Формирование правильной осанки. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем. Техника поднятия тяжестей

  • Глава 1.4. Система физической культуры, её основы и принципы функционирования
  • 1.4.1. Понятие о системе физической культуры
  • Вложение общественных ресурсов («вход»)
  • Система
  • Продукция системы («выход»)
  • 1.4.2. Цель и задачи отечественной системы физической культуры
  • Задачи физического развития включают:
  • 1.4.3. Принципы системы физической культуры Принцип (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.Д.
  • 1.4.4. Основы системы физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Раздел 2. Содержание и методики занятий физическими упражнениями Глава 2.1. Средства формирования физической культуры личности
  • 2.1.1. Физические упражнения как основное средство формирования физической культуры личности
  • 2.1.2. Техника физических упражнений
  • 2.1.3. Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений
  • 2.1.4. Классификация физических упражнений
  • 2.1.5. Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.2. Методы формирования физической культуры личности
  • 2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
  • 2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
  • 2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания
  • 2.3.1. Принцип сознательности и активности
  • 2.3.2. Принцип наглядности
  • 2.3.3. Принцип доступности и индивидуализации
  • 2.3.4. Принцип систематичности
  • 2.3.5. Принцип прогрессирования (динамичности)
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.4. Обучение двигательным действиям
  • 2.4.1. Двигательные умения и навыки
  • 2.4.2. Особенности обучения двигательным действиям
  • 2.4.3. Структура процессаобучения двигательным действиям
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.5. Развитие двигательных способностей
  • 2.5.1. Развитие силовых способностей
  • 2.5.1.1. Структура силовых способностей
  • 2.5.1.2. Задачи, средства и основные методы развития силы
  • 2.5.1.3. Методики развития отдельных видов силовых способностей
  • 2.5.1.4. Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями
  • 2.5.1.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития силовых способностей
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.2. Развитие скоростных способностей
  • 2.5.2.1. Структура скоростных способностей
  • 2.5.2.2.Средства развития скоростных способностей
  • 2.5.2.3. Методы развития скоростных способностей
  • 2.5.2.4. Методики развития скоростных способностей
  • 2.5.2.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития скоростных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.3. Развитие выносливости
  • 2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление
  • Факторы влияющие на проявления физической выносливости:
  • 2.5.3.2. Методика развития общей выносливости
  • 2.5.3.3. Методика развития специальной выносливости
  • 2.5.3.4. Контрольные упражнения и тесты для определенияуровня развития выносливости
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.4. Развитие гибкости
  • 2.5.4.1. Общая характеристика гибкости
  • 2.5.4.2. Методика совершенствования гибкости
  • 2.5.4.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития гибкости
  • Контрольные вопросы:
  • 2.5.5. Развитие координационных способностей
  • 2.5.5.1. Общая характеристика координационных способностей
  • 2.5.5.2. Методические подходы совершенствования координационных способностей
  • 2.5.5.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития координационных способностей
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.6. Формирование личности в процессе физического воспитания
  • 2.6.1. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания
  • 2.6.2. Средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания
  • 2.6.3. Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 2.7.1. Характеристика форм занятий
  • 2.7.2. Урочные формы занятий
  • 2.7.3. Классификация урочных занятий
  • 2.7.4. Неурочные формы занятий
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 2.8. Планирование и контроль в физическом воспитании
  • 2.8.1. Планирование в физическом воспитании Планирование физического воспитания
  • Требования к планированию в физическом воспитании.
  • Методическая последовательность планирования.
  • Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
  • 2.8.2. Педагогический контроль в физическом воспитании
  • Раздел 3. Физическая культура в различные периоды жизни человека Глава 3.1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
  • 3.1.1. Значение физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • 3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Оздоровительные задачи.
  • Образовательные задачи.
  • Воспитательные задачи.
  • 3.1.3. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
  • 3.1.4. Особенности методики физического воспитания детей в раннем дошкольном возрасте
  • 3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте
  • 3.1.6. Формы проведения занятий
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.2. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
  • 3.2.1. Общие аспекты физического воспитания школьников
  • Закономерности физического развития детей школьного возраста.
  • Средства физического воспитания детей школьного возраста.
  • Формы занятий физическими упражнениями в школе:
  • Контрольные вопросы:
  • 3.2.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
  • Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Рекомендации по проведению урока физической культуры.
  • Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка младшего школьного возраста (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
  • Задачи физического воспитания.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.4. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста
  • Задачи физического воспитания.
  • Особенности методики физического воспитания.
  • Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника (в.К. Бальсевич, 2000):
  • 3.2.5. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
  • Контрольные вопросы:
  • 3.2.6. Организация и методические основы проведения урока физической культуры
  • Требования к уроку.
  • Структура урока и характеристика его частей.
  • Постановка задач.
  • Организационное обеспечение урока.
  • Методы организации деятельности занимающихся на уроке.
  • Содержательная сторона урока
  • Дозирование физических нагрузок на уроке.
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.3. Физическая культура в высших образовательных учреждениях
  • 3.3.1. Значение и задачи физического воспитания студентов
  • 3.3.2. Возрастные особенности физического развития студентов
  • 3.3.3. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе
  • 3.3.4. Методические основы физического воспитания в вузе
  • 3.3.5. Особенности методики занятий различных учебных отделениях
  • 3.3.6. Формы занятий физическими упражнениями студентов
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.4. Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
  • 3.4.1. Социальное значение физической культуры в основной период трудовой деятельности
  • 3.4.2. Особенности физического развития лиц молодого и зрелого возраста
  • 3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня
  • 3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня
  • Контрольные вопросы:
  • Глава 3.5. Физическая культура людей пожилого и старшего возраста
  • 3.5.1. Старение и задачи направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте
  • 3.5.2. Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями
  • 3.5.3. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью
  • Контрольные вопросы:
  • Раздел 4. Теория спорта
  • Глава 4.1. Общая характеристика спорта
  • 4.1.1. Спорт как социальное явление
  • 4.1.2. Социальные функции спорта
  • 4.1.3. Особенности современного этапа развития спорта
  • 4.1.4. Основные направления в развитии спортивного движения
  • 4.1.5. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений
  • Глава 4.2. Спортивная тренировка
  • 4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки
  • 4.2.2. Средства и методы спортивной тренировки
  • 4.2.3. Принципы спортивной тренировки
  • Глава 4.3. Основные стороны спортивной подготовки
  • 4.3.1. Техническая подготовка
  • 4.3.2. Тактическая подготовка
  • 4.3.3. Физическая подготовка
  • 4.3.4. Психическая подготовка
  • Глава 4.4. Система спортивной подготовки
  • 4.4.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
  • 4.4.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
  • 4.4.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)
  • 4.4.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах)
  • Глава 4.5. Планирование в подготовке спортсмена
  • 4.5.1. Документы планирования
  • 4.5.2. Планирование на разных этапах спортивной под­готовки
  • Глава 4.6. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена
  • 4.6.1. Виды контроля
  • 4.6.2. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями
  • 4.6.3. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена
  • 4.6.4. Контроль за факторами внешней среды
  • 4.6.5. Учет в процессе спортивной тренировки
  • Литература
  • Глоссарий
  • Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.Д.
  • 3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте

    Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характе­ризуется значительными изменениями в физи­ческом и моторном развитии ребенка. К сере­дине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их оконча­тельное созревание наступает лишь в подрост­ковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изме­няются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности пси­хики ребенка этого возраста обусловливают це­лесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, пре­имущественного игрового, содержания. Недо­пустимы перегрузки организма ребенка упраж­нениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.

    В младшем дошкольном возрасте (2 – 3 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и под­вижными играми как обязательным и непре­ложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для ос­воения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребен­ка к освоению новых видов физических уп­ражнений, к повышению уровня своих физи­ческих способностей, стимулировать стрем­ление к участию в коллективных играх и со­ревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подго­товиться к началу учебы в школе.

    Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления иг­рушек из бумаги и картона. Вместе с тем бо­лее интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.

    В дошкольном возрасте для высшей не­рвной деятельности еще характерна неустойчи­вость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушают­ся. Поэтому не следует рассчитывать на проч­ное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее фи­зиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том чис­ле и в сфере физической культуры.

    Вместе с тем в условиях все большего со­вершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает спо­собность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность со­средоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желани­ем проявить собственную инициативу, творче­ство повышают активность ребенка, побужда­ют его к деятельности.

    У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности выс­шей нервной деятельности, формируется харак­тер, проявляются личностные мотивы и инте­ресы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакци­ям взрослых на их поведение. Поощрение и по­хвала вызывают сильные положительные эмо­ции. Формируются основы дисциплины пове­дения, умение и желание подчинять свои дей­ствия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

    Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершен­ствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование на­выков уже освоенных видов движений. Содер­жание моторной активности ребенка обогаща­ется за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, про­извольных изменений положений ног, рук, ту­ловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.

    Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упраж­нениях с предметами, особенно с мячом, коор­динация движений кисти и пальцев – в специ­альных упражнениях, а также при игре с куби­ками, пластилином и т.п.

    Занятия физическими упражнениями сле­дует проводить ежедневно в форме зарядки, за­нятий по освоению и совершенствованию движе­ний (3 раза в неделю) и различных игр.

    Продолжительность занятий в начале пе­риода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин.

    Важное место в режиме физической ак­тивности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно про­водить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функци­ей, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заклю­чается в воспитании у ребенка привычки начи­нать день с физических упражнений.

    Упражнения для зарядки должны конст­руироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрос­лый будет выполнять упражнения вместе с ре­бенком. Это создаст благоприятную эмоцио­нальную обстановку и облегчит ребенку выпол­нение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в заряд­ке не рекомендуется более 4 – 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.

    Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни – освоение новых дви­жений, главным образом из арсенала упражне­ний спортивного характера. Новая черта физи­ческой тренировки в этот период – постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть да­леко, попасть мячом в мишень, далеко прыг­нуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.

    У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необхо­димо начать целенаправленное развитие двигательных способностей – ловкости, быстроты, гибкос­ти, силы и выносливости.

    Содержание занятий физическими уп­ражнениями обогащается за счет новых движе­ний и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активно­сти. Значительное место в занятиях следует от­вести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спорт­ивных упражнениях – элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом ру­ками и ногами, коротких связок гимнастичес­ких упражнений, элементов акробатики, ката­ния на лыжах и коньках, плавания.

    Превалирующей формой занятий оста­нется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы трениров­ки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

    При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты ре­акции и частоты движений в простых упраж­нениях.

    В упражнениях на гибкость пре­обладают активные и активно-пассивные растя­гивания мышц и связок.

    Специальных тренировок на выносли­вость и силу проводить не следует. Эти каче­ства будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, кото­рая осуществляется при развитии ловкости, гибкости и быстроты.

    Продолжительность занятий составляет 30 – 35 мин. Занятия проводятся 3 – 4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни – всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освое­нию новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых ус­тановках на этот период физического воспита­ния детей занимает развитие тех двигательных способностей и психомоторных способностей, кото­рые в будущем послужат фундаментом для ов­ладения сложными по координации движени­ями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро «схватывать» суть и осо­бенности разучиваемых движений и их элемен­тов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в соб­ственных действиях.

    Большое место среди физических уп­ражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения пра­вильно, в соответствии с заданием, переме­щать звенья тела в пространстве, точно вос­производить заданные траектории, направле­ние, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляю­щих движениями кисти, стопы, голени, пред­плечья. Важную роль будут играть упражне­ния, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период мож­но усложнить упражнения на ловкость и бы­строту реакции. Большое внимание по-пре­жнему следует уделять развитию гибкости.

    Усложнение заданий и увеличение напря­женности психики ребенка и его физиологичес­ких функций не позволяют в этом возрасте уве­личить продолжительность занятий, но требу­ют от воспитателей и родителей большого вни­мания к активному отдыху детей, их своевре­менному психологическому восстановлению.

    В этот период нужно тщательно анализи­ровать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что – меньше, и в то же вре­мя побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие по­беды над собой. Следует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упор­ством и настойчивостью можно добиться поста­вленных целей. В процессе освоения новых дви­жений полезно подбадривать детей по мере ос­воения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к пра­вильному выполнению задания.

    Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитате­лю следует незаметно изменить задание в сто­рону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка креп­ла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое заня­тие делает его более ловким и более сильным.

    Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критичес­ким для многих параметров физического здоро­вья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звень­ев мышечной системы и суставных связок.

    Есть только одно эффективное сред­ство предотвращения этих аномалий физи­ческого развития, это правильно организованная физическая активность де­тей, их регулярные и тщательно продуман­ные физические тренировки.

    В этом возрасте содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее ин­тенсивность не рекомендуется повышать.

    Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку еже­дневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посещает детское дошкольное учреждение. Продолжи­тельность утренней зарядки остается прежней – 10 – 12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин.

    На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализированное развитие отдельных двигательных способностей, прежде все­го освоение новых движений, а также овладе­ние более сложными видами движений из ар­сенала спорта.

    Главная задача в этот период – подготов­ка обширного фундамента, основы для интен­сификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии двигательных способностей – преимуще­ственно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако ско­ростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не должны быть само­целью физической подготовки детей этого воз­раста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в не­далеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.

    Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физи­ческими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движе­ний, например в беге или плавании. Специфич­но и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к боль­шим и очень большим физическим напряжени­ям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, на­пример поднятие больших тяжестей, метание тя­желых снарядов и т.п. В большей степени разви­тие силы обусловливается необходимостью фор­мирования у ребенка способности проявлять не­значительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозиро­вать мышечные усилия.

    6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Од­нако не следует злоупотреблять этой готовнос­тью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обога­щения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осу­ществлении физической активности с оздоро­вительными и общеукрепляющими целями.

    Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения про­должительности занятий, которая может достигать 35 мин.

    Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте – 15 – 20 мин.

    5–6-летние дети находят­ся в преддверии всплеска интенсивного разви­тия координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в раз­витии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.

    В этот период продолжается активное раз­витие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ра­нее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движе­ния, выполнение которых связано с включени­ем в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допус­кать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исклю­чением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 – 150 г.

    В упражнениях на быстроту большее вни­мание нужно уделить частоте движений, в уп­ражнениях на гибкость – амплитуде движений, в упражнениях на ловкость – быстроте реакции.

    В про­грамму занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые уп­ражнения на выносливость: относительно дли­тельные прогулки, пробежки трусцой по 5 – 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличе­ние общей продолжительности занятий до 35 мин.

    Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направлен­ности физической тренировки предыдущего возрастного периода.

    В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением.

    Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревнова­тельной форме. В домашних условиях можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном доме, «матчевые» встречи между квар­тирами, подъездами, привлекая к ним и роди­телей. Дети и взрослые могут соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый бу­дет метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях дет­ского дошкольного учреждения можно органи­зовать состязания, эстафеты, игры с мячом меж­ду ранее скомплектованными небольшими ко­мандами детей одного возраста.

    Из группы методов строго регламентированного упражнения при освоении новых движений предпочтение отдается методу це­лостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие резуль­таты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу ви­деть результат своего действия.

    Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).

    1. Знание основных правил гигиены, про­ведения утренней зарядки, закаливающих про­цедур и соблюдение распорядка дня.

    2. Владение элементарными двигательны­ми умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, мета­ние, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).

    3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2).

    4. Умение играть в подвижные и спортив­ные игры (по упрощенным правилам).

    5. Интерес к оценке уровня своей физи­ческой подготовленности.

    6. Интерес к событиям спортивной жиз­ни семьи, спортивного клуба родителей, дости­жениям выдающихся спортсменов.

    Таблица 3.2

    Контрольные показатели физической подготовленности детей

    дошкольного возра­ста (6–7 лет)

    Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. К числу их относится такая острая и актуальная для всех стран мира проблема, как детский травматизм. По данным Всемирной организации здравоохранения в развитых странах основными причинами смертности детей в возрасте от 1 гола до 4 лет в последнее время стали травмы. Повреждения являются и основной причиной инвалидизации детей. Повреждения у детей обусловлены их психофизиологическими особенностями, способствующими динамическому формированию поведения в окружающей среде. В каждой возрастной группе детский травматизм имеет свои особенности, типичные для данного возраста опасные ситуации.
    Среди пострадавших детей, поступающих в медицинские учреждения для лечения и реабилитации, десятую часть составляют дети раннего дошкольного возраста, которые постоянно находятся под присмотром родителей, медицинских работников детской поликлиники, яслей.
    Для определения частоты опасных ситуаций у детей от 1 года до 3 лет нами была составлена анкета, которую мы предлагали заполнять родителям на амбулаторном хирургическом приеме. Обследовали 500 детей (250 девочек и 250 мальчиков). Из анализа анкетных данных было установлено, что на первом месте по частоте стоят падения на «ровном месте». При этом девочки падают несколько чаще (60%), чем мальчики (50%). Дети нередко спотыкаются за игрушки, коврики, собственную ногу, ножки мебели. К концу 1-го года жизни, когда малыш начинает ходить, центр тяжести его из-за массивной головы располагается значительно выше, чем у взрослых, а площадь опоры недостаточна из-за маленьких стоп. Поэтому такие дети плохо держатся на ногах, чаще теряют равновесие и падают. Родителям следует всегда помнить о том, что у ребенка очень развит исследовательский рефлекс, желание как можно больше узнать, везде посмотреть, все потрогать. А в современных квартирах очень много предметов, таящих для ребенка опасность.
    Взрослые мало думают о (домашних) опасностях, пренебрегают элементарными мерами предосторожности.
    Вероятность получения травм детьми младшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от уровня осведомленности молодых родителей об опасных для детей данной возрастной группы ситуациях. Необходимые знания родители могут получить в детской поликлинике в кабинете здорового ребенка, от участковой медсестры, от медсестры яслей на родительском собрании группы.
    Если падения малышей на ровном месте составляют самую большую по частоте группу опасных ситуаций, то падения с высоты стоят на первом месте по тяжести повреждений. Из анализа анкетных данных установлено, что 40% детей обоего пола падают с высоты (из ниx с дивана падало 44 %, с кровати – 12%, со стула — 18 %, со стола – 3%, с качелей — 3 %, есть случаи падения с подоконника, холодильника, тумбочки, лестницы), Непоседы любят забираться на высоту, чтобы иметь больший обзор, достать игрушку, конфеты, попрыгать на пружинящем диване или на подушках.
    Травмы головы у детей младшего дошкольного возраста занимает первое место среди всех травм в этом возрасте, требующих направления в больницу. Кости черепа у детей недостаточно крепки, они прогибаются и передают удар подлежащим участкам мозга. Все повреждения костей черепе и головного мозга рассматриваются как серьезные. Только внимательное наблюдение врача за состоянием ребенка и тщательное всеcтopoннee обследование (неврологическое, рентгенологическое, лабораторное) позволяют установить степень повреждения. Некоторые дети, несмотря на тяжесть повреждения, чувствуют себя удовлетворительно, а в дальнейшем у них вдруг наступают тяжелые явления.
    Нередко родители оставляют спящих детей и выходят из дома. Даже несколько минут бывает достаточно, чтобы неожиданно произошла трагедия. Проснувшись один в квартире ребенок пугается одиночества. Он выскакивает на балкон, открывает окно, смотрит вниз, не идут ли родители. Такие же случаи бывают, когда детей оставляют одних в виде наказания.
    Бывают случаи, когда родители наносят ребенку повреждения вследствие неправильного обращения с ним. Необходимо помнить, что ребенок не кукла. Родители любят подбрасывать детей вверх, кружить за руки, играть с ними не учитывая психологических особенностей и физических возможностей ребенка.
    По нашим данным, 5% детей поступают в медицинские учреждения для вправления вывиха в локтевом суставе, который им делают родители, потянув за ручку. Это связано с тем, что связки локтевого cyстава у ребенка неокрепшие. Рука ребенка в таких случаях повисает как плеть.
    20% детей получают, ожоги. Чаще всего это ожоги жидкостями и утюгом. Когда родители ставят на виду у детей пищу, чтобы она остыла, дети нередко опрокидывают на себя горячий суп, чай и т. п., если хотят есть и пить.
    У ребенка еще не развиты процессы торможения, малыш не в силах ждать, он тут же пытается достать чашку, тарелку, чайник, опрокидывает и обжигается.
    Ожоговая травма, захватывающая 5% поверхности тела ребенка, является опасной для жизни малыша, какой бы степени ни был ожог. При получении ожога у него может развиться ожоговый шок, а затем ожоговая болезнь. Могут наступить патологические изменения в почках, печени и других органах, а не только в ране.
    Нередко во время ингаляций, мытья ног, подмывания родители сами нечаянно обжигают детей из-за подвижности, непоседливости. Часто дети прислоняю руки к раскаленному утюгу, сковороде, духовке.
    Ранения острыми предметами получают 20% мальчиков и 10% девочек. Чаще всего это ранения битым стеклом, бритвой, иглой, ножом, лопаткой, острой травинкой, гвоздем. Особо необходимо отметить прищемление пальчиков дверью, что отмечается у 60% детей от 1 до 3 лет. Эти повреждения, как правило, наносят взрослые, закрывая дверь. Дети с повреждениями кисти занимают от 15 до 20% в травматологических отделениях. Данная травма наносит серьезный ущерб чувствительности кончиков пальцев ребенка, что в дальнейшем может повлечь ограничения в выборе профессии. Дети с поврежденными пальцами должны лечиться в специализированных хирургических отделениях.
    8% детей от 1 года до 3 лет получают повреждения упавшими тяжелыми предметами. Взрослые не должны создавать травмоопасную среду для ребенка, необходимо прочно прибивать полки, карнизы, картины, музыкальные колонки.
    Необходимо учитывать, что любая травма сопровождается кровопотерей. Кровопотеря для ребенка до 3 лет очень неблагоприятна. Это связано с интенсивным развитием мозга в эти годы.
    Многие дети любят играть мелкими предметами (пуговицами, бусами, значками…). Они их сосут, как конфету, и при неожиданном движении могут нечаянно проглотить. Нередко малыши засовывают мелкие предметы в ухо, в нос. Лечение таких детей сопряжено с большими трудностями, не все предметы можно увидеть при помощи рентгеновского обследования.
    Особо следует сказать об отравлениях детей лекарствами. В таких случаях дети в очень тяжелом состоянии поступают в отделения реанимации, причем не всех удается спасти. Часто ребята проглатывают вместо воды налитую в бутылку жидкость, получая ожоги слизистой. Родителям следует хранить различные моющие и дезинфицирующие средства, лекарства, уксус, химические вещества в недоступном для ребенка месте.
    Отмечено, что наибольшее количество несчастных случаев с детьми происходит в выходные дни. Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами уже пытались лечить повреждение, а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь средствами «народной медицины».

    Занимательная анатомия

    Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.

    Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.

    К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.

    Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.

    Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.

    Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.

    Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.

    Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.

    Страсти и прочие ужасы

    А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.

    Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.

    Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.

    Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.

    Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

    Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.

    Где мои гантельки, где мой обруч...

    Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.

    Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.

    Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.

    Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.

    Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.

    Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.

    Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.

    Техника безопасности

    Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?

    1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.

    2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.

    3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.

    4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.

    5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.


    7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.

    8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.


    О том, как опасно поднимать тяжести, особенно женщинам, вы уже наверняка неоднократно слышали. Предлагаю разобраться, что именно опасного в поднятии тяжестей таится, и на воду какой температуры следует дуть.

    Занимательная анатомия

    Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.
    Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.
    К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.
    Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.
    Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.
    Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.



    Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.
    Между диафрагмой и тазом располагаются все органы брюшной полости. Тут уже нельзя было делать жесткие ребра, т.к. пищеварительной системе нужен простор - мы, конечно, не удавы, способные заглотить кролика, но все же некая свобода в этом отделе требуется (о чем хорошо догадывается каждый, кто вставал из за новогоднего стола, чтобы перестегнуть ремень на пару дырочек).

    Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.
    Страсти и прочие ужасы
    А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.
    Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.
    Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.
    В то же время, с этим механизмом тоже могут возникнуть некоторые сложности.
    Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.
    Но еще больше повышается давление в брюшной полости - диафрагма и мышцы пресса сдавливают все внутренние органы, и крупные сосуды, такие как нижняя полая вена.

    Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.
    Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.
    Где мои гантельки, где мой обруч...
    Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.
    Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.
    Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.
    Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.
    Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.
    Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.
    Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.
    Техника безопасности
    Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?
    1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.
    2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.
    3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.
    4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.
    5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.
    6) Нормализовать вес. Избыточный жир, особенно висцеральный (на внутренних органах) меняет нагрузки, которые на эти органы приходятся, и риск всяких неприятностях при ожирении повышается. В то же время, избыточное снижение процента жира в организме, особенно резкое и без адекватной тренировки мышечного корсета, также может приводить к смещению внутренних органов (особенно почек - их жировая капсула имеет важное значение для удержания их в должном положении).
    7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.
    8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.



    Подводя итог могу сказать, что человек, который сознательно готовит свое тело к нагрузкам очень отличается по многим параметрам от человека, который этих нагрузок опасается и избегает (я думаю, не нужно напоминать, что женщина тоже человек). Вы легко отличите их внешне и даже на ощупь. Вы легко догадаетесь, у кого из них при подъеме 20 кг даже дыхание не собьется, а у кого прорежется грыжа, гемморой, опустятся почки и пойдет кровь носом. Тренируйтесь, не забывая включать голову в процессе, и все будет хорошо!

    Взято у

    ________________________________________ ________________________________________ _____
    UPD: Закономерный вопрос: сколько вешать в граммах?
    Здесь можно посмотреть нормативы в троеборье для мужчин и женщин: http://www.live-active.ru/mens/power/2548

    На видео можно посмотреть, как разваливается на запчасти девушка, поднимающая 2+ веса своего тела в становой и как у нее прям выпадают все внутренние органы:

    Если говорить о более реалистичных силовых целях для девушек, которые занимаются своей формой и здоровьем, то на мой взгляд, рабочий вес в приседах и становой тяге (6-8 повторений), к которому следует стремиться, ориентировочно составляет 1 вес собственного тела.

    Лезжова Ольга Владимировна
    Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г. Москва Россия

    Растить здорового физически развитого ребенка главная забота каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте. Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями для укрепления, развития и сохранения своего здоровья. Всем взрослым принимающим непосредственное участие в развитие ребенка необходимы определенные знания об особенностях развития детей с нарушением зрения.
    Физическое развитие детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Например в силу нарушенного восприятия предметности окружающего мира и затрудненного ориентирования в пространстве, особенно в процессе передвижения, для них характерен (в большей степени чем детям с нормальным зрением) малоподвижный образ поведения. Они стараются меньше бегать, прыгать и т. д. У них преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений:

    — ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
    — напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
    — ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5-1 минута.
    — медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
    Важно отметить, что в дошкольном возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
    Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке - «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т. д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
    У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5-6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.
    Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, приведен ниже.
    К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку.
    К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
    К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега — не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.
    На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются.
    У дошкольников с особыми возможностями здоровья отмечаются отклонения в физическом развитии. Нередко они отстают в развитие моторики и речи.
    Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
    Для детей с нарушением зрения при занятиях физкультурой и спортом существует ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые необходимо знать при построении работы, чтобы не навредить ребенку.
    Например:
    При миопия и гиперметропия слабой степени, аккомодационном косоглазие, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять — большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы.
    При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2, подготовительная группа) — рекомендовано бегать на время (1 — 2.5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может); щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку с приземлением на носок; наклоны вперед туловище параллельно полу руки в сторону на пояс к плечам голову не опускать; медленные повороты и наклоны головы; медленные повороты туловища с поворотом головы; статистические упражнения выполнять как динамические например при сколиозе в и. п.- лежа на животе “лодочка”;
    лазание по гимнастической стенке без задержки на ней; кувырки в сторону. Противопоказаны — бег на скорость ускорения соревновательный бег;
    Прыжки в длину высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой) с высоты;
    Наклоны назад любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик) ходьба в мостике вперед глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища с поворотом головы; натуживания/ напряжения
    а) поднятие тяжестей набивных мячей штанги и т. д.,
    б) статические упражнения.
    в) длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые; кувырки вперед и назад; стойка на лопатках “березка”; эстафеты и игры соревновательного характера участие в соревнованиях
    Не следует забывать про вид косоглазия, так детям со сходящимся косоглазием при ходьбе по скамье бревну смотреть вперед при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть Смотреть перед собой вниз на предмет в руках на нос — нельзя
    Детям с расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну смотреть вниз при игре в мяч выполнять броски в цель вперед — вниз при наклоне головы назад.- глаза закрыть Смотреть вдаль вверх (вдаль)- нельзя.
    Детям, имеющим офтальмологический диагноз — миопия высокой степени
    Тяжелую патологию органа зрения после экстракции катаракты (афакия атифакия) дистрофия птоз; нистагм (3,специальная группа) рекомендовано следующие — медленный бег легкие общеразвивающие упражнения игры малой и средней подвижности ЛФК пальчиковая гимнастика дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказание те же, что и в предыдущей группе детей только список определяется более индивидуально.
    Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки, такими как — отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями, в послеоперационном периоде (4, Освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая дыхательная гимнастика ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижностивсе остальные упражнения запрещены.
    Слабовидящим детям(5, группа) с остротой зрения 02 на оба глаза, дети с окклюзией с остротой зрения менее 005. Показаны все упражнения в соответствии с программой с учетом возраста и возможностей детей.
    Дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку, поэтому взрослым необходимо заботиться о чистоте воздуха в помещении, где проходят физкультурные занятия, соблюдать рекомендации специалистов, при построении развивающей и оздоровительной работы с таким контингентом детей.
    Своевременно и правильно подобранные нагрузки и содержательная часть комплекса физических упражнений, систематические и регулярные занятия физкультурой и спортом в дошкольном учреждении, а так же дома с родителями помогут улучшать физическое состояние детей и укреплять их здоровье. Дорогие педагоги и родители развивайте и укрепляйте здоровье ребенка в дошкольном учреждении и дома: под своим чутким контролем.

    Виктория Жгунева
    Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

    Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

    Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия , свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познать мир, развить его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений ,тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

    Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях , в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки , в закаливании, на детских праздниках . Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

    Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук , ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнятся с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

    Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений , где каждая фаза непосредственно связана с другой.

    Влияние общеразвивающих упражнений многогранно : они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов , гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

    Запретные упражнения .

    Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.

    1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения , поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.

    2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.

    3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

    4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.

    5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм,нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.

    6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

    7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.

    8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

    9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

    10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.

    Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений . В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

    Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями , они помогают овладеть основами всех движений .

    Используемая литература.

    1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» . Москва. 2002г.

    2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду » Москва. 1981г.

    3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта» . Москва 2003г.



  • Разделы сайта