Лфк при заболеваниях нервной системы. Упражнения для детей с дцп Самостоятельные физические упражнения при парезе ноги

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

ЛФК – одно из эффективнейших методов физиотерапии, целью которой является правильное распределение и перенаправление собственных сил организма, которые порой оказываются намного сильнее любых лекарств.

ЛФК — комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленным на восстановление физической активности и адаптацию к жизни в современном мире.

Применяется при многих заболеваниях помимо ДЦП и прекрасно себя зарекомендовала как метод возвращения к жизни людей практически лишённых возможности нормально двигаться. Физические упражнения – это не только гимнастика, но также различные тренировки, помогающие восстановить работу нервной системы при ДЦП.

ДЦП – детский церебральный паралич, очень распространенное в современном мире детское заболевание, которое в общих чертах можно охарактеризовать как хроническую совокупность нарушений двигательной активности, сопровождающаяся до 30% случаев умственной отсталостью различной степени, по причине негативных изменений в деятельности нервной системы, обеспечивающей не только работу мышц и логического мышления, но и всех органов человека.

Чаще всего детский церебральный паралич вызван травмами органов центральной нервной системы и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за работу внутренних органов и двигательную активность человека. В случае каких-либо повреждений отделов, отвечающих за мышление, развивается умственная отсталость, однако, чаще всего дети с ДЦП отстают в развитии по причине физической неспособности познавать окружающий мир и общаться с другими людьми так же как их сверстники.

Это заболевание практически всегда развивается в период внутриутробного развития или при осложнённых родах, намного реже встречается в более позднем возрасте.

Впервые заболеть может даже подросток или совсем взрослый человек по причине травм органов центральной нервной системы или её заболеваний воспалительного, онкологического и другого характера.

Насчитывается до четырёхсот причин, которые могут повлечь развитие церебрального паралича у детей, но результат чаще всего один – невозможность управлять своим телом из-за неправильных сигналов головного мозга либо их искажения по пути следования к мышцам. Это выражено в параличе, слишком слабом или слишком сильном мышечном тонусе, нескоординированности движений или непроизвольных мышечных сокращениях, которые вызывают непроизвольные нервные импульсы от пострадавших нейронов.

Польза ЛФК при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП проводится с целью научения ребёнка пользоваться своим телом и координировать двигательные сигналы к мышцам в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как врождённые двигательные рефлексы, которыми пользуются все остальные люди, дали сбой.

Также регулярная тренировка позволяет бороться с неправильным тонусом мышц, что особенно эффективно работает в случае парезов (полупараличей, когда мышцы не парализованы до конца, но сокращаются очень слабо из-за слабости нервных импульсов, и от этого начинают потихоньку слабеть и атрофироваться).

Самая главная польза ЛФК для детей с ДЦП - частичное восстановление нервной системы, которая у ребёнка ещё достаточно гибкая и в какой-то мере способна меняться, восстанавливаться и даже перестраиваться под внешним воздействием.

Чем раньше будет начат комплекс физической реабилитации при помощи лечебной физкультуры и чем качественнее, ответственнее, интенсивнее будут занятия, тем в большей степени ребёнок сможет компенсировать свой физический недостаток и быстрее научиться, не только пользоваться своим телом или самостоятельно себя обслуживать, но также сможет в той или иной мере жить активной жизнью сначала подростка, а потом молодого человека.

Разновидности ЛФК

Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.

ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:

  • Гидрореабилитация.
  • Гимнастика.
  • Рефлексотерапия в составе ЛФК.
  • Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
  • ЛФК для детей до года.

Зоотерапия

Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно. Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей.

Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.

Гидрореабилитация

Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.

Гимнастика

Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.

Рефлексотерапия

Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.

У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.

ЛФК для детей до года


Лечебная физкультура для детей до года - это целый отдел физиотерапии, куда входят всевозможные её виды: гимнастика, гимнастический массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и войта-терапия, которые направлены на включение спонтанной моторики малыша, путём запуска определённых мышц, а также на недопущение деградации мышечного скелета и нарушения тех двигательных функций или рефлексов, которые пока работают, из-за неправильной работы отдельных частей организма.

Дети до года особенно пластичны и хорошо поддаются любому лечению, даже их нейроны пока ещё способны делиться, восстанавливая поражённые участки мозга, а как следствие – нарушенные функции. Основная задача ЛФК в этот период именно восстановление работы нервной системы, так как в более позднем возрасте, особенно после трёх - пяти лет, это будет в тысячи раз тяжелей, или будет носить скорее не восстановительный характер, а приспособительный для облегчения жизнедеятельности.

Как правильно выполнять ЛФК

Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.

Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.

Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.

Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.

Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.

Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома

Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.

Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется. Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.

Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.

Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.

Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.

Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.

При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.

Заключение

Прогноз занятий лечебной физкультурой для детей с детским церебральным параличом весьма благоприятный. Они позволяют как минимум в два раза улучшить состояние ребёнка, а также сделать его способным выжить в мире и даже трудиться. Конечно, больные диагнозом ДЦП получают пособие по инвалидности, но никакая выплата крохотной пенсии не заменит ему возможности завести семью, получить моральное удовольствие от любимых занятий или быть активным членом общества.

Стоит повториться, что чем раньше начать занятия, тем они будут эффективнее, но, тем не менее, приступить к ним никогда не поздно, компенсируя упущенное время упорным трудом.

– это тяжёлое заболевание неврологического типа, при котором поражается головной мозг. Патология может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или после появления на свет. В любом случае болезнь следует обязательно лечить, чтобы можно было улучшить самочувствие ребёнка и приспособить его к дальнейшей жизни.

Чем раньше начнётся терапия, тем легче она будет проходить. При этом во время лечения используется комплексный подход, то есть, применяются сразу несколько методов, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.

Обязательной составляющей терапии является ЛФК при ДЦП , потому как в этом случае ребёнок будет активно двигаться и развивать своё тело. При этом важно правильно подобрать упражнения, чтобы они не привели к отрицательному результату.

Церебральный паралич нередко встречается в детском возрасте, к примеру, в России приходится примерно 6 больных детей на 1000 здоровых. При этом родители часто интересуются вопросом, что именно вызывает такое опасное заболевание, как .

Ведь даже при планировании беременности люди беспокоятся о том, чтобы обезопасить будущего ребёнка от влияния негативных факторов. Существует немало причин, которые приводят к возникновению детского церебрального паралича, при этом в них важно разобраться.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное может произойти под влиянием разных факторов, в частности из-за гипоксии. В данной ситуации происходит кислородное голодание, которое преимущественно наблюдается в период внутриутробного развития. Нередко оно связано с проблемной беременностью. Возможно, нарушено плацентарное кровообращение, наблюдается поздний токсикоз или начинаются инфекционные заболевания. Как итог, под влиянием негативных факторов структуры головного мозга не имеют возможности полноценно развиваться.
  • Хронические или острые болезни матери. К ним можно отнести анемию, пороки сердца, а также ожирение. Помимо этого, беременность может осложнить сахарный диабет и гипертония. В любом случае важно позаботиться о лечении болезней, а также поддерживать своё здоровье в нормальном состоянии. Женщине можно порекомендовать в обязательном порядке посещать врача, если она вынашивает ребёнка.
  • Родовые травмы, которые повреждают структуры головного мозга. Они могут появиться в той ситуации, когда у женщины пониженная родовая деятельность. Также к ним приводит узкий таз, затяжные или скоротечные роды, продолжительный безводный период.
  • Конфликт резус-фактора крови матери и ребёнка. В этой ситуации у малыша появляется ядерная желтуха. Она в свою очередь может привести к возникновению ДЦП.
  • Ошибки медицинского персонала, совершённые при родах. Из-за них часто страдают дети и обретают серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Важно обращаться в хорошие клиники, если хочется, чтобы роды прошли без осложнений.
  • Недоношенность и недостаточный вес у новорожденного. По возможности важно не допускать того, чтобы роды прошли преждевременно.

Если болезни избежать не удалось, тогда родителям важно позаботиться о лечении. Следует подготовиться к длительному реабилитационному периоду, потому как без него не удастся адаптировать малыша к окружающей среде. При этом потребуется заниматься как физическим состоянием несовершеннолетнего, так и психическим развитием. Во всех случаях врачи рекомендуют делать ЛФК при ДЦП, потому как гимнастика позволяет добиться хороших результатов.

Родители должны тщательно контролировать процесс выполнения упражнений и поддерживать ребёнка. Естественно, конкретный комплекс определяется в зависимости от возраста и состояния пациента.

Для чего необходима физическая нагрузка

Если у ребёнка диагностировано ДЦП, тогда ему будет сложно выполнять конкретные действия, при этом будут непроизвольно осуществляться нежелательные движения. Именно поэтому требуется лечебная гимнастика, потому как она помогает укрепить организм и научить человека контролировать своё тело. Важно понимать, что пациенты с церебральным параличом вынуждены постоянно выполнять физические упражнения. Они нужны не только на раннем этапе, но и в течение всей жизни.

При выполнении физических упражнений обязательно потребуется обучать несовершеннолетнего бытовым навыкам и умением. Он должен учитываться обслуживать себя настолько, насколько это возможно. При этом потребуется знакомить детей с трудом, это является отдельным способом терапии.

При этом важно будет соблюдать конкретные принципы лечебной физкультуры:

  • Все упражнения потребуется выполнять регулярно, потому как крайне важно, чтобы занятия проходили непрерывно. Следует понимать, что мышечная память достаточно быстро забивает конкретные моменты. Следовательно, они должны систематически выполняться, чтобы можно было достигнуть наилучшего результата.
  • Обязательно нужно плавно увеличивать нагрузку. Не нужно сразу переходить от лёгких упражнений к сложным. Всё должно происходит постепенно, потому как ребёнку нелегко справляться с гимнастикой.
  • Индивидуальный подход. Если у малыша имеется ДЦП, тогда конкретные упражнения должны подбираться индивидуально. Групповой подход исключается, потому как нужно учитывать особенности пациента.

Естественно, при назначении ЛФК при ДЦП обязательно нужно будет учитывать возраст ребёнка и тяжесть заболевания. Если правильно подобрать лечебный комплекс, тогда удастся достигнуть различных целей. В частности, упражнения будут предотвращать возникновение спаек между нервными корешками. Они станут укреплять организм и делать пациента здоровее.

Также удастся активировать ослабленные мышцы и устранить искривление позвоночника. Ещё одна польза физических упражнений в том, что они способны улучшать кровообращение, а также стимулировать мозговую деятельность.

Направления ЛФК при детском церебральном параличе

Прежде чем переходить к упражнениям, родителям важно понять, что лечебная физкультура имеет несколько самостоятельных направлений. При этом они не всегда относятся к гимнастике. Используются и другие лечебные формы, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.

Выделяются упражнения следующих групп для:

  • поддержки и улучшения двигательной функции.
  • укрепления суставов.
  • улучшения мимики и контроля над эмоциями.
  • коррекции дыхания.
  • брюшных мышц.
  • туловища и области шеи.

Непосредственно лечебный комплекс может состоять из следующих аспектов. Может применяться растягивание для ребёнка, использоваться ходьба и контроль над положением тела. К слову, достаточно часто врачи рекомендуют выполнять йогу, естественно, с ориентировкой на самочувствие пациента.

Упражнения для двигательной функции

Как можно понять из названия, данные упражнения ЛФК при ДЦП применяются для того, чтобы поддерживать двигательную активность ребёнка. Родителям можно ознакомиться с конкретным комплексом упражнений, которые будут использоваться для пациентов.

Разновидности упражнений:

  • Врач должен встать перед пациентом, а затем положить его руки к себе на плечи. При этом малыш должен сидеть на пятках. Теперь ребёнок обязан попытаться встать на колени из исходного положения.
  • Важно, чтобы малыш научился переносить вес с одной нижней конечности на другую. Врач должен поддерживать малыша за подмышки, при этом он находится сзади. Специалист обязан плавно перемещать малыша то влево, то вправо. Это нужно для того, чтобы человек научился переносить вес с одной ноги на другую. Когда совершается перенос, потребуется одну ногу оторвать от пола, при этом руки разведены в стороны.

  • Малышу нужно научиться разгибать колени. Ребёнку потребуется находиться в сидячем положении, при этом он должен быть на корточках. Специалист обязан надавить на колени ребёнка своими руками, а затем медленно наклонить туловища пациента. При этом в таком положении колени должны самостоятельно разогнуться.
  • Обязательно нужно научить ребёнка вставать. Исходное положение – малыш обязан сидеть на стуле. При этом доктор должен встать перед несовершеннолетним, при этом ему нужно слегка наступить на ноги пациента. Естественно, от этого не должно возникнуть дискомфорта и боли. Руки ребёнка нужно поднять вверх, специалист должен их слегка тянуть. В этом случае произойдёт самостоятельный подъём со стула.
  • Ребёнку с ДЦП необходимо тренировать равновесие. Ему следует стоять, при этом одну ногу нужно выставить немного вперёд. Важно, чтобы при упражнении присутствовало два взрослых человека. Один встанет лицом перед малышом, а другой будет у него за спиной. При этом нужно поочерёдно производить толчки, они делаются не диагонально, а напрямую в спину и в грудь.

Крайне важно будет научить малыша делать первые шаги. Ему нужно будет стоять, после этого врач будет слегка тянуть пациента за руку. Его нужно толкать в разные стороны, чтобы он сделал шаг. Также важно осуществлять давление стопами. Малышу нужно лечь и согнуть ноги в коленях. Врач должен наблюдать за тем, чтобы стопы давили на поверхность пола. Это поможет повысить опороспособность.

Непосредственно для мышц туловища полезно выполнять покачивания. Малыш будет лежать на спине, при этом врач фиксирует тело двумя руками. После этого он начнёт выполнять покачивающие движения то влево, то вправо. После этого нужно задействовать голову, поворачивая её в разные стороны.

Конкретные упражнения будет определять специалист, потому как он обязан учесть индивидуальные особенности ребёнка. Естественно, начинать потребуется с простого, а потом постепенно усложнять все действия. Если комплекс упражнений будет правильно подобран, тогда состояние ребёнка будет постепенно улучшаться.

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской , но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная .

Значимость ЛФК при ДЦП

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать , которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный . Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП



  • Разделы сайта