Краткое содержание в пяти предложениях рассказа изумруд. Несколько интересных сочинений. Подготовка к бегам

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.

Главные герои

Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.

Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.

Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои

Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.

Костя – мальчик 10-ти лет.

Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.

Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной» , называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.

Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.

Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица» . Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость» . Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, <…> - не было слов» . Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.

Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает» . Мальчики сильно испугались.

Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней» . Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.

Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук» . Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!» .

После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте» , где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, - говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…» .

Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались» . Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.

Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.

Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.

Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит» .

Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил» , а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.

К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки» . «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Вывод

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания рассказа рекомендуем пройти этот тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 4764.

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков".

Автор объясняет де тям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров.

Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике.

Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его ктото зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился.

Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться.

С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью.

Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша".

А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша". В этот момент собаки вскакивают и бегут кудато. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чегото испугались то ли ночной птицы, то ли волка.

Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотиях, потом разговор переходит на покойников.

Рассказывают о том, что в одном ш окрестных сел появлялся покойный барин и чтото искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрывтраву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму.

На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно.

Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится.

Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акималесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти.

Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулинудурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем картина наступления утра.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками.

В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Бежин луг. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

Перед вами – краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин Луг». «Бежин Луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», написанных в 1847-1851 годах.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и настрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако заблудился и вышел к месту, известному под названием «Бежин луг». Там горел костер, возле которого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков».

Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрасная ночь. Костер был очень красив.

«Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение: пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает мальчиков – они совершенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Мальчишки варят картошку в котелке. Идет неторопливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!

Разговор о нечистой силе очень увлекает мальчишек. Затем речь заходит о Гавриле, слоботском плотнике, которого знают все мальчишки. Гаврила – угрюм и молчалив. Мальчики объясняют его характер встречей с нечистой силой.

«Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…

А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала пошел. Но потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а плакала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Костя продолжил:

«Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы рассказом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что приключилось на Варнавицах. Там похоронен утопленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Местный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тог задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пруда, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил решил его ваять.

Однако лошадь вела себя очень странно: таращилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-гаки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил па барашка и замечает, что барашек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить барашка и говорить: «Биша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, собаки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно притом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предположил, что они почуяли волка. Мальчики продолжают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в округе и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать па земле?»

Покойный барии ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, по тому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в атом году. В прошлом году баба Ульяна ходила па паперть. Ома сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не поднимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна увидела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предположили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша ответил, что это удивительный человек, который придет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась сильная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка.

«А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над рекой кричит цапля, дети обращают на ее крик внимание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника воры, и душа его жалуется. Поэтому, если проходить мимо, можно услышать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягушках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел собрался за водой. Ильюша предостерегает его, говорит, что может утащить водяной. Именно это и случилось с Акулиной после чего она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погибнет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Васин голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его водяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не минуешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Наступает чудесное утро, которое описано очень подробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не утонул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью творит, что Павел был замечательным парнем.

/ / / «Бежин луг»

Дата создания: 1851.

Жанр: рассказ.

Тема: крестьянские дети.

Идея: природная одаренность, поэтичность крестьянских детей и одновременно их суеверность, порожденная темнотой и бесправным положением народа.

Проблематика: Взаимодействие человека и природы.
Основные герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня.

Сюжет. В начале рассказа автор описывает дивное утро. Он идет домой после охоты. Дело уже к вечеру, подступила темнота, и рассказчик сбился с дороги и вышел не Бежин луг, который освещался костром. Вкруг костра расположились крестьянские ребятишки. Они были в ночном. Крестьянские ребята любят выгонять табун на вечерней зорьке и пригонять его поутру. Автор приветствует детей и присаживается к костру. Далее он описывает ночь, придающую всему таинственность.

Мальчиков у костра было пять. Их имена - Федя, Павел, Илья, Ваня и Костя. Федя был самым старшим, на вид - около четырнадцати. Автор останавливается на описании внешности каждого из мальчиков, деталей их одежды, отражающих особенности характеров.

Рассказчик сделал вид, что спит, и ребята вновь заговорили. Предметом беседы была нечисть и истории о ней. Илья утверждал, что лицезрел домового на бумажной фабрике. Предметом повествования Кости был плотник, отличавшийся угрюмостью. Причиной его унылого состояния была встреча с русалкой, которая позвала его, пока он спал под деревом. Увидев её, плотник поспешил перекреститься, после чего русалка сменила смех на плач и плотнику посулила теперь грустить до конца дней, раз он её перекрестил, а мог бы жить с ней в веселии. Вот и ходит плотник без улыбки. Мальчики отзываются на рассказ, рассуждают о наличии в этих местах русалок. Федя по старшинству более скептичен.

Илья рассказывает об утопленнике - псаре Ермиле, который выполнив поручение приказчика, завернул в кабак и вышел из него ночью. Дорога лежала мимо пруда, заметил Ермила на мелком месте барашка. Барашек оказался не совсем барашком. Лошади и собаки на него болезненно реагировали.

Во время рассказа собаки тоже обеспокоились, и ребятам стало не по себе. Оказалось, что это коней кто-то встревожил (волк или ночная птица). Дети успокаиваются и темой разговора становятся волки и оборотни, которых сменяют покойники. Так, упомянули покойного барина, искавшего в земле разрыв-траву. А родительская суббота примечательна, оказывается, тем, что дает возможность лицезреть на папетри тех, кому предстоит в этом году перейти в мир иной.

Далее воображение детей занимает солнечное затмение, недавно бывшее. Крестьяне, которым довелось его видеть, были очень напуганы, полагая наступление последних времён, сопровождаемое приходом Тришки. А Тришке должно смущать христиан, и отличен он будет неуязвимостью и неуловимостью. Многие в деревне, ожидая Тришку, выбежали кто на улицу, а кто в поле. Деревенский бочар пугал всех шутки ради пустым жбаном на голове.

Послышался крик выпи на реке. Павел предполагает, что это душа убитого в прошлом году лесника скорбит от обиды на грабителей, утопивших его. Ребята заспорили о нечисти, обитающей в болотах, леших, лягушках и прочих сомнительных сущностях. Понадобилась вода, кто-то должен её принести (пошёл Павел), и разговор перекинулся на водяных, затягивающих людей в воду. Вспомнилась ребятам Акулина-дурочка, рехнувшаяся якобы после пребывания с водяным на дне. Вспомнили и Васю, утонувшего мальчика. Говорили, что мать Васи всегда чувствовала, что сын погибнет от воды. Скоро принёс воду Павел. По его словам, слышен ему был голос Васи, он его звал.

Ночь полна звуков, голосов птиц. Дети прислушиваются к ним. Автор описывает усыпанное звёздами небо, лес в ночи и наступающее утро. Рассказчику пора, и он покидает мальчиков. Спустя некоторое время, ему становится известно, что в тот же год Павел погиб от падения с лошади.

Отзыв о произведении. Великолепен язык рассказа, зримую картину созаёт автор описанием русской природы, с трогательным вниманием и сочувствием относится он к крестьянским детям.



  • Разделы сайта