3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями.
В младшем дошкольном возрасте (2 – 3 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.
В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.
Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.
В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.
Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализаторной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на некоторое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Сочетание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициативу, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельности.
У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, проявляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.
Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.
Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т.п.
Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр.
Продолжительность занятий в начале периода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин.
Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.
Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет выполнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоциональную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не рекомендуется более 4 – 5, не считая ходьбы в начале и в заключительной части.
Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период – постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду.
У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие двигательных способностей – ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.
Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях – элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнастических упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, плавания.
Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.
При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях.
В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассивные растягивания мышц и связок.
Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следует. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двигательной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибкости и быстроты.
Продолжительность занятий составляет 30 – 35 мин. Занятия проводятся 3 – 4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни – всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двигательных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро «схватывать» суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях.
Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период можно усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внимание по-прежнему следует уделять развитию гибкости.
Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить продолжительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому восстановлению.
В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что – меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Следует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упорством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к правильному выполнению задания.
Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитателю следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспитания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие делает его более ловким и более сильным.
Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок.
Есть только одно эффективное средство предотвращения этих аномалий физического развития, это правильно организованная физическая активность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические тренировки.
В этом возрасте содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность не рекомендуется повышать.
Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посещает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки остается прежней – 10 – 12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин.
На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализированное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.
Главная задача в этот период – подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитии двигательных способностей – преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.
Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не предполагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тяжелых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия.
6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психологически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносторонним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортивной специализации или при осуществлении физической активности с оздоровительными и общеукрепляющими целями.
Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин.
Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте – 15 – 20 мин.
5–6-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.
В этот период продолжается активное развитие двигательных способностей: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 – 150 г.
В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость – амплитуде движений, в упражнениях на ловкость – быстроте реакции.
В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые упражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 – 7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение общей продолжительности занятий до 35 мин.
Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода.
В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением.
Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном доме, «матчевые» встречи между квартирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать состязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными небольшими командами детей одного возраста.
Из группы методов строго регламентированного упражнения при освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу видеть результат своего действия.
Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).
1. Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.
2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).
3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2).
4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).
5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.
6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба родителей, достижениям выдающихся спортсменов.
Таблица 3.2
Контрольные показатели физической подготовленности детей
дошкольного возраста (6–7 лет)
Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. К числу их относится такая острая и актуальная для всех стран мира проблема, как детский травматизм. По данным Всемирной организации здравоохранения в развитых странах основными причинами смертности детей в возрасте от 1 гола до 4 лет в последнее время стали травмы. Повреждения являются и основной причиной инвалидизации детей. Повреждения у детей обусловлены их психофизиологическими особенностями, способствующими динамическому формированию поведения в окружающей среде. В каждой возрастной группе детский травматизм имеет свои особенности, типичные для данного возраста опасные ситуации.
Среди пострадавших детей, поступающих в медицинские учреждения для лечения и реабилитации, десятую часть составляют дети раннего дошкольного возраста, которые постоянно находятся под присмотром родителей, медицинских работников детской поликлиники, яслей.
Для определения частоты опасных ситуаций у детей от 1 года до 3 лет нами была составлена анкета, которую мы предлагали заполнять родителям на амбулаторном хирургическом приеме. Обследовали 500 детей (250 девочек и 250 мальчиков). Из анализа анкетных данных было установлено, что на первом месте по частоте стоят падения на «ровном месте». При этом девочки падают несколько чаще (60%), чем мальчики (50%). Дети нередко спотыкаются за игрушки, коврики, собственную ногу, ножки мебели. К концу 1-го года жизни, когда малыш начинает ходить, центр тяжести его из-за массивной головы располагается значительно выше, чем у взрослых, а площадь опоры недостаточна из-за маленьких стоп. Поэтому такие дети плохо держатся на ногах, чаще теряют равновесие и падают. Родителям следует всегда помнить о том, что у ребенка очень развит исследовательский рефлекс, желание как можно больше узнать, везде посмотреть, все потрогать. А в современных квартирах очень много предметов, таящих для ребенка опасность.
Взрослые мало думают о (домашних) опасностях, пренебрегают элементарными мерами предосторожности.
Вероятность получения травм детьми младшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от уровня осведомленности молодых родителей об опасных для детей данной возрастной группы ситуациях. Необходимые знания родители могут получить в детской поликлинике в кабинете здорового ребенка, от участковой медсестры, от медсестры яслей на родительском собрании группы.
Если падения малышей на ровном месте составляют самую большую по частоте группу опасных ситуаций, то падения с высоты стоят на первом месте по тяжести повреждений. Из анализа анкетных данных установлено, что 40% детей обоего пола падают с высоты (из ниx с дивана падало 44 %, с кровати – 12%, со стула — 18 %, со стола – 3%, с качелей — 3 %, есть случаи падения с подоконника, холодильника, тумбочки, лестницы), Непоседы любят забираться на высоту, чтобы иметь больший обзор, достать игрушку, конфеты, попрыгать на пружинящем диване или на подушках.
Травмы головы у детей младшего дошкольного возраста занимает первое место среди всех травм в этом возрасте, требующих направления в больницу. Кости черепа у детей недостаточно крепки, они прогибаются и передают удар подлежащим участкам мозга. Все повреждения костей черепе и головного мозга рассматриваются как серьезные. Только внимательное наблюдение врача за состоянием ребенка и тщательное всеcтopoннee обследование (неврологическое, рентгенологическое, лабораторное) позволяют установить степень повреждения. Некоторые дети, несмотря на тяжесть повреждения, чувствуют себя удовлетворительно, а в дальнейшем у них вдруг наступают тяжелые явления.
Нередко родители оставляют спящих детей и выходят из дома. Даже несколько минут бывает достаточно, чтобы неожиданно произошла трагедия. Проснувшись один в квартире ребенок пугается одиночества. Он выскакивает на балкон, открывает окно, смотрит вниз, не идут ли родители. Такие же случаи бывают, когда детей оставляют одних в виде наказания.
Бывают случаи, когда родители наносят ребенку повреждения вследствие неправильного обращения с ним. Необходимо помнить, что ребенок не кукла. Родители любят подбрасывать детей вверх, кружить за руки, играть с ними не учитывая психологических особенностей и физических возможностей ребенка.
По нашим данным, 5% детей поступают в медицинские учреждения для вправления вывиха в локтевом суставе, который им делают родители, потянув за ручку. Это связано с тем, что связки локтевого cyстава у ребенка неокрепшие. Рука ребенка в таких случаях повисает как плеть.
20% детей получают, ожоги. Чаще всего это ожоги жидкостями и утюгом. Когда родители ставят на виду у детей пищу, чтобы она остыла, дети нередко опрокидывают на себя горячий суп, чай и т. п., если хотят есть и пить.
У ребенка еще не развиты процессы торможения, малыш не в силах ждать, он тут же пытается достать чашку, тарелку, чайник, опрокидывает и обжигается.
Ожоговая травма, захватывающая 5% поверхности тела ребенка, является опасной для жизни малыша, какой бы степени ни был ожог. При получении ожога у него может развиться ожоговый шок, а затем ожоговая болезнь. Могут наступить патологические изменения в почках, печени и других органах, а не только в ране.
Нередко во время ингаляций, мытья ног, подмывания родители сами нечаянно обжигают детей из-за подвижности, непоседливости. Часто дети прислоняю руки к раскаленному утюгу, сковороде, духовке.
Ранения острыми предметами получают 20% мальчиков и 10% девочек. Чаще всего это ранения битым стеклом, бритвой, иглой, ножом, лопаткой, острой травинкой, гвоздем. Особо необходимо отметить прищемление пальчиков дверью, что отмечается у 60% детей от 1 до 3 лет. Эти повреждения, как правило, наносят взрослые, закрывая дверь. Дети с повреждениями кисти занимают от 15 до 20% в травматологических отделениях. Данная травма наносит серьезный ущерб чувствительности кончиков пальцев ребенка, что в дальнейшем может повлечь ограничения в выборе профессии. Дети с поврежденными пальцами должны лечиться в специализированных хирургических отделениях.
8% детей от 1 года до 3 лет получают повреждения упавшими тяжелыми предметами. Взрослые не должны создавать травмоопасную среду для ребенка, необходимо прочно прибивать полки, карнизы, картины, музыкальные колонки.
Необходимо учитывать, что любая травма сопровождается кровопотерей. Кровопотеря для ребенка до 3 лет очень неблагоприятна. Это связано с интенсивным развитием мозга в эти годы.
Многие дети любят играть мелкими предметами (пуговицами, бусами, значками…). Они их сосут, как конфету, и при неожиданном движении могут нечаянно проглотить. Нередко малыши засовывают мелкие предметы в ухо, в нос. Лечение таких детей сопряжено с большими трудностями, не все предметы можно увидеть при помощи рентгеновского обследования.
Особо следует сказать об отравлениях детей лекарствами. В таких случаях дети в очень тяжелом состоянии поступают в отделения реанимации, причем не всех удается спасти. Часто ребята проглатывают вместо воды налитую в бутылку жидкость, получая ожоги слизистой. Родителям следует хранить различные моющие и дезинфицирующие средства, лекарства, уксус, химические вещества в недоступном для ребенка месте.
Отмечено, что наибольшее количество несчастных случаев с детьми происходит в выходные дни. Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами уже пытались лечить повреждение, а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь средствами «народной медицины».
Занимательная анатомия
Для начала давайте представим себе немного устройство человеческого тела в нужном нам разрезе.
Тело наше имеет скелет - это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. В контексте нашего разговора говоря о скелете нужно в первую очередь вспомнить про позвоночник. Позвоночник это уникальное устройство, сочетающее в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, что возможно благодаря объединению в одну структуру жестких элементов (позвонков) и более мягких элементов - межпозвоночных дисков. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой. Для улучшения функции амортизатора позвоночник имеет S-образный изгиб, чтобы принимать вертикальные нагрузки подобно пружине, которая может сгибаться и разгибаться.
К позвоночнику же через кости крепятся конечности и черепная коробка, но нам более интересно как к нему прикрепляются внутренние органы.
Внутренние органы “упакованы” в структуру, которую мы визуально воспринимаем как туловище.
Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это еще одно интересное подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой - мышечная мембрана, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке (их называют органы средостения) от того, чтобы они не “упали” в живот.
Грудная клетка “придумана” природой для двух вещей. Во-первых, она делает возможным дыхание - когда ребра расширяются или сужаются за ними движутся и легкие, ведь они герметично упакованы внутрь грудной клетки. Вторая - защита сердца и крупных сосудов. Тут представляется нападение хищников, которые не смогут вырвать сердце из жесткой брони грудной клетки, но все намного прозаичнее - если, например, расположить сердце и развязку крупных артерий в животе, то неудачно придавив его (заснув в неудобной позе, скажем), можно остановить ток крови, что довольно быстро приводит к смерти, как вы знаете.
Снизу туловище ограничено тазом - костный каркас, являющийся жестким дном брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места. Вот тут есть важная особенность, отличающая строение мужского и женского тела. Тазовое дно у мужчин плотно закрыто мышцами. А у женщин, которые создавались с учетом деторождения, в тазовом дне есть отверстие в мышцах для влагалища, через которое в матку попадают сперматозоиды сами знаете как, возвращающиеся через 9 месяцев с прибавкой в весе в 3-5 кг. Поэтому и сам таз крупнее мужского, дабы ребенок мог выйти через его дно.
Для того, чтобы удержать все органы внутри брюшной полости, есть мышечный корсет. Кроме того, чтобы они не болтались там беспорядочно и не перекручивались между собой, каждый из внутренних органов закреплен связками, а иногда и оплетен жиром, чтобы защищать и утеплять. Еще надежнее упакованы почки, которые имеют собственную жировую капсулу, которая является дополнительной механической защитой и утеплением, и находятся в специальном кармане из мышц - такая повышенная защита нужна не только потому, что почки важный орган, очищающий организм от токсинов и выполняющий другие регулирующие функции - с ними вместе располагаются еще и надпочечники, повреждение которых приводит к быстрой смерти.
Страсти и прочие ужасы
А теперь давайте представим, что происходит, когда человек, скажем, поднимает с пола штангу в 1,5 своих веса, выполняя становую тягу (при любом поднятии тяжести происходит одно и то же), и какие опасности это таит.
Во-первых, нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, то он такую нагрузку вполне адекватно принимает - должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать. Если же спина прогнута в ненужных местах, или имеет какие-то перекосы в сторону, то диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации, что называется позвоночной грыжей. Аналогичная судьба их ждет, если нагрузка чрезмерна.
Но позвоночник - это лишь задняя часть туловища, и сам он не выстоит в битве с весом. Для того, чтобы одолеть его нужна помощь и остальных отделов туловища, которое в момент поднятия веса должно стать прочным столпом. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище, давление внутри него возрастает и тело становится значительно жестче, как бутылка газировки, которую взболтали.
Сжатые мышцы не позволяют грудной клетке двигаться так, как положено, а значит легкие начинают двигаться в других условиях, и в их движении большее участие начинает принимать диафрагма. Такое повышение давления в средостении может мешать работе сердца, но главное - сдавливаются крупные сосуды, в основном вены, что ухудшает ток крови через них - это может стать предпосылкой к варикозному расширению вен на конечностях, которым некуда отводить кровь.
Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости порядок (например, там нет огромных жировых депо, изменяющих положение внутренних органов), то все протекает относительно безрисково, но если что-то идет не так, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее нагрузки. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше - в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.
Опасным может быть смещение почек (это может приводить к перегибу питающих их сосудов и мочеточников), а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью. У женщин все осложняется еще и тем самым отверстием в мышцах тазового дна, которое делает его слабым местом в общем мышечном корсете, а соответственно, нагрузка может найти “слабое звено”. Это та самая особенность строения женского организма, которая повышает риски неприятностей в случае работы с тяжелыми весами.
Где мои гантельки, где мой обруч...
Значит тяжелые веса поднимать нельзя, особенно женщинам? Бассейн наше все, никаких силовых нагрузок? Нет - не все так просто.
Уж не знаю, байка ли, но говорят, что для подготовки к длительным космическим полетам был запущен проект, в котором планировалось создать полностью самодостаточную замкнутую биосферу, и во время его подготовки выяснили интересную особенность: деревьям нужен ветер. Без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.
Аналогичная ситуация с нашим организмом. Если не нагружать его, то он становится хрупким и ломается.
Питание межпозвоночных дисков очень сильно зависит от того, как активно работают мышцы, расположенные вокруг них, и если мышцы находятся без адекватного движения долгое время, то питательные вещества и вода не поступают в диски, и они становятся хрупкими, и риск повредить их возникает при любом движении. К тому же, правильное положение позвоночника при нагрузках не берется из неоткуда - нужны тренировки, в ходе которых организм учится брать вес правильно.
Мышечный корсет туловища сам по себе не станет крепким и прочным - ему тоже нужны нагрузки. Если не нагружать организм правильным образом, то мышцы кора сами собой не вырастут, а они нужны не только в повседневной жизни, дабы удерживать органы в правильном положении, но и при той же беременности и в родах.
Мышцы тазового дна также укрепляются, когда на них оказывается нагрузка, поэтому даже имея особенности строения таза, женщины могут укрепить его силовыми упражнениями. Риск возникает только в том случае, когда нагрузка становится неадекватной текущим способностям организма - для тренированных женщин это попытка выйти на силовой рекорд, для нетренированных... да что угодно, даже сумки из магазина могут привести к неприятным последствиям.
Я уже молчу о том, что без адекватных силовых нагрузок довольно трудно поддерживать здоровье, особенно в зрелом и пожилом возрасте.
Техника безопасности
Что же делать, чтобы силовые нагрузки несли пользу, как снизить риск всяческих проблем и сложностей?
1) Правильная техника выполнения упражнений - для того ее и придумали, чтобы минимизировать возможные риски.
2) Не распыляться. Необходимо хорошо выучить технику нескольких базовых упражнений, и работать над ними - введение в тренировочный режим неоправданного количества чудных упражнений риск травмы повышает, т.к. веса в них используются зачастую неадекватные навыкам.
3) Постепенно увеличивать нагрузки. Вполне очевидно, что если “рвать жопу”, то она рано или поздно может порваться.
4) Укреплять мышечный корсет туловища. Думаю теперь понятна логика использования пояса для штангистов - он помогает фиксировать внутренние органы за счет повышения давления в брюшной полости. Но такой пояс штангистов у нас всегда есть с собой - наш мышечный корсет, и укрепляя его мы существенно снижаем риски любых травм.
5) Правильно дышать при выполнении упражнений. Это можно отнести к технике их выполнения, но все же скажу отдельно. Классическая схема - вдох при опускании веса и выдох при его поднятии помогает на протяжении всего повтора поддерживать среднее давление в грудной клетке и брюшной полости, задержка же дыхания приводит к избыточному сдавлению сосудов и неправильному распределению давления на внутренние органы.
7) Не игнорировать разминку и заминку, а также разминаться между силовыми подходами - это не позволит крови застаиваться в конечностях, снизит нагрузку на сердце и риск развития варикозного расширения вен.
8) Волков бояться - в лес не ходить. Хотите обезопасить себя от всего - лежите на диване. Только придумайте как не умереть от инфаркта, инсульта, ожирения и сахарного диабета. Жизнь опасная штука - но многие опасности являются тем ветром, без которого деревья становятся слабыми и хрупкими.
________________________________________ ________________________________________ _____
UPD: Закономерный вопрос: сколько вешать в граммах?
Здесь можно посмотреть нормативы в троеборье для мужчин и женщин: http://www.live-active.ru/mens/power/2548
На видео можно посмотреть, как разваливается на запчасти девушка, поднимающая 2+ веса своего тела в становой и как у нее прям выпадают все внутренние органы:
Если говорить о более реалистичных силовых целях для девушек, которые занимаются своей формой и здоровьем, то на мой взгляд, рабочий вес в приседах и становой тяге (6-8 повторений), к которому следует стремиться, ориентировочно составляет 1 вес собственного тела.
Лезжова Ольга Владимировна
Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г. Москва Россия
Растить здорового физически развитого ребенка главная забота каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте. Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями для укрепления, развития и сохранения своего здоровья. Всем взрослым принимающим непосредственное участие в развитие ребенка необходимы определенные знания об особенностях развития детей с нарушением зрения.
Физическое развитие детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Например в силу нарушенного восприятия предметности окружающего мира и затрудненного ориентирования в пространстве, особенно в процессе передвижения, для них характерен (в большей степени чем детям с нормальным зрением) малоподвижный образ поведения. Они стараются меньше бегать, прыгать и т. д. У них преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений:
— ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
— напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
— ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5-1 минута.
— медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
Важно отметить, что в дошкольном возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке - «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т. д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5-6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.
Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, приведен ниже.
К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку.
К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега — не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.
На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются.
У дошкольников с особыми возможностями здоровья отмечаются отклонения в физическом развитии. Нередко они отстают в развитие моторики и речи.
Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
Для детей с нарушением зрения при занятиях физкультурой и спортом существует ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые необходимо знать при построении работы, чтобы не навредить ребенку.
Например:
При миопия и гиперметропия слабой степени, аккомодационном косоглазие, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять — большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы.
При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2, подготовительная группа) — рекомендовано бегать на время (1 — 2.5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может); щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку с приземлением на носок; наклоны вперед туловище параллельно полу руки в сторону на пояс к плечам голову не опускать; медленные повороты и наклоны головы; медленные повороты туловища с поворотом головы; статистические упражнения выполнять как динамические например при сколиозе в и. п.- лежа на животе “лодочка”;
лазание по гимнастической стенке без задержки на ней; кувырки в сторону. Противопоказаны — бег на скорость ускорения соревновательный бег;
Прыжки в длину высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой) с высоты;
Наклоны назад любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик) ходьба в мостике вперед глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища с поворотом головы; натуживания/ напряжения
а) поднятие тяжестей набивных мячей штанги и т. д.,
б) статические упражнения.
в) длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые; кувырки вперед и назад; стойка на лопатках “березка”; эстафеты и игры соревновательного характера участие в соревнованиях
Не следует забывать про вид косоглазия, так детям со сходящимся косоглазием при ходьбе по скамье бревну смотреть вперед при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть Смотреть перед собой вниз на предмет в руках на нос — нельзя
Детям с расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну смотреть вниз при игре в мяч выполнять броски в цель вперед — вниз при наклоне головы назад.- глаза закрыть Смотреть вдаль вверх (вдаль)- нельзя.
Детям, имеющим офтальмологический диагноз — миопия высокой степени
Тяжелую патологию органа зрения после экстракции катаракты (афакия атифакия) дистрофия птоз; нистагм (3,специальная группа) рекомендовано следующие — медленный бег легкие общеразвивающие упражнения игры малой и средней подвижности ЛФК пальчиковая гимнастика дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказание те же, что и в предыдущей группе детей только список определяется более индивидуально.
Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки, такими как — отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями, в послеоперационном периоде (4, Освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая дыхательная гимнастика ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижностивсе остальные упражнения запрещены.
Слабовидящим детям(5, группа) с остротой зрения 02 на оба глаза, дети с окклюзией с остротой зрения менее 005. Показаны все упражнения в соответствии с программой с учетом возраста и возможностей детей.
Дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку, поэтому взрослым необходимо заботиться о чистоте воздуха в помещении, где проходят физкультурные занятия, соблюдать рекомендации специалистов, при построении развивающей и оздоровительной работы с таким контингентом детей.
Своевременно и правильно подобранные нагрузки и содержательная часть комплекса физических упражнений, систематические и регулярные занятия физкультурой и спортом в дошкольном учреждении, а так же дома с родителями помогут улучшать физическое состояние детей и укреплять их здоровье. Дорогие педагоги и родители развивайте и укрепляйте здоровье ребенка в дошкольном учреждении и дома: под своим чутким контролем.
Виктория Жгунева
Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия , свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познать мир, развить его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений ,тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях , в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки , в закаливании, на детских праздниках . Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук , ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнятся с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений , где каждая фаза непосредственно связана с другой.
Влияние общеразвивающих упражнений многогранно : они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов , гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.
Запретные упражнения .
Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.
1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения , поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.
2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.
3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.
4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.
5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм,нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.
6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.
7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.
8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.
9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.
10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.
Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений . В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.
Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями , они помогают овладеть основами всех движений .
Используемая литература.
1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» . Москва. 2002г.
2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду » Москва. 1981г.
3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта» . Москва 2003г.