающим покупали билеты, и они прилетали сами. Мы были рады каждому.

Через две недели команда возобновила выступление в чемпионате СССР. Некоторые игроки впервые надели футболки «Пахтакора» 23 августа в Ереване, непосредственно перед матчем с «Араратом». Мы уступили хозяевам – 1:3, зато выиграли следующий поединок в Ташкенте, обыграв «Динамо» Тбилиси – 2:1.

Конечно, чуда в том чемпионате произойти не могло. Да и задачи такой никто не ставил. Тем не менее остаток сезона нам все равно удалось провести намного лучше, чем многие ожидали. И большинство игроков, прибывшие тогда в Ташкент, смогли по-новому раскрыть свои возможности.

По окончании сезона («Пахтакор» занял 9 е место. – Прим. Ред.) Меня вызвали в Москву и сообщили, что я должен принять ЦСКА. Мне не хотелось покидать Ташкент. Я полюбил город и тех чудесных людей, которые окружали меня и помогали во всем. Но моей команды, этих замечательных ребят, уже не было. Внутренне я, наверное, до сих пор не могу смириться с этой потерей…

«Остались в небе ангелы футбола…»

Мэтр футбольной журналистики Узбекистана Эдуард Аванесов на трагедию отреагировал реквиемом.

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».
За горизонт ушли родные лица,
За горизонт земного бытия,
Но «Пахтакор» мне продолжает
сниться,
Как будто в том полете был и я.
Остались в небе ангелы футбола,
И шелест крыл я слышу до сих пор.
Кудесники мяча, факиры гола...
Как я любил тот прежний «Пахтакор».
Я помню вас, ребята, поименно...
Чтоб честь отдать вам в наши времена,
Произношу коленопреклоненно
С глубокой скорбью ваши имена.

Факты трагедии

В результате столкновения двух самолетов Ту-134 в небе над Днепродзержинском погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор» и 36 детей в возрасте до 12 лет. По числу жертв эта авиакатастрофа занимает первое место в истории СССР.

Главной причиной аварии считаются ошибки диспетчеров. Николай Жуковский и Владимир Сумской были приговорены к 15 годам заключения в колонии общего режима. Сумской отбыл в тюрьме шесть с половиной лет, после чего был выпущен на свободу за хорошее поведение. Жуковский покончил жизнь самоубийством.

В честь футболистов, погибших в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.

Сирожиддин Базаров не смог отправиться в Минск с дублем днем ранее из-за приезда отца, желавшего поздравить сына с 18 летием, и полетел вместе с основным составом 11 августа.День рождения накануне был и у одного из массажистов команды Анатолия Дворникова, который отмечали на частной квартире буквально в 100 метрах от базы. После ухода игроков Анатолий продолжил праздновать с близкими друзьями и в итоге вместе с журналистом Олегом Якубовым, который тоже должен был лететь в Минск, опоздал на самолет.Владимир Федоров перед вылетом почему-то приехал на базу во всем черном – черные брюки, черная водолазка и черный кожаный пиджак.

«Пахтакор», погибший 11 августа 1979 года

Сергей Покатилов вратарь, 28 лет
Николай Куликов защитник, 26 лет
Алым Аширов защитник, 24 года
Равиль Агишев защитник, 20 лет
Юрий Загуменных защитник, 32 года
Михаил Ан полузащитник, 26 лет
Константин Баканов полузащитник, 24 года
Александр Корченов полузащитник, 30 лет
Владимир Макаров полузащитник, 32 года
Виктор Чуркин нападающий, 27 лет
Сирожиддин Базаров нападающий, 18 лет
Шухрат Ишбутаев нападающий, 20 лет
Владимир Сабиров нападающий, 21 год
Владимир Федоров нападающий, 23 года
Идгай Тазетдинов тренер, 46 лет
Владимир Чумаков врач команды, 46 лет
Мансур Талибджанов администратор команды

«А мне достался №8 – покойного Миши Ана»

Одним из новичков «Пахтакора», пополнившим команду после трагедии, стал спартаковец Валерий Глушаков. В интервью «ССФ» он вспомнил события 35 летней давности.

– 12 августа «Спартак» играл с «Торпедо» в «Лужниках», я сидел в запасе после травмы, помню, горели после первого тайма – 0:1. А в перерыве узнаем: «Пахтакор» разбился. И на трибунах такой шепот пошел: разбились, разбились. После матча мне звонит Николай Петрович Старостин: «Валера, нет желания поехать помочь «Пахтакору»? «Каждая команда должна была дать одного или двух футболистов. И делать все надо было очень оперативно – чемпионат ведь продолжался. Вот мы с Мишей Бондаревым и отправились в новый «Пахтакор».

Собралась команда в Ереване – там должна была состояться игра с «Араратом». Народу хватало: из «Торпедо» Толя Соловьев приехал, Володя Нечаев – из Одессы, Петя Василевский – из Белоруссии, Зураб Церетели – из Тбилиси. Даже на скамейке кто-то сидел – из Ташкента молодые прилетели.

Назвал Базилевич состав и говорит: «разбирайте майки!». Мне достался №8 – Миши Ана покойного. Он не должен был лететь – травмирован был, но Базилевич сказал: «слетай, ты же капитан, поддержишь!». А Миша жуть как боялся летать на самолетах. Я это знал, потому что играл с ним в «молодежке». И вот, получается, не зря боялся…

Матч в Ереване. Минута молчания. Все с траурными повязками. И все игры в тот год, кстати, были с повязками. Повели – 1:0 (я гол забил), но потом три пропустили – 1:3.

Следующая игра была в Ташкенте против тбилисского «Динамо». Прилетели, руководители республики нас лично встретили в аэропорту, подарили национальные халаты, золотом расписанные, тюбетейки. На стадионе – аншлаг! Трибуны – как улей. Болельщики свой «Пахтакор» обожали – команда очень приличная была, в том сезоне могла в пятерку попасть. И за нас начали болеть так, что ноги сами побежали!

Грузины прилетели в своем звездном составе, который через два года выиграет кубок кубков. Но они нам немножко… нет, не отдали матч, но большого желания играть в день траура у них не было. Мы выиграли – 2:1.

Очень скоро все в СССР поняли, что команда у нас собралась очень приличная. Приехали ребята, которые по тем или иным причинам не играли в прежних клубах, и каждый старался проявить себя.

Андрюша Якубик – тот вообще в «Пахтакоре» раскрылся. Забил столько, сколько нигде и никогда не забивал. Вошел в Клуб Федотова.

Жили мы дружной семьей на базе в Кибрае. Там хорошо – бассейн, овощи, фрукты. Кондиционеры в номерах. Платили как везде. Хотя были приплаты – колхоз «Политотдел» подкидывал кое-что. Это все было легально – никто не запрещал поощрять футболистов. Впрочем, деньги – не главное, конечно. Не ради них мы приехали в Ташкент…

БИШКЕК, 11 авг — Sputnik. В 1979 году 11 августа в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых летел полный состав ташкентского футбольного клуба "Пахтакор". Это был один из лучших составов за всю историю клуба, пишет Sputnik Узбекистан .

Тот день навечно останется в истории узбекистанского футбола. Семнадцать спортсменов были гордостью республики.

Два лайнера Ту-134 столкнулись на высоте 8 400 метров. Один летел из Воронежа в Кишинев, на его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй совершал рейс из Ташкента в Минск, на борту были 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Не выжил никто.

"Узбекистан лишился практически полного состава футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР против минского "Динамо". Эта авиакатастрофа осталась самой крупной за почти вековую историю Советского Союза. Самолеты столкнулись "лоб в лоб". Как так получилось, до сих пор никто не знает… но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Агишев 1959 года рождения; 1979-й должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника, Олима Аширова, родился сын; мальчика назвали в честь отца.

Нападающий Владимир Федоров умел пробить по воротам без подготовки, именно это послужило ему пропуском в национальную сборную. Для полузащитника Константина Баканова футбол был главной страстью всей жизни. Защитнику Юрию Загуменных пришлось нелегко: в 1975 году он получил тяжелую травму позвоночника, однако смог вернуться в строй.

"Когда случилась эта катастрофа, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Советский Союз сплотился. Верно говорят, что трагедия объединяет. В те страшные дни спортсмены из всех республик приехали в Узбекистан, чтобы выразить свою поддержку. Конечно, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Корченов всегда был неформальным лидером команды. Семья защитника Николая Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир, посвященный его памяти. А полузащитник Владимир Макаров был самым опытным игроком "Пахтакора".

Вратарь Сергей Покатилов получал много травм, тем не менее всегда быстро восстанавливался. Нападающий Виктор Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Базаров мечтал получить высшее образование и успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Ишбутаев последний раз вышел на поле в игре против "Зари". А нападающего Владимира Сабирова заметили многие местные футбольные специалисты, когда он еще учился в республиканской школе-интернате.

Врач команды Владимир Чумаков был для футболистов самым лучшим другом. Он быстро ставил на ноги травмированных игроков. Тренеры часто советовались с ним перед матчами.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В тот трагический день его не было на борту самолета", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы тремя месяцами ранее, привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он согласовал свою поездку в Сочи, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске. О трагедии тренер узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", московским и тбилисским.

"До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом, как такое могло произойти. Два самолета "не поделили" небо… настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была сформирована из представителей многих клубов СССР: в Ташкент приехали игроки-добровольцы", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов "Пахтакора" похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте, где им установлен общий памятник. А в 2009 году к 30-летию трагедии на месте крушения самолетов установили монумент памяти "Пахтакора" и других жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

ТАШКЕНТ, 11 авг — Sputnik, Анастасия Александрова. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых в полном составе летел ташкентский футбольный клуб "Пахтакор".

В тот год это был один из лучших составов за всю историю ташкентского клуба. Этот день в истории узбекистанского футбола останется навечно. Семнадцать спортсменов стали гордостью Узбекистана и навсегда остались в сердцах миллионов соотечественников — будь то в столице, городах или кишлаках.

Ровно 37 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинев. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нем находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли.

"В той катастрофе наша страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского "Динамо". Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза. Два самолета столкнулись лоб в лоб. Как так получилось, до сих пор никто не знает. Но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Рустамович Агишев 1959 года рождения. 1979 год должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника Олима Масалиевича Аширова родился сын. Его назвали в честь отца — Олимом Ашировым. Нападающий Владимир Иванович Федоров умел пробить по воротам без подготовки. Именно это послужило ему пропуском в национальную сборную страны, за которую в свои 24 года он успел выступить 17 раз.

Для полузащитника Константина Александровича Баканова футбол — был главной страстью жизни. Защитнику Юрию Тимофеевичу Загуменных пришлось нелегко: незадолго до трагедии, в 1975 году, в самом расцвете футбольной карьеры, Юрия подстерегла тяжелая травма позвоночника. Тем не менее, мужчина справился с этим и вернулся в строй действующих игроков.

"Когда это случилось, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Когда люди узнали об этом страшной трагедии, весь Советский Союз сплотился. Это был настоящий ужас, ведь погибшие ребята были совсем молоды… Правильно же говорят, что "трагедия объединяет людей". В те страшные дни все спортсмены со всех республик приехали в Узбекистан, чтобы хоть как-то показать свою поддержку. Конечно же, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Иванович Корченов всегда был для команды неформальным лидером. По словам знакомых, он был самым коммуникабельным в команде и несколько раз избирался капитаном команды "Пахтакор". Семья защитника Николая Борисовича Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир памяти игрока "Пахтакора" Николая Куликова. Полузащитник Владимир Васильевич Макаров по своему стажу был самым опытным игроком.

Вратарь Сергей Константинович Покатилов также получал много травм и был вынужден какое-то время их лечить. Тем не менее, всегда быстро вставал на ноги. Нападающий Виктор Николаевич Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Ахмедович Базаров мечтал получить высшее образование. До трагической даты Сирожиддин успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Мусинович Ишбутаев последний раз он вышел на поле в игре против "Зари"… Нападающий Владимир Валиевич Сабиров еще когда учился в республиканской школе-интернате, об его увлечении футболом знали все, и тогда он уже был в поле зрения многих специалистов узбекского футбола.

Врач команды Владимир Васильевич Чумаков был самым лучшим другом всем футболистам. Всегда оказывал первую помощь и быстро ставил на ноги травмированных футболистов. Тренеры команды с ним советовались перед матчами. Все футболисты к нему обращались как к близкому другу, он был очень добрым, чутким и внимательным человеком и мастером своего дела, а также пользовался большим уважением. В настоящее время его семья проживает в Крыму.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В этот день был не со своими подопечными", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трех месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодежной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

"Что там случилось, я не знаю. До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом: "Как такое могло произойти? Два самолета не поделили небо… Это настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолетов был установлен монумент памяти "Пахтакора" и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.



  • Разделы сайта