Иппотерапия, как вспомогательный метод лечения аутизма. Основные этапы программы. Иппотерапия для детей с аутизмом

Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения количество людей имеющих инвалидность имеет тенденцию к росту.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

В переводе с греческого «иппо» (hippos) означает лошадь. С давних времен люди знали, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию. Иппотерапия, или, иначе, верховая езда, — это современный, достаточно распространенный ныне метод лечения детей с ограниченными возможностями, страдающих нарушениями мозговых функций, опорно-двигательного аппарата или регуляторными нарушениями системных функций организма.

В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет два человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями двигательного аппарата, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовывать и систематизировать свои движения.

Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании) при сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.

Само по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, ее значение возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стоны, фиксированные в стременах, которые сохраняют подвижность, как минимум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронтальной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком в физиологическому. И наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.

Поступательные движение лошади периодически изменяющую нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричными двигательные расстройства.

Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводящих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.

Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, стимулирую нормализацию его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных самостоятельным передвижением.

Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляции глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становиться возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.

Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействуют изменениям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детски., церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно двигательного аппарата.

Специфика иппотерапии с учетом возрастных, социальных и медицинских особенностей детей с ограниченными возможностями

Процесс социализации личности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями значительно затруднен и отличается от подобного процесса у «обычных» детей. Связано это, с одной стороны, с недостатками физического, интеллектуального или психического развития самого ребенка, с другой стороны, с различными ограниченными в социальной среде (например, с архитектурными барьерами или стереотипами в отношении инвалидов).

Иппотерапия — лечебная верховая езда (далее ЛВЕ) — один из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными двигательными возможностями, в частности, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Опыт проведения иппотерапии показывает, что ее роль велика в становлении движений и поз, в осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации тела, а также балансировке тела. Верховая езда способствует укреплению и формированию всех групп мышц, при этом не нагружая сердце. Еще одним положительным моментом является возможность организации занятий по иппотерапии как в условиях города (в конно-спортивных комплексах), так и в сельской местности. Главным требованием проведения иппотерапии является точное соблюдение техники безопасности.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.

Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, занимающегося. [Джосвик Ф., М.Киттередж, Л.Макковен, К.Макпарлэнд, С.Вудз «Вопросы и ответы». Пособие по терапевтической верховой езде. — МККИ, Москва, 2000] А.Атмаджан отмечает, что лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога «язык жестов», с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху, они внизу».

Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:

  • истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника;
  • получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади стоять, двигаться, поворот и т.д.);
  • усилителем послания (реакция лошади на команду всадника);
  • немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).

А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

1. Облегчает снятие заторможенности.

2. Уменьшает чувство тревоги

3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

4. Способствует достижению самостоятельности.

Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного развития.

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза «при детском церебральном параличе», что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма — физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

Иппотерапия способствует активности познавательной сферы психики занимающихся. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся.

Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия — лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапиеи он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды.

Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.

К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;

б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент;

в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа;

г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды;

д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей.

Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета «Париж — Север», лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

Таким образом, социальная реабилитация, как и реабилитация в целом — это еще и процесс, реализующийся на основании принципов и положений, по заведомо определенной программе и подразумевающий деятельность по активному приспособлению личности к окружающей среде и окружающий среды к личности.

Принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительная верховая езда:

— во-первых, комплексность, т.е. включение в процесс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий;

— во-вторых, адресность, или индивидуальный подход в занятиях;

— в-третьих, регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;

— в-четвертых, общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и достпуны для большинства детей.

Основные положения социальной реабилитации с применением метода лечебной верховой езды:

1. считаем, что ребенок с ограниченным возможнстями (как и в прочем и любой ребенок) — это индивид с чертами личности, формирующийся в процессе социализации. Дети, называемые нами инвалидами, в силу той или иной причины постоянно не могут обходиться без помощи посторонних людей. Тогда как дети с ограниченными возможностями — это дети, которые частично самостоятельно осуществляют самообслуживание, передвигаются, общаются, обучаются и т.п., и только в некоторых случаях прибегают к помощи окружающих. Следствие инвалидности — всегда ограничение жизнедеятельности, но ограничение жизнедеятельности не всегда приводит к инвалидности.

2. ребенок становится личностью тогда, когда самостоятельно начнет совершать деятельность (сначала с помощью взрослого, затем без него). Поэтому в социально-реабилитационные мероприятия должны быть включены занятия, позволяющие развивать у детей статико-моторную, психологическую, познавательную функции организма.

3. семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи, затем на социальное окружение и общество в целом. Поэтому в процессе социальной реабилитации необходимо присутствие родителей.

4. социализация — это двухсторонний процесс, при котором происходит социализирующее воздействие как родителей на ребкнка, так и наоборот. Поэтому важно не только присутствие членов семьи, но и совместная деятельность детей и родителей (художественное творчество, игры, верховая езда, консультации).

5. специалист в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями (в нашем случае специалист социальной работы) становится существенными агентом социализации, посредством которого ребенок приобретает необходимый ему опыт, овладевает элементарными знаниями, способами поведения. Он организует работу других специалистов (психолога, педагога, врача, инструктора) в достижении единой цели, координирует деятельность по реабилитации ребенка, становится для его семьи советчиком и помощником.

К социальным критериям относятся:

а) Улучшения коммуникативных функций занимающихся.Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

д) С помощью занятий иппотерапии происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству — качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

А.А. Сухова, М.А. Шкурко

ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан», г. Казань, ФГУ «ФБ МСЭ»

Литература:

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984г.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.:С-П э 2002г.

3. Грачев Л. Социальная защита детей — инвалидов в Российской

4. Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8

5. Жмуров В.А. Психопатология, Москва, 2002г.

6. Закон Российской Федерации № 181 — «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 4.01.99 № 5 — ФЗ.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков; Санкт-Петербург, 2003г.

8. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1999 №8

9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебн. Пособие. М., 1997.

10. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты- Г.М., 1997

11. Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой. — М: Юрист, 2004г.

Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.

Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом

Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.

Психолого-педагогическое воздействие

Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.

«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:

Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.

Физическое воздействие

Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:

  • автоматически формирует правильную осанку;
  • укрепляет мышечный корсет всего тела;
  • помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.

Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.

Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.

Противопоказания

Иппотерапия для детей с аутизмом противопоказана в следующих случаях:

  • у ребенка аллергическая реакция на животных;
  • наличие открытых ран на коже;
  • лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
  • гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
  • хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.

Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка .

Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.

Что лечит иппотерапия? Кроме людей с РАС, занятия верховой ездой или иппотерапией большое распространение получили в реабилитации больных с патологией мышечного аппарата и пациентов с психоэмоциональными проблемами:

  • Люди, перенесшие травму, которая привела к ампутации конечности;
  • Люди, которые в результате травмирующего воздействия или инсульта потеряли способность самостоятельно ходить;
  • Больные детским церебральным параличом;
  • Больные с диагностированными неврозами, депрессивными расстройствами.

Результаты иппотерапии, механизм и природу действия лошади на физическое и психоэмоциональное состояние человека объяснить не всегда возможно. Однако можно заявить, что действие это исключительно положительно оздоравливающее как физическое тело, так и душу человека.

Животные могут по-особому общаться с человеком, по-особому на него воздействовать. Владельцы домашних питомцев – кошек и собак – обычно могут рассказать много интересного об этом удивительном феномене, когда рядом с любимой Муркой нервное напряжение испаряется, человек расслабляется и отдыхает и телом, и душой. Иппотерапия – особый вид лечения, при котором лечебный эффект достигается через общение с лошадью.

В официальной медицине иппотерапию принято называть лечебной верховой ездой. Этот метод лечения одобрен далеко не во всех странах, однако в России иппотерапия входит в категорию официально признанных методик терапии многих заболеваний.

Особенность иппотерапии – одновременное воздействие на костно-мышечный аппарат и психоэмоциональную сферу. Интересно, что во время езды на лошади всадник получает необычную физическую нагрузку – в работу включаются те группы мышц, которые в обычном двигательном режиме практически не функционируют. Второй лечебный физический эффект – выработка чувства равновесия. В положении верхом на движущейся лошади наездник вынужден постоянно контролировать и корректировать положение своего тела, что требует серьезной работы различных мозговых центров. Столь необычная нагрузка отвлекает человека, разрывает «замкнутый круг» невротических расстройств, формирует слаженность в работе всей нервной системы. Таким образом, иппотерапия является вариантом лечебной физкультуры.

Во время езды ноги и таз наездника дополнительно массируются движениями лошади. Эффект от такого массажа усиливается тепловым воздействием, ведь температура тела лошади около 38 °С.

Однако иппотерапия – это не только верховая езда, это еще и уход за лошадью, общение с ней. Многие люди, даже те, кто в принципе равнодушно относится к животным в целом, восторгаются внешним видом лошади – ее грациозностью, силой, красотой. Общение с таким животным позволяет получить настоящее эстетическое удовольствие, снять психическое напряжение и стресс, свести к минимуму их последствия.

Иппотерапия несет в себе и воспитательный момент, что особенно важно для детей. Ухаживая за лошадью человек, учится вниманию, чуткости, вырабатывает в себе желание и способность прислушиваться к особенностям партнера.

Другой психологический компонент иппотерапии – укрепление уверенности в своих силах. Первоначально человек, как правило, с опаской подходит к лошади – ему страшно садиться на лошадь, страшно ехать на ней, он чувствует неуверенность и растерянность. В процессе регулярных занятий лечебной верховой ездой пациент чувствует, что животное начинает его понимать и слушаться – это поистине удивительное ощущение! Когда такое мощное и невероятно красивое животное соглашается «работать в паре», когда навык верховой езды закрепляется, человек чувствует свою силу. Уверенность в себе автоматически переносится на жизненные ситуации – человек обретает возможность принимать взвешенные решения, не боится неудач, с надеждой смотрит в будущее.

Для некоторых категорий больных, у которых затруднено общение с людьми, иппотерапия является практически единственным способом выражения своих социальных потребностей. Бывает, что для таких больных лошадь становится близким другом, которому можно поведать о своих проблемах, рассказать о мечтах и разочарованиях.

Лечебная верховая езда не сопряжена с необходимостью посещения медицинского учреждения, один вид которого у многих хронических больных вызывает дополнительное напряжение и тоску. Занятия проводятся на крытом или открытом манеже без участия людей в белых халатах – а это само по себе серьезное преимущество.

Иппотерапия позволяет:

1. преодолеть вынужденную гиподинамию;

2. развить мышечную силу;

3. восстановить или улучшить нарушенные функции различных органов и систем;

4. способствовать социальной адаптации инвалидов.

Как проводится иппотерапия

Иппотерапия обычно проводится в группах, хотя возможны и индивидуальные занятия. Инструктор лечебной верховой езды имеет высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование, кроме того, он обычно является отличным наездником и за спиной имеет курсы обучения инструкторов иппотерапии.

Первые занятия длятся всего 10-15 минут, далее их продолжительность увеличивают до 1 часа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 6 недель и более. Лечение тяжелых хронических заболеваний порой требует многолетних курсов.

Иппотерапия серьезно отличается от обычных секций верховой езды. Лечебные занятия подразумевают соблюдение ряда важных требований.

1.Тщательный подсчет физической нагрузки и гибкий контроль над ней.

2.Постепенное увеличение продолжительности и интенсивности нагрузки.

3.Пациент должен изъявлять желание заниматься с лошадьми; его активное участие в процессе реабилитации обязательно.

4.Подбор лошадей определенного характера.

5.Лечебная верховая езда должна сочетаться с другими методами терапии.

Многие пациенты или их родственники боятся, что лошадь, как животное свободолюбивое и характерное, может повредить человеку. Однако сами лошади, используемые в занятиях иппотерапией, - это квалифицированные специалисты, прошедшие тщательный отбор и даже обучение. Первоначально отбираются спокойные, непугливые, послушные животные, дружелюбно настроенные к человеку. Лошадь должна быть сильной, чтобы без труда выдерживать сразу двух седоков – пациента и инструктора. Отобранные лошади обучаются в течение 1-3 лет, и только после этого животные допускаются к работе с больными. И конечно, все лошади, задействованные в лечебной верховой езде, регулярно осматриваются ветеринаром.

Когда назначают иппотерапию?

1.ДЦП – детский церебральный паралич.

2. Аутизм (в том числе взрослый).

3. Шизофрения – легкие формы.

4. Неврозы.

5. Вегетососудистая дистония.

6. Невропатия.

7. Пациенты с ограничением движений различного происхождения.

8. Двигательная расторможенность у детей.

9. Логоневрозы и другие нарушения речи.

10. Дефицит внимания и гиперактивность.

11. Глухота, слепота.

12. Синдром Дауна.

13. Олигофрения с психопатоподобным нарушением поведения.

14. Сколиоз и нарушение осанки.

15. Остеохондроз.

16. Различные проявления атеросклероза, в том числе стенокардия.

17. Артериальная гипертензия.

18 Пациенты с алкогольной и наркотической зависимостью в период реабилитации.

19. Люди, подверженные хроническим стрессам.

Противопоказания для иппотерапии

1. Выраженный остеопороз.

2. Острый и хронический остеомиелит.

3. Гемофилия.

4. Эпилепсия.

5. Тяжелые заболевания почек.

6. Аллергические реакции на шерсть лошади.

Иппотерапия – удивительный метод лечения, совмещающий в себе единение с природой, оздоровление тела и исцеление души. Конечно, это не панацея, но для многих больных и практически здоровых людей она становится настоящим спасением.

Статью подготовила врач Екатерина Владимировна Карташова

О влиянии животных на здоровье людей известно очень давно. Многие из тех, у кого есть домашние любимцы, отмечают, что те положительно влияют на своих хозяев, сглаживая эмоции, успокаивая, снимая нервное напряжение и избавляя от боли. В науке даже придуманы названия методам лечения, в рамках которых человек общается с животными: канистерапия, фелинотерапия, дельфинотерапия и т. д.

Иппотерапия — лечение лошадьми. Еще Гиппократ заметил, что пациенты при тесном контакте с лошадьми быстрее шли на поправку. Гривастые лекари не только запускали системы жизнедеятельности людей, но и давали огромный заряд положительных эмоций.

Польза иппотерапии

Иппотерапия является одним из методов реабилитации детей и взрослых после травм , при продолжительном лечении патологий костно-мышечного аппарата , патологий сердца и сосудов , при расстройствах психики и пр.

Лечение лошадьми — это лечение движением, которое оказывает воздействие на психоэмоциональную сферу, физическое состояние человека. Лошадь, двигаясь с всадником, передает тому примерно 110 колебательных импульсов в минуту. Эти сложные движения создают эффект массажа, разогревают мышцы человека, а также воздействуют на органы таза и кровоток. Всадник, удерживая равновесие, естественным образом координирует свои движения и синхронизирует их с ходом коня. В процессе верховой езды идет стимуляция развития мелкой моторики, точности движений. Еще один огромный плюс: при общении человека с лошадью происходит синхронизация сердечных ритмов его и животного.

К слову, за рубежом были попытки создать симулятор лошади для занятий иппотерапией, но идея оказалась провальной: ученые доказали, что эффективность лечения обусловлена не механикой движения, а общением с живым конем.

Иппотерапию никогда не назначают курсами. Наибольшего эффекта можно достичь только при систематических занятиях. Но это не значит, что человек, однажды сев в седло, обречен заниматься ЛВЕ всю жизнь. Верховая езда — это один из методов лечебной физкультуры, поддержания своего тела в хорошей форме. Со временем это становится образом жизни.

Специалисты предостерегают от занятий иппотерапией с использованием пони. Причина — биомеханика этих животных, которая не соответствует человеческой. В результате биоритмы не синхронизируются, более того, сбивается работа всех систем организма человека. Для эффективного лечения можно использовать лошадей с уравновешенным шагом, хорошим импульсом и т. д. Кони могут быть невысокой породы, но только не пони.

Иппотерапия для инвалидов

Иппотерапия как средство реабилитации инвалидов показана при переломах , после хирургического вмешательства, в период восстановления после перенесенных тяжелых заболеваний сердца и сосудов , органов желудочно-кишечного тракта, нервных патологий , психических нарушений . Лечение лошадьми особенно рекомендуется при сколиозе , ДЦП , расстройствах аутистического спектра (аутизме), задержках умственного и физического развития и пр.

Специалисты рекомендуют занятия иппотерапией детям с аутизмом . Такие дети отличаются гипер- или гипоактивностью. Для них мир полон раздражителей: слишком яркий свет, очень громкие звуки, чересчур много людей вокруг. Уход в себя у детей-аутистов — это способ защититься от внешних воздействий. Основной задачей реабилитации таких детей является вызывание на контакт, развитие их коммуникативных навыков. Лошадь является отличным посредником между детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и внешним миром.

Дети с аутизмом поначалу не реагируют на четвероногого лекаря или отказываются подходить к нему. Ничего страшного в этом нет: такому ребенку свойственно отгораживаться от всего незнакомого. Постепенно ему становится интересно общаться с конем, ощущать его тепло, чувствовать мощь этого красивого животного.

Иппотерапия при ДЦП

Иппотерапия для детей-инвалидов с ДЦП крайне необходима. Когда ребенок передвигается верхом на лошади, он поневоле включается в движение, у него начинают работать все группы мышц. Это очень важно, поскольку человек с ДЦП просто не знает, как можно напрягать определенные мышцы — у него нет такого опыта. В результате происходит регуляция мышечного тонуса и формирование навыков движения.

Некоторые думают, что занятия иппотерапией нужно начинать с семи лет. На самом деле к лошадям нужно обращаться за помощью с момента выявления патологии. Для страдающих ДЦП это становится особо важным, поскольку на формирование и развитие двигательных рефлексов нужно время.

Дети часто боятся подходить к лошади. Опытные инструкторы по лечебной верховой езде никогда не оставят подопечного с конем один на один, помогут преодолеть страх перед животным с помощью игры. На сеансах иппотерапии помимо пациента, инструктора по ЛВЕ и обученного коня всегда присутствует коневод и несколько помощников.

Иппотерапия как метод реабилитации очень эффективна. После того, как ребенок начинает заниматься верховой ездой, у него улучшается речь, возрастает двигательная активность, он становится более выносливым и ловким.

Противопоказания для иппотерапии

Иппотерапия имеет определенные ограничения. Не рекомендуется садиться на лошадь в период обострения любых заболеваний. Данный метод под запретом для тех, у кого диагностированы патологии костей (

Центры иппотерапии

В Москве и Московской области более10 организаций занимаются иппотерапией. К примеру, центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», «Живая нить», организация «Флёна», конно-спортивный клуб «Золотая подкова» и другие. Отзывы родителей, которые приводят своих детей на занятия, самые благоприятные: профессиональные специалисты, ухоженные лошади, а главное — результат виден уже после нескольких сеансов.

Стоимость одного сеанса в среднем 1000 рублей за час.

Ни одна процедура не может дать такого удивительного эффекта, как лечебная верховая езда для детей - иппотерапия .

В одном из казахских преданий говорится: неожиданно заболел могущественный хан, и никто из лекарей не мог вылечить его. Почувствовав приближение смерти, хан велел слугам привести своего любимого скакуна: «Хочу с ним попрощаться». Обессиленного хана слуги с трудом посадили в седло. Конь унёс его в степь и не вернулся. Шесть дней оплакивали хана его подданные, а на седьмой день раздался топот копыт и появился их повелитель, живой и здоровый. Как в прежние годы, он крепко сидел в седле и уверенно держал поводья. Шесть дней носил его конь, и все недуги отступили!

…Сказки сказками, но в Республиканской детской клинической больнице уже шестой год лечебную верховую езду назначают маленьким пациентам наравне с лекарствами и процедурами. За это время более 600 детей прошли необыкновенный курс лечения. Никакое лекарство не сравнится с тем удивительным эффектом, который даёт общение детей с прекрасными и умными животными. Как же действует на ребёнка езда на лошади?

Рассказывает врач по лечебной физкультуре: - Иппотерапия для детей, или лечебная верховая езда, - один из методов лечебной физкультуры. Живая лошадь - это самый удивительный тренажёр. При некоторых заболеваниях, особенно неврологических, езда на лошади буквально ставит ребёнка на ноги . Действие иппотерапии комплексное. При ходьбе круп лошади совершает такое движение, которое мягко и постепенно расслабляет мышцы ребёнка, уравновешивает и растягивает их, снимает те блоки, которые мы не можем убрать другими процедурами. При этом исчезают контрактуры, парезы. Получасовое катание на лошади заменяет ребёнку 4-5 сеансов массажа . Умение держать равновесие в седле укрепляет мускулатуру торса, ритмичное движение рук и ног помогает развивать ходьбу. Эмоциональный толчок, который дети получают от верховой езды, заставляет нервные импульсы правильно идти от нервных центров к мышцам. Радостное возбуждение от катания на лошади сменяется после занятия эмоциональным расслаблением, что позволяет гармонизировать работу нервной системы. Создание образов помогает в дальнейшей работе с детьми: например, вместо того чтобы требовать от малыша расслабить кисть руки, мы просто ему скажем: «Представь, что ты отпустил поводья своей лошадки», - и все получится естественно. Кроме того, от такого большого и сильного животного идёт мощная энергетическая подпитка, лошадь выступает как донор для человека. И, сами понимаете, для ребёнка, который болеет, который ограничен в движении или измучен процедурами, покататься на лошади на природе - большое счастье. У него появляется настрой на выздоровление.

Иппотерапия для детей — методика занятий

Наверняка многие мамы и папы, прочитав об этом, немедленно бросятся с детьми на ипподромы. Но лечебная верховая езда отличается от обычного катания на лошади или от занятий конным спортом (хотя и то и другое пойдёт на пользу здоровым детям). На занятиях иппотерапией от ребёнка не требуется скакать во весь опор: здесь другие цели и методы.

Проводить занятия по иппотерапии должны специально обученные инструкторы-коневоды с участием врача по лечебной физкультуре . Инструкторы должны обеспечить высокий уровень безопасности.

Особые требования к подбору лошадей для «лечебных целей». Горячие скакуны тут не годятся. Коневоды говорят: нужно, чтобы лошадка была очень спокойная, без вредных привычек - чтобы не козлила, не свечила, не волнила, не кусалась и не лягалась. В переводе с конноспортивного сленга это означает, что лошадь не должна взбрыкивать ногами в стороны, вставать на задние ноги, задирая передние, резко припадать вперёд-назад.

Страх перед животным и нежелание ребёнка - это практически единственное противопоказание для иппотерапии. Обычно эта проблема возникает лишь на первом-втором занятии. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка , не сажайте на лошадь насильно, не укоряйте за трусость. Впрочем, те, кто боится лошадку, с удовольствием садятся на пони или маленького ослика - это запасное средство. «Ишакотерапия» тоже действует отлично!

Занятия лечебной верховой ездой проводятся без седла. С гигиенической целью на круп лошади кладут только пелёнку. Инструктор ведёт лошадь, придерживая ребёнка.

Продолжительность занятия не более 30-40 минут. Врач определяет «дозировку» и может сократить занятия, если ребёнок устал. По европейским стандартам иппотерапия для детей проводится дважды в неделю.

Первые два-три занятия ребёнок только привыкает к лошади. Нужно следить за положением стоп, рук, осанкой, научить малыша самостоятельно спускаться с лошади. Затем переходим к выполнению упражнений: ребёнок ложится на круп лошади, наклоняясь вперёд, наклоняясь назад, делает повороты туловища влево-вправо, ложится поперёк лошади. Все упражнения выполняются во время движения.

Очень важно эмоционально насытить занятия: запомнить кличку лошади, перед началом занятия поздороваться с ней, погладить, угостить, в конце поблагодарить и попрощаться, дома выучить стихи про лошадку, нарисовать её, приготовить ей подарок - кусочек хлеба или сахара.

В заключение

Инструкторов по иппотерапии становится всё больше; такой метод лечебного воздействия на детей набирает популярность.

Специалист по лечебной верховой езде в Германии и считает:

В Европе иппотерапия - безумно дорогое лечение, используемое только в самых лучших реабилитационных центрах. У нас же занятие на лошади обходится дешевле, чем десятиминутный сеанс аппаратного физиолечения. Разве можно упускать такую возможность?

В гости к лошадкам

…Вместе с юными наездниками мы побывали на занятиях иппотерапией. Прибыв к месту назначения, первым делом все спешат на конюшню поздороваться с лошадками.

Иго-го! Ого! У-у! - лопочут малыши, которые ещё и говорить-то толком не умеют, знаками показывая, как нравятся им большие лошади.

Золотой, здравствуй! Покатаешь меня сегодня? - торопится к своему любимцу четырёхлетний мальчик.

Его мама Елена рассказывает:

Мы уже второй раз проходим курс иппотерапии. Изменения поразительные! Сын стоит на учёте у невропатолога, у него детский церебральный паралич, он колени не разгибал, ходил на полусогнутых ногах, ручки были слабые, а сейчас - смотрите, как крепко он держит поводья! И ходит уже хорошо.

Дома мальчик всем говорит: «У меня есть конь. Он очень большой и сильный. Я на нём скачу, куда захочу». Малыш представляет себя настоящим джигитом, батыром - и если он так захотел, значит, так оно и будет.

А тебе нравится Золотой? - спрашиваем малыша, прильнувшего к шее коня.

Нет, не нравится, - тихо шепчет мальчик. - Я его обожаю!

А Ваш ребенок катается на лошади? А вы сами?) Где найти такие занятия в России? обсудим в комментариях.



  • Разделы сайта