Отчет кружка йога в детском саду. Каши без тепловой обработки. Учимся правильно дышать

Татьяна Казанцева
Педагогический проект «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Педагогический проект

Тема : «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников »

выполнила : инструктор по физкультуре

Казанцева Т. Н.

Городской округ г. Бор

Пояснительная записка.

Актуальность.

Разработка инновационных оздоровительных технологий для ДОУ - первоочередная и своевременная задача.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране : по данным РАМН РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей , который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги .

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Дети - это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги - рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Научная новизна и практическая значимость

Гимнастика с элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста . В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги , основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха -йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха -йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны , физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) .

Хатха -йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики : формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей . Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например : «кузнечик» , «цапля» , «лягушка» , «кошечка» , «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект : укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Цель проекта :

Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи :

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение : учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Вид проекта : творческо-информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : педагоги , родители, дети.

Образовательная область : «Физическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное»

Предполагаемый результат. Созданы необходимые условия для физического развития детей как в ДОУ, так и в семье.

У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.

Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах. У детей развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.

Результаты представлены в форме мультимедийной презентации, фотовыставок.

Программно-методическое обеспечение .

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : Программно-методическое пособие . – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

3. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

4. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М ., Просвещение. 1993.

5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

6. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду » . Ж. Обруч №3-1997.


Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.

Что такое детская йога ?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги , которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Гимнастика с элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста . В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги , основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха -йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

Занятие хатха -йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны , физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) .

Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?

Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц) .

Курс хатха -йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий :

Дошкольники 5-7 лет , без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер

Цель программы : Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога .

Задачи программы :

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение : учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий : приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы :

Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

Стабилизация эмоционального фона у детей.

Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий нужно выбрать ровную , твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3. Время

Гимнастикой хатха -йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятия (см. приложение 1)

I. Вводная часть (5-7 минут) .

1. Встреча : “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка :

Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут) .

1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе :

Для мышц живота;

Для мышц спины путем наклона вперед;

Для укрепления мышц ног;

Для развития стоп;

Для развития плечевого пояса;

На равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы) .

6. Беседы из цикла : «Тренируем тело, укрепляем дух»

III. Заключительная часть (3-5 минут) .

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей) .

1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха -йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз :

1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.


Детская йога полезна для растущего организма. К тому же несложные занятия можно превратить в веселую игру.

Йога – это не курс обычных физических упражнений, как можно подумать сразу. Это древнее учение, которое создавалось с целью оздоровления тела и очищения духа.

Практикующие йогу люди отличаются бодростью, энергичностью, целеустремленностью, обладают прекрасным здоровьем и ясным умом.

Позволяет ребенку расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Занятия с детьми больше напоминают увлекательную игру, в которой сложные названия поз «взрослой» йоги заменены упрощенными названиями.

Детская йога – польза для здоровья и развития детей

– уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию и укреплять органы. Кроме того у детей, практикующих йогу, улучшается общее состояние здоровья, выносливость и гибкость. Также развиваются память, воображение и наблюдательность.

Неуравновешенным подросткам занятия йогой помогают обрести спокойствие, достичь эмоционального равновесия, быстро побеждать стрессы, научиться концентрировать внимание и, в то же время, поддерживать свое тело в хорошей форме.



ВАЖНО: Оптимальным для начала обучения йоге считается возраст 7-8 лет при условии, что занятия будут проходить под руководством опытного учителя. В 4 – 6 лет проводят такие же занятия, но не требуют от детей точного повторения асан. С малышами проводят игровые занятия, упражнения которых похожи на позы йоги.

Видео: Детская йога: здоровье и гармония с малых лет

Детская йога для начинающих: позы в картинках, фото

Занятия йогой с детьми младшего возраста лишь отдаленно напоминают настоящие «взрослые» упражнения. Все действия максимально облегчены, от ребенка не требуют точного повторения сложных для него элементов.

В первую очередь занятия йогой должны приносить малышу удовольствие.
Когда малыш немного привыкнет к нагрузкам, можно постепенно усложнять программу. Однако любые изменения должны проходить под руководством опытного инструктора, в противном случае существует вероятность навредить хрупкому детскому организму.



Заниматься йогой с ребенком можно самостоятельно в домашних условиях. Но стандартные «взрослые» занятия йогой будут неинтересны малышу, поэтому лучше всего строить их в игровой форме.

Предложите ребенку представить, что он – малыш-пандочка, а его мама – большая панда. Показывайте ребенку следующие упражнения, проделывая их с ним вместе.

Упражнение №1. Пандочки малыш и мама проснулись. Они сели (в упрощенную позу лотоса) и потянулись.

Упражнение №2. Малыш-панда собрался прогуляться. Но для этого ему придется размять лапки. Ребенок вытягивает вперед руки и ноги (передние и задние лапки), шевелит пальчиками.

Упражнение №3 . Пандочки гуляют по лесу. Сначала предложите малышу походить на внешней стороне стопы, затем на внутренней.

Упражнение №4. Панда нашла яблочко и играет с ним. Пусть ребенок представит, что его голова – это яблоко. Пусть покрутит ею из стороны в сторону, повращает.

Упражнение №5. Панда хочет превратиться в дерево. Ребенок становится на одну ногу, при этом вторая нога упирается ступней в колено о первую. Руки подняты вверх «свечкой». Скорее всего, дерево будет сильно качаться от ветра, так как детям сложно удержать равновесие в этой позе.



Упражнение «Дерево»

Упражнение №6. Малыш-панда заметил, как растет травка – она тянется кверху, к солнышку. Маленький панда показывает маме, как это происходит: сидя на корточках, постепенно поднимается, вытягивает ручки вверх.

Упражнение №7 . Панда вместе со своей мамой становятся в позу «треугольник»: расставляют ноги, правую руку ставят к правой ступне, левую – поднимают как можно выше. Это они построили забор на лесной поляне. То же упражнение повторяют и в другую сторону.

Упражнение №8 . Панда увидел, как с цветка на цветок порхает красивая бабочка. Вместе с мамой он повторяет ее действия: садятся на пол, соединенные вместе стопы слегка согнутых ног захватывают руками и начинают разводить и соединять колени. Затем пальцами рук нужно ухватиться за большие пальцы ног и резко развести их в стороны – так раскрылся цветочек, приглашая бабочку.

Упражнение №9. Малышу-панде понадобится корзинка, чтобы собрать фрукты. Ребенок ложится на животик, руками захватывая ступни. Мама помогает ему сделать такую корзинку.



Упражнение «Корзинка»

Упражнение №10. Маленький панда решил покачаться по земле. Он ложится на спину, обхватывая руками колени. В такой позе он раскачивается взад и вперед.

После того, как все упражнения будут выполнены, предложите малышу просто полежать «на травке» и отдохнуть.

Для занятий можно придумывать разные забавные истории с участием зверушек и сказочных персонажей.



Детская Хатха-йога: упражнения

Суть Хатха-йоги , как детской, так и взрослой, заключается в том, чтобы научиться владеть и управлять своим телом в совершенстве. Эта практика может совмещать в себе упражнения нескольких направлений, методов какой-то конкретной школы не придерживаются.



ВАЖНО: Главное условие хатха-йоги – во время выполнения любого упражнения нужно направлять телу энергию.

Организация кружковой работы в дошкольном образовательном учреждений

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по детской йоге.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Что такое детская йога?
Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы:
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер.

Цель программы: - Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи программы:
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: - приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
Стабилизация эмоционального фона у детей.
Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Список литературы:
1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
2. Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
3. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
4. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

Скачать Детская хатха - йога. Гармония. Развитие. Радость

Приложения к программе Детская хатха - йога



  • Разделы сайта